Как стать отличным художником литература. Станьте художником своей жизни. Не зацикливайся на изучении одного направления

Этот пост возник весьма спонтанно. Но в итоге, потратив на него два часа, я рада, что сказала всё, что давно хотела сказать. Пусть это повторение уже сказанного - но моё собственное, проведённое через мой опыт. И если хоть кто-нибудь после этого поста пойдёт и нарисует даже самую маленькую картинку - это уже победа. Ну или приготовит пирожное =) Ведь, несмотря на все наши страхи и неудобства... Да, они есть - но всё не так страшно и не так неудобно, как мы себя пугаем. Главное - просто начать. Дальше будет легче. Правда.

0. Лень

Нет вдохновения? Собирались рисовать час назад, но нашлись какие-то дела? Не хочется себя насиловать? Нереализованная идея лежит в голове уже больше недели? Не те условия? Кто-то мешает? Не хотите рисовать при посторонних? Устали сегодня? Не то настроение? Новые красивые материалы никуда не убегут? Попробуете завтра, потому что сегодня уже поздно? "Что-то не рисуется"? Попробовали, но рука сегодня не слушается? Дети, муж, готовка, важные дела? Спать хочется, рано вставать?

Поздравляю. Если вы не рисовали по одной из этих причин, ваш пункт - нулевой. На нуле вы и останетесь. Так долго, пока не пересилите себя и... Поспите на полчасика меньше. Приготовите один суп на два дня. Поменьше погуляете с ребёнком. Сжав зубы, прорисуете через силу часок-другой. Не испугаетесь пробовать новые материалы. Перестанете бояться посторонних и стыдиться своих работ. Пересилите усталось.

Поверьте, даже полчаса, вырванные у всех этих причин - уже победа. Да, прогресс не даётся просто так. Да, понимаю, бывают сложные ситуации в жизни, нехватка времени-денег-сил. Да. Но в большинстве этих ситуаций - почти во всех - всё равно есть какая-то возможность. Вы можете пожалеть себя, поощрить в себе маленькую хнычущую девочку или мальчика, но расплатой за это - потерянное время жизни. Вы теряете его, если не занимаетесь тем, чего хотите. И это касается всего, вплоть до проблем со здоровьем или несделанного ремонта. Вам это нужно? Делайте. Решайте, лечитесь, рисуйте, делайте ремонт. Сейчас. Да, будет некомфортно. Да, сейчас неподходящее время. Подходящего не будет. Чудеса в этом случае - вы сами, пересилившие себя.

Когда я сажусь рисовать, я пересиливаю себя. И только спустя час-два работы, я начинаю получать настоящее удовольствие. Иногда раньше, иногда позже. Но это удовольствие стоит всех неудобств, через которые я прохожу. И касается практически всего, что я делаю. Недавно я писала пост о том, что "ненавижу" готовить. Многие меня не поняли. Просто готовка имеет чуть больше препятствий для меня, чем остальные мои увлечения. Но я люблю это делать. Люблю, что бы не говорила. Потому что я возвращаюсь к этому снова и снова. Значит, мне это нужно; значит, я пройду через все препятствия и добьюсь своего. И это сделает меня счастливой. Удавшиеся пирожные, красиво сделанная фотография, готовый рисунок, порядок в доме, забота о дорогом мне человеке, выученный этюд на скрипке - вот, что делает счастливой меня. А вас? Задумайтесь над этим. Если в вашей голове есть желания, приходящие снова и снова - их стоит выполнить, несмотря на неудобства. Значит, оно вам нужно, значит, от этого зависит ваше счастье. Просто попробуйте пересилить себя. А потом вы поймете, стоит оно того или нет.

1. Совсем с нуля

Всё очень просто - книга Бетти Эдвардс, "Откройте в себе художника".
Потом, правда, придётся забыть то, чему там учат и начать сначала. Но тем, кто не умеет рисовать совсем ничего, книга поможет сделать первые шаги.

Рисуйте с натуры. Чем больше - тем лучше. Носите с собой блокнот, делайте корявые быстрые зарисовки - собирайте визуальную информацию, запоминайте, привыкайте рисовать каждый день. У вас будет серьёзное преимущество перед теми, кто рисует только по фото. Рисуя с натуры, вы анализируете информацию совершенно иначе: у вас практически нет возможности срисовывать - вы выхватываете саму суть, пытаетесь понять структуру - в отличие от бездумного копирования пятен на фотографии. Если натура движется - тем лучше для вас: ищите сложностей, пытайтесь передавать информацию минимумом средств.

Изучайте наброски других художников: смотрите, как они работают с линией, с пятном, с композицией; как умудряются передать весь сюжет всего несколькими линиями. Распечатывайте их как примеры и носите с собой (например, в кармашке блокнота). Вдохновляйтесь и передавайте то, что вам нравится, через свои наброски и зарисовки. Пробуйте рисовать в разных стилизациях, разными инструментами, на разных форматах.

2. Свет, тень, рефлексы.. Бла-бла-бла.

Вся , нужная в большинстве случаев информация находится .
Да, понять и изучить всё получится не с первого раза. Но информация прямо перед вами. Остальное - дело вашего желания и практики. И не вздумайте опять отмазываться! Всё - прямо тут.

3. Анатомия.

Метод же работы с литературой таков: распечатываете развороты с нужными схемами/мышцами/костями, кладёте перед собой и рисуете живого человека, поглядывая на распечатки. Кормите подруг шоколадками, просите вашего мч пореже вставать из-за компа (угу, пусть побудет натурой), рисуйте на детских площадках, в торговых центрах - поверьте, никому нет до вас никакого дела (можете сказать, что студент - и тогда точно отстанут, если приставали).

Вы не сможете изучить анатомию, пока сами не увидите на живом человеке все мышцы и кости, скрытые кожей, жиром и одеждой. Добейтесь того, чтобы вы сами могли, как препод, нарисовать эти схемы, имея перед собой только натуру. Просто перерисовывание картинок из учебника принесёт мало пользы (и только новичкам).

Вот вам видео Рыжкина. Для начала рисуйте всё, что рисует преподаватель.
Нет, вы не изучите ничего, если не будете это рисовать. Ни в этом, ни в другом случае. Рисовать и копировать надо всегда.

4. "Ой, нужна критика и замечания преподавателя, сам(а) я не справлюсь.."
(-Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Уу-Уу-У!..)

Берёте. Свою. Работу. Открываете. Почту. Пишете. Письмо. Понравившемуся. Художнику. Отправляете. (лучше нескольким).
Кто-нибудь точно ответит. Можно даже англоязычным - переводчик вам в помощь. Исправляете ошибки - отсылаете снова. Спрашиваете совет и т.д. Особо смелые могут вообще в художку заявиться и совета спросить - хоть у преподов, хоть у студентов. Завести таким образом друзей и советоваться с ними. Можно то же самое - но через вконтакт, в группе какого-нибудь худучилища пообщаться. Будете стесняться показывать работы - ничему не научитесь.

5. С чего начинать работу (от наброска до законченной иллюстрации)

0. Рисуйте вживую всё вокруг вас. Преувеличивайте, стилизуйте, делайте что угодно - но с натуры. Так вы сможете избежать множество ошибок и ускорите своё развитие в разы.
1. Наброски "из головы" (любые, выжимайте из себя всё, что помните-знаете, схематичными человечками и кривыми рисунками - главное, чтобы вам было понятно)
2. Просмотр рефов (лучше фото, а не чужие арты)
3. Наброски по рефам (пропустите через себя всю полученную информацию, совместите с теми наработками, что уже есть - думайте, думайте!)
4. Поиск идей
5. Натуры, рефы, наброски, поиск идей - повторяйте снова и снова, пока не продумаете всю работу;
6. Детали - даже маленькие пряжечки-рюшечки - придумываются так же, как и главные объекты. Над каждой мелочью нужно работать, само оно не придёт.
7. Можно пробовать собирать коллаж будущей работы из рефов. Но в итоге всё это нужно будет рисовать самостоятельно: никакая мазня поверх фоток не будет выглядеть хорошо, если только вы не профессиональный matte-painter. Над лайнартом и подробным наброском нужно долго и аккуратно работать. Небрежность позволительна только самых на первых этапах.
8. Нарисовали? Увеличивайте разрешение, масштаб, прорисовывайте подробнее, уточняйте и делайте аккуратней линии и мазки - именно из аккуратности и уточнений, вкупе с добавлением мелочей и "неидеальности" состоит детализация рисунка. Увеличивайте и уточняйте, пока не надоест. =)
9. Не забывайте смотреть на общую картину. Сделайте так, чтобы всё смотрелось вместе гармонично. Не бойтесь перерисовывать то, что не вписывается. Не забывайте о том формате, который вам нужен в итоге. Рисуется всё обычно раза в 2-3 больше готового варианта.
10. Не бойтесь. И не останавливайтесь. Деморализация и критика на первых этапах - ваш худший враг. Работайте как можно дольше. Держитесь, терпите, и ваше усердие обязательно вознаградится хорошим результатом и прогрессом. Чем труднее - тем больше прогресс. Простых путей нет .

