Как учился обломов в школе. д) дальнейшее образование. ж) ведение хозяйства

Илюшу отправляют к Штольцу.
Художник И. Я. Коновалов

Образование играет важную роль в характеристике главного героя романа "Обломов", ленивого барина Ильи Ильича Обломова.

В этой статье представлены материал об образовании Обломова в романе "Обломов": отношение героя к образованию, учебе и науке, особенности воспитания и образования и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману "Обломов"

Образование Обломова в романе "Обломов", отношение героя к образованию, учебе и науке

Родители Обломова считали образование бессмысленным занятием и пустой тратой времени. Такой подход, конечно, не мог не повлиять на отношение самого Обломова к образованию, учебе и науке.

Старики Обломовы стремились дать сыну образование не ради знаний, а "для галочки", ради аттестата:

"...всего этого хотелось бы им достигнуть как нибудь подешевле [...] то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела [...] а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства..."

Начальное образование: учеба в пансионе

В 13-14 лет Обломов поступил на учебу в пансион, директором которого был отец Андрея Штольца - немец Иван Богданович Штольц. В этом пансионе Обломов проучился до 15 лет:

"...мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян..."

"...он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе..."

Так, начало учебы в пансионе Штольца сопровождалось слезами, воплями и капризами:

"...Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли..."

Маленький Обломов жил в пансион Штольца целую неделю и лишь на выходные мог приезжать домой. Такая жизнь совсем ему не нравилась:

"...А бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу. Как только он проснется в понедельник, на него уж нападает тоска [...] Он печальный приходит к матери. Та знает отчего и начинает золотить пилюлю, втайне вздыхая сама о разлуке с ним на целую неделю..."

В пансионе Обломов учился кое-как. Друг Обломова, Андрей Штольц, всячески помогал ему с уроками:

"...Дело в том, что сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы..."

Образование Обломова в пансионе было поверхностным, так как родители находили любые предлоги, чтобы не отпускать сына на учебу. В результате Обломов пропускал целые недели учебы:

"...нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома [...] Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает..."

Учеба в университете

После пансиона Штольца юный Обломов поступил на учебу в Москву. Судя по всему, он учился в университете, хотя в тексте романа это указано. Судя по изучаемым предметам, Обломов закончил Московский Университет:

"...потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца..."

К сожалению, в университете отношение Обломова к образованию, учебе и наукам не изменилось: ему по-прежнему не нравилось учиться. Студент Обломов считал учебу и труд наказанием:

"...Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки. Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи..."

Обломов учил лишь то, что было положено, но никогда не изучал больше, чем от него требовали. Обломов не проявлял любопытства и особого интереса к наукам:

"...Дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту, он не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не требовал. Он довольствовался тем, что написано в тетрадке, и докучливого любопытства не обнаруживал, даже когда и не все понимал, что слушал и учил..."

"...Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей, политической экономией, он совершенно был доволен..."

"...только изредка, по указанию Штольца, пожалуй, и прочитывал ту или другую книгу, но не вдруг, не торопясь, без жадности, а лениво пробегал глазами по строкам..."

В юности Илья Обломов страстно полюбил поэзию, но вскоре остыл и к этому:

"...Зато поэты задели его за живое: он стал юношей, как все..."

"...Штольц [...] поймал Обломова на поэтах и года полтора держал его под ферулой мысли и науки [...] Обломов отрезвился..."

В конце концов Обломов закончил университет и получил аттестат. На этом его развитие остановилось, больше он ничему никогда не учился:

"...Начальник заведения подписью своею на аттестате, как прежде учитель ногтем на книге, провел черту, за которую герой наш не считал уже нужным простирать свои ученые стремления..."

Образование Обломова и его знания

Учеба в пансионе и университете дала Обломову массу теоретических знаний. На практике Илья Ильич оказался не в силах применить ничего:

"...Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе..."

Известно, что Илья Обломов изучал юриспруденцию (право), математику и т.д. Но, когда ему понадобилось составить несложный юридический документ для полиции, он не смог этого сделать:

"...Он учился всем существующим и давно не существующим правам, прошел курс и практического судопроизводства, а когда, по случаю какой-то покражи в доме, понадобилось написать бумагу в полицию, он взял лист бумаги, перо, думал, думал, да и послал за писарем.

Счеты в деревне сводил староста. «Что ж тут было делать науке?» – рассуждал он в недоумении..."

В общей сложности Обломов провел немало лет в пансионе и университете. Но за годы учебы он так и не сумел хорошо освоить французский и английский язык:

"...Обломов не совсем свободно владеет французским языком..."

"...Нет, поанглийски [...] С трудом, но читаю..."

Образование не дало Илье Обломову ничего, кроме аттестата - как того и желали родители. В результате, от природы умный и способный мальчик, Илья Обломов не развился и ничего не сумел достичь в жизни.

Это были материалы об образовании Обломова в романе "Обломов", отношение героя к образованию, учебе и науке, особенности воспитания и образования Обломова и т.д.


В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.

Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.

Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».

Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.

«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет - уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».

Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.

«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.

Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».

Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.

Обломов рос любознательным.

«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».

Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».


Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».

Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.

«Главною заботою семейства была кухня и обед».

Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.

«Илюша все наблюдал.

Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.

Образование

Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.

Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.

