Как звучит альт инструмент. Маленький музыкальный ликбез. Плюсы и минусы альтов

«Орган средневековья»

Альт – старинный струнный смычковый музыкальный инструмент, появившийся чуть раньше средневековой эпохи барокко - на рубеже XV - нач. XVI веков. Этот инструмент явился прародителем всех струнных смычковых музыкальных инструментов, это легко прослеживается в зарубежных названиях струнных смычковых инструментов, особенно в итальянском языке, так как сам инструмент родом из солнечной Италии.

Развитием испанской Виуэлы стал Альт (на итальянском «Viola»), получивший своё русское название благодаря французскому языку (фр. «Alto»), который долгое время был широко известным в России. Самым близким родственником альту является Виоль д’амур (ит. «Viola d"amore» - виола любви). Затем, на базе альта появились новые инструменты – маленький альт – скрипка (ит. «Violino»), большой альт – виолончель (ит. «violoncello»), контрабас (ит. «cello»), виола да гамба (ит. «viola da gamba» - ножная виола), виола да браччо (ит. «viola da braccio» - ручная виола).

Сам по себе альт имеет трёх близких родственников – скрипку, которая позаимствовала у него положение при игре (т.е. «ручной» инструмент) и виолончель, которая позаимствовала у него строй (разница только в том, что у виолончели строй ниже на октаву, тогда как у скрипки он отличается на квинту).

Строй альта, как и скрипки и виолончели, строится по квинтам. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных – с, g, d 1 , a 1 . ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

Вопреки общественному мнению, техника игры на альте существенно отличается от скрипичной. Например, для альта свойственно исполнение флажолета pizzicato (звук флажолета арфы), игра pizzicato с прижиманием струны ногтём второго пальца (звук малого барабана), аккорд с насыщенным басом и многое другое. Однако большой размер альта затрудняет быстрое исполнение сложных пассажей. Но этот маленький недостаток меркнет перед морем возможностей открывающихся перед исполнителем.

«Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный» - читаем мы в известной энциклопедии, но с этим легко поспорить, так как хороший альтист играет намного ярче, чем даже пять скрипачей. Тембр альта – яркий, насыщенный, колоритный, бархатистый (особенно в нижних регистрах) и немного гнусавый, рождающийся из глубины древесины, клеевых швов, лака… дерева, которое много столетий простояло под ливнями, переживало засуху, зиму, весну, лето, осень…

«Особенностью тембра альта является большее разнообразие звучания отдельных струн, чем на других струнных инструментах, например на скрипке» - пишет Е. Ю. Стоклицкая. Относительно яркости, насыщенности, и, даже, грандиозности тембра альта, знаменитый педагог И. Д. Лабинская любит повторять: «Это не какая-нибудь «скрипулька», это – альт». Недаром во многих альтовых произведениях пишут: «risoluto» (ит. – решительно). Нельзя не отметить исполнение piano на альте. В. В. Борисовский подчёркивал, что «piano – не бесцветный, безликий нюанс. Самое тихое piano должно быть чётким и ясным, как поставленный голос певца…» (Е. Стоклицкая «Альтовая педагогика В. В. Борисовского», 2007).

С тембром альта может сравниться только тембр органа – оба эти инструмента могут с точностью воспроизводить другие инструменты. Только тембр органа ограничен количеством регистров, а тембр альта не имеет ограничений.

Такой тембр – следствие несоответствия строя инструмента. При оптимальной длине 48о – 490 мм (только деки), размеры современных инструментов колеблются от 350 до 420 (крайне редко, 430).

На альте не обучаются с детства, а переходят скрипачи с развитым телосложением и крупной вибрацией в более зрелом возрасте. Многие выдающиеся исполнители, такие как, Никколо Паганини и Давид Ойстрах, прекрасно совмещали игру на альте с игрой на скрипке.

Долгое время «царствовав во дворцах», альт, как и альтовое искусство (исполнение на альте – подлинное искусство), пришли в упадок, пошли грязные слухи, что «альтисты – неудавшиеся скрипачи», которые в последствии стали основой для многих, зачастую оскорбительных, анекдотов. Например: «Что одинакового между гранатой и пальцами альтиста? Два раза в одно место не падают», «Альтист и священник умерли в один день и одновременно оказались у ворот рая. Святой Апостол Петр с радостью пропускает альтиста в Рай, а вот священника просит подождать. Священник возмущён:

Я всю жизнь молился, а этот тип всю жизнь играл на своём альте! Почему же ты пропускаешь его вперёд?!

