Как проводится оценка работы менеджера по продажам? Оценка эффективности работы менеджера

Заринэ Карапетян, руководитель проектов HR-консалтинга CITY Consulting Group

Как выбрать показатели для оценки эффективности работы персонала, включая топ-менеджеров.

В лице топ-менеджера любая компания стремится найти человека с развитыми управленческими качествами - умением мыслить, предлагать и принимать грамотные организационные решения, брать на себя ответственность, влиять на сотрудников и управлять коллективом. В действительности не все так однозначно, и нет ни одного менеджера, идеально соответствующего занимаемой позиции.

В условиях рыночной экономики менеджер - прежде всего руководитель с определенным квалификационным уровнем подготовки, наделенный полномочиями и ответственностью, направленными на реализацию стратегии развития компании: объем производства, прибыль, рентабельность, производительность труда, фондоотдачу.

В настоящее время в российской экономике присутствуют два вида менеджмента: «старое поколение с инженерным образованием», прошедшее через госплан и пятилетки, и «новое поколение» с небольшим опытом работы, но с «профильным» (часто зарубежным) образованием. Плюсы и минусы принципов работы присутствуют у всех. Среди наиболее распространенных «недочетов» можно выделить:

  • * отрицательные личностные качества: эгоцентризм, конформизм, амбиции, конфликтность, неумение управлять собой, отсутствие стержня и харизмы, низкую профессиональную подготовку, остановку в саморазвитии, неумение учиться;
  • * неэффективные управленческие качества: недостаточное видение особенностей управленческого труда, неумение влиять на людей, недостаточность навыков решения проблем, низкую способность формировать коллектив (команду), отсутствие (недостаток) творческого подхода, неумение обучать.

Объединяет же оба «лагеря» управленцев одно - «веди, а ведомые найдутся»: склад характера и ума, лидерские качества. Быть «стратегом и полководцем» - основная задача «успешного менеджера». И «старички» и «новички» ценны бизнесу именно по набору управленческих характеристик.

Для оценки эффективности работы руководителей и линейных сотрудников во многих как иностранных, так и российских компаниях внедряются системы анализа ключевых показателей. Называться эти системы могут по-разному: KPI (Key Performance Indicators) - ключевые показатели эффективности, MBO (Management by Objectives) - управление по целям, BSC (Balanced Scorecard) - сбалансированная система показателей. Если вникнуть в суть каждой из методик, все они направлены на:

  • * постановку целей, которых мы хотим достичь в процессе деятельности компании;
  • * определение ключевых показателей, которые позволят нам оценить достижение каждой цели;
  • * разработку мероприятий, направленных на успешное выполнение показателей;
  • * привязку системы мотивации персонала к выполнению ключевых показателей эффективности деятельности.

Для того чтобы объективно оценивать результативность менеджера, необходимо придерживаться нескольких принципов.

1. Оценивайте основные и приоритетные направления работы управленца.

Если в компании одной из приоритетных задач является выход на региональные рынки, то оценивать нужно не только общие обороты компании, но еще и отдельно рост оборотов в регионах.

2. Анализировать деятельность менеджера следует по тем задачам и функциям, по которым менеджер имеет полномочия принимать управленческие решения.

Если определенные задачи не входят в его зону ответственности, относятся к смежным подразделениям или к вышестоящему руководству, то данные задачи не будут объективно характеризовать эффективность данного управленца.

3. Наряду с «финансовыми» показателями (результативностью и эффективностью управленческих решений, качеством выполняемых работ, развитостью партнерских отношений) должны учитываться и «нефинансовые» результаты (прежде всего социально-психологические аспекты), поскольку побеждает команда, а не отдельная личность.

В жизни часто встречаются примеры, когда амбициозный управленец не может понять, мотивировать и удержать сотрудников, в результате чего проектная группа расформировывается, сдвигаются сроки реализации поставленных задач (в лучшем случае, в худшем - проекты могут быть полностью закрыты из-за отсутствия и нежелания работать определенной категории специалистов).

Бытует мнение, что оценивать нефинансовые показатели (например, мотивацию, удовлетворенность) сложно. Я сторонница иного суждения - данный процесс не намного сложнее, если абстрагироваться от «эмоциональности» и сконцентрироваться на результатах работы. Прежде всего, необходимо наладить механизм сбора и учета «специальных» индикаторов-показателей. Оценка при этом должна быть понятной, прозрачной, формализованной и систематической. Сами показатели должны приобрести нормативный характер и использоваться в качестве критериев эффективности и возможных ограничений.

Оценка деятельности персонала в большей мере стандартна и может производиться вышестоящим руководством, экспертной комиссией, независимыми оценочными центрами, коллегами и подчиненными. Для этого используются тесты, «мозговые штурмы», деловые игры, собеседования, отзывы и, конечно, анализ выполненных работ. «Нестандартность» появляется тогда, когда оценивать необходимо собственника (президента, вице-президента, генерального директора, руководителя направления). При разработке ключевых показателей эффективности данную категорию сотрудников часто обходят стороной, поскольку в большинстве случаев «заказчиками» оценки выступают непосредственно они сами. Владельцы компаний крайне неохотно решаются на этот шаг и в нашей стране подобных немного, основной их довод: «Зачем? Мне не перед кем отчитываться». Тем не менее здесь главное понять, что система управления на основе показателей эффективности внедряется не для того, чтобы кто-то перед кем-то отчитывался, а для повышения эффективности и результативности каждого сотрудника! А управляющий акционер чаще всего и является самым важным сотрудником в компании.

Для наглядности рассмотрим несколько примеров, где оценка эффективности работы менеджмента (специально привожу разные показатели) была ключевым фактором при реализации различных проектов специалистами нашей компании.

Промышленное предприятие с численностью сотрудников около 1000 человек.

В компании два основных акционера - Президент и Вице-президент. В процессе работы у акционеров возникали сложности с топ-менеджерами компании по результатам работы. В результате личных бесед мы выявили основное недовольство топ-менеджеров: «Большинство управленческих решений принимают Президент и Вице-президент, а вот управленческие «ошибки» разгребаем мы и отвечаем за них своей премией». Для разрешения конфликтов и реализации задач компании с нашей помощью была внедрена сбалансированная система показателей (ССП), на которую наложена система мотивации персонала. На первом этапе мы предложили акционерам установить себе показатели и сделать их открытыми для топ-менеджеров (например, выручка, маржинальная прибыль, чистая прибыль, рентабельность, EBITDA, ROE и многое другое). После долгих переговоров акционеры приняли положительное решение. Тем самым, они поставили себя и топ-менеджеров на одну чашу весов, на другой чаше были их общие управленческие решения и, как следствие, результаты, которые не заставили долго ждать. В ближайшее время была сформирована мощная управленческая команда, которая сейчас, после сложного экономического периода, успешно вывела компанию на новый виток развития. Пример наглядно иллюстрирует ранее высказанный тезис о том, что при использовании системы показателей не должно быть «неприкасаемых» менеджеров.

Крупное агентство недвижимости, 400 человек.

