Какое общение называется вербальным а какое невербальным. Виды вербальных средств общения. Вербальное и невербальное общение

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

  • 1. Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  • 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  • 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - "хм-хм", "э-э-э" и др.

Рис. 6.6.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют - 7%, звуки интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие пауки.

  • 1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика - движение мышц лица, жестика - жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика - моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  • 2. Такесика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  • 3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
    • - интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
    • - личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
    • - социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;
    • - публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика - движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светский - когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимный - когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - па другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса - говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Восприятие другого человека происходит на основе анализа его внешности, походки, жестов и других сигналов (рис. 6.7).

Рис. 6.7.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший "алфавит" жестов можно разбить на следующие пять групп.

  • 1. Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели ("указывающий перст"), пиктографы, т.е. образные картины изображения ("вот такого размера и конфигураций"); кинетографы - движения телом; жесты-"биты" (жесты-"отмашки"); идсографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  • 2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
  • 3. Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях - "здравствуйте", а поднятые над головой - "до свидания".
  • 4. Жесты-адапторы - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).
  • 5. Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпуса); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные жесты, как правило, связаны с конечностями.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

  • - жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);
  • - жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
  • - жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.
  • - жесты самоконтроля - руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
  • - жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • - жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
  • - жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  • - жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • - жесты неискренности - жест "прикрытие рукой рта", "прикосновение к носу" как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, "бегающий взгляд" и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях. (Дж. Ниренберг, Г. Калеро. Как читать человека словно книгу. М., 1990.)

Виды и правила слушания, восприятия и понимания другого человека представлены на рис. 6.8.

Рис. 6.8.

Правила эмпатического слушания:

  • 1. Освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на чувства собеседника.
  • 2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящую за его высказыванием, показать, что вами чувство собеседника не только правильно понято, но и принято (не осуждая, не критикуя, не поучая его).
  • 3. Надо только отразить чувство партнера, но не интерпретировать его поступки и скрытые мотивы поведения, не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства, не поучать его.
  • 4. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в своих переживаниях. Не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Правила "Я-высказываний" (способ самовыражения, осознание своих чувств, возникающих в напряженных ситуациях, и называние их партнеру, осознание своей ответственности за решение проблемы): 1 -описание ситуации, вызвавшей напряжение; 2 - точное название своего чувства в этой ситуации; 3 - называние причин этого чувства ("я испытываю такое раздражение, когда ты говоришь, что...") (рис. 6.9, 6.10).

Вербальное общение – это выражение своих мыслей с помощью слов и речи, обмен информацией. Также для полной передачи информации человек использует и невербальную систему общения, то есть «говорит» с помощью жестов, мимики.

Выразить себя с помощью слов

Общение составляет огромную часть нашей жизни. Каждому человеку хочется донести свои мысли, быть услышанным и понятым правильно. Человек использует для общения вторую сигнальную систему, то есть речь. Существует мнение, что вербальное общение по значимости во многом уступает невербальному (передача информации жестами, мимикой, переменой позы). Такое утверждение может быть по-своему справедливо только при аффилиативном общении между близкими людьми или родственниками. И действительно, обилие жестов и богатство интонаций характерно для разговора с человеком, который близок духовно. В деловой же сфере важен именно информационный аспект, то есть что сказано, а не как.

Коммуникация с помощью речи довольна сложна. Она бывает в виде диалога, монолога, дискуса и т.д. Также важно помнить, что даже в пределах одного языка встречается масса диалектов, которые не всегда схожи.

Классификация видов вербального общения

К одному из видов вербального общения относится дактильная речь или общение с помощью жестов. Жестовый язык во многих странах мира имеет статус государственного, в Российской Федерации он является таковым с 2013 года.

Как развить речь

Общение с помощью слов на данном этапе развития человечества считается наиболее совершенным способом передачи информации. Именно поэтому высоко ценится умение грамотно и максимально точно донести свои мысли и соображения. Для этой цели существует масса упражнений, с помощью которых можно улучшить и развить навыки общения. Нередко они приобретают форму игры и проводятся в группах.


Кинестика(невербальное общение)

Важность невербального общения сложно переоценить. Оно возникло задолго до появления первого слова. Человечество на заре зарождения общалось с помощью кивков головы, взмахов рук, поворотов тела. Больше половины информации мы «выдаем» с помощью невербальных знаков, которые и помогают установить психологический контакт с собеседником. Самые известные из них: мимика, жесты, пантомимика.