Когда ты молился, - отвечает Пётр, - все засыпали. А когда он начинал играть, все начинали молиться…», «Программа международного конкурса альтистов: 1 тур – настройка инструмента, 2 тур – вождение смычка по открытым (оригинал: пустым) струнам. Программа 3 тура не объявляется – всё равно до него никто не доходит», «Было в семье три сына: два умных, а третий – альтист…» и многие другие. Как Вы видите, эти анекдоты не только не соответствуют действительности, а являются оскорбительными (не только для альтистов), унизительными и содержат большое количество грубых ошибок.

Альт уступил своё место. Замолчал старинный инструмент. Забылись великие альтовые произведения Баха, Моцарта, Паганини, Берлиоза и других. Конечно, в период забвения некоторые композиторы продолжали сочинять музыку для альта – Б. Барток, У. Уолсон, М. И. Глинка, И. Брамс, Р. Шуман, Н. Рославец, А. Адан, Л. Делиб, Р. Штраус, Л. Яначек, И. Ф. Стравинский, М. Регер – знаменитый органист и др. Находились и исполнители этих произведений, но, увы, их было мало.

Возрождение альтового искусства произошло только в конце ХIХ века и проходило весь ХХ век. Отцом русской альтовой школы стал В. В. Борисовский. Его учитель В. Р. Бакалейников хоть и был альтистом, но в 1927 году эмигрировал в США, где по приглашению дирижёра Фрица Райнера занял пост его ассистента и первого альта в Симфоническом оркестре Цинциннати.

Сам Борисовский «увлёкся» альтом, можно сказать чисто случайно. Однажды, он слышал выступление оркестра, где солировал альт. Закрыв глаза и не слушая низких нот, альт звучал, как скрипка.

В. В. Борисовский – в прошлом знаменитый скрипач, концертмейстер первых скрипок МГК им. П. И. Чайковского, но почувствовав всю полноту звучания альта – стал альтистом.

Вадим Васильевич буквально везде «пропагандировал» альт, заражая всех его волшебным звучанием. «Мысль об уравнении альта в правах сольного инструмента со скрипкой и виолончелью, провозглашённая Борисовским в начале его творческой деятельности, в те годы казалась… не только смелой, но даже дерзкой. Уровень альтового исполнительства был чрезвычайно низким, и создание школы пришлось начинать чуть ли не с нуля» (Юзефович В. «В. В. Борисовский – основатель советской альтовой школы, 1977»).

Основывая альтовую школу, Вадим Васильевич изучил технику игры на Виоль д’амур, которая больше всех близка к технике альта.

«На моих глазах и ушах зарождался класс специального альта. Давно уже, но сегодня особенно, убеждаюсь в том, что исторически, практически и всячески оправдалось создание и последующее безостановочное весьма успешное развитие его. Много, очень много сделано Вами для процветания своего детища», - писал Борисовскому профессор МГК К. Г. Мострас в 1956 году. Многие известные композиторы, такие как Д. Д. Шостакович, Б. Астафьев, Э. Денисов, зачастую друзья великого альтиста, писали для альта, а Вадим Васильевич являлся первым исполнителем этих произведений.

Огромную часть произведений для альта составляют переложения и обработки Борисовского. Среди них – «Неоконченная соната» М. И. Глинки, «Павана на смерть инфанты» М. Равеля.

Число поклонников альта увеличивалось. Профессиональными альтистам стали – Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет, Е. Ю. Стоклицкая, И. И. Богуславский, А. Коваль,А. В. Багринцев, И. Д. Лабинская, Л. Н. Гущина, Е. Страхов, Р. Сеид-Заде и другие.

В наше время, это явление приобрело глобальный характер и получило название – мировой альтизм. Всё большей популярностью стали пользоваться сайты, посвящённые альту. Нипример, сайт альтистов «Violamusic», основных пользователей которого уже более1800 человек, не говоря о тех, кто просто заглядывает.

