«Капитанская дочка» образ Савельича. Сочинение на тему «Савельич и Пётр Гринёв на страницах романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Характеристика савельича из капитанской дочки кратко

Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гри­нёва разговор с Савельичем, каков характер Савельича? Дорога, бу­ран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чём его иносказательность?

Ответ

Глава начинается народной песней: фактически впервые Петя Гринёв оказался так далеко от дома, и ему пришлось об­щаться с выходцами из народа. Но, вообще-то говоря, после­дующие главы тоже начинаются с народных песен, так что де­ло здесь в том, с какой именно песни автор начинает повествование.

В данном случае это грустная песня, полная сожаления о том, что вокруг незнакомая сторона, на которую добрый молодец попал не по своей воле, а в буйном хмелю. Этим задаётся определённый тон главе, в которой происходит встреча с Пугачёвым и делается намёк на авторское отноше­ние к зарождающимся планам знаменитого мятежника, что подчёркивает обстановка знакомства.

Гринёва разговор с Савельичем характеризует как совест­ливого молодого человека, который искренне привязан к кре­постному дядьке. Минута высокомерия прошла, и сам Гринёв чувствует себя неловко. Он просит прощения у своего холопа, вовсе не думая, что, по тогдашним законам, это фактически его раб. Вместе с этим, Гринёв парень упрямый и несомненно склонный к романтическим приключениям — иначе он тут же не настоял бы на том, что надо двигаться дальше, несмотря на предупреждения ямщика и просьбы подобревшего Савельича. Конечно, говоря так, мы должны учитывать возраст Гринёва. В таком свете и в свете прочих его качеств эта бесшабашность выглядит даже симпатично и уж, по крайней мере, естественно.

Савельич был заметно тронут извинениями Петра, он тоже отходчив, но вину с себя не снимает, считает, что должен был уследить за своим подопечным. Как человек поживший, и к тому же несущий ответственность за другого, он предпочитает осторожные решения и недоволен легкомысленным стремле­нием Петра ехать сквозь буран.

Описывая дорогу, А.С. Пушкин недаром замечает, что она «печальная». Собственно, дороги как таковой там и не бы­ло — по степи только след от крестьянских саней. Понятно, что путь по таким унылым местам навевал грустные размыш­ления на юношу, который ещё совсем недавно мечтал поехать в столицу и служить в гвардии. Буран начался неожиданно -вот ещё только маленькое облачко на горизонте — и уже всё заволочено снежной мглой. Возможно, такая атмосфера была нужна А.С. Пушкину, чтобы читатель почуял незримое сход­ство между бураном и тем восстанием, что должно было вот-­вот также внезапно разгореться. Появление Пугачёва, этого таинственного «дорожного», в такую погоду, то, что он сумел, не смотря ни на что, вывести кибитку к жилью, показывает его человеком, умеющим ориентироваться в условиях бури и, более того, чувствующим себя в ней вполне комфортно. То же можно сказать и про его лихое руководство мятежом, когда он так же чутко вёл своих людей сквозь социальные потрясения.

Сон Петруши имеет глубокий смысл для дальнейших со­бытий. В этом сне символически отобразился нравственный выбор, спустя несколько месяцев вставший перед Гринё­вым — присягать или нет на верность Пугачёву. Сила буду­щих сомнений и размер участия Пугачёва в судьбе юноши бу­дут настолько велики, что его впору сравнивать с отцом, давшим жизнь. Кровь показывала всю жестокость будущего, но даже через эту кровь Пугачёв был ласков с Петром и при­зывал его к себе. Конечно, Петруша не мог понять будущее, но поразительная реальность его сна произвела на него глубо­кое впечатление. Выйдя за рамки пушкинского текста, можно с большой долей вероятности предположить, что в сложные моменты выбора Гринёв неоднократно возвращался к этому сну, постепенно прозревая его пророческую сущность.

А.С. Пушкин описывает Пугачёва словами Гринёва: «На­ружность его мне показалась замечательна. Он был лет соро­ка, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

С хозяином Пугачёв разговаривал иносказательно, потому что рядом присутствовали посторонние. Хозяин отвечал ему тем же, и друг друга они прекрасно понимали. Ясно, что речь идёт о предполагаемом выступлении, но сказать о частностях непросто. Дождик, грибки и кузов — это, скорее всего, под­стрекательские действия самого Пугачёва, которые польют семена недовольства существующими порядками у казаков и кочевников, и когда эти семена прорастут, можно будет де­лать дело, «брать кузов и идти по грибы». Собирать урожай, одним словом. Воевать с царскими слугами. После Пугачёв также иносказательно предложил хозяину замолчать («за­ткнуть топор за спину») и пошёл спать.

