Какой выбор делает иван бездомный. Какой дом обрел Иван Бездомный. «там было много воды»

Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - персонаж романа "Мастер и Маргарита", поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии.

Источник: роман "Мастер и Маргарита"

Одним из прототипов Ивана Бездомного был поэт Александр Ильич Безыменский (1898-1973), чей псевдоним, ставший фамилией, спародирован в псевдониме Бездомный. В редакции "Мастера и Маргариты" 1929 г. упоминался памятник "знаменитому поэту Александру Ивановичу Житомирскому, отравившемуся в 1933-м году осетриной", причем памятник располагался напротив Дома Грибоедова. Учитывая, что Безыменский был родом из Житомира, намек здесь был еще прозрачнее, чем в окончательном тексте, где комсомольский поэт остался связан лишь с образом Бездомного.

Безыменский выступал с резкими нападками на "Дни Турбиных", а его пьеса "Выстрел" (1929) пародировала это булгаковское произведение. "Выстрел" был высмеян в эпиграмме Владимира Маяковского (1893-1930), написанной в декабре 1929 г. или январе 1930 г., где о Безыменском было сказано достаточно резко: "Уберите от меня этого бородатого комсомольца!.." Ссора Безыменского и Маяковского спародирована в ссоре И. Б. с поэтом Александром Рюхиным (его прототипом послужил Маяковский).

Предсказание Воланда, что Бездомный окажется в сумасшедшем доме, восходит к роману английского писателя Чарльза Мэтьюрина (1782-1824) "Мельмот Скиталец" (1820). Там один из героев, некий Стентон, встречается с Мельмотом, продавшим душу дьяволу. Мельмот предсказывает, что их следующая встреча произойдет в стенах сумасшедшего дома ровно в двенадцать часов дня. В ранней редакции "Мастера и Маргариты" в психиатрической лечебнице профессора Стравинского перед И. Б. являлся не Мастер, а Воланд.

Стентон, самоуверенно полагавший, что ему нечего узнавать у посланца сатаны, действительно вскоре заключается своими близкими в сумасшедший дом, причем это вызвано "постоянными разговорами его о Мельмоте, безрассудной погоней за ним, странным поведением в театре и подробным описанием их необыкновенных встреч, которые делались с глубочайшей убежденностью". В лечебнице Стентон сначала буйствует, но потом решает, что "самым лучшим для него будет прикинуться покорным и спокойным в надежде, что с течением времени он либо умилостивит негодяев, в чьих руках он сейчас оказался, либо, убедив их в том, что он человек безобидный, добьется себе таких поблажек, которые в дальнейшем, может быть, облегчат ему побег". У героя Мэтьюрина в сумасшедшем доме "оказались два пренеприятных соседа", один из которых постоянно распевал оперные куплеты, а второй, прозванный "Буйной головой", все время повторял в бреду: "Руфь, сестра моя, не искушай меня этой телячьей головой (имеется в виду голова казненного во время Пуританской революции английского короля Карла I (1600-1649). Из нее струится кровь; молю тебя, брось ее на пол, не пристало женщине держать ее в руках, даже ежели братья пьют эту кровь". И однажды в полночь к Стентону в лечебницу является Мельмот.

Злоключения незадачливого героя Мэтьюрина у Булгакова в точности повторяет Бездомный. Поэт гонится за Воландом; после рассказа о встрече с "иностранным профессором" на Патриарших, который будто бы беседовал с Понтием Пилатом, Бездомного принимают за сумасшедшего и заключают в клинику Стравинского. Там он приходит к той же линии поведения, что и Стентон в "Мельмоте Скитальце". Соседями Бездомного в лечебнице оказываются председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой, декламирующий во сне монолог пушкинского Скупого рыцаря, и конферансье Театра Варьете Жорж Бенгальский, бредящий о своей отрезанной во время сеанса черной магии голове.