6. Работа живыми материалами


Пробуйте всё. Обязательно используйте карандаш - это базовый инструмент для обучения: он дисциплинирует и не позволяет халтурить. =) Остальное - на ваш вкус. Но не советую увлекаться накопительством худ. материалов и поиском "божественно качественного, с которым у меня всё получится". Хорошие карандаши - koh-i-noor. А вообще рисовать можно даже Конструктором - их до сих пор выпускают, кстати. Ластик - тот же самый koh-i-noor, со слоником - отличный вариант. Бумага - для набросков и небольших зарисовок сойдёт дешевая принтерная (или даже дешёвая "газетная", поищите в канцелярских магазинах; она подходит для мягкого карандаша). Для длительных работ берите ватман и чертёжную бумагу "Госзнак". Если нужно что-то с текстурой - тогда fabriano или canson.


Пробуйте всё, но не слишком увлекайтесь покупками. Купили акварель - поучитесь ей рисовать хотя бы полгодика, потом уже делайте выводы - стоит ли развиваться дальше или попробовать что-либо другое. Сходите, опять-таки, к знакомым художникам - нет знакомых? - познакомьтесь, сходите в мастерскую, попробуйте всего по чуть-чуть и определитесь, что из материалов хотите осваивать. Будьте готовы к тому, что всё примерно в 10 раз сложнее, чем на туториалах и видео. Потому что вы но-ви-чок. Это нормально. Не сдавайтесь, пробуйте, вопреки всему. И только когда получится - решайте, подходит оно вам или нет. Есть, конечно, исключения - но в большинстве случаев стоит помучиться и распробовать материал или технику как следует.

7. Скорость работы

Во-первых, поначалу вы будете очень медленно рисовать. Этого не избежать. Дальше вы будете рисовать с той же скоростью, но уже более сложные вещи. И только по прошествии времени (года регулярных занятий, например), вы заметите, что скорость работы значительно увеличилась. Но это только при условии постоянной практики.

!важно Вы можете рисовать работы любой сложности уже сейчас. Но если проф. художник нарисовал что-то за 5 часов, вы будете делать это 10, 20 или 50 - в зависимости от вашего уровня. Но вы сделаете это, если будете достаточно упорны и усердны.

Ещё стоит понять, что рисование серьёзных иллюстраций занимает больше времени, чем вы думаете - даже у профессиональных художников. Так что успокойтесь. Успокойтесь, я вам говорю. Не торопитесь - просто делайте. Можете даже (при рисовании на компьютере) ставить в углу экрана маленьким окошечком сериалы. Если вас это не слишком отвлекает, конечно. Закрепить окно поверх других можно с помощью программы DeskPins , например. Она бесплатна и проста в использовании.

Подумайте как следует над тем, что вам мешает. Даже о мелочах. Отключите ненужные кнопки на планшете. Поменяйте хоткеи. Изучите их, если не знаете. Пробуйте другие программы. Например, некоторым оказывается удобнее рисовать в Paint tool SAI или в Painter, а не в фотошопе.

Action в фотошопе. Это просто. Придумайте название действию, нажмите кнопку записи действия, выполните действия, отожмите кнопку. Теперь вместо ряда действий у вас одна кнопка. Еще вы можете жать file - batch - и там пользоваться action для целой папки файлов сразу. Попробуйте, поэкспериментируйте, оптимизируйте свое время. Из таких мелочей складываются часы работы и дни задержки дедлайнов.

8. Тормозит фотошоп
Настройки, perfomance, снять галочку OpenGL. Вертеть картинку не сможете, но виснуть будет меньше. Еще советую уменьшить History states - скажем, до 30 - это количество возможных cntr+z. Тоже освобождает память. Не хватило? Тогда придётся ещё и убрать галочку с use graphics processor в разделе Performance. Вы не сможете вертеть холст, но тормозить будет значительно меньше.
И если вы в настройках кисти убираете до нуля spacing - стоит оставлять хотя бы на восьми: это тоже влияет на быстродействие.

9. Болит рука
Помогает эластичный бинт. Ещё можно использовать фиксатор запястья (продаётся в мед. магазинах).

10. Болит спина

Зарядка, зарядка, и еще раз зарядка. Даже если есть какие-либо заболевания позвоночника - всё равно: бережная, с постепенным увеличением нагрузок, регулярная зарядка вам поможет. Особенно упражнения, рекомендованные врачом. Ну и следите за тем, как работаете - кладите ноги под себя/на табуретку, подкладывайте подушку под спину/попу, делайте так, как вам удобно - чтобы спина была прямая и ничего не перенапрягалось. И давайте себе отдохнуть - полежать, разминуться, потянуться. Прислушивайтесь к своим ощущениям и делайте те упражнения, которых хочется вашему телу.

10. Зрение

Ну, пока что всё. Потом буду дополнять этот пост. Надеюсь, я не зря потратила время =) Всем привет.

Огромное спасибо Самохину Алексею за ценные знания, качественно отобранные и проиллюстрированные. Без него я бы росла до всего этого гораздо дольше.


Я всегда буду помнить те бесценные советы, которые мне давали мои учителя. Они очень помогли мне в достижении моего мастерства, они смогли внушить мне многие вещи касательно техники, поиска образа, объясняли мне опасные ловушки в творчестве. Я им благодарен. Но ни один из них, и ни один человек не дал мне шаблона. Шаблона в хорошем смысле. В том смысле, в котором художник, занимается творчеством, пишет картины, растет, углубляется, и доходит уже до промежуточного осознания себя в искусстве. Это первые несколько лет после института. В такой момент у него появляется несколько завышенная самооценка, тщеславие и жажда удовлетворения своих творческих амбиций, жажда признания, не ограниченного домашними и кругом друзей и знакомых. О деньгах он пока не думает. И вот выставившись где-то, увидев себя на фоне других художников, пообтесавшись, влившись в среду, он понимает, что несколько завышал свой талант, и берется с новыми силами за каждодневное улучшение своих художественных качеств. И вот второй заход. Он снова полон сил, и нереализованных амбиций. Снова, после периода подготовки нескольких серьезных полотен, или серии, идет в мир. Теперь его признают уже коллеги, художники более старшего поколения. Теперь он представляет собой что-то более близкое к сутейному понятию того значения художника. И он осознает это в себе: мастерство, энергию, напор. Он понимает, что готов к создание чего то серьезного в искусстве. И вот тут возникает вопрос. Куда ему идти. Куда девать картины? Складировать их в своей комнате или мастерской в хорошем случае? Одним словом - что делать дальше? Представим себе 26-30 летнего молодого художника, у которого уже на кону вопрос с женитьбой, проживанием и продовольствием. И он не имеет никакого не то что плана относительно дальнейших перспектив, но и более менее четких мыслей о своих дальнейших действиях. И вот тут как раз многие сворачивают с пути. Многие уходят в коммерцию, сваливаются в коньюктуру, забывая о творчестве. И еще куча определений этому с одним смыслом. Они не знают что делать. Они художники. У них развита часть мозга, которая позволяет видеть то, что не видят другие. Но и не видеть то, что видят другие. И вот на этом рубеже как раз и не хватает этого четкого понимания всех возможных путей своей творческой реализации в обществе, своей роли в социуме и среде. А другими словами им никто никогда не говорил - как стать художником. В лучшем случае учителя убеждали - Пишите, все будет. Главное пишите. Итак господа, я вас обрадую или огорчу. У вас всего 3 возможных сценария на пути к полноценному званию и ощущению художника. Если бы тысячи тех, кто свернул на этом спорном рубеже с узкой дороги художника, и занялся другими делами, знали эти сценарии, возможно мы бы знали их имена в искусстве.

У вас всего 3 возможных сценария на пути к полноценному званию и ощущению художника


Конечно путей к цели может быть более 3х. Их может быть огромное количество. Они могут переплетаться между собой. Быть непохожими на тот путь, который художник хочет видеть, и даже уводить путника в другую сторону. Но мы поговорим о тех 3х дорогах, которые уже вывели наверх многих художников.
Прежде всего художнику требуется осознание того "печального" факта, что он не может быть художником и бизнесменом в одном лице. Говорят: - Хороший бизнесмен, плохой художник" Это действительно так. Есть миллион прекрасных примеров тому. Конечно я подразумеваю то сутейное понятие художника. Когда художник просто горит, он создает ту энергию в своих картинах, передает зрителю те ощущения, от которых сам сотрясается. Ту жизнь, настоящую, далекую от вымысла. А именно духовно-идейную. И конечно очевидно, что как только художник позволяет себе задумываться о продажах, о покупках, это сразу отражается на его холсте.

