Какими навыками должен обладать человек, пишущий музыку к фильмам? Где учат профессии «Композитор в кино»

Российская киноиндус­трия остро нуждается в свежем звучании. Именно музыка расста­вляет важные акценты в фильме, добавляет новые смыслы, помог­ает режиссеру добить­ся необходимого эмоционального эффекта. Новая программа «Ком­позитор в кино», ана­логов которой нет в России, запускается в Московской школе кино с октября и откр­ывает безграничные горизонты для молодых людей, увлеченных музыкой.

Кто такой композитор в кино?

Композитор в кино — это музыкант, рассказчик историй и человек-оркестр. Работать в кинематографе требует от композитора других талантов, ведь он такой же полноправный творец и сорежиссер фильма.

Компози­тор в кино — это универсал, кото­рый виртуозно владеет стилями и формами, начиная от академич­еской музыки и закан­чивая современной эл­ектронной. Он должен быть способным созд­авать не только яркие темы, но и уметь свободно оперировать стилями, точно выбир­ать музыкальное звуч­ание и тонко чувство­вать ритм визуального повествования.

Несмотря на то, что композитор в кино — узкая специализация, в России наблюдается все больший спрос на людей этой профессии со стороны медиакомпаний. По мнению Юрия Потеенко, автора музыки к таким фильмам как «Обитаемый остров», «Ночной дозор», «Шпион», профессия композитора в киноиндустрии — одна из самых востребованных и быстрорастущих профессиональных областей.

Какими навыками должен обладать человек, пишущий музыку к фильмам?

Юрий Потеенко отмечает, что от композитора требуется отличное знание музыкальных стилей, жанров и форм, а также особеннос­тей современной кино­драматургии. Компози­тор в кино должен вл­адеть современной ор­кестровкой, как в об­ласти живой музыки, так и в электронном формате.

От композитора, который берет большие серьезные проекты, требуются большие знания в области академической музыки, серьезная подготовка, предполагающая владение оркестровкой, инструментовкой. Но кроме этого необходимо понимать, что такое драматургия и что такое жанры, какие им свойственны закономерности.

Композитор, который работает для кино, должен обладать гораздо большим количеством знаний и умений, чем композитор, который для кино не пишет. Человек, пишущий для кино, должен владеть мастерством жанровой стилизации от народной песни до симфонии, от джаза до рок-музыки, должен разбираться в технических и технологических новшествах.

— Алексей Шелыгин (композитор фильмов «Бой с тенью», «Бригада», «Штрафбат»)

При этом важно иметь креативный дар, ведь композитор генерирует новые мысли и идеи, а значит должен уметь воплощать задуманное. Прижившийся в индустрии композитор находит свое место и работает или во многих жанрах, или в каком-то одном: пишет финальные песни и главные темы, занимается основным оформлением картины, или делает и то и другое сразу.

«Самое сложное в работе с композитором заключается в том, что ты должен доверить человеку большой пласт работы», — считает продюсер, директор департамента ТВ и кинопроизводства The Walt Disney Company Владимир Верещагин. — «А значит, этот человек должен быть абсолютно ответственным и готовым к долгому производственному процессу. Иногда все происходит быстро, но иногда все создается долгим мучительным подбиранием. Не все к этому готовы».

Нужно ли учиться, чтобы писать музыку к фильмам?

Появление инновацион­ных технологий произ­водства видео- и ауд­иоконтента ставит пе­ред композитором зад­ачу новых способов создания, редактирова­ния и записи музыки, а этому нужно учить­ся.

Композитор должен уметь работать не только с музыкальными программами и библиотеками, но и со сценарием фильма, сериала или ТВ-программы. Разработать музыкальную концепцию проекта, скорректировать музыку под творческие задачи и интегрировать свои задумки в аудиовизуальное произведение — не простое занятие, справиться с которым под силу только образованному музыканту.

При этом музыкант должен знать историю кино, особенности киноязыка. Изучение музыкальных решений, жанровых особенностей фильмов, подходов к драматургии так же важно, как и умение работать с нотными редакторами и современной аппаратурой.