Этот вид общения, несомненно, довольно информативный, но выделяют несколько проблем его понимания. Во-первых, передача информации с помощью жестов и мимики происходит на уровне подсознания и «говорящий» не всегда контролирует этот процесс. Во-вторых, тонкое понимание методов невербального общения позволяет воздействовать на подсознание оппонента и является одним из способов манипуляции.

Жесты при этом виде общения составляют львиную его долю. Около 60% информации мы сообщаем именно таким образом. По смысловой нагрузке их подразделяют на:

  • Коммуникативные, которые несут «осознанную» смысловую нагрузку (взмахи рукой в знак приветствия и прощания, запрещающие знаки, кивок или покачивание головы и другие);
  • Модальные, которые несут эмоциональную окраску;
  • Описательные, то есть те жесты, которые используются как подспорье в описании чего-либо.

Движения мимических мышц помогают передать около 15% информации.
Мимика диманична, существует более 20 тысяч описаний выражений лица. Основная нагрузка при этом лежит на мышцах лба и нижней части лица. Также большую роль в процессе общения играет взгляд. Он может быть деловой, интимный, социальный. Все зависит от длительности зрительного контакта и точке его сконцентрированности (лоб, носогубный треугольник, грудь). Замечено, что если человек лжет, то зрительный контакт уменьшается на 1/3.

Также большую роль играет положение тела, походка, осанка, то есть пантомимика. Выразительные движения человека могут многое рассказать о его образе жизни, уверенности в себе, внутреннем психическом состоянии.

Невербальные средства общения важны в современном мире. С их помощью можно не только «вывести собеседника на чистую воду», но и лучше понять переживания и мысли близкого человека. Одна из самых известных книг «Язык тела» Алана Пиза легла в основу множества вебинаров ведущих психологов и психотерапевтов.

Особенности кинестики

Невербальное общение и его значимость трудно переоценить. Психологи выделяют несколько важных функций этого вида коммуникации:

  • Подтверждение и дополнение речи. Например, мы подтверждаем утвердительное заявление кивком головы;
  • Обогащение значения слов и придание тексту эмоциональной окраски;
  • Регулятивная функция, то есть мимическая реакция на слова собеседника.

Правильное толкование невербальных символов направлено на полноценное поддержание и ведение беседы. На эту тему написано множество книг и снято большое количество фильмов.

Каждый из нас замечает невербальные сигналы подсознательно и интерпретирует их согласно своему пониманию ситуации. Существуют специальные упражнения по невербалике, которые помогают развить этот навык.

В первую очередь необходимо научиться замечать и контролировать собственный язык тела, а потом уже учиться понимать окружающих. Можно проводить самостоятельные упражнения перед зеркалом. Для этого достаточно просто воспроизвести мимику актеров из известных сцен фильмов или разыграть собственную эмоцию (грусть, печать, смех, ярость). Таким же способом прорабатываются походка, жесты, поза тела.

Для понимания чужих чувств необходимо не только иметь багаж знаний. Не менее важна практика. Важно обращать внимание не только на слова и действия окружающих вас людей, но и стараться фиксировать изменение их мимики и жестов в каждой конкретной ситуации. Невербальное общение и специальные навыки развиваются годами, и в первую очередь важна внимательность и даже некая щепетильность в этом вопросе.

«Битва» полов

Не секрет, что вербальное и невербальное общение у мужчин и женщин немного различается. Женщинам интереснее обсуждать, а мужчинам – действовать. Женщины познают мир через обсуждение, разговоры, а мужчинам ближе мир свершений и открытий. В этом и лежит секрет разного восприятия мира.

В приемах невербального общения женщины чувствуют себя уверенней и более раскрепощенными . Им проще выражать свои эмоции с помощью жестов, их мимика более яркая и богатая. Мужчины же более сдержаны, они уделяют больше внимания самоконтролю.

Пантомимика также во многом различается. Для женщин важен зрительный контакт, они открыто смотрят собеседнику в глаза во время беседы, их беседы сопровождаются обилием жестов и прикосновений. Мужчины же уделят внимание вербальному общению, их взгляд блуждает по сторонам, а жесты скупы и лаконичны.

3.2. Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 %.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

Интимная зона (15–45 см) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

Личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

Социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого не очень знают;

Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние – способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнерства; светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) – это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следующие виды жестов:

Жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);

Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

Жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;

Жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;

Жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

Жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

Жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

Жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

Жесты неискренности – «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях .

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Средства общения Основные разновидности средств общения. Поскольку общение ребенка с окружающими людьми есть деятельность, оно протекает в форме действий, составляющих единицу этого процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей,

Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Кратохвил Станислав

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

7. Средства общения Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.Упражнение-разминка «Пишущая машинка»Описание упражнения.

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

8.2. Вербальные средства выражения ласки Вербальные средства - это ласковые обращения, в том числе использование ласковых прозвищ, даваемых любящим человеком объекту своей любви.При выборе прозвища логика часто ни при чем, так как любое, даже самое негативное слово,

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

8.3. Невербальные средства К невербальным средствам выражения ласки относятся тактильный контакт (прикосновения, поглаживания, надавливания, обнимания, трепания по щеке и похлопывания по плечу) и поцелуи.Выбор средств и способа выражения ласки зависит от того, какого

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, взгляд, т. е. понять язык невербального (вербальный –

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

ГЛАВА 2 Средства общения Все средства общения делят на две группы: речевые и неречевые (рис. 2.1). Рис. 2.1. Классификация средств

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

2.1. Речь, или вербальные средства общения Речь - это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык - это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей. В разных языках (английском, немецком, русском и т. д.) эти

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

2.2. Невербальные средства общения Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия.Невербальным средствам общения придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине

Из книги автора

Другие невербальные средства общения Общение действиями включает: 1) показ двигательных действий при обучении;2) движения, выражающие отношение к собеседнику (например, аплодисменты);3) прикосновения: похлопывание собеседника по плечу или по спине в знак одобрения его

Из книги автора

Невербальные средства этнического общения В главе 1 данной работы невербальная информация рассматривалась в аспекте ее восприятия и оценки личных и деловых качеств собеседника (этнофора). Здесь же она анализируется с позиций разнообразных возможностей человека,

Из книги автора

Контекстуальные средства общения В отечественной научной литературе информация по контекстуальным средствам общения этнофоров почти отсутствует. Имеются публикации по данной проблеме на английском языке. К контекстуальным средствам общения относятся

Из книги автора

Задание 2б. Невербальные характеристики эффективного и проблемного общения взрослых и детей Процедура наблюдения в данном задании в целом повторяет задание 2а, поэтому мы остановимся лишь на различиях.Объекты наблюдения. В качестве объекта для наблюдения следует

Из книги автора

33. Функции и средства общения Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются:

Из книги автора

Используйте невербальные средства самоутверждения Примите удобную закрытую позу. Смотрите в глаза собеседнику (уверенным, но не неподвижным взглядом). Выпрямитесь, расправьте плечи и грудь, но не напрягайтесь. Расположитесь прямо лицом к

Вербальное общение – это коммуникативное обоюдно направленное действие, совершающееся между одним индивидом, несколькими субъектами или более, которое предполагает трансляцию информации разнообразной направленности и ее прием. При вербальном коммуникативном взаимодействии в качестве механизма коммуникации используется речь, которая представлена языковыми системами и подразделяется на письменную и устную. Важнейшим требованием к вербальной коммуникации является четкость произношения, ясность содержания, доступность изложение мысли.

Вербальное общение может вызывать ответное положительное или негативное эмоциональное реагирование. Именно поэтому каждому индивиду просто необходимо знать и грамотно применять правила, нормы и приемы речевого взаимодействия. Для эффективности коммуникаций и успешности в жизнедеятельности любому человеку следует овладеть искусством риторики.

Вербальное и невербальное общение

Как известно, человеческий существо социальное. То есть субъект, никогда не сможет стать личностью без социума. Взаимодействие субъектов с социумом происходит посредством инструментов общения (коммуникации), которое бывает речевым и невербальным.

Вербальные и невербальные средства общения обеспечивают коммуникативное взаимодействие индивидов во всем мире. Хотя у человека первична мысль, но для ее выражения и понимания другими индивидами необходим такой инструмент вербального общения как речь, которая обличает мысли в слова. Ведь для индивида явление или понятие начинает существовать только при условии приобретения им определения или названия.

Наиболее универсальным средством общения между людьми является язык, который представляет собой основную систему, кодирующую информацию, и важный инструмент коммуникации.

