Камю посторонний читать полностью. Анализ произведения «Посторонний» (Альбер Камю)

В этой повести Камю главным героем делает человека, который чувствует себя отстраненным ото всех.

Мерсо практически лишен чувств. Он не жалеет ни окружающих, ни себя... Его не интересует ни карьера, ни семья. Но поэтому у него нет смысла жизни. Его существование, как жара в Алжире, где и происходит действие, тягостно.

Событие, которое должно было бы потрясти Мерсо, - смерть матери тоже оставляет его равнодушным. Как положено, он едет на похороны, но ни единой слезы... Впрочем, сын сам, уехав, сдал мать в богадельню.

Еще одно событие ждет Мерсо - любовь. Он встречает на пляже Марию - бывшую коллегу, которая скоро становится его любовницей.

Дальше Мерсо совершает довольно жестокий поступок: соглашается на просьбу знакомого - написать его жене, которую он, мол, подозревает в измене, любовное письмо, чтобы муж мог ее побить. И в итоге он встречает, прогуливаясь с этим приятелем, брата побитой жены. Завязывается драка. Во "втором раунде" приятель, которого, кстати, все знают как сутенера, достает револьвер. Получается так, что Мерсо остается один с револьвером на берегу. Герой видит того самого араба и стреляет. Пять раз! Никакого повода или угрозы не было.

Следователь пытается выяснить у арестованного, что послужило поводом для такого убийства. Мерсо не знает. Он помнит, что ему было жарко.

Следователь пытается достучаться до совести Мерсо, до его души, говорит о религии, но все это пустой звук для обвиняемого. Сам Мерсо проводит год в тюрьме. Адвокат говорит о том, что Мерсо всегда честно исполнял свой долг.

Пока идет следствие он еще сознанием вне ее стен, но после встречи с Марией понимает, что для него все кончено. Действительно, его приговаривают к смертной казни. И он каждую ночь ждет, когда его заберут, чтоб отрубить на площади голову. К вере его нельзя обратить, он считает ее глупостью. В своей отстраненности он впервые что-то ощутил, пусть и страх.

Повесть учит не отделяться стеной от мира.

Картинка или рисунок Камю - Посторонний

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Братья Теренций

    История старого Микиона, лишенного радости отцовства. Всю жизнь прожил он один, тогда как брату его, Демее, судьба отмерила счастье в двойном размере - двух сыновей, Ктесифона и Эсхина.

  • Краткое содержание Зубр Гранин

    Главный герой романа – прототип ученого Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского. Николай был потомком известного дворянского рода, талантливый и образованный юноша интересовался поэзией, музыкой, искусством.

  • Краткое содержание Сестрица Аленушка и братец Иванушка сказка

    Старики воспитывали детей, Алёнушку и Иванушку. Умерли дед да баба, и остались дети одни. Алёнушка собралась на работу, и братца с собой взяла. Идти надо было далеко, а на улице стояла невыносимая жара.

  • Краткое содержание Лондон На берегах Сакраменто

    На высоком берегу, на двести футов поднимающимся над рекой Сакраменто, в небольшом домике живут отец и сын: старый Джерри и малыш Джерри. Старый Джерри – моряк в прошлом, оставил море и нанялся на работу

  • Краткое содержание Шварц Рассеянный волшебник

    Сидоров Иван Иванович в сказке добрый, но очень рассеянный учёный-волшебник. У него было много разных полезных изобретений. Была машинка-будильник, машинка прогоняющая злых людей

Альбер Камю

«Посторонний»

Мерсо, мелкий французский чиновник, житель алжирского предместья, получает известие о смерти своей матери. Три года назад, будучи не в состоянии содержать ее на своё скромное жалованье, он поместил ее в богадельню. Получив двухнедельный отпуск, Мерсо в тот же день отправляется на похороны.

После краткой беседы с директором богадельни Мерсо собирается провести ночь у гроба матери. Однако он отказывается взглянуть на покойную в последний раз, долго разговаривает со сторожем, спокойно пьёт кофе с молоком и курит, а потом засыпает. Проснувшись, он видит рядом друзей своей матери из богадельни, и ему кажется, что они явились судить его. На следующее утро под палящим солнцем Мерсо равнодушно хоронит мать и возвращается в Алжир.