Руководители подразделений оценивали деятельность Руководителя отдела административно-хозяйственного обеспечения (АХО) с помощью критерия «качество административно-хозяйственного обеспечения». Оценка выставлялась по 4 бальной шкале, где «4» - отлично, «3» - хорошо, «2» - удовлетворительно, «1» - неудовлетворительно. Среднее значение всех оценок характеризовало эффективность работы отдела АХО. На вопрос руководителя отдела АХО: «На чем основаны ваши оценки?» внятного ответа от оценивающих его коллег не поступало. В данной ситуации мы предложили руководству агентства отказаться от показателя «качество административно-хозяйственного обеспечения», а вместо него ввести два других: «соблюдение сроков выполнения работ по АХО» и «качество выполненных работ». Показатель «соблюдение сроков выполнения работ по АХО» определялся как суммарный срок задержки работ в днях, а критерий «качество выполненных работ» определялся необходимостью (или отсутствием необходимости) повторного выполнения работ или корректировок. Таким образом, при введении нефинансовых показателей можно, и даже нужно, максимально уйти от личностной, пусть даже экспертной оценки работы подразделений и сотрудников.

Крупный холдинг, 300 человек.

В качестве ключевых показателей руководителей филиалов были выбраны четыре показателя: «выручка по новым клиентам», «рентабельность», «чистая прибыль» и «затраты филиала». К этим же показателям была привязана система мотивации руководителя филиала. Показатель «рентабельность филиала» рассчитывается как отношение прибыли к выручке, то есть для того, чтобы повысить рентабельность филиала, необходимо достичь увеличения прибыли, а именно сокращения затрат и увеличения выручки. Таким образом, выполнение одного показателя влечет за собой выполнение другого, и наоборот. В результате сотрудник премируется дважды, по сути, за одни и те же достижения, либо дважды лишается премиальной составляющей. Здесь необходимо пересмотреть состав показателей руководителя филиала.

Приведенные примеры большей частью характеризуют ошибочность собственников в выборе ключевых показателей, что формирует субъективную характеристику работы менеджмента и очень часто приводит к демотивации сотрудников (срывы сроков, увольнения). Хорошо, если «ошибки» вовремя выявлены, проведены корректирующие действия и сформированы «правильные» показатели, помогающие, а не мешающие производственной деятельности. Главное - не забывать: подлинным критерием оценки эффективности работы менеджмента является конечный результат труда всей команды, коллектива, где органично соединены и руководители, и исполнители. Создать настоящую команду всегда сложно. Сегодня многие хотят показывать индивидуальные результаты, чтобы заметили и оценили именно их. Талант руководителя как раз и заключается в формировании системы мотивации, направленной на успешную совместную работу в коллективе (команде, проектной группе, компании). Если у вас есть управленец, за которым следуют «идейно», несмотря на препятствия (задержки в выплате заработной платы, переработки и прочее), и успешно совместно реализуют поставленные задачи, не это ли лучшая оценка менеджера?

Воспользоваться консалтинговыми услугами по оценке персонала

Критерии оценки менеджеров позволяют организации определить степень соответствия менеджеров должности, степень достижения стратегических и тактических целей и конкретных задач, которые стоят перед сотрудниками.

Все критерии оценки менеджеров можно разделить на три группы:

  • 1. Критерии оценки эффективности деятельности
  • 2. Критерии оценки личностных качеств
  • 3. Критерии оценки профессиональных качеств.

Первая группа критериев - Критерии оценки эффективности деятельности

Критерии оценки эффективности деятельности - это показатели, индикаторы, которые помогают оценить качество работы менеджеры по продажам, продуктивность и эффективность работы менеджера, соотнести фактические результаты с плановыми и определить, насколько быстро организация приближается к своей цели посредством данных трудовых ресурсов.

Критерии оценки эффективности деятельности, в свою очередь, я предлагаю разделить на три категории:

Критерии оценки результата работы менеджера;

Критерии оценки качества работы с клиентами;

Критерии оценки качества работы с дебиторской задолженностью.

Рассмотрим подробнее каждую категорию.

1. Критерии оценки результата работы менеджера:

Объем продаж (доход/ выручка).

Доля фактического объема продаж от планового объема продаж.

Валовая прибыль (доход минус расход).

Доля фактической валовой прибыли от плановой валовой прибыли.

2. Критерии оценки качества работы с клиентами.

Критерии оценки качества работы с клиентами нужны для того, чтобы определить, насколько качественно менеджер работает с клиентами, и, если качество оставляет желать лучшего, выявить ошибки менеджера, определить, на каких этапах работы возникают основные сложности.

Активная клиентская база.

Количество новых клиентов.

Количество повторных заявок.

Количество потерянных клиентов.

Число звонков в день.

Количество перекрестных продаж.

Длительность одного цикла продаж (от первого звонка до заключения сделки).

Средняя сумма сделки.

3. Критерии оценки качества работы с дебиторской задолженностью.

Данные критерии помогают оценить, насколько качественно менеджер работает с дебиторской задолженностью (умеет ли ее предотвращать, проводит ли работу по оплате задолженностей и т.п.):

Количество выставленных счетов.

Количество счетов с задержкой платежа.

Доля счетов с задержкой от общего количества выставленных счетов.

Средняя сумма задолженности.

Доля суммы задолженности от общего дохода.

Количество клиентов с просрочкой платежа.

Для повышения эффективности управления торговым персоналом необходимо собрать информацию по каждому критерию, провести анализ, выявить закономерности, сделать выводы, на основе которых принимаются управленческие решения, составить план действия и реализовать план.

Вторая группа критериев - Критерии оценки личностных качеств.

Данные критерии помогают определить степень соответствия личностных качеств менеджера по продажам требованиям профессии и компании.

Данный перечень критериев может включать в себя несколько десятков личностных качеств, я перечислю основные, ключевые для менеджера по продажам:

экстравертированность (ориентация на внешний мир и окружающих людей);

коммуникабельность (умение общаться, устанавливать контакты и т.п.);

высокий уровень социального интеллекта (умение разбираться в людях, прогнозировать их поведение);

уверенность в себе, адекватная самооценка;

самостоятельность;

предприимчивость (гибкий ум + находчивость + энергичность +практичность);

азарт к продажам, к влиянию на других людей;

мотивация на успех (мотивация на взаимодействие с людьми, получение прибыли, система мотивация, соответствующая принятой в компании);

услужливость (клиенториентированность, обходительность);

высокий уровень самоконтроля.

Третья группа критериев - Критерии оценки профессиональных качеств.

Профессиональные качества стоит разделить на две категории.

1. Знания:

Знание продукции;

Знание компании;

Знание рынка, отрасли;

Знание потребителя;

Знание корпоративной этики;

Знание технологий продаж.

2. Профессиональные умения и навыки:

Навыки самоорганизации, планирования времени;

Умение устанавливать контакт;

Навыки подготовки к переговорам;

Навыки презентации (подготовки, проведения устной и письменной презентации);

Навыки убеждения, аргументации, влияния и внушения;

Умения работать с возражениями;

Умения говорить о цене;

Умение фиксировать результаты деятельности;

Умение вести документацию.

Как пользоваться данными критериями в работе.

При подборе персонала.

Оцениваете личностные качества (по критериям оценки личностных качеств). Если качества человека не соответствуют требованиям - не принимаете на работу. Если качества соответствуют - отмечаете, оцениваете дальше.

Оцениваете профессиональные знания и умения (по критериям оценки профессиональных качеств). Если уровень знаний и умений Вас устраивает, принимаете на работу. Если не устраивает - думаете, готовы ли Вы обучать кандидата. Если готовы обучать - принимаете на работу.

