Калам александр - все картины художника. Калам Александр. Жизнь и творчество Арсения Мещерского Александр калам картины

Калам Александр (28 мая 1810 — 19 марта 1864) швейцарский художник.

Эпические, в основном альпийские пейзажи Калама сделали его чрезвычайно популярным в XIX веке и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие пейзажного жанра.
Родился в семье резчика по мрамору. С 15 лет работал в банке. Рисовать начал еще в юности, преимущественно пейзажи Швейцарии. В 1829 году, при финансовой поддержке своего работодателя, банкира Диодати, берет уроки у художника Франсуа Диде. Начиная с 1835 года Калам выставляет свои лесные пейзажи и горные пейзажи в Берлине и в Париже, нашедшие большое количество почитателей. В 1842 году он экспонирует в Париже пять своих полотен:"Монблан", "Юнгфрау", "Бриенцкое озеро", "Монте Роза" и "Монт Сервен". В 1844 Калам совершает путешествие по Италии, посещает Рим и Неаполь, где делает многочисленные зарисовки и пишет несколько картин. Отличительной особенностью творчества Калама Александра являлось весьма частое отображение в четырех пейзажах последовательно 4 времен года или суток.

Горный, альпийский пейзаж.

Дорога на Гримзель

Замечательный пейзажист и талантливый график, который подготовил более 200 учеников. В его мастерской учились И.И. Шишкин, В.Д. Орловский, П.А. Суходольский, А.И. Мещерский, члены русской императорской фамилии.

Художник Alexandre Calame (Александр Калам) родился в мае 1810 года, в швейцарском городке Веве, в семье резчика по мрамору. В возрасте 15 лет Александр устроился на работу в банк, а через четыре года, благодаря финансовой помощи банкира Диодати, который увидел пейзажи написанные юношей, начал брать уроки живописи у художника Франсуа Диде.

Вскоре Александр Калам оставил работу в банке и решил всю свою жизнь посвятить живописи. В 1835 году он впервые выставил свои пейзажи на выставке в Берлине, а затем - в Париже. Работы молодого художника были благосклонно встречены публикой.

Работы художника Александра Калама - это новое направление в европейской и швейцарской живописи. Именно он стал основоположником романтического эпического альпийского пейзажа. Alexandre Calame создал не только новое видение мотива, но и совершенно иное, отличное от классической европейской пейзажной школы видоописание.

Слава, международное признание, ученый степени и именитый, в последующем, ученики, заказы от королей и императоров…

Впрочем, слава швейцарского художника была совсем не долгой. Недолго восхищалась публика новой «альпийской пейзажной школой». И дело тут совсем не в художнике. Не мог быть величайшим пейзажистом Европы швейцарский художник. Француз мог или немец, или англичанин. Но, не швейцарец.

Они не произвели ни одного художника, ни одного музыканта; только придворных, гидов, официантов… Это изящный и бесполезный цветок цивилизации.

Такую гадость написал известный английский художник и критик Макс Бирбом в начале двадцатого века. Нацизм родился не в германии. Это изобретение благородных англосаксов, которые много веков успешно делили людей по сортам.

В 1863 году Александр Калам поселился в Ментоне - здоровье художника было основательно подорвано и он заболел туберкулёзом. Через год его не стало.

В 1865 году в Париже состоялся аукцион по посмертной распродаже картин Alexandre Calame. Общий доход от распродажи был просто фантастическим - более 180 тысяч франков.

Прошло десять лет с даты смерти художника, а европейские критики сделали имя художника синонимом порицания, дешевого украшательства и т.д. Слава прошла? Хорошо, что не критики решают, что есть искусство. Время всё расставило по своим местам.

А теперь давайте перейдём к работам художника.

Картины художника Alexandre Calame (Александр Калам)

Гроза на Хандеке

Горная долина

Горный пейзаж с рекой

Швейцарский пейзаж

Штурм горной реки

Озеро Тун

На озере Ури

На озере Люцерн (Голубая лагуна)

Вид на озеро Ури

Дата смерти: Гражданство:

Швейцария Швейцария

Жанр: Учёба: Влияние на: Работы на Викискладе

Александр Калам (фр. Alexandre Calame , 28 мая 1810 года , Веве - 19 марта 1864 года , Ментона) - швейцарский художник. Эпические, в основном альпийские пейзажи Калама сделали его чрезвычайно популярным в XIX веке и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие пейзажного жанра.

Жизнь и творчество

Родился в семье резчика по мрамору. С 15 лет работал в банке. Рисовать начал ещё в юности, преимущественно пейзажи Швейцарии. В 1829 году , при финансовой поддержке своего работодателя, банкира Диодати, берёт уроки у художника Франсуа Диде . Через несколько месяцев обучения Калам решается посвятить свою жизнь художественному творчеству.

Начиная с 1835 года живописец выставляет свои лесные и горные пейзажи в Берлине и в Париже , где они найдут большое количество почитателей (особенно в Германии). В 1842 году он экспонирует в Париже пять своих полотен («Монблан», «Юнгфрау», «Бриенцкое озеро», «Монте Роза» и «Монт Сервен» ). В художник совершает путешествие по Италии , посещает Рим и Неаполь , где делает многочисленные зарисовки и пишет несколько картин. Несмотря на то, что Калам был весьма успешен в передаче южной природы, главной его темой по-прежнему оставался горный ландшафт Швейцарии.