Иллюстраций к данной главе в учебнике-хрестоматии нет.

Савельич характеристика и образ в повести Пушкина Капитанская дочка

План

1. Главные герои произведения.

2. Савельич. Характеристика и образ в повести “ ”

2.1. Характер героя.

2.2. “Не старый пес, а верный ваш слуга”.

2.3. Подвиги Савельича.

3. Трагизм крепостного права.

“Капитанская дочка” - историческая повесть а, основанная на реальных событиях. Главные герои произведения - смелый и благородный офицер Гринев, беззащитная и мужественная красавица Маша Миронова, жестокий и двуличный предатель Швабрин и, конечно же, безжалостный и добросердечный . Эти колоритные многогранные образы не перестают удивлять и завораживать читателя на страницах повести.

Однако не менее важным и ярким героем является и Савельич - старый слуга Гринева. На первый взгляд он занимает малозначительное место в повествовании, но, внимательно присмотревшись к его словам и поступкам, начинаешь понимать, что пожилой прислужник играет особенную, значимую роль в жизни главных героев. Например, если бы не он - то натворил бы за свою юность множество ошибок и даже был бы казнен, если б не заступничество старого слуги.

В повести Савельич предстает перед читателями пожилым человеком, немного ворчливым, немного глуповатым, но очень смекалистым и преданным. Гринев характеризирует его как непьющего, что было редкостью для одинокого крепостного того времени, “за трезвое поведение пожалованного… в дядьки”. Савельич очень привязан к своему барину, он обучал его грамоте и относился к нему, как к сыну. Скорее всего, все хорошее, что имел в себе Гринев, досталось ему от примера верного слуги.

Пожилой крепостной описывается очень хозяйственным, домовитым человеком: “…Я пошел на квартиру, мне отведенную, где Савельич уже хозяйничал”. Он умеет правильно распоряжаться деньгами, хорошо убирает и готовит. Несмотря на свое зависимое положение, старик умеет читать и писать, любит отстаивать свое личное мнение, даже спорить с барином. К тому же, Савельич обладает проницательностью и наблюдательностью: “Савельич слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого”.

Примечательны отношения старого слуги со своими господами. Он любит их от всего сердца, усердно заботится об их благополучии. Для него крепостное право - это образ жизни, он не осознает, что может быть как-то иначе, он смиренно подчиняется барину и искренно любит его. Поэтому Пугачева - освободителя крестьян, он называет “злодеем и разбойником”. И хотя Савельич относится к Гриневу как к собственному ребенку, видно, что молодой человек не питает к старому слуге ответных чувств.

Конечно, он по-своему привязан к своему “дядьке”, уважает его, прислушивается к его советам, иногда разговаривает с ним на равных, но в то же время в обращении офицера к своему слуге сквозит насмешливость, снисходительность и холодность. Особенно это очевидно, когда молодой человек несправедливо обругал Савельича за то, что тот рассказал его отцу о дуэли. А Гринев-старший, в свою очередь, оскорбляет слугу за то, что тот не доложил о ней! В этой нелепой ситуации старый крепостной выглядит благородным и справедливым человеком. Он не обижается на своих хозяев, так как понимает их чувства, не затаивает злобу. Он твердо отстаивает свое человеческое достоинство, но делает это смиренно, заглушив в себе обиду: “Я не старый пес, а верный ваш слуга, господских указаний слушаюсь…”

Несмотря на свой почтенный возраст и рабскую покорность, Савельич готов идти на жертвы ради своего юного господина. Он кидается в ноги Пугачеву и просит казнить себя вместо молодого хозяина. Он, рискуя жизнью, предъявляет главарю бунтарей счет, вступаясь за барское добро. Но многие добрые и смелые поступки Савельича остаются незамеченными его повелителями. В этом и заключается весь трагизм и вся жестокость крепостного права, где слуг не считали за людей, где жертвы крестьян принимались как должное, где не было дружеских уз, обыкновенной благодарности и искренней привязанности между богатыми и бедными.

Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени.