Для окончательного решения косвенно можете оценить эффективность деятельности менеджера (по критериям оценки эффективности деятельности): выяснить при собеседовании у кандидата или получить отзывы от предыдущих работодателей.

При оценке работника:

Оцениваете результаты деятельности менеджера (по критериям оценки результата работы). Если результат устраивает, можете на этом этапе остановиться, не стоит «копаться» в хорошем работнике. Если не устраивает - двигаемся дальше.

Оцениваете качество работы с клиентами (по критериям оценки качества работы с клиентами), выявляете проблемные места в работе, определяете причины (с помощью критериев оценки личностных качеств и профессиональных качеств). Принимаете решение, готовы ли Вы исправлять данные причины (например, обучать). Предпринимаете необходимые действия. Если причины в личностных качествах, на которые повлиять невозможно - переводите на другую должность работника либо сокращаете. Если по данному критерию все отлично, но результаты не устраивают, переходите к следующим критериям оценки.

Оцениваете качество работы с дебиторской задолженностью (по критериям оценки качества работы с дебиторской задолженностью). Находите проблемные зоны, определяете их причины, принимаете меры по устранению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Теоретические аспекты оценки труда менеджера

1.1 Менеджер и его роль в деятельности организации

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины «менеджмент», «менеджер», быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова часто используются как синонимами по отношению друг к другу, нам следует различать эти понятия.

Менеджер - профессиональный управленец, представитель особой профессии, прошедший специальную подготовку и имеющий специальное образование. Наёмный управляющий, организующий работу в организации, руководящий деятельностью сотрудников организации.

Управленец - одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за разработку и реализацию программ функционирования и развития организации, достижения поставленных перед ней целей.

Руководитель - одна из ролей менеджера в рамках системного подхода связанная с ответственностью за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчинёнными поставленных задач .

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.

Управление представляет собой особую форму и функцию, возникшую из самой природы процесса общественного труда. С развитием производительных сил общества, сопровождающимся разделением и кооперацией труда, возникла объективная необходимость координировать эти процессы в организованных системах (народное хозяйство, предприятие, отрасль). Поэтому управление является, обязательным элементом, неотъемлемой частью совокупного общественного труда .

При комплексном, системном подходе под управлением следует понимать целенаправленную деятельность аппарата управления в социально-экономической системе, связанную с осуществлением специфических функций (планирования, организации, регулирование, координация, мотивация, контроль) на основе познания и использования объективных законов и закономерностей, присущих производству, в интересах постоянного повышения его эффективности.

Управленческий труд в общественном производстве - процесс управления коллективом, осуществляемый руководителями, специалистами и техническими исполнителями, направлен на согласование, регулирование, учет и контроль производственной деятельности.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. Рассмотрим особенности труда работников аппарата управления:

1) большая степень самостоятельности работников аппарата управления в вопросах установления последовательности работ в течение рабочего дня;

2) наличие элементов творческого труда, которые невозможно измерить;

3) большое разнообразие по характеру и содержанию выполненных одним руководителем или специалистом управленческих работ и многообразия решаемых задач;

4) необходимость использования непрерывно поступающей информации, не позволяющей заранее предвидеть и установить весь комплекс управленческих операций и порядок выполнения;

5) трудность определения степени интенсивности труда, отсутствие резко выраженных признаков расхода энергии труда;

6) большая сложность управленческого труда, которая требует в отдельных случаях коллективного решения;

7) способность работников аппарата управления воздействовать на производственный процесс не прямо, а через отдельных производителей;

8) нельзя оценить труд работников аппарата управления количеством производимой продукции. Исключение составляют только отдельные работы, результаты которых поддаются количественному измерению (счетно-вычислительные, чертежно-графические и другие) .

С развитием производства содержание управленческого труда становиться все более сложным. Основная часть работ, характеризующая труд работников аппарата управления связана с умственным процессом. Однако некоторые работы по управлению требуют физической энергии (переходы, переезды, составление необходимых документов, проведение счетно-вычислительных, чертежно-графических работ). Революционные изменения в содержание операций управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. К рассмотренным характерным особенностям управленческого труда прибавим характерные операции, встречающиеся, в процессе выработки и принятия решений. Ими являются: постановка задачи; поиск информации с использованием компьютеров; анализ информации; подготовка решений; принятие решений индивидуально; принятие решений коллегиально; оформление документов и т.д.

В современных условиях может быть выделено три вида управленческого труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд - это, прежде всего труд руководителей и специалистов. По своему содержанию эвристический труд состоит из двух видов операций: аналитических и конструктивных.

Аналитические операции заключаются в получении и восприятии необходимой для принятия решений информации. К числу таких операций относятся: рассмотрение и изучение различных документов и литературных источников; проведение устных бесед, опросов, наблюдений; изложение результатов анализа в соответствующих документах.

Конструктивные операции связаны с подготовкой и принятием решений. Эти операции различаются в зависимости от содержания, характера и сложности решений, а также от соответствующих методов их поиска.

Административный труд - это непосредственное управление действиями людей в процессе их трудовой деятельности. Процесс административного труда складывается из выполнения следующих операций:

1) служебно-коммуникационных (передача и прием информации путем телефонных переговоров, приема сотрудников и посетителей и т.д.);

2) распорядительных (отдача устных распоряжений, письменных приказов, указаний, установление заданий исполнителям и т.д.);

3) координационных (проведение совещаний и заседаний, составление плана-графика выполнения работы с указанием исполнителей и сроков);

4) контрольно-оценочных (контроль исполнения приказов, решений совещаний, планов заданий, поручений, поощрения и взыскания).

Операторный труд - это главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных, повторяющихся операций, необходимых для информационного обеспечения производственных и управленческих процессов .

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров, наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» - работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Профессиональные ресурсы менеджера включают накопленный опыт практической управленческой деятельности и специальные знания.

Психологические ресурсы менеджера включают в себя стиль делового поведения и способ мышления. Источником этого ресурса является сама личность, заданная структурой базовых компонент, включающих способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивацию.

1.2 Методы и критерии оценки эффективности работы менеджера

У любого человека, занятого в сфере управления, есть конкретные функции и обязанности, связанные с реализацией общей цели, но оценить действия каждого с помощью единого обобщенного показателя (критерия) не всегда возможно. В большинстве случаев целесообразнее использовать комплекс показателей, тогда определение эффекта деятельности отдельного сотрудника будет более объективным. Показатели такого рода должны соответствовать основным видам деятельности и функциям управления, отличаться друг от друга и быть независимыми, точно и ясно сформулированными.

Эффективность труда от его экономической эффективности отличается тем, что в качестве величины эффекта при определении последней учитывается лишь экономический результат деятельности, в то время как эффективность включает в себя как экономическую, так и социально-политическую стороны результата деятельности.

Формирование и реализация полезного эффекта управленческой деятельности выступает как длительный процесс, растянутый иногда на месяцы и даже годы. Оценить эффективность управления значительно сложнее, чем эффективность производства. Процесс управления можно разбить на отдельные этапы и операции, выделяя при этом взаимосвязанные между собой промежуточные (локальные) и конечные результаты деятельности органа управления в целом и его отдельных звеньев. Промежуточные результаты неодинаковы по своей значимости. Однако их качество во многом предопределяет результативность управления в целом и должно быть предметом соответствующего анализа и оценки.

