Какова идея произведения алые паруса. Какова тема и идея произведения Грина "Алые паруса"? Вопросы для учащихся

Тема урока: "Когда исполняются мечты?" (урок-исследование

по произведению Александра Грина «Алые паруса»).

Цели урока:

Образовательная – обучение работе с литературным текстом; обучение работе с позитивной познавательной информацией;

Воспитательная – воспитание веры в свои силы, возможности, веры в добро, чудо, созданное силами своей души; формирование основы для восприятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Развивающая – развитие творческого, изобретательского

Мышления

Мечта – это не уход от действительности,

а средство приблизиться к ней.

Сомерсет Моэм

Ход урока:

1) Пролог

Фронтальный опрос учащихся

2) Завязка

Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поискового вопроса, приема "Ассоциативная цепочка", запись мечты

3) Развитие действия

  1. организация работы с текстом
  1. анализ текста и составление мнения о характере человека (работа с папками «Ассоль» и «Грей»),

физминутка

  1. наблюдение над именами героев
  1. работа над развитием воображения.

4) Кульминация

Художественное чтение отрывка "Спящая Ассоль"

Просмотр видеофрагмента «Монолог Грея» и заполнение инсерта

5) Развязка

  1. выявление идеи произведения,
  2. сравнительный анализ таблицы

6) Эпилог

  1. Вступительное слово учителя

Вы познакомились с замечательным произведением "Алые паруса", которое написал Александр Грин. Понравилось ли оно вам? Сегодня у нас необычный урок. Вы внимательно читали книгу? Давайте проверим.

  1. Кроссворд

Что такое феерия?

Феерия: 1) (фр. язык -фея.) Представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием специфических эффектов;

2) волшебное, сказочное зрелище.

Что сказочного было в произведении? А в жизни так не бывает? Все ли мечты исполняются? Почему? Вам хотелось бы узнать? Запишите тему урока: "Когда исполняются мечты?" Есть ли у вас мечта? Вы, конечно же, хотите, чтобы она сбылась? Запишите её.

Книга "Алые паруса" - волшебная, в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей. О какой же тайне идет речь? Давайте построим ассоциативную цепочку, связанную со словом "тайна", опираясь на текст..(слайд 4) (Тайна - секрет - "Секрет" - корабль - алые паруса) Какая же тайна скрывается в алых парусах. Попробуем отыскать. Отправляемся в путь, вслед за алыми парусами.

3) Развитие действия

Привычно считать, что в приключенческой литературе главное – это то, что случилось, а не с кем случилось. Характеры, всякие там душевные дела ей ни к чему. Действие, стремительный полёт интриги – вот что увлекает читателя. Попробуем сначала разобраться: в «Алых парусах» главное – то, что случилось или характеры, душевные переживания. Итак, что же случилось в феерии «Алые паруса»? Сформулируйте буквально в нескольких словах. (Предполагаемый ответ: Ассоль в детстве потерявшая мать, не признаваемая своими сверстниками, поверила в предсказание собирателя сказок Эгля, и её мечта сбылась, хотя никто в неё не верил: за ней приплыл на корабле с алыми парусами прекрасный принц капитан Артур Грэй).

Но почему к Ассоль пришло счастье? Случайно или нет? Для того, чтобы ответить на вопрос, мы будем работать с текстом.

Чтобы составить мнение о характере человека, нужно проанализировать его поступки, его отношение к людям, окружающему миру. Поэтому в папках «Ассоль» и «Грэй» помещаются папки: «Мир людей и «Мир вещей».

II. Работа с текстом.

Откроем в папке «Ассоль» папку «Мир людей». Папка содержит отрывки из текста, разделённые на главы.

1 группа

Почему жители Каперны сторонились Лонгрэна?

Почему Ассоль росла без подруг?

Почему её сверстники «вычеркнули раз-навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и влияния»?

Как вы понимаете слова Лонгрена: «Э, Ассоль, разве они умеют любить?»

В произведении Ассоль называют по-разному: Прекрасная Неизвестность, Корабельная Ассоль, Живое стихотворение, Чудное художественное полотно, Мокрое сокровище. Подумайте, кто так мог отозваться о девушке, и соедините стрелками автора и характеристику. (слайд 5)

Обменяйтесь работами. Проверим работу соседа (за каждый правильный ответ ставим 1 балл)

Какой была жизнь Ассоль?

Какой видят Ассоль Хан Меннерс и угольщик? Почему их мнения так различны?

