Как русские торгуются на аукционе “Сотбис”. Аукцион Сотбис — «книжное» начало Кто является клиентами Сотбис

В аукционном доме «Сотбис» начался осенний сезон. Фото Павла Терехова

В аукционном доме “Сотбис” вечером в четверг был аншлаг – продавали Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога и советского основоположника абстрактного искусства Казимира Малевича. Среди покупателей наверняка были миллиардеры из России и других постсоветских стран. На аукционах, где продают работы старых мастеров и европейскую живопись 19 века, они традиционно покупают около трети лотов. В зале – рядом с дамами в одежде от кутюр и господами в бабочках – были и простые смертные: им регулярно дают возможность полюбоваться искусством, перед тем как оно осядет в коллекциях богатых и знаменитых.

Аукционный дом “Сотбис” в Нью-Йорке уже более 250 лет распродает картины разных эпох и направлений, ювелирные изделия, мебель, коллекционное вино и даже автомобили. И арт-рынку не страшны ни кризисы, ни санкции. “Сотбис” только за первые шесть месяцев заработал три миллиарда семьсот миллионов долларов, к 2016 году компания собирается собрать семь миллиардов.

В святая святых искусства

Богатых клиентов здесь принято встречать с порога. Улыбчивый швейцар обязательно скажет “Добро пожаловать в “Сотбис” и откроет дверь. На первом этаже гостей уже ждут девушки. “Пожалуйста, поднимитесь на второй этаж,” – приветствует длинноногая леди в черном. На стойке регистрации посетитель получает специальный номер-табличку, которую потом поднимает в нужный момент на аукционе.

Торги проходят в специальном зале на седьмом этаже, но сначала – шампанское. Официанты предлагали “Просеко”, кто-то поинтересовался напитками покрепче, но их не было. Светские беседы – обязательный элемент события.

Одни бурно обсуждают новости искусства, другие сплетничают про звезд. “Вчера Вуди Ален приезжал, видели?” – говорит седовласый мужчина своему приятелю.

Звезды действительно приезжают в “Сотбис”. Два года назад поп-дива Мадонна здесь продала картину Фернана Леже “Три женщины за красным столом” за семь миллионов долларов. А когда-то купила всего за три. Говорят, что взамен Леже певица приобрела что-то из коллекции старых мастеров.

Международный директор русского искусства “Сотбис” Джо Викери специально приехала в Нью-Йорк из Лондона ради Малевича. Она знакомит “Форум” с аукционистом и ведущим вечера Генри Уиндхэмом. “Мы скоро начинаем. Поторопитесь,” – приглашает он.

Международный директор русского искусства «Сотбис» Джо Викери ради Малевича приехала в Нью-Йорк. Фото Павла Терехова

Ван Гог, Пикассо, Малевич

В зал едва вместились все гости. Их было около 250, не считая тех, кто участвовал в торгах онлайн. Публика подобралась разношерстная: дамы в шляпах, элегантные господа в клубных пиджаках, а кое-кто и в повседневной одежде. Большинство людей – не богатые ценители искусства, а их агенты. Есть и эксперты, которые помечают цену продажи в каталоге, и даже зеваки – простых смертных тоже пускают в “Сотбис” полюбоваться искусством.

На вечерние торги в «Сотбис» в Нью-Йорке пришли более двухсот человек. Фото Павла Терехова

Ведущий Генри Уиндхэм напоминал дирижера, вот только вместо палочки в руках у него был молоток, которым он ударял по кафедре. Как только раздавался баритон Генри, в зале наступала гробовая тишина.

Начальная стоимость каждого лота отображалась на электронном табло, сами предметы искусства появлялись на вращающейся карусели. Представляли их безупречные люди в черных фартуках и белых перчатках. Страсти накаляются, цены нешуточные: пять, десять, двенадцать миллионов долларов. Генри Уиндхэм просит стакан воды и шутит: ”Подумайте хорошо, пока я выпью”. Одна из первых интриг вечера: картина “Мистический супрематизм” советского художника Казимира Малевича. Стартовая цена за этот черный крест на красном овале – 35 миллионов долларов. Буквально через мгновенье кто-то дает на полмиллиона больше. Аукционист не впечатлен, делает паузу и говорит: “Я буду ждать долго”. Итого, с учетом всех налогов, полотно приобрели за 37,8 миллионов долларов.

Продажа картины Казимира Малевича «Мистический супрематизм» . Фото Павла Терехова

Больше ажиотажа вызвал Винсент Ван Гог. Торги продлились более пяти минут. Картина “Пейзаж под бурным небом” ушла за 54 миллиона долларов. Самый дорогой лот на аукционе приберегают к концу торгов. Ведущий произнес “Пикассо”, зал зашумел. Картину “Певица кабаре” 19-летний Пикассо нарисовал в Париже. На полотне изображена обнаженная женщина с темными волосами. Обычному обывателю певица показалась бы не очень привлекательной артисткой кабаре, покупателям же она очень понравилась. За лот началась самая настоящая борьба, аукционист не раз повторял: “У вас есть последний шанс.” Новый владелец отдал за “Певицу кабаре” 67,5 миллионов долларов.