Обобщающие оценки эффективности управленческой деятельности выражают конечные результаты функционирования управляемого объекта - цеха, предприятия. Можно принять хорошее своевременное решение, сбалансированный план. Однако, это еще не гарантирует высокую эффективность: нужны организационные, контрольные, стимулирующие меры воздействия на коллектив, чтобы реализовать намеченные цели с наименьшими затратами. Сами по себе управленческие решения или план - только предпосылка для получения полезного эффекта производственной деятельности совокупного работника, частью которого выступает управление. Нельзя ожидать высокой эффективности, если принятые план или решение плохо обоснованы, не обеспечены ресурсами. Но хороший план или решение может быть не выполнен из-за невысокого уровня организаторской работы на последующих этапах.

Основой для оценки экономической эффективности управленческого труда является отношение суммы затрат на управление к объему производства или к стоимости единицы продукции. При этом очень важно учитывать такие характеристики:

Соотношение темпов роста затрат на управление и объема прироста продукции или производительности труда;

Соотношение объема прироста затрат на управление и объема прироста продукции, полученной за счет роста производительности труда;

Соотношение между приростом затрат на техническое перевооружение и приростом затрат на управление.

Экономическая эффективность оценивается по уровню и динамике издержек на тот или иной вид управленческой деятельности. Однако сам факт экономии денег или времени будет показателем эффективности лишь в том случае, если качество управления, по крайней мере, не ухудшится. О действительной экономической эффективности труда менеджера можно говорить тогда, когда затраты на управление не изменились, а качество управления улучшилось; затраты на управление увеличились, но еще в большей мере улучшилось качество управления. Наиболее распространенным показателем определения эффективности труда менеджера является отношение общего или конечного результата производства к затратам по управлению.

Следует оговориться, что полного соответствия расходов результатам нет и не может быть. Здесь всегда будет присутствовать элемент относительности и вероятности. Отклонение в отрицательную или положительную сторону возможно в силу того, что любой социальный процесс неповторим, каждый процесс развивается в своеобразных условиях. Поэтому количественный эквивалент оценки лишь приблизительно верно отражает реально выполненную системой управления работу.

Однако деятельность менеджера высшего звена имеет незначительную долю повторяющихся операций. Определить эффект от какой-либо функциональной группы выполняемых менеджером действий напрямую достаточно сложно, так как каждая операция имеет свою эффективность, однако есть некоторые косвенные показатели, по которым можно определить, насколько эффективно менеджер организует свою управленческую деятельность.

Проанализировав структуру производительных затрат труда менеджера на те или иные виды операций можно оценить эффективность управления в качественном выражении.

Так, например, большая доля затрат на контрольные операции свидетельствует о недостаточной организации планирования и мотивации труда. Большая доля непроизводительных затрат свидетельствует о неправильной организации менеджером собственного труда. Сравнив, например, запланированные менеджером на день задачи с выполненными за день задачами, можно оценить, насколько хорошо менеджер может расставлять приоритеты и следовать намеченному плану. Если менеджер не может выполнить собственный план на день, сможет ли он обеспечить выполнение организацией плана на год?

Таким образом, оценка эффективности труда менеджера осуществляется по двум группам критериев: количественным и качественным.

2. Оценка эффективности работы генерального директора ОАО «Городейский сахарный комбинат»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Городейский сахарный комбинат»

Юридический адрес - 222611 Минская обл., Несвижский р-н, г.п. Городея, ул. Заводская, 2.

Форма собственности - акционерная, с государственной долей собственности.

Приказом Миноблимущества от 30 декабря 1995 года №28 государственное предприятие «Городейский сахарный завод» преобразован в открытое акционерное общество «Городейский сахарный комбинат» (сокращенное наименование - ОАО «ГСК») с уставным фондом 59,9 млн. руб. (570 130 простых именных акций).

По состоянию на 01.01.2010 года уставный фонд определен в размере 50 087 269 890 руб. и разделен на 477 021 618 штук простых обыкновенных акций номинальной стоимостью 105 рублей каждая.

Основным видом деятельности предприятия является промышленное производство, которое основано на переработке сахарной свеклы, выращиваемой в Республике Беларусь, а также на переработке импортного сахара-сырца тростникового. С 2009 года мощность предприятия составляет до 8000 тонн свеклы в сутки. Основные виды производимой продукции приведены на рисунке1.

1. сахар-песок;

2. сахар прессованный «Городейский»: в форме кубиков и бридж (фигурный сахар в форме карточных мастей);

3. сахар прессованный «Городейский» с корицей: в форме кубиков и «бридж»;

4. сахар прессованный обогащённый с витамином С: в форме кубиков и «бридж»;

5. сахар-песок рафинированный.

Рисунок 1. Структура ассортимента продукции, выпускаемой на ОАО «ГСК» в 2010 году

менеджер организация управленец эффективность

ОАО «Городейский сахарный комбинат» включено в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.

На предприятии внедрены система менеджмента качества СТБ ISO 9001-2001 и система управления охраной труда в соответствии с требованиями СТБ 18001-2005.

География экспорта продукции довольно широка. Продукцию Городейского сахарного комбината по данным на 2010 г. покупали такие страны как Швейцария, ОАЭ, Британские Виргинские острова, Кыргызстан, Молдова, Грузия, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Украина и, разумеется, Россия.

Структура экспорта продукции представлена на рисунке 2:

Рисунок 2. География основных экспортных рынков ОАО «ГСК» в 2010 г.

2.2 Анализ содержания труда генерального директора

Для анализа эффективности работы менеджера необходимо знать содержание его труда. Содержание труда генерального директора, как и любого менеджера высшего звена, имеет характерную структуру. Так, менеджеры высшего звена значительную часть своего времени уделяют внешним связям, представлению организации, взаимодействию с внешней средой. Также, значительная часть времени отводится на создание мотивационной атмосферы.

Это в первую очередь отличает их от менеджеров средней руки и низовых уровней. Менеджеры среднего звена больше времени уделяют внутренним коммуникациям, планированию и координации, а менеджеры низшего уровня - контролю за выполнением и принятию оперативных решений.

Ориентировочная структура затрат рабочего времени менеджера высшего звена представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура затрат времени менеджера высшего звена

Группа операций

Доля в общем времени, %

Контроль

Планирование

Посещение заседаний, совещаний

Принятие решений

Ответы на запросы подчиненных

Написание писем и деловых бумаг

Создание мотивационной атмосферы

Представление компании

Ниже представлена таблица 2, составленная на основе самофотографии рабочего времени генерального директора (см. Приложение А), дополненная распределением операций по функциональным группам (графа «Код»):

На основе данной фотографии был проведён анализ структуры затрат труда на выполнение отдельных функций генеральным директором. Все операции разбивались на 7 групп: 6 функциональных (делопроизводительные, контрольно-оценочные, распорядительные, координационные, мотивационные, представительские) и потери времени.

Таблица 2. Фотография рабочего времени генерального директора ОАО «ГСК»

Элементы затрат времени

Тек.время

Приход на рабочее место

Подготовка рабочего места, включение компьютера

Начало работы

Просмотр корреспонденции

Подготовка документов для работы

Оперативное совещание

Визирование документов

Телефонный разговор с представительством в Астане

Телефонный разговор с управлением концерна «Белгоспищепром»

Нерегламентированный перерыв

Обсуждение с главным инженером деловых вопросов

Просмотр оперативных отчетов

Чтение срочной корреспонденции

Телефонные разговоры с организациями-поставщиками сырья

Обсуждение с представителем профсоюза общественных мероприятий

Дорога в Несвижский РИК

Посещение председателя Несвижского РИК

Дорога из Несвижского РИК

Прием граждан по личным вопросам

Визирование документов

Уборка рабочего места, выключение компьютера

Окончание работы

Итоги анализа представлены в таблице 3. Подробный анализ данной таблицы будет проведен в подразделе 2.3. В частности, функциональная структура затрат труда позволяет определить стиль управления - демократический либо авторитарный.

