Картина айвазовского хаос сотворение мира описание картины. «Хаос. Сотворение мира» картина Айвазовского. Хождение по водам

Публикации раздела Музеи

Библейские картины Айвазовского

В еликий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты - иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия.

Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).

Сотворение мира

Сотворение мира. 1864. ГРМ

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме - имя «ночь». Настал вечер, настало утро - первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро - второй день» (Книга Бытия, 1:1–8) .

Всемирный потоп

Всемирный потоп. 1864. ГРМ

«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, - все умерли. Все, что было на земле, - и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные - все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24) .

Сошествие Ноя с горы Арарат

Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889. Национальная галерея Армении

«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи - и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы - все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19) .

Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море. 1891. США, Собрание К. и Э. Согоян

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем - воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем - и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне - и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех - и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую - стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30) .

Хождение по водам

Хождение по водам. 1888. Государственный музей истории религии

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним - Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» - закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» - тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», - сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» - закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32) .

Сотворение мира. 1864

Айвазовский И.К.
Холст, масло
195 x 236

Русский музей

Аннотация

В основе сюжета слова из Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие, 1:2). Картина была написана за 9 часов. На выставке ИАХ (1864) экспонировалась под названием «Момент из сотворения мира», в 1865 приобретена императором Александром II для ИЭ. В литературе известна под названиями: «Момент сотворения мира» (Картинная галерея Русского музея императора Александра III. СПб, 1904. С. 1), «Миротворение» (Н. П. Собко. Словарь русских художников. Т. 1, вып. 1, СПб, 1893. С. 305, 306, ил. 56) и «Мироздание» (Там же. С. 302, 324). Варианты: «Хаос (Сотворение мира)». 1841, Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция; «Сотворение мира». 1889, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского; «Мироздание (Вселенная)», местонахождение неизвестно, была на персональной выставке в 1894.

Биография автора

Айвазовский И.К.

Айвазовский Иван Константинович (1817, Феодосия – 1900, там же)
Живописец-маринист. Почетный член Императорской Академии художеств с 1887, профессор.
Член Римской Академии Св. Луки, Флорентийской, Амстердамской и Штутгартской академий художеств.
Кавалер ордена Почетного легиона. Член Русского географического общества.
Родился в Феодосии в семье армянского торговца. Учился у феодосийского архитектора Г. Коха, в Императорской Академии художеств у М.Н. Воробьева и Ф. Таннера (с 1833). В 1838–1840 – пенсионер в Италии; посетил Германию, Францию, Испанию и Голландию (1840–1844).
Живописец Главного морского штаба. В 1845 совершил путешествие в Турцию, Малую Азию, на Греческий архипелаг с экспедицией Ф.П. Литке. По возвращении жил и работал в Феодосии (почетный гражданин с 1880), подарил городу картинную галерею (ныне Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского).
Сыграл большую роль в развитии русской маринистики. Написал около 6000 картин. Автор морских пейзажей, видов приморских городов, картин, посвященных истории отечественного флота, батальных сцен. Создал ряд полотен на библейские сюжеты.

Иван Константинович Айвазовский известен как великий художник маринист. Ему, как никому другому в данном стиле удавалось реалистично изображать природные стихии, связанные с морскими водами. Мало кто знает, но он написал множество картин на библейскую тематику, которая его также очень интересовала.

В данной статье представлены две картины художника Ивана Айвазовского «Сотворение мира» и «Хаос. Сотворения мира». Они написаны с разницей более 20 лет, но имеют похожий смысл. Для Айвазовского картины сотворение мира стали чем-то особенным в его творчестве. Хотя в обоих вариантах, как и в остальных его картинах, присутствует море. Но тут оно особенное и играет совсем иную роль.

Хаос (Сотворение мира). 1841 год. Бумага, масло. 106×75 cм.
Музей конгрегации мхитаристов. Св. Лазар, Венеция.