Теперь перейдём к папке «Мир людей» в папке «Грэй».

2 группа

Как вы понимаете слова: «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы»?

· Каким рос Грэй в огромном, мрачном и величественном доме?

Охарактеризуйте поступки Грэя в 3 главе?

Выберите ключевые фразы, рассказывающие о том, как складывалась жизнь Грэя с 15 до 20 лет .

Давайте сравним: в чём схожесть и различие судеб Ассоль и Грэя. Выслушиваем ответы детей. Они могут быть самыми различными. Принимаем все ответы. Обратить внимание ребят на то, что хотя дети росли в разных по социальному статусу семьях, но и в семье Ассоль, и в

семье Грэя родители относились с большой любовью и уважением к своим детям. Какая судьба была предначертана Грэю? Скорей всего он бы продолжил дело отца, приумножил богатство своей семьи и т.д. Ассоль же было уготовано печальное будущее: бедность, одиночество и никаких надежд.

Как вы думаете, окружение наших героев могло повлиять на их характеры? Если Ассоль

каждый день терпит унижение от своих сверстников, испытывает одиночество, не могло ли всё это испортить её характер, сделав её замкнутой, запуганной, озлобленной? А Грэй? Живя в достатке, не испытывая препятствий в своём поведении, ведь он мог проявлять такие отрицательные черты, как неуважение, высокомерие к простым людям?

Человека характеризует не только его отношение к людям, но и отношение к предметам. Поработаем с папкой «Мир вещей». Откроем папку «Мир вещей» в папке «Ассоль».

3 группа

* Как разговаривает Ассоль, лишённая возможности общаться со сверстниками, с окружающими предметами?

* Как это её характеризует?

* Как вы понимаете слова: «смотрела глазами ребёнка»?

Теперь поработаем с папкой «Мир вещей» в папке «Грэй»

4 группа.

*Расскажите, как характеризует Артура Грэя его поступок, когда он испортил дорогую картину, замазав голубой краской гвозди на окровавленных руках Иисуса Христа?

*Почему отец не наложил взыскания на сына?

*Какое впечатление произвела на Грэя картина в библиотеке с изображением корабля? Как это характеризует героя?

Вывод: как мы видим, Ассоль и Грэй обладали огромной силой воображения. В их сознании рождались картины, рисующие мир сильных, смелых и добрых людей; мир, полный ярких

событий. Почему именно такие картины?

Физминутка

Инсценировка отрывка

III. Наблюдение над именами героев.

Часто писатели, чтобы лучше донести до читателя идею произведения, зашифровывают имена героев. Попробуем разобраться, есть ли тайна в именах героев феерии «Алые паруса»?

Учитель зачитывает отрывок из текста:

Как зовут тебя, крошка?

Ассоль, -сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

Хорошо, -продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмешка дружелюбного расположения духа. -Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины: что бы я стал делать, называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности?

Александр Грин объясняет читателю, чему созвучно имя Ассоль – Прекрасной Неизвестности..

А Артур Грэй? Случайно ли автор дал ему такое имя? Автор героиню называет только по имени. А героя? В начале повествования, упомянув героя – Артур, автор как будто забывает о нём. И дальше называет героя по фамилии – Грэй. Мы не можем точно знать мысли автора, а можем только предположить, какую мысль хотел автор донести

до читателя. Давайте попытаемся разобраться в этимологии слова

«грэй».

В первую очередь ученики вспоминают, что слово «грэй» на английском языке означает «серый».

Высказывают интересные мысли, почему автор дал смелому, сильному и умеющему делать благородные поступки герою имя с корнем «серый». Рассуждают о том, что и

Грэю и Ассоль уготована была жизнь с серыми буднями, но они своей верой в чудо, желанием делать мир ярким, добрым смогли изменить предначертанные им

судьбы.

IV. Работа над развитием воображения.

Как вы думаете, воображение даётся человеку с рождения или его можно развивать?

Давайте попробуем продвинуться по пути развития нашего воображения.

Мы живём не только в мире людей, но и в мире предметов. Думаю, что предметы, наблюдая за людьми, тоже составляют о них характеристику. Только высказать не могут. А мы попытаемся. Для этого вам нужно войти в тот или иной образ предмета.

Задание

(используется приём технологии развития критического мышления): представить рассуждения предмета о герое. Разыгрывается в лотерею. На билетиках написано:

Ассоль:

«Корзинка угольщика», «Растения», «Игрушечная яхта с алыми парусами».

