Какие картины написал клод моне. Картины Моне: названия и фото

Моне своими глазами как в России, так и в других странах. Однако на его зимние пейзажи обратила внимания лишь недавно. Их не так много: Моне предпочитал рисовать яркие краски лета – маки, воду, парусники, цветущие сады.

4. Льдины. Туманное утро. 1893 г.


Клод Моне. Льдины. Туманное утро. 1894 г. Художественный музей Филадельфии, США

Плюсовая температура, поэтому лёд уже вскрылся, и появился туман. Белый и голубой цвета разбавляются серым и коричневым.

Этот пейзаж реки Сены не единственный – Моне любил писать сериями, показывая, насколько одно и то же место может быть разным в зависимости от времени суток и погоды.





Картины Клода Моне из серии “Лёд плывёт”. 1893 г. Частные собрания.

За один месяц с конца января по конец февраля 1893 года Моне успел создать целых 13 картин этого пейзажа на Сене!

5. Лавакур. Снег и солнце. 1881 г.


Клод Моне. Лавакур, снег и солнце. 1881 гг. Лондонская национальная галерея.

Деревня Лавакур находится на берегу Сены, а напротив – деревня Ветей, в которой Моне жил с семьёй и где родился его сын, а также похоронена жена. Именно с этого берега он изобразил пейзажи деревни Ветей на 150 своих картинах.

Тусклое зимнее солнце на картине “Лавакур” – мы его не видим, но ощущаем по желтовато-зеленоватому отливу снега на дальнем фоне. Кажется, что Моне хотел показать приближение весны.
Фото деревни Ветей (под Парижем)

В этих местах, конечно, помнят своего знаменитого обитателя. Так, на берегу деревни Лавакур информационные щиты сделаны в виде мольбертов с картинами Моне.

6. Дорога в Живерни зимой. 1885 г.


Клод Моне. Дорога в Живерни зимой. 1885 г. Частная коллекция.

Художник прожил в Живерни 43 года. В этом городке находится его дом-музей со знаменитым садом с кувшинками и японским мостиком. Конечно, Живерни он писал бесчисленное количество раз. В основном это работы цветущие, летние. Однако зима здесь тоже весьма живописна.

Клод Моне - национальная гордость Франции, родился в Париже в 1840 году, 14 ноября. Скончался художник в своем поместье, деревеньке Живерни в 1926 году (5 декабря). Один из основателей нового направления в живописи - импрессионизма, он оказал влияние на развитие художников всего мира. Некоторые картины Моне мы опишем в данной статье.

Этапы творчества

В Париже художник поступает в Императорскую школу изящных искусств, но быстро ее покидает, так как в ней царит рутина. Картины Моне естественны и показывают игру света. В 1865 - 1870 годах он пишет полотна «Женщина в зеленом платье», «Женщины в саду», «Завтрак на траве», «Порт Трувиль». Но эти картины Моне не имеют успеха на выставках и плохо продаются.

«Впечатление. Восход солнца»

В 1872 году художник создает знаковое полотно, которое сейчас находится в Мармонттан-Моне в Париже. Оно было написано в порту Гавра и дало название направлению lʹimpressionnism, которое в дальнейшем будет принято критикой и публикой. А пока картины Моне высмеиваются критиками. Публика охотно покупает их по очень низким ценам.

Описание картины Моне

Фотографию картины художника можно подробно рассмотреть в данной статье. Серовато-голубоватый туман застилает все полотно. На первом плане еще довольно отчетливо видны силуэты лодок рыбаков, а на заднем чуть просматриваются краны у причала, парусные суда, дым, идущий из труб. Море и небо выполнены в голубовато-зеленоватых, неярких тонах. Нет контрастного перехода между линией горизонта и морем. Из тумана выплывает маленький оранжевый диск солнца. Его свет отражается на облаках и дорожкой бежит по воде.

1877 год, серия картин станции Сен-Лазар

Художником написано 12 картин этой серии в различных погодных условиях и под разными углами зрения. К этому времени, неустанно и много работая, создает новые полотна Клод Моне. Картины с названиями: «Жан Моне на лошадке», «Мост в Аржантее», «Прогулка». Впоследствии сериями будут написаны «Стога» и «Кувшинки».