ПРИЛОЖЕНИЯ А. Г. Гродецкая Где учился, кем служил Илья Ильич Обломов и кто такая Милитриса Кирбитьевна... «Художественное явление живо, пока оно непонятно, пока оно удивляет»,- писал в 1922 году в предисловии к книге «Молодой Толстой» Б. М. Эйхенбаум.1 В живом художественном явлении, ка­ ковым несомненно остается не перестающий удивлять читателя ро­ ман Гончарова, далеко не все однозначно объяснимо. Речь, разуме­ ется, не об онтологическом конфликте покоя - движения, со­ зерцательности - деятельности, речь о другом. В романе «темными» остаются отдельные локальные мотивы, и их неясность, неотчетли­ вость привнесена в повествование намеренно, что становится очевид­ ным, если проследить развитие этих мотивов от рукописи к оконча­ тельному тексту. Подобная преднамеренная неконкретность и смы­ словая релятивность в целом характерны для поэтики Гончарова. Функции таких мотивов и ситуаций различны, однако для типологи­ зирующего метода романиста, а Гончаров прежде всего худож- ник-типолог,2 и для создания эффекта вневременной жизненности текста они имеют немалое значение. Где учился Илья Ильич? Вопрос этот далеко не третьестепенный. Обломов, как мы помним, вместе с Андреем Штольцем в отрочестве 1 Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Пб.; Берлин, 1922. С. 8. 2 «Как художник-типолог по преимуществу Гончаров ие имеет себе равных в за­ падноевропейских литературах XIX века, а в отечественной сопоставим, пожалуй, лишь с творцом „Мертвых душ“ и автором „Анны Карениной"» (Недзвецкий. С. 132). 496 проходил обучение <<в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел неболь­ шой пансион для детей окрестных дворян» (с. 119). Позднее обоих пансионеров родители отправили получать образование в Москву. Штольца - в Московский университет, выпускником которого, не просто успешным, но, можно сказать, идеальным, он и предстает в романе. Указания в тексте на его университетское образование оп­ ределенны, конкретны и содержательно исключительно значимы. «Штольц, - читаем в романе, - был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчиш­ ками, в толках с их отцами и на московских базарах» (с. 153; кур­ сив здесь и ниже мой. - А. Г.) . Отправляя Андрея в Московский университет, Иван Богданович Штольц не предполагал «переворо­ та» в судьбе сына: «Он был в университете и решил, что сын его дол­ жен быть также там, - нужды нет, что это будет уже не немецкий университет, нужды нет, что университет русский должен будет произвести переворот в жизни его сына и далеко отвести от той ко­ леи, которую мысленно проложил отец в жизни сына» (с. 159). Од­ нако «университета русского» пытливому студенту Андрею Штоль­ цу оказалось мало. Вкусив «нашей премудрости», он, как будто с целью гармонизации русского и немецкого начал в собственной образовательной программе, «смиренно сидел на студенческих ска­ мьях в Бонне, Иене, в Эрлангене» (с. 182), то есть в университетс­ ких аудиториях Германии, впрочем, не самых известных и знаме­ нитых. Об Илье же Ильиче в романе сказано буквально следующее: «...он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе; потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до кон­ ца» (с. 61). И далее, о завершении обломовского образования: «То число, в которое он выслушал последнюю лекцию, и было геркулесо­ выми столпами его учености. Начальник заведения подписью своею на аттестате <..,> провел черту, за которую герой наш не считал уже нужным простирать свои ученые стремления. Голова его представля­ ла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных политико-экономических, математических или других ис­ тин, задач, положений и т. п. <...> Он учился всем существующим и давно не существующим правам, прошел курс и практического судо­ производства...». Однако, когда «понадобилось написать бумагу в по­ лицию, он взял лист бумаги, перо, думал, думал, да и послал за писа­ рем» (с. 63-64). 497 Из перечня пройденных Обломовым предметов как будто следу­ ет, что учился он все же на юридическом отделении Московского университета - как младший Адуев в «Обыкновенной истории», как Борис Райский в «Обрыве». Александр Адуев, вспомним, изучал «богословие, гражданское, уголовное, естественное и народное пра­ ва, дипломацию, политическую экономию...» (I, 215). На юриди­ ческом отделении Московского университета в те же годы, что Иван Гончаров, учился его старший брат Николай.1 Однако в тексте «Об­ ломова» в рассказе о годах учебы Ильи Ильича в Москве речь ни ра­ зу впрямую не идет об университете, названо только некое «заведе­ ние» - неотчетливо, обобщенно, без тех смысловых акцентов, ко­ торые очевидны в повествовании об университетских годах Штольца. Любопытно, как развивался мотив обломовского образо­ вания в черновых редакциях романа. В первоначальной редакции его первой части «заведение», куда Обломова определили шестнад­ цати лет, называлось то «школой», то «пансионом», то «училищем». Сравним: «Он волею или неволею выслушал курс наук в одной шко­ ле, куда его отдали шестнадцати лет» (Y, 103); «Начальник пансио­ на, подписью своею на аттестате...» и т. д. (V, 109); «Он покинул училище с запасом сведений, которые в нашем разнохарактерном обществе могли ему доставить [титул] название образованного че­ ловека. <...> Но по мере того, как он удалялся от этого выхода из [училища ] [школы ] пансиона, познания его бледнели и испарялись» (Там же). Гончаров учился на словесном отделении Московского универси­ тета с 1831 по 1834 год. Университетская тема во всех трех его рома­ нах не только имеет автобиографическую окраску, но и сохраняет тот открытый пиетет к университетскому образованию, который самое яркое выражение нашел в написанных Гончаровым в 1870-е годы воспоминаниях «В университете». В них студенческие годы предста­ ют «лучшей порой жизни», определившей и биографию, и миросозер­ цание будущего писателя. «Мы, юноши, - признается он, - полвека тому назад смотрели на университет как на святилище и вступали в его стены со страхом и трепетом. <...