Таблица 3. Функциональная структура затрат труда генерального директора ОАО «ГСК»

Функциональная группа операций

Общее время, ч:мм

% от рабочего времени

Делопроизводственные(Дп)

Контрольно-оценочные(К)

Распорядительные(Р)

Координационные(Ко)

Мотивационные(М)

Представительские(Пр)

Потери времени(П)

Итого

2.3 Показатели эффективности труда генерального директора ОАО «Городейский сахарный комбинат»

Менеджер высшего звена, такой, как генеральный директор предприятия, несет ответственность за ключевые показатели деятельности предприятия. Его первостепенной задачей, проявляющейся в ряде подчиненных задач, является организация и поддержание эффективности системы управления предприятием. Это означает, что рост / снижение эффективности системы управления на предприятии является прямым индикатором эффективности работы генерального директора.

Экономическая эффективность системы управления характеризуется следующими показателями:

Соотношение темпов роста затрат на управление и объема прироста продукции(К пэ)

Соотношение объема прироста затрат на управление и объема прироста продукции, полученной за счет роста производительности труда(К тэ);

Соотношение между приростом затрат на техническое перевооружение и приростом затрат на управление(К фэ).

Значения этих показателей для ОАО «Городейский сахарный комбинат» за 2006-2010 гг. представлены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели экономической эффективности управления ОАО «ГСК» за 2006-2010 годы

Из данной таблицы следует, что за период с 2006 по 2010 год объём выпуска продукции возрос в 1,53 раза быстрее, чем затраты на управление, производительность труда возросла в 1,21 раз быстрее расходов на управление, а рост затрат на техническое перевооружение опережал рост затрат на управление. Следовательно, затраты на управление, произведенные в период с 2006 по 2010 годы дали положительный эффект в виде опережающего роста производительности труда и выпуска продукции, а также положительно влияли на затраты на техническое перевооружение.

Таким образом, в целом система управления была экономически эффективна. Однако экономический эффект - не единственное, что характеризует работу генерального директора.

Следующим этапом оценки эффективности труда генерального директора является анализ структуры рабочего времени директора.

На рисунке 3 вы видите соотношение функциональных групп операций, указанных в таблице 3.

Рисунок 3. Структура затрат рабочего времени генерального директора ОАО «ГСК» по функциональным группам операций

На диаграмме наглядно прослеживается, что большую долю времени занимают контрольно-оценочные операции (21%), в сравнении и мотивационными (6%) и координационными (17%). Это свидетельствует о неэффективном управлении, требующем значительных усилий по контролю за исполнением.

Значительную долю занимают непроизводительные временные затраты (потери времени). Это свидетельствует о недостаточной самоорганизованности менеджера. Так, время, потраченное на разъезды(дорогу), можно было бы употребить для визирования документов или просмотра отчетной документации. Также время в пути можно совмещать с телефонными деловыми разговорами с подчиненными.

Фотография рабочего времени (Приложение А), интервью с генеральным директором Скачко Игорем Николаевичем (Приложение Б), и наблюдения, позволяют сделать следующие выводы об организованности труда генерального директора как критерии эффективности:

1. Сильные стороны:

Делегирование полномочий

Планирование рабочего времени и распределение его по срочности.

2. Слабые стороны:

В работе присутствуют нерабочие разговоры, которые отнимают значительную часть времени;

Недостаточная мотивация сотрудников влечёт за собой значительные затраты на оценочно-контрольные операции;

Причины, непосредственно связанные с личностью руководителя - это постоянная спешка, суетливость, неумение распределить задачи по их важности.

Таким образом, работа генерального директора ОАО «Городейский сахарный комбинат» экономически эффективна, однако присутствует значительный потенциал качественного улучшения работы генерального директора с точки зрения распоряжения временем.

3. Направления повышения эффективности работы генерального директора

3.1 Сокращение затрат на контрольно-оценочные действия

Избыточная отчетность, требующая от руководителя значительного времени на анализ и отслеживание, является одним из признаков неэффективной организационной составляющей труда топ-менеджера. Слишком авторитарный стиль управления, выражающийся в стремлении контролировать вместо стремления делегировать может повлечь за собой неоправданные затраты времени на контрольные операции. Таким образом, делегирование полномочий на более низкий уровень без значительного усиления контроля над исполнителем является одним из источников высвобождения рабочего времени руководителя.

Генеральному директору ОАО «ГСК» следует пересмотреть систему отчетов, контролируемую лично им в сторону сужения перечня и делегирования ответственности на более низкие уровни.

Одновременно с этим, для обеспечения надлежащего качества выполнения показателей, которые раньше контролировал непосредственно генеральный директор, следует больше внимания уделять мотивации труда как исполнителей, так и менеджеров среднего звена, которым делегируются контрольно-оценочные операции.

Таким образом, повысив затраты труда на мотивационные операции, генеральный директор может добиться опережающего снижения затрат на контрольно-оценочные операции. При этом важно помнить об эффективности любых мер, то есть об эффекте, опережающем затраты.

3.2 Применение генеральным директором методов и инструментов персонального тайм-менеджмента в организации своей работы

менеджер эффективность директор труд

Для решения проблем, связанных с рациональным использованием рабочего времени существует множество методик, имеющих общее название «тайм-менеджмент». Однако нельзя сказать, что тайм-менеджмент - это такая строгая совокупность правил, следуя которым человек сможет максимально рационализировать свой рабочий день и рабочее время своих подчиненных. Тайм-менеджмент - это совокупность общих методов и рекомендаций, и для каждого человека и организаций следует подбирать их отдельно, индивидуально.

Первым этапом регулирования рабочего времени является анализ затрат рабочего времени. В процессе анализа выявляются сильные и слабые стороны использования временного ресурса. Для этого необходимо ответить на некоторые вопросы, такие как:

· была ли работа необходима? (если более 10% рабочего времени было потрачено не на необходимую работу, это говорит о проблемах с определением приоритетов);

· были ли оправданы затраты времени? (если более 10% рабочего времени составляли дела, затраты времени на которые не оправданы, нужно проанализировать причины, по которым расход времени был слишком велик и постараться учитывать их в будущей работе);

· было ли целесообразно выполнение работы? (если более 10% рабочего времени пошло на задачи, выполнение которых было нецелесообразно, значит нужно уделить внимание планированию, организации)

· был ли сознательно определен временной интервал для выполнения работы? (если более 10% рабочего времени было потрачено на задачи, временной интервал выполнения которых определялся спонтанно, значит, существуют проблемы с планированием рабочего времени).

Сам процесс планирования заключаются в том, что формулируются результаты и устанавливаются сроки, которые отводятся для их достижения. Результаты должны соответствовать целям. При этом желательно соблюдать некоторые правила планирования.