В судьбе поэта Ивана Бездомного, превратившегося к финалу романа в профессора Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева, Булгаков как бы дал ответ на предположение одного из видных мыслителей-евразийцев и гениального лингвиста князя Николая Сергеевича Трубецкого (1890-1938), который в 1925 г. в статье "Мы и другие", опубликованной в берлинском "Евразийском временнике", высказывал надежду, что "положительное значение большевизма может быть в том, что, сняв маску и показав всем сатану в его неприкрытом виде, он многих через уверенность в реальность сатаны привел к вере в Бога. Но, помимо этого, большевизм своим бессмысленным (вследствие неспособности к творчеству) ковырянием жизни глубоко перепахал русскую целину, вывернул на поверхность пласты, лежавшие внизу, а вниз - пласты, прежде лежавшие на поверхности. И, быть может, когда для созидания новой национальной культуры понадобятся новые люди, такие люди найдутся именно в тех слоях, которые большевизм случайно поднял на поверхность русской жизни. Во всяком случае, степень пригодности к делу созидания национальной культуры и связь с положительными духовными основами, заложенными в русском прошлом, послужат естественным признаком отбора новых людей. Те, созданные большевизмом новые люди, которые этим признаком не обладают, окажутся нежизнеспособными и, естественно, погибнут вместе с породившим их большевизмом, погибнут не от какой-нибудь интервенции, а от того, что природа не терпит не только пустоты, но и чистого разрушения и отрицания и требует созидания, творчества, а истинное, положительное творчество возможно только при утверждении начала национального и при ощущении религиозной связи человека и нации с Творцом Вселенной".

При встрече с Иваном, тогда еще Бездомным, Воланд призывает поэта сперва поверить в дьявола, рассчитывая, что тем самым Бездомный убедится в истинности истории Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, а затем поверит и в существование Спасителя. В полном соответствии с мыслями Н. С. Трубецкого поэт Бездомный обрел свою "малую родину", сделавшись профессором Поныревым (фамилия происходит от станции Поныри в Курской области), как бы приобщаясь тем самым к истокам национальной культуры. Однако нового Бездомного поразила бацилла всезнайства. Этот человек, поднятый революцией на поверхность общественной жизни, сначала - известный поэт, после - известный ученый. Он пополнил свои знания, перестав быть тем девственным юношей, который пытался задержать Воланда на Патриарших прудах.

Но в реальность дьявола, в подлинность истории Пилата и Иешуа Бездомный верил, пока сатана и его свита были в Москве и пока сам поэт общался с Мастером, чей завет Бездомный выполнил, отказавшись в эпилоге от поэтического творчества. Но подобным же образом Степан Богданович Лиходеев по рекомендации Воланда перестал пить портвейн и перешел на одну только водку, настоянную на смородиновых почках. Иван Николаевич Понырев убежден, что нет ни Бога, ни дьявола, а он сам в прошлом стал жертвой гипнотизера. Прежняя вера оживает у профессора только раз в год, в ночь весеннего полнолуния, когда он видит во сне казнь Иешуа, воспринимаемую как мировую катастрофу. Видит Иешуа и Пилата, мирно беседующих на широкой, заливаемой лунным светом дороге, видит и узнает Мастера и Маргариту. Сам же Бездомный к подлинному творчеству не способен, а истинный творец - Мастер - вынужден искать защиты у Воланда в последнем приюте.

Так проявился глубокий скептицизм Булгакова относительно возможности перерождения к лучшему тех, кто был привнесен в культуру и общественную жизнь Октябрьским переворотом 1917 г. Автор "Мастера и Маргариты" не видел в советской действительности таких людей, появление которых предсказывали и на которых надеялись князь Н. С. Трубецкой и другие евразийцы. Взращенные революцией, вышедшие из народа поэты-самородки, по мнению писателя, были слишком далеки от ощущения "религиозной связи человека и нации с Творцом Вселенной", и утопией оказалась идея, что они смогут стать творцами новой национальной культуры. "Прозревший" и превратившийся из Бездомного в Понырева Иван ощущает подобную связь лишь во сне.

В чем состоит роль Ивана Бездомного в романе «Мастер и Маргарита»? Как этот образ помогает по­нять иных персонажей?

Писатель проводит в романе важную для него мысль о том, что власть в своих качествах и проявлениях соот­ветствует запросам, возможностям и потребностям лю­дей. Могут сменяться имена и титулы властителей, но чтобы изменить суть власти, требуется духовное обнов­ление человека. К этому призывал наивный, слабый и непобедимый странствующий проповедник Иешуа сво­их учеников – простых и бесхитростных.