В 2010 году всё мировое альтовое сообщество отмечало замечательное событие: исполнилось 110 лет со дня рождения В. В. Борисовского. Также, в 2010 году отметила свой 80-летний юбилей преподаватель скрипки и альта – И. Д. Лабинская. Инесса Джамильевна посвятила большую часть своей жизни, подготовке и воспитанию будущих музыкантов. Она и сейчас работает в ДМШ им М. М. Иполлитова – Иванова. Я счастлив, что имел возможность учиться у неё. А сейчас имею возможность просто с ней общаться. То, с какой любовью и профессионализмом она учит маленьких детей извлекать из маленьких скрипочек звук, похоже на чудо (будущие альтисты, в начальных классах занимаются по классу скрипки, и лишь в более старшем возрасте переходят на альт). Она, тот добрый учитель, который живёт учениками: их успехами и неудачами, уча любить музыку и понимать. Хоть она и не хотела быть упомянутой в данной статье – это всего лишь небольшая благодарность за её огромные труды. Хочется пожелать Инессе Джамильевне крепкого здоровья, сил и многих лет жизни.

В заключение нужно отметить, что альт уже не выходит на музыкальную «арену», а стремительно обходит другие инструменты, всё больше утверждаясь, как король музыкальных инструментов, имеющий богатую историю, полную взлётов и падений.

Музыкальный инструмент: Альт

На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой . Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание напоминает контральто - мягкое и выразительное.

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему. Альт – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный - так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки , но гораздо теплее и мягче.

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.


Многие выдающиеся композиторы весьма изобразительно использовали характерное звучание альта: в увертюре «1812 год» П.И Чайковского - церковное песнопение; в опере «Пиковая дама» - пение монахинь в 5-ой картине, когда Герману представляется похоронное шествие; в симфонии Д.Д Шостаковича «1905 год» - мелодия песни «Вы жертвою пали».

Фото :





Интересные факты

  • Такие великие композиторы, как И.С. Бах , В.А. Моцарт , Л.В. Бетховен , А. Дворжак , Б. Бриттен, П. Хиндемит играли на альте.
  • Андреа Амати был очень известным скрипичным мастером своего времени, и в 1565 году король Франции Карл IX заказал ему изготовить 38 инструментов (скрипки, альты и виолончели) для музыкантов королевского двора. Большинство тех шедевров было уничтожено во время Французской революции, но один альт сохранился, и его можно увидеть в Музее Эшмола в Оксфорде. Он более крупный, с длиной корпуса 47 см.


  • Еще один примечательный альт, на корпусе которого было изображено распятие, был сделан сыновьями Амати. Инструмент принадлежал известному альтисту Л.А. Бьянки.
  • Альты и смычки работы знаменитых мастеров крайне редки, таким образом альт, сделанный А. Страдивари или А. Гварнери, стоит дороже, чем скрипки этих же мастеров.
  • Многие выдающиеся скрипачи, такие как: Никколо Паганини , Давид Ойстрах, Найджел Кеннеди, Максим Венгеров, Иегуди Менухин прекрасно совмещали и совмещают игру на альте с игрой на скрипке.
  • В 60-е годы американская рок-группа «The Velvet Underground», английская рок-группа The Who, а в наши дни Ван Моррисон, рок-группы «Goo Goo Dolls», и «Vampire Weekend» отдают видное место альту в аранжировках своих песен и альбомов.
  • Интересны названия инструмента на разных языках: французский - alto; итальянский и английский - viola; финский – alttoviulu; немецкий – bratsche.
  • Лучшим альтистом нашего времени признан Ю. Башмет. За 230 лет он первый, кому разрешили играть на инструменте В.А. Моцарта в Зальцбурге. Этот талантливый музыкант фактически переиграл весь репертуар, написанный для альта, – это около 200 музыкальных произведений, из которых 40 сочинили и посвятили ему современные композиторы.


  • Юрий Башмет до сих пор играет на альте, который купил за 1500 рублей в 1972 году. Молодой человек заработал деньги на дискотеках, исполняя на гитаре песни из репертуара «Битлз». Инструменту 200 с лишним лет и он изготовлен итальянским мастером Паоло Тасторе в 1758 году.
  • Самый многочисленный ансамбль альтистов состоял из 321 исполнителей и был собран португальской Ассоциацией альтистов в концертном зале «Suggia» в Порту, Португалия, 19 марта 2011г.
  • Альтисты - самые популярные персонажи оркестровых анекдотов и шуток.

