Как нарисовать руку которая держит кружку. Как нарисовать руку карандашом поэтапно

Многие согласятся с тем, что рисовать лицо человека — нелегкое дело. Однако среди некоторых художников существует мнение, что нарисовать кисть руки еще сложнее. Что труднее рисовать — лицо или руки — я не могу сказать. Наверное, для кого как. Но, что можно утверждать совершенно определенно, так это то, что правильно нарисовать руки и пальцы, действительно, сложно. Но это возможно, если понимать основы пластической анатомии и знать пропорции. Для этого я подготовил ряд рисунков с наглядными схемами. Они помогут понять ключевые моменты, на которые нужно научиться обращать внимание в процессе рисования рук.

1. Размер кисти

Размер кистей рук приблизительно равен лицу (не голове). Если измерять от запястья до кончика среднего пальца, то этот отрезок будет равен расстоянию от подбородка до верхней границы лба. Это размер кисти взрослого человека. Чем человек более юный, тем кисть руки будет меньше относительно его лица. У маленьких детей ладошки равны расстоянию от подбородка до бровей.

2. Скелет и мышцы

Форма пальцев и всей кисти руки зависит от формы костей и мышц. Вы можете в этом убедиться, глядя на приведенные анатомические рисунки рук.

3. Середина кисти

В процессе рисования важно сравнивать расстояния и сверять пропорции. Хорошей отправной точкой в этом будет линия, соответствующая середине кисти. Наметив ее, в дальнейшем будет значительно проще избежать ошибок. Поэтому в самом начале рисунка не следует сразу рисовать пальцы и подробности. Лучше наметить общий контур кисти, похожий на варежку. Затем определить середину. А дальше можно приступить к деталям.

4. Середина пальцев

Чтобы пальцы в рисунке не получились кривыми, нужно правильно определить длину каждой фаланги, из которых состоят пальцы: проксимальной, средней и дистальной. В этом поможет следующий схематичный рисунок, в котором легко видна середина пальцев. Определив середину каждого пальца, дальнейшее сопоставление пропорций будет даваться значительно легче.

5. Длина большого пальца

Большой палец руки будет заканчиваться на уровне 2/3 проксимальной фаланги указательного пальца.

6. Длина указательного пальца и безымянного

Длина указательного пальца равна длине безымянного. Однако, у разных людей это соотношение может чуть отличаться.

7. Длина мизинца

Кончик мизинца находится на уровне сустава между дистальной и средней фалангами безымянного пальца. Сравнивая длину мизинца с этим уровнем, легко проверить свой рисунок на наличие ошибок.

8. Длина ногтей

Длина ногтя каждого пальца составляет 1/2 длины дистальной фаланги соответствующего пальца.

9. Расположение пястно-фалангового сустава большого пальца

Когда человек смотрит на кисть руки, то он видит просто какие-то бугорки и впадины. Но художник, изучающий пластическую анатомию, за каждым таким «бугорком» видит суставы, связки, кости, мышцы… На наших руках (точнее кистях) есть три ключевых сустава, «бугорка», которые важны для определения размеров и дальнейшей разметки рисунка. Если в начале определить эти три точки, то дальнейший рисунок будет даваться значительно проще, так как можно будет отталкиваться от этих точек. Поэтому, чтобы нарисовать большой палец руки, лучше начать с его пястно-фалангового сустава (2 точка). А чтобы определить его расположение, нужно помнить, что он находится примерно посередине между пястно-фаланговым суставом среднего пальца (1 точка) и головкой локтевой кости (3 точка).

10. Кисть руки вписывается в окружность

Кисть руки легко вписывается в окружность. Поэтому рисовать руки можно, используя круг, как вспомогательную линию.

11. Вогнутая форма кисти

С внутренней, ладонной стороны кисть руки имеет вогнутую форму, повторяющую форму шара. Кисть руки не плоская.

12. Пальцы рук слегка изогнуты к центру

Пальцы рук имеют едва различимый изгиб. Они изогнуты в сторону середины кисти. Пальцы — не абсолютно прямые.

13. Изгибы пальцев на ладонной и внешней сторонах кисти находятся на разных уровнях

Фаланговые суставы пальцев образуют складки кожи. Эти складки на ладонной и внешней сторонах кисти расположены на разных уровнях.

14. В основе формы — геометрические фигуры

Из приведенного выше рисунка видно, что, поделив кисть руки на геометрические фигуры, будет проще понять ее форму.

