Как попасть в пашков дом или почему опаздывать иногда полезно. Как попасть в пашков дом или почему опаздывать иногда полезно Из рук в руки

ФГБУ «Российская государственная библиотека» предлагает юридическим лицам воспользоваться услугами Культурно-выставочного комплекса (КВК), расположившегося в отреставрированном шедевре отечественного зодчества XVIII века — Доме Пашкова, для проведения презентаций, выставок, музыкальных вечеров, церемоний вручения премий и других мероприятий культурно-просветительского характера.

Площадь выходящего окнами на Кремль Большого зала КВК, изысканные интерьеры которого восстанавливались по сохранившимся историческим описаниям и иллюстративным материалам, — 450 кв. м. В его стенах могут одновременно с комфортом разместиться до 250 участников. В зале, обладающем прекрасными акустическими данными, можно оборудовать сцену. К нему прилегают два подсобных помещения. Кроме того, имеются два балкона (площадью 120 кв. м каждый).

При необходимости предоставляются выставочное оборудование, экран Panasoniс. Имеются возможности для организации в рамках мероприятий фуршетов . Здание оборудовано системами охранной и пожарной сигнализации и климат-контроля.

У каждой столицы есть уникальные узнаваемые достопримечательности, по которым мгновенно определяют, о каком городе идет речь. В главном городе России это Пашков дом. В Москве так называют увековеченное в мировой литературе Михаилом Афанасиевичем Булгаковым здание, с бельведера которого на закате солнца Воланд с Азазелло осматривали красавицу Москву и прощались с ней навсегда.

Кем был человек, давший имя архитектурному шедевру

«Не зря Булгаков Михаил своих героев разместил, ну нет, не в доме, а на крыше (Тогда в Москве он был всех выше...)». Одним из красивейших зданий назвал гениальный автор «Мастера и Маргариты» Пашков дом в Москве, построенный по заказу «первого русского водочного короля», Пашкова Петра Егоровича, амбициозного и вздорного (скандалил с соседями) человека.

Не каждый капитан-поручик (сейчас старший лейтенант), несший службу даже в элитной лейб-гвардии Семеновского полка, мог построить себе в утеху «свой личный кремль» прямо напротив Кремля Московского. Богатый откупщик хотел оставить по себе память, и ему это удалось - мало кто не знает Пашков дом в Москве. Многие, любуясь архитектурным шедевром, захотят узнать, кто был хозяином, кто автором и исполнителем проекта. Так и будет внук денщика Петра I славиться в веках как человек, внесший лепту в неповторимое очарование нашей столицы, раскинувшейся на семи холмах.

Один из городов, что на семи холмах

В мире есть больше десятка городов, расположенных на таком же количестве возвышенностей, в том числе Рим, Константинополь и Вашингтон. Названия московских холмов волнуют воображение - Воробьевы горы, Лефортовский холм, Заяузье. Ваганьковский холм, который венчает с 1784 года одна из самых ярких достопримечательностей Москвы, сейчас объединен с районом Пресни и называется «Три горы».

Самый центр столицы

Если посмотреть на карту Центрального административного округа, то можно увидеть, что несмотря на адрес (улица Воздвиженка, 3\5, строение 1), Пашков дом в Москве стоит на перекрестке Знаменки и Моховой. Главный выход ведет к Староваганьковскому переулку, а парадным фасадом здание развернуто к Моховой улице, а далее - к Бородинскому холму и Кремлю. «Пуп земли», да и только. Перед дворцом изначально был разбит не уступающий дому по красоте террасный парк с двумя каменными бассейнами, гротами, скульптурами, фонтанами, окруженный великолепной кованой оградой, фрагмент которой сохранился со стороны Знаменки до наших дней. Конечно же, на территории участка находилась принадлежащая Пашковым домовая церковь Святого Николая Угодника. Дворец на Ваганьковском холме был первым в Москве, да и в стране светским зданием, из окон которого были видны Ивановская и Соборная площади и Кремль. Рядом находится Каменный мост.