Популярные произведения для альта:

В.А. Моцарт: Симфония-кончертанте для скрипки, альта и оркестра (слушать)

А. Вьетан - Соната для альта и фортепиано (слушать)

А. Шнитке - Концерт для альта с оркестром (слушать)


Конструкция альта


Внешне альт очень похож скрипку , отличие лишь в том, что он по размеру немного больше скрипки.

Альт состоит из таких же деталей, что и скрипка: две деки - верхняя и нижняя, обечайки, гриф, ус, подставка, подгрифник, душка и другие – всего в общей сложности 70 элементов. В верхней деке такие же звуковые отверстия как у скрипки, их обычно называют «эфы». Для изготовления альта используются только лучшие образцы хорошо выдержанного дерева, которые покрываются лаком, изготовленным мастерами по своим уникальным рецептам.

Длина корпуса альта варьируется от 350 до 430 мм. Длина смычка - 74 см и он немного тяжелее скрипичного.

Альт имеет четыре струны, которые настраиваются на квинту ниже, чем струны скрипки.

Размеры альта не соответствуют его строю, для этого оптимальная длина корпуса инструмента должна быть не менее 540 мм, а на самом деле только 430 мм и то самого большого. Другими словами альт слишком мал по отношению к его настройке - это и является причиной его величественного тембра и отличительного звука.

У альта нет такого понятия, как «полный», размер его может варьироваться от «просто больше, чем скрипка» до массивных альтов. Стоит заметить, чем больше альт, тем звук его более насыщенный. Однако музыкант выбирает тот инструмент, на котором ему удобно играть, все зависит от комплекции исполнителя, длины его рук и размера кисти.

Сегодня альт становится все более признанным инструментом. Производители продолжают экспериментировать с различными формами, чтобы максимизировать его уникальные звуковые качества и создавать новые. Например электрический альт не имеет акустического корпуса, так как нет необходимости, ведь звук появляется с помощью усилителей и микрофонов.

Применение и репертуар

Альт в основном используется в симфоническом оркестре и, как правило, в его состав входит от 6 до 10 инструментов. Ранее альт очень несправедливо называли «Золушкой» оркестра, ведь несмотря на то, что этот инструмент имеет богатый тембр и изысканный звук, он не получил большого признания.

Тембр альта прекрасно сочетается со звуком других инструментов, таких как скрипка, виолончель , арфа, гобой , валторна – все они входят в состав камерного оркестра. Также необходимо заметить, что альт занимает важное место в струнном квартете, вместе с двумя скрипками и виолончелью.

Несмотря на то, что альт в основном используется в ансамблевой и оркестровой музыке, он завоевывает популярность и как солирующий инструмент. Первыми, кто вывел инструмент на большую сцену, были английские альтисты Л. Тертис и У. Примроуз.


Также нельзя не отметить имена таких выдающихся исполнителей как Ю. Башмет, В. Бакалейников, С. Качарян, Т. Циммерман, М. Иванов, Ю. Крамаров, М. Рысанов, Ф. Дружинин, К. Кашкашьян, Д. Шебалин, У. Примроуз, Р. Баршай и другие.

Нотная библиотека для альта, по сравнению с другими инструментами, не очень велика, но в последнее время из под пера композиторов выходят для него все больше и больше сочинений. Вот небольшой перечень сольных произведений, которые были написаны специально для альта: концерты Б. Бартока , П. Хиндемита, У. Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке , Д. Мийо, Э. Кройца, К. Пендерецкого; сонаты М. Глинки , Д. Шостаковича, И. Брамса, Н. Рославца, Р. Шумана, А. Хованесса, И. Дэвида, Б. Циммермана, Х. Хенца.

Приемы игры на альте

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства. Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.

История альта


История альта и так называемой скрипичной семьи тесно связаны. В прошлом классической музыки альт, хоть им и пренебрегали во многих аспектах, играл довольно важную роль.

Из старинных рукописей эпохи средневековья мы узнаем, что родиной струнно-смычковых инструментов была Индия. Инструменты путешествовали с торговыми людьми по многим странам мира, сначала попали к персам, арабам, народам Северной Африки и затем в восьмом веке в Европу.