> Наш университет в Москве был святилищем не для одних нас, учащихся, но и для их семейств и для всего общества. Образование, вынесенное из университета, цени­ лось выше всякого другого. Москва гордилась своим университетом, любила студентов как будущих самых полезных, может быть, гром­ ких, блестящих деятелей общества. Студенты гордились своим звани­ ем и дорожили занятиями, видя общую к себе симпатию и уважение» (7, 229). Будущий романист учился одновременно с Лермонтовым, 1 См. о Н. А. Гончарове: Трофимов Ж. А. Брат романиста Николай Гончаров: Биогр. очерк. Ульяновск, 2007. 498 Белинским, Герценом, Николаем Станкевичем, Константином Акса­ ковым. Впрочем, знаком с ними он не был: «Перед нами были Герцен и Белинский в университете, но когда мы перешли на второй курс - их уже не было. Там были, между прочим, Станкевич, Константин Аксаков, Сергей Строев (впоследствии писавший статьи под псевдо­ нимом Скромненко) и перешедший с нами из первого курса Бодян­ ский. С Белинским я познакомился уже в 1846 году, в Петербурге, а с Герценом виделся только один раз, мельком, когда он был короткое время в Петербурге, проездом за границу» (7, 237). «Между про­ чим, - замечает Гончаров-мемуарист, - тут был и Лермонтов, впо­ следствии знаменитый поэт, тогда смуглый, одутловатый юноша, с чертами лица как будто восточного происхождения, с черными вы­ разительными глазами. Он казался мне апатичным, говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулежа, опершись на локоть. Он не долго пробыл в университете. С первого курса он вышел и уехал в Петербург. Я не успел познакомиться с ним» (7, 236). Характерен в университетских воспоминаниях Гончарова идил­ лический, бесконфликтно-мирный, «обломовский» колорит: «Наша юная толпа составляла собою маленькую ученую республику, над ко­ торой простиралось вечно ясное небо, без туч, без гроз и без внутрен­ них потрясений, без всяких историй, кроме всеобщей и российской, преподаваемых с кафедр. Если же и бывали какие-нибудь истории, в которых замешаны бывшие до нас студенты, то мы тогда ничего об этом не знали» (7, 237). Известно, какое значение имела университетская тема в прозе современников Гончарова - Герцена, Тургенева, Достоевского. Так, в тургеневских повестях и романах 1850-х годов одной из при­ чин драмы «лишних людей», уездных Гамлетов, Чулкатуриных, Ру- диных, становится умозрительное, головное, оторванное от россий­ ской действительности, наднациональное образование. Обойти эту тему Гончаров не мог. Однако у него она дана в иной плоскости, без социально-политической конкретности и духовно-психологической напряженности. Где учился Илья Ильич? - Где-нибудь, как-нибудь и чему-нибудь. В романе нет определенного ответа на этот вопрос. Выпускником Московского университета Гончаров своего главного героя сделать - очевидно - не решился. Тот же принцип отстранения, релятивизации работает и при оп­ ределении места службы, рода занятий, должности и чина Обломова. Илья Ильич, «дворянин родом», обладатель аттестата московского «заведения», обосновавшись в Петербурге, определяется «в долж­ ность», становится петербургским чиновником. Тема петербургского чиновничества - также одна из центральных литературных тем по меньшей мере двух современных «Обломову» десятилетий. 499 Вот начало пятой главы первой части: «Обломов, дворянин ро­ дом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» (с. 55). И далее: «Обломов прослужил кое-как года два; может быть, он дотянул бы и третий, до получения чина, но особенный случай заставил его ранее покинуть службу» (с. 58). Какую то нужную бумагу он отсылает вместо Астрахани в Архан­ гельск. Не дождавшись «заслуженной кары», Обломов присылает на службу «медицинское свидетельство», в котором сообщает о припад­ ках, происходящих «от ежедневного хождения в должность». Автор «свидетельства», то ли сам Илья Ильич, то ли его комический двой­ ник, рекомендует больному «прекратить <...> хождение на службу» и предписывает «воздержание от умственного занятия и всякой де­ ятельности» (с. 58). «Так кончилась - и потом уже не возобнов­ лялась, - заключает повествователь, - его государственная де­ ятельность» (с. 59). Однако что в данном случае значат слова: «...может быть, он дотянул бы и третий, до получения чина»? Какой чин имеется в виду как результат всего лишь двухлетнего «хождения в должность» ? Коллежский секретарь- чин 10 класса по Табели о рангах, ему обычно соответствовала должность младшего помощника сто­ лоначальника в департаментах министерств. Чин Обломова свиде­ тельствует либо о том, что он вышел из университета (или прирав­ ниваемых к нему учебных заведений)1 с ученой степенью кандида­ та - именно эта степень давала право на получение чина 10 класса при вступлении в государственную службу, либо о соответствую­ щей выслуге лет. Однако упоминание о чине 10 класса Ильи Ильи­ ча вступает в очевидное противоречие с тем, что сообщается в ро­ мане о его нерадивом учении. Степени кандидата он получить ни­ как не мог. Характерно, что в рукописи романа было иное: «...губернский секретарь чином» (V, 79), т. е. имелся в виду более низкий чин - 12-го класса. Сам Гончаров окончил Московский университет со сте­ пенью действительного студента, дававшей право на получение при вступлении в службу именно этого чина. Согласно университетскому уставу, утвержденному в 1835 году, «удостоенные ученых степеней утверждаются, при вступлении в гражданскую службу, в следующих классах: доктор в 8, магистр в 9, кандидат в 10. Студенты, с успехом окончившие университетский курс, получают, на том же основании, 1 О системе образования в России см.: Раскин Д. И. 1) Образование и учебные заведения в России XIX - нач. XX вв. // Русские писатели: 1800-1917. М., 1999. Т. 4. Прил. С. 674-680; 2) Специализация высшей российской бюрократии XIX - начала XX в.: Образование, профессиональный опыт, продвижение по службе // Из глубины времен. СПб., 1994. Вып. 3. С. 29- 42; Егоров Б. Ф. Образование. Учебные заведения // Из истории русской культуры. М., 1996. С. 277-319. 