Грэй:

«Картина с изображением корабля», «Картина с изображением Иисуса Христа распятого», «Корабль «Секрет».

4) Кульминация

Прослушайте отрывок, в котором описывается спящая Ассоль глазами Грэя.

Выполните задания по вариантам:

1в (Отметьте слова, описывающие состояние природы. Какой художественный прием использует автор?)

2в (Отметьте слова, передающие состояние Артура Грэя)

(Учитель читает отрывок под музыку К.Сен-Санса "Лебедь")

Автор подчеркивает, что девушка была замечена не только глазами, но и иначе. Как увидел её Грэй и почему он так смог увидеть? Душа Артура с самого утра была в беспокойстве и томлении, которые и сам капитан объяснить не мог. Поэтому не удивительно, что, увидев на обрыве среди обрызганных росой трав и цветов спящую девушку, он был поражен её неизъяснимой чистой красотой. Он увидел её не глазами, а сердцем. Он, как в своё время Эгль, почувствовал в ней что-то особенное, необычное.

Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Алые паруса» (режиссёр А.Птушко, киностудия Мосфильм,1961 год).

Монолог Грея, текст перед каждым учеником, заполняется таблица (используется приём «инсерт»)

5) Развязка

Не столько важно то, что случилось с Грэем и Ассоль, сколько то, что жители Каперны, не умеющие любить грубые люди, смогли убедиться в силе добра, поверить в чудо. С тех пор алые паруса – символ сбывшихся надежд.

Что нужно сделать, чтобы ваше желание сбылось? (желать, верить, действовать)

6) Эпилог

Мечты - это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты заставляют человека творить чудеса. Другие люди просто говорят: "Это невозможно". Но говорю вам, если это ваша мечта , и вы готовы идти к ней, то нет для вас ничего невозможного. Если того, о чем вы мечтаете , еще нет в природе, значит, оно будет создано для вас. Все, что вы можете представить себе, вы можете достичь. Помните, что мечты сбываются !

Домашнее задание:

  1. Сочинение на тему: «Почему сбылась мечта героев?»
  2. Ответ на вопрос: «Как вы понимаете слова Сомерсета Моэма?»
  3. Мини-сочинение на тему: «Когда сбываются мечты?»
  4. Стр.27, п.5 (письменно)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Сочинение по повести А.Грина "Алые паруса"

Сказка А.Грина

Я прочитала феерию А.Грина «Алые паруса», главными героями которой являются Ассоль и Артур Грей.
В этом произведении рассказывается об Ассоль. Ассоль была бедной девушкой. Мать у нее умерла, и жила она с отцом. Их в городе никто на любил, особенно отца. Ее отец раньше был матросом, а когда вернулся, стал делать деревянные игрушки. Однажды Ассоль пошла в магазин, чтобы отдать игрушки отца продавцу, и заметила в корзине очень красивый кораблик с алыми парусами. Ассоль опустила его на воду, и вдруг его подхватило течение и понесло вперед. Ассоль помчалась за корабликом. Игрушка привела девушку к одному человеку, который представился волшебником. Он предсказал ей, что однажды к берегу Каперны приплывет прекрасный корабль с алыми парусами, на котором будет плыть прекрасный принц. Под прекрасную музыку от корабля отделится лодка. И прекрасный принц посадит ее на корабль, и она уедет навсегда в прекрасную страну. Ассоль была мечтательной девушкой и поверила в это предсказание. С тех пор в городе ее стали считать совсем сумасшедшей. Но Ассоль было все равно. Она жила этой мечтой. Она очень верила в то, что однажды за ней приплывет принц под алыми парусами.
В то же время далеко от Ассоль родился Артур Грей. Он появился в богатой обеспеченной семье и мог бы жить спокойной уравновешенной жизнью, но он был не похож на своих родителей. Грей жаждал приключений и однажды сбежал из дома и поступил юнгой на корабль. Артур очень старался, практиковался и через определенный срок он из юнги стал капитаном на своем собственном корабле.
Однажды он поехал со своим матросом на рыбалку. Грей там увидел спящую девушку. Она ему очень понравилась. Он снял со своего пальца самый дорогой красивый перстень и одел ей на палец. Затем он отправился вместе с матросом в близлежащий трактир. Там он узнал об Ассоль и предсказании. Ему захотелось его исполнить.
В этой прекрасной сказке, как и во всех других, хорошая и счастливая концовка. Грей приплыл к Ассоль под алыми парусами, посадил ее на корабль, и они уплыли навсегда в прекрасную страну.
Это произведение частично можно назвать сказкой. Во-первых, у Грина местность, которая не существует на карте, имена, которых нет на белом свете. А еще там, как и во всех сказках, счастливый конец.
В этом произведении есть и еще один момент волшебства: то, что предсказание волшебника сбылось, хотя, когда он это говорил, он не подозревал, что именно так и будет. Ему просто хотелось сделать Ассоль приятно. Но, с другой стороны, тут говорится не о волшебстве. Ведь главные герои сами добились того, что предсказание волшебника исполнились.
Суть этой сказки в том, что если очень верить и приложить усилия, все сбудется. Хотя это произведение скорее об идеализме, но я считаю, что в реальном мире это невозможно. И вообще, в этой сказке все очень просто, а в жизни – нет.