Скрипичная семья альта появилась и начала развиваться приблизительно в 1500 годах в Италии от предыдущих смычковых инструментов. Форма альта, как это сегодня говорят, не была изобретена, она стала результатом эволюции предшествующих инструментов и экспериментов разных мастеров по достижению идеальной модели.

Некоторые утверждают, что альт предшествовал скрипке. Веский довод, поддерживающих эту теорию, содержится в названии инструмента. Сначала violа, затем viol+ino - маленький альт, альт сопрано, viol+onе - большой альт, басовый альт, viol+on +cello (меньший, чем violone)- меньший басовый альт. Это логично, Так или иначе, но первыми кто сделал скрипичные инструменты были итальянские мастера из Кремоны - Андреа Амати и Гаспаро да Соло, а довели их до совершенства, именно с существующей ныне формой, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Инструменты этих мастеров сохранились до наших дней и продолжают восхищать слушателей своим звуком. Конструкция альта существенно не изменилась со времен появления, поэтому привычный нам внешний вид инструмента такой же как несколько веков назад.

Итальянские мастера изготавливали крупные альты, которые звучали восхитительно. Но случился парадокс: музыканты отказывались от больших альтов и выбирали себе инструменты меньших размеров - на них удобнее было играть. Мастера, исполняя заказы исполнителей, стали делать альты, которые были по размеру чуть больше скрипки и уступали по красоте звука прежним инструментам.

Альт - удивительный инструмент. За годы своего существования он все же смог превратиться из никому не заметной «оркестровой Золушки» в принцессу и подняться на один уровень с «королевой сцены» - скрипкой. Именитые альтисты, сломав все стереотипы, доказали всему миру насколько прекрасен и популярен этот инструмент, а начало этому положил композитор К. Глюк , поручив именно альту главную мелодию в опере «Альцеста».

Альт

Пианино - это инструмент имеющий клавиши и молоточковую механику, конструкция которой позволяет извлекать звуки из струн натянутых вертикально.

Изредка встречается такое мнение - «Пианино не может быть выше 140 сантиметров, а фортепиано, как правило, может достигать высоты 180 сантиметров». Вне зависимости от размера пианино остается пианино.

Пианино чаще используют для камерного исполнения фортепьянной музыки, обучения и любительского музицирования. Благодаря относительной компактности может быть установлено в большинстве квартир.

Рояль имеет крыловидную форму корпуса, установлен на три ножки и расположен горизонтально.

Более крупная дека рояля выдаёт более громкое звучание, что делает его незаменимым на концертах и в классах музыкальных школ.


Скрипка, альт, виолончель и контрабас

Скрипка - классический музыкальный инструмент, как он (она) выглядит, думаю практически все знают. Поэтому будем плясать от нее.

Хотя размеры скрипок для меня стали открытием.
Основной размер: 4/4 (355-360мм, размер деки (корпуса), без грифа - целая скрипка для среднестатистического взрослого). самая маленькая 1/16 (230-240мм - от 3-х до 5-и лет). В 3 года на скрипке?!

Альт от скрипки отличается только размерами, конструкция и форма один в один. Современный альт имеет длину от 38 до 43 сантиметров.
Слева скрипка, справа альт.

На альтах бо́льшего размера, 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ), играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

От шутников с музыкальных форумов:
«В чем отличие скрипки от альта?
Альт горит дольше.
На альте помещается больше пива».

Виолончель такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем.
М.Растропович.

Принципы игры - те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели усложнена.
Квартет «Apocalyptica» (Финляндия).

В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов. Виолончель - обязательный участник струнного квартета.

Контрабас (итал. contrabbasso) - самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов.

Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной до контроктавы, либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.

Основная сфера применения контрабаса - симфонический оркестр, в котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента. Контрабас также иногда используется в камерных ансамблях, а также в джазе и родственных ему жанрах.

В рокабилли контрабас используется вместо бас-гитары, причём играют практически всегда слэпом (ударом большого пальца о струны) - за счёт «щелчков» контрабас дополняет ритмическую секцию, а в группах без ударника - успешно заменяет её.
«Мистер Твистер»

Если вы хотите просто отличать их то запомните главное: скрипка большая и стоит на полу - если она выше человека среднего роста это контрабас, если ниже - называйте её виолончель.
Квинтет «Серенада» (Беларусь)
Слева направо: скрипка, скрипка, контрабас, альт и виолончель.