В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич - чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,- хорошо сказал один из писателей - современников Пушкина.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич - раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

Швабрин - аристократ, ранее служивший в гвардии и за дуэль сосланный в Белогорскую крепость. Он умён, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но к народу, ко всему, что не касается его личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. В нём нет чувства чести и долга. Оскорблённый отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой. Он пишет анонимный донос старику Гринёву на его сына. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которые он и осуществляет, когда Пугачёв взял крепость. Швабрин перешёл на сторону Пугачёва не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гринёвым и овладения Машей. Морально опустошённый человек, он вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


В. Ф. Одоевский после прочтения «Капитанской дочки» писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое...» Почему же, в самом деле, когда читаешь киигу, так жаль становится Савельича, ведь он прошел через все испытания и несчастья, выпавшие на долю его и Гринева? Ответ только один: Савельич - крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

Савельич - подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность - он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию. Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына. Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге. Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью. Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном - в том, что он не донес о дуэли!

Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина. А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления. Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником. Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич - оба выходцы из народа. Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных. Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость. Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним. Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги - его высокие порывы воспринимаются как нечто должное. Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали - смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.

С первых строк романа и до самого конца рядом c Петром Андреевичем Гриневым находится его дядька – Архип Савельич, который в качестве стремянного участвовал не в одном боевом походе отставного премьер-майора, отца Петра Андреевича Гринева. Зная исполнительность своего стремянного, его трезвый, разумный характер, Андрей Петрович доверил своему боевому товарищу начальное воспитание сына.

Это был дворовый крепостной старшего Гринева. Он отличался, прежде всего, преданностью своим хозяевам, исполнительностью, некоторой долей здравого честолюбия. Старший Гринев мог смело доверить ему своего отпрыска и не волноваться за него без причины.

Правда, когда Петру исполнилось 12 лет, из Москвы выписали французского гувернера. Это очень не понравилось Савельичу. В нем проснулась какая-то ревность по отношении к французскому учителю. Но ревность эта выражалась в его ворчании. Савельич не мог не видеть загулов француза, однако он не занимался доносительством. И учитель какое-то время мог благоденствовать в имении, делая вид, что обучает дворянского недоросля наукам.

Когда Петру исполнилось 17 лет, отец решил отправить его на службу. В качестве стремянного, денщика и слуги с ним отправили все того же Савельича. В Симбирском трактире Гринев познакомился с Зуриным, который просто воспользовался неопытностью молодого человека, и «раскрутил» его, развел, как сейчас говорят, на деньги. И тут Гринев столкнулся с упрямством Савельича. Этот мужик готов был стоять стеной за «барское добро». Гринев нагрубил старику, заявив, что он хозяин деньгам, чем сильно опечалил его. Молодой Гринев повел себя недостойно, и Савельич по-отечески отчитал его, но ему и в голову не пришло сообщать о чем-либо отцу.

Савельич был обижен и молчал всю дорогу, когда они выехали из Симбирска. Но он не взваливал всю ответственность за случившееся на молодого барина, в душе винил и себя, что оставил Петра без присмотра. Он не был злопамятен, и простил молодого человека, когда тот искренне покаялся перед ним.

Савельич знал цену деньгам и вещам, и долго не мог простить Пугачеву подаренного Гриневым заячьего тулупа, который расползся по швам, как только тот надел его. Он готов был спорить из-за каждой хозяйской ложки, одежды, копейки. Савельич иногда забавен. Например, когда подал Пугачеву свой список господского добра, похищенного разбойниками. Он был упрям. И если дело касалось барского имущества, денег, или жизни молодого Гринева, переупрямить его было очень трудно.

Савельич отказался остаться в городе, когда Гринев собрался в Белогорскую крепость, и поехал вместе со своим молодым барином.

Своей жизнью Гринев обязан этому преданному и верному слуге, который не побоялся смерти и бросился в ноги, чтобы защитить от виселицы молодого барина. Он готов был сам на виселицу ради жизни молодого хозяина. За время службы Гринев в полной мере сумел оценить преданность и надежность своего слуги, и поэтому, не задумываясь, отправил Машу Миронову в имение своих родителей вместе со своим дядькой. Лучшего сопровождающего было просто не сыскать. Конечно, Гринев понимал, что Савельич мог отказаться оставить своего барина, и тогда Гринев решил действовать лаской, не давить на слугу силой, а убедить его в необходимости принятого решения. Ему удалось это. Вместе с Савельичем Маша в целости доехала до имения Гриневых, где была принята как родная.

Прочитав «Капитанскую дочку, Ф. Одоевский писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое…». Некоторые литературоведы пишут, о том, что у Савельича сознание раба. Нет. Этот человек знает себе цену и имеет чувство собственного достоинства. Если кто и обладал в этом произведении сознанием раба, так это – офицер и дворянин Швабрин, который ради спасения собственной жизни повалился в ноги разбойнику.