И конечно очевидно, что как только художник позволяет себе задумываться о продажах, о покупках, это сразу отражается на его холсте


Моментально. Когда он задумывается о продаже, он делит энергию. Это можно представить себе в логической модели. Теперь творчеству он отдает не 100% энергии, а скажем 70%. А остальные 30% идут на поиски путей продажи своих картин. Это признают многие мэтры, с которыми я общаюсь. Они так и говорят - пишите сейчас, золотое время. Когда нету еще необходимости кормить семью и устраивать жизнь. Сезанн говорил: -Если вы хотите стать художником, ваши родители должны быть богаты. Это правильно. Художник должен посвящать всю свою энергию творчеству, именно тогда он может вырасти в большого мастера. Он не должен задумываться о том, где добыть пищу и одежду. Но реалии сегодняшнего времени таковы, что это априори приходится делать. Значит мы рассмотрим 3 пути, с помощью которых начинающий живописец в наше время может прийти к успеху, признанию и конечной цели - стать художником.
Первое и основное правило для любых случаев связанных с продажами абсолютно любых товаров. Продавать должны те, кто умеет это делать. Каждый должен заниматься своим делом. Завод производить - магазин продавать.

Путь первый. Творческая деятельность в системе профессиональных организаций.

Это самый прямолинейный из 3х рассматриваемых путей. Суть его состоит в том, чтобы выйти на заметные роли в союзе художников. Чтобы понять от начала до конца стратегию продвижения в этой системе, необходимо понять роль союзов художников в наше время и их значение на арт-рынке. Итак по сути сейчас существуют несколько союзов. 2 их них занимают ведущие роли и являются высококачественными организациями по сравнению с остальными аналогами. Это МСХ и МоСх. Российский союз художников и Московский союз художников. Эти организации прямые наследники тех организаций, которые существовали в советское время и были в системе государственных дотаций. Сейчас все конечно не так. Сейчас это общественные организации, переведенные из под опеки министерства культуры на самоокупаемость и живущие за счет средств спонсоров и частных инвесторов. Но, союзы сохранили своё главное предназначение. А именно выставки всероссийского масштаба и элитные площадки. К этим выставкам приковывается повышенное внимание СМИ, а также внимание любителей, ценителей, критиков, функционеров и Министерства культуры. Речь конечно идет не о рядовых, а о топ выставках, проводимых 1-2 раза в год. Так же союзы тесно связанны с Российской академией художеств, которая является государственной организацией и подчиняется Министерству культуры. Связанны тем фактом, что в руководящем составе обеих союзов присутствуют почти те-же люди, что и в составе РАХ.

Теперь сама концепция этого пути. Известно, что чтобы быть успешным и продвигать свое искусство, художнику необходимо всегда быть на виду у зрителя. Это можно успешно реализовывать находясь в структуре союза, и участвуя во всех его выставках, количество которых за год может достигать десятка и более. Помимо выставок от союза, есть смежные выставки, в которых предпочтение отдается членам союза. Такие как "Золотая кисть" и выставки проводимые галереями, тоже в свое время входящие в хозяйство Министерства культуры, и впоследствии вышедшим в свободное плавание. Но тесные связи сохранившими.

Как это работает. В каждой, наверное, организации, особенно в государственной или общественной есть свои кланы и группы. В таких организациях как союз художников, занимающихся объединением творческих сил, не может не быть соперничества за продвижение своей идеи в творчестве как главенствующей и единственно правильной. Как правило, исключая местные и индивидуальные взгляды, сообщество делится на 2 группы. Те кто за, и те кто против. За и против идеи главенствующей на данный момент в сообществе и соответственно вектора его развития. И как правило в сообществе эти группы ведут совершенно различную друг от друга выставочную жизнь. Например приверженцы традиционного подхода к искусству проводят свои выставки через союз (в руководстве тоже существует разделение по определению), а новаторы свою. Но есть и общие выставки. Как правило они относятся к топовым, приуроченным к какому либо событию или дате внутри страны. И тогда элитная часть, руководящая, получает места на этой выставке автоматически, не взирая на разделение по группам, а так как мест на выставке ограниченное число, а желающих выставиться несоизмеримо больше, то рядовые члены союза отсеиваются по принципу не принадлежности к ведущей группе. То есть из рядовых членов места на таких выставках получают те, кто не просто придерживается взглядов и состоит формально в ведущей группе сообщества, но и стоит ближе к руководству этой группы, то есть занимает активную позицию относительно отстаивания интересов этой группы. Следовательно выбрав этот путь, молодой художник делает для себя выбор, в какую группу войти. Тут выбор в сторону индивидуального взгляда, не признающего ни тех, ни других, ни к чему не приводит и никак не способствует упрочнению позиций. Значит приходится выбирать. А если для художника приходится делать выбор в сторону любой из групп, то соответственно свое творчество приходится корректировать согласно концепции выбранной группы. Благо если изначально художник полностью совпадает по взглядам с ней. И большой минус этого первого рассматриваемого пути, если он не согласен с идеями главенствующей группы. В принципе он может выбрать вторую по значимости группу. Но это оправданно, если вторая группа может в перспективе заменить на верхушке первую. Смысл нахождения в группе - альтернатива одинокому странствию. Один человек не сможет столько, сколько смогут двое и больше.

Как этот путь выглядит в разрезе. Молодой художник, после диплома погружается в творчество. Первые попытки выставиться от союза, первые провалы. Первые знакомства, общение. Первые связи. Вступление в союз. Выставки от союза. Активная жизнь в среде сообщества, помощь союзу. Она может быть абсолютно разной. Как монтаж выставок, так и всевозможные поручения. Участие в деятельности. Дружба с руководящими людьми. Опять связи. И вот уже участие в крупных выставках. Участие в крупных выставках - печать в каталогах, упоминание в различных источниках. Потом рекомендации, выдвижение на первый план в начальной ступени иерархии. Тесные контакты в системе на верхушке. Для этого необходимы дипломатичность, настойчивость и коммуникабельность. Все это означает постоянное нахождение на виду у зрителя. А зрителями, особенно на крупных выставках могут быть и коллекционеры, и галерейщики, и просто богатые люди, которые любят живопись.

Тесные контакты в системе на верхушке. Для этого необходимы дипломатичность, настойчивость и коммуникабельность. Все это означает постоянное нахождение на виду у зрителя. А зрителями, особенно на крупных выставках могут быть и коллекционеры, и галерейщики, и просто богатые люди, которые любят живопись

Я не указал еще журналистов, которые пишут об этих выставках, функционерах, которые ищут художников для участия в различных проектах, и критиков, которые пишут статьи, а особенно уважаемых критиков, которые могут одной статьей сделать известным имя художника. Для этого им может понадобится всего лишь один вечер. Ну и конечно, самое главное - это рекомендации от признанных метров. В этом случае, конечно, одной только активной деятельности в системе недостаточно. Необходимы очень талантливые работы. Хотя есть примеры противоположные данному утверждению.

При необходимой настойчивости, молодой художник сможет выйти на нужный уровень за весьма короткий срок. 2-3 года. Вполне достаточно. Плюсы этого пути, как и минусы видны невооруженным взглядом.

Путь второй. Продвижение через галереи и интернет.

Как уже было сказано мною выше, самое первое и главное правило успешных продаж - это разделение функций. Художник ставший на трудный путь творчества не может быть бизнесменом. Художник производитель. А продавец пусть занимается продажами. В наше время для художника есть все условия. Есть люди, профессия которых продавать картины другим людям. И люди эти сидят в галереях и ждут художника и покупателя. Они выступают посредники между художником и покупателем. Конечно не в классическом варианте этой модели. Многие галереи имеют свою концепцию, ориентацию. Например есть галереи берущие исключительно актуальное искусство. Есть галереи работающие только с реализмом. Есть и те, кто не откажет ни реализму ни концептуализму. Еще у нас есть интернет. Интернет это безграничная возможность для любого бизнеса. Естественно это касается и арт-рынка. Я не назову сейчас какую долю имеет арт-рынок живописи в интернете, но думаю очень близкую к половине. Да, потому что сейчас уже ни для кого не секрет, что он-лайн продажи вполне сопоставимы с прямыми продажами, особенно в малом бизнесе. В интернете есть порядка 7-10 виртуальных галерей, где художник может создавать свою страничку, выставлять и обновлять свои бессмертные полотна, и сразу же получать широкую аудиторию зрителей для своих шедевров. А в числе зрителей могут оказаться и потенциальные покупатели. В данном случает решается главная задача для привлечения покупателя. Вы всегда находитесь на виду, и люди которые ищут в интернете картины, видят в том числе и ваши работы. Конечно необходимо еще и внутренняя оптимизация для своей странички в интернет-галерее. Но это уже отдельная песня. Теперь что касается продаж через галереи не виртуальные, а вполне реальные. Начинающему художнику на первых порах, когда его творчество еще едва зарождается, когда еще нет крупных вещей, состоявшихся и вызывающих одобрение более старших коллег, а есть удачные вещи, писанные с натуры, или смелые эксперименты в мастерской, ему следует потихонечку, робко так, пробовать носить эти вещицы в галереи. Приносить и не особо надеяться на от, что их одобрять или даже возьмут на реализацию. К этому надо быть готовым, но не опускать руки. Настойчивость творит чудеса. Поверьте, это уже проходили Левитан, Коровин, Моне, Пикассо и другие ребята. После первых двух трех отказов, галерейщики могут заинтересоваться, если художник проявляет настойчивость, и даже предложить написать что то тематическое на их, галерейщицкий взгляд. И потихонечку, художник будет расти, будет ходить по галереям. Его уже будут знать в лицо. Он будет работать и носить, работать и носить. В Москве около 70 галерей, которые заняты торговлей картинами и предметами искусства. Если хотя бы в одной трети этих галерей будут находиться картины художника, хоть по одной, это будет означать, что данный художник может просто заниматься живописью, и ни о чем больше не думать. Его финансовая сторона будет удовлетворенна с избытком. Это и есть тот самый заветный результат - быть на виду. Если ваши работы есть в нескольких галереях, вы уже модный художник и на вас появляется спрос.