От администрации сайта

Я понял одну нехитрую истину. Она в том,
чтобы делать чудеса своими руками.
А. Грин

«Сказка нужна не только детям, но и взрослым», — утверждал Константин Паустовский. Именно такую сказку сочинил А. Грин, искатель чудесного, бредящий морем и парусами, человек, о котором с первых шагов в литературе складывались легенды. Он написал феерию-сказку о том, что счастье — дело собственных рук человека, что мечту бесполезно ждать — ей нужно смело идти навстречу.

Алые паруса — сначала предстают перед нами как конкретный предмет — игрушка, сделанная для продажи Лонгреном, отцом главной героини Ассоль. Известный собиратель народных преданий Эгль, увидев в руках девочки удивительную игрушку — парусник с алыми парусами, сказал ей удивительную вещь: «Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе... Красивый принц посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом».

Сказочник заронил в душу юной Ассоль зернышко мечты о чуде. Среди бесцветных будней ее поддерживала вера в чудо, и ее чудо сбывается. Но Ассоль, с ее мечтой о принце и алых парусах живет в окружении злобных людей — жителей Каперны, абсолютно нечутких к прекрасному. Жители Каперны не рассказывали сказок, не пели песен, они думали только о повседневных делах. Ассоль тоже думает о хлебе насущном, но мечта приподнимает ее над будничной жизнью. Герои Грина отличаются от окружающих. Жители Каперны живут приземленно. А те, кто хотел жить иначе, иногда не выдерживали давления среды, ломались: так, стал пьяницей добрый угольщик, который благодаря Ассоль смог увидеть нежные росписи на прутьях старой угольной корзины. В мире несправедливости, в котором живут герои Грина, добро так же необычно, как алые паруса.

Основной конфликт «Алых парусов» — конфликт мечты Ассоль и действительности, возвышенной натуры с реальной жизнью. Образ паруса использовался в Литературе много раз. Парус словно зовет в неизвестные дали, где героя ждет прекрасное будущее, счастье. Но паруса обычно бывают из грубой парусины серого цвета, а здесь — алые и шелковые. Такие паруса можно сшить, но в жизни подобное расточительство встретится не часто. Это чудо, но рукотворное. Алые паруса — символ сбывшейся мечты, неизбежного торжества сил добра над силами зла. Мысленно обращаясь к дочери, Лонгрен думает: «Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали — нарядных и белых, вблизи — рваных и наглых».

Алый цвет приобретает в произведении особый смысл. Красный цвет — цвет жизни. Алый цвет для героев А. Грина имеет символическое значение: он говорит о том, что можно достичь несбыточного, превратить сказку в реальность. Алые паруса — это дело рук самого человека. Капитан Грэй скажет замечательные слова: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Алые паруса — это сказка, ставшая явью, чудо, так просто сделанное человеком для другого человека. Грэй нашел свое счастье, когда подарил Ассоль ее детскую мечту. Материал с сайта

Финал повести звучит как гимн мечте, как торжество духовного начала в человеке. Грин утверждает, что путь человека должен быть освящен большой заветной целью. Она придаст ему стойкость и благородство в борьбе с невзгодами жизни. Сказочные алые паруса приводят читателя к выводу, что высокое призвание человека в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Много поколений читателей с увлечением читают эту прекрасную сказку. И каждый раз Грин убеждает нас, что человек не может жить без высокой мечты, что в каждом сердце живут свои алые паруса. Они приближаются к берегу, ждущему их, и каждый миг исполняется много надежд, больших и маленьких.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сказка романтическая
  • алые паруса мараль рассказа
  • цитаты из повести алые паруса
  • сочинение по алым парусам на тему мечты сбываются
  • окружение в детстве грея в повести “алые паруса“грин

Урок литературы в 7 классе

«Алые паруса Грина»

(по произведению А.С.Грина «Алые паруса»)

Цель урока : познакомить учащихся с личностью писателя А.С.Грина, чьи книги пробуждают романтическую душу подростка.