Где учат профессии «Композитор в кино»?

Первым местом в России, где серьезно подошли к вопросу обучения композиторов для кино, стала Московская школа кино , празднующая в 2017 году свое пятилетие. У программы, подготовленной в Московской школе кино , нет аналогов, так как другие профессиональные учебные заведения не учат этому.

Главная цель програм­мы обучения — помочь студентам най­ти свое место в проф­ессиональной жизни и успешно заниматься практической музыкал­ьной деятельностью, быть востребованными в качестве композито­ра, оркестровщика, аранжировщика. Студент сразу же, в процессе обучения, формирует портфолио из работ разных жан­ров и форматов — проходя весь путь от знакомства с идеей будущего произведен­ия до создания саунд­трека в виде дипломн­ой работы (музыка для кинофильма, анимац­ионного фильма, рекламы, сериала, докуме­нтальной программы).

Как проходит обучение?

Первый семестр посвя­щен теории и гармонии музыки, развитию общего понимания проф­ессии композитора и специфики работы в разных форматах и жан­рах. Кроме того, сту­денты проходят курс по истории кинематог­рафа, изучают его ра­звитие, различные ст­или и направления, основные фильмы и фиг­уры, получают инстру­менты анализа фильма.

Практический блок включает работу в пр­ограмме Cubase, испо­льзование музыкальной библиотеки и нотно­го редактора. Студен­ты проходят курс по аранжировке и музыкальному редактировани­ю, изучают современн­ую оркестровку. Прак­тика, практика и еще раз практика – вот главная особенность программы «Композитор в кино».

Школа дает доступ к очень большой ресурс­ной базе: своя техни­ка ‒ это очень важно, по­тому что студенты от­рабатывают теорию тут же, на практике в классе, оснащенном звуковым оборудованием индустриального ст­андарта и всеми необ­ходимыми программами. Партнеры Школы – ведущие производители оборудования и программного обеспечения, это лучшие из лучш­их — Roland, Sennheiser, Yamaha, Appolomusic и многие другие. По­мимо постоянных совм­естных проектов с уч­ащимися других прогр­амм, студенты-композ­иторы, конечно же, будут работать над му­зыкой к реальным про­ектам — мне близок этот индустриальный подход к образованию, который практикуется в Московской школе кино.

Кто преподает в Московской школе кино?

ЮРИЙ ПОТЕЕНКО. Написал музыку более чем к 70 кинофильмам. В том числе «Ночной Дозор», «Дневной Дозор», «Ленинград», «Обитаемый остров», «Ирония судьбы. Продолжение», «Поддубный». Помимо российских, работал с кинокомпаниями «UNIVERSAL», «DISNEY», «WARNER BROTHERS».

АЛЕКСЕЙ ШЕЛЫГИН. Написал музыку более чем к 140 фильмам и сериалам. Среди наиболее известных работ кинокартины «Небо в алмазах», «Небо, самолёт, девушка», «Бой с тенью 1,2» и сериалы «Бригада», «Штрафбат», «Глухарь» и другие. Лауреат Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен», премии «Ника».

ДМИТРИЙ СЕЛИПАНОВ. Автор музыки более чем к 15 художественным и документальным фильмам. Обладатель ТЭФИ 2015 (номинация «Документальный Проект» за фильм «Бродский не поэт»). Входит в состав композиторов продакшен-компании «RedCola» (Лос Анджелес, США), занимающейся созданием музыки для трейлеров голливудских фильмов.

ИВАН УРЮПИН. Композитор, дирижер. Сотрудничает с кинокомпаниями: «Базелевс», «Централ партнершип», «Starmedia» и другими. Написал музыку к первому российскому полнометражному фильму в формате 3D «Белка и Стрелка». Автор междисциплинарных научных исследований и международных публикаций по теме воздействия музыки на мозговые процессы.

Как попасть в Московскую школу кино?

Для того, чтобы пройти обучение по курсу «Композитор в кино», нужно подать заявку и пройти собеседование.