С помощью слов человек делает понятным значение событий и смысл явлений, выражает собственные мысли, чувства, позиции и мировоззрение. Личность, ее язык и сознание неразделимы. Однако при этом абсолютное большинство людей к языку относится так, как к воздуху, т.е. использует его, не замечая. Язык довольно часто обгоняет мысли или не подчиняется им.

Во время коммуникационного взаимодействия людей на каждом его этапе возникают барьеры, которые препятствуют эффективности общения. Часто на пути к взаимопониманию становится использование одинаковых слов, жестов и других коммуникационных инструментов для определения совершенно разных явлений, вещей, предметов. Такие барьеры появляются вследствие социально-культурных различий, психологических и других факторов. Индивидуальные расхождения в человеческих потребностях и системе их ценностей часто не дают возможности найти общий язык даже при обсуждении универсальных тем.

Нарушения процесса коммуникационного человеческого взаимодействия вызывают ошибки, промахи или сбои в шифровании информации, недоучет мировоззренческих, профессиональных, идеологических, религиозных, политических, возрастных и половых отличий.

Кроме этого, для человеческих коммуникаций неимоверно важны следующие факторы: контекст и подтекст, стиль. Так, например, неожиданное фамильярное обращение или развязное поведение может свести к нулю всю информационную насыщенность беседы.

Однако большая часть информации о партнере по коммуникации передается не с помощью вербальных инструментов, а при помощи невербальных средств. То есть представление об истинных чувствах собеседника и его намерениях субъекты черпают не из его речи, а при непосредственном наблюдении за деталями и манерой его поведения. Другими словами, межличностное коммуникационное взаимодействие, главным образом, осуществляется благодаря целому комплексу невербальных инструментов – мимике и жестам, символическим коммуникативным знакам, пространственным и временным границам, интонационным и ритмическим характеристикам речи.

Как правило, невербальные коммуникации являются следствием не сознательной манеры поведения, а подсознательных побуждений. Вербальные механизмы общения довольно трудно подделать, именно поэтому доверять им следует больше, чем словесным формулировкам.

Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникационного взаимодействия людей воспринимаются одновременно (одномоментно), их следует рассматривать в качестве единого комплекса. Кроме того, жесты без использования речи не всегда бывают состоятельными, а речь без мимики пуста.

Виды вербального общения

К вербальному общению относится внешне направленная речь, которая в свою очередь подразделяется на письменную и устную, и внутренне направленная речь. Устная речь может быть диалогической или монологической. Внутренняя речь проявляется при подготовке к устной беседе или, особенно, к письменной речи. Письменная речь бывает непосредственной и отсроченной. Непосредственная речь происходит при обмене записками, например, на совещании или лекции, а отсроченная – при обмене письмами, когда для получения ответа может пройти довольно длительное время. Условия общения при письменной речи строго опосредованы текстом.

Также своеобразной формой словесной коммуникации считается дактильная речь. К ней относится ручная азбука, которая является заменой устной речи и служит для взаимодействия глухих или слепых лиц между собой и людьми, знакомыми с дактилологией. Знаки дактильной речи заменяют буквы и напоминают буквы печатного шрифта.

Обратная связь влияет на точность понимания человеком, воспринимающим информацию, смысла высказываний говорящего. Обратная связь устанавливается только при условии, что коммуникатор и реципиент будут попеременно меняться местами. Задача реципиента заключается в том, чтобы при помощи своих высказываний дать понять коммуникатору, как он воспринял смысл информации. Отсюда следует, что диалоговая речь является последовательной сменой ролей коммуникативного взаимодействия беседующих, в процессе которой обнаруживается смысл речевого высказывания. А монологическая речь, наоборот, может длиться довольно долго при этом, не прерываясь репликами других беседующих. Она требует предварительной подготовки от говорящего. К монологической речи относят лекции, доклады и т.д.

Важными составляющими коммуникативного аспекта общения являются умения точно, четко выражать собственные мысли и умение слушать. Так как нечеткое формулирование мыслей ведет к неверному толкованию произнесенного. А неумелое слушание трансформирует смысл транслируемой информации.

К вербальному общению относится также всем известный вид взаимодействия — разговор, собеседование, диспут и дискуссия, спор, собрание и др.