«Вокзал Сен-Лазар» (1877 год)

Это третья картина серии. Она находится в институте искусств Чикаго. Чтобы написать всю серию, художник устроил себе мастерскую прямо на вокзале. Моне вдохновляло то, что он является свидетелем промышленной революции. Его интересовало как само здание, состоящее из металлических конструкций и стекла, так и паровозы, пускающие пар, спешащие к ним пассажиры. Голубовато-зеленоватый колорит подсказывает, что небо затянули облака, а лучи солнца не проглядывают. Мощные очертания стоящего в отдалении паровоза, готового к отправке, великолепно передают дух современности.

Увлечение японским искусством

Привезенные из Японии гравюры стали распространяться по всему Парижу. Их необычная техника, композиционные решения Хокусая в серии «Виды горы Фудзи» наложили отпечаток на серию «Стогов» Моне. Эти картины Моне с различно расположенными стогами, освещенные утром, днем и вечером, явно повторяют очертания горы Фудзи. Немного в другом ракурсе этим искусством увлеклась жена художника, Камилла.

Портрет мадам Моне

Клод Моне картины писал исключительно на пленэре. Это одно из редких произведений, созданных в помещении в декоративных и коммерческих целях (для продажи). Внимание сосредотачивается на женщине в светлом парике в алом кимоно, которое привлекает внимание не только ярким цветом, но и вышитым золотом орнаментом. Особенно хорош на нем тщательно выписанный самурай в голубом кимоно с мечами. Статичность позы модели уравновешивает динамика вееров, прикрепленных к стене и разбросанных по полу. Их тоже пронзает восточная тематика: аисты, портреты японок, рыбы.

Последние годы

Картины Моне по-прежнему пишет сериями. Можно назвать «Тополя», «Соборы Руана», «Темза в Лондоне», «Кувшинки». После 1900 года перед нами предстает всеми признанный метр, который уже не имеет материальных забот. Выставки приносят успех и деньги. Он покупает небольшой кусочек земли в Нормандии. Его имение называется Живанши. В нем он устраивает пруд и разводит водяные лилии. Но после операции на глазах, поскольку у него была катаракта, художник начинает все видеть в сиреневато-голубоватых тонах.

Предлагаем посмотреть на одно из последних произведений Моне с нимфеями. Изменение цвета не повлияло на прелестный водяной пейзаж. Кувшинки не белые, а голубоватые, с розоватыми переливами, а вода насыщенного фиолетового цвета.

Немолодой художник очень увлекался разведением растений в своем садике и любил совершать по нему прогулки. К концу жизни всеми почитаемый живописец, совершивший переворот в классическом искусстве, мог себе позволить работать и отдыхать так, как ему нравилось.

Все кто начинают знакомиться с миром искусства, рано или поздно испытывают когнитивный диссонанс по поводу фонетического происшествия у двух французских художников. Сказать что этих мастеров часто путают — ничего не сказать, их просто не различают, а многие думают что это вообще один человек. Этих людей можно понять, ведь Моне и Мане жили в одно время, родились в одном городе и даже дружили.

О ком рассказать в первую очередь? История известности их настолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, поэтому справедливо начать с Мане. По мере знакомства с этими художниками, вы поймете, что они очень разные и абсолютно индивидуальные личности. Сложно сказать чей вклад в живопись был весомее, но сейчас Клод Моне является более популярным и узнаваемым художником, чем его друг. Стоит заметить, что как только Моне приехал в Париж из Гавра, он искал встречи и знакомства с Мане, Ренуаром, Базилем и другими уже именитыми импрессионистами на то время.

Эдуард Мане (Édouard Manet)

1832 - 1883 (51 год)

Эдуард Мане, автопортрет.