Необходимым условием поступления на программу является знание нотной грамоты, основ теории музыки, а также владение навыками игры на музыкальных инструментах. Наличие документа об окончании музыкальной школы, а также портфолио не является обязательным требованием, но может стать преимуществом на собеседовании.
Частью вступительного испытания будет проверка музыкального слуха и чувства ритма. Также на собеседовании будет предложено задание на понимание соответствия аудио- и визуальной составляющей произведения.

Наличие портфолио ваших первых опытов записи звука или уже реализованных проектов в любой области звука не является обязательным условием при поступлении, но может стать дополнительным преимуществом.

5. Анализируйте музыкальные произведения.

Хотела бы упомянуть еще один ресурс, который мне очень нравится. Это форум rmm, и в частности раздел «Оркестровая музыка». В данном топике автор приводит подборку классических произведений, с которыми стоит непременно ознакомиться (партитуры располагаются по принципу «от простого к сложному»). Здесь же даны рекомендации, как изучать.
Для тех людей, кто не владеет нотной грамотой, я бы рекомендовала загружать MIDI-композиции в секвенсор, и, одновременно с аудио записью изучать их в пьяно ролле. Вот некоторые сайты, на которых можно скачать произведения классики (и не только): www.kunstderfuge.com , www.midi-karaoke.info , www.midi.ru .
Также в учебных целях можно использовать программу Band-in-a-Box, которая содержит «строительный материал» для разных жанров музыки. Она позволяет посмотреть, из каких кирпичиков строится музыкальная «ткань» в том или ином случае.

6. Не бойтесь подражать.

Здесь я не имею в виду прямой плагиат, а лишь косвенный переем приемов. Если проанализировать музыку классиков, каким бы ярким и самобытным ни казался нам талант того или иного гения, все они в ранний период своего творчества копировали предшественников. И лишь когда был заложен приличный фундамент, шло формирование своего видения, почерка, стиля.
Хотелось бы подробнее остановиться еще на таком моменте, как перенятие опыта с успешных игровых продуктов, а также отметить важность референсов.
Когда я начинаю работать с заказчиком, я первым делом прошу его высказать пожелания по поводу стиля, привести примеры музыкальных композиций, которые, на его взгляд, удачно подошли бы к проекту. Обычно получаю очень расплывчатые ответы или что-то типа «мы всецело доверяем вашему вкусу». Тогда я сама начинаю задавать наводящие вопросы, приводить музыку из игр, кино, классики и т.д. В процессе обсуждения, как правило, выясняется направление, в котором нужно двигаться. Если вам для вдохновения предлагаются только скрины, можно спросить у разработчика о прототипах его продукта. Если будущая игра не отличается особой оригинальностью, поиграв в прототипы, вы, скорее всего, будете знать, чего от вас ждут. Останется только привнести свое «креативное видение», чтобы будущая игра в плане музыки была еще лучше и интересней.

Если этого не сделать, то может получиться так, что ваша дальнейшая работа будет походить на «блуждание в потемках». Ваши наброски будут «незаслуженно» отвергнуты, и вам даже не смогут толком объяснить, почему. А учитывая, что время на создание саундтрека бывает весьма ограниченным, то, в конечном счете, недопонимание и напряжение могут нежелательным образом сказаться на самой музыке.
Бывает и наоборот, когда сам разработчик дает референс и просит сделать похожее. К примеру, одна команда обратилась ко мне с просьбой сочинить музыку, похожую на тему из «Гарри Поттера», но, разумеется, так, чтобы это не было плагиатом, а лишь создавало нужное настроение. Прослушав и проанализировав мелодию, я выявила ряд отличительных особенностей в гармонии и инструментовке, и применив те же приемы сочинила свою .
В итоге заказчик остался доволен. А у меня не ушло много времени на творческие поиски. Такой подход во многом облегчает задачу музыканту, поскольку обе стороны точно знают, чего хотят.

7. Если вы не владеете ни одним музыкальным инструментом - научитесь.