Проспав не меньше двенадцати часов, Мерсо решает пойти к морю искупаться и случайно встречает бывшую машинистку из своей конторы, Мари Кардона. В тот же вечер она становится его любовницей. Скоротав весь следующий день у окна своей комнаты, выходящей на главную улицу предместья, Мерсо думает о том, что в его жизни, в сущности, ничего не изменилось.

На следующий день, возвращаясь домой после работы, Мерсо встречает соседей: старика Саламано, как всегда, со своей собакой, и Раймона Синтеса, кладовщика, слывущего сутенёром. Синтес хочет проучить свою любовницу, арабку, которая ему изменила, и просит Мерсо сочинить для неё письмо, с тем чтобы заманить на свидание, а потом избить. Вскоре Мерсо становится свидетелем бурной ссоры Раймона с любовницей, в которую вмешивается полиция, и соглашается выступить свидетелем в его пользу.

Патрон предлагает Мерсо новое назначение в Париж, но тот отказывается: жизнь все равно не переменишь. В тот же вечер Мари спрашивает у Мерсо, не собирается ли он жениться на ней. Как и продвижение по службе, Мерсо это не интересует.

Воскресенье Мерсо собирается провести на берегу моря вместе с Мари и Раймоном в гостях у его приятеля Массона. Подходя к автобусной остановке, Раймон и Мерсо замечают двух арабов, один из которых — брат любовницы Раймона. Эта встреча их настораживает.

После купания и обильного завтрака Массон предлагает друзьям прогуляться по берегу моря. В конце пляжа они замечают двух арабов в синих спецовках. Им кажется, что арабы выследили их. Начинается драка, один из арабов ранит Раймона ножом. Вскоре они отступают и спасаются бегством.

Через некоторое время Мерсо и его друзья снова приходят на пляж и за высокой скалой видят тех же арабов. Раймон отдаёт Мерсо револьвер, но видимых причин для ссоры нет. Мир как будто сомкнулся и сковал их. Друзья оставляют Мерсо одного. На него давит палящий зной, его охватывает пьяная одурь. У ручья за скалой он снова замечает араба, ранившего Раймона. Не в силах выносить нестерпимую жару, Мерсо делает шаг вперёд, достаёт револьвер и стреляет в араба, «как будто постучавшись в дверь несчастья четырьмя короткими ударами».

Мерсо арестован, его несколько раз вызывают на допрос. Он считает своё дело очень простым, но следователь и адвокат придерживаются другого мнения. Следователь, показавшийся Мерсо неглупым и симпатичным человеком, не может понять мотивы его преступления"Он заводит с ним разговор о Боге, но Мерсо признается в своём неверии. Собственное же преступление вызывает у него лишь досаду.

Следствие продолжается одиннадцать месяцев. Мерсо понимает, что тюремная камера стала для него домом и жизнь его остановилась. Вначале он мысленно все ещё находится на воле, но после свидания с Мари в его душе происходит перемена. Томясь от скуки, он вспоминает прошлое и понимает, что человек, проживший хотя бы один день, сможет провести в тюрьме хоть сто лет — у него хватит воспоминаний. Постепенно Мерсо теряет понятие о времени.

Дело Мерсо назначается к слушанию на последней сессии суда присяжных. В душном зале набивается много народу, но Мерсо не в состоянии различить ни одного лица. У него возникает странное впечатление, будто он лишний, словно непрошеный гость. После долгого допроса свидетелей: директора и сторожа богадельни, Раймона, Массона, Саламано и Мари, прокурор произносит гневное заключение: Мерсо, ни разу не заплакав на похоронах собственной матери, не пожелав взглянуть на покойную, на следующий день вступает в связь с женщиной и, будучи приятелем профессионального сутенёра, совершает убийство по ничтожному поводу, сводя со своей жертвой счёты. По словам прокурора, у Мерсо нет души, ему недоступны человеческие чувства, неведомы никакие принципы морали. В ужасе перед бесчувственностью преступника прокурор требует для него смертной казни.