1. Следует осуществлять планирование в письменном виде. Чтобы план был не просто перечнем дел, которые необходимо выполнить за день, стоит его делать еще и мотивирующим инструментом - ориентировать его на результат. Например, писать в списке не «сделать то-то», а «то-то сделано», чтобы по окончанию дела можно было поставить рядом с это записью жирную галочку. Это одно из сильных мотивирующих средств.

2. Следует учитывать результаты предшествовавшего анализа использования рабочего времени. В процессе данного анализа выявляются ошибки, присущие данному руководителю в планировании своего рабочего времени и способы нейтрализации последствий этих ошибок.

3. Не следует планировать полностью весь свой рабочий день. Считается, что следует планировать не более 60% своего времени, а 40% оставить незапланированным: 20% непредвиденное время и 20% спонтанное время.

4. Незапланированное время лучше всего распределить равномерно на весь рабочий день небольшими интервалами в 10-15 минут. Это помогает при незапланированных срочных делах и вопросах, если они возникают. Если же нет, то можно это время израсходовать на решение задач, которые планировалось решить чуть позже. Таким образом мы получаем временную «подушку», которая накапливается каждый час до того момента, как возникнет непредвиденное дело.

5. Для решения вопроса, о перепоручении дел следует разделить дела по степени их срочности и важности. При этом наиболее срочные и важные задачи следует решать руководителю немедленно. Важные, но не срочные можно отложить, остальные же 2 категории дел (неважные, но срочные и неважные и несрочные) следует передавать для решения подчиненным. Несрочные дела следует проранжировать по времени, необходимому для каждого из них и при появлении свободного времени можно заняться сокращением этого списка - для этого желательно всегда иметь его под рукой .

Также значительно упрощает организацию рабочего времени, снижают время на планирование и повышают эффективность использования рабочего времени специальные программные продукты (для компьютера либо для мобильного телефона).

Знание методик тайм-менеджмента и активное их применение является обязательным навыком современного успешного менеджера. Причем не только на уровне высшего менеджмента, но и на низовом уровне менеджерской иерархии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и содержания эффективности управления предприятием. Показатели экономической эффективности. Проблемы соотношения количественных и качественных, объективных и субъективных показателей. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2014

    Краткая характеристика ООО "Техносила". Критерии эффективности управления. Анализ трудового потенциала. Оценка эффективности деятельности менеджера проекта по совершенствованию системы организации труда управленческого персонала в ООО "Техносила".

    дипломная работа , добавлен 22.12.2012

    Основы менеджмента. Сущность, цени и задачи менеджмента в условиях рыночной экономики. Методы подбора менеджеров и оценка их деятельности. Принципы научной организации труда менеджеров. Оценка уровня организации труда менеджеров.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2007

    Тайм-менеджмент как тренировка контроля над количеством времени, потраченным на конкретные виды деятельности, оценка его роли в повышении эффективности и продуктивности работы. Анализ использования рабочего времени. Структура и принципы тайм-менеджмента.

    реферат , добавлен 24.03.2013

    Основные принципы и инструменты управления временем персонала. Принципы диагностики тайм-менеджмента. Краткая характеристика деятельности организации ИП Будников А.В. Главные недостатки использования рабочего времени офис-менеджера в организации.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2011

    Теоретические аспекты работы менеджера и его роль в организации. Разделение труда и профессиональная компетенция менеджера. Сведения о предприятии. Документы, которыми руководствуется офис-менеджер ООО "Прана-Плюс" при осуществлении своей деятельности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2016

    Методологическая характеристика проблемы рациональной организации труда менеджера. Анализ работы менеджера компании ООО "Сириус" и затрат его рабочего времени. Формулирование рекомендаций по повышению эффективности использования рабочего времени.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2016

    Теоретические основы мотивации трудовой деятельности и ее влияние на повышение эффективности деятельности организации. Оценка взаимосвязи мотивации труда и эффективности работы персонала. Применение системы стимулирования, используемой за рубежом.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Сущность самоорганизации менеджера. Особенности организационного труда и планирование рабочего времени. Стили руководства и управления. Анализ затрат рабочего времени менеджеров. Повышение эффективности работы менеджера на предприятии ООО "Рационал".

    курсовая работа , добавлен 26.09.2009

    Трудовая деятельность менеджера. Моделирование профессиональной деятельности менеджера. Разработка рекомендаций по подготовке начинающих руководителей к системе оценки со стороны непосредственного руководителя. Управленческая деятельность менеджера.

Эффективность менеджмента проявляется через эффективность (результативность) основной деятельности.

Критерии результативности деятельности организации:

    Действенность - степень достижения целей организации.

    Экономичность - соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

    Качество - соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.

    Прибыльность - соотношение между доходами и суммарными издержками.

    Продуктивность - соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).

    Качество трудовой жизни - условия труда работников.

    Инновационная активность - внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.

Экономические показатели эффективности управления:

Э у = П / Z y

    Э у - показатель эффективности;

    Z у - затраты на управление;

    П - прибыль организации.

К y = Ч y / Ч

    К y - коэффициент численности управленческих работников;

    Ч y - численность работников управления;

    Ч - общая численность работников организации.

К з = З y / З

    К 3 - коэффициент затрат на управление;

    З у - затраты на управление;

    3 - общие затраты организации.

К эп = З у / ОП

    К эп - коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг);

    ОП - количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

Признаки эффективного менеджмента (по Т. Питерсу и Р. Уотермену)

1. Лицом к потребителю.

Только 4 из 100 неудовлетворенных клиентов жалуются. Но каждый расскажет примерно 10 друзьям и коллегам о своем печальном опыте. Значит, не удовлетворив как следует потребности 100 клиентов, мы можем потерять 1000!

Только один из 10 неудовлетворённых клиентов может вернуться. А привлечение нового клиента стоит в 5 раз дороже, чем сохранение уже имеющегося.

2. Производительность от человека

«Каждый работник рассматривается как источник идей, а не просто как пара рабочих рук».

Управление персоналом должно строиться с учетом человеческой природы. При этом нужно учитывать следующее: все люди любят чувствовать себя победителями, хотя являются они таковыми далеко не всегда; часто ощущение более важно, чем реальное положение; человек способен оперировать одновременно не более чем полудюжиной фактов; люди очень чувствительны на поощрение и наказание; обычно люди судят по делам, а не по словам; человек стремится удовлетворить свои потребности и амбиции.

3. Ориентация на действия

Принять решение, пусть даже плохое, - лучше, чем не принять совсем никакого решения.

Богатство опыта приобретается исключительно лишь тогда, когда работаешь непосредственно с предметом. Материал или процесс плохо постижим абстрактно - путем анализа на бумаге или в описании.

4. Создание атмосферы поиска

Образцовые компании отличают децентрализация управления, развитие самостоятельности, предприимчивости.

Атмосфера поиска создается поддержкой энтузиастов, развитием всех форм деловых контактов между сотрудниками, коллегиальностью управления, мягкой внутренней конкуренцией.

5. Ценностное руководство

Во многих образцовых компаниях повсеместно используются истории, лозунги и легенды, связанные с деятельностью организации, ее видных руководителей и специалистов. Это важно, поскольку отражает общие укоренившиеся ценности организации, т. е. ее культуру.

Чем сильнее культура организации и чем в большей степени она ориентирована на рынок, тем меньше нужны директивные наставления, организационные схемы, подробные процедуры и правила.