Помимо всего этого вы печатаетесь в каталогах этих галерей, и вполне возможно выйдете в роль фаворита, художника, которому уделяют особое внимание и продвигают его как лицо галереи.

Минусы этого пути в основном в самом начале. Придется много терпеть непонимания и откровенного неприятия вашего творчества. Есть и такие примеры, если вы учились не в трех китах образовательного сегмента, "Сурке", "Глазуновке" или "Строгановке", то на вас будут глядеть как на самоучку, и даже до просмотра работ может не дойти. Что особенно тяжело для ранимой души художника. Так же художник столкнется с вмешательством в творчество. Галерейщики любят учить художника что надо делать, а что не надо. Но в итоге это вполне оправданный путь, по которому в основном и идут современные живописцы, после окончания ВУЗов.

Третий путь. Свое имя. Бренд.

Этот путь самый сложный. Если предыдущие два ложатся в известную пошаговую инструкцию, то в рассматриваемом случае можно наблюдать хаотичные попытки, не подчиненные логическому алгоритму. Мы заранее не можем знать что где выстрелит. И поэтому тыкаемся во все возможности. А для того, чтобы пробовать все мало мальски потенциально полезные для нашего продвижения мероприятия, необходимо очень много терпения, веры и настойчивости. Главное настойчивости. Очень часто бывает: выставка закончилась, ни одной картины продать не удалось. Результат потеря денег, энергии и веры. И художник поникает, теряет заряд, необходимый для дальнейшей борьбы. Останавливается на половине пути. И рассказывает всем как жизнь несправедлива, и что живопись сейчас никому не нужна. И поэтому, главный вывод: если вы решили пойти этим самым непростым путем, в вас должно быть больше энергии и уверенности в том, что вы делаете все правильно в гораздо больших объемах, нежели этого требуется для двух предыдущих путей. Вы будете идти этим путем, и все вас будут ругать. Говорить, что вы неправильно делаете, не оправданно рассчитываете на какую-то возможность. Все дорогу вас будут сопровождать крики - "это утопия, ты занимаешься пустым делом"! А когда что-то будет не получаться, все кроме вас окажутся медиумами - "Ну я же говорил что так будет"!. И только единицы поддержат вас. Я, выбрав третий путь, переживаю все эти сопутствующие моему движению помехи. Но эти помехи лишь только усиливают мою веру в итоговый успех. Чем больше вокруг кричат, что я что-то не так делаю, чем больше вокруг смеются над моими неудачами, тем сильнее я верю в успех.
Как третий путь выглядит в разрезе. После окончания учебы, начинающий художник испытывает тягу к постоянному творчеству. Он погружается в творческую деятельность, в творческую среду и ему это все безумно нравится. Он твердо решает стать художником. Поначалу все идет гладко. Самый сладкий возраст от 23-х лет до 27. Это время связанно с постоянными открытиями, новыми впечатлениями и очень яркими моментами счастья.
Первая выставка, восхищение зрителя, пусть единичные. Творческие поездки и эксперименты. Но вскоре приходит осознание того, что необходимо двигаться вперед. Что тех действий, которые выполняются регулярно - уже недостаточно. Организация выставок, участие в мероприятиях и посиделки в компании таких же художников еще не нашедших себя, этими действиями не стать большим серьезным художником. Необходимо что то более глобальное. Что делать дальше? Кто-то, даже большинство, остаются на том уровне, так и не поняв. Кто-то ухватившись за галстук в итоге добирается до дверей кабинетов, и становиться в итоге не художником, а начальником художников. Но есть единицы, те, кто понял. Понял, что нужно шевелится. Что нужно действовать всеми способами. Стрелять из всех орудий. Пробовать, ошибаться, падать и вставать. Через эти падения нащупывать пульс той верной ниточки, которая ведет в правильном направлении, и снова терять. И снова нащупывать. Это постоянная борьба... При всей внешней суматохе событий, внутри необходимо сохранять полный порядок и понимание того, для чего ты все это делаешь. Внутри должен быть большой художник. Если вы представляете внутри себя художника, со своими взглядами на жизнь, ощущением того, что вы даете этому миру новой, нигде не повторяемой энергии. У вас есть новые идеи, взгляды. Это не гордость. Каждый большой художник чувствует в себе эту энергию. Только так вы сможете заразить других этой энергией. И в вас поверят. Ваша энергия проводится через все ваши действия. Через картины, которые вы пишите, через общение с людьми и действия, которые вы выполняете. И как вы себя цените, так ценит вас и мир. Если вы себя не цените, никто вас не ценит. Художник в разные моменты жизни бывает и внизу и вверху. И в эти моменты он проверяется на крепость своей веры. Настоящий художник не сворачивает с пути никогда.
Что же надо делать, выбрав третий путь. Может это прозвучит как инструкция для технических, а не для творческих половинок мозга. Но чтобы стать большим художником, чтобы тебя признали недостаточно просто заниматься живописью и создавать шедевры. Давайте представим, что есть потрясающий художник, который способен вызвать отклик в людях, заставить заговорить о себе. Но его никто не знает.
продолжение следует...
Раздел:

Кому-то из людей везет и они рождаются с даром, к примеру, даром рисовать. Другим, кому повезло меньше, приходится учиться, чтобы овладеть языком искусства. Третьего в данной ситуации не дано. Впрочем, не стоит переживать — художник-то на самом деле спит в каждом из нас. А эта статья расскажет вам, как его разбудить.

1. Потрудитесь и выучите основы рисования (композицию, перспективу, анатомию/фигуру, теорию цвета, объем/свет, и т.п.). Вы не можете называть себя знающим художником, пока действительно не станете таковым. В идеале, вы не просто должны знать эти основы, а в совершенстве владеть ими. А когда овладеете, будете не просто знающим, а уверенным и авторитетным художником. Это относится не только к новичкам, но также и к продвинутым и профессиональным деятелям искусства. У многих опытных художников есть слабые места – например, один может отлично рисовать натюрморты и пейзажи, однако в знаниях анатомии и форм человеческого тела он может оказаться нулем. Можно многому научиться, улучшив свои базовые знания и навыки. У меня точно есть такое слабое место, над которым стоит поработать.

2. Расширяйте кругозор. Если вы любите аниме/мангу, комиксы с супергероями, фото-реализм, или любой другой специфический художественный стиль, и еще не пробовали применить или еще не открыли для себя другие направления, стили, культуры и времена художественного искусства, то вам стоит расширить свой кругозор. Узкое виденье деструктивно и делает из художника серую массу, которая не в состоянии выйти за рамки установленных шаблонов. Смешивать разные стили и направления куда лучше и интереснее.

3. Не будьте бездумным художником.
Думайте о том, ЗАЧЕМ вы создаете. Рисовать «крутую фигню» и «горячих девочек» — ваш единственный интерес? Вам вообще есть, что сказать, будучи представителем человеческого рода, в этом многослойном обществе? Может все, что вы творите – лишь бессмысленный мусор? Если вы работаете только на самый нижний уровень удовлетворения, никогда не задумываясь о более высоких понятиях, как интеллект и эмоции, возможно, сейчас самое время копнуть глубже! У вас есть душа – так пользуйтесь ей. Дело не в том, чтобы просто «копать» — дело в качестве! Например, кино-шедевр отличается от полнометражного и короткометражного фильма из жанра научной фантастики/фэнтези/ужасов тем, сколько любви и души вложил автор в его сценарий.

4. Не надо копировать реальность – для этого есть камера. Как художники, у нас есть власть стилизовывать, подчеркивать, упрощать, выборочно детализировать, идеализировать, создавать абстракции и сюрреализмы – было бы обидно не использовать имеющуюся власть. Мне было бы приятнее смотреть на работу художника, который на полотне оставил след своей ступни, чем на картину, почти ничем не отличающуюся от фотографии. Мне намного больше интересны такие художники, как Джон Сингер Сарджент, Хоакин Соролла, Ричард Шмид, Густав Климт, Николай Фехин и др., чем художники с такими зажатыми мрачными картинами, в которых убита вся жизнь, экспрессивность и естественность (если ваша работа предполагает фото-реализм, то работа есть работа. Но что же в вашим творчеством?).