В своей защитительной речи адвокат Мерсо, напротив, называет его честным тружеником и примерным сыном, содержавшим свою мать, пока это было возможно, и погубившим себя в минутном ослеплении. Мерсо ожидает тягчайшая кара — неизбывное раскаяние и укоры совести.

После перерыва председатель суда оглашает приговор: «от имени французского народа» Мерсо отрубят голову публично, на площади. Мерсо начинает размышлять о том, удастся ли ему избежать механического хода событий. Он не может согласиться с неизбежностью происходящего. Вскоре, однако, он смиряется с мыслью о смерти, поскольку жизнь не стоит того, чтобы за неё цепляться, и раз уж придётся умереть, то не имеет значения, когда и как это случится.

Перед казнью в камеру Мерсо приходит священник. Но напрасно он пытается обратить его к Богу. Для Мерсо вечная жизнь не имеет никакого смысла, он не желает тратить на Бога оставшееся ему время, поэтому он изливает на священника все накопившееся негодование.

На пороге смерти Мерсо чувствует, как из бездны будущего к нему поднимается дыхание мрака, что его избрала одна-единственная судьба. Он готов все пережить заново и открывает свою душу ласковому равнодушию мира.

Чиновник мелкого масштаба Мерсо, получает сообщение о смерти своей матери. Три года назад он отдал её в дом престарелых, потому что не мог содержать мать на свою зарплату. В это же день он оформляет отпуск и едет на похороны.

После непродолжительной беседы с директором заведения, Мерсо решает провести ночь у гроба матери. Однако он не хочет смотреть на свою покойную мать, и, выпив кофе с молоком, засыпает. Проснувшись, он видит перед собой друзей матери по приюту. Он думает, что они пришли судить его. На следующее утро он хоронит свою мать и спокойно возвращается в Алжир. Уже на следующий день он встречает служащую из своей конторы, Мари Кардона. В этот же день у них завязывает роман. На следующий день, стоя у окна, Мерсо думает о своей жизни. В ней ничего не изменилось.

На следующий день он встречает своих соседей, Саламано и Раймона Синтеса. Синтес желает проучить свою любовницу, которая ему изменила, и просит написать Мерсо письмо для неё. Скоро Мерсо становится свидетелем ссоры, в которую вмешалась полиция. Вскоре, руководитель Мерсо предлагает ему повышение, с работой в Париже. Но он отказывается. В это же время, Мари спрашивает у него о свадьбе, но ему это не интересно, также как и продвижение по службе.

В воскресенье, Мерсо с мари и Раймоном отправляются на берег, в гости к своему товарищу Массону. На пляже они встречают двух арабов. Один из них был братом любовницы Раймона. Завязывается драка, в которой ранят ножом Раймона. Друзья отступают.

Через некоторое время они снова приходят на пляж. У Мерсо есть револьвер. Увидев араба, который ранил Раймона, Мерсо стреляет в него. Его арестовывают. Он считает, что это лёгкое дело, и не беспокоится. Однако следователь считает иначе. Он не может понять мотивов преступления и спрашивает Мерсо о Боге. Тот говорит, что не верит в Бога, а преступление вызывает у него только досаду.

Проводя время в камере, Мерсо думает о жизни. Он вспоминает прошлое и считает, что у человека, находящегося в заточении всегда хватит воспоминаний. В день суда, прокурор выступает с речью. Он считает Мерсо конченым человеком, у которого нет души. Прокурор требует для Мерсо смертную казнь за убийство араба.

По решению суда, Мерсо приговариваю к смертно казни. Ему отрубят голову публично, на площади. Сначала он думает о возможном изменении хода событий, но впоследствии смиряется с приговором.

Перед казнью, к нему в камеру приходит священник и старается обратить того к Богу. Но Мерсо не слушает священника и выливает всё негодование на него. На следующий день Мерсо казнили.