Родился в приличной семье, его отец занимал крупный чин в министерстве юстиций, а мать была дочкой французского дипломата и консула. После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Провалив тесты, он не отчаивался, и отправился в учебные плаванья при морской школе. Но уже тогда он сильно сомневался в том, что ему нужно море, его все сильнее тянуло к краскам и холсту. Естественно его родители были против, но отец дал ему шанс, чтобы Мане за время учебного путешествия практиковался с рисовании. По прибытию в Париж, Эдуард показал отцу свои работы и на удивление, родня их приняла очень тепло. Таким образом, он поступил в школу изящных искусств, потом были мастерские различных художников, одним словом закончил своё обучение ровно через декаду, в возрасте двадцати семи лет.

Эдуард Мане, «В лодке»

В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования. Эдуард отличается тем, что он рисовал более реалистичные картины, с правильными контурами и цветами. Он любил изображать людей, и у него это хорошо получалось, в отличии от своего визави. Мане входил в Батиньольскую группа, в ней было множество деятелей искусств того времени, в основном художники-импрессионисты. Дега, Ренуар, Моне, Писсарро - все они состояли в этой группе, уважали и считались с мнением Эдуарда. Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в „Фоли-Бержер“» , после которой его мастерство было признано официально в Салоне 1882 года. Спустя год ему ампутировали ногу, и через несколько дней он умер в агонии от боли.

«Бар в „Фоли-Бержер“»

Клод Моне (Oscar-Claude Monet)

1840 - 1926 (86 лет)

Клод Моне, автопортрет.

Родился в семье бакалейщика, его отец мечтал о том, чтобы Клод продолжил его дело и хотел передать ему свою бакалейную лавку. Копеечка на жизнь его семье давалась непросто, а свою юность Моне отмечает практически бродяжной и очень непростой. Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Если он и появлялся в школе на уроках, то он больше разрисовывал тетрадки, вместо того, чтобы вести конспект. К 15-ти годам он уже был известен на всю округу, все знали его как молодого карикатуриста и остроумного парня. Ему поступало много заказов, ему пришлось сделать волевое решение, он выставил очень внушительный ценник на свои работы, это придало ему некой скандальности. Но ожидаемо, что карикатуры быстро ему надоели, и он начал рисовать то что он действительно любит - природу во всей её красе. Вскоре его работы признала вся Франция, он отличался от художников тем, что его плохое зрение позволило рисовать картины совершенно невообразимыми цветами красок. Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм».

Клод Моне, «Антиб, послеполуденный эффект»

Слава и признание позволило ему переехать в городок Живерни, где он создал свои легендарные сады, которые цвели круглый год. Он сделал это специально, причина понятна сразу - чтобы было что рисовать, и на что посмотреть независимо от поры года. Сейчас это место является музеем под открытым небом и культовым культурным местом Франции. Дополнительно вы можете прочитать про сады Живерни в материале

Очень часто этого художника путают с его собратом по искусству Эдуардом Мане. Оба они художники, но весьма разного стиля… Хотя где-то даже и сходятся в своих полотнах, но всё-равно разные. Да и пути начала развития у них иные. Но всё-таки о Клоде Моне. Этот художник начинал с карикатуры. Да, с самого, пожалуй, лёгкого и не лёгкого жанра живописи. Его карикатуры появились ещё со школьной скамьи, когда он, не желая учиться, всё больше рисовал. Рисовал своих одноклассников, своих педагогов, своих соседей. Моне не оправдал надежды своих родителей, не продолжил дело отца, но зато стал знаменитым на весь Гавр, это город где он жил, благодаря своим карикатурам. Мало того, к удивлению родителей, он на этом стал зарабатывать деньги, продавая свои произведения тем, кого он изображал за двадцать франков. Карикатур было настолько много, что в местной лавке их выставляли в несколько рядов на витрине. Там же на этой витрине продавались полотна ещё одного художника – Эжен Будена. Работы этого художника напротив не ценились и даже считались вульгарными, хотя на них были всего лишь местные пейзажи. А молодого Моне бесило, что работы Будена занимали много места и он не мог побольше выставить свои. Владелец лавки много раз пытался их познакомить, но это всё никак не получалось. Но однажды это всё же случилось и вот с той поры и считается, что из карикатуриста Моне начал превращаться в живописца.

Именно Буден стал первым учителем Моне. Именно он дал ему первые навыки живописца. Научил рисовать не только карикатуры, но и просто изображать пейзажи, натюрморты, портреты. И открыл иной мир живописи, внутренний, который виден не всем.