Русский след

“Вечер удался,” – подытожила для “Форума” Джо Викери на чистом русском. По словам эксперта, которая из любви к искусству выучила язык, в этих торгах участвовало большое количество русских покупателей. “Для нас это даже не было большим сюрпризом. Мы знаем об экономической и политической ситуации в России, но русские все-таки большие коллекционеры и любят собирать искусство,” – добавила Викери.

После аукциона в приподнятом настроении покупатели довольно быстро разошлись по домам. Итого, за эти торги они потратили 726 миллионов долларов.

Многие покупатели не приходят сами на аукцион, а торгуются за произведения искусства через представителей. Фото Павла Терехова

В “Сотбис” не принято рассказывать, кто купил и где окажутся произведения искусства. Покупателями часто становятся не только миллионеры, но и музеи, однако, российские покупатели – именно частные лица, отмечает Викери.

В тот вечер также распродавалась и коллекция бывшего главы аукционного дома – Альфреда Таубмана . Его биография достойна книги. Миллиардер сделал состояние на недвижимости, но в 2001 сел в тюрьму за сговор с другим аукционным домом “Кристис” и обман клиентов. После десяти месяцев заключения он подал в отставку, а в апреле этого года умер после продолжительной болезни. Коллекцию, в которой есть Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни и Джаспер Джонс, стали распродавать наследники. Интерес к ней уже проявили покупатели.

И я думаю, что русские в этом списке займут первые места и заинтересуются такими работами, ” – делится своими прогнозами гендиректор российского представительства “Сотбис” Михаил Каменский.

На торгах в прошлом был замечен российский миллиардер Алишер Усманов. В сентябре 2007 года он накануне торгов выкупил у “Сотбис” коллекцию русского искусства известного музыканта Мстислава Ростроповича и его жены – оперной певицы Галины Вишневской. Собрание картин, изделий из фарфора и серебра собирались продать за 30 миллионов долларов, но Усманов заплатил в два раза больше, только лишь для того, чтобы коллекция вернулась в Россию. Миллиардер подарил ее Константиновскому дворцу Санкт-Петербурга. Как часто Алишер Усманов участвует в аукционах – неизвестно. “Форум” связался с миллиардером, но на момент публикации статьи мы не получили ответа.

Еще один русскоязычный ценитель мировых шедевров – казахский бизнесмен Нурлан Смагулов. В этом году Смагулов приобрел в “Сотбис” барельеф “Женщины с попугаем” французского скульптора Фернана Леже. Цена точно не известна, но речь идет о нескольких миллионах долларов. Многие русские покупатели участвуют в аукционах через иностранные компании, чтобы не светить всему миру свое имя, поясняет Каменский.

Русские – явные фавориты среди покупателей. Это, в основном, частные коллекционеры, которые живут между Россией и Западом. Никакого кризиса мы не видим сегодня. Может, торговаться миллионеры будут не так упорно,” – комментирует представитель “Сотбис” в России.

Генеральный директор российского представительства «Сотбис» Михаил Каменский уверен, что, несмотря на кризис, русские покупатели всегда будут участвовать в аукционах. Фото из личного архива

Покупатели и зеваки: кто приходит на торги

Попасть на торги в “Сотбис” может бесплатно любой желающий, предъявив удостоверение личности . На сайте компании есть календарь событий , аукционы проходят несколько раз в месяц. В качестве зрителя можно свободно побывать на утренних или обеденных торгах, вечером же количество мест ограничено, и предпочтение отдают покупателям. Но бывают случаи, когда места остаются, поэтому шанс попасть есть у всех, надо лишь позвонить в “Сотбис” и спросить о наличии бесплатных билетов.

Жительница Бруклина Оксана Ганжара третий год подряд посещает аукционный дом «Сотбис». Фото из личного архива

Оксана Ганжара из Бруклина делает так регулярно. “Знакомые уже шутят, мол, ты миллионершей стала”, – с улыбкой рассказывает Оксана. Она любит искусство, особенно картины импрессионистов и модернистов, а также коллекции вин. “Увидеть, как люди спокойно разбрасываются миллионами! Просто круто в реальности посмотреть на эти торги,” – делится своими впечатлениями Оксана. В этом году жительница Нью-Йорка уже посетила торги и посмотрела несколько предаукционных выставок. »Вы можете прийти в “Сотбис” просто как в музей, я уже и подруг своих сюда позвала. И сфотографироваться с шедевром того же Пикассо, разве еще где-нибудь такое возможно?» – радуется Оксана.

Но “Сотбис”, естественно, делает ставку, в первую очередь, на богатых покупателей, для работы с которыми есть специальный отдел.

За несколько месяцев до начала торгов его сотрудники обзванивают своих постоянных клиентов и рассылают приглашения. Для некоторых они организуют приезд, встречу в аэропорту, размещение в отеле и индивидуальные экскурсии.