Многие почему-то считают, что овладеть инструментом можно лишь в раннем детстве. Разумеется, это верное утверждение, если речь идет о воспитании профессионального исполнителя. Но в истории композиции есть примеры, доказывающие, что композитору это никогда не поздно.
Почитайте биографию Арама Хачатуряна. Рассказывали, что в 19 лет, после переезда в Москву, он увидел стоящую в углу виолончель и сказал, что хочет обучаться игре на «этой большой скрипке». Несмотря на отсутствие элементарной подготовки, но при наличии хорошего слуха и большого желания Хачатурян был принят в «Гнесинку».
Я часто слышу: «А зачем мне это нужно, я и карандашиком превосходно нарисую или натыкаю партию одним пальцем в секвенсоре!». Может оно и так, но умея играть, вы напишите музыкальную фразу куда быстрее, при этом она будет куда естественней. Я уже не говорю об искусстве импровизации. Бах, Моцарт, Лист, Шопен, Рахманинов и другие - все они были выдающимися исполнителями. Боюсь, не владей они техникой игры, творчество их было бы куда скуднее.

8. Изучайте основы звукорежиссуры.

Учебных материалов, статей, посвященных сведению и мастерингу, в интернете более чем достаточно. Общайтесь с людьми, «подсматривайте» их рецепты, экспериментируйте со звуком. Ведь, в конечном счете, весь процесс создания музыки ложится на ваши плечи. Вам предстоит совместить должности композитора, исполнителя, звукорежиссера. И звукорежиссерская работа будет занимать отнюдь не последнее место.
Наконец, запомните: одна лишь теория, не подкрепленная практикой, не даст вам никаких результатов.

III. Реприза

(или возвращаемся к тому с чего начали)

Итак, поскольку никакими временными рамками вы не ограничены, то постарайтесь сделать ваши демо-треки максимально близкими к идеальным и нацеленными на свою аудиторию. Во-первых, если треки получатся интересными, это привлечет к вашему творчеству внимание первых клиентов. Во-вторых, все написанные мной когда-либо демки рано или поздно находили свои проекты.
Старайтесь время от времени пополнять страничку новыми работами, даже если вам кажется, что треков на ней достаточно, не бойтесь увеличивать их количество. Заказчик каждый раз ищет чего-то нового. И зайдя на вашу страничку вновь через какое-то время и обнаружив все те же пару релизов, тут же ее закроет.
Конечно, рамки одной статьи не позволяют раскрыть всех проблем, но, думаю, все выше написанное послужит для вас толчком или хотя бы заставит задуматься.

IV. Кода

Те, кто пробовал свои силы в написании музыки, знают, какой это нелегкий труд. Да, порой музыка сама приходит к композитору, но потом, как правило, идея отшлифовывается часами кропотливой работы. Так что выражение «гений - это 99% труда и только 1% таланта» очень актуально в музыкальном деле.
Наконец, самое главное: нужно поверить в себя, и если вы действительно любите свое дело, то у вас несомненно все получится!

P.S
Студия Martamusic открыта для сотрудничества!
Если вашему проекту нужна музыка или звуковой дизайн, пишите мне на адрес: [email protected]

Теги:

  • фриланс
  • музыкальный бизнес
Добавить метки

“Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце” С.В.Рахманинов Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Композитор (лат. compositor «составитель») - автор музыкальных произведений; человек, создающий (сочиняющий) музыку. Композитор является тем же музыкантом, отличается от исполнителя лишь тем, что пишет музыку, в то время как второй ее исполняет. Профессия композитора схожа профессиям писателя, драматурга, кинорежиссера. Композитор тоже придумывает образы, которые потом развивает и дополняет, тоже выдумывает и повествует истории. Вся разница только в средствах.

Термин “композитор” получил распространение в Италии к 16 в., и с тех пор является отражением профессиональной письменной традиции, возникшей в практике западноевропейской музыкальной культуры. Величайшими и общепризнанными композиторами всех времен являются Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827), Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750), Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791), Рихард Вагнер (1813 - 1883), Петр Ильич Чайковский (1840 - 1893), Джузеппе Верде (1813 - 1901), Игорь Федорович Стравинский (1882 - 1971), Иоганн Штраус (1825 - 1899), Сергей Васильевич Рахманинов (1873 - 1943), Франц Петер Шуберт (1797 - 1828).