Разговором называют вербальный обмен мыслями, мнениями, знаниями, сведениями. Разговор (беседа) предполагает наличие двух и больше участников, задачей которых является в непринужденной обстановке высказывать собственные мысли и соображения по заданной теме. Участники беседы могут задавать друг другу вопросы с целью ознакомления с позицией собеседника или прояснения непонятных моментов, возникших в ходе обсуждения. Разговор особенно эффективен при возникновении необходимости прояснения какого-либо вопроса или освещения проблемы. Собеседование представляет собой специально организованный разговор на общественные, профессиональные или научные темы. Диспутом называют публичное обсуждение или спор на общественно важную либо научную тематику. Дискуссией называют публичный спор, результатом которого являются выяснение и соотнесение различных точек зрения, позиций, поиск и выявление верного мнения, нахождение нужного решения спорного вопроса. Спором называют процесс обмена противоположными воззрениями. То есть он обозначает всякое столкновение позиций, разногласия в убеждениях и взглядах, своеобразную борьбу, при которой каждый из участников отстаивает собственную правоту.

Также словесное общение подразделяется на вербальное и межличностное. осуществляется между несколькими индивидами, результатом его является возникновение психологического контакта и определенного отношения между общающимися. Вербальное деловое общение представляет собой сложный многосторонний процесс вырабатывания в профессиональной сфере контактов между людьми.

Особенности вербального общения

Главной особенностью вербального общения считается то, что такая коммуникация свойственна только человеку. Вербальное общение в качестве непременного условия предполагает овладение языком. Благодаря своему коммуникативному потенциалу оно намного богаче всех видов невербальной коммуникации, хотя при этом не в состоянии целиком его заменить. Формирование вербальных коммуникаций первоначально обязательно опирается на несловесные средства коммуникации.

Основным компонентом коммуникации являются слова, которые были взяты сами по себе. Вербальное взаимодействие считается наиболее универсальным способом трансляции мысли. Любое сообщение, построенное при помощи несловесной знаковой системы, можно расшифровать или перевести на словесный человеческий язык. Так, например, красный свет светофора можно перевести как «проезд запрещен» или «остановитесь».

Вербальный аспект коммуникации обладает сложной многоуровневой структурой и может выступать в разных стилистических вариациях: диалект, разговорный и литературный язык и т.п. Успешной или неудачной реализации коммуникативного акта способствуют все речевые компоненты или другие характеристики. Человек в процессе общения из широкого набора всевозможных инструментов речевого взаимодействия выбирает такие инструменты, которые кажутся ему наиболее соответствующими для формулирования и выражения собственных мыслей в конкретной ситуации. Это называется социально значимым выбором. Такой процесс бесконечен в своем многообразии.

Слова в речевом коммуникативном взаимодействии не являются обычными знаками, служащими для названия предметов или явлений. В вербальной коммуникации создаются и формируются целые словесные комплексы, системы идей, религий, мифов, характерных определенному социуму или культуре.

То, как субъект говорит, может сформировать представление у другого участника взаимодействия, о том, кем такой субъект является на самом деле. Такое чаще проявляется, когда коммуникатор играет установленную социальную роль, например, руководитель компании, директор школы, капитан команды и т.п. Мимика, внешний вид, интонации будут соответствовать статусу социальной роли говорящего и его представлению о такой роли.

Выбор словесных инструментов способствует созданию и постижению некоторых социальных ситуаций. Так, например, комплимент не всегда будет указывать на то, что человек хорошо выглядит, он может просто являться своеобразным «коммуникативным ходом».

Результативность и эффективность вербального взаимодействия во многом обусловлена уровнем овладения коммуникатором ораторским искусством и его личностными качественными характеристиками. Сегодня грамотное владение речью считается важнейшей составляющей профессиональной реализации личности.

При помощи речи совершается не просто движение сообщений, но и взаимодействие участников коммуникационного процесса, которые особым образом влияют друг на друга, направляют, ориентируют друг друга. Другими словами, они стремятся к достижению определенной трансформации поведения.

Несмотря на то, что речь является универсальным инструментом коммуникативного взаимодействия, она приобретает смысл только при включении в деятельность. Речь обязательно должна дополняться употреблением неречевых знаковых систем для результативности взаимодействия. Коммуникативный процесс будет неполным, если не использовать невербальные средства.

В процессе речевой коммуникации, как правило, используется комплекс средств общения: вербальные (словесные) - слова, словосочетания, предложения; невербальные (несловесные) - мимика, жесты, позы, интонация и пр. Ученые предполагают, что вербальное (словесное) общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербальным способом.

Вербальное общение - это общение при помощи слов, содержание информации передается с помощью языка. Как известно, слово - один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности - на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть риторикой, то есть искусством вести беседу. Невладение этим искусством - одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.