Обязательный пункт программы – предаукционные вечеринки для избранных. Клиенты могут перед торгами посмотреть интересующий лот и убедиться в правильности выбора. “Впрочем, любой человек может стать потенциальным покупателем на аукционе. Нужно зарегистрироваться на сайте “Сотбис”, – рассказывает Михаил Каменский.

Среди формальностей – выписка из банковского счета . Вся информация доступна и на русском языке . Требования к располагаемой сумме варьируются. Это, само собой, зависит от того, что клиент намеревается приобрести”, – отмечает Михаил Каменский.

Аукционный дом соблюдает конфиденциальность, имена разглашаются только по желанию самих покупателей.

Как устроен аукцион

“Сотбис” предлагает всяческую помощь продавцам предметов искусства: перед торгами тратит несколько месяцев на создание каталога, отбор фотографий и организацию выставок. По желанию сотрудники аукционного дома могут разработать рекламную стратегию и продвинуть коллекцию, организовать проверку, хранение и траспортировку.

Аукционный дом настолько любит своих клиентов, что сам выкупает лот, если никто не приобретет товар за условленную цену. Джо Викери отмечает, что для удобства клиентов даже в самом здании “Сотбис” все продумано до мелочей. “У нас здесь очень хорошее хранилище для лотов. Вы видите высокие двери. Их устанавливали для огромных картин”, – показывает она. В здании работает сигнализация, и любое движение фиксируют микроскопические камеры. Гости их не замечают.

Приобретать что-либо на торгах знаменитой аукционной фирмы Сотбис (Sotheby"s) считается и признаком особой респектабельности, и гарантией серьезных капиталовложений. Ежегодный оборот Сотбис превышает миллиард долларов, в числе ее клиентов - вся мировая элита.

Сегодня торговать произведениями искусства прибыльно, престижно, перспективно, и вся блестящая история Сотбис - урок, как правильно вести дела. Ограничений на вывоз художественных шедевров из Великобритании не существует, в отличие от других стран. Поэтому уникальные произведения искусства с легкостью переходят в национальные и частные коллекции Европы и Америки. Эффектные спектакли на миллионы долларов разыгрываются или в Лондоне на элегантной Нью-Бонд, или в Нью-Йорке на респектабельной авеню Йорк. Совместно с аукционным домом Christie"s занимает 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.

История

А начиналось все в Лондоне больше 200 лет назад. Датой рождения знаменитого дома считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли. Тогда приобретение книг было в большой моде у коллекционеров и состоятельных людей. Охотно покупались целые библиотеки, часто после смерти ее обладателя. На этих аукционах Бейкер довольно быстро нажил капитал. В 1767 г. партнером Бейкера стал Джордж Ли, человек с репутацией блестящего аукциониста. Затем в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера в 1778 году наследство было поделено между этими компаньонами, а фирма стала именоваться Сотбис. К этом у времени она уже взялась и за торговлю гравюрами, монетами и другим антиквариатом.

В 1917 году фирма переехала с улицы Веллингтон на Нью-Бонд 34/35, в самый центр Лондона, где находится и по сей день. У входа в новую резиденцию фирмы была установлена черная базальтовая фигура египетской богини Сехмет, сейчас это символ Сотбис. До сих пор в этих зданиях размещаются великолепные аукционные залы для больших и малых продаж произведений искусства и редкостей.

Самая яркая страница истории знаменитого дома связана с именем директора Питера Уилсона. Опередить могущественных конкурентов (в том числе СHRISTIE"S) ему помогла огромная энергия и коммерческое чутье: он раньше других оценил перспективу возможностей зарубежного арт-рынка. Другим его достижением стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые ему удалось их картины в дорогостоящие лоты. Следующий шаг на пути к триумфу: создание в 1955 году отделения в Нью-Йорке.Затем филиалы открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции.

Самые успешные продажи

В 1980 году в Нью-Йорке аукционная цена известной картины английского художника Тернера превзошла все предшествующие и ушла за 6,4 миллиона долларов. В 1985 году за «Пейзаж с восходящим солнцем» Ван Гога было получено 9,9 миллиона долларов. В Цюрихе в 1969 году прошел первый европейский ювелирный аукцион швейцарского филиала Сотбис, а в 1976 впервые за отдельный драгоценный камень -знаменитый Розовый бриллиант - было получено 1 090 000 долларов. Одним из последних ювелирных «хитов» в Женеве стали изделия русской фирмы Фаберже. Изумительное яйцо «Яблоневый цвет» на торгах Сотбис в 1996 году ушло за 1 433 500 швейцарских франков.

Среди «гвоздей» сезона 1990 года известны коллекция Греты Гарбо - 20 900 000 долларов, пейзаж Констебля «Плотина» - 10 780 000 фунтов, рукописный Бестиарий герцога Нортумберлендского (энциклопедия животного мира XIII века) - 2 970 000 фунтов.