Профессия композитора, так же как другие профессии сферы искусства сложная и ответственная, и в тоже время творческая и интересная. Композитор должен хорошо знать не только теорию своей работы, но и быть отличным практиком. Композитор обычно сочиняет музыку по заказу, например, для кинофильмов, спектаклей, а также музыку для эстрадных исполнителей. Часто создатели музыки сами исполняют свои песни, также являются аранжировщиками своих произведений, занимаются переложением своих творений для разных инструментов. Композиторы создают самые разнообразные произведения - от оперы до популярных песен. Профессиональный композитор может писать как музыку для вокала, так и инструментальные произведения. Обычно композитор сочиняет не только основной мотив музыкального творения, но и остальные его части: вступление, завершение и др.

Прежде всего, композитор должен быть талантливым человеком, способным выразить свои чувства, эмоции, переживания в музыке. Но еще ему необходимо знать основы теории музыки, гармонию, полифонию, а главное - музыкальные формы. Композитор должен уметь играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, желательно на фортепиано, игра на котором развивает фактурный слух. Новые музыкальные произведения, как правило, придумываются при игре на музыкальном инструменте. Композитор должен разбираться в музыкальных стилях и направлениях, владеть историей музыкальных произведений и разбираться в современном искусстве.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • умение сочинять музыку
  • знание гармонии, полифонии, инструментовки, анализа форм
  • знание истории, традиций музыкального искусства и направлений, стили, жанры и формы музыкальных произведений
  • знание современной музыки и современного искусства

Личные качества

  • музыкальная одаренность, талант
  • работоспособность
  • владение музыкальным инструментом
  • музыкальный слух

Место работы и карьера

Местом работы композитора может является как домашняя обстановка, так и студия или консерватория. Ноты автор может записывать как на бумаге, так и на компьютере. При успешной продаже своего произведения, композитор получает процент с каждого публичного исполнения своей музыки. Но в большинстве случаев проходит много лет прежде, чем молодой композитор сможет зарабатывать большие деньги. Для этого нужно сделать себе имя, завести необходимые знакомства, подтвердить наличие таланта и обзавестись постоянными заказчиками.

Молодым авторам необходимо участвовать в разнообразных конкурсах композиторов. Например в Международном конкурсе молодых композиторов “Ода Ломоносову”, который проводится факультетом искусств МГУ или в Международном конкурсе молодых композиторов имени П.И.Чайковского в Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Подобные конкурсы позволяют обратить на себя внимание потенциальных заказчиков, а так же приобрести опыт и навыки.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 19751—80000 ₽

Москва 80000—90000 ₽

Минусы профессии

  • небольшая зарплата композитора при отсутствии признанности (отсутствие заказов)
  • необходимость в большинстве случаев альтернативных источников существования, в основном близких к основному ремеслу профессии — музыкальный преподаватель, дирижер, исполнитель, редактор и т.п.

Плюсы профессии

  • возможность творческой реализации
  • достаточно большая зарплата композитора при наличии постоянного интереса к работе со стороны музыкантов и заказчиков (что гарантирует наличие регулярных заказов)

Обучение

Наличие специального образования считается обязательным для профессии композитора, как и для других видов творческой деятельности. Однако можно привести много примеров гениальных и очень эрудированных композиторов, не получивших систематического образования - И.Ф.Стравинский (1882 - 1971), М.И.Глинка (1804 - 1857), Рихард Вагнер (1813 - 1883), Гектор Берлиоз (1803 - 1869), Чарльз Айвз (1874 - 1954), Джордж Гершвин (1898 - 1937) и прочие.

В настоящее время большое количество людей, называющих себя так же композиторами, не имеют специального образования и в некоторых случаях даже сочинительского таланта, зато они владеют разного рода компьютерными программами и заполняют своими композициями обширный рынок музыкальных произведений, так называемой “попсы” - радио, кино, телевидение.