5. Отполированность – последнее, о чем стоит думать. Свободные или четкие линии кисти, наброски или простые линии – ваш выбор. Намного важнее внутренняя структура и базовые знания. Доведение до идеала – бесконечный процесс, который постоянно меняется и развивается. Хороший художник должен уметь использовать разные виды работы с рисунком, а не брать один и пользоваться только этим методом. Чаще экспериментируйте с разными методами и стилями, как повара экспериментируют на кухне с ингредиентами. Следуя этому совету, вы в итоге сможете интуитивно подходить к этому делу, и сможете затем сами определять, какую технику лучше использовать при рисовании того или иного рисунка, над которым работаете.

6. Голой практики не достаточно – нужно практиковать с умом. Рисовать каракули в альбоме – не умно. Вы должны достигать того, чего еще не умеете, а не делать то, что уже можете делать даже с закрытыми глазами. Относитесь к этому, как к научному эксперименту с четким планом, который нацелен на достижение определенной цели. Анализируйте ошибки. Избегайте пустой траты времени на то, что не служит вашей цели. Наблюдайте, анализируйте, и понимайте структуры и схемы – физические законы нашего мира (свет, тени, цвета, фактуру тканей, и т.д.), или создавайте методы, которые приносят наилучшие результаты (использование контраста в цвете, насыщенность, формы с разными краями, и т.д.).

7. Будьте реалистами в своих ожиданиях. Рим был построен не за один день. Требуются годы усердных тренировок и умных тренировок, чтобы стать профессионалом в своем деле. Изрисовав альбом или два, вы не станете на ступень выше – для этого нужно намного больше. Художники не просто тренируются, рисуя десятки голов, и потом получают отличный результат – они рисуют сотни и тысячи голов годами, и делают все обдуманно – они изучают строение скелета и мышцы, мимику, условия освещения, возраст, отличительные особенности каждой расы, и т.д. И это только голова. Дорога, ведущая к становлению художником, в реальности похожа на путь творческого поиска себя.

8. Учитесь воспринимать критику. Художник, живущий в окружении людей, всегда будет получать комментарии в адрес своих работ, и если он не может воспринимать критику, он будет жалким подобием художника. Воспринимайте критику как необходимое составляющее ваше развития и роста. Если вам делают и положительные и отрицательные замечания, будьте благодарны за них. Уязвленное эго должно стремиться стать сильнее и расширять свои взгляды. Если вы не видите дальше своего уязвленного эго, оно вас погубит. Пока вы еще новичок, возможно, вы не услышите более полезных советов, кроме как «учите основы!», и это все из-за вашего уровня, чтобы вы ни делали – все не так. Продолжайте упорно учить основы, и вы повысите свой уровень.

9. Будьте всесторонне образованными. Изучайте мир, в котором живете – историю, политику, религию, экономику, науку, литературу, музыку, фотографию, кино, и т.д. Вы удивитесь, как все в мире взаимосвязано. Чем больше вы понимаете о мире, в котором живете, тем лучшим художником вы станете. Поддерживайте крепкие отношения, потому что семья, друзья и возлюбленные формируют в нас яркие эмоции, которые мы можем использовать в своем творчестве. Интеллектуально и эмоционально неразвитый человек не много может предложить миру, как творец искусства. Мыслите открыто, будьте общительны и образованны.

10. Вы можете подходить и не подходить на роль художника. Люди разные, и не все обладают способностями, чтобы стать художником. Если вы не обладаете терпением, не усидчивы, быстро теряете концентрацию, легко раздражимы, не мотивированы, не амбициозны, не умеете воспринимать негативную критику, а просто хотите рисовать в свое удовольствие и не быть никому должным… и т.п., тогда вы, скорее всего, не преуспеете в жизни как художник. И это относится ко всем людям – не только к творческим.

Люди разные, как в физическом, так и в ментальном плане, и мы обладаем разными потенциалами и разной степенью склонности к той или иной деятельности. Если у вас есть склонность к искусству, это еще не значит, что вы станете хорошим художником – все зависит от вас, вашей готовности учиться и расти, и от того, насколько вы можете отсеивать лишнее, и концентрироваться на самом важном. И что не мало важно, вы должны наслаждаться процессом обучения и собственного роста. Но если вы ненавидите каждый шаг, который приходится для этого делать, возможно, вы попусту питаете себя идеей, что хотите стать художником, но вы не совсем подходите на эту роль. Запомните, хотеть стать кем-то и подходить на эту роль – не всегда одно и то же.

Это как некоторые стоят в сторонке, наблюдая, как танцоры рвут танцпол, и мечтают делать то же самое — они также любят двигать телом под музыку. Но стоит им реально оценить усилия, которые необходимо приложить для этой цели, они отпускают эту идею, потому что для них это слишком сложно. Проще говоря, они хотят, но не готовы для этого. А есть такие, кто наслаждается процессом изнурительных тренировок, и чья страсть выходит далеко за пределы простого желания, и они неразрывно связывают эти тренировки с болью и усталостью, но знают точно, что в итоге их ждет победа – это те, кто живет сценой. Дорога к становлению хорошим художником – почти такая же. Вы должны пройти через путь, полный разочарований, ошибок, опухших глаз и мозолей на пальцах, длительного отсутствия прогресса, сомнений в себе и своих силах, одолевающих ненависти и зависти к таланту и достижениям других, чтобы в итоге стать тем, на кого буду смотреть, и говорить «замечательный художник!».

Нужно не просто хотеть чего-то, а упорно двигаться к своей цели. Или же оставайтесь просто любителем, занимайтесь тем или иным делом как хобби, или выберите что-то другое, что будет больше вам соответствовать. Это не обязательно плохо, потому что вы с таким же успехом можете обрести счастье, просто наслаждаясь работами того или иного художника, вместо того, чтобы пытаться стать таким же, как он. Потому что быть любителем не предполагает никаких жертв или годы мук и разочарований, только чтобы потерпеть неудачу. Никто вам не скажет, сможете вы с этим справиться или нет. И вы сами этого не узнаете, пока не пойдете до конца. Некоторые люди тратят годы, чтобы стать достойными представителями своего дела, но не дотягивают, и останавливаются по той или иной причине. Некоторым хватает недели, чтобы понять, что все не так здорово, как казалось. Другие подходили очень близко к тому, чтобы стать профессионалами в своем деле, но останавливались, считая и достигнутого достаточным, и посвящали себя другим жизненным целям (да и никто не говорил, что рисование – самая привлекательная деятельность искусства – существует множество других интересных областей – музыка, режиссура, письмо, кулинария, роспись ткани, и т.д.). Здесь нет правильного или неправильного выбора. Вы сами выбираете свой путь, и пока вы чувствуете, что занимаетесь нужным для вас делом, вы на правильном пути (если только это не вредит окружающим).

Изучаю как это - БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ - не только в смысле умения писать картины, а в смысле быть творцом, научиться мыслить иначе - как человек, от которого много зависит. Делюсь открытиями и смыслами, стремлюсь зарядить учеников своей энергичностью и уверенностью в том, что они могут создавать прекрасное, что они художники. Разрабатываю программы и методики обучения живописи offline и online. Веду канал на Youtube, где мотивирую творить и двигаться с оптимизмом. Бегаю длинные дистанции. Люблю общаться с собаками. Восхищаюсь истинными творцами. Верю во Вселенную и в ёе смысл. Изучаю простоту и минимализм, пытаюсь внедрять идею Less is more.

  • miklashevich.com
  • instagram.com/annamiklashevich/
  • youtube.com/user/AnnaMiklashevich
  • Вас ведь так же учили плавать, «отпустив» на глубине речки в селе у бабушки? А как вы впервые самостоятельно поехали на двухколесном велосипеде?

    Я еще продолжала что-то рассказывать, когда заметила, что рядом никого нет, меня давно никто не держит и я еду сама. В тот момент я внезапно потеряла равновесие и свалилась на асфальт, но чувство, что я ехала САМА, уже никуда от меня не делось. Мне осталось только более осознанно научиться ехать, поворачивать и тормозить.

    Согласитесь, что идеальный тренер по плаванию - это ваш папа, который, несмотря на ваши детские сопли и причитания, неожиданно разжал руки и дал возможность вспомнить, что плавать вы умеете от рождения. Но сам плыл неподалеку, чтобы в случае чего помочь и вытянуть за шкирку как щеночка. В этой роли ваш папа, дедушка или дядя - идеальный тренер не только по плаванью, но и в любом ремесле, виде спорта или области знания, которые вы осваиваете.

    Вспомните, когда вы наконец-то заговорили на иностранном языке? Когда оказались в некомфортной ситуации за границей и вам пришлось самостоятельно обратиться с вопросом к местным жителям.

    Вывод сделался сам собой - 100 % эффективная и абсолютно непопулярная методика обучения во взрослом возрасте - это нырнуть в новое знание (в случае новичка - незнание) с головой, имея рядом наставника , который в нужный момент укажет путь, куда грести или в случае чего протянет руку или бросит спасательный круг.