Русское отделение

Создание Русского отделения стало еще одной значимой вехой в развитии знаменитого дома. Сегодня Сотбис занимает ведущую позицию на мировом рынке. Это значит - регулярные, два раза в год (июнь, декабрь, в этом году декабрьские торги перенесены на октябрь) аукционы в Лондоне и периодические в других филиалах, а также значительно опережающее конкурирующие фирмы число лотов. Торговля старым русским искусством считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1% от общего оборота фирмы.

Коммерческий интерес к русскому искусству на западном рынке появился к середине 70-х годов, но регулярные торги, признавшие и художественную, и коммерческую ценность работ русских живописцев, начались с 1984 году. В 1988 году Сотбис провела свой первый аукцион в Москве, который до сих пор считается сенсационным, потому что показал рекордные цены и на современное искусство. Однако пиком коммерческого интереса стал 1989 год. Вещи уходили, по сравнению со стартовой ценой, с громадным отрывом. Последствием этих аукционов стал настоящий бум на русский авангард. Пример тому - полмиллиона фунтов стерлингов - за работы Л. Поповой или 800 000 долларов - за пейзаж А. Экстер. Тогда же сенсационно, десятикратно, выросли цены и на полотна русских реалистов XIX века и живописцев «Мира искусства».

Сейчас число покупателей из России значительно выросло: в игру вступили частные лица, коммерческие галереи, банки, которые в основном покупают живопись XIX века. Среди громких продаж последнего периода (1995 года) можно назвать «Портрет Авроры Демидовой» кисти К. Брюллова, за которой пыталась бороться и Третьяковская галерея. Эффектный спектакль з акончился в пользу Галины Вишневской. При стартовой цене 60 000 фунтов стерлингов шедевр достался известной обладательнице коллекции русского искусства за 189 500 долларов.

Сегодняшний день

Сейчас ежегодно аукционный дом продает по всему миру около 250 тысяч произведений искусства. Не оставляет фирма традиционного букинистического направления, продает ювелирные изделия. Кроме того, «Сотбис» занимается продажей земельной и недвижимой собственности. Оборот аукционного дома составляет 135 млн. фунтов ежегодно.

Кстати, Галина Вишневская стала участницей и одного из последних скандалов, разразившихся на Сотбис. Коллекцию «Ростроповича-Вишневской»: произведения искусства 18-20 веков, посуду, фарфор, серебро, мебель (все 450 лотов) еще до начала торгов приобрел известный российский бизнесмен Алишер Усманов за 36 млн. фунтов стерлингов. В Гонконге в сентябре этого года был продан за рекордную сумму перстень с ярко-голубым ограненным алмазом весом шесть каратов, он ушел с молотка за 8 миллионов долларов.

Новости

14 ноября аукционный дом Сотбис в Женеве (Швейцария) будет продавать один из самых больших в мире бриллиантов . За камень весом 84,37 карата организаторы аукциона планируют выручить $12-16 млн. Победитель аукциона получит право назвать бесцветный кристально чистый и безукоризненно отполированный симметричный камень собственным именем или же в честь любимого человека.

11 декабря в Нью-Йорке будет выставлена на продажу статуэтка «Оскара», вручённая в 1941 году за фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Устроители торгов надеются выручить за этот лот от 800 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч долларов. На стоимость статуэтки влияет то, что она была единственным «Оскаром», присуждённым киноленте «Гражданин Кейн» - фильму, который считается одним из лучших в истории кино. Награда досталась тогда создателям - за лучший сценарий.

Адрес: 1334 York Avenue, New York, NY 10021

История «Сотбис», одного из старейших арт-аукционов в мире, началась в 1744 году в Лондоне. Основатель фирмы, Самуэль Бейкер, изначально продавал с молотка книги. На раннем этапе деятельности через фирму прошли богатейшие библиотеки мира из коллекции выдающихся деятелей, в том числе библиотека Наполеона Бонапарта.

К концу Первой мировой войны аукционный дом «Сотбис» значительно расширил сферу деятельности и уже занимался торговлей другими раритетами - гравюрами, медалями и монетами. Кроме того, фирма переехала в знаменитое здание на улице Нью-Бонд-стрит, которое и по сей день остается ее лондонской резиденцией. Переезд на эту фешенебельную улицу ознаменовал начало новой эры в истории Sotheby"s - наконец торговля картинами и другими произведениями искусства стала приносить значительную часть прибыли в сравнении с оборотом на букинистическом рынке. Благодаря смене профиля фирма добилась рекордного роста товарооборота в 60-е годы под руководством Питера Уилсона.

Именно Уилсон, пришедший в «Сотбис» в 1936 году, вывел фирму на международный уровень. Он обеспечил фирме колоссальную прибыль от продаж картин импрессионистов и модернистов, пользовавшихся неслыханной популярностью. Пожалуй, самыми сенсационными и значительными за время пребывания Уилсона в руководстве фирмы стали торги, состоявшиеся в 1958 году и вошедшие в историю под названием «Гольдшмидтовских торгов». Все семь картин, выставленные на аукцион, были проданы в течение всего 21 минуты. Выручка составила 781 000 фунтов стерлингов - по тем временам рекордная сумма для продаж произведений изобразительного искусства. Пол Меллон приобрел портрет кисти Сезанна «Мальчик в красном жилете» за 220 000 фунтов стерлингов, что в пять раз превышало предыдущий рекорд стоимости картины, проданной на аукционе. Гольдшмидтовские торги стали одним из наиболее значимых событий культурного масштаба в 1958 году и, пожалуй, самым захватывающим арт-аукционом века.