Гений архитектуры

Кто в те времена мог быть автором такого шедевра, как дом Пашкова в Василий Иванович Баженов (1738-1799), первый вице-президент Императорской Академии Художеств, человек, заслуги которого перед русским зодчеством переоценить невозможно. Достаточно назвать дворцовый ансамбль в Царицыно, который он строил 10 лет, и Пашков дом в Москве, чтобы понять масштаб этого гения классицизма.

Вершина творчества

Особенно хорош его московский шедевр. Замок-сказку, по словам специалистов, создал на Ваганьковском холме Баженов. Дом Пашкова в Москве восхищает всех знатоков архитектуры не только неповторимой красотой, но и «совершенным, идеальным соотношением всех частей в едином сооружении» Так писал тонкий знаток и ценитель зодчества И. Грабарь. И не один он считает, что академик архитектуры Василий Баженов создал красавец-дворец, устремленный ввысь, напоминающий монументальную скульптуру на пьедестале. Дом Пашкова в Москве, стиль которого - классицизм, стал в России символом этого направления. Расположенный к окружающим его улицам под углом, дом смотрится лучше на некотором расстоянии, например, с точки, находящейся в самом начале нечетной стороны Волхонки.

Лучшие ракурсы

Если смотреть на дом издали, можно проследить единое композиционное решение - столбы ограды продолжает лестница и колоны фасада, круговая терраса обвивает по верху изящный силуэт стен, над которыми высится колоннада бельведера. В кое-каких источниках сказано, что первоначальный цвет стен был оранжевым. Этот архитектурный шедевр довольно больших размеров производит впечатление воздушного, стремящегося ввысь замка.

Национальное достояние

Дом был настолько хорош, и представлял для Москвы такую ценность, что после пожара 1812 года, который не минул и Пашковский дворец, средства на его восстановление, несмотря на баснословное богатство хозяев, были выделены из государственной казны. Дворец был московским чудом - к его красоте добавлялись праздничные фейерверки и иллюминация, устраиваемые в честь частых приемов, даваемых хозяевами. Диковинные птицы, сидящие в дорогих клетках или гуляющие по парку, увеличивали сказочное впечатление, которое производил дом Пашкова в Москве. Фото в статье показывают дворец в различных ракурсах, и видно, как он хорош.

Из рук в руки

У последней хозяйки дома из рода Пашковых в 1839 году он был выкуплен государственной казной для университетских нужд. Но и в последующие времена красавец дом продолжал менять хозяев. Так, уже в 1843 году в нем уютно обосновался Университетский благородный пансион, который, в свою очередь, был преобразован в Московский дворянский институт, позднее в 1852 году - в городскую гимназию №4. В 1861 Пашков дом передается Румянцевскому музею.

Зарождение «Ленинки»

А в 1921 году, когда сюда поступило более 400 реквизированных личных библиотек, все другие отделы музея переводятся в иное здание. Оставшиеся книги становятся фондами знаменитой «Ленинки», которая, опять-таки, в свою очередь, стала Российской государственной библиотекой. Кто в Советской России не знал эту библиотеку? Слышали о ней даже те, кто понятия не имел о Пашковом доме. Слава этого книгохранилища была ничуть не меньше известности Пашкова дома в наши дни. Она была героиней многих художественных фильмов, о ней писали стихи - «…а с девятнадцатого века в дом въехала библиотека! Ну, та, что «Ленинкой» зовут, читателей всегда здесь ждут…».

Место, благоприятствующее рождению легенд

При смене стольких хозяев дом Пашкова в Москве, архитектура которого предусматривает очень много потайных и загадочных уголков, за годы существования оброс легендами. Не только дворец, но и весь Ваганьковский холм полон таинственных пустот, гротов, подземных пещер, и, самое главное, под Пашковым домом был обнаружен громадный, диаметром 8 метров, выложенный белым камнем, колодец. Куда он ведет, сказать невозможно, так как исследования не были доведены до конца из-за обвалившихся стен колодца и боязни обрушения фундамента здания. И совершенно естественно, что возникло предположение (его, высказал, например, археолог И. Я. Стеллецкий) о том, что именно здесь может храниться знаменитая Либерея - так называется Почему бы и нет, ведь существует около 60 предположительных мест хранения легендарной библиотеки, которая была приданым византийской принцессы Софьи Палеолог, ставшей женой Ивана III.