Айвазовский «Хаос. Сотворение мира» описание

Одну из лучших картин на библейскую тематику «Хаос. Сотворение мира» Айвазовский Иван Константинович написал в 1841 году. За эту картину художник был награжден золотой медалью от Папы римского, а картина стала экспонатом в музее Ватикана.

На данной картине изображено создание всего живого. Так как художник очень любил море, то он воодушевил эту картину именно с ним. Море, лучи солнца и силуэт, который напоминает человеческий образ. Глядя на картину, видно, что тьма постепенно расходится под действием солнечных лучей и в части яркого неба виднеется образ Создателя. Он руками разводит тьму, и она постепенно исчезает, морская вода становится спокойнее, что обозначает начало возрождения всего живого.

На данном полотне действительно Создатель предотвращает хаос на Земле. Картина Айвазовского «Хаос. Сотворение мира» символична и передает всю реальность действий. Переход от тьмы в свет, очень ярко и реалистично изображен, что свойственно, для картин художника.

Глядя на эту картину можно удивиться, как настолько мелкие детали можно передать красками на холсте. Для этого нужно огромное понимание природы и гениальный талант, чем и отличается от многих других маринистов Айвазовский. «Хаос. Сотворение мира» фото данной картины довольно распространены в сети интернет. Каждый желающий может зайти и проникнуться в этот шедевр искусства.

Невероятный вклад в классическое искусство принесла картина Айвазовского «Хаос. Создание мира». Описание картины не даст четкого понятия о творении, нужно лично посмотреть на изображение, чтобы по-настоящему оценить шедевр художественного искусства.

Сотворение мира. 1864
Холст, масло. 196 x 233 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Картина Айвазовского «Сотворение мира» описание

Очень впечатляет другая, написанная на такую же тематику, картина «Сотворение мира» Айвазовского. Описание ее требует серьезных и долгих размышлений над процессом создания мира. Эта картина намного отличается от предыдущей, даже можно сказать она совсем иная. Здесь также можно увидеть море и свет, пробивающийся сквозь тьму. Но рисунок выполнен совершенно в ином трактовании, также во тьме можно заметить красный цвет. Он также изображен не просто так, а имеет важное значение для понимания картины. Возможно, художник, таким образом, изобразил начало хаоса. Либо показал разделение границ между Творцом и творением.

Картина Айвазовского «Сотворение мира» 1864 года написания сочетается с фразой «сотворение из нечего». Для того, чтобы лучше понять глубокий смысл произведения художника Айвазовского «Сотворение мира», фото картины помогут в этом. Конечно, они не заменят оригинала изображения, но, все же, найдя качественное фото, можно изучить основной сюжет.

Описание позднего варианта картины наиболее неопределенно, и каждый может увидеть иные мысли. Но, все же, основной идеей картины является показать создание мира из ничего, из густой тьмы, которая покрывала все вокруг.

Жизнь приняла в свои объятия 29 июля 1817 года в городе великой славы и истории Феодосии. Город у моря и предрёк дальнейшую творческую судьбу художника.

Путь к прекрасному был труден и тернист. Родившись в бедной семье, мальчик не имел возможности серьёзно заниматься обучением художественному мастерству. Но, талант и Божье предназначение, находило выход на уличных заборах и площадях, где ребёнок находил возможность выражать свой творческий потенциал.

Благодаря таким уличным вернисажам, однажды работы маленького Ивана заметил местный губернатор. Картины юного дарования произвели неизгладимое впечатление на чиновника и он приказал найти мальчика. Впоследствии этот губернатор посодействовал поступлению будущего мариниста в Петербургскую Академию художеств. Айвазовский никогда не забывал тот счастливый случай с губернатором и в дальнейшем принимал активное участие в творческой жизни родного города. Судьба у художника была полна трудностей и опасностей.

В те времена, все значимые события в истории государства запечатлелись только посредством кисти и холста, а Айвазовский, будучи художником в Главном морском штабе, постоянно отправлялся на места сражений, чтобы оставить документальные иллюстрации.