Главным образом благодаря интуиции Питера Уилсона Sotheby"s первым из аукционных домов признал перспективность торговли произведениями искусства на международном рынке. Именно поэтому в 1955 году компания открыла представительство в Нью-Йорке, а в 1964 году приняла еще более дальновидное решение о приобретении аукционной фирмы «Парк-Бернет», крупнейшего в США аукционного дома со специализацией на произведениях искусства. Став собственностью фирмы «Сотбис», аукционный дом «Парк-Бернет» занял ключевую позицию на стремительно растущем североамериканском рынке реализации картин импрессионистов и модернистов.

Включив в свой состав крупнейший американский аукционный дом, фирма «Сотбис» продолжала искать пути расширения своего влияния. Со временем представительства фирмы открылись по всему миру.

Sotheby"s проводит свыше 350 аукционов в год, большая часть которых проходит в двух главных торговых залах - в Нью-Йорке и Лондоне. Остальные аукционы проводятся в зарубежных торговых залах - в Гонконге, Амстердаме, Женеве, Париже, Милане, Цюрихе, Мельбурне и Сингапуре.

Покупка на аукционе Sotheby"s

  • Участие в аукционах «Сотбис» могут принять все желающие совершенно бесплатно. Примерно за 3-7 дней до начала торгов лоты выставляются на общее обозрение. Каталоги торгов можно получить примерно за месяц до проведения аукциона. В каталогах содержится подробное описание каждого лота, сведения о его происхождении и экспонировании, ссылки на упоминания в специальной литературе и приблизительная стоимость. Электронную версию каталогов можно просмотреть на сайте аукционного дома на английском, французском и итальянском языках.
  • Предложить цену за лот, выставленный на аукционе, можно лично посетив торги или подав заявку на заочное участие. Бланк заявки вложен на последней странице любого каталога Sotheby"s. В ряде случаев допускается принятие ставки от потенциального покупателя по телефону.
  • Аукционный дом «Сотбис» взимает комиссионные, так называемый процент покупателя. Комиссионные прибавляются к наивысшей цене, предложенной победителем аукциона (аукционная цена), и входят в общую стоимость покупки.
  • Для оплаты покупки принимаются чеки или переводы, кредитные карты Visa, MasterCard и American Express, а также наличные (с учетом некоторых ограничений).
  • Получить купленный лот можно в торговом зале или по почте.

Искусство и деньги веками были в центре человеческого внимания. Жанры и направления менялись, но интерес к таинству создания великих полотен и их заоблачным ценам неизменно велик. Как формируется стоимость лота на аукционе? Кто определяет, что “Швейная машинка с зонтами в сюрреалистическом пейзаже” Сальвадора Дали сегодня продается за 2 млн. евро, а “Соборная площадь. Милан” современного художника Герхарда Рихтера уходит с молотка за 51 миллион? Лучший способ окунуться в мир больших денег и произведений искусства – отправиться на аукционы и получить информацию из первых рук.

Аукционный дом «Сотбис» (Sotheby’s) – один старейших. С момента его основания в Лондоне в 1744 география и степень влияния этих торгов на мировой рынок значительно изменились. Сегодня его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке, а филиалы разбросаны по всему миру, включая Париж, Цюрих и Торонто. Ежегодный оборот дома достигает нескольких миллиардов долларов. Аукционы «Сотбис» бесплатны и открыты для каждого, даже если вы не участвуете в торгах. Большинство торгов проводятся в дневное время, однако некоторые начинаются и вечером, и тогда для посещения вам понадобится билет.

Обычно аукционы проходят четыре раза в году в Лондоне и в Нью-Йорке. Посещение такого мероприятия – особый и ни с чем несравнимый опыт. Здесь можно увидеть произведения любимых художников и скульпторов, которых не найти в музейных коллекциях или собраниях галерей. В окружении лучших специалистов из мира торгов вы становитесь свидетелем таинств покупки и продажи предметов из нескольких десятков категорий: от античного искусства до картин современных художников.

Сегодня «Сотбис» признается профессионалами лидером именно в категории «Современное искусство», основные продажи предметов которого проходят ежегодно в мае и ноябре в Нью-Йорке и в феврале и июне в Лондоне.

Кристис

Еще один титан в мире аукционного дела и главный конкурент «Сотбиса» – «Кристис» (Christie’s), основное место дислокации которого также успело поменяться с Лондона на Нью-Йорк. Деятельность обоих вместе составляет около 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.

«Кристис» осуществляет более шестисот продаж в год, то есть в среднем две продажи в день. Торги проходят по 80 категориям: изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель и предметы интерьера и многое другое. Одно из наиболее перспективных направлений развития «Кристис» – постоянно действующий Русский отдел и престижные «Русские торги» (Russian Sales).