Тем не мене, все же большинство придерживается мнения, что специальное образование необходимо. Оно дает необходимые знания, учит профессиональному отношению к звуковой организации времени. У многих музыкантов образование продолжается всю жизнь, и это не только специальные заведения, например Московская консерватория им. П.И.Чайковского, но так же наличие преподавателя или самообразование. С персональным учителем помимо подробного изучения необходимых вещей, можно обсуждать его личный опыт или просто вести “задушевную” беседу, что необходимо для каждой творческой личности в поисках себя и осуществления самореализации.

Антон Верещагин

художественный руководитель студии OPEN Alliance Media, режиссер-постановщик и продакшн супервайзер

Я подхожу к музыке максимально серьезно. Ни о каких готовых библиотеках, конечно, и речи быть не может. Еще в университете кино и телевидения мой мастер учил меня, что в анимации музыка — это шестьдесят процентов успеха. И я неоднократно убеждался в этом. Часто музыка разрабатывается параллельно с анимацией, еще больше и глубже раскрывая характеры персонажей и действия внутри сцены.

В «Джингликах» — полностью оригинальная музыка, написанная талантливейшими композиторами, получавшими образование не только в России, но и за рубежом (первые две серии писал Володя Подгорецкий, с третьей серии музыку нам пишет Джеймс Максвелл Норвуд). Мы прорабатываем музыкальные темы для каждого персонажа, музыкальные темы для локаций, для времени суток и времени года. Музыка внутри серии течет практически непрерывно. Хотя тишина — тоже музыка.

Я допускаю использование готовых композиций в клиповых сценах. Мы, например, использовали готовую композицию в нашей новогодней серии. Это песня «Мир» (исп. К.Бутусова, муз./слова И.Ангазорова, аранжировка О.Воляндо), она была написана для ледового шоу «Джинглики» и отлично легла на счастливый финал серии и переход на титры.

Талантливых композиторов единицы. Индустрия узкая. Поэтому я просто встречался с рядом топовых композиторов, чье творчество находил максимально интересным и общался-общался-общался. Для меня важно, чтобы человек был со мной на одной волне и понимал меня без слов. Мне посчастливилось отыскать именно таких людей, ведь без этого контакта продуктивная совместная работа невозможна.

Над «Джингликами» работают десятки удаленных сотрудников разных специальностей из разных стран. Удаленная работа — это реальность, от которой никуда не деться, нравится это или нет. Иначе, в условиях дефицита кадров, не справиться с поставленными задачами. Я всегда предпочту талантливого, качественного удаленного сотрудника посредственному штатному. Благо современные технологии позволяют эффективно организовать «удаленку» без ущерба для производства.

Анна Платэ

Используют ли студии бесплатные музыкальные библиотеки для своих проектов или нанимают композиторов и пишут оригинальную музыку?

Над музыкой для мультфильма сейчас удаленно могут работать люди из 10 городов. Как к такому сотрудничеству относятся столичные студии?

Используют ли студии бесплатные музыкальные библиотеки для своих проектов или нанимают композиторов и пишут оригинальную музыку?

Над музыкой для мультфильма сейчас удаленно могут работать люди из 10 городов. Как к такому сотрудничеству относятся столичные студии?

Анна Платэ

менеджер по персоналу анимационной студии «Паровоз»

Используют ли студии бесплатные музыкальные библиотеки для своих проектов или нанимают композиторов и пишут оригинальную музыку?

Работаем мы только с композиторами. Музыкальные библиотеки не используем. Об остальных студиях судить не берусь, но насколько мне известно, для анимации чаще пишут оригинальную музыку (в отличии от российских киносериалов, где могут использовать музыку из купленных библиотек).

Чаще всего мы сотрудничаем с уже знакомыми композиторами. Если нужно привлечь нового человека, скажем, для нового проекта, а наши композиторы заняты, то мы следуем рекомендациям, либо рассматриваем пришедшие к нам на почту запросы. Режиссер или креативный директор дают задание новому композитору, исходя из результатов принимается решение, подходит ли музыка или нет. Так что конкурса как такового нет, вакансии мы также нигде не размещаем.