Один из таких людей, Иван Бездомный-Понырев, проходит через все произведение, участвует во всех ключевых сценах современной части. Ему одному среди рядовых, не обладающих особыми качествами людей, открывается содержание истории Пилата и Иешуа. Ма­стер перед уходом назвал его своим учеником, но при этом потребовал не писать больше стихов. Значит, име­лось в виду ученичество не как продолжение писатель­ской работы, завершение, например, истории о Пилате, а нечто иное. Иван из писателя стал историком. А Ма­стер был историком и зарабатывал на хлеб в музее до того, как судьба дала ему возможность писать. Мастер только мечтал о славе. Иван от известности, которая у него уже была (фото на первой полосе центральной газеты), ушел в полную безвестность. Судьба Ивана Николаевича Понырева потому столь важна и так подробно описана, потому ему посвящены последние страницы произведения, что он представляет обыкновенных, никакими особыми талантами не одаренных людей. Он один из тех, кто мог бы оказаться в толпе попирающих духовные истины. Для этого были все предпосылки и были учителя на этом пути – со смертью Берлиоза их количество не уменьшилось. Но Иван, пройдя череп потрясение и страдание, сумел стать иным, оставшись обыкновенным, рядовым. Он обрел духовные потребности, муки, озарения. Он стал человеком.

Может быть, обращение на последних страницах закатного романа к образу обычного, но духовно ищуще го человека – это обращение Булгакова к читателю. Завет мастера должен в таком случае привести к мыс ли о непростом, но необходимом духовном поиске как единственно возможном основании подлинно человеческого бытия.

Здесь искали:

  • образ ивана бездомного в романе мастер и маргарита
  • судьба ивана бездомного
  • иван бездомный в романе мастер и маргарита

В романе образ сумасшедшего поэта играет достаточно важную роль. Сначала он «оттеняет» Берлиоза, а после самого Мастера, как я понимаю.

С самого начала книги мы встречаемся с Иваном Бездомным. Он бодр и весел, он весело спорит со своим приятелем. Тут же Булгаков поясняет, что этот высокий парень довольно простой наружности – поэт. И его фамилия – псевдоним модный. После революции при строительстве социализма даже поэты должны были стать простыми – из народа. Вот они и должны были все стать «убогими, бездомными». И сочинять не о розах и любви, а о благородном труде колхозника, например. Такой поэт, видно, сам может стать к станку на заводе, но он все свои силы бросает на сочинение идеологических поэм. Это образ – немного пародия на всех тех поэтов. Кроме того, Бездомный не так опытен и образован, как его собеседник. У парня не хватает такта, он начинает злиться в разговоре с Воландом, не проявляет нужной тонкости…

Наверное, за это он оказывается в сумасшедшем доме. Кто поверит, что он видел кота, который ходит на двух лапах?! Никто больше не верит Бездомному, а он продолжает доказывать свою правоту. Наверное, немного и правда сходит с ума. Мне жаль его становится. Не в его поэтическом и социальном самодовольстве, но в его страданиях. Он практически бьется головой о стену, его закручивают в смирительную рубашку, на успокоительное сажают. Он такой немного мученик, но он и сам виноват.

Потом он разговаривает в этой больнице с Мастером. Бездомный наивно не может понять, почему Мастер в этой клинике практически добровольно. Но Иван уже более спокоен, он уже стыдится своих «громких и восторженных» стихов. Только в уединении больницы он сумел посмотреть на себя со стороны…

В нём много энергии, но она немного «дурная». Он соблазнился льготами поэтическими, а там ему бы, может, лучше просто на завод – к обычным людям. Бесхитростным, как и он сам.

Я считаю, что он хороший человек, но просто соблазнился и запутался.

Сочинение Иван Бездомный и его духовная эволюция

Произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается сценой диалога, участие в котором принимают поэт Иван Бездомный и председатель МАССОЛИТа Берлиоз. Темой их беседы был вопрос существования Бога. В этом вопросе Берлиоз придерживается сугубо атеистической точки зрения, доказывая Ивану, будто Иисуса Христа никогда не было в реальности.

Последствия этой беседы становятся для Бездомного крайне плачевными. Во-первых, Ивану пришлось стать свидетелем ужасной гибели Берлиоза, а во-вторых, оказаться пациентом клиники для душевнобольных. В больнице к герою приходит прозрение – он встречает Мастера, узнает подробности его романа, в результате чего осознает собственную бездарность и спешит по совету своего соседа отказаться от сочинительства. Завершив лечение, Иван становится сотрудником Института истории и философии и возвращает себе настоящую фамилию – Понырев.