Русский отдел каждый год проводит торги в апреле в Нью-Йорке и в ноябре в Лондоне, каждый раз устанавливая все новые и новые рекорды продаж. Последние торги в Лондоне, например, принесли 16,9 миллионов фунтов. Как и «Сотбис», этот аукционный дом устанавливает минимальную цену на торгах, которая постепенно увеличивается, и лот уходит к покупателю, назначившему самую высокую цену.

Предаукционные выставки Сотбис и Кристис

Увидеть произведения искусства, которые будут проданы на двух крупнейших аукционах за миллионы, можно, посетив выставки, организуемые аукционными домами до торгов. Для увеличения числа посетителей их устраивают не только в главных помещениях «Кристис» (Рокфеллер Плаза) и «Сотбис» (Йорк-авеню), но и привозят в крупнейшие мировые столицы: Москву, Токио, Лондон и Париж. Изюминка таких выставок – в выбранном организаторами помещении. Оно всегда сочетает в себе историческую ценность для жителей той или иной страны и одновременно достаточно надежно и безопасно для хранения дорогостоящих лотов.

Бонхамс

Вслед за двумя лидерами продаж объектов мирового культурного наследия эксперты обычно называют аукционный дом «Бонхамс» (Bonhams). Третий по величине аукцион в мире проводит продажи по 70 категориям, включая живопись и машины, музыкальные инструменты и предметы интерьера. Bonhams разместил свои филиалы в США, Австралии, ЮАР и Гонконге. Столь широкая география распространения позволяет этому аукционному дому проводить в год более 700 торгов по всему миру. Аукционы проводятся в разных городах в зависимости от специфики лотов и той категории, которая выставляется на продажу.

Доротеум

В немецкоговорящих странах лидерство принадлежит венскому аукционному дому «Доротеум» (Dorotheum). Более 300 лет существования делают его старейшим из главных аукционов мира. Штаб-квартира этого дома никуда не переезжала и по-прежнему расположена в Вене. Единственное изменение в рамках глобализации мирового рынка искусства – новые представительства в некоторых австрийских городах, например, в Зальцбурге, а также в других точках Европы, например, в Праге и Милане. Ежегодно «Доротеум» проводит около 600 аукционов, большая часть из которых – ежедневные «аукционы без каталога» во дворце Доротеум в австрийской столице. Однако самая важная часть продаж – серия четырех главных торгов в рамках аукционных недель. Именно во время них проводятся аукционы редких произведений изобразительного искусства – от работ старых мастеров до стиля модерн и современного искусства.

Еще одна особенность этого дома – собственный ювелирный магазин «Доротеума», который на сегодняшний день является крупнейшим в Австрии.

«Сотбис» - один из старейших аукционных домов, который вместе с «Кристис» занимает 90% рынка продаж антиквариата и предметов искусства в мире. Основа в 1744 г. в Лондоне книготорговцем Сэмюэлем Бейкером как закрытый клуб для аристократов.

За свою более чем 250-летнюю историю Sotheby’s отточил до совершенства искусство аукциона, постоянно модернизируя этот процесс. Современные инновации, такие так трансляция торгов и прием ставок онлайн, позволяют участвовать в аукционах из любой точки мира.

Исторические факты свидетельствуют, что аукционы (от лат. auctio – продажа с публичных торгов) существовали еще в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне и в Древнем Риме.

С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь в XIII веке во Франции. Появление аукционов современного типа связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. История аукционного дома Sotheby’s начинается 11 марта 1744 года, когда открылся аукционный дом Бейкера. Основателем Sotheby’s был продавец книг Сэмюэль Бейкер, который провел свой первый аукцион в 1744 г. в Лондоне и опубликовал первый книжный каталог с фиксированными ценами. В 1754 г. Бейкер открыл постоянно действующий аукционный зал.

В 1778 г. дело перешло к племяннику Бейкера Джону Сотби, наследники которого возглавляли фирму более 80 лет. С этого года фирма стала именоваться Sotheby’s. В этот период компания расширила свою деятельность, занявшись продажей гравюр, монет, медалей и других антикварных изделий, но главным делом по-прежнему оставалась книготорговля.

В XIX веке Sotheby’s зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционом по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие ярким историческим личностям: библиотеки герцогов Йоркского и Букингемского, библиотека Наполеона, которую он брал на остров Святой Елены, собрание книг Шарля Мориса де Талейрана и многие другие. В 1909 г. владельцами «Сотбис» стали член Парламента Монтегю Барлоу, а также предприниматели Феликс Варр и Джефри Хобсон. В этот период «Сотбис» начал торговать не только книгами, но и картинами.

Расширение приоритетов

После Первой мировой войны новое руководство «Сотбис» взялось за продажу предметов изобразительного искусства, живописи старых мастеров. Постепенно торги Sotheby’s стали превращаться в масштабные культурные события, чему способствовали не только качественный уровень предлагаемых лотов, элитный список клиентов, но и место проведения аукционов.