Вербальное речевое воздействие предполагает учет следующих факторов:

С облюдение коммуникативной нормы :

Соблюдайте нормы речевого этикета;

Соблюдайте нормы культуры речи;

К онтакт с собеседником :

Произведите благоприятное внешнее впечатление;

Меньше говорите сами, дайте собеседнику поговорить о себе;

Укрупняйте собеседника;

Снижайте себя в глазах собеседника («принцип коромысла», не обязательно тянуть собеседника вверх, снижайте немного себя в его глазах);

Говорите комплименты;

Отождествляйте свои интересы с интересами собеседника;

Интересуйтесь проблемами собеседника;

Вспоминайте положительный опыт;

Содержание :

Говорите на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;

Больше сообщайте положительной информации;

Сведите к минимуму негативную информацию;

Не давайте советов, если вас не просят (если дать совет все же необходимо, облекайте его в форму заботы);

Чаще обращайтесь к собеседнику («закон имени»);

Приводите примеры из жизни;

Используйте приемы, повышающие убедительность сообщаемой информации;

Убедительность , достоверность :

Подача факта как нового (недавно установили..., я только что читал, что..., вчера стало известно, что.. .);

Подача факта как не сразу осознанного самим оратором (я долгое время сам в это не верил..., я долго сомневался в этом ... и т. д.);

Подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов (экспериментально установлено..., эксперименты показали, что… и т. д.);

Подача факта как установленного психологами;

Подача факта как установленного иностранными учеными (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами и др., такого эффекта в русской аудитории не будет );


Подача факта как установленного молодыми учеными;

Упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком; упоминание фамилий ученых, установивших этот факт;

Ссылка на то, что об этом говорил еще Петр I , И. Грозный , Я. Мудрый , Л. Толстой ;

Ссылка на то, что эта идея была известна, тот или иной способ или метод использовался царями, фараонами, великими полководцами прошлого (еще Екатерина Вторая писала в письме к..., все французские короли, русские князья всегда имели…, Александр Македонский всегда учитывал ... и т. д.);

Подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас (еще в ХVI веке использовали этот метод…, об этом знали еще в XIX веке. .. и т. д.);

Персонифицируйте свои идеи (феномен личной реальности);

Говорите: «Я лично думаю...», «Мое мнение таково...», «Я это испытал на себе…», «Мне лично рассказывал один знакомый...» и т. д.;

Приводите конкретные подробности, детали;

Языковое оформление :

Разнообразьте используемые слова;

Используйте синонимы, близкие по значению слова и обороты;

Используйте слова, вызывающие образы (вместо жирная пища лучше сказать масло, свинина и т. д.);

Используйте разговорную речь, не злоупотребляйте книжными словами;

Разнообразьте интонацию, не говорите монотонно;

Держите одинаковый темп с партнером;

Цифр приводите немного и округляйте их;

Манера :

Демонстрируйте дружелюбие, искренность;

Воодушевление;

Умеренную эмоциональность;

Физическую бодрость, подвижность;

О бъем :

Будьте кратки;

Говорите меньше собеседника;

Говорите короткими предложениями;

Р асположение информации :

Важную информацию давайте в начале и конце;

Повторяйте несколько раз в различных местах в речи и разными словами;

Адресат :

В большой аудитории надо говорить более эмоционально, в маленькой - спокойно и рационально;

С малоподготовленной аудиторией и малоразвитым человеком надо говорить медленно, использовать форму вопросов и ответов;

С женщинами надо разговаривать эмоционально, приводить много примеров, опираться на бытовые проблемы, рассматривать один вопрос за раз;

С мужчинами надо говорить рационально, не делать за них выводы, использовать при изложении перечисление;

С ребенком надо говорить коротко, быстро, опираться на события, все мысли формулировать словами в развернутой форме;

С людьми старшего поколения нельзя говорить в быстром темпе, надо говорить медленно, обращаться к их опыту, приводить ссылки авторитетных людей.

В деловой риторике используют следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет образовательного уровня слушателей, их социальное положение и производственный опыт.

Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, которые достигаются путем обращения к рациональной и иррациональной памяти слушателей. Делается это с помощью таких инструментов, как музыка, видеофильмы, стихи и т. п.

Сенсорность предусматривает использование цвета, звука, рисунков, схем и т. п. Чем разнообразнее их использование, тем эффективнее процесс освоения информации.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, выразительность мимики, жестов. Все это усиливает процесс восприятия речи.