Задачи: 1) вызвать интерес к произведениям А.С.Грина;

2) развивать творческие способности учащихся;

3) воспитывать нравственные качества, такие как благородство, любовь к

близким, веру в любовь и мечту.

Оборудование : мультимедиа презентация «А.С.Грин»,

портрет А.С.Грина, рядом с портретом – ветка сосны в синей вазе;

иллюстрации к произведениям А.Грина и экслибрисы, выполненные

учащимися;

макет корабля «Секрет»(для инсценировки);

запись песни «Море, ты слышишь, море…» А.Зацепина.

Эпиграф к уроку:

    Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину и идти на свидание, он поэтичен, он мужествен. (Д. Гранин)

На доске : феерия – театральное представление со сказочным сюжетом, роскошными декорациями и костюмами, световыми эффектами.

Подготовительная работа : учащиеся заранее прочитали текст феерии А.Грина «Алые паруса», подготовили творческие работы: экслибрисы и иллюстрации к произведению А.Грина.

Ход урока:

    Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с таинственной и загадочной страной – Гринландией.

Это удивительная страна. Каперна и Лисс, Гель-Гью и Покет, Зурбаган и Суан… От этих слов веет чем-то сказочным и таинственным. Перед нами откроется неведомый мир с его тревогами и заботами, любовью и ненавистью, с людьми сильными, мужественными, честными и добрыми.

А открыл эту страну удивительный писатель, человек нелёгкой судьбы, Александр Степанович Грин. (Обращаемся к портрету) Слайд 1.

Под портретом А.Грина – букет. Наш, северный, какой можно подарить дорогому человеку. Свежие смолистые веточки сосны в вазе из синего стекла. Зелень и синева… Зелень всех пинежских лесов, исхоженных писателем-романтиком в ссылке, и синева неба, а может быть, моря, такого далёкого и такого притягательного.

2. Рассказ о писателе (Можно поручить приготовить сообщение ученикам)

23 августа 1880 года в семье помощника управляющего пивным заводом в селе Слободском Вятской губернии Степана Евсеевича Гриневского, поляка, сосланного в Сибирь за участие в восстании 1863 года в Польше, родился сын Александр.(Слайд 2)

Вскоре семья переехала в Вятку. Когда Саше исполнилось 9 лет, его отдали в земское реальное училище, но учёбе он предпочитал приключенческие романы.

Мальчик был непоседливый, озорной. Учёба закончилась, когда он высмеял в стихах своих учителей и наставников. Пришлось доучиваться в городском 4-классном училище, которое он окончил в 1896 году.

Саша, забывая про всё на свете, читал запоем произведения русских и зарубежных писателей. Узкогрудый, худой, нескладный, он часто подвергался насмешкам, на которые отвечал дерзостью и непослушанием. За это его часто сурово наказывали. Никто не мог понять Александра, и он рос скрытным, неистовым мечтателем. Ему было одиноко в семье. Мать он потерял в 13 лет, она умерла от чахотки.

Так уж получилось, что первым словом, которое он произнёс, было слово «море». И море, как магнит, потянуло Сашу к себе. После многих невзгод он отправился в Одессу и с большим трудом устроился учеником матроса на пароход «Платон». Побывал в Севастополе, Ялте, Феодосии, Поти, Батуми. Позднее на парусной шхуне проплыл от Одессы в Херсон, а весной 1897 года матросом на пароходе «Цесаревич» попал даже в заграничное плавание – через проливы в Египет, в Александрию.

(Звучит песня А.Зацепина «Море, ты слышишь, море..»)

Александр не был крепким физически и понял, что больше не выдержит. Вернулся домой, но без моря жить уже не мог. Вскоре отправился в Баку, где брался за любую, даже самую тяжёлую и грязную работу, часто голодал, спал на улице, перебивался случайными заработками. И опять голод, нищета и жестокая лихорадка заставили его вернуться домой. Однако, едва окрепнув, он пешком отправился на Урал.