В 1917 г. фирма переехала с улицы Веллингтон на Нью-Бонд 34/35, в самый центр Лондона. В этом здании некогда находилась мастерская мсье Гюстава Доре. У входа в новую резиденцию фирмы была установлена черная базальтовая фигура египетской богини Сехмет (богиня с головой львицы), ставшая своеобразной эмблемой аукциона.

В 1936 г. пост директора Sotheby’s занял Питер Уилсон, с которым связана самая яркая эпоха в истории аукциона. Опередив своих конкурентов, он раньше других оценил перспективу зарубежного арт-рынка. Его достижением стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты.

Именно тогда, во второй половине 1940-х, наметился значительный рост прибыли фирмы, определившийся стабильностью послевоенной экономики. С 1946 г. до конца 50-х годов объем продаж увеличился с 1,5 до 6 млн. фунтов стерлингов. Выходом фирмы на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения «Сотбис» в Нью-Йорке.

Важным успехом и заметной вехой в истории «Сотбис» стала продажа в 1958 г. коллекции импрессиониста Якоба Гольдшмидта (крупного немецкого банкира, в 30-х годах эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне продавались картины, присланные продавцом из-за океана. Семь выставленных полотен были распроданы всего лишь за 21 минуту. Выручка составила 781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную на то время сумму для продаж живописи. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и интригующими неожиданностями, а новости международных аукционов вышли на первые полосы мировых изданий.

Покоряя Америку

Неуемная энергия Уилсона способствовала быстрому международному развитию «Сотбис». Он создал большую сеть отделений по всему миру, расширяющаяся и по сей день. Филиалы в те годы открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Йоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции.

В Нью-Йорке «Сотбис» приобрел в 1964 г. самую большую американскую антикварную фирму Парк-Бернет и после успешного слияния компаний здесь удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю антикварного бизнеса и определивших новый уровень цен на живопись. Развитие бизнеса в США было связано не только с мировыми амбициями, но и с тем, что налоги на продажу старинных полотен в этой стране гораздо ниже английских.

Однако в начале 80 гг. «Сотбис» почти обанкротился, и сам стал объектом поглощения бруклинскими изготовителями ковровых покрытий, а в 1983 г. контрольный пакет акций выкупил американец Альфред Таубман, владелец международной сети супермоллов Taubman Centers. Под его руководством в 80-е годы товарооборот фирмы начал расти, а торги регулярно демонстрировали положительную динамику цен.

В 1985-1986 гг. свыше 80 произведений искусства было продано по цене более одного миллиона долларов. Подобных результатов не имела ни одна аукционная фирма в мире. В 1987 г. рост прибыли «Сотбис» составил 85% от прошлого года, объем продаж впервые превысил миллиард долларов. Сенсациями 1990 г. стали продажи коллекции Греты Гарбо ($20,9 млн.), пейзажа Джона Констебла «Плотина» (10,78 млн. фунтов стерлингов) и манускрипт XIII века «Бестиарий герцога Нортумберлендского» (2,97 млн. фунтов стерлингов). Объем продаж «Сотбис» в 1990 г. составлял уже $2,4 млрд.

Экономический кризис вследствие войны в Персидском заливе существенно повлиял на мировой бизнес, в том числе и на аукционный. С конца 1991 г. началось снижение годового оборота «Сотбис». Особенно пошатнулся уровень цен на современное искусство и работы импрессионистов. Тем не менее, с 1993 г. наступила стабилизация рынка. В 2000 г. Таубман ушел с поста главы «Сотбис», его сменил Уильям Рупрехт, ранее занимавший должность директора американского отделения. Он и сегодня является президентом и генеральным директором «Сотбис».

Штаб-квартиры «Сотбис» находятся в Нью-Йорке и в Лондоне. В начале 2000 гг. обе они расширили свои площади. В дополнение к дому на Нью-Бонд-стрит появился офис в Кингстоне, историческом пригороде Лондона. Главный американский офис на Йорк-авеню подвергся реконструкции и вырос на шесть этажей. Была построена роскошная галерея, обошедшаяся в $130 млн. и заслужившая в прессе оценку одного из самых значительных выставочных залов Нью-Йорка.

Русский след

Яркой вехой в истории «Сотбис» стало создание Русского отделения. Коммерческий интерес к русскому искусству на западном рынке активизировался к середине 70-х годов. В 1974 г. «Сотбис» решился на первый аукцион искусства России круга Дягилева в Нью-Йорке, регулярными торги стали с 1984 г.

Пиком коммерческого интереса к русскому искусству стал 1989 г. Его результаты оказались ошеломляющими. Вещи уходили, по сравнению со стартовой ценой, с громадным отрывом. Последствием этих аукционов стал настоящий бум на русский авангард. Тогда же сенсационно, десятикратно, выросли цены и на полотна русских реалистов XIX века и живописцев «Мира искусства».