    Вначале уметь, а потом учиться

    Если бы папа слушал ваши детские сомнения и страхи, вы бы до сих пор не могли плавать без чьей-то помощи - потому что мы никогда по-настоящему не готовы к новому, дискомфортному, непознанному и редко по собственной воли сделаем «прыжок в глубину». Только уверенность учителя/наставника даёт возможность новичку открыть для себя новое, а уже потом, начать учиться, как с этим новым жить и как им управлять.

    Уж очень длинный и порой скучный путь приходится пройти, если учиться чему-то с самых азов, чтобы там, в далеком будущем, наконец-то приобщиться к тому делу, которое вас когда-то так привлекло.

    Хочется сразу играть аккорды, а не выписывать в тетрадке неживые ноты.

    Сразу водить автомобиль, а не изучать его устройство.

    Нарядиться и станцевать, а не три месяца кряду изучать угловатые движения без музыки.

    Говорить, хоть и коряво, но на иностранном, а не репетировать в искусственных условиях.

    Печь торт, а не изучать энергетическую ценность продуктов.

    Писать картину маслом на холсте, а не рисовать неживые конусы и яблоки.

    Хочется приобщиться к волшебству, почувствовать этот другой мир нового знания, стать этим, умеющим, знающим человеком - стать ХУДОЖНИКОМ! И это ощущение даст столько сил, энергии и вдохновения, которых хватит, чтобы выучить ноты, устройство автомобиля, отточить движения танца, выучить падежи и понять, как строится перспектива.

    Научиться писать картины, как плавать

    Поэтому, когда у меня спрашивают, как за 4 часа абсолютные новички пишут картины маслом, я отвечаю: «Я бросаю их на глубину, и они плывут».

    Я не создаю искусственных условий и игры понарошку, не прячу настоящие краски, вместо них не выдаю то, что не жалко испортить новичку. Мы пишем в профессионально оборудованной студии, в которой пишу картины я сама. Мои ученики используют те же материалы и инструменты, которыми пользуются настоящие художники. И мы сразу начинаем писать картину. И я в этом процессе выступаю в роли тренера по плаванию, который забрасывает на глубину и сам плывет рядом, корректируя курс.

    «Чтобы писать картины нужен талант»

    Это фразой я обобщу список преград, которые человек ставит перед собой, когда мы с ним уже стоим на берегу реки и вот-вот поплывем. А вообще список стандартный и редкий ученик придумывает что-то новое. Познакомлю вас с его частью - уверена, вы найдете в нем себя, даже если вы никогда не задумывались научиться писать картины, а учились чему-то другому. И, найдя в этом себя, придете к одному важному выводу, о котором я скажу позже.

    А у меня точно получится?

    А сколько времени надо, чтобы научиться нормально рисовать?

    А вы долго учились?

    Сколько надо написать картин, чтобы чувствовать себя уверенней?

    Хочу только сразу предупредить, я рисовать вообще не умею.

    А сколько мне надо учиться, чтобы нарисовать вот такую картину?

    Мне кажется, я сейчас все испорчу.

    Надо мной дома все смеялись, когда узнали, что я иду на мастер-класс по живописи.

    А можно мне поменьше холст? На большом будет очень видно мое неумение.

    Да я и ровной линии не нарисую.

    Последняя реплика моя самая любимая. Потому что я тоже ровной линии не нарисую.

    Все вышеперечисленные вопросы - это заслонки, страхи и неуверенность, которые мы ставим перед собой. А рецепт здесь один - стать послушным учеником, который готов принять знание.

    Вообще человек, который чему-то учится, находится в одном из двух состояний: принятия или сопротивления . И весь талант заключается в том, чтобы переключить себя в состояние принятия и позволить вашему тренеру по плаванью бросить вас на глубину знания. А пока вы задаете ему вопросы из списка выше, вы становитесь тяжелее и забросить на глубину вас будет еще труднее.

    Учить глаголы

    А как же учить глаголы, оттачивать технику и тренировать мышцы? В этом же вся суть предмета! Ведь, когда человек впервые поплыл без посторонней помощи, это еще не значит, что он умеет плавать кролем, брассом и т.д.

    Конечно же, дальше я опишу вам основные навыки, которые следует оттачивать в себе, опять же, без связи с конкретным предметом, который вы изучаете сейчас или будете изучать в будущем. Я буду говорить сейчас о живописи, но убрав слова «рисовать», «писать картины» или «живопись», вы увидите, что эти навыки взращивают в вас идеального ученика, который может освоить все, что захочет - любое знание придет в вашу жизнь, как рассвет - естественно и красиво.

    Как стать идеальным учеником

    Станьте пустой чашей, которая не звенит

    Замолчать внешне и внутренне и дать учителю руководить процессом. Даже если ваш учитель - старший брат, который учит вас игре на гитаре. Покориться:) Иначе никак. Выключить сомнения и вопросы, которые устраивают бурю в чаше, которая должна быть пустая и ожидающая, что сейчас в нее нальют капучино.

    Наблюдайте и замечайте

    Когда мы пишем облака или море и участники моих мастер-классов сталкиваются с якобы техническими трудностями, оказывается, что человек просто забыл как выглядят в природе облака, волны, море. Наша жизнь излишне автоматизирована и многие вещи мы попросту не замечаем. Потому в своих видео-уроках, которые смотрят ученики со всего мира, я говорю - даже если у вас нет возможности найти учителя и обучаться живописи постоянно, вы всегда можете расти как художник, обучаясь смотреть на мир глазами художника - человека, который наблюдает и замечает.
    Также внимательность очень хорошо помогает, когда ученик не может разобраться, в чем у него проблема на полотне - он просто не видит ее из-за недостаточной внимательности. А развивать ее легко - просто отмечая что-то в каждом человеке, которого вы встречаете, в себе, в природе вокруг, в погоде - находите то, что не видят другие.

    Жаль, что мы не рисуем прямо глазами. Как много пропадает на длинном пути от глаз через руки к кисти.

    Готхольд Эфраим Лессинг

    Рассуждайте

    Вы можете не уметь рисовать, но вы можете рассуждать. У многих вещей и процессов вокруг есть какой-то смысл и закономерность. Привычка рассуждать помогает найти ответы на вопросы, особенно, учитывая, что большинство из них мы знаем итак, просто забыли, растерялись...
    Привычка рассуждать незаменима, когда вы пишите картину и сталкиваетесь с трудностями. Рассуждение становится чем-то вроде внутреннего учителя, с которым полезно поболтать:)


    Развивайте вкус

    Человек, с чувством красоты внутри, не может создать что-то плохое или деструктивное. Я советую своим ученикам писать картины в красивой одежде, не использовать для этого грязную и ненужную «униформу». Отмечайте красивое, когда идете по улице, смотрите на картины великих художников, изучайте их манеру. Всматривайтесь в природу - она точней подскажет и продемонстрирует красоту творения. Заметьте красоту животного, играющего в парке, женщины с детьми или красивой пары пожилых людей...

    Сравнивайте

    Сравнение - не такое уж и большое зло. Но я бы советовала перевести его в другое русло. Не сравнивать себя с другими, а наблюдать, что или как делают другие, но отслеживать только свой рост. Это как если бы вы соблюдали диету и взвешивались по десять раз на день и постоянно просматривали бы фото супер-звезд с их идеальными фигурами. Тем самым вы будете только расстраивать себя. Берегите своего внутреннего творца.

    Проявляйте щедрость и размах

    Не бояться писать картины сразу качественными красками на больших полотнах. Потому что каждый раз, когда вы начинаете писать картину с того, что вы пожалели для нее красок, вы убили ее в самом начале. Мне часто говорят - «ну я же не умею, а тренироваться можно и на маленьком холсте». Это звучит так, будто вы делаете все понарошку и вообще не рассчитываете на достойный результат. Это все равно, что вначале любого проекта, действовать в ожидании того, что не получится. И этим жалким холстом вы как бы изначально ставите себе ограничения. Отпустите себя. Действуйте так, словно вы уже художник (музыкант, пловец, повар). Вначале умейте, а потом учитесь! Если вышли на сцену - танцуйте или пойте. Другого варианта просто нет.

    Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью.

    Поль Валери

    Станьте Учителем для других

    У меня были и есть хорошие учителя. Во всем. Они с любовью бросали меня в самую глубокую воду и знали, что я вынырну, конечно же, обозлюсь на них вначале, но потом буду с ними дружить и следовать за ними, как верный щенок. А потом каждый из них сам прогонял меня во взрослую жизнь, потому что только так Ученик может стать Мастером и, возможно, Учителем для кого-то.

    Станьте художником своей жизни

    Я искренне рада, когда мои ученики становятся хорошими художниками и уходят творить самостоятельно. Конечно, они не Айвазовские и не Шишкины, но у них нет таких целей, к тому же, современная живопись имеет столько возможностей для реализации, столько манер исполнения существует, что каждый может проявить себя абсолютно не в академическом смысле. Жизнь сейчас настолько активна и быстра, что методика такого быстрого и результативного письма - решение для людей, у кого попросту нет десяти лет на обучение, а потребность в творчестве есть.