500 12 класс».1 Родовые дворяне, вступавшие в службу без всякого чина - «канцелярскими служителями», первый чин (14 класс) по­ лучали по истечении двух лет службы.2 По утвержденному в 1834 году «Положению о порядке производства в чины по гражданской служ­ бе»: «Имеющие ученые аттестаты высших учебных заведений произ­ водятся, при доброй нравственности и похвальной службе, за выслу­ гу лет: из 14 в 12 класс чрез 3 года. Из 12 в 10 класс чрез 3 года. <...> Имеющие вышеозначенные аттестаты могут быть представляемы за особые отличия: из 14 в 12 класс чрез 2 года. Из 12 в 10 класс чрез 2 года».3 Продолжительность службы Обломова («...прослужил кое-как года два...») «канцелярским чиновником»4 не дает как будто права на получение чина. По тем данным, которые есть в тексте романа, опре­ делить происхождение чина Ильи Ильича невозможно. Наконец, еще один сюжет - иного плана, но также ио-своему за­ гадочный. Он связан с фольклорным образом Милитрисы Кирбитьев- ны - «доброй волшебницы», «неслыханной красавицы» - именно эти определения присутствуют в тексте романа. Впервые имя Милитрисы Кирбитьевны возникает в «Сне Обломо­ ва» и затем, так же как и целый ряд других мотивов «Сна», - отра­ женно, резонантно, в качестве сюжетной рифмы - в четвертой час­ ти романа, в идиллии на Выборгской стороне, где Обломов обретает сказочный мир детства, погружаясь в реализовавшийся детский сон. В «Сне Обломова» Милитриса упоминается в следующем контексте: «Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безо­ бидного, другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все оби­ жают, да и осыпает его, ни с того ни с сего, разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на ка­ кой-нибудь неслыханной красавице Милигрисе Кирбитьевне. <...> Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молоч­ ных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над ска­ заниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тай­ ным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознатель­ но грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его всё тянет в ту сто­ 1 ПСЗ. Т. 10. Отд. I. С. 851. 2 Там же. Т. 2. Отд. I. С. 896. 3 Там же. Т. 9. Отд. I. С. 659. См. подробнее: Евреинов В. А. Гражданское чино­ производство в Рбссии: Ист. очерк. СПб., 1887. С. 43-49; Шепелев. С. 166-188. 4 Приехавшему к нему с визитом преуспевающему чиновнику Судьбинскому Обло­ мов говорит: «Гм! Начальник отделения - вот как! <...> Поздравляю! Каков? А вместе канцелярскими чиновниками служили. Я думаю, на будущий год в статские махнешь» (IV, 21). 501 рону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в гото­ вом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы» (с. 116). В четвертой части романа Милитриса Кирбитьевна является Илье Ильичу в грезах - во время его обычного послеобеденного лежанья в доме Пшеницыной, когда он впадает «в неопределенное, загадочное состояние, род галлюцинации»: «На человека иногда нисходят редкие и краткие задумчивые мгновения, когда ему кажется, что он пережи­ вает в другой раз когда-то и где-то прожитой момент. <...> Он лени­ во, машинально, будто в забытьи, глядит в лицо хозяйки, и из глуби­ ны его воспоминаний возникает знакомый, где-то виденный им об­ раз. Он добирался, когда и где слышал он это... И видится ему большая темная, освещенная сальной свечкой гостиная в родитель­ ском доме, сидящая за круглым столом покойная мать и ее гостьи: они шьют молча; отец ходит молча. Настоящее и прошлое слились и перемешались. Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре... Слышит он рассказы снов, примет, звон тарелок и стук ножей, жмется к няне, прислушивается к ее старческому, дре­ безжащему голосу: „Милитриса Кирбитьевна!“ - говорит она, ука­ зывая ему на образ хозяйки» (с. 481 -482). Кто же эта добрая волшебница? Милитриса Кирбитьевна- героиня лубочной повести (сказки) о Бове Королевиче. Авантюрно-рыцарский сюжет повести о Бове-ко- ролевиче, возникший в средневековой Франции, приобрел популяр­ ность во многих странах Европы. На Руси он известен с середины XVI века: «...на русской почве это произведение <...> постепенно те­ ряло облик переводного рыцарского романа, превращалось в любов­ ную авантюрную „гисторию“ с элементами богатырства».1 Если в XVIII веке повесть о Бове «входила в круг чтения высших социаль­ ных слоев», то к концу века она «„спустилась“ к провинциальному дворянству, мелким чиновникам, разночинцам, купцам и даже крес­ тьянам. Тогда Hte <...> начали выходить печатные издания повести о Бове, значительно фольклоризованные и русифицированные <...>. Повесть регулярно переиздавалась, <...> ее популярность поддержи­ валась широкой известностью (за счет фольклорных версий и лубоч­ ных картинок) и давностью».2 В XIX веке «Повесть о Бове Королеви­ че» широко бытовала в России и как сказка, и как лубочный роман. 1 Кузьмина В. Д. Рыцарский роман на Руси: Бова, Петр Златых Ключей. М., 1964. С. 48. 2 Рейтблат А. И. Глуп ли «глупый милорд»? // Лубочная книга / Подгот. текста, сост., вступ. ст., коммент. А. И. Рейтблата. М., 1990. С. 9-10. 