15. Модель кисти руки, соответствующая основным анатомическим особенностям

Чтобы научиться рисовать руки, нужно уметь видеть основную форму среди множества мелочей. Уметь видеть характер формы. Для этого можно представить кисть руки в виде объемных геометрических фигур. Как в рисунке головы художники используют модель с названием «обрубовка», так и в рисунке кисти руки можно использовать приведенную схему. Такое условно-схематичное изображение соответствует основным анатомическим особенностям. Оно поможет начинающим художникам понять суть, и, следовательно, рисовать кисти рук более уверенно.

Обобщая вышесказанное, можно добавить, что начинающие должны приучить себя обращать внимание на указанные в этой статье пропорции. Если постоянно сравнивать величины, сопоставлять размеры, то рисунок будет даваться легче, и станет намного грамотнее.

Несмотря на то, что пропорции кистей рук могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, эти отличия непринципиальные и незначительные (например, длина указательного и безымянного пальцев может различаться). Поэтому, обозначенные в этой статье пропорции и особенности в целом

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать руки — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок « ». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать руки нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Разные части тела и органы человека должны рисоваться с определенной долей реализма. Этого требует академический рисунок. Также, он настоятельно рекомендует рисовать руки с натуры или, в крайнем случае, с фотографии. Только так можно добиться высокой реалистичности и проработанности.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Все сложные рисунки должны создаваться с помощью перспективного мышления и видения. Предмет должен быть не только формой на листе. Вы должны его рисовать объемно, то есть создавая из простых геометрических тел так, как будто они друг на друге: вот шар на кубе, а вот два шара рядом. Из этих примитивных форм и состоит всё живое и не живое на земле.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Хорошо прорисованные руки всегда облагораживают всю иллюстрацию в целом. Некоторые художники специально включают в свои сюжеты руки.

Анатомия

Наиболее важный факт — то что кисти рук вогнуты со стороны ладони и выпуклые с тыльной стороны. Выпуклости так расположены по окружности ладони, что в ней можно даже удержать жидкость. Рука служила первобытному человеку чашкой, и, сложив две ладони в форме чаши, он был способен есть пищу, которую не мог удержать одними пальцами. Крупная мышца большого пальца — одна из важнейших в кисти. Эта мышца, во взаимодействии с мышцами других пальцев обеспечивает захват настолько прочный, что позволяет удерживать в подвешенном состоянии собственный вес. Эта мощная мышца может держать дубину, лук, копьё. Можно сказать, что существование животных зависит от мышц их челюстей, а существование человека зависит от его рук.

Стоит обратить внимание на мощное сухожилие, прикрепленное к основанию кисти и как на тыльной стороне руки сгруппированы сухожилия пальцев. Эти сухожилия могут управлять как всеми пальцами вместе, так и каждым по отдельности. Мышцы, тянущие эти сухожилия, расположены на предплечье. К счастью для художника, сухожилия, в основном скрыты от взгляда. У детей и молодежи сухожилия на тыльной стороне руки не видны, но с возрастом становятся все более заметными.

Кости и сухожилия на тыльной стороне ладони близки к поверхности, но те, что вокруг ладони и внутри пальцев, скрыты от . В основании каждого пальца есть подушечка. Она защищает лежащие внутри кости и создает сцепление с удерживаемым объектом.

Пропорции руки

Следующая важная вещь — это искривлённое расположение кончиков пальцев и суставов. Два пальца лежат по обоим сторонам от линии, проведённой через середину ладони. Сухожилие среднего пальца разделяет тыльную сторону кисти пополам. Важен также факт, что большой палец движется под прямым углом к движению других пальцев. Костяшки пальцев располагаются чуть впереди складок под ними на внутренней стороне ладони. Обрати внимание на кривые, по которой расположены костяшки пальцев и на то, что кривая становится тем круче, чем ближе костяшки к кончикам пальцев.

Средний палец — это ключевой палец, определяющий длину ладони. Длина этого пальца до сустава чуть больше половины длины ладони. Ширина ладони чуть больше половины её длины на внутренней стороне. Указательный палец почти на одном уровне с основанием ногтя среднего пальца. Безымянный палец почти одинаков по длине с указательным. Кончик мизинца почти на одном уровне с последним суставом безымянного пальца.

На рисунке показано, как правильно определить положение впадины ладони. Также обрати внимание на кривую изгиба тыльной стороны кисти. Руки не будут выглядеть натурально, способными к хватанию, пока художник не освоит эти детали. Руки на рисунке изображены так, как если бы они держали какой-то предмет. Громкий звук аплодисментов производится резким сжатием воздуха между впадинками двух ладоней. Плохо нарисованные руки будут выглядеть неспособными аплодировать.