Сочинения

Проблема преступления и наказания в повести А. Камю «Посторонний» Традиции философской прозы (Вольтер) и конфликт в романе Камю «Посторонний»

Рецензия на книгу «Посторонний» Альбера Камю, написанная в рамках конкурса «Ни дня без книг». Автор рецензии: Денис Короленко.

Представь. Ты пришёл на реку, собираясь поплавать. Хотел не спеша раздеться и медленно войти в воду, постепенно привыкая к ней. Но какой-то незнакомец схватил тебя, затащил в лодку, отвёз на середину реки и, не говоря ни слова, толкнул в её объятия. Что-то похожее испытал и я, открыв эту книгу.

«Сегодня умерла мама».

Так начинается повесть французского писателя, публициста и философа, близкого к экзистенциализму, Альбера Камю. И эти три слова моментально бросают тебя в эту историю, не предоставив возможности привыкнуть или опомниться. Я должен был глубоко вдохнуть, потому что следующий вдох меня ждал лишь с прочтением последнего предложения. Вместе с тем, почти ничего нового в этой книге я для себя не открыл. Однако если ты хочешь вызвать мурашки на моей коже, просто скажи мне то, что я уже знаю.

Но главный герой по фамилии Мерсо (имя его не упоминается, что тоже несколько символично в контексте данного произведения), в отличие от меня, абсолютно равнодушен к этому известию. Впрочем, он равнодушен ко всему: к смерти матери, к совершённому им убийству, к заключению и судебному процессу, к жизни в принципе. По большому счёту, ему безразличны даже встречи с Мари (не могу назвать её его возлюбленной).

— Ты меня любишь?

Я ответил, что это пустые слова, они ничего не значат, но, пожалуй, не люблю.

Безразличие в высшем своем проявлении. Безразличие в гармонии с недоверием, несвободой и одиночеством. Безразличие постороннего человека. Но действительно ли он посторонний? То есть, по факту? Я хочу сказать, что быть посторонним и ощущать себя таковым – это две полярные вещи. В его окружении есть девушка, скажем, желающая выйти за него замуж (не говорю «любит его», так как об этом в повести не говорится, а понятия эти всё-таки разные) и есть человек, считающий его другом (Раймон).

— Вот теперь ты мне настоящий друг!

Мне все равно, друг так друг, а ему, видно, вправду этого хотелось.

С другой стороны, имеют ли смысл какие-то внешние факторы, противоречащие тому, что ты являешься посторонним для всех, и даже для самого себя, если ты искренне считаешь себя таковым?

Одиночество и свобода . Как писал Ремарк в романе «Чёрный обелиск»: «Одиночество не имеет никакого отношения к тому, много у вас знакомых или мало». И правда, даже находясь среди людей, Мерсо видит себя одиноким, чувствует их ненависть, что ярко выражено в момент судебного заседания. Оказавшись в заключении, главный герой более остро ощущает одиночество. Сначала было тяжело, говорит он. Но спустя некоторое время ты ко всему привыкаешь – это стало прописной истиной. Однако если подумать. К чему привыкать? Ведь ничего не поменялось. Всё та же отрешенность, ощущение бессмысленности, безразличие ко всем и отвращение к самому себе. Поменялась лишь локация — свобода (понятие которой также можно долго обсуждать) уступила место несвободе (опять же, именно физической несвободе: в передвижении, в жизнедеятельности, но не в мысли).

Для меня большим вопросом остается, почему главный герой повести совершил убийство.

«Всё вышло из-за солнца»

Действительно, повествуя, Камю неоднократно обращает внимание на свет, слишком яркий и слепящий, который, определённо, ненавистен главному герою. Этакая аллегория, итогом которой становится его нестерпимое желание «поскорее вернуться в тёмную камеру и уснуть».

Но после вынесения приговора главный герой начинает испытывать ещё и страх . Страх меняет нас. Всегда. Каким бы ты ни был человеком, каких бы взглядов ни придерживался, страх перед смертью присущ всем. Сейчас этого можно и не понять, но однажды узнав, что она за спиной, ты будешь просить и искать возможности остаться ещё на день. Но есть ли разница, сейчас или завтра? Итог один. Знаю лишь то, что никогда не хотел бы знать конкретный день, когда я уйду. А если уж узнал, то только и остается, что смотреть на небо.