502 Во всех известных вариантах повести о Бове (рукописных, лубоч­ ных, сказочных) «прекрасная Милитриса»- мужеубийца, класси­ ческая фольклорная «злодейка». Влюбленная в королевича Дадона, Милитриса по воле своего отца Кирбита выходит замуж за старика Гвидона. Старого мужа она в сговоре с Дадоном убивает, чтобы затем соединиться со своим возлюбленным. Сын Милитрисы от Гвидона - королевич Бова, вынужденный из-за жестоких преследований мате­ ри покинуть королевство, мстит ей за убийство отца и прелюбодея­ ние.1 Коллизия повести близка гамлетовской, не случайно В. К. Кю­ хельбекер использовал образ Милитрисы в фарсе «Нашла коса на камень» (1839), представляющем собой переделку шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». У Кюхельбекера хан Кирбит имеет «двух красавиц-дочерей: старшую, строптивую и злую Меликтрису, и младшую, кроткую, послушную Роксану». Сюжет фарса выстраива­ ется как «укрощение» Меликтрисы.2 Имена героев лубочной повести о Бове всем знакомы по сказке Пушкина (который использовал имена, но не коллизию). Устойчи­ вое, сохранявшееся на протяжении двадцати лет творчества внима­ ние Пушкина к этому сюжету - от лицейского отрывка «Бова» (1814) к «планам» поэм и сказок на ту яю тему 1822, 1825 и 1834 го­ дов - неоднократно было предметом исследования в пушкиноведе­ нии.3 В. А. Кошелев обратил внимание и на очевидную для Пушкина (как и для Кюхельбекера) близость «бродячего» сюжета лубочной по­ вести и шекспировского «Гамлета».4 Повесть о Бове в XIX веке перелагал Радищев, упоминания о ней есть у Герцена, Тургенева, Толстого, Лескова.3 В «Автобиографии» (1858) Гончаров вспоминал, как в детстве, «находя в лакейской в до­ ме у себя сказки о Еруслане Лазаревиче, Бове Королевиче и другие, читал и их» (7, 217). Фольклорный прототип - Милитриса Кирбитьевна - не позво­ ляет однозначно интерпретировать образ «хозяйки» Агафьи Матве­ евны, делая его двуплановым, амбивалентным. Агафья и спасает Обломова («добрая волшебница»), и губит его («зловещая» Мили­ триса, мужеубийца). «Узнавание» Обломовым во сне-галлюцинации 1 Царь Кирбит действует и в популярной сказке о Еруслане Лазаревиче, однако в ней дочь царя Кирбита только упомянута, она не названа Милитрисой. 2 См.-.Левин Ю. Д. Шекспир и русская литература XIX века. Л., 1988. С. 68. 3 См.: Цявловский М. А. «Бова (Отрывок из поэмы)» // Цявловский М. А. Статьи о Пушкине. М., 1962. С. 90-104; Фомичев С. А. Пушкин и древнерусская литерату­ ра // РЛ. 1987. № 1. С. 24-25; Кошелев В. А. 1) Пушкин и Бова Королевич // РЛ. 1993. № 4. С. 17-34; 2) Пушкин: История и предание. СПб., 2000. С. 108-159. 4 Кошелев В. А. Царь Дадон и принц Датский // РЛ. 2004. № 2. С. 138-145. 3 В «Соборянах», например, барыня Плодомасова отзывается о женской прислуге: «Все эти Милитрисы Кирбитьевны квохчут, да в гостиницах по коридорам расхажива­ ют, да знакомятся...» (Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1957. Т. 4. С. 140). 503 в Агафье Милитрисы возникает в девятой главе четвертой части именно тогда, когда Штольц, посетивший друга, пытается в послед­ ний раз вытащить его из «ямы» и осознает, что перед ним «отверз­ лась бездна», воздвиглась «каменная стена». «Не напоминай, не тре­ вожь прошлого: не воротишь! - произносит Илья Ильич. - <...> Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать - будет смерть» (С. 484). Усомнившись в возможности негативной интерпретации образа «праведной» Агафьи Матвеевны, В. И. Мельник, исследовавший сю­ жет о Милитрисе, предположил, что Гончаров мог опираться на ка­ кой-то услышанный в детстве от няни «поволжский вариант сказки о Бове», в котором главная героиня могла быть представлена в ином освещении.1 Последнее, однако, даже в качестве гипотезы маловеро­ ятно: В. Д. Кузьминой были учтены и исследованы все инварианты данного сюжета - вплоть до бытовавших в XX веке.2 В широко бы­ тующих фольклорных сюжетах варьируются подробности, но функ­ ции центральных персонажей остаются неизменными. Любопытно также, что в ряде относящихся к XIX веку лубочных переработок сказки о Бове встречается персонаж по имени Мухояр, противник Бовы.3 К нему, вне сомнения, восходит фольклорная фамилия «брат­ ца» Агафьи Матвеевны - Ивана Матвеевича Мухоярова. Тот факт, что Милитриса в «Повести о Бове» не возлюбленная, не жена, а мать главного героя, привел английских исследователей «Обломова» А. и С. Лингстад, также обративших внимание на фольк­ лорный протосюжет, к выводу о наличии в романе квазиинцеетуаль- ного мотива.4 Слияние двух образов - Агафьи Матвеевны и матери Обломова - определяется прежде всего укорененным в националь­ ной традиции представлением о женской любви. Ее фольклорная и литературная традиция изображают как «сострадательную любовь, материнскую или по тембру близкую к материнской», как «источник материнской жалости».5 Психоаналитических подтекстов здесь оче­ виднее неспособность Ильи Ильича к взрослению, его вечно длящая­ ся детскость. Нет необходимости лишний раз говорить о значении мифопоэти­ ческих мотивов как во «Сне Обломова», так и во всем романе. Однако фольклоризм Гончарова, как отмечают исследователи его творчест­ ва, недостаточно изучен. Мифологические и фольклорные сюжеты и 1 Мельник В. И. И. А. Гончаров и русская литература: (Фольклор, литература Средневековья, литература XVIII века). Ульяновск, 1999. С. 21-22. 2 См.: Кузьмина В. Д. Рыцарский роман на Руси. С. 17-132. 8 См.: Там же. С. 90. 4 Lyngstad А., LyngstadS. Ivan Goncharov. N. Y., 1971. P. 89. 5 Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры// Контекст. 1990: Лит.-теор. исследования. М., 1990. С. 71. 504 мотивы в его прозе многообразны и разноприродны: здесь и антич­ ная, и библейская мифология, и русский фольклор, и средневековая книжность. Сложность состоит в характере взаимодействия, взаимо­ переплетения этих мотивов, в разнообразии их функций. Как прави­ ло (и рассмотренный выше случай это подтверждает), они не имеют аксиологической устойчивости и определенности, даются в разной тональности - лирической, патетической, иронической, пародиче­ ской. Все это так или иначе создает двойные смыслы и недосказан­ ности, характерные для гончаровских текстов.