Как-то потом практически всё удачно началось складываться. Именно Буден настоял на том, чтобы парень посетил Париж и постарался разузнать о поступление в Академию искусств. Родители Моне были и не против и не за… они колебались, но всё же разрешили сыну просто съездить на разведку… И Клод Моне оказался в Париже. И сразу же посетил выставку художников, потом и сам показал свои работы. Их похвалили, но всё же обратили внимание на некоторые недостатки. Моне решает остаться в Париже на то время, пока продержится. Родители перестали помогать, поскольку учиться сын и не собирался. Хорошо, что была тётушка, которая снабжала деньгами, а потом и вовсе фактически спасла ему жизнь, откупив от армии, где он успел подхватить «модную» болезнь – брюшной тиф. Была потом попытка поступить в Университет на факультет искусств, но ему там стало скучно и он ушёл. И попадает в студию Глейера. Там он знакомится с Базилем, Сислеем и Ренуаром. Именно эти художники впоследствии и станут костяком группы импрессионистов и вообще в целом художественного направления – импрессионизм, название этому направлению дал именно Клод Моне. И всё это началось с его полотна – «Впечатление. Восходящее солнце». Это и есть начало того, что до сих пор поражает многих и при этом вызывает достаточно много споров. Заметьте, до сих пор.

Далее, Моне не сломили личные потери. Он потерял свою первую жену, потом женившись во второй раз – потерял и эту жену. Самое губительное – потеря сына. А потом он и сам тяжело заболел, и эта болезнь грозила ему тем, что он перестанет писать картины. Двойная катаракта – болезнь вставшая на его пути, но он перенеся две операции не отказался от своего дарования и продолжал творить. И вот тут случилось неожиданное: из-за операций и изменений в глазу он стал видеть некоторые цвета в ультрафиолете. И потому некоторые цвета виделись ему совсем по-иному. До последнего дня Моне не опускал свою кисть, он писал полотна и продолжал удивлять своих поклонников своим талантом.

Алексей Васин

Творчество

Бурное развитие европейской живописи в конце 19 века спровоцировало невольный кризис жанра. Несмотря на то, что Европа тех лет подарила миру немало талантливых мастеров, общество почувствовало себя утомлённым ставшими слишком распространёнными в живописи социальными темами. Назрело недовольство и у самих художников.

Клод Моне, считающийся родоначальником французского импрессионизма, в начале своей карьеры столкнулся как с неприятием течения, начало которому он положил, так и с восторженным увлечением им. Всё началось после того, как по возвращению из Лондона, художник за один вечер создал пейзаж, на котором было изображено заходящее солнце, освещающее красными лучами море. Картину Моне назвал просто «Восход солнца. Впечатление».

Этим он хотел подчеркнуть, что попытался не зарисовать природу в точности, а передать только впечатление от того, что он испытал, глядя на восход солнца. Картина произвела неожиданный фурор. Одни критики были недовольны таким легкомысленным подходом к живописи, другие были в восторге, так как открыли для себя новый вид передачи действительности.

Импрессионизм (от французского «впечатление») характеризуется тонким подходом к отображению реальности. Зарисовывается только первое впечатление, динамичными мазками передаётся движение текстуры одежды, волос, деревьев, воды и даже воздуха. Картины импрессионистов воздушны, подвижны, полны чистых красок и нежных полутонов.

Картины Моне полностью соответствовали этому стилю. В начале 20 века художник создаёт ряд пейзажных полотен, прославивших его на многие десятилетия вперёд. К таким полотнам можно отнести «Водяные лилии», «Маннапорт», «Кувшинки», «Поле маков у Аржантея». Все эти картины написаны лёгкими мазками, передающими дыхание и ткань живой и неживой материи. Утомлённое серьёзными темами общество с благодарностью и восторгом отнеслось к простым сюжетам на картинах Моне.

Художник концентрируется на передаче настроения одного и того же места в разные времена года и суток. Тогда рождается знаменитая серия картин «Стог сена». Раз за разом обрисовывая одну и ту же тему, Моне находит новые ракурсы, новые решения в передаче реальности.