Не хуже, чем в английских замках

Нельзя не сказать еще об одной легенде дома Пашкова. Она симпатичная, но совсем уж невероятная - в овеянном мифами особняке живет призрак Рубакина Николая Александровича (1862-1946), автора рекомендательного указателя «Среди книг» и «Психология читателя и книги». Этот человек, книговед и библиограф, собрал две большие библиотеки (более 200 тысяч томов) и передал их в дар народу. Кому, как ни этому «книжному червю» (в лучшем смысле этого слова) не бродить по залам главного книжного хранилища страны! Поклонники этого человека и легенды утверждают, что если обратиться к нему с просьбой помочь в поисках нужной книги, он никогда не откажет.

После реставрации, окончившейся в 2009 года, в правом флигеле особняка находится хранилище древних рукописей, а в левом расположилась музыкальная библиотека.

Экскурсии к дому-легенде

Утверждают, что и вход в «подземную Москву», где хранилась государственная казна на случай пожаров, так часто опустошавших средневековую столицу, находился именно на Ваганьковском холме. Ну откуда еще Воланду было бросать прощальный взгляд на Москву? Уникален во всех отношениях дом Пашкова в Москве. Экскурсии по нему проливают свет на многие вопросы, интересующие туристов со всего мира, и дают им возможность полюбоваться самым красивым видом на Кремль. Экскурсии очень познавательны и проводятся ежедневно. Место сбора, как правило, находится напротив Кремля или у памятника Ф. Достоевскому, либо у выхода из метро «Библиотека им. Ленина». Экскурсии проводят профессионалы, направленностей несколько - от внутреннего устройства и убранства дворца до темы Воланда, то есть всего мистического, что связано с самым красивым и загадочным зданием Москвы - домом Пашкова.

Удалось попасть на экскурсию в Дом Пашкова, предположительно построенный по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. Это одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы. Сейчас оно принадлежит Российской Государственной Библиотеке.

Пашков дом стоит на Ваганьковском холме и имеет необычную планировку, несущую в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству: узкая трапециевидная воронка, соединяющая въезд с парадным двором; противопоставление центрального объемного здания – более мелким служебным помещениям. Оригинальность решения - въезд располагается в переулке, а не со стороны главного фасада.

Название “Ваганьковских холм” трактуют по-разному: кто-то говорит, что оно произошло от слова “ваганить”, то есть развлекаться, потому что на этом месте было то ли место привала у путешественников, недалеко от впадения Неглинки в Москва-реку, то ли «государев потешный двор». Другая версия обращается к старинной мере веса (вага) и трактует название как место то ли таможни, то ли, наоборот, беспошлинной торговли.

В целом же, история этого места хоть и древняя, но все же вполне типичная для Российского Государства. Например, во времена Ивана Грозного здесь располагалось новосозданное силовое ведомство, Опричный двор, лично царю подчинявшееся, ну, вы понимаете.

Так, царь Алексей Михайлович в XVII веке решил, что хорошо бы напротив Кремля устроить себе на этом месте резиденцию, по каковому поводу все, кто жил на этом месте, были выселены в тогдашний пригород за реку Пресню без долгих рассуждений насчет частной собственности. Очень жизненно, по-моему. А потом Тишайший царь передумал и решил строить дворец в Коломенском. Типикал рашн стайл.

Территория переходила из рук в руки, тут была и Стрелецкая Слобода, и дом Меньшикова в голландском стиле. В конце концов, участок достался ростовщику и «первому русскому водочному королю» Петру Пашкову, чей папа начинал денщиком у Петра I и дослужился сначала до вице-губернатора Воронежа, потом до губернатора Астрахани, хотя до вступления в должность так и не дожил, скончавшись по дороге туда. Я же говорю. Типикал. Рашн. Кстати, этой же семье принадлежало здание на Моховой, в котором сейчас располагается журфак МГУ, оно было запланировано как “отдельное здание под проведение в нем балов”. Ну, а как, не к себе же домой гостей водить, помилуйте (хотя, по словам экскурсовода, опочивальне располагались во флигеле, а не в основном здании дома Пашкова). Но вернемся все же к нашей теме. Итак, сборщик податей от спиртного заказывает проект у Баженова. Потом в 19 веке после пожара дом восстанавливает Осип Бове.