Но даже спустя время каждое полнолуние безумие охватывает героя с новой силой. Иван снова встречается с Мастером, Пилатом и Га-Ноцри. Он снова начинает мучиться вопросами, которые так сильно когда-то тревожили Мастера и до сих пор не отпускают Понтия Пилата. Всякий раз Иван наблюдает лунную дорогу, по которой идут два человека – один из них прокуратор Иудеи Пилат, другой казненный по его приказу Иешуа Га-Ноцри. Первый умоляет второго о заверении, что казни не было, и получает от молодого человека ответ: «Это тебе померещилось…Клянусь».

Иван испытывает то же умиротворение, которое охватывает прокуратора после слов Га-Ноцри. Мастер, который вскоре является к Ивану, уверяет его, что этим все и кончилось, и до следующего полнолуния его никто не потревожит.

Впервые эти вопросы коснулись Бездомного на Патриарших прудах, однако в тот момент неподготовленный ум героя не был готов к такой информации.

По замыслу автора, герой имеет прямое отношение к событиям, происходящим в Москве и Иудее, что описываются в романе. Писатель показал человека нового времени, который стал жертвой сомнения, боли, искупления вечности. Он словно оказался распятым между временами. Примечательно, что Иван единственный из всех главных действующих лиц остался на Земле.

Этот герой играет важнейшую роль в романе Булгакова. Те испытания, что пришлись на его судьбу, вызваны вовсе не встречей с Сатаной, а тем хаосом, что царил в его душе и сознании, как в сознании и душах большинства людей того времени.

С помощью фигуры Бездомного автор доносит читателю мысль о том, что поиск истины требует совместный усилий души, бодрствования и сознания. По этой причине писатель проводит ассоциативную аналогию между «единственным учеником» Мастера и Левием Матвеем.

Несколько интересных сочинений

  • Сравнительная характеристика Ассоль и Грея (Алые паруса) 6 класс сочинение

    С самого раннего детства герои произведения "Алые паруса" Ассоль и Грея живут совершенно разной жизнью. Что касается молодой девочки Ассоль, то она выросла в малообеспеченной семье

    Джульетта является одним из главным персонажей произведения, юной девушкой, испытавшей силу настоящего чувства любви.

Иван Бездомный, он же Иван Николаевич Понырев – персонаж романа «Мастер и Маргарита», поэт и член МАССОЛИТа, ученик мастера, впоследствии профессор Института истории и философии. В начале романа этот персонаж предстает не в лучшем образе. Это плечистый, рыжеватый молодой человек в жеваных брюках, черных тапочках и клетчатой кепке. Будучи членом МАССОЛИТа, он написал атеистическую поэму об Иисусе Христе, которая получилась довольно правдоподобной. Заказчиком поэмы был редактор художественного журнала­ Михаил Александрович Берлиоз , который в самом начале романа погиб под колесами трамвая.

Герой использует псевдоним Бездомный и на протяжении всего романа претерпевает эволюцию. Если сначала он был никому не нужным поэтом, пишущим на заданные темы, то познакомившись с Мастером , он перестает писать стихи и бросает свое «псевдотворчество». Пересмотрев свои взгляды на жизнь, он отказывается от привилегии быть членом писательского союза. В этом поступке просматривается очевидная связь между Бездомным и последователем Иешуа по имени Левий Матвей. Иван Бездомный проводит некоторое время в психиатрической больнице, так как никто не верит в его историю про «таинственного иностранца» – профессора черной магии. В дальнейшем он становится важным ученым-историком.

Оба главных героя — и Иешуа, и Мастер — имеют в романе по одному ученику: Иешуа — Левия Матвея, Мастер — Ивана Бездомного . Причем исходное состояние и того и другого ученика было самым неподходящим, непрезентабельным: Левий Матвей был мытарем, то есть сборщиком налогов 1 ; Бездомный-Понырев был вначале романа невежественным антирелигиозным поэтом, пишущим поэтические "изделия" на заказ. С ним мы встречаемся в первой главе романа, причем одел его Булгаков довольно пестро, что является отражением внутренней неупорядоченности, отсутствия вкуса, культуры у молодого поэта: это был "плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках", "бойкие зеленые глаза" (по деталям одежды — явно не "иностранец", так как появившийся тут же "иностранец" Воланд был, что подчеркнуто повествователем, "в заграничных, в цвет костюма, туфлях" ).

