Какие бывают динамические оттенки. Мы в соц. сетях

В предыдущей статье мы рассмотрели понятие темпа, как средства выразительности в музыке. Также вы узнали варианты обозначения темпа. Помимо темпа, огромное значение имеет громкость звучания музыкального произведения. Громкость - мощное средство выразительности в музыке. Темп произведения и его громкость дополняют друг друга, создавая единую картину.

Динамические оттенки

Степень громкости звучания музыки называют динамическим оттенком. Сразу обращаем внимание на то, что в рамках одного музыкального произведения могут использоваться различные динамические оттенки. Ниже приводим список динамических оттенков.

Постоянная громкость
Полное название Сокращение Перевод
fortissimo ff очень громко
forte f громко
mezzo forte mf средняя громкость
mezzo piano mp средне-тихо
piano p тихо
pianissimo pp очень тихо
.
Изменения громкости
.
Смена громкости

Рассмотрим примеры взаимодействия громкости и темпа. Марш, скорее всего, будет звучать громко, чётко, торжественно. Романс будет звучать не очень громко, в медленном или среднем темпе. С большой долей вероятности, в романсе мы встретим постепенное ускорение темпа и нарастающую громкость. Реже, в зависимости от содержания, возможно постепенное замедление темпа и снижение громкости.

Итог

Для того, чтобы исполнять музыку, необходимо знать обозначение динамических оттенков. Вы увидели, какие знаки и слова используются для этого в нотах.

В музыке динамикой называют изменение силы звучания, то есть громкости. Наверняка все замечали, что музыка никогда не звучит одинаково громко или одинаково тихо все время. Сила звука все время меняется. Композитор умышленно делает некоторые фрагменты тише, а некоторые громче. Таким образом, можно подчеркнуть характер музыки, обратить внимание слушателя на какой-то момент. Например, когда звучит торжественная музыка, она непременно должна быть громкой, если характер меняется и музыка становится грустной, унылой, то тут же она становится тише.

Как обозначают динамику?
Для того, чтобы исполнитель сыграл произведение в нужной динамике, то есть правильно выполнил все указания композитора, в нотной партитуре ставят специальные знаки. Существует два основных вида громкости: тихо и громко. Виды динамики принято называть итальянскими словами piano (тихо) и forte (громко) (кстати, инструмент фортепиано получил свое название из-за того, что мог издавать как очень тихие звуки, так и довольно громкие). Чтобы немного облегчить нотную запись, решили оставить только первые буквы этих слов. Таким образом, если композитор хочет, чтобы определенное место его произведения прозвучало тихо, он ставит сверху знак «р», если громко, то «f».

Помимо основных «piano» и «forte», есть еще и другие разновидности динамики. Например, «pianissimo» и «fortissimo» в нотах отмечаются знаками «рр» и «ff». Если ставится такой знак, значит музыка должна звучать очень тихо («рр») или очень громко («ff»). Но и это еще не все, некоторые произведения требуют супер громкого звучания, тогда ставятся знаки «ррр» «рррр» и «ррррр» читается это как: «piano-pianissimo, piano- piano-pianissimo и piano-piano- piano-pianissimo» то есть, знак «ррррр» можно встретить крайне редко, но иногда его используют. В этом случае слушатель с большим трудом сможет услышать звук инструмента или оркестра. Точно так же обозначается и супер громкий звук: «ff», «fff», «ffff» и «fffff». Музыка, исполняемая даже на «3 форте» («fff»), звучать будет просто оглушительно.

Усиление и убавление силы звука
Существует еще два вида имения динамики: «crescendo» (читается: «крещендо» - постепенно прибавляя звук) «diminuendo» (читается: «димимнуэндо» - что означает: «постепенно убавляя звучание»). В нотах обозначается либо «cres» и «dim», либо знаками « < » («crescendo») и « > » («diminuendo»). Композитор ставит знаки в нотах над тем местом, откуда следует прибавлять или убавлять звук.

Что такое динамические оттенки в музыке? Честно говоря, фраза "динамические оттенки" несколько мудреная, но смысл её очень простой. Это - степень громкости исполнения музыки.

Почему такой термин прижился в музыке? Потому что он происходит от греческого слова "dynamicos" - то есть, "сила" и подразумевает, с какой силой нужно играть ту или иную часть произведения.

В музыке различают такие динамические оттенки:

pp - pianissimo (читается, как "пианиссимо") обозначает - очень тихо
p - piano (читается, как "пиано") тихо
mp - mezzo piano (читается, как "меццо пиано") обозначает - умеренно тихо, чуть громче чем пиано

mf - mezzo forte (читается, как "меццо форте") - умеренно громко
f - forte (форте) громко
ff - fortissimo (фортиссимо) - очень громко.

Как видите, динамические оттенки - это просто разные степени громкого и тихого звучания.

Есть ещё и такой термин, как "сфорцандо". Обозначается sf и подразумевает резкое выделение отдельного звука, ноты или аккорда. Не следует путать сфорцандо с акцентами, когда выделяется из группы нот, одна или несколько. Акцентирование нот, как бы придает некую ценность тем или иным нотам, их вес и важность различны, впрочем, как и цены в затоке . Советую присмотреться, лето не замедлит прийти, подумайте о предстоящем отдыхе и времени отпусков.