Въезд со стороны переулка

У дома Пашкова два главных фасада - один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид. Оно и понятно, ведь из-за крутого спуска со стороны Кремля карета подъехать к зданию не могла.

Вместо этого со стороны Моховой был организован пейзажный парк с фонтанами и прудами, в которых плавали редкие черные лебеди, привезенные специально для такого случая из Шотландии, и играли музыканты. До нашего времени ни лебеди, ни музыканты, к сожалению, не дошли, да и ограду сада снесли в 30-х годах.

Дом Пашкова со стороны ул. Моховая. Источник фото: ru.wikipedia.org

Эта лестница, спускающаяся к ул. Моховая, была построена не во времена Баженова, а значительно позднее, в 1934-м, да и сам Дом много раз реконструировался. В советские времена тот факт, что вход в дом располагался с противоположного от Кремля фасада, воспринимался как знак пренебрежения, поэтому в срочном порядке была добавлена лестница, которой для входа в здание никто не пользовался.

Интересно, насколько по-разному воспринимается дом с двух сторон: со стороны Моховой он парадно развернут, а стороны Староваганьковского переулка – компактен, так как из-за узкого въезда флигели не видны.

Бове внес изменения в проект Баженова (на реконструкции ниже).

В изначальном проекте на куполе красовалась статуя Минервы, с которой ассоциировала себя Екатерина. При Бове потребность в подобных комплиментах отпала, так что статуи в новом проекте не стало.

Обратите внимание на колонны при въезде, они интересно украшены подвесами, которые на ветру шевелятся. Этот же элемент прослеживается во внутреннем декоре.

Фасад здания богато украшен: рустованный первый этаж, колонны коринфского ордера, статуи по бокам. Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы. Масштабность здания увеличивается за счет колоннады, соединяющей два этажа.

Элементы фасада внутреннего двора, улыбчивые львы украшают замковый камень

Скажу честно, в плане наполнения интерьеров смотреть в Доме Пашкова не на что, кроме фасада и бального зала, в который нас сразу и повели.

Кессонированные потолки, шахматный пол, колонны, классическая люстра и светильники. И этот зал, как всегда, сдается в аренду. Вообще, во всем особняке вы не увидите мебели, кроме как в отделах библиотеки. Но это совсем другая история.

Лепной декор на потолке. От него сложно оторвать взгляд.

Опять эти колонны как на главном въезде.

Лампочки для этого светильника несколько крупноваты 🙂

Элементы декора – такие же, как в ГМИИ им Пушкина

Конечно, фанатам рукописей и картографии это показалось бы интересно, но мне только с точки зрения декора.

Эта кованная лестница левого флигеля. Не знаю, куда она ведет, но интересно, что лестницы двух флигелей одинаковы по стилю и при этом разнятся по форме: одна более прямолинейная, другая более изогнутая.

Все-таки ковка меня всегда завораживала, особенно, если сделано со вкусом. В интернет пишут, что такие лестницы отливаются целиком, так как сварка не возможна, сложно себе такое представить, но в качестве сказки очень даже интересно.

Ну это вам посмотреть, как выглядит отдел картографии Российской государственной библиотеки. Меня не впечатлило, в школе география мне не особо нравилась. Особенно утомителен был “глобус ацтеков” на черепахе посреди зала, предлагаемый к обозреванию вместо наследия московского дворянства. Это все-таки очень большая печаль, что в московском особняке все интерьеры сдуло жестоким и холодным ветром, наскребли только полторы статуи на лестничных маршах, да и that’s all, folks.

Зал библиотеки мне, конечно, понравился. Прямо чувствуется дух. Особенно апокалиптичного вида аппараты для просмотра слайдов. Или аполептичного… Сгусток Средневековья в эпоху Силиконовой Долины прямо под нашими носами. Нет, ну, несколько мониторов, к чести РГБ, я все же при походе по залам наблюдала.

