Как начать писать вступление. Как написать вступление к сочинению по литературе? С чего начать сочинение по литературе

Еще со школьной скамьи мы прекрасно помним тех, кому сочинения давались с такой легкостью, словно рассказать анекдот в компании друзей. И если вы хотите, чтобы вашу работу тоже хотя бы изредка приводили в пример, вот вам несколько дельных рекомендаций о том, как правильно написать красивое сочинение (эссе) по русской (или другой) литературе по произведению.

Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план

Перед тем, как написать итоговое сочинение, нужно четко продумать, по какому плану вы будете это делать.

План составляется для того, чтобы поток мыслей (даже если он у вас есть) выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.

Сразу после получения темы сочинения в ваше голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.

Итак, тщательно продумайте, что вы хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности вы хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.

Как написать вступление к сочинению по литературе

Во вступительной части информацию необходимо писать так, словно ее будет читать человек, совершенно не знакомый с проблемой. Здесь вы должны раскрыть тему, проблематику и актуальность вашего сочинения.

В этом вам помогут вопросы, которые вы можете поставить перед собой:

  • По какому произведению вы пишете сочинение/эссе?
  • Что вы знаете об авторе произведения?
  • Каков жанр произведения (комедия, драма, роман и пр.)? какие аспекты вы хотели бы раскрыть в своей работе?

Как написать сочинение-рассуждение: приступаем к основной части

Начало – половина дела! Прекрасно, если вы закончили со вступительной частью, давайте разбираться с главной частью работы.

Здесь необходимо осветить все свои мысли, которые у вас вызвало произведение, эмоции, которые вы переживаете к выбранному персонажу или обстоятельствам, в которых он очутился.

Каждую свою мысль придется подкреплять примерами из оригинального текста произведения. Если вы говорите, что проблема войны волнует героя, значит, нужно привести примеры, в которых это волнение передается читателю.

Не стесняйтесь давать собственную оценку персонажу или обстоятельствам, в которых он оказался. Это делает любое сочинение ярче, сильнее, а его автора наделяет авторитетом и экспертностью.

Основная часть – это по большей части ваши собственные рассуждения о том, что вас волнует во всей истории. Покажите здесь эволюцию своей мысли, с какого момента в произведении важная мысль зародилась, как она эволюционировала и к какому выводу вы в итоге пришли.

Как написать заключение в сочинении по литературе

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Шаблоны и примеры правильной структуры как один гласят о том, что в заключении должно следовать подведение итогов.

Многие начинают сочинение не со вступительной или основной части, а именно с заключения. Говорят, что после составления кратких тезисов гораздо легче последовательно описать свои рассуждения.

Итак, в заключительной части нужно самому себе ответить на вопрос, который вы поставили во вступительной части. Это своего рода краткая теорема, выведенная из всего длительного доказательства, приведенного в предыдущих частях сочинения.

А вот несколько примеров того как правильно написать хорошее сочинение/эссе:

Пример сочинения/эссе 1

Сочинение на тему "Я и моя карьера"

Пример сочинения/эссе 2

Сочинение на тему "Человек и общество"

После того как вы закончите с этой частью, обязательно просмотрите всю работу на соответствие первоначально составленному плану. Если сочинение выстроено в продуманной заранее последовательности – вам все удалось! Поздравляем! Если же нет, не расстраивайтесь – наши авторы помогут проверкой и исправлением работы, а при необходимости – и помогут написанием сочинения/эссе с «нуля»!

Для вступления:
1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
2. О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
3. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
4. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
5. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
6. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
7. (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
8. Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
9.Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.
10.Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
11.(Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
12.Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
13.Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
14.(Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .
15.«…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .

Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Для заключения:
1.Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .
2.Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
3.Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
4.(Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
5.Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что Сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
6.Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

«Хорошо сказано! Презентации и разговоры, которые приносят плоды» (Well Said! Presentations and conversations that get results).

В начале выступления у вас есть всего 60 секунд, чтобы завладеть вниманием публики, войти в доверие к людям, сориентировать их в теме и настроить на дальнейшее прослушивание. Если вы потратите драгоценную вводную минуту на шутки, повестку дня, извинения, бесполезные детали, слова благодарности или бессвязные запинания, то внимание вашей аудитории будет безвозвратно потеряно. Вы должны творчески подойти к вступлению - самой важной части работы. Это трудная задача для любого спикера, и вам придётся хорошо репетировать и отрабатывать вызывающее начало.

Дарлин Прайс

1. Расскажите захватывающую историю

Повествование - один из самых мощных и успешных приёмов. С самого рождения людям нравится слушать и учиться на . Сказочные герои, злодеи из баек у костров или театральные персонажи увлекают нас своими диалогами, конфликтами и судьбами. С их помощью мы набираемся житейского опыта и проводим параллели с собственной жизнью, что с лёгкостью удерживает внимание любого человека.

В лучшем случае это должна быть личная история из первых рук, рассказывающая зрителям, почему вы озадачились темой доклада. Хотя подойдёт рассказ и о другом человеке, которого публика может узнать. Как вариант, раскройте басню, сказку, мудрость или историческое событие. Идея заключается в том, чтобы ваше вступление длиною в 60–90 секунд очаровало присутствующих и содержало в себе ключевую мысль всего последующего доклада.

С какими проблемами по теме выступления вы (или кто-то другой) столкнулись? Как вы (или кто-то другой) их преодолели? Кто или что помогло или помешало вам? Какие выводы были сделаны? Что ваша аудитория должна получить и почувствовать после ознакомления с историей?

2. Задайте риторический вопрос

И какой же русский не любит быстрой езды?

А судьи кто?

Мечты, мечты, где ваша сладость?

Риторические вопросы помогают убеждать. Если они продуманны и поданы в верной форме, аудитория последует тому пути, который задумал спикер. С их помощью легко склонить слушателей к своей точке зрения.


Monkey Business Images/Shutterstock.com

При этом не всегда вопрос должен давать однозначный ответ «да» или «нет». Можно пробудить любопытство людей и заставить их подумать над ответом, спросив что-то более «тяжёлое».

3. Озвучьте шокирующую статистику или заголовок

Смелое заявление или броский