Время расцвета этих торгов связано с именами блестящих знатоков русского искусства и экспертов «Сотбис» – Джона Стюарта и Ивана Самарина, а также специалиста по восточно-европейскому рынку Питера Баткина. Именно они определяли до 1996 г. уровень и качество русских аукционов. Кстати, «Сотбис» стал первым международным аукционным домом, который провел продажу коллекции, посвященной украинскому искусству 20-го века. Наиболее заметной стала коллекция из 86 картин, созданная группой художников Общества независимых художников, или Одесских Парижан, как их иногда называют.

Коллекция была собрана Яковом Переменом – центральной фигурой в мире одесского искусства рубежа 20-го века. На аукционе в Нью-Йорке в 2010 г. коллекция была продана почти за $2 млн. и в настоящее время находится в мировом турне. Торговля старым русским искусством считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1% от общего оборота фирмы.

Каноны «Сотбис»

Sotheby’s функционирует по английскому типу проведения торгов. Английский аукцион (или восходящий) основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену.

Второй тип аукционов – голландский или нисходящий начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Благодаря службе BidNow клиенты могут следить за всеми аукционами «Сотбис» и принимать участие в торгах в режиме реального времени в интернете из любой точки земного шара. Все аукционы «Сотбис» бесплатны и открыты для каждого, при этом участвовать в торгах не обязательно – можно быть просто зрителем.

Большинство аукционов проводятся в дневное время, некоторые – вечером, и для их посещения требуется билет. За неделю до начала торгов лоты выставляются в залах аукционного дома. Их можно увидеть и в каталоге, который появляется примерно за месяц до события. Одним из определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет так называемый провенанс картины (от англ. provenance – происхождение, источник).

Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов. Для участия в аукционе желающие совершить покупку должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он делает покупку по телефону или заранее оставляет письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. hammer price – цена после удара молотка) меньше, чем реальная стоимость покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги. Комиссионные «Сотбис» долгое время взимались только с продавца, однако теперь услуги аукциона оплачивает и покупатель. Они составляют 12-25%, в зависимости от аукционной цены лота – чем она выше, тем процент меньше.

Рекорды Sotheby’s

С 1988 г. аукционы «Сотбис» открывают доступ к результатам своих торгов. Тот факт, что их деятельность стала общественным достоянием, не только повысил доверие к ним со стороны коллекционеров во всем мире, но и позволил сделать каждые торги грандиозным событием, куда приглашаются самые известные личности со всех стран мира.

Это дало возможность влиять на конъюнктуру рынка и диктовать тенденции в мире искусства. Ведь ничто так не свидетельствует о ценности работы, как сумма, которую за нее заплатили. Так, самой дорогой картиной стала работа Пабло Пикассо «Мальчик с голубой трубкой» (1905 г.) $104,2 млн., проданная в 2004 г. Самой дорогостоящей скульптурой был «Шагающий человек» Альберто Джакометти (1961 г.), проданный в 2010 г. за $103,7 млн. А самым дорогим драгоценным камнем стал розовый бриллиант 24,78 карата «Розовый граф», проданный в 2010 г. за $46,2 млн.

Помимо ценовых рекордов, существует огромное число необычных и эксклюзивных проданных лотов. К примеру, космическая капсула «Восток 3KA-2», ушедшая с молотка за $2,8 млн. Этот аукцион состоялся в апреле 2011 г., в день 50-летия первого полета человека в космос. Капсула «Восток» сейчас экспонируется в музее России.

Еще один пример – лист бумаги с написанными рукой Джонна Леннона словами к песне «Один день из Жизни», проданный в 2010 г. за $1,2 млн. Став крупнейшим игроком на рынке произведений искусства, аукционный дом не отказался от своего традиционного бизнеса, торговли книжными раритетами. Самая дорогая книга была продана за $12,4 млн. в 1983 г. Это Евангелие Генриха Льва, монарха XII века из династии Вельфов, герцога Саксонии и Баварии.

Sotheby’s XXI века

В настоящее время аукционный дом располагает широкой сетью отделений (90 филиалов в 40 странах по всему миру) и каждый год организует 250 аукционов в более, чем 70 направлениях (произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книги, рукописи, эстампы, керамика, драгоценности, мебель, музыкальные инструменты, фотографии, часы, вино и пр.).

«Сотбис» проводит торги в десяти залах: в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Милане, Женеве, Амстердаме, Цюрихе, Торонто, Гонконге и Дохе (Катар). Ежегодно на аукционы выставляются более 250 тыс. лотов. «Сотбис» не только проводит аукционы, но и совершает частные сделки с коллекционерами антиквариата и музеями.

Помимо этого, «Сотбис» занимается оценкой имущества (результаты которой признаются налоговыми органами и страховыми фирмами в стране клиента), продажей элитной недвижимости по всему миру, а также поддерживает деятельность Института искусств. Институт искусств «Сотбис» обучает студентов в Европе, США и Гонконге. Здесь готовят будущих искусствоведов, кураторов выставок, арт-дилеров – специалистов по изобразительному и декоративному искусству Запада и Востока. Институт также проводит курсы повышения квалификации для уже состоявшихся профессионалов.