Женские руки

Руки женщин, отличаются от мужских в основном тем, что у них мельче кости, не так сильно выражены мышцы и большая округлость плоскостей. Если средний палец сделать размером по меньшей мере в половину длины ладони, рука будет более грациозной и женственной. Длинные пальцы, овальные по форме, добавят шарма.

Мужские руки

Руки младенцев

Руки детей — сами по себе хорошее упражнение в рисовании. Основное отличие от рук взрослых то, что ладонь значительно толще в сравнении с маленькими пальцами. Мышцы большого пальца и основания ладони очень объёмные, даже маленькие дети могут удерживать собственный вес. Костяшки на тыльной стороне ладони скрыты плотью и заметны по ямочкам. Основание ладони полностью окружено складками; оно значительно толще, чем подушечки под пальцами.

Руки детей и подростков

Пропорции в основном остаются теми же. В возрасте начальной школы разница между рукой и невелика, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика больше и крепче, показывая развитие костей и мышц. Кости девочек остаются меньше, поэтому у них никогда не развиваются такие большие костяшки пальцев, как у мальчиков. Основание ладоней также развивается больше у мальчиков, у девочек оно гораздо мягче и глаже. У мальчиков ногти, так же как и пальцы, слегка шире.

Хорошо прорисованные руки всегда облагораживают всю иллюстрацию в целом. Некоторые художники специально включают в свои сюжеты руки.

Анатомия

Наиболее важный факт — то что кисти рук вогнуты со стороны ладони и выпуклые с тыльной стороны. Выпуклости так расположены по окружности ладони, что в ней можно даже удержать жидкость. Рука служила первобытному человеку чашкой, и, сложив две ладони в форме чаши, он был способен есть пищу, которую не мог удержать одними пальцами. Крупная мышца большого пальца — одна из важнейших в кисти. Эта мышца, во взаимодействии с мышцами других пальцев обеспечивает захват настолько прочный, что позволяет удерживать в подвешенном состоянии собственный вес. Эта мощная мышца может держать дубину, лук, копьё. Можно сказать, что существование животных зависит от мышц их челюстей, а существование человека зависит от его рук.

Стоит обратить внимание на мощное сухожилие, прикрепленное к основанию кисти и как на тыльной стороне руки сгруппированы сухожилия пальцев. Эти сухожилия могут управлять как всеми пальцами вместе, так и каждым по отдельности. Мышцы, тянущие эти сухожилия, расположены на предплечье. К счастью для художника, сухожилия, в основном скрыты от взгляда. У детей и молодежи сухожилия на тыльной стороне руки не видны, но с возрастом становятся все более заметными.


Кости и сухожилия на тыльной стороне ладони близки к поверхности, но те, что вокруг ладони и внутри пальцев, скрыты от глаз. В основании каждого пальца есть подушечка. Она защищает лежащие внутри кости и создает сцепление с удерживаемым объектом.

Пропорции руки

Следующая важная вещь — это искривлённое расположение кончиков пальцев и суставов. Два пальца лежат по обоим сторонам от линии, проведённой через середину ладони. Сухожилие среднего пальца разделяет тыльную сторону кисти пополам. Важен также факт, что большой палец движется под прямым углом к движению других пальцев. Костяшки пальцев располагаются чуть впереди складок под ними на внутренней стороне ладони. Обрати внимание на кривые, по которой расположены костяшки пальцев и на то, что кривая становится тем круче, чем ближе костяшки к кончикам пальцев.


Средний палец — это ключевой палец, определяющий длину ладони. Длина этого пальца до сустава чуть больше половины длины ладони. Ширина ладони чуть больше половины её длины на внутренней стороне. Указательный палец почти на одном уровне с основанием ногтя среднего пальца. Безымянный палец почти одинаков по длине с указательным. Кончик мизинца почти на одном уровне с последним суставом безымянного пальца.

На рисунке показано, как правильно определить положение впадины ладони. Также обрати внимание на кривую изгиба тыльной стороны кисти. Руки не будут выглядеть натурально, способными к хватанию, пока художник не освоит эти детали. Руки на рисунке изображены так, как если бы они держали какой-то предмет. Громкий звук аплодисментов производится резким сжатием воздуха между впадинками двух ладоней. Плохо нарисованные руки будут выглядеть неспособными аплодировать.



Женские руки

Руки женщин, отличаются от мужских в основном тем, что у них мельче кости, не так сильно выражены мышцы и большая округлость плоскостей. Если средний палец сделать размером по меньшей мере в половину длины ладони, рука будет более грациозной и женственной. Длинные пальцы, овальные по форме, добавят шарма.