Савельева Инна, 10г1

Антиподы ли Обломов и Штольц?

Небо, солнце, облака… Обломов. Земля, луна, тучи… Штольц. Именно такими я представляю себе Обломова и Штольца. Они оба органичные люди, поэтому четко следуют законам природы. Обломов — мягкий, нежный, неповоротливый. Штольц — твердый, жесткий, целеустремленный. Я считаю их абсолютными антиподами. Это можно доказать, рассмотрев их жизнь, описанную в романе И.А. Гончарова “Обломов”.

Обломов родился в барской семье. Илюша рос живым и жизнерадостным мальчиком. Все его попытки что-либо сделать самостоятельно пресекались взрослыми. Утро его начиналось с ласк, сухариков, сливочек. Потом мать, приласкав его еще, “отпускала гулять в саду, по двору, на луг, со строгим подтверждением нянек не оставлять ребенка одного”.

Обломов подрос, до пятнадцати лет учился в пансионе. “Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому, что ничего другого делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки…” Примерно также позднее он относился и к службе. Правда, в самом начале он мечтал служить России, “пока станет сил”. Но лень и безразличие к жизни были столь глубокими, что все его благородные мечты остались неосуществленными. Он превращается в ленивца и лежебоку. Окружающие привыкли к этому. Не может смириться только Штольц.

Штольц “был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская”. Образование Андрей получил с раннего детства. “С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда.., а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака”. Отец мечтал, чтобы из сына вырос “добрый бурш”. Не волновался, когда Андрей исчезал. Матери же “в сыне мерещился идеал барина, хотя выскочки из черного тела, от отца бюргера, но все-таки сына русской дворянки”.

Штольц с детства приучен к порядку и твердо знает, что в жизни всего можно добиться только трудом. Эту мысль он повторял Обломову неустанно. Это естественно, ведь Илью Ильича взращивали, как “экзотический цветок в теплице”. Штольц же рос “кактусом, привыкшим к засухе”.

К настойчивости и упорству Штольца привязывает его заграничная жизнь. Вечные скитания, поиски нового ведут его по жизни. Он любит и ценит ее, и мечтает о том, чтобы к этому вернулся и его друг Обломов. Претворить в жизнь эту идею Штольцу помогает Ольга. Я перелистываю всего несколько глав, после первой встречи Обломова и Ольги, и мне становится понятно: их чувство неизбежно. История любви Ольги и Обломова, на мой взгляд, и является основной в доказательстве того, что Штольц и Обломов — антиподы.