Его творчество не имело единой направленности, но предпочтение и душевный отклик в красках художник черпал в детской колыбели воспоминаний. Море стало главной его любовью, хотя в арсенале художника более шести тысяч работ на разные темы — пейзажи, сражения, исторические события. Творчество художника вызывало интерес не только у соотечественников, но и во всём мире. Художник часто бывал в Турции, написал множество работ, Италия тоже подарила массу впечатлений.

Надо отметить, что многие полотна были написаны не с натуры, а по памяти, что еще раз подчеркивает уникальность и гениальность Айвазовского. Картина «Хаос. Сотворение мира » была написана Айвазовским во время пребывания в Италии. Неповторимая экспрессия полотна, написанная в пастельных и коричневых тонах на фоне бушующего моря, отобразила душевные скитания и размышления мастера о справедливости жизни, о любви и предательстве, о справедливости и боли, о жизни и смерти, о борьбе добра и зла.

Римский Понтифик был настолько сражен глубиной идеи и мастерством полотна, что впоследствии, наградил художника Айвазовского золотой медалью. Скоро исполнится 200 лет со дня рождения художника, но интерес к выдающему мастеру не иссякает, потому, как и жизнь его, полна еще неизведанными фактами, а полотна заставляют людей просыпаться от будничности и открывают новые потоки света и добра.

Эта картина была написана в далеком 1841 году маслом на небольшом хосте бумаги. На данный момент эта картина принадлежит музею армянской конгрегации Мхитаристов. Музей находится на острове Святого Лазаря в Венеции. Размеры картины 106 на 75 сантиметров.

После того, как Айвазовский получил золотую медаль после курса обучения, он уехал в Италию, где, начиная с 1840 года, написал более 50 картин. Он был очень воодушевлен и много работал. Очень большой ажиотаж стоял вокруг его картин.

За картину «Хаос. Сотворение мира», Айвазовский был награждён золотой медалью лично Папой Григорием XVI. Эта картина стала постоянным экспонатом Ватиканского музея.

Очень большое влияние оказала на художника академия, которая была пропитана вся классицизмом. Художник очень внимательно изучал морскую и водную стихию в целом, замечал и запоминал все тонкости. Он владел великолепно техникой и досконально знал все, что творится в море. Очень много картин, которые посвящены морю.

На картине «Хаос. Сотворение мира» изображено именно море и первые лучи солнца. В этот момент, создается все живое в этом мире. И в тучах, при свете солнца, виден силуэт, напоминающий человека, а тут создателя всего. Очень часто художник использовал библейскую тематику, как и в случае с «Хаос. Сотворение мир». Айвазовского очень интересует жизнь стихий природы. Во многих картинах просто нет места человеку, как и в этой великолепной картине. Она чем-то напоминает морской пейзаж. Данная картина стала форменной сенсацией.

Писал он эту картину, не отходя от нее, на одном дыхании. А если же он не заканчивал какую-то свою работу, то сразу же уничтожал ее, чтобы не возвращаться больше к ней.

Картину «Хаос. Сотворение мира» относятся к стилю романтизм с реализмом. Написана она была в Италии, в городке Неаполь на холсте бумаги. Так как он, еще никто не изображал стихии, вода была как настоящая и свет, можно было увидеть воздух. Все это было настолько реалистично, что до сих пор удивляешься этому человеку, его гениальности.

Картина была результатом желания найти свой стиль в живописи, новые методы для отображения света, воды, воздуха, как передать это всё наиболее реалистично. Стихия, на этой картине, необузданная, неудержимая, она властвует над всем. Темная вода с мощными волнами символизирует тьму, светлые отблески солнца символизирует свет, а вместе - это вечная борьба между светом и тьмой, с самых древних времен. Среди всего этого хаоса и противоборства возникает фигура Создателя, которая дает надежду, что всё утихнет и вновь на землю спустится тишина и покой.