Подводя итог, хочется заметить, что, читая повесть «Посторонний», неоднократно проводил аналогию с такими романами как «Тошнота» Жан Поля Сартра и «Последний день приговоренного к смерти» Виктора Гюго. Соответственно, уже сложилось некоторое мнение о французской литературе. О литературе, которая вносит немало корректив в мою культуру и мировоззрение.

Рецензия написана в рамках конкурса «Ни дня без книг»,
автор рецензии: Денис Короленко.

Мерсо, мелкий фран-цуз-ский чиновник, житель алжир-ского пред-ме-стья, полу-чает изве-стие о смерти своей матери. Три года назад, будучи не в состо-янии содер-жать ее на свое скромное жало-ванье, он поме-стил ее в бога-дельню. Получив двух-не-дельный отпуск, Мерсо в тот же день отправ-ля-ется на похо-роны.

После краткой беседы с дирек-тором бога-дельни Мерсо соби-ра-ется провести ночь у гроба матери. Однако он отка-зы-ва-ется взгля-нуть на покойную в последний раз, долго разго-ва-ри-вает со сторожем, спокойно пьет кофе с молоком и курит, а потом засы-пает. Проснув-шись, он видит рядом друзей своей матери из бога-дельни, и ему кажется, что они явились судить его. На следу-ющее утро под палящим солнцем Мерсо равно-душно хоронит мать и возвра-ща-ется в Алжир.

Проспав не меньше двена-дцати часов, Мерсо решает пойти к морю иску-паться и случайно встре-чает бывшую маши-нистку из своей конторы, Мари Кардона. В тот же вечер она стано-вится его любов-ницей. Скоротав весь следу-ющий день у окна своей комнаты, выхо-дящей на главную улицу пред-ме-стья, Мерсо думает о том, что в его жизни, в сущности, ничего не изме-ни-лось.

На следу-ющий день, возвра-щаясь домой после работы, Мерсо встре-чает соседей: старика Сала-мано, как всегда, со своей собакой, и Раймона Синтеса, кладов-щика, слыву-щего суте-нером. Синтес хочет проучить свою любов-ницу, арабку, которая ему изме-нила, и просит Мерсо сочи-нить для нее письмо, с тем чтобы зама-нить на свидание, а потом избить. Вскоре Мерсо стано-вится свиде-телем бурной ссоры Раймона с любов-ницей, в которую вмеши-ва-ется полиция, и согла-ша-ется высту-пить свиде-телем в его пользу.

Патрон пред-ла-гает Мерсо новое назна-чение в Париж, но тот отка-зы-ва-ется: жизнь все равно не пере-ме-нишь. В тот же вечер Мари спра-ши-вает у Мерсо, не соби-ра-ется ли он жениться на ней. Как и продви-жение по службе, Мерсо это не инте-ре-сует.

Воскре-сенье Мерсо соби-ра-ется провести на берегу моря вместе с Мари и Раймоном в гостях у его прия-теля Массона. Подходя к авто-бусной оста-новке, Раймон и Мерсо заме-чают двух арабов, один из которых — брат любов-ницы Раймона. Эта встреча их насто-ра-жи-вает.

После купания и обиль-ного завтрака Массон пред-ла-гает друзьям прогу-ляться по берегу моря. В конце пляжа они заме-чают двух арабов в синих спецовках. Им кажется, что арабы высле-дили их. Начи-на-ется драка, один из арабов ранит Раймона ножом. Вскоре они отсту-пают и спаса-ются бегством.

Через неко-торое время Мерсо и его друзья снова приходят на пляж и за высокой скалой видят тех же арабов. Раймон отдает Мерсо револьвер, но видимых причин для ссоры нет. Мир как будто сомкнулся и сковал их. Друзья остав-ляют Мерсо одного. На него давит палящий зной, его охва-ты-вает пьяная одурь. У ручья за скалой он снова заме-чает араба, ранив-шего Раймона. Не в силах выно-сить нестер-пимую жару, Мерсо делает шаг вперед, достает револьвер и стре-ляет в араба, «как будто посту-чав-шись в дверь несча-стья четырьмя корот-кими ударами».