Это был канун революции 1905 года. Бурные события тех лет увлекли и Гриневского. Он активно включился в борьбу. За революционную пропаганду его посадили в тюрьму. По приговору суда Гриневский был осуждён на 10 лет ссылки в отдалённые места Сибири. От высылки его освободила революция 1905 года. Вскоре его опять арестовали, но ему удалось бежать. С чужим паспортом он приехал в Петербург. Здесь он начинает писать. Первое его произведение появилось отдельной брошюрой с инициалами А.С.Г., называлось оно «Заслуга рядового Пантелеева». В 1907 году вышли его рассказы под псевдонимом А.Грин. Так и остался он в литературе Грином, так подписывал все свои произведения и даже письма. (Слайды 3,4)

Учитель дополняет :

Для нас с вами, северян, этот писатель интересен ещё и тем, что его творчество связано с нашим северным краем. В 1910 году А.Грин был арестован за проживание по чужому паспорту, отправлен в архангельскую пересыльную тюрьму, а затем в ссылку на Пинежье, потом на Кегостров.

На Пинеге им написаны такие рассказы, как «Жизнь Гнора», «Сто вёрст по реке», «Зимняя сказка» и другие.

Период архангельской ссылки Грин называл «одной из интереснейших страниц жизни». Его очаровала северная природа с её рассветами и закатами, туманами и хвойными лесами, ярким звёздным небом и пургой, его потрясла красота белых ночей. И люди сильные, мужественные, нравственно чистые.

3. Чтение отрывка из повести А.Грина «Таинственный лес»

(Учитель читает отрывок из повести Грина «Таинственный лес», которому сам Грин дал название «Охотник и петушок», где, как писал автор, «изображена природа Пинежского уезда Архангельской губернии»).

Лес становился холмистее, светлее и реже, дорога шла вверх, потом, обогнув круглую луговую пустошь, на зелени которой островками пестрели лиловый аконит, рябой щавель и по белым песочным россыпям – лопушиный лист земляных орехов, падала круто вниз по густому хвощу, к сияющей глубине воды. Отсюда начинались озёра, площадью равные четырём Петербургам, гигантское скопище воды, полной рыбы и птицы.

Опасной глухой прелестью дышали эти места. Тушин изучил их не сразу: долгое время страшно похожие друг на друга каймы тростниковых зарослей, подымающиеся из воды бесчисленные лесистые холмы и спрятанные зеленью озёрной проливы кружили ему до утомления и испуга голову, но он присмотрелся к ним, изучил приметы – и двигался теперь безопасно.

Вода, прозрачная, и на четырёхсаженной глубине казалась зеленоватым продолжением воздуха. Коричневое дно ясно, во всех мелких подробностях, выступало сквозь озарённую полднем глубь, мелкие раковины, галька, что-то похожее на рассыпанную чёрную крупу, раки, запавший у берегов хворост, резко освещённый в воде солнцем, были отчётливы – казалось, стоит протянуть руку и взять их. Тростниковые плавни выходили наверх аршинной в вышину зеленью. Рыба, проходя под лодкой, напоминала птицу в кустарниках.

Тушин повернул в длинный, заросший хвощом пролив. Куакая, поднялись кроншнепы, резкий полёт их осенил воду нервным трепетом крыльев. Шумно рванувшись, полетели, огибая похожий на замок остров, чёрно-белые турпаны, узкоглазая гагара, издали высмотрев человека, закричала ребячьим плачем и скрылась. По берегам засуетились дрозды; трясогузки, прыгая на полусгнивших в воде стволах, усиленно трясли хвостиками. На лодке плыл человек, птицы негодовали.

Тушин не трогал лежащего перед ним ружья. Он ехал, грустно осматриваясь и в раздумье кивая головой, с душой, полной чуждых людской жизни звуков, внимательно слушая предупреждающий крик сторожевой птицы и возражения на него со стороны пернатых, которые, не видя ещё человека, занимались флиртом или едой. В конце пролива маленькая ручеёк-речка беззвучно соединялась с озером; в устье, поросшем ивой, заполоскавшись, шмыгнула выдра; мордочка её, удаляясь вверх по течению, пристально смотрела на Тушина. Охотник вздрогнул, поднял и вновь опустил ружьё: сегодня зверь имел право жить рядом с ним, не боясь смерти. Медлительные красноклювые чайки, грустно крича, играли с голубым воздухом; на середину озера, касаясь рогами спины, выплыл лось, заметил человека и скрылся за лесом; водяная крыса чёрной точкой ползла наперерез лодке; вдали, маленькие, как комары, снялись лебеди.