Интенсивность характеризуется темпом подачи информации. Следует учитывать темперамент людей и их подготовленность к восприятию конкретного вида информации.

Специалисты считают, что для хорошего выступления на одну минуту требуется 20 минут подготовки. Подготовка плана выступления, подбор материалов, проработка тезисов - залог успеха выступления.

Современная аудитория не приемлет менторского (назидательного) тона - разговор должен идти на равных. При этом внимание аудитории необходимо привлечь сразу. Выступление должно сопровождаться сравнительными материалами, цифрами, фактами и т. п. Важным элементом публичного выступления являются ответы на вопросы. Никогда не уклоняйтесь от них. Многие думают, что речь всего лишь оформляет мысли человека и служит вспомогательным средством делового общения. Однако исследования показывают, что от культуры речи зависят результаты деловых переговоров, а при публичном выступлении - степень убежденности аудитории в правоте ваших слов.

Профессиональная деятельность предполагает овладение навыками риторики, т. е. навыками подготовки и доведения до слушателей смысла публичного выступления вне зависимости от формы (совещание, лекция, презентация, доклад и т. п.).

Для того чтобы сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной, необходимо применять определенные средства:

Варьирование тональности выступления;

Акцентирование главных мыслей;

Постановка риторических вопросов по ходу выступления;

Использование форм диалога;

Включение образных сравнений, поговорок, крылатых выражений, речевых средств выразительности (тропы и фигуры речи) и т. п.;

Использование примеров;

Применение повторов.

Следует подчеркнуть, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает некоторые проблемы во взаимоотношении с аудиторией, если выступающий просто читает текст. Вместе с тем устная речь имеет бесспорное преимущество перед письменной, позволяя раскрыть выступающего как профессионала и интересного оратора.

Невербальное общение - это общение при помощи неречевых знаковых систем, несловесных средств (жесты, мимика, сигналы внешности и поведения говорящего, дистанция до собеседника и др.). Невербальные средства общения состоят из невербальных сигналов. Невербальные сигналы - это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения. Известный исследователь невербальных сигналов австралийский ученый А. Пиз утверждал, что насчитывается не менее 1000 невербальных сигналов, которые используются людьми.

Их роль очень велика: по данным ученых, до 60 - 70% информации в процессе общения передается невербально. Из двух видов межличностной коммуникации - вербальной (речь) и невербальной - невербальная коммуникация является более древней, в то время как вербальная коммуникация является наиболее универсальной. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств.

Невербальная коммуникация может быть представлена в виде следующих основных систем: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, взгляд, пространственно-временную организацию общения и т. д.

Акустическая система общения задействует такие средства, как паузы, смех, интонация и др.

Тактильная система общения характеризуется прикосновением, пожатием рук, объятиями и т. п.

Ольфакторная система основана на восприятии приятных или неприятных запахов как самого человека, так и окружающей среды.

Специалисты выделяют следующие функции невербального общения:

Выражение межличностных отношений;

Выражение чувств и эмоций;

Управление процессами вербального общения;

Обмен ритуалами;

Регуляция самопредъявлений.

На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет. Невербальный язык другой страны приходится осваивать так же, как словесный. Невербальные знаки нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько значений, другой в данный момент может вообще ничего не значить. Поэтому их необходимо читать в контексте, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.

Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения .

К невербальным сигналам общения относятся:

- кинесика - поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд, направление взгляда, частота контакта);

- такесика и экстралингвистическая система - рукопожатие, поцелуй, похлопывание, касание;

- просодика - общее название таких ритмико-мелодических сторон голоса, как высота, громкость, тембр, сила ударения;

- проксемика - ориентация, дистанция;

Внешность - одежда, прическа и т. д.

Кинесика и формы ее проявления:

Поза - положение тела, типичное для данной культуры; позы могут быть: открытые, закрытые, авторитарные;

Мимика - движение мышц лица (рта, глаз, бровей, лба);

Взгляд - глаза говорят о расположенности или не расположенности к общению, посылают сигналы «обратной связи», выдают настроение партнера;

Походка является знаковой, поскольку по ней можно определить эмоциональное состояние человека (гнев, радость, гордость, горе);

Жесты - динамически выразительные движения тела.