Аккордеоны,баяны,гармонь.

Сразу рассмотрим аккордеон. «В Штирлице ничто не выдавало русского разведчика, кроме ушанки со звездой и парашюта, волочившегося за спиной».
В России аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа.

В США, Европе и других странах принято называть аккордеонами все разновидности ручных гармоник, которые в свою очередь могут иметь собственные названия.
Например баян у них считается разновидностью кнопочного аккордеона. Бог им судья.

Количество клавиш на правой (фортепианной) клавиатуре от 41 у полного аккордеона до 24 у малого, которые в основном используются в качестве ученических инструментов. Левая клавиатура состоит из 120-ти кнопок у полного аккордеона, 6 рядов по 20 клавиш. У малых от 72 до 24.
Цифры в названии 34х80 обозначают количество кнопок (клавиш) на правой и левой клавиатуре соответственно. Чуть не забыл - стороны на гармониках определяются от исполнителя, поэтому количество кнопок на левой клавиатуре можете пересчитывать на правой половине фото:)
Полный аккордеон 41х120

Малый аккордеон 26х48

Грань между гармонью и баяном для меня, скажем так, несколько размыта.
Но есть несколько признаков, позволяющих сказать - это точно гармонь, а это железно - баян.

Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.
«Хромка» 25х25

Кроме стандартного количества клавиш 25 справа и слева (25х25), выпускаются как в заводском, так и в заказном исполнении гармоники как с уменьшенным, так и с расширенным диапазоном. На левой клавиатуре у гармони может быть максимум 31 кнопка.

Баяны имеют 3-х или 5-ти рядную правую клавиатуру. В 5-ти рядной клавиатуре первые два ряда (от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты, располагающиеся в трёх других рядах

Правая клавиатура концертного баяна московской раскладки с 3-мя рядами содержит 67 кнопок, с 5-ю рядами 112 кнопок.
5-рядный баян

3-рядный баян

Левая клавиатура так же, как и у полного аккордеона, у полного баяна состоит из 120-ти кнопок. 6-й ряд (с уменьшёнными септаккордами) у некоторых баянов отсутствует. Минимум 60 клавиш.
Полубаяны по сравнению с полными баянами меньше по размеру и, более портативны и легки. были удобны для обучения детей.
Баян ученический детский 30х30 тем не менее это баян!

Баян - понятие растяжимое (с)

Концертина - более известная как гармошка куплетистов.

Крепится на больших пальцах рук музыканта или на запястьях. Имеет шестигранную форму и кнопки на торцах.
Н.Бандурин.

Куда же без «канарика».

Бандонеон похож на концертину, с таким же расположением клавиш, с торцов, но крупнее и всегда четырехугольной формы.

Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.

Одно ёмкое четверостишье вместило в себя столько Имён, чьи руки создали неповторимые шедевры среди инструментов. Произведения этих мастеров - мечта для каждого музыканта. Однако сегодня мы поговорим не о мастерах. Сегодня речь пойдёт о струнно смычковых инструментах, а точнее о том, как различаются скрипки, виолончели, альты, контрабасы и смычки к ним .

Современные дети знают, по какому принципу различаются мобильные телефоны, а вот как обстоят дела с классификацией скрипок - даже всезнающий Гугл может оказаться в тупике. Что ж, Сайт скрипичного мастера постарается восполнить это досадное упущение.

Итак, существует несколько типов смычковых инструментов:

Вы знали, что великие мастера разделяли музыкальные инструменты по целевому использованию? Например, скрипка для всех и каждого или «массовая» по идее должна была быть с хорошим звучанием, однако при производстве таких скрипок не уделялось слишком много внимания выбору дерева и тщательности работы. О качестве окончательной монтировки деталей и звука говорить не приходится. Почти всегда после приобретения такого инструмента следует визит к скрипичному мастеру. При производстве смычков массового производства использовались альтернативные виды древесины. Береза, граб, дешевые разновидности красного дерева, а так же пластмасса для колодок. Иногда в смычки массового производства вставлялся искусственный волос.