Мерсо арестован, его несколько раз вызы-вают на допрос. Он считает свое дело очень простым, но следо-ва-тель и адвокат придер-жи-ва-ются другого мнения. Следо-ва-тель, пока-зав-шийся Мерсо неглупым и симпа-тичным чело-веком, не может понять мотивы его преступ-ления«Он заводит с ним разговор о Боге, но Мерсо призна-ется в своем неверии. Собственное же преступ-ление вызы-вает у него лишь досаду.

След-ствие продол-жа-ется один-на-дцать месяцев. Мерсо пони-мает, что тюремная камера стала для него домом и жизнь его оста-но-ви-лась. Вначале он мысленно все еще нахо-дится на воле, но после свидания с Мари в его душе проис-ходит пере-мена. Томясь от скуки, он вспо-ми-нает прошлое и пони-мает, что человек, проживший хотя бы один день, сможет провести в тюрьме хоть сто лет — у него хватит воспо-ми-наний. Посте-пенно Мерсо теряет понятие о времени.

Дело Мерсо назна-ча-ется к слушанию на последней сессии суда присяжных. В душном зале наби-ва-ется много народу, но Мерсо не в состо-янии разли-чить ни одного лица. У него возни-кает странное впечат-ление, будто он лишний, словно непро-шеный гость. После долгого допроса свиде-телей: дирек-тора и сторожа бога-дельни, Раймона, Массона, Сала-мано и Мари, прокурор произ-носит гневное заклю-чение: Мерсо, ни разу не заплакав на похо-ронах собственной матери, не пожелав взгля-нуть на покойную, на следу-ющий день всту-пает в связь с женщиной и, будучи прия-телем профес-сио-наль-ного суте-нера, совер-шает убий-ство по ничтож-ному поводу, сводя со своей жертвой счеты. По словам проку-рора, у Мерсо нет души, ему недо-ступны чело-ве-че-ские чувства, неве-домы никакие прин-ципы морали. В ужасе перед бесчув-ствен-но-стью преступ-ника прокурор требует для него смертной казни.

В своей защи-ти-тельной речи адвокат Мерсо, напротив, назы-вает его честным труже-ником и примерным сыном, содер-жавшим свою мать, пока это было возможно, и погу-бившим себя в минутном ослеп-лении. Мерсо ожидает тягчайшая кара — неиз-бывное раска-яние и укоры совести.

После пере-рыва пред-се-да-тель суда огла-шает приговор: «от имени фран-цуз-ского народа» Мерсо отрубят голову публично, на площади. Мерсо начи-нает размыш-лять о том, удастся ли ему избе-жать меха-ни-че-ского хода событий. Он не может согла-ситься с неиз-беж-но-стью проис-хо-дя-щего. Вскоре, однако, он смиря-ется с мыслью о смерти, поскольку жизнь не стоит того, чтобы за нее цепляться, и раз уж придется умереть, то не имеет значения, когда и как это случится.

Перед казнью в камеру Мерсо приходит священник. Но напрасно он пыта-ется обра-тить его к Богу. Для Мерсо вечная жизнь не имеет ника-кого смысла, он не желает тратить на Бога остав-шееся ему время, поэтому он изли-вает на священ-ника все нако-пив-шееся него-до-вание.

На пороге смерти Мерсо чувствует, как из бездны буду-щего к нему подни-ма-ется дыхание мрака, что его избрала одна-един-ственная судьба. Он готов все пере-жить заново и откры-вает свою душу ласко-вому равно-душию мира.

Повесть Альбера Камю "Посторонний" - чистой воды экзистенция, идущая прямо по фарватеру философского направления середины двадцатого века. Здесь, словно камешки на дне, видны все характерные отличительные черты экзистенциализма: уникальность и абсурдность человеческого существования безо всякого смысла жизни и смерти.