Особое значение в невербальной коммуникации имеют сигналы, посылаемые глазами и губами. С помощью глаз передаются самые точные и открытые из всех сигналов человеческой коммуникации. Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60 - 70% всего времени общения. Глаза обладают особым способом самопрезентации, название которому взгляд . Последний может осуществлять сильное психологическое давление и говорить о многом.

Рассмотрим виды взглядов и их трактовку:

Подъем головы и взгляд вверх: подожди минуту, подумаю;

Движение головой и насупленные брови: не понял, повтори;

Улыбка, возможно, легкий наклон головы: понимаю, мне нечего добавить;

Ритмичное кивание головой: ясно, понял, что тебе нужно;

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику: хочу подчинить себе;

Взгляд в сторону: пренебрежение;

Взгляд в пол: страх и желание уйти.

В мимике очень важно положение губ - молчаливых источников эмоциональной информации. Улыбка в создании привлекательности личного имиджа просто незаменима, поскольку она дает предпочтительные шансы на доверительные и дружелюбные отношения в общении у тех, кто ее использует.

Немалое значение при общении имеют жесты . Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы. Оратор не должен специально «придумывать» жесты, он обязан их контролировать.

Основные правила жестикуляции:

Жесты должны быть непроизвольными: прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем;

Жестикуляция не должна быть непрерывной: не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом;

Управляйте жестами: никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;

Вносите разнообразие в жестикуляцию: не пользуйтесь одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность;

Жесты должны отвечать своему назначению: количество и интенсивность жестов должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, смех, кашель, вздох, плевок, «звуковой» поцелуй и пр. К такесическим средствам общения относятся рукопожатие, похлопывание, касания, поцелуи. Доказано, что человеку необходимо в день более 20 «касаний», так как они являются формой биологической стимуляции общения.

К проксемическим характеристикам относят ориентацию партнеров в момент общения относительно друг друга. Даже дистанция, которую выдерживают люди при общении, уже о многом говорит. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними. Здесь также видны биологические корни (любовь - дружба - доброжелательность - недоброжелательность - вражда). Обычно недостаточно знакомого человека «держать» на расстоянии вытянутой руки. «Втереться в доверие» можно, подсаживаясь все ближе и ближе: вспомните поведение Маленького Принца по отношению к Лису. Кстати, межкультурные различия в проксемике часто приводят к непониманию, к коммуникативным неудачам между политиками и бизнесменами.

Отечественные и зарубежные психологи выделяют четыре зоны общения в соответствии с дистанцией между коммуникантами (по А. Пизу):

Интимная зона (от 15 до 46 см): в эту зону человек разрешает проникать только тем, кто находится с ним в тесном эмоциональном контакте;

Личная зона (от 46 см до 1,2 м): на таком расстоянии происходит общение на официальных приемах и дружеских вечеринках;

Социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м): такую дистанцию выдерживают с посторонними людьми;

Общественная зона (более 3,6 м): такая дистанция выдерживается обычно при общении с большой группой людей, с аудиторией.

Таким образом, невербальное общение помогает создать образ партнера, способствует установлению определенных взаимоотношений, усиливает эмоциональную атмосферу, а также выступает в качестве показателя социально-ролевых отношений коммуникантов.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Человек, не владеющий методикой контроля над своими невербальными средствами выражения, не способен подделать эти импульсы и доверяет больше языку, чем невербальному способу общения.

Владение языком невербального общения позволяет не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какую реакцию вызовет еще не прозвучавшее высказывание, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать процесс восприятия выступления, как происходит обмен сигналами.

На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет.

Вопросы для контроля

1. Что такое вербальные средства речевого общения? Что к ним относится?

2. Что необходимо учитывать при вербальном общении?

3. Какие принципы речевого воздействия необходимо учитывать при вербальном общении?

4. Назовите приемы, которые помогут сделать устную речь выразительной и эмоциональной.

5. Что такое невербальные средства речевого общения? Что к ним относится?

6. Каково соотношение вербальных и невербальных средств в речевом общении?

7. В виде каких систем может быть представлена невербальная коммуникация?

8. Каковы функции невербального общения?

9. Какие основные группы невербальных знаков выделяют? Какие невербальные сигналы включает каждая группа?

10. Какова роль взгляда в невербальном общении?

11. Какова роль жестов в невербальном общении?

12. Какую роль играет дистанция в процессе речевого общения? Назовите основные зоны общения в соответствии с дистанцией между коммуникантами.

13. Национальная специфика невербальных средств общения.