Следующая по качеству звучания и соответственно по качеству производства была скрипка, предназначенная для оркестровой игры . Голос такой скрипки должен быть мягким, чтобы не выделяться из ансамбля и достаточно стандартным по силе и окраске, чтобы не потеряться в общем звучании. Для этих двух видов скрипок мастер брал клён для изготовления дна, обечайки, шейки и подставки. Ель, специальной заготовки традиционно хорошо резонирует с клёном, поэтому из неё изготовлялись деки. Для струнодержателя и колков шло черное дерево или более дешевые твердые сорта древесины окрашенные в чёрный цвет. Дерево на корпусе инструмента подбиралось по текстуре и цвету, и лакировалось однотонно или с ретушью «под старину» высокосортным лаком. Требования к оркестровым смычкам тоже несколько отличались. Такими смычками нужно было играть различные штрихи, соответственно при их производстве использовалось более соответствующее по игровым характеристикам дерево. Например бразильское дерево.

Далее идёт скрипка и виолончель для сольных и ансамблевых выступлений . Вот тут звучанию уделяли особое место и над ним работали долго и скрупулёзно. Такие инструменты уместно использовать в камерных оркестрах, квартетах и разного рода ансамблях, где звучание каждого отдельно взятого инструмента заметно в большей степени, чем в симфоническом оркестре. Смычки для сольной категории изготавливаются из фернамбука. Это особый сорт древесины растущий в Южной Америке. Исторически сложилось, что именно фернамбук лучше всего подходит для производства сольных смычков.

И последняя в этой номинации идёт скрипка «артистическая» , где название уже говорит само за себя. Это концертная скрипка с уникальным звучанием, уникальным внешним видом и особенными, изысканными находками Мастера. Если для первых двух категорий инструментов красота древесины не играет роли, то для «сольной» и «артистической» мастер выискивал не просто подходящее дерево, но ещё и с яркой текстурой. А гриф, струнодержатель и колки изготовлялись из высококачественного чёрного дерева, палисандра, самшита. К концертным смычкам так же предъявляются особые требования. В основном они делаются из фернамбука, хотя есть интересные и заслуживающие внимания эксперименты с современными материалами. Такими как карбон.

Подытожим, скрипки и виолончели, также можно классифицировать по цели использования:

* массовые;

* оркестровые;

* сольные;

* артистические.


Плавно и незаметно мы подошли ко второму пункту классификации - размеру.

О размере знают все, кто когда либо учился игре на скрипке и о том, как выбрать скрипку «по размеру» на нашем сайте вы найдёте отдельную статью. Однако, повторим-напомним, что скрипки и виолончели по размеру бывают:

* 1/32

* 1/16

* 1/8

* 1/4

* 1/2

* 3/4

* 4/4

Размер - это показатель, ориентированный на индивидуальные данные учеников и исполнителей. Поэтому эта шкала такая большая, но… мало кто знает, что существует ещё два размера - 1/10 и 7/8. К каждому размеру прилагается соответствующий по длине смычок.

Разделение альтов по размерами немного отличается. Альт сравнительно молодой инструмент и окончательно сформировался только в 19 веке. В основном на альте играют подростки и взрослые, хотя существуют учебные альты размера 3/4 с длиной корпуса как у скрипки, но альтовым строем. Целые альты бывают от 38 до 45 и даже более сантиметров. Меряется длина нижней деки без пятки. Наиболее распространенными считаются инструменты 40-41 см. Иногда размер обозначается в дюймах.

Контрабасы так же бывают разных размеров включая детские. Как ни странно, но самый распространенный размер контрабаса, на котором играют взрослые музыканты 3/4. На контрабасах 4/4 играют в основном в оркестрах. Так же не лишним будет знать, что у контрабасов бывает разный строй. Сольный и оркестровый. И количество струн: 4 и 5.

Бытует мнение о том, что каждый музыкальный инструмент и особенно скрипка в разных руках звучит по-новому. Даже хороший инструмент в руках посредственного музыканта может заглохнуть. И наоборот, талантливый скрипач и виолончелист может извлечь красивый звук из самого простого и безродного инструмента. В этом есть своя, магическая логика волшебства звуков и уникальности таланта Исполнителя. А ещё, это тайна, которую каждый Мастер вкладывает в свой инструмент с каждым вздохом, с каждым прикосновением.