Художнику свойственно особенное восприятие и стиль передачи белого цвета. На его картинах чисто белого цвета как будто нет. Вместо него и белые кувшинки, и белая пена на волнах, и облака имеют синеватые, голубоватые и сиреневые оттенки. Моне, как и остальные импрессионисты, избегали чёрного цвета на картинах. Вместо него они использовали фиолетовые краски.

Многим картинам Моне свойственно романтично-воздушное восприятие городских пейзажей. Картина художника «Здание парламента на закате» является одной из самых дорогих картин в мире. Моне удалось запечатлеть там Лондонский парламент, окутанный знаменитым туманом и облаками.

Картины Клода Моне – своеобразное мерило художественной ценности импрессионизма. Его полотна украшают картины крупнейших мировых музеев, в том числе петербургского Эрмитажа и Музея имени Пушкина в Москве.

Игорь Чергейко

Импрессионизм

Принцип оптического смешения цветов, основанный на реально увиденных и осознанных художником явлениях природы, использован мастерами импрессионизма с большой артистической свободой. Особая выразительность фактуры их картин – не самоцель, а необходимый способ выражения этих творческих устремлений. Импрессионисты «стремились оставить в живописи следы того, как она сделана. Им нужно было, чтобы зритель не забывал, что он стоит на грани между зеркальной иллюзией и холстом, забрызганным красками, – пишет М. В. Алпатов. – Только тогда у него на глазах будет совершаться „чудо искусства”.

Своеобразное впечатление незаконченности импрессионистских картин, так смущавшее современного им зрителя, – следствие их желания запечатлеть эфемерность, подвижность, «неконстантность» видимого мира. Такой свободы и артистизма в значительной степени лишены более поздние работы неоимпрессионистов (точнее – дивизионистов) с их рациональной теорией разделения цветов и нейтрализацией почерка художника. Стремление импрессионистов «рисовать цветом», почти полное исчезновение в некоторых работах линии (рисунка) делают очень трудным, а иногда и невозможным черно-белое репродуцирование их живописи.

Импрессионисты были принципиальными противниками всякого теоретизирования. По определению Моне, искусство – это «свободная и проникнутая чувством интерпретация природы… теории не могут создать картин». Так называемая теория импрессионизма возникла позднее; она базировалась на художественных открытиях мастеров этого направления, на их способности видеть мир непосредственно, интуитивно, на присущем импрессионизму образном, непонятийном мышлении. Абсолютное доверие импрессионистов своему зрительному восприятию, их стремление писать «только то, что они видят, и так, как они видят»20 породили ценностно новую условность в искусстве. И здесь уместно вспомнить слова Ш. Бодлера, сказанные им в 1859 году, на пороге зарождающегося импрессионизма: «Подчас заведомо условное оказывается бесконечно ближе к правде, а большая часть наших пейзажистов лжет именно оттого, что старается быть слишком правдивой».

Однако по мере эволюции импрессионизма, уже с конца 1870-х годов «заведомо условное» в нём все более начинало тяготеть к декоративизму: последовательное ослабление пластических моментов в живописи (пространства и объёмности), утверждение плоской изобразительной поверхности, замена естественного цветового видения условными тональными эффектами, «фильтрующими» красочное многообразие изображаемого мира, разделение композиции по принципу сопоставления цветовых зон – качества, связывающие импрессионизм с некоторыми тенденциями искусства рубежа веков. И все же декоративность так и не стала главным принципом импрессионистического стиля, даже в поздний период творчества Моне: локальный «плоскостный» цвет и линеарность чужды самой поэтике импрессионизма.