Мужские руки


Руки младенцев


Руки детей — сами по себе хорошее упражнение в рисовании. Основное отличие от рук взрослых то, что ладонь значительно толще в сравнении с маленькими пальцами. Мышцы большого пальца и основания ладони очень объёмные, даже маленькие дети могут удерживать собственный вес. Костяшки на тыльной стороне ладони скрыты плотью и заметны по ямочкам. Основание ладони полностью окружено складками; оно значительно толще, чем подушечки под пальцами.

Руки детей и подростков

Пропорции в основном остаются теми же. В возрасте начальной школы разница между рукой мальчика и девочки невелика, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика больше и крепче, показывая развитие костей и мышц. Кости девочек остаются меньше, поэтому у них никогда не развиваются такие большие костяшки пальцев, как у мальчиков. Основание ладоней также развивается больше у мальчиков, у девочек оно гораздо мягче и глаже. У мальчиков ногти, так же как и пальцы, слегка шире.

Детские руки — нечто среднее между руками младенца и руками подростка. Это означает, что мышцы большого пальца и основания ладони пропорционально толще, чем у взрослого, но тоньше в сравнении с пальцами, чем у младенца. Пальцы в соотношении с ладонью такие же, как у взрослых. Рука в целом меньше, немного полнее, с ямочками, и суставы, конечно, более округлые.

Руки пожилых людей

Освоив конструкцию рук, ты получишь удовольствие от рисования рук пожилых людей. В действительности рисовать их проще, чем руки молодых, потому что анатомия и конструкция руки заметна больше. Основы конструкции всё те же, но пальцы становятся толще, суставы больше, костяшки пальцев выдаются сильнее. Кожа становится морщинистой, но подчёркивать эту морщинистость нужно лишь на виде с близкого расстояния.

Рисунки рук

Рисунки рук в живописи

Не трудно догадаться, чьи это ручки:-)

По цветам стоит отметить, что пальцы и ладони чуть краснее общего тона кожи рук.

Люди которые впервые пробуют нарисовать руки человека сталкиваются с рядом трудностей. Как понять форму рук? Как усвоить закономерности в их строении? В этих вопросах помогает разобраться пластическая анатомия для художников. В данной статье я сделал ряд анатомических рисунков, набросков и схем, которые помогут начинающим художникам понять основы и обратить внимание на ключевые аспекты. Я постарался изложить этот материал максимально просто и по существу. Не исключаю, что где-то мог допустить небольшие неточности, но суть от этого не меняется.

1. Основные названия

Руки состоят из трех основных частей:

  • плечо;
  • предплечье;
  • кисть.

Предплечье состоит из двух костей:

  • локтевая кость (утолщение у локтя);
  • лучевая кость (утолщение у запястья).

Основные мышцы:

  • дельтовидная мышца (поднимает всю руку);
  • бицепс или двуглавая мышца плеча (сгибает руку в локте);
  • трицепс или трехглавая мышца плеча (разгибает руку в локте);
  • мышцы отвечающие за движение кисти, пальцев и вращение предплечья с кистью (пронацию-супинацию).

Две основные группы мышц предплечья:

  • со стороны наружного надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (а), в состав которой входят разгибатели кисти и пальцев;
  • со стороны внутреннего надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (б), в состав которой входят сгибатели кисти и пальцев;
  • эти две мышечные группы хорошо заметны и отчетливо разделены локтевой костью.

2. Анатомическое строение руки. Основные мышцы

Форма руки зависит от формы костей и мышц. Поэтому в процессе рисования человека нужно обращать внимание на анатомическое строение рук. Важно «видеть» какие мышцы где находятся. Для понимания пластической анатомии могут помочь следующие рисунки, на которых изображены скелет и мускулатура. На каждом таком рисунке я добавил схему, в которой выделил цветом ключевые, хорошо заметные мышцы. Эти мышцы ярко выражены, поэтому должны просматриваться в рисунке человека. Конечно, мускулатура женских рук будет более утонченной и миниатюрной, чем мужских. К тому же есть люди полные, а есть худощавые и «жилистые». Это значит, что и мышцы у них будут тоже разные. Но обозначенные в рисунках основные мускулы будут просматриваться в той или иной степени у каждого человека.

3. Пронация и супинация

Если остановиться и обратить внимание на то, как движется кисть руки, то можно заметить, что она способна вращаться. Т. е. мы можем повернуть руки ладонями кверху, а можем повернуть ладонями книзу. Если кверху — то это положение руки называется супинацией. А если книзу — то пронацией. При этом лучевая кость предплечья перемещается вокруг локтевой кости. Для наглядности я сделал условно-схематичный рисунок, показывающий как это происходит.