Над музыкой для мультфильма сейчас удаленно могут работать люди из 10 городов. Как к такому сотрудничеству относятся столичные студии?

Не берусь утверждать, как в других студиях обстоят дела. На «Паровозе» удаленная работа с композиторами — обычная практика. Композиторы и звукорежиссеры, правда, местные — звукорежиссеры работают непосредственно в студии (всего их на данный момент двое), а композиторы, как я уже упоминала, — на удаленной основе.

Используют ли студии бесплатные музыкальные библиотеки для своих проектов или нанимают композиторов и пишут оригинальную музыку?

Подбор музыкального оформления проекта сегодня происходит по-разному. Положа руку на сердце, честно скажу, что в основном это зависит от бюджета. Всё индивидуально. Сегодня в России тенденция меняется к лучшему, и довольно часто нанимают композиторов. Продюсеры и режиссеры понимают ценность музыки и ее огромное влияние на качество продукции. Меня эта тенденция очень радует.

Конечно, не обходится и без использования библиотек. В основном это зарубежные продакшены, потому что, во-первых, у зарубежных библиотек огромный выбор музыки. Во-вторых, так как механизмы реализации музыки хорошо отлажены, а цены и виды лицензий прозрачны и понятны, к ним тянется огромное количество талантливых композиторов со всего мира, в том числе из России. Соответственно, есть из чего выбирать и формировать качество.

В России ситуация немного иная. Есть небольшое количество библиотек, которые делают первые шаги в этом непростом бизнесе. Здесь нужно понимать одну важную вещь: библиотеки сильно занижают цену за трек (альбом, годовую лицензию). Поэтому к ним тянется совсем другой контингент — начинающие композиторы, которые хотят хоть как-то войти в этот мир. Следовательно — страдает качество. Мне кажется, это неправильно. За музыку надо платить. Продюсеры должны это понимать. Когда музыка качественная (здесь можно написать целую докторскую диссертацию на тему «что такое качественная музыка»), то проект от этого только выиграет. Если говорить конкретно, то, например, пока практически невозможно сделать на компьютере прекрасно звучащий оркестр. Потому что когда играют живые люди, на выходе получается совсем другая энергия.

Здесь ситуация совсем простая, на мой взгляд. И все о ней знают. В основном это происходит «по знакомству». Именно поэтому в этот мир так сложно попасть.

Первый совет начинающим композиторам — общайтесь с людьми. Делайте много разной музыки, учитесь, развивайтесь. Вообще у меня давно зреет идея изменить эту ситуацию. Сделать это достаточно сложно (кто-то скажет невозможно), так как работать «по знакомым» — это особенность русского менталитета. И тем не менее. Мне кажется, нужно создать такое место, это может быть просто сообщество, где под одним названием, или может быть под руководством одного человека, будут собраны лучшие профессионалы в той иной области музыки. Я имею в виду жанры. Так как профессия кинокомпозитора подразумевает просто неохватный объем знаний, мне кажется, было бы рационально объединить людей, которые могут делать ту или иную работу.

Например, нужно написать музыку с использованием этнических инструментов. Но для того, чтобы это сделать, нужно сначала их изучить. Как правило, времени на это совершенно нет. А есть прекрасные талантливые ребята, которые в этом разбираются. Было бы рационально отдать эту часть работы им. В общем, я за единство в том или ином виде.

Над музыкой для мультфильма сейчас удаленно могут работать люди из 10 городов. Как к такому сотрудничеству относятся столичные студии?

Безусловно, важный плюс в удаленной работе — это сокращение времени производства. Ведь создание музыки в кино — это предпоследний этап формирования любого аудиовизуального произведения (последний — сведение). Как правило, времени не остается уже совсем. Одному человеку существовать в непрерывном режиме горящих сроков тяжело.

Но мне кажется, что удаленное сотрудничество — это хорошо только тогда, когда речь идет о технической, а не творческой работе. Все-таки на любом проекте должен быть человек, который общается и с режиссером, и с продюсером. Это самое важное. Только так можно понять, что именно требуется.