Естественно, Дом Пашкова – это то место, которое стоит посетить хотя бы раз в жизни, чтобы увидеть главный зал и посмотреть вид из окна на Кремль, кто еще не видел. Но только после того, как вы уже посмотрели Кусково, Абрамцево и Марфино. На Дом Пашкова для общего развития достаточно и с улицы посмотреть, снаружи дом выглядит крайне многообещающе, а внутри пусто и гулко.

Зима не время лежать под одеялом!
Летом хочется в парк или на пляж, а не ходить по старым пыльным помещениям.
Музеи, выставки и прочие интересности сами себя не посмотрят!
Поэтому давайте встали и пошли окультуриваться)

Я как-то даже и не думала о том, что в дом Пашкова водят экскурсии и что там вообще внутри.
Оказалось очень даже интересно и красиво!


Почему-то я себе не связывала этот дом никак с библиотекой, что стоит рядом. Оказывается тут тоже есть архивы и читальные залы - совершенно для меня неожиданно!
От оригинального внутренного содержания ничего не осталось. Даже планировки совершенно другие. Поэтому смотрим снаружи на то, что было - а был дом и конюшни, которые позднее соединили переходами. Слева бывшие конюшни, справа пристроеный переход.
А внутри смотрим на обновленные интерьеры.

Ворота шикарные. Со львом - признак знатного и титулованного рода.
Сверху над колоннами висят маленькие шишечки хмеля.

Хозяева дома и церковники не очень друг друга любили. Дому хотелось побольше земель у храма оттяпать, храм не дал. Поэтому около храма были построены конюшни, так сказать из мести) высокие отношения!

Вид из дома Пашкова в сторону Кремля совершенно потрясающий! Представляю каково тут летом или на закате, например. Сказка.
А сейчас приходится довольствоваться таким вот весьма печальным видом.

Но все равно класс! Необычно с этого ракурса видеть.

Граффити и вид на кашпо на крыше здания. Туда во время торжеств помещались настоящие живые цветы по периметру всего дома. Наверное красиво было.

Ну и внутренних помещениях теперь так.
Вот это самое впечатляющее! Большой зал со множеством окон и люстрой. Тут сейчас устраиваются балы, приемы, мероприятия.
Можно посмотреть по хештегам в инсте.

Шахматный пол.

На потолке великолепные девы! Кариатидами интересно можно их назвать? Название красивое, наверное можно, пусть они ничего и не поддерживают))

Это не лепнина, это лепнинища!

Понравился мне этот зал, поэтому я его и так и эдак)

И вид тоже понравился. Отсюда новый старый Владимир не такой уж и большой, как хорошо, что его не сделали больше.
А лучше бы и вовсе сделали фонтан или клумбу. Но это мое личное мнение. Я вообще люблю малую скульптурную форму, а если и памятники, то деятелям науки или искусства.

Забрались повыше и фото в другую от Кремля сторону. Тут вид не очень. Дома слишком высоки и близко. Навесают, как стена на мой взгляд.

Вазочка с хрустальными цветами в центре люстры!

Чудесная у нас была экскурсовод! Экспрессивная, интересно и не скучно вещающая. Очень понравилось.

И еще раз люстра.
Кстати, в этом зале охватывает совершенно потрясающее ощущение. Сразу хочется пуститься в вальс. В платье, с партнером в бабочке.

По зданию расставлены пара скульптур. Обе с историей и очень красивые.

Эта совершенно потрясающе сделана! Как будто это был не камень, а нечто мягкое и податливое, из чего можно было сделать такую тонкую работу. Волосы, платье, кожа. Потрясающе. Можно даже потрогать и тактильно восхититься.

По разные стороны здания стоят четыре девы. Времена года. Это не оригинальное название, это их сейчас так называют для удобства.

Вот мы и внизу. Тут хочется кружиться, кружиться!

И ходить только в шикарном платье. С бокалом шампанского в руке и веером. И ловить восхищенные взгляды кавалеров. И потом в танце пытаться никому не отдавить ногу)

Королевский балкон. Жаль, но выйти нельзя, а хотелось бы.