Предшественники и попутчики

Основные черты экзистенциализма были обозначены ещё в девятнадцатом веке датским философом Развитие этого философского направления началось через много лет, когда человечество подустало от благ технического прогресса. И действительно: с одной стороны - телефон, телеграф, реактивные самолёты и бикини-мини, а с другой - жесточайшие мировые войны, тоталитарные режимы и человек человеку - волк.

Установками экзистенциализма стали наблюдения за существованием внутри самого существования, изучение внутреннего мира при пограничных ситуациях, когда даже если есть выбор, то он всегда ложный, а способность адекватно оценить свои поступки отсутствует. Впрочем, если есть адекватность - это уже не экзистенциализм.

Основы философии экзистенциализма заложил Жан-Поль Сартр в своих работах тридцатых годов двадцатого века: "Воображение", "Эскиз теории эмоций" и многих других. Одновременно с Сартром огромное влияние на ищущие истинных ответов умы европейских читателей оказал и Альбер Камю.

Замысел

Записные книжки писателя поведали о возникновении замысла и определении темы будущей повести Камю. "Посторонний" мыслился писателем как рассказ о человеке, не желающем оправдываться, которому всё равно, что думают о нём другие люди, и он не станет их переубеждать. Более того, он, даже умирая, знает, что прав, и понимает, что это не утешение. С весны 1937 три года автор обживает, работает, пишет, правит. В 1942 году повесть Камю "Посторонний" была опубликована.

Алжирец французского происхождения, живущий в пригороде, мелкий чиновник Мерсо, узнаёт о смерти матери. Несколько лет назад он отвёз её в богадельню, поскольку жалованье не позволяло её содержать. Мерсо отправляется на похороны.

В богадельне он ведёт себя явно неподобающе скорбящему сыну: побеседовав с директором, идёт ночевать к гробу матери, но даже не хочет взглянуть на её тело, разговаривает о пустяках со сторожем, спокойно пьёт кофе, курит, спит, а потом видит у гроба друзей матери из богадельни, которые явно осуждают его бесчувственность. Так же равнодушно хоронит мать и возвращается в город.

Дома долго спит, потом идёт к морю купаться и встречает бывшую сослуживицу Мари, которая очень сочувствует его потере. Вечером они становятся любовниками. Следующий день Мерсо проводит у окна, неторопливо размышляя о том, что почему-то в его жизни практически ничего не изменилось.

Вечером следующего дня Мерсо возвращается с работы и встречается с соседями: стариком Саламано и кладовщиком Раймоном, который слывёт сутенёром. У Раймона любовница-арабка, которую он хочет проучить: просит Мерсо помочь в сочинении письма, которым пригласит её на свидание, чтобы там её избить. Мерсо видит их бурную ссору, которую пресекает полиция, и соглашается быть свидетелем в пользу Раймона.

Перспективы и отказ

Начальник на работе предлагает Мерсо повышение по службе с переводом в Париж. Мерсо не хочет: жизнь от этого не переменится. Потом Мари справляется у него о намерении на ней жениться, но Мерсо и это не интересует.

В воскресенье Мари, Мерсо и Раймон идут на море в гости к Массону - приятелю Раймона. На автобусной остановке их настораживает встреча с арабами, среди которых - брат любовницы Раймона. После завтрака и купания на прогулке, снова заметив арабов, друзья уже уверены, что их выследили. Завязывается драка, в которой Раймон получает удар ножом, после чего арабы убегают.

Через некоторое время, обработав рану Раймона, все трое снова идут на пляж и опять натыкаются на тех же арабов. Раймон передаёт Мерсо свой револьвер, но ссоры с арабами не получилось. Мерсо остаётся один, одурманенный зноем и алкоголем. Снова увидев араба, ранившего Раймона, он убивает его.

Мерсо арестовали и вызывают на допросы. Он думает, что дело его совсем простое, но адвокат и следователь не соглашаются. Мотивы преступления никому не понятны, а сам Мерсо испытывает лишь досаду от случившегося.