Приёмы игры на альте малость отличаются от приёмов игры на скрипке методом звукоизвлечения и техникой, но сама техника игры малость более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― наименее броский, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Таковой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при хорошей длине 46―47 см (такие альты изготовлялись старенькыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 см. На альтах бо́льшего размера, приближающихся к традиционным, играют в главном сольные исполнители, владеющие более сильными руками и разработанной техникой.

На вопрос, что такое альт, чуть не все отвечают: «Это скрипка, только побольше».

Таковой ответ верен, если подразумевать только форму инструмента, его внешний облик. Но альт имеет собственный соответствующий тембр, не схожий на звучание никакого другого инструмента, потому считать его всего-навсего большой скрипкой нельзя.

История альта драматична. Ему не везло, ну и на данный момент не очень везет.
Дело в том, что корпус альта", если делать его по акустическим расчетам, исходящим из строя инструмента, должен быть достаточно огромным — около 46 см в длину. Возрастает, конечно, и длина грифа. И чтоб играть на таком инструменте, музыкант обязан иметь длинноватые и сильные пальцы. А это бывает изредка.
Вы спросите: как же тогда играют на виолончели и тем паче на контрабасе — ведь эти инструменты намного больше альта?

Альт (итальянское Viola, германское Bratsche, французское Alto), как и другие инструменты скрипичного семейства, зародился примерно в конце XV - начале XVI века. Русский исследователь Б. А. Струве считает, что альт явился родоначальником всего скрипичного семейства и первым вошел в состав оркестра во 2-ой половине XVI века. Когда альт появился в оркестре, ведущее положение мелодических голосов было еще преимуществом больших виол.
Из всего скрипичного семейства альт был более близок к виолам по размерам и по звучанию, потому он стремительно вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонически влился в него. Таким макаром, альт явился собственного рода мостом меж уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами.

Альт - это инструмент-философ, малость грустный и негромкий. Альт всегда готов придти на помощь другим инструментам, но никогда не пробует привлечь внимание к себе. Альбер Лавиньяк (1846-1916)
Можно сказать, что самым незадачливым инвентарем современного оркестра был длительное время, непременно, альт. Альт - это струнный смычковый инструмент скрипичного семейства, он по своим размерам несколько превосходит скрипку. Самые ранешние эталоны этого инструмента относятся к XVI веку. В разработке лучшей конструкции альта гигантскую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. У этого инструмента 4 струны настроены по квинтам, всего на квинту ниже, чем у скрипки: до-соль-ре-ля. Сначала все струны на альте делали из жил, но в наше время их сердечник делают как из жил, так и из стали, которую сверху покрывают железной оплеткой. В сопоставлении со скрипкой альт - инструмент наименее подвижный, имеет глуховатый, мерклый, но мягенький и выразительный тембр. Издавна альт употреблялся в струнном квартете и симфоническом оркестре для наполнения средних, мелодически «нейтральных» голосов в общей звуковой гармонии и поэтому удерживался обычно на уровне менее развитого инструмента. Предпосылкой такового необычного явления послужило то событие, что с одной стороны — сами композиторы не стремились к развитию средних голосов, а с другой,— они в упор не желали замечать тех природных свойств альта, какими он обладал.

Альт - струнный смычковый музыкальный инструмент чуток больше скрипки. (Энциклопедический словарь, 1995 г.)
Есть таковой смешной рассказ. Идет по пустыне дирижер и вдруг лицезреет: в песках стоит альтист и божественно играет. Дирижер ужаснулся. А позже задумывается: "Ну нет, такового быть не может. Слава Богу, это просто мираж".
Еще каких-либо 30 годов назад альтист для хоть какого скрипача был кое-чем вроде недочеловека. Приблизительно так глядит обладатель роскошной иномарки на водителя "Запорожца". Альтистов, что именуется по убеждению, можно было перечесть по пальцам. В главном, на альте игрались те музыканты, которые не дотягивали до скрипача, проще говоря, были наименее способными либо более ленивыми. Так как сольных произведений для альта композиторы фактически не писали, занятия на этом незаслуженно обиженном Богом инструменте отымали у учеников еще меньше времени, чем занятия на скрипке.