Огромная ваза из цельного куска камня! Была давно предавно подарена дому, потом во время эвакуации, когда дом начал разваливаться из-за строительства метро, была уперта кем-то себе чуть ли ни на дачу, потом найдена и уперта обратно и во время этих приключений немножко пострадала. Треснула и отколота в паре мест. Зато вот жизнь у вещи! Кто-то стоит себе в музее и скучает, а тут прямо триллер и приключение)

Цезарь, т е генерал.
Про него у меня информация как-то не задержалась в голове.

Шикарнейшая чугунная лестница!

Библиотечный читальный зал! Обожаю такие места, они мне кажутся ужасно уютными и очаровательными.

Ящички с каталогами

Музыкальный зал, в котором проводятся концерты и мероприятия.

Один взрослый билет - 700р

Но голод не тетка, поэтому, традиционно, после каждого музея идем изучать какое-нибудь новое и интересное место с чем-нибудь вкусным.
В этот раз выбрали Кухмистерскую Профессора Пуфа. Отличное небольшое, очаровательное и ужасно вкусное место!
http://www.professorpuf.ru/

Порции большие, меню интересное, мы еле смогли выбрать, что имено нам попробовать.
У меня юшка с черной лапшой и морепродуктами, которых было очень много, вкусно все невероятно! Креветки, мидии в панцире, зверюшки в ракушках.
У Светы юшка с белыми грибами и уткой - наваристая, потрясающая!
Местные настоечки - цитрусовая очень уж алкогольная, а вот вишня с нотками копченого дерева - просто сказка!
После мороза и для аппетита по рюмашке самое оно.
И потом невероятный малиновый чай!

На горячее у меня были пельмешки в соусе с олениной - омномном! У Светы огромный вкусный круассан с копченой белой рыбой - пальцы откусить можно.
Рекомендую место к посещению, в общем, как вы поняли.

Очередной отличный день. Обожаю открывать новые места и культурные и питательные.
Теперь хочется на экскурсию в основное здание библиотеки сходить.

Дом строился по заказу офицера Петра Пашкова из дворянского рода Пашкевичей в 1784-1786 годах.Интересный факт состоит в том, что его отец выполнил секретное задание, порученное Петром I, и получил звание генерал- майора. Стиль постройки здания – классицизм.

Здание на Ваганьковском холме

Предполагается, что спроектировал усадьбу Василий Иванович Баженов, но официального подтверждения этому нет. Расположилось здание на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, напротив Московского Кремля.

Перед домом Пашкова расстелилось широкое пространство, где сходится несколько дорог. Раньше на этом месте был торг. Архитектор дома Пашкова был настолько дерзок, что расположил постройку тыльной стороной к Кремлю, а главный вход находится на Староваганьковском переулке.

Пожар и восстановление дома Пашкова

В 1812 году дом Пашкова сильно пострадал во время страшного московского пожара, от чего сгорел архив, где содержались сведения о строительстве здания. Восстанавливали дом уже архитектор Осип Бове и другие.
Значительную часть средств на восстановление выделяла казна, не смотря на то что здание было частным, так как дом уже был лицом Москвы. В 1839 году у обедневших наследников Пашкова дом выкупила городская казна. В нем размещался Дворянский институт, а затем городская гимназия.

Московский публичный и Румянцевский музеи

В мае 1862 года в Доме Пашкова обосновались Московский публичный и Румянцевский музеи. Они были основаны на коллекциях Московского университета, коллекциях из Санкт-Петербурга, и библиотеки графа Николая Румянцева. А также, императорская семья преподнесла в дар музею часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, например, картина «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Судьба Румянцевского музея после революции

После революции коллекции Румянцевского музея были распределены по другим музеям России, и в здании осталась лишь публичная библиотека – нынешняя Российская Государственная Библиотека.

Появление читального зала

В 1915 году в доме Пашкова появляется прекрасный читальный зал на 500 мест. Считается, что именно здесь прошел первый бал Наташи Ростовой, но сотрудники библиотеки это отрицают, так как этого зала еще не было во время написания романа. Дом Пашкова описан в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азаззелло и Левия Матвея.

Реконструкция и новая жизнь дома Пашкова

В 1988 году все отделы библиотеки выехали, так как дом находился в аварийном состоянии. Двенадцать лет здание пустовало, а в 2000 году началась его реконструкция, которая продлилась семь лет.