Да уж не бойтесь,- сказал Тушин, смотря им вслед,- мне и плыть лень. 1

Вопрос для учащихся :

Какой увидел писатель-романтик северную природу? Почувствовали ли вы её сказочную красоту и магнетическую притягательность?

Учитель продолжает :

В Петербурге, куда Грин прибывает в 1916 году, он познакомился с Блоком и Маяковским. Здесь, в доме искусств, читал он свою феерию (значение слова на доске), самое прославленное произведение «Алые паруса». (Слайды 5, 6)

Кажется, вот-вот «Секрет» подойдёт к Каперне. С борта корабля звучит удивительная музыка. Навстречу своему счастью спешит прямо по воде Ассоль, которая столько лет жила ожиданием этой встречи. «Секрет» разворачивается, алые паруса медленно исчезают в море…

Куда плывут алые паруса? (Слайд 7)

Отправимся вслед за ними. И нам не придётся пожалеть об этом, потому что алые паруса ведут в Гринландию, страну добра и чудес.

4. Вопросы для учащихся:

Почему в Каперне не любили Лонгрена и Ассоль? Какими они были?

Как воспитывалась Ассоль?

Найдите и прочитайте, как выглядела Ассоль. Что же «особенное» почувствовал Эгль в маленькой Ассоль?

5. Инсценирование эпизода из произведения «Алые паруса» -

встреча Ассоль с волшебником Эглем

(Бьют склянки. Выходит человек, он рассматривает маленькую яхту с алыми парусами, немного поодаль от него стоит бедно одетая девочка с корзинкой. Это Эгль и Ассоль. Они ведут разговор .)

Ассоль (глядя на Эгля, несмело). Теперь отдай мне. Ты уже поиграл. Ты как поймал её?

Эгль (вздрогнув от неожиданности). Это что-то особенное. Слушай-ка ты, растение! Это твоя штука?

Ассоль . Да, я за ней бежала по всему ручью: я думала, что умру. Она была тут?

Эгль . У самых моих ног. Яхта, покинутая экипажем, была выброшена на песок трёхвершковым валом (отдаёт игрушку). Как тебя зовут, крошка?

Ассоль . Ассоль. (Прячет игрушку в корзинку)

Эгль . Это хорошо. Я занимался, сидя на камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов… как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты…Такая, как есть. Я, милая, в душе поэт, хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке?

Ассоль . Лодочки, потом пароход да ещё три таких домика с флагами. Там солдаты живут.

Эгль . Отлично. Тебя послали продать. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала. Ведь так?

Ассоль (недоверчиво). Ты разве видел? Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?

Эгль. Я это знал.

Ассоль . А как же?

Эгль. Потому что я самый главный волшебник! Тебе нечего бояться меня. Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. Ну-ка, Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок, не поют песен. Не знаю, сколько лет пройдёт, только в Каперне расцветёт одна сказка. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля движется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот корабль. На берегу соберётся много народу, удивляясь и ахая, а ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, вся в коврах и золоте, поплывёт от неё лодка. Тогда ты увидишь храброго красивого принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки.

«Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увести тебя навсегда в своё царство. Ты будешь жить там со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, что ты пожелаешь. Жить мы с тобой будем дружно и весело». Он посадит тебя в лодку и перевезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Ассоль (тихо, зачарованно). Это всё мне? Может быть, он уже пришёл…тот корабль?

Эгль . Не так скоро, сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом…Что говорить? Это будет и кончено. Что бы ты тогда сделала?

Ассоль . Я? (поспешно) Я бы его любила. Если он не дерётся.

Эгль . Нет, не будет драться, не будет, я ручаюсь за это. Иди, девочка, и не забудь того, что я тебе сказал. Иди. Да будет мир твоей пушистой голове! 2

(Снова бьют склянки.)

6. Беседа по вопросам:

Сдержал ли Грин вместе с волшебником Эглем слово?

Расскажите, как произошла встреча Грэя и Ассоль.

Есть ли что-то общее в натурах Грэя и Ассоль?

Прочитайте заключительную часть повести от слов «Она вздрогнула, откинулась, замерла…» до слов «В них было всё лучше человека»

Почему паруса алые?