Как уже говорилось, импрессионизм не возник внезапно. Многие из его открытий были подготовлены искусством XIX века, они как бы носились в воздухе. Вспомним хотя бы поразительные слова, которые вложил О. Бальзак в уста старого художника из рассказа «Неведомый шедевр»: «Строго говоря, рисунка не существует! Не смейтесь, молодой человек… Линия есть способ, посредством которого человек отдает себе отчет о воздействии освещения на облик предмета. Но в природе, где все выпукло, нет линий: только моделированием создается рисунок, то есть выделение предмета в той среде, где он существует. Только распределение света даёт видимость телам!.. Не так ли действует солнце, божественный живописец мира? О природа, природа! Кому когда-нибудь удалось поймать твой ускользающий облик?». Бальзак создавал рассказ в 1830 году; в это же время в динамичной, красочной живописи Э. Делакруа, в романтических картинах Дж. М. У. Тернера, в пейзажах Р. П. Бонингтона и Дж. Констебла с их вечно изменчивым небом подготавливалось то, что позднее было взято на вооружение рождающимся импрессионизмом. К числу непосредственных предшественников Моне, К. Писсарро и А. Сислея можно отнести К. Коро, пейзажистов барбизонской школы (особенно самого поэтичного из них – Ш. Добиньи), а также будущих учителей Моне Э. Будена и И. Б. Йонкинда.

И все же импрессионизм был принципиально новым словом в европейском искусстве. Сейчас, рассматриваемый с большой временной дистанции, он сам приобрёл характер «классической» эпохи французской живописи. Нельзя, однако, упускать из виду, что импрессионизм в живописи проделал довольно сложную эволюцию: новое художественное видение мира кристаллизовалось постепенно, отдельные (отмеченные выше) черты поэтики импрессионизма имели относительно большую или меньшую степень значения в разное время и у различных мастеров. Условно историю живописного импрессионизма можно разделить на периоды подготовки (созревания нового метода)- 1860-е годы, расцвета и борьбы за новое искусство-1870-е годы, начинающегося в 1880-е годы кризиса и творческих расхождений (последняя, 8-я выставка импрессионистов 1886 года совпала с распадом группы) и поздний – с 1890-х годов до конца жизни Дега, Ренуара, Моне.

Ни в один из этих периодов своего развития импрессионизм не являлся абсолютно главенствующим направлением во французском искусстве. Одновременно с молодыми художниками продолжали работать Ж. О. Д. Энгр, К. Коро, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле – представители старшего поколения; история импрессионизма хронологически включает в себя всю историю так называемого постимпрессионизма (Ван Гог, Сезанн, Гоген, также Сера, Синьяк, Тулуз-Лотрек). Почти одновременно с импрессионизмом в искусстве родился символизм, при жизни старейших импрессионистов произошло выступление фовистов и рождение кубизма. Вот почему некоторые стороны импрессионизма сейчас гораздо ярче воспринимаются уже в зеркале современных ему и позднейших течений в искусстве: влияния импрессионизма не избежал почти никто из значительных французских художников конца XIX века. Творчески переосмыслив уроки импрессионизма и принципиально отвергая многое в нем, эти художники пошли дальше и заложили фундамент искусства нашего столетия.

В такой «двойной перспективе» импрессионизма Клоду Моне принадлежит очень заметное, но не исключительное место в самом направлении. Будучи прежде всего пейзажистом, он стремился восстановить утраченные представления о единстве мира, где человек нерасторжимо связан с природой, с окружающей его средой. Моне открыл и довел до почти полного исчерпания некоторые особые качества импрессионистического восприятия природы, стихии света и воздуха, иными словами – пленэрную сторону импрессионизма, предоставив другим мастерам разрабатывать иные аспекты импрессионистской поэтики.

Признанным вождем импрессионистов Моне стал в силу исключительных качеств своей натуры: волевой, энергичный и целеустремленный, он оказался в центре борьбы за новое искусство, принимал деятельное участие в организации большинства выставок художников этого направления, возглавил борьбу за посмертное признание творчества Эдуарда Мане. Вечно сомневающийся в своих возможностях и вечно ищущий, Моне, тем не менее, всегда умел подбодрить друзей, внушить им веру в свои силы. Даже для недоверчивого, замкнувшегося в себе Сезанна, столь далеко отошедшего в позднем творчестве от всех, Моне оставался единственным авторитетом, к мнению которого он неизменно прислушивался.