Первоначальные варианты имени Ивана Бездомного — Антоша Безродный, Иванушка Попов, Иванушка Безродный 2 .

Став учеником Иешуа, Левий бросил деньги на дорогу, а Бездомный отказался от привилегии быть членом писательского союза. Смысл метаморфозы того и другого очевиден: истина не закрыта для любого, у кого хватает мужества ее искать.

Но как Мастер оказался менее стойким, чем Иешуа, так и ученик Мастера — Иван Бездомный — "слабее" Левия Матвея и не может считаться истинным продолжателем дела своего учителя (как, впрочем, и Левий Матвей). Иван Бездомный не написал продолжения романа об Иешуа, как завещал ему Мастер. Напротив, Бездомный "вылечился" от порчи, напущенной на него преступными гипнотизерами, и только "в весеннее праздничное полнолуние" ему открывается часть истины Мастера, которую он вновь забывает при пробуждении. Один из исследователей — П. Палиевский — даже считает Ивана Бездомного главным героем романа: он один остается в этом мире после всех скандальных событий, все, что произошло в романе, привело его к исправлению, к очищению. Эта его эволюция выражена и в семантике имени, в перемене имени: в Эпилоге романа он уже не Иван Бездомный, а профессор-историк Иван Николаевич Понырев.

Мотив дома занимает в произведениях М. Булгакова особое место, как символ нравственной устойчивости человека, его причастности к культурной традиции, к Дому и Роду (вспомним дом — крепость Турбиных в "Белой гвардии"). Человек, лишенный дома, ощущения дома, лишается очень многого в этом мире. Перемена имени персонажа в данном случае свидетельствует о приобщении к культурным и нравственным истокам.

Купание Ивана Бездомного в Москве-реке у храма Христа Спасителя, где до разрушения храма был гранитный спуск к реке и гранитная купель ("Иордань") в память о крещении Иисуса Христа, — это как бы знак нового рождения персонажа, то есть речь может идти о крещении Бездомного. Но очевидно также, что это купание носит пародийный характер (как и антиобрядовый бал у сатаны в романе) — то есть оно является одновременно и пародией на крещение, устроенное для атеиста Ивана Бездомного нечистой силой 3 .

Следствием такого двусмысленного "крещения" является и двусмысленное прозрение Ивана Бездомного — он не написал продолжения романа, он все забыл, и только раз в год он ощущает смутную тревогу и беспокойство как напоминание о случившемся: "Ежегодно повторяется с Иваном Поныревым одно и то же… Перед нами — дурная бесконечность, движение по кругу. “Так, стало быть, этим и кончилось? — Этим и кончилось, мой ученик…” С уходом Мастера утрачивается целостность его романа; никто не может не только продолжить его, но даже связно воспроизвести… Мастер уходит из романа вместе со своим словом о ми ре, другого же слова, ему наследующего, в эпилоге не слышно" 4 .

Образ Ивана Бездомного также укоренен в литературе 1920-х годов: по мнению исследователей, прототипом его является известный поэт-атеист 1920-х годов Демьян Бедный (автор "поэмы"-пасквиля "Как четырнадцатая дивизия в Рай вошла", оскорбляющей религиозные чувства верующих). В двадцатые годы были распространены такие псевдонимы среди поэтов, как Бедный, Безыменский, Голодный и т.д., в противовес аристократическим фамилиям ушедшей буржуазной эпохи и как знак разрыва с "ненавистным" прошлым: предполагалось, что новый мир должен строиться заново и надо отречься от всего, что отягощает человека. Как писал поэт В. Луговской:

Хочу позабыть свое имя и званье, На номер, на литер, на кличку сменять.

Эта идея безымянности, стремление стать одним из многих, воспевание массы в ущерб личности было поставлено, как мы знаем, в центр романа Е. Замятина "Мы". Отказ от опыта предшествующих поколений, по Булгакову, без условно является гибельным, и к пониманию этой мысли приводит в финале своего романа Иванушку Бездомного М. Булгаков.

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа "Мастер и Маргарита":

  • 3.1. Образ Иешуа Га-Ноцри. Сравнение с евангельским Иисусом Христом
  • 3.2. Этическая проблематика христианского учения и образа Христа в романе
  • 4. Иван Бездомный, ставший Иваном Николаевичем Поныревым