    За первый год существования мастерской более сотни человек написали свои первые картины. Некоторые из них уже организовали свои выставки, кто-то уверенно и грамотно пишет самостоятельно дома, кто-то продает свои картины, кто-то смело и красиво изменил основные вехи своей жизни. И я уверена, что сам факт того, что каждый из них, когда-то так ярко и отважно написал настоящую картину маслом, очень помогло им. Где-то внутри сработала логическая связь: если я смог написать картину, что раньше казалось абсолютно недостижимым, я смогу если не все, то многое.

    А я часто говорю - это все потому, что, однажды написав картину, человек становится художником, а значит - творцом. И не только у мольберта.

    Сок капусты – это полезнейший живительный напиток, способный подарить нашему организму множество необходимых и полезных веществ. О том, какие полезные свойства капустного сока существуют, и как его правильно пить, поговорим в нашей статье. Капуста является одной из наиболее полезных овощных культур, поскольку она имеет очень ценные свойства. Продукт этот вкусный и питательный, к тому же это доступное лекарство, которое каждому под силу вырастить на своей грядке. Употребляя капусту, можно устранить многие проблемы со здоровьем. Хотя всем известно, что из-за клетчатки, содержащейся в капусте, этот овощ тяжело переваривается, вызывая газообразование. Во избежание таких проблем, полезнее пить сок капусты, получая те же полезные вещества, содержащиеся в овоще.

    В составе свежевыжатого сока капусты входит витамин С, который увеличивает сопротивляемость организма инфекциям. Учеными подсчитано, что для того, чтобы удовлетворить суточную потребность нашего организма в витамине С, можно съесть около 200 г капусты. К тому же в овоще содержится необходимый нам витамин К, который отвечает за полноценной формирование костей, а также за свертываемость крови. Имеются в составе капусты, и соответственно капустного сока, витамины группы В и очень богатый набор минеральных веществ, включая железо, цинк, магний, фосфор, кальций, калий и другие элементы.

    Что очень приятно для людей, худеющих, капустный сок очень низкокалорийный (25 ккал в 100 мл). Это диетический напиток, который поможет избавиться от лишнего веса. Капустный сок обладает ранозаживляющими и кровоостанавливающими свойствами. Используют его в качестве наружного, для обработки ожогов и ран, и для приема внутрь средства (для лечения язвы). Эффективно использовать свежий сок капусты для лечения гастритов и язв. Эффект обеспечивается благодаря витамину U, содержащемуся в соке. Этот витамин помогает регенерации клеток в слизистых оболочках желудка и кишечника. Сок используется для лечения геморроя, колитов и воспалительных процессов, протекающих в желудке и кишечнике, а также кровоточивости десен.

    Сок капусты используется как противомикробное средство, которое может воздействовать на некоторых возбудителей опасных заболеваний, таких, как золотистый стафилококк, палочка Коха и ОРВИ. Капустный сок используется и для лечения бронхитов, в частности, он способен разжижать и выводить мокроту. Для такого лечения рекомендован прием сока с медом, для усиления целебного эффекта. Сок капусты используют и для восстановления эмали зубов, улучшения состояния ногтей, кожи и волос. При сахарном диабете, употребляя капустный сок можно предупредить появление кожных заболеваний.

    Сок капусты обязательно нужно ввести в рацион желающих избавиться от лишнего веса, благодаря низкой калорийности и высокой биологической активности. При этом соком капусты можно очень быстро насытиться, не получив лишних калорий, к тому же он препятствует превращению углеводов в отложения жира. Капустный сок способен нормализовать работу кишечника, выводя застоявшуюся в организме желчь, борется с запорами и помогает выводить из организма вредные вещества.

    Поскольку в соке содержится фолиевая кислота, которая помогает зачатию и полноценному развитию плода, его полезно пить будущим мамам. Витамины и минеральные вещества, содержащиеся в составе сока, защищают от инфекций и простуд.

    При употреблении сока капусты следует соблюдать правила. У сока имеются противопоказания и ограничения. Напиток способен растворять и разлагать накопленные в организме шлаки, вызывая сильное газообразование в кишечнике, поэтому пить его можно не более трех стаканов в день. Приступать к употреблению стоит, начиная с полутора стаканов. По перечисленным выше причинам, не рекомендован сок капусты в послеоперационный период, если операции проводились в брюшной полости, и в период кормления грудью, при гастрите с повышенной кислотностью, при заболеваниях почек и проблемах с поджелудочной железой.

    Мир, в котором мы живем, часто влияет на состояние нашей нервной системы, поскольку он полон различными стрессовыми ситуациями, хронической усталостью и систематическим напряжением. Однако нервную систему следует постоянно контролировать и не перенапрягать. Для этого необходимо упорядочить каждодневные заботы, для чего создать и придерживаться правильного распорядка дня, при необходимости посетить курс психотерапии, йоги, аутотренинга и других мероприятий. Но наиболее простым способом расслабления является простая чашка травяного чая, ароматного и тёплого. Прекрасным натуральным средством успокоения, которое мягко воздействует на нервы, измученные за день, является вечернее чаепитие. Чаи, которые расслабляют нервную систему, помогают нивелировать раздражительность, нервное истощение и расслабиться перед отхождением ко сну, поборов бессонницу. О том, как чай успокаивает нервную систему, мы поговорим в нашей статье.

    Чай из сбора душистых трав

    Чтобы приготовить этот чудесный чай, следует в равных пропорциях взять такие растения, как зверобой, мята перечная, ромашка аптечная и цветки боярышника. Ингредиенты измельчить, затем ст. л. смеси залить кипятком в чашке, и настоять 30 минут, накрыв крышкой. Остывший настой процедить и добавить в него небольшое количество мёда. Пить сном. Этот чай легко успокоит нервы, но пить его рекомендуется не более двух месяцев.

    Липовый чай

    Для приготовления чая следует смешать в равных частях цветки сухой липы и мелиссы, залив смесь стаканом тёплой воды, и прокипятив около пяти минут. Отвар настаивается 15 минут, процеживается, добавляется ложка мёда и приниматься за чаепитие. Если такой чай принимать регулярно, нервная система будет спокойнее реагировать на разные раздражители неприятного характера.

    Мятный чай с пустырником

    Смешиваем ромашку и траву пустырника по 10 г, добавляем измельчённую мяту 20 г, липовый цвет, мелиссу и сушёные ягоды земляники. Три столовых ложки смеси нужно залить 1 л кипятка и настоять до 12 минут. Пить настой нужно в течение дня, по желанию добавить немного варенья или меда. Такой настой призван, не полностью подавлять нервную систему, а только мягко ее успокаивать. Такой чай нужно пить продолжительное время, без риска появления побочных реакций, несущих вред здоровью.

    Простые чаи успокаивающие

    Смешиваем хмельные шишки и корни валерианы по 50 г, затем десертную ложку смеси завариваем кипятком, настаиваем 30 минут, процеживаем. Пить на протяжение дня малыми порциями. На ночь лучше выпить целый стакан такого чая. Средство довольно быстро успокаивает нервы и помогает в борьбе с бессонницей.

    В равных частях смешиваем траву мяты перечной и корни валерианы, затем десертную ложку этой смеси заливаем кипятком, настаиваем полчаса и процеживаем. Пьем этот чай утром и вечером по половине стакана. Чтобы эффект усилить, рекомендуется добавить немного плодов аниса или укропа.

    Мелисса, корень валерианы и пустырник берут ять в равных пропорциях, и заваривают в чашке. Затем настаивают и процеживают. Пить чай нужно перед едой по десертной ложке.

    Употребляя полстакана чая перед едой, приготовленного по рецепту, приведенному ниже, можно успокоить нервы и улучшить пищеварение. Для его приготовления в полулитровую банку нужно поместить по 1 ч. л. пустырника, шишек хмеля и зеленого чая, залить кипятком, настоять 12 минут, процедить. Мед добавить по вкусу.

    Сложные успокаивающие чаи

    Смешать в одинаковых долях мяту перечную, душицу, зверобой и ромашку аптечную. Затем десертную ложку сбора завариваем в чашке, настаиваем, процеживаем и добавляем мёд. Пить этот чай по стакану утром и перед сном.

    В равных пропорциях перемешать перечную мяту, корень валерианы, шишки хмеля, пустырник и плоды шиповника перетертые. Столовую ложку смеси следует заварить в виде чая, настоять и процедить. Такое успокоительное средство следует пить в течение дня.

    Успокаивающие чаи для детей

    Для приготовления детского успокоительно чая необходимо смешать цветки ромашки, перечная мята и фенхель в равных частях. Затем залить кипятком десертную ложку сбора и подержать на паровой бане около 20 минут, процедить. Этот чай рекомендовано давать маленьким детям вечером перед сном по чайной ложке, поскольку он может успокоить, расслабить, нормализовать здоровое чередование сна и бодрствования.