Светлана Мурина

Парадокс творчества Моне

В двух пейзажах, написанных в Париже в день национального праздника 30 июня 1878 года, Моне словно обнажает перед нами сам процесс создания картины. Он лихорадочно спешит запечатлеть случайно открывшееся из окна зрелище – море трепещущих на ветру трехцветных флагов, праздничное ликование толпы.

Едва намеченные вертикали домов напоминают об очертаниях уходящей вдаль улицы, рисунок целиком растворен в вихре насыщенных мазков красного, синего, белого. Темпераментная кисть Моне в этих работах предвосхищает позднего Ван Гога, но как несходно это возбуждение художника, захваченного красотой мотива, от внутреннего смятения, которое читается в работах голландского мастера! Снова, как и в пейзаже «Впечатление. Восход солнца», можно констатировать парадокс творчества Моне: чем больше спонтанность восприятия, доверие художника своему глазу и первому ощущению, тем дальше он от объективного восприятия действительности, тем сильнее деформирован предмет его изображения.

Если бы фотограф запечатлел вид улицы Сен-Дени в этот же день, то все разорванное, фрагментарное, находящееся в становлении, что так поражает в картине Моне, предстало бы остановленным, упорядоченным и, вероятно, более прозаичным. Моне менее всего добивается иллюзии реальности: через разложение зрительного образа на отдельные цветовые элементы, эмансипацию цвета, отделяющегося от предметов, развеществление материального мира он ведет зрителя к синтезу, целостному восприятию изображенного. Эта «суггестивная трансформация» образа требует и от сегодняшнего зрителя, привыкшего ко многим крайностям в современном изобразительном искусстве, особого напряжения при знакомстве с картинами Моне.

Осенью 1878 года Моне снял дом в небольшом городке Ветей близ столицы. Здесь вместе с ним, его тяжело больной женой и двумя детьми поселилась семья разорившегося банкира и коллекционера Ошеде. В сентябре 1879 года скончалась Камилла Моне; в последний раз художник пишет её лицо, но в этот раз облик Камиллы ускользает от художника, он погружен в беспокойное море перекрещивающихся штрихов блеклых оттенков лилового, голубого, желтого. Их легкая паутина – словно таинственный покров, отделяющий жизнь от смерти. Много позднее Моне говорил Жоржу Клемансо: «Однажды, стоя у изголовья скончавшейся женщины, которая всегда была мне очень дорога, я поймал себя на том, что, глядя на её трагический лоб, машинально искал следы последовательно нарастающей деградации колорита, которую смерть вызвала на этом неподвижном лице. Оттенки синего, желтого, серого – почем я знаю, какие! Вот до чего я дошел… Вот каким образом под влиянием свойственного нам автоматизма мы вначале откликаемся на воздействие цвета, а потом наши рефлексы независимо от нашей воли вновь включают нас в бессознательный процесс однообразно текущей жизни. Подобно скотине, которая вертит мельничный жернов».

Это признание позволяет увидеть скрытый драматизм творчества Моне. Художника часто и несправедливо упрекали в бесстрастии, в абсолютном преобладании оптического восприятия над эмоциональным. Между тем сама эстетизация образа в данном случае образа смерти – волевой акт, который трансформирует первоначальный мотивный импульс в художественное переживание. Чувство лежит в основе творчества Моне не в меньшей степени, чем зрительное впечатление; даже в безмятежной созерцательности позднего цикла «кувшинок» (о нём речь ниже) звучат ноты подлинной элегической поэзии. Ясное и оптимистическое настроение большинства работ Моне – это та сторона, которая обращена к зрителю, также как и сдержанные, спокойные манеры художника, неизменно привлекавшие к нему симпатии современников. Для художников-импрессионистов (в первую очередь Моне и Ренуара) такой внутренний диссонанс между жизнью и творчеством составляет сокровенную сущность их искусства, его всегда нужно иметь в виду: без этого оценка творчества мастеров импрессионизма становится односторонней и упрощенной.