Одиннадцать месяцев длится следствие. Камера стала домом, жизнь остановилась. Воля закончилась даже в мыслях после свидания с Мари. Мерсо скучает, вспоминает прошедшее. К нему приходит понимание, что даже один день жизни может наполнить сто лет заключения в тюрьме, столько остаётся воспоминаний. Постепенно понятие времени теряется.

Приговор

Дело слушается Много народу в очень душном зале. Мерсо не различает лиц. Впечатление, что он тут лишний. Свидетелей опрашивают долго, картина вырисовывается печальная. Прокурор обвиняет Мерсо в бездушии: ни одной слезы на похоронах матери, даже не пожелал взглянуть на неё, суток не прошло, как он вступил в связь с женщиной, дружит с сутенёром, убивает без повода, ни человеческих чувств, ни принципов морали у подсудимого нет. Прокурор требует смертной казни. Адвокат заявляет противоположное: Мерсо - честный труженик и примерный сын, который содержал свою мать, пока мог, его погубило минутное ослепление, и самая тяжкая кара ему - раскаяние и совесть.

Приговор, тем не менее, - От имени всего французского народа Мерсо публично отрубят голову на площади. Он не понимает неизбежности происходящего, но всё-таки смиряется. Жизнь не так хороша, чтобы за неё цепляться. И если всё равно придётся умереть, то нет разницы, когда и как. Перед казнью Мерсо ссорится со священником, потому что не хочет тратить оставшееся малое время Бог знает на что. Вечная жизнь не имеет смысла, и Мерсо в неё не верит. Но на самом пороге смерти, уже чувствуя дыхание мрака, он видит свою судьбу. И, наконец, потрясённо открывает душу миру. Мир равнодушно ласков. Как и сам Мерсо. Именно такого героя и описал Альбер Камю: посторонний. Не отождествляющий собственное существование с реалиями мира. Они постороннему чужды.

Краткий анализ

Повесть, которую написал Альбер Камю ("Посторонний"), поколение читателей, лишённых будущего, прочло с жадностью и сочло Мерсо собственным героем. Особенности существования современников автора были те же: безлицемерность, неприятие лжи даже ради собственной выгоды.

Повесть ясно делится на две части, которые перекликаются между собой. Вторая часть - кривое зеркало первой. Отражается в зеркале, как того и добивался Камю, - посторонний. Человек без корней. Человек, пришедший ниоткуда и уходящий в никуда. То, что композиция и сюжет линейны, даёт понять даже краткое содержание. Камю ("Посторонний" - произведение, которое несёт идею, тем не менее, весьма глубокую) написал свое творение так, что оно оказалось понятно многим. Реакция на происходящее у главного героя - это отсутствие всякой реакции. То есть и мировоззренчески герой Камю - посторонний, отзывы на события в нём отсутствуют. Он не участвует эмоционально ни в одном из них, как инопланетянин.

В повести Камю "Посторонний" анализ текста возможен по двум смысловым уровням - социальному и метафизическому. Первый отражает реальность и проявляющуюся реакцию окружающих, а второй от реальности отрывается и уплывает во внутренний мир главного героя. Кто для Камю посторонний? Краткое упоминание о том, что Мерсо любит смотреть в небо, уже делает героя близким читателю, не чуждым романтизму. Значит, автор понимает и любит своего героя.

Об авторском языке и стиле

Авторский стиль очень ярок, несмотря на то, что весь текст повести - повествование пополам с описаниями от первого лица и в прошедшем времени, то есть насколько возможно прост и ясен. В этой повести и сам автор - Альбер Камю - посторонний в той же мере, что и его герой. Лаконичен, бесстрастен. Особенно в перечислении действий героя: выпил кофе, сходил в кино, убил человека. Но какая сила и какая глубина в этой простоте! Легко только конспектировать краткое содержание. Камю - посторонний, может быть, в чём угодно, но только не в литературе.

Слишком точно выбран метод. Слишком живые герои, словно только с улицы. И очень тонко сотканная атмосфера абсурда, где абсурдно буквально всё: поступки героев, их внутренний мир. Даже доводы присяжных: главным аргументом за смертную казнь послужило то, что Мерсо не плакал на похоронах - это вершина абсурда.