    Чаи, которые были описаны в нашей статье, могут успокоить нервную систему и нормализовать артериальное давление. Подобные каждодневные чаепития помогают улучшить сон и состояние кожи. Лекарственные растения, входящие в состав этих чаев, помогают устранить под глазами темные круги, улучшить зрение, и наладить работу желудка и кишечника.

    Ранее люди не могли себе представить, что завтрак человека может состоять из различных хрустящих шариков с сухофруктами, хлопьев и молока. Но в наши дни такая пища никого не удивляет, ведь такой завтрак очень вкусен, к тому же прост в приготовлении. Однако такая еда открывает множество споров и дискуссий, поскольку людям важно знать, какая польза и вред сухих завтраков для здоровья человека. Само понятие сухой еды появилось в 1863 году, а ввел его Джеймс Джексон. Первая пища представляла собой спрессованные отруби. Несмотря на то, что было это не очень вкусно, это была полезная еда. Братья Келлог поддержали идею сухой еды уже в начале двадцатого столетия. В это время как американцев, так и европейцев охватила идея правильного и здорового питания. В то время братьями производились сухие завтраки, сделанные из замоченных зерен кукурузы, пропущенных сквозь валики. Эти завтраки напоминали больше сырое, разорванное на части, тесто. Помогла им случайность, при которой это тело поместили на горячий противень и забыли о нем. Таким образом, получились первые сухие завтраки. Эта идея была подхвачена многими компаниями, а хлопья смешивали с орехами. Фруктами и другими продуктами.

    В чем же состоит польза сухих завтраков

    В последние двадцать лет обычные завтраки, которые состояли из бутербродов и кашек, стали заменяться сухими. Основное преимущество сухой еды – это, в первую очередь, экономия времени, что очень важно в наше время. Полноценный и правильный завтрак в наше время могут себе позволить немногие. Именно поэтому основная польза сухих завтраков – это их простое и быстрое приготовление. Такие завтраки готовятся элементарно. Стоит лишь залить хлопья молоком. К тому же молоко можно заменить йогуртом или кефиром.

    В процессе производства сухих завтраков сохраняются все полезные вещества злаков. Например, хлопья кукурузные, насыщены витаминами А и Е, рисовые же содержат важные для нашего организма аминокислоты. В составе овсяных хлопьев входит фосфор и магний. Но, к сожалению не все завтраки полезны для организма человека, некоторые из них могут навредить.

    Сухими завтраками являются и снеки, и мюсли, и хлопья. Снеки – это изготовленные из риса, кукурузы, ячменя, овса и ржи шарики и подушечки разного размера. Эти злаки готовятся на пару под высоким давлением, с целью сохранения максимального количества полезных микроэлементов и витаминов. Однако при дополнительной термообработке, например, при обжаривании, продукт теряет пользу. При добавлении в хлопья орехов, меда, фруктов, шоколада, получаются мюсли. Для производства снеков, перемолотые хлопья, а также различные дополнения к ним, пережариваются. Чаще снеки любят дети, поэтому их производят в виде разных фигурок. Некоторые производители добавляют в снеки различные начинки, включая шоколад. Однако после добавления в завтраки сахара и различных добавок, он уже не будет слишком полезен. В связи с этим для сохранения здоровья и фигуры, лучше выбирать хлопьям необработанные или мюсли с фруктами и медом.

    Чем вредны сухие завтраки

    Самым вредным продуктом являются снеки, поскольку при их приготовлении уничтожается большее количество полезных веществ. В одной порции таких завтраков содержится только около двух граммов клетчатки, тогда как нашему организму в сутки необходимо до 30 граммов пищевых волокон. Полезнее употреблять в пищу необработанные хлопья, не прошедшие термическую обработку. Этот продукт наполнит организм необходимым количеством клетчатки. Снеки вредны из-за обжаривания, поскольку становятся высококалорийными и жирными.

    Необходимо учитывать высокую калорийность сухих завтраков. Например, калорийность подушечек с начинкой порядка 400 калорий, а шоколадных шариков - 380 калорий. Аналогичную калорийность имеют пирожные и конфеты, и это не полезно. Больший вред наносят разные добавки, входящие в состав сухих завтраков. Именно поэтому покупайте детям сырые хлопья, без различных добавок. Добавьте сами в сухой завтрак мед, орехи или сухофрукты и откажитесь от продуктов, включающих заменители сахара.

    Пшеничные, рисовые и кукурузные хлопья очень легко усваиваются потому, что в них содержатся простые углеводы. Это наполняет организм энергией, и обеспечивает мозг питанием, но излишнее употребление этих углеводов приводит к лишнему весу.

    Очень вредны сухие завтраки, прошедшие термическую обработку. В процессе приготовления жир или масло, используемые в процессе приготовления, могут привести к проблемам сердечно-сосудистой системы и повышению уровня холестерина. В состав завтраков часто включают усилители вкуса, разрыхлители и ароматизаторы. Избегайте приобретения продукции с такими добавками.

    Ребенку можно давать хлопья с шести лет, не ранее, поскольку для усвоения детским кишечником сложны грубые волокна.

    Боль, которую люди периодически могут ощущать по различным причинам, способна разрушить все сложенные на день планы, испортить настроение и ухудшить качество жизни. У боли может быть различная природа, но чтобы от нее избавиться, люди прибегают к использованию болеутоляющих медикаментов. Однако при этом мало кто задумывается о том, что употребляя обезболивающее средство, мы можем навредить здоровью, поскольку каждый препарат имеет побочные действия, которые могут проявиться в отдельном организме. Однако не всем известно о том, что некоторые продукты способны уменьшать или снимать болезненные ощущения, при этом достаточно эффективно и не подвергая организм дополнительному риску. Конечно, при появлении любой боли необходимо определить, с чем она связана. Боль является своеобразным сигналом организма, говорящим о том, что у него возникли проблемы. Поэтому игнорировать боль ни в коем случае нельзя, а иногда этого сделать и невозможно, поскольку она напоминает о себе, порой в самый неподходящий момент. В нашей статье мы поговорим о том, какие продукты могут снять боль, или уменьшить ее проявление хоть на некоторое время.

    Людям, имеющим хронические заболевания, которые периодически проявляются болевыми ощущениями можно составить некую противоболевую диету, для облегчения своего состояния. Итак, вот продукты, способные утешить боль:

    Куркума и имбирь . Имбирь является испытанным лекарственным средством от многих болезней, которое способно эффективно справиться с болью. Например, в восточной медицине это растение используют для уменьшения зубной боли. С этой целью нужно приготовить отвар имбиря и им полощется полость рта. Боли, возникающие в результате физической нагрузки и из-за кишечных расстройств и язвы, можно успокоить при помощи имбиря и куркумы. К тому же эти растения положительно действуют на здоровье почек.

    Петрушка . В этой зелени содержатся эфирные масла, способные стимулировать кровообращения в организме человека, включая и кровоснабжение внутренних органов. При употреблении петрушки в организме повышаются адаптационные способности, что ускоряет заживление.

    Перец чили . Это еще одно болеутоляющее средство. В ходе проведенных исследований было выявлено, что красный перец способен повышать болевой порог человека. Молекулы этого продукта активизируют в организме иммунную защиту и вырабатывают эндорфины, работающие как обезболивающее средство. Традиционно этот перец входит в меню народов, проживающих в сложных природных условиях и занимающихся тяжелым физическим трудом.

    Горький шоколад . Как говорилось выше, гормон эндорфин, который еще имеет название «гормона счастья», является естественным обезболивающим. Выработка этого натурального обезболивающего средства стимулируется употреблением шоколада. Особенность шоколада доставлять удовольствие всем известна, однако, этот продукт не только дарит настроение, но способен избавить от болезненных ощущений.

    Цельнозерновые продукты . По мнению некоторых специалистов, способность продуктов, изготовленных из цельного зерна снимать боль, чрезмерно высока. Эти продукты содержат много магния, а это позволяет снимать боли в мышцах. К тому же эти продукты помогают унять головную боль, так как предохраняют организм от обезвоживания.

    Горчица . Горчица способна уменьшать головные боли, которые возникли от переутомления или других причин. Достаточно съесть кусочек хлеба, намазанный свежей горчицей.

    Вишня . Очень просто устранить головную боль, съев несколько спелых вишен.

    Чеснок . Это еще один жгучий продукт, способный снимать боли, к тому же это касается болей, возникших в результате различных воспалениях.

    Цитрусовые . Эти фрукты имеют болеутоляющие средства, как и другие продукты, содержащие витамин С. Цитрусовые устраняют боль, возникающую по различным причинам. К тому же эти фрукты выступают общеукрепляющим средством. Поэтому это первый продукт для передачи больным в больницу.

    Корица . Еще одно важное средство, употребляющееся при борьбе с различными воспалениями и болями. Корица уменьшает степень негативного воздействия мочевой кислоты, повышенное содержание которой может спровоцировать развитие многих болезней, включая артрит.