Отличительной особенностью творчества живописца являлось весьма частое отображение в четырёх пейзажах последовательно четырёх времён года или суток. Большой популярностью пользовались также сделанные А.Каламом литографии, гравюры и художественные миниатюры, посвящённые швейцарской природе.

Галерея

    Calame Blick auf den Urnersee 1848.jpg

    Вид на озеро Урнерзе, 1848

    Calame Der Vierwaldstättersee 1849.jpg

    Фирвальдштеттское озеро, 1849

    Calame Vierwaldstättersee 1855.jpg

    Фирвальдштеттское озеро, 1855

    Calame Der Vierwaldstättersee 1851.jpg

    Фирвальдштеттское озеро, 1851

    Calame Vierwaldstättersee mit Urirotstock.jpg

    Фирвальдштеттское озеро в Ури, 1861

    Swiss Landscape-1830-Alexandre Calame.jpg

    Швейцарский пейзаж, 1830

    Die Gartenlaube (1876) b 777.jpg

    Опавшая листва, 1876

Напишите отзыв о статье "Калам, Александр"

Литература

  • Alberto de Andrés. Alpine views: Alexandre Calame and the Swiss landscape. - Sterling and Francine Clark Art Institute, 2006. - ISBN 9780300121384 .

Отрывок, характеризующий Калам, Александр

– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.

Среди известных пейзажистов особое место принадлежит швейцарскому художнику Александру Каламу (1810 – 1864 гг.). Его имя широко известно поклонникам пейзажа и графики в Европе и Америке.

О художнике

В г. Генф у А. Калама была своя мастерская, где в разное время училось более двухсот художников из многих стран мира. Он передавал секреты своего мастерства И.И.Шишкину и А.И.Мещерскому, В.Д.Орловскому и П.А.Суходольскому.

А. Калам познал вкус славы при жизни, его картины превосходно продавались. Их покупали Наполеон III и король Франции Луи Филипп, а учиться живописи к нему приезжали многие члены русской императорской семьи и королевских фамилий стран Европы.

Пейзажи Александра Калама считались достойными образцами для подражания. Парижские художественные Салоны 1839 и 1841 гг. отметили его работы золотыми медалями, а в 1842 г. он получил орден Почетного легиона. Восемь европейских Академий, в том числе в Брюсселе и Санкт-Петербурге, посчитали за честь возможность принять его в свои члены. Его пейзажи и графика хранятся в музеях Лондона и Москвы, Парижа и Санкт-Петербурга.

Истоки славы

С 15 по 19 вв. европейская живопись переживала период бурного расцвета. Однако среди знаменитых художников швейцарцев почти не было. Франция, Германия и Англия свысока посматривала на Швейцарию, долгое время остававшуюся в тени. Страну ехидно называли изящным и бесполезным цветком цивилизации. Хотя в Швейцарии творили известные живописцы эпохи Ренессанса К.Витца и У.Граф, знаменитые портретисты 18 века А.Кауфман и А. Графф. В 19 веке появились новые имена - Г.Фюсли, Ш.Глейр, Ф.Ходлер. И - Александр Калам.

Александр Калам родился в 1810 г. в семье резчика по мрамору. Рисовать начал в раннем детстве. Поначалу он работал в банке. Его работодатель банкир Диодати, зная о художественных способностях Александра, в 1829 г. оплатил его обучение у художника Ф.Диде.

Вскоре юноша принял решение связать свою судьбу с живописью. С 1835 г. его работы постоянно демонстрировались на выставках во Франции и Германии. Он много путешествовал, в том числе и вокруг света. И регулярно выставлял свои картины на Салоне в Париже.

Первую славу ему принесла «Гроза на Хандеке» (1839). Одной из фирменных примет его творчества стало изображение одного и того же пейзажа в четырех видах - в разное время суток или в разные поры года. Превосходные отзывы получали гравюры и литографии А. Калама, изображавшие красоты Швейцарии.

Эпический альпийский пейзаж А.Калана

Живопись Александра Калана положила начало формированию нового направления в швейцарском пейзаже - эпического альпийского пейзажа с элементами романтизма. Он воспевал красоту лесных чащ, величественных гор и озер («Озеро четырех кантонов»).

Художнику также удалось создать принципиально новую школу пейзажа, непохожую на классический пейзаж 17 в. Его картины гармонично соединяли в себе виды естественной суровой природы, написанные с натуры, с «картинной» композицией. Он продолжил творческие искания своего учителя Франсуа Диде. Однако лишь после расцвета таланта Александра Калама в Европе заговорили о появлении «альпийской пейзажной школы». В середине 19 в. стиль этот господствовал в пейзажной живописи во всех странах Европы.

Умер художник от туберкулеза в 1864 г. В Париже через год прошла посмертная распродажа его картин, принесшая организаторам баснословную, на тот момент, сумму - 180 тысяч франков. Хотя уже через 10 лет его работы утратили свою бесспорную ранее привлекательность в свете нового вектора развития европейской живописи.