Итак, когда мы акцентируем ноту, мы её сознательно выделяем, делаем громче остальных, таким образом может образовываться особый ритм на фоне общего. Поэтому акцентирование больше относится к построение ритмических фигур. А вот сфорцандо - это все таки термин обозначающий динамический оттенок.

К обозначению динамических оттенков относятся также и такие слова: diminuendo (диминуэндо) - постепенное ослабление звука и crescendo (крещендо) постепенное усиление звука.

Итак, для чего даны эти обозначения в нотах? Для того чтобы передать нюансировку того или иного произведения. Конечно, конечная трактовка лежит на исполнителе, но эти знаки в нотах помогают понять, как автор музыки видит её исполнение.

Изучить нотную грамоту можно, не обязательно посещая уроки, нанимая репетитора, но и используя данный курс.

На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки .

Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы - громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».

Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного слова – δύναμις [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда. Оттенки звука (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:

  • pp – Pianissimo – пианиссимо – очень тихо
  • p – Piano – пиано – тихо
  • mp – Mezzo piano – меццо-пиано – в меру тихо
  • mf – Mezzo forte – меццо-форте – в меру громко
  • f – Forte – форте – громко
  • ff -Fortissimo – фортиссимо – очень громко

Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».

Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.

Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

Да, громко.

Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:

Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.

Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:

Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире (<), а чтобы спеть потише – прикрывает клюв (>). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).

В данном примере длинная динамическая “вилка” (<),означает, что фрагмент нужно играть все громче и громче, пока не закончится знак крещендо.

А здесь сужающаяся “вилка” (>) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).

Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «» (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) - постепенное ослабление.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:

  • poco – поко – немного
  • poco a poco – поко а поко – мало-помалу
  • subito или sub. – субито – внезапно
  • più – пью – более

Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:

  • al niente – аль нинте – буквально «до ничего», до тишины
  • calando – каландо – «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость
  • marcato – маркато – подчёркивая каждую ноту
  • morendo – морендо – замирая (затихая и замедляя темп)
  • perdendo или perdendosi – пердендо – теряя силу, сникая
  • sotto voce – сотто воче – вполголоса

Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент . В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.

В нотах он обозначается:

  • sforzando или sforzato (sf или sfz) – сфорцандо или сфорцато – внезапный резкий акцент
  • forte piano (fp) – громко, затем сразу тихо
  • sforzando piano (sfp) – указывает на сфорцандо с последующим пиано

Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике.

Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это - сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся: pp - pianissimo «пианиссимо» - очень тихо; р - piano «пиано» - тихо; mp - mezzo piano «меццо пиано» - умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано; mf - mezzo forte «меццо форте» - умеренно громко, громче, чем меццо пиано; f - forte («форте» - громко; ff - fortissimo «фортиссимо» - очень громко.
Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко. Знак sf - sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова: dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука. Cresc. (крещендо), или значок - указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) - мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение. Вместо diminuendo иногда пишут morendo (морендо) - замирая. Такое определение означает не только затихая, но и замедляя темп. Приблизительно тот же смысл имеет слово smorzando (сморцандо) - приглушая, замирая, ослабляя звучность и замедляя темп. Вы, наверное, не раз слышали пьесу «Ноябрь» из цикла «Времена года» Чайковского. Она имеет подзаголовок «На тройке». Начинается не очень громко (mf) простая мелодия, похожая на русскую народную песню. Она растет, ширится, и вот уже звучит мощно, громко (f). Следующий музыкальный эпизод, более живой и грациозный, имитирует звучание дорожных бубенцов. А потом на фоне неумолчного звона бубенцов вновь возникает мелодия песни - то тихая (р), то приближающаяся и вновь исчезающая вдали, постепенно истаивающая.


Смотреть значение Динамические Оттенки в других словарях

Динамические Анализаторы Сигнала — анализаторы сигнала, которые используют цифровую выборку сигнала и методы ее преобразования для получения вида Фурье-спектра данного сигнала, включая информацию о его амплитуде и фазе.
Юридический словарь

Динамические Межотраслевые Модели частный случай динамических моделейэкономики. Основаны на принципе баланса межотраслевого, в который вводятсяуравнения, характеризующие изменение межотраслевых........

Динамические Модели — экономики - экономико-математические модели,описывающие экономику в развитии (в отличие от статических,характеризующих ее состояние в определенный момент). Два подхода........
Большой энциклопедический словарь

Оттенки музыкальные — см. Нюанс.
Музыкальная энциклопедия

Динамические Задачи Теории Упругости — - круг вопросов теории упругости, относящихся к изучению распространения колебаний или состояния установившихся колебании в упругих средах. В простейшем и наиболее........
Математическая энциклопедия

Динамические Характеристики Психических Процессов — - важная сторона любой психической деятельности, включающая ее скоростные и регуляторные аспекты. Син. психодинамические свойства. Д. х. п. п. регулируются неспецифическими........
Психологическая энциклопедия