6. Верность своему делу

Некоторая степень диверсификации становится основой устойчивости организации. Но неразборчивая диверсификация - наименее успешная стратегия.

7. Простота формы, скромный штат управления

Внутренние структурные формы и системы образцовых организаций отличаются изящной простотой.

8. Сильные лидеры

Ценности и методы менеджмента, превращающие организации в образцовые, устанавливаются и развиваются под влиянием сильных лидеров.

Основные мероприятия по повышению эффективности менеджмента:

    совершенствование структуры организации, более рациональное распределение функций, прав, ответственности;

    выработка стратегии развития организации;

    совершенствование системы принятия решений в организации;

    разработка эффективной информационной системы в организации;

    совершенствование системы управления персоналом (подбор, изучение кадров, механизм мотивации; осуществление мер по предупреждению возникновения конфликтов, выработке умений разрешения возникающих противоречий бесконфликтно);

    развитие форм коллегиальности управления, максимальное развитие самостоятельности и ответственности работников;

    создание культуры организации, выработка ценностей, признаваемых и разделяемых сотрудниками.

Требования к процессу повышения эффективности менеджмента:

    заинтересованность и единство руководства высшего уровня;

    соблюдение высшим руководством принципов морали;

    вовлечение всего руководящего состава в процесс преобразований;

    участие всех рабочих и служащих в повышении эффективности деятельности;

    максимальное использование всех форм коллегиальности;

    устранение причин недостатков и проблем, а не следствий;

    начинать с малого: малые победы ведут к большим успехам.

Как выбрать показатели для оценки эффективности работы персонала, включая топ-менеджеров?

В лице топ-менеджера любая компания стремится найти человека с развитыми управленческими качествами - умением мыслить, предлагать и принимать грамотные организационные решения, брать на себя ответственность, влиять на сотрудников и управлять коллективом. В действительности не все так однозначно, и нет ни одного менеджера, идеально соответствующего занимаемой позиции.

В условиях рыночной экономики менеджер - прежде всего руководитель с определенным квалификационным уровнем подготовки, наделенный полномочиями и ответственностью, направленными на реализацию стратегии развития компании: объем производства, прибыль, рентабельность, производительность труда, фондоотдачу.

В настоящее время в российской экономике присутствуют два вида менеджмента: «старое поколение с инженерным образованием», прошедшее через госплан и пятилетки, и «новое поколение» с небольшим опытом работы, но с «профильным» (часто зарубежным) образованием. Плюсы и минусы принципов работы присутствуют у всех. Среди наиболее распространенных «недочетов» можно выделить:

  • отрицательные личностные качества: эгоцентризм, конформизм, амбиции, конфликтность, неумение управлять собой, отсутствие стержня и харизмы, низкую профессиональную подготовку, остановку в саморазвитии, неумение учиться;
  • неэффективные управленческие качества: недостаточное видение особенностей управленческого труда, неумение влиять на людей, недостаточность навыков решения проблем, низкую способность формировать коллектив (команду), отсутствие (недостаток) творческого подхода, неумение обучать.

Объединяет же оба «лагеря» управленцев одно - «веди, а ведомые найдутся»: склад характера и ума, лидерские качества. Быть «стратегом и полководцем» - основная задача «успешного менеджера». И «старички» и «новички» ценны бизнесу именно по набору управленческих характеристик.

Для оценки эффективности работы руководителей и линейных сотрудников во многих как иностранных, так и российских компаниях внедряются системы анализа ключевых показателей. Называться эти системы могут по-разному: KPI (Key Performance Indicators) - ключевые показатели эффективности, MBO (Management by Objectives) - управление по целям, BSC (Balanced Scorecard) - сбалансированная система показателей. Если вникнуть в суть каждой из методик, все они направлены на:

  • постановку целей, которых мы хотим достичь в процессе деятельности компании;
  • определение ключевых показателей, которые позволят нам оценить достижение каждой цели;
  • разработку мероприятий, направленных на успешное выполнение показателей;
  • привязку системы мотивации персонала к выполнению ключевых показателей эффективности деятельности.

Для того чтобы объективно оценивать результативность менеджера, необходимо придерживаться нескольких принципов.

  1. Оценивайте основные и приоритетные направления работы управленца.
    Если в компании одной из приоритетных задач является выход на региональные рынки, то оценивать нужно не только общие обороты компании, но еще и отдельно рост оборотов в регионах.
  2. Анализировать деятельность менеджера следует по тем задачам и функциям, по которым менеджер имеет полномочия принимать управленческие решения.
    Если определенные задачи не входят в его зону ответственности, относятся к смежным подразделениям или к вышестоящему руководству, то данные задачи не будут объективно характеризовать эффективность данного управленца.
  3. Наряду с «финансовыми» показателями (результативностью и эффективностью управленческих решений, качеством выполняемых работ, развитостью партнерских отношений) должны учитываться и «нефинансовые» результаты (прежде всего социально-психологические аспекты), поскольку побеждает команда, а не отдельная личность.
    В жизни часто встречаются примеры, когда амбициозный управленец не может понять, мотивировать и удержать сотрудников, в результате чего проектная группа расформировывается, сдвигаются сроки реализации поставленных задач (в лучшем случае, в худшем - проекты могут быть полностью закрыты из-за отсутствия и нежелания работать определенной категории специалистов).

Бытует мнение, что оценивать нефинансовые показатели (например, мотивацию, удовлетворенность) сложно. Я сторонница иного суждения - данный процесс не намного сложнее, если абстрагироваться от «эмоциональности» и сконцентрироваться на результатах работы. Прежде всего, необходимо наладить механизм сбора и учета «специальных» индикаторов-показателей. Оценка при этом должна быть понятной, прозрачной, формализованной и систематической. Сами показатели должны приобрести нормативный характер и использоваться в качестве критериев эффективности и возможных ограничений.

Оценка деятельности персонала в большей мере стандартна и может производиться вышестоящим руководством, экспертной комиссией, независимыми оценочными центрами, коллегами и подчиненными. Для этого используются тесты, «мозговые штурмы», деловые игры, собеседования, отзывы и, конечно, анализ выполненных работ. «Нестандартность» появляется тогда, когда оценивать необходимо собственника (президента, вице-президента, генерального директора, руководителя направления). При разработке ключевых показателей эффективности данную категорию сотрудников часто обходят стороной, поскольку в большинстве случаев «заказчиками» оценки выступают непосредственно они сами. Владельцы компаний крайне неохотно решаются на этот шаг и в нашей стране подобных немного, основной их довод: «Зачем? Мне не перед кем отчитываться». Тем не менее здесь главное понять, что система управления на основе показателей эффективности внедряется не для того, чтобы кто-то перед кем-то отчитывался, а для повышения эффективности и результативности каждого сотрудника! А управляющий акционер чаще всего и является самым важным сотрудником в компании.

Для наглядности рассмотрим несколько примеров, где оценка эффективности работы менеджмента (специально привожу разные показатели) была ключевым фактором при реализации различных проектов.