В процессе рисования нужно постоянно сравнивать размеры. Это помогает правильно передавать пропорции. Рисунок руки — не исключение. Если говорить о предплечье — то в самой широкой его части сосредоточены брюшки мышц, а в самой узкой — сухожилия (хотя и некоторые мышцы там тоже есть). Зная эту особенность, рисовать руки человека будет проще.

5. Плечо и предплечье расположены под углом относительно друг друга

Когда человек держит руку прямой, то рука абсолютно прямой все равно не будет. Это объясняется тем, что плечо и предплечье расположены под углом друг ко другу.

6. Соединение плеча и предплечья похоже на соединение звеньев цепи

Пример с цепью очень помогает понять форму рук. Как повернута широкая часть плеча относительно самой широкой части предплечья? Это хорошо видно на схематичном рисунке. Если запомнить данную особенность строения руки, то дальнейшее рисование рук будет даваться намного проще.

Локтевой сустав обеспечивает подвижное соединение плечевой кости, локтевой и лучевой. Принцип его работы хорошо виден на схематичном рисунке. Головка локтевой кости похожа на гаечный ключ. Соединение лучевой и плечевой кости напоминает шарик и чашечку, потому что лучевая кость вращается вокруг локтевой, а также двигается вверх-вниз, как и локтевая кость, обеспечивая сгибание руки в локте.

8. Три видимых точки в локтевом суставе

Некоторые начинающие художники могут спросить: «Зачем нужно знать строение сустава, если его все равно не видно?» Ответ прост — сустав влияет на форму руки, на её движения, а также видны три его элемента. Внутренний мыщелок, наружный мыщелок и головка локтевой кости. Если локоть и внутренний мыщелок видны в большей или меньшей степени при любом положении руки, то наружный мыщелок заметен при согнутой руке. Когда рука прямая — он прячется в ямке. Эти нюансы влияют на внешний вид руки, поэтому важен в рисунке.

9. Рисунки рук карандашом

После изучения анатомических особенностей, нужно уметь применить знания на практике. Поэтому в заключении данной статьи, я привожу в качестве примера рисунки карандашом, в которых руки человека изображены в различных положениях. Обратите внимание на штриховку. Она как бы повторяет форму мышц руки, огибая поверхность. Это важный момент в технической стороне рисунка. Если же говорить о светотени, то как на всей руке, так и на отдельных мышцах нужно научиться видеть свет, полутень, тень — также как в рисунке кувшина или геометрических фигур. Однако, чтобы рисунок стал уверенным и профессиональным, нужно много тренироваться. Необходимо время, чтобы обрести навыки в рисовании.

Кисть, наверное, одна из самых сложных частей тела для рисования и доставляет немало хлопот иллюстраторам. Вспомню опять же книжку , где она признается, что у многих художников на рисование рук уходит половина времени, отведенного для создания эскиза. Художник Густаво Фернандес как-то сказал, что можно сделать хорошую карьеру только за счет умения хорошо и выразительно рисовать руки.

Для построения модели руки можно использовать тот же принцип: сначала каркас, потом плоть.

Из запястья лучами расходятся четыре кости, продолжением которых являются пальцы, разделенные на три фаланги. Средний палец самый длинный, указательный и безымянный - примерно одинаковой длины. Большой палец прикреплен к кисти руки у самого запястья:

Один из самых трудных моментов в построении ладони - места прикрепления к ней пальцев. Самый удобный прием мне подарила Наташа Ратковски: нужно обозначить ладонь в виде сегмента кокосовой скорлупы, сразу определив ее объем.

На месте всех суставов тоже нужно нарисовать шары. Пальцы намечаются цилиндрами подходящей толщины:

Полученная таким образом условная модель обводится, в нужных местах обозначаются фаланги пальцев и выступающие костяшки:

По такому принципу можно построить руку в любом положении. Обводя основу, нужно стараться придать кончикам пальцев и ногтям красивую естественную форму. Если ладонь сжата, следует нарисовать складки, образующиеся в середине. Вокруг большого пальца есть мышца, которая не сжимается и всегда обозначается дугой.

Мультяшные руки все же проще в плане реализации, потому что не требуют такого реализма в изображении, но все же существуют правила, которые позволят сделать их наиболее привлекательными. В этой подборке собраны всевозможные примеры рисования рук + рекомендации по рисованию из различных источников.

Christopher Hart "Как нарисовать все, что вы узнали о мультяшках":

Руки главных героев мультсериала Гомера, Барта и других.