Тягостные переживания Моне, омрачившие первый год его пребывания в Ветее, с неожиданной силой выразились в сумрачно-меланхолических зимних пейзажах этого времени («Снежный эффект в Ветее», 1878, Лувр, Париж; «Въезд в Ветей», 1879, Художественный музей, Гётеборг) с их ощущением одиночества и оцепенения. Материальное положение Моне особенно усложнилось после смерти Камиллы, когда на руках у него оказалась многодетная семья – двое его малолетних сыновей воспитывались вместе с пятью детьми Алисы Ошеде, ставшей им второй матерью (брак Моне с Алисой был оформлен лишь в 1892 году). Только после устройства в 1880 году небольшой персональной выставки в помещении редакции журнала «Ла Ви модерн» Моне, при поддержке Дюран-Рюэля и издателя Шарпантье, обрел уверенность в своих денежных делах. Отныне он был избавлен от забот по продаже своих произведений и мог всецело отдаться творчеству.

С начала 1880-х годов живописная манера Моне постепенно меняется. Он все чаще работает в ателье; в картинах его иногда появляется та «сделанность», которую можно посчитать компромиссом между работой по первому впечатлению и рефлектирующим сознанием художника, работающего по памяти. Примером такого подхода к созданию пейзажа является большая картина «Лавакур» (1880, Музей изящных искусств, Даллас), предназначенная для Салона. Несмотря на то, что этот пейзаж был на редкость неудачно помещен в экспозиции (на высоте чуть ли не шести метров от пола, в тесном окружении других работ – подобная нелепая развеска картин всегда практиковалась в Салонах), он был отмечен критиками. Один из них (Шенневьер) написал даже, что «светлая и ясная атмосфера заставила казаться чёрными все другие соседние пейзажи в этой галерее Салона». Впрочем, к этому времени импрессионизм уже завоевал прочное место – во всяком случае, в сознании критики.

Даже такой принципиальный «ниспровергатель» Моне, как известный писатель-символист Ж. К. Гюисманс, изменил своё отношение к художнику после седьмой выставки импрессионистов (1882): «Как правдивы у него пена на волнах, попадающих в луч света, реки, переливающиеся тысячами оттенков предметов, которые они отражают; в его полотнах холодное дыхание моря напоминает трепетанье листвы, легкий шелест травы… именно ему и его собратьям импрессионистам, мастерам пейзажа, мы должны быть признательны за возрождение искусства живописи. Господа Писсарро и Моне вышли наконец победителями из тяжелой борьбы. Можно сказать, что в их полотнах разрешена сложная проблема света…».

Характеристику Гюисманса можно отнести к тому этапу творчества Моне, который сам художник считал пройденным. Поиск новых тем и образов приводит его к созданию целого цикла натюрмортов, исполненных в начале 1880-х годов; как и пейзаж, этот жанр был для Моне излюбленной областью творчества. «Лепешки» (1882, частное собрание, Париж)- образец типично импрессионистической композиции, где связь между предметами и даже их расположение кажутся случайными (некоторые срезаны краем рамы). Увиденный с близкого расстояния, этот фрагмент неживой природы воспринимается как пейзаж с невыраженной четко (и потому бесконечной) глубиной, где белая скатерть с холодными голубыми рефлексами похожа на заснеженное пространство. Лучшие из натюрмортов этого времени- изображения цветов и фруктов. Их декоративная линеарность, вписанная в узкий вертикальный формат («Георгины» и «Белый мак», 1883, частные собрания), предвосхищают рождение стиля модерн (ар нуво) во французском искусстве.

В 1880-е годы Моне довольно часто обращается к «чистому» портрету – обычно это погрудное изображение на нейтральном фоне. Моне не был мастером психологического портрета в том значении слова, которое применимо к Э. Мане или Э. Дега. Точнее было бы сказать, что он никогда не стремился переступить ту черту, которая привела бы к проникновению во внутренний мир другого человека. Портреты Моне характеризуют прежде всего его собственную внутреннюю замкнутость и эмоциональную сдержанность; он наделяет портретируемых своим настроением, и это придает им оттенок холодноватой отчужденности. Модели портретов Моне неизбежно погружены в себя, они бездейственны (несмотря на живость кисти художника), отъединены от окружающей среды и словно пребывают в невещественном мире. Прекрасным образцом такой автохарактеристики является «Автопортрет в берете» (1886, частное собрание, Париж).