Промышленное предприятие с численностью сотрудников около 1000 человек

В компании два основных акционера - Президент и Вице-президент. В процессе работы у акционеров возникали сложности с топ-менеджерами компании по результатам работы. В результате личных бесед мы выявили основное недовольство топ-менеджеров: «Большинство управленческих решений принимают Президент и Вице-президент, а вот управленческие «ошибки» разгребаем мы и отвечаем за них своей премией». Для разрешения конфликтов и реализации задач компании с нашей помощью была внедрена сбалансированная система показателей (ССП), на которую наложена система мотивации персонала. На первом этапе мы предложили акционерам установить себе показатели и сделать их открытыми для топ-менеджеров (например, выручка, маржинальная прибыль, чистая прибыль, рентабельность, EBITDA, ROE и многое другое). После долгих переговоров акционеры приняли положительное решение. Тем самым, они поставили себя и топ-менеджеров на одну чашу весов, на другой чаше были их общие управленческие решения и, как следствие, результаты, которые не заставили долго ждать. В ближайшее время была сформирована мощная управленческая команда, которая сейчас, после сложного экономического периода, успешно вывела компанию на новый виток развития. Пример наглядно иллюстрирует ранее высказанный тезис о том, что при использовании системы показателей не должно быть «неприкасаемых» менеджеров.

Крупное агентство недвижимости, 400 человек

Руководители подразделений оценивали деятельность Руководителя отдела административно-хозяйственного обеспечения (АХО) с помощью критерия «качество административно-хозяйственного обеспечения». Оценка выставлялась по 4 бальной шкале, где «4» - отлично, «3» - хорошо, «2» - удовлетворительно, «1» - неудовлетворительно. Среднее значение всех оценок характеризовало эффективность работы отдела АХО. На вопрос руководителя отдела АХО: «На чем основаны ваши оценки?» внятного ответа от оценивающих его коллег не поступало. В данной ситуации мы предложили руководству агентства отказаться от показателя «качество административно-хозяйственного обеспечения», а вместо него ввести два других: «соблюдение сроков выполнения работ по АХО» и «качество выполненных работ». Показатель «соблюдение сроков выполнения работ по АХО» определялся как суммарный срок задержки работ в днях, а критерий «качество выполненных работ» определялся необходимостью (или отсутствием необходимости) повторного выполнения работ или корректировок. Таким образом, при введении нефинансовых показателей можно, и даже нужно, максимально уйти от личностной, пусть даже экспертной оценки работы подразделений и сотрудников.

Крупный холдинг, 300 человек

В качестве ключевых показателей руководителей филиалов были выбраны четыре показателя: «выручка по новым клиентам», «рентабельность», «чистая прибыль» и «затраты филиала». К этим же показателям была привязана система мотивации руководителя филиала. Показатель «рентабельность филиала» рассчитывается как отношение прибыли к выручке, то есть для того, чтобы повысить рентабельность филиала, необходимо достичь увеличения прибыли, а именно сокращения затрат и увеличения выручки. Таким образом, выполнение одного показателя влечет за собой выполнение другого, и наоборот. В результате сотрудник премируется дважды, по сути, за одни и те же достижения, либо дважды лишается премиальной составляющей. Здесь необходимо пересмотреть состав показателей руководителя филиала.

Приведенные примеры большей частью характеризуют ошибочность собственников в выборе ключевых показателей, что формирует субъективную характеристику работы менеджмента и очень часто приводит к демотивации сотрудников (срывы сроков, увольнения). Хорошо, если «ошибки» вовремя выявлены, проведены корректирующие действия и сформированы «правильные» показатели, помогающие, а не мешающие производственной деятельности. Главное - не забывать: подлинным критерием оценки эффективности работы менеджмента является конечный результат труда всей команды, коллектива, где органично соединены и руководители, и исполнители. Создать настоящую команду всегда сложно. Сегодня многие хотят показывать индивидуальные результаты, чтобы заметили и оценили именно их. Талант руководителя как раз и заключается в формировании системы мотивации, направленной на успешную совместную работу в коллективе (команде, проектной группе, компании). Если у вас есть управленец, за которым следуют «идейно», несмотря на препятствия (задержки в выплате заработной платы, переработки и прочее), и успешно совместно реализуют поставленные задачи, не это ли лучшая оценка менеджера?

Заринэ Карапетян
По материалам журнала «Акционерное общество:
вопросы корпоративного управления»

  • Подбор и отбор, Оценка, Рынок труда, Адаптация

Прочитав эту статью, вы сможете увеличить производительность команды минимум на 7% в год, выявить перспективных менеджеров и продвинуть их по карьерной лестнице, поощрить эффективных сотрудников премией и рассчитать ее размер.

Чем эффективнее работает персонал, тем выше прибыль компании и тем меньше затраты на производство продукта или оказание услуги. С самого начала мы оцениваем перспективность сотрудников по методу управления по целям - Management by Objectives (MBO) 1 . Он действует на всех уровнях - от линейных работников до топ-менеджмента.

1 Management by Objectives (англ. «управление по целям») - метод управления и мотивации персонала, который предполагает, что все сотрудники четко представляют цели компании и собственные задачи.

  • Соревнование по продажам, которое повысит мотивацию и привлечет новых заказчиков

Как работает метод MBO

Гендиректор определяет показатели на конкретный период: год, месяц, неделю. Исходя из них, ставит задачи топ-менеджерам, а те - своим подчиненным. Каждый руководитель по желанию анализирует деятельность сотрудников за другие промежутки времени. Цель - оперативно скорректировать работу так, чтобы достичь нужных показателей. Мы просим сотрудников и руководителей составлять список задач, а потом согласовывать его с коллегами. Так, каждый работник определяет для себя задачи:

  • каждый понедельник - на неделю;
  • первого числа каждого месяца - на месяц;
  • в первый рабочий день после новогодних каникул - на год.

В конце каждого периода руководитель сравнивает ожидаемые результаты с реальными и делает вывод об эффективности сотрудников. Работников, которые более трех месяцев не выполняют 50 % задач, увольняем или переводим на другие должности. Тех, кто справляется с планом, поощряем: выплачиваем премии , бонусы, присуждаем почетные звания.

Цифровые показатели эффективности. Руководитель лично обсуждает с каждым сотрудником конкретные цифровые показатели и составляет индивидуальные планы. Свой список задач он согласовывает с гендиректором. Планы работников обязательно разбирает с ними.

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

Результат

Мы применяли метод MBO в течение четырех лет. Каждый год производительность повышалась минимум на 7 %.

Мнение эксперта

Метод управления по целям подходит не всем компаниям

Ярослав Кантиров,

экс-директор группы компаний «Айсберг»

У метода MBO есть недостатки и преимущества. Главный минус: метод работает только в компаниях, где численность сотрудников превышает 70 человек. Главный плюс: человек четко понимает, по каким критериям оценят его работу.

Преимущества. Генеральный директор с помощью метода MBO доносит стратегию развития компании до всех подчиненных и получает обратную связь. В итоге организация достигает запланированных показателей в короткие сроки. Поскольку цели и задачи разрабатываются индивидуально под каждого сотрудника, производительность команды повышается.

Недостатки. Оценка эффективности работы менеджера довольно субъективна, поскольку зависит от представлений руководителя. Метод MBO также не учитывает личные обстоятельства сотрудников. Если продавец не справляется с задачами дольше трех месяцев, причины никто не анализирует - руководитель просто считает его неэффективным.

Метод не предполагает развития сотрудников. Анализа и работы над ошибками почти нет. При этом гендиректор или непосредственный руководитель могут сами годами ставить перед сотрудниками некорректные задачи.

Мне кажется сложным и расчет эффективности работника согласно методу управления по целям. Я бы сложил проценты выполнения каждой задачи и поделил сумму на количество задач.