Можно ли назвать произведение Грина сказкой? Почему?

Согласны ли вы с утверждением, что книги этого писателя следует читать только молодым? Почему?

7. Работа над эпиграфом к уроку

Эпиграфом к нашему уроку являются слова известного писателя Д.Гранина: «Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину и идти на свидание, он поэтичен, он мужествен».

Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

8. Заключительное слово

«Алые паруса» - сказка о воплощении мечты в жизнь, о том, как добрая воля человека превратила мечту в счастье - в счастье реальное. И Ассоль, и Грэй, да и многие герои Грина – чистые, верные, благородные люди, которые живут светлой мечтой, всегда верят в добро, в чудо. «Есть такие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».

Действительно, каждый способен на такие простые, но очень нужные чудеса. А ведь – как жаль! – далеко не всегда мы это понимаем: порой слишком поздно, а иногда это остаётся неоткрытым. А вот у Грина почти все герои способны на такие чудеса ради Дружбы, ради Чести, ради Любви.

Гринландия – страна людей сильных и мужественных, благородных и добрых, готовых на подвиг ради друзей, умеющих по-настоящему дружить и любить. Открыв для себя эту страну, уже не забудешь никогда. (Слайд 8)

Использованная литература:

Грин А.С.Блистательный мир.- М.,»Молодая гвардия», 1980

Грин А.С. «Алые паруса». М., «Советская Россия», 1980

Грин А.С. Таинственный лес.- М., 2008

Ковский В. «Романтический мир Александра Грина».-М., «Наука», 1964

Скепнер Л.С. «Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников». Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2002

Примечания:

1.Грин А.С. Таинственный лес.- М., 2008.-с.114-115

2. Барскова Н «Алые паруса Грина».- Ж. «Вожатый». №7, 1980, с.53

«Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и тем, кто считает, что грезы не сбываются, а мечтать бесполезно. Произведение покоряет необычными образами и волшебным сюжетом. Изучают его в 6 классе, но многие читатели возвращаются к нему во взрослом возрасте, чтобы еще раз очутиться в мире доброты и сказок. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку. В разборе представлены наиболее важные пункты литературного анализа по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1916 - 1920.

История создания - Замысел произведения появился в 1916 г. Прогуливаясь по петербургским улицам, в витрине одного из магазинов А. Грин заметил игрушечный корабль с белыми парусами. Так в его воображении начали создаваться образы будущего произведения. Работу над ним писатель завершил в 1920 г., а отдельной книгой издал в 1923 г.

Тема - В произведении можно выделить несколько главных тем - сбывшаяся мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Композиция - Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Жанр - Повесть-феерия.

Направление - Неоромантизм, символизм.

История создания

История создания повести необычная. О том, как возник ее замысел, А. Грин записал в черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925 г.) Как-то во время одной из прогулок по Петербургу писатель остановился у витрины магазина. Там он увидел игрушечный кораблик под белыми парусами. В его воображении начали возникать образы, события. Писатель подумал, что неплохо было бы превратить белые паруса в алые. «…Потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься».

Работа растянулась на 4 года. Однако исследователи утверждают, что год написания повести - 1920. Тогда автор завершил предварительную работу, но еще некоторое время вносил в произведение правки.

В мае 1922 г. на страницах газеты «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г.

Тема

Анализируемая повесть - необычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время активно развивалась революционная тематика. Темы «Алых парусов» - заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса.

Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты.

В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном.

Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй.

В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести . Паруса - символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.

Сюжет помогает определить идею . А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.

Основная мысль : мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам - вот чему учит писатель.

Композиция

В «Алых парусах» анализ следует продолжить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии, помогающем вникнуть в суть главной проблемы. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Экспозиция повести - знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка - предсказание незнакомца о встрече с принцем. Развитие событий - рассказ о мечтах Ассоль, история Грэя. Кульминация - Грэй слушает рассказы о «полоумной» Ассоль. Развязка - Грэй забирает Ассоль на своем корабле. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Особенность композиции в том, что каждая глава произведения относительно завершенная, подталкивает к определенным выводам.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - повесть-феерия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки феерии: волшебные события, необычные, несколько сказочные образы, победа добра над злом.

В повести А. Грина «Алые паруса» есть признаки двух направлений - неоромантизма (главные герои чувствуют себя не такими, как все), символизма (образы-символы играют важную роль для реализации идейного звучания). Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить произведение к сказкам.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 1404.