Имена “Илья Ильич Обломов” и “Ольга Ильинская”, волею автора, сближены фонетически. В романе они часто встречаются: “О бло мо в”, “О льга”, “о н” и “о на”, Со лнце, О бло мо в,о блако , ко льцо , О льга… Все переплетается между собой, плетутся колечки кружева. И все они складываются в одно словолюб о вь!

Что это? Мириады звезд? Кольца, браслеты? Чьи-то глаза? Соскользнувшие с нитки жемчужины? Плоды орешника? Пузырьки шампанского? Воспоминания о детской юле? Неважно! Важно то, что все это связало Обломова с Ольгой Ильинской. Но, к сожалению, ненадолго. Протяжное “О” в имени Обломова наскучило ей, вечная ровная жизнь в “О бло мо вке” уже не привлекает ее. Быстрое и четкое “О” в имени “Штольц” магически завораживает и обещает неизведанное и новое. Штольц и Ольга были хорошими друзьями. После она увидела в Андрее поклонника, и “дружба утонула в любви”. “Они молча сидели рядом, глядели одними глазами и одной душой на творческий блеск природы и без слов понимали друг друга”.

Женитьба Штольца на Ольге не помешала отношениям с Обломовым. Штольц нуждался до сих пор в Илье Ильиче, Илья Ильич — в Штольце. Андрей ценит в Обломове “чистое, светлое и доброе начало”, его “вечно доверчивое сердце”. Его часто тянет вырваться из “светлой толпы” и успокоить его “встревоженную и усталую душу” беседой с Обломовым на его “широком диване”. И при этом Штольц испытывает такое чувство, будто он возвратился “от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком”.

Каждая встреча Обломова с Штольцем способна всколыхнуть его, но ненадолго: стремление что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время. Пока Штольц рядом с ним. Но у немца не хватает ни времени, ни упорства “вести” Обломова по его же жизни. Находятся другие люди, которые в корыстных целях не отпускают от себя Илью Ильича. Они в конечном счете определяют новое русло, по которому будет двигаться его жизнь. Обломов уже не пытается двигаться по новому руслу жизни, он сдался. Штольц, напротив, ищет все новые и новые дороги в своей жизни. Он идет по ним, спрашивая “Что?”… Штольц. Не случайно “что” очень часто сопровождается в тексте вопросом. Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: “Что делать? Куда идти дальше?” И идет! Без Обломова…

Штольц, активный и целеустремленный, идет вперед. Спокойный лежебока Обломов остался позади. Жизнь и смерть, небо и земля, облака и тучи… Если можно было соединить несоединимое, то получится идеал. А это невозможно. Поэтому Гончаров показал в романе две крайности, две противоположности, антиподов Обломова и Штольца.

Имя: Илья Обломов (Iliya Oblomov)

Страна: Россия

Создатель:

Деятельность: помещик

Семейное положение: женат

Илья Обломов: история персонажа

Роман посвящен характерному для русского человека состоянию. Он описывает героя, впавшего в личностный застой и апатию. Произведение подарило миру термин «обломовщина» – производное от имени персонажа повествования. Гончаров создал яркий образец литературы XIX века. Книга оказалась вершиной творчества писателя. Роман входит в школьную программу русской литературы и не теряет актуальности, хотя с момента создания прошло два столетия.

История создания

«Обломов» является знаковым произведением для русской литературы XIX века. Его смысл не всегда доступен школьниками, знакомящимся с книгой в юном возрасте. Взрослые люди более глубоко рассматривают мысль, которую хотел донести автор.


Главным героем произведения является помещик Илья Обломов, образ жизни которого непонятен окружающим. Одни считают его философом, другие – мыслителем, третьи – лентяем. Автор позволяет читателю составить собственное мнение, не высказываясь о персонаже категорично.

Нельзя оценить замысел романа отдельно от истории создания произведения. Основой книги стала повесть «Лихая болесть», написанная Гончаровым несколькими годами ранее. Вдохновение настигло писателя в момент, когда общественная и политическая ситуации в России были накалены.


На тот момент образ апатичного мещанина, который не способен нести ответственность за свои поступки и решения, был типичным для страны. На идею книги повлияли рассуждения . Критик писал о появлении образа «лишнего человека» в литературных произведениях того времени. Он описывал героя как вольнодумца, неспособного на серьезные действия, мечтателя, бесполезного для социума. Облик Обломова является визуальным воплощением дворянства тех лет. В романе описаны изменения, происходящие в герое. Характеристика Ильи Ильича тонко обрисована в каждой из четырех глав.

Биография

Главный герой родился в помещичьей семье, живущей по традиционному барскому укладу. Детство Ильи Обломова прошли в родовом поместье, где жизнь не отличалась разнообразием. Родители любили мальчика. Ласковая няня баловала сказками и прибаутками. Сон и длительные восседания за трапезой были привычным делом для домашних, и Илья без труда перенял их наклонности. Его опекали от всевозможных напастей, не позволяя бороться с возникающими трудностями.


По словам Гончарова, ребенок рос апатичным и замкнутым, пока не превратился в тридцатидвухлетнего безыдейного мужчину с привлекательной внешностью. В нем отсутствовали заинтересованность чем-либо и сосредоточенность на конкретном предмете. Доход герою обеспечивали крепостные, поэтому он ни в чем не нуждался. Приказчик грабил его, место жительства постепенно приходило в негодность, а его постоянной локацией стал диван.

Описательный образ Обломова включает в себя яркие черты помещика-лентяя и является собирательным. Современники Гончарова старались не называть сыновей именем Илья, если они были тезками отцов. Нарицательности, которую обрело имя Обломова, старательно избегали.


Сатирическое описание внешности действующего лица становится продолжением вереницы «лишних людей», которую начал и продолжил . Обломов не стар, но уже обрюзг. Его лицо маловыразительно. Серые глаза не несут и тени мысли. Нарядом ему служит старый халат. Гончаров уделяет внимание внешности персонажа, отмечая его изнеженность и пассивность. Мечтатель Обломов не готов к действиям и предается лености. Трагизм героя заключается в том, что он имеет большие перспективы, но не способен реализовать их.

Обломов добр и бескорыстен. Ему не приходится прилагать ни к чему усилий, а если такая перспектива возникает, он страшится ее и демонстрирует неуверенность. Обстановка родного поместья часто снится ему, навевая сладкую тоску по родным местам. Периодически прекрасные грезы развеивают другие герои романа.


Является антагонистом Ильи Обломова. Дружба между мужчинами началась еще в детстве. Антипод мечтателя, имеющий немецкие корни Штольц избегает праздности и привык трудиться. Он критикует образ жизни, предпочитаемый Обломовым. Штольц знает, что первые попытки друга реализоваться в карьере завершились неудачей.

Переехав в Петербург юношей, Илья пытался служить в конторе, но дела не шли на лад, и он предпочел бездействие. Штольц является ярым противником пассивности и старается быть активным, хотя, понимает, что его труд предназначен не для высоких целей.


Стала женщиной, которой удалось пробудить Обломова от праздности. Любовь, поселившаяся в сердце героя, помогла покинуть привычный диван, забыть о сонливости и апатичности. Золотое сердце, искренность и широта души привлекли внимание Ольги Ильинской.

Она ценила воображение и фантазию Ильи и вместе с тем пыталась самоутвердиться посредством заботы о человеке, открестившемся от мира. Девушка вдохновлялась способностью влиять на Обломова и понимала, что их отношения не возымеют продолжения. Нерешительность Ильи Ильича стала причиной краха этого союза.


Мимолетные препятствия воспринимаются Обломовым как несокрушимые преграды. Он не способен адаптироваться и подстроиться под социальные рамки. Придумывая собственный уютный мир, отстраняется от реальности, где ему нет места.

Замкнутость стала путем к появлению простого счастья в жизни, и его принесла женщина, постоянно находившаяся рядом. сдавала квартиру, где жил герой. После разрыва с Ольгой Ильинской он нашел утешение во внимании Агафьи. Тридцатилетняя женщина влюбилась в квартиранта, и чувства при этом не требовали изменений характера или жизненного уклада.


Объединив хозяйства, понемногу они стали выказывать доверие друг другу и зажили душа в душу. Пшеницына ничего не требовала от супруга. Она довольствовалась достоинствами и не обращала внимания на недостатки. В браке родился сын Андрюша, единственная отрада Агафьи после смерти Обломова.

  • В главе «Сон Обломова» описывается, как герой грезит грозой. По народному поверью в Ильин день нельзя работать, чтобы не принять гибель от грома. Илья Ильич не работает всю жизнь. Автор оправдывает безделье персонажа верой в приметы.
  • Выходец из деревни, жизнь которой циклична, Обломов выстраивает любовные отношения по этому принципу. Знакомясь с Ильинской весной, он признается в чувствах летом, постепенно впадает в апатию осенью и старается избегать встреч зимой. Отношения между героями продлились год. Этого было достаточно для переживания яркой палитры чувств и их остывания.

  • Автор упоминает, что Обломов служил коллежским асессором и успел побыть губернским секретарем. Обе должности не соответствовали классу, к которому принадлежал помещик, и добиться их можно было усердным трудом. Сопоставив факты, легко предположить, что ленившийся и во время обучения в университете герой получил положение иным способом. Классы Пшеницыной и Обломова соответствовали, чем автор подчеркивает родство душ.
  • Жизнь с Агафьей устраивала Обломова. Любопытно, что даже фамилия женщины созвучна с деревенской природой, по которой тосковал герой.

Цитаты

Несмотря на леность, Обломов проявляет себя образованной и тонко чувствующей личностью, глубоким человеком с чистым сердцем и добрыми помыслами. Бездействие он оправдывает словами:

«…Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание».

Внутренне Обломов силен для совершения поступка. Главным шагом к изменениям в его жизни становится любовь к Ильинской. Ради нее он способен на подвиги, одним из которых становится прощание с любимым халатом и диваном. Вполне возможно, что предмет, способный столь же сильно заинтересовать героя, просто не нашелся. А раз нет интереса, зачем забывать об удобствах? Поэтому он критикует свет:

«...Дела то своего нет, они разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроются пустота, отсутствие симпатии ко всему!..»

Обломов в романе Гончарова предстает одновременно лентяем с негативной окраской и возвышенным персонажем с поэтическим дарованием. В его словах сквозят тонкие обороты и выражения, которые чужды трудяге Штольцу. Его изящные фразы манят Ильинскую и кружат голову Агафье. Мир Обломова, сотканный из мечтаний и снов, строится на мелодике поэзии, любви к уюту и гармонии, душевному спокойствию и благости:

«...Воспоминания – или величайшая поэзия, когда они воспоминания о живом счастье, или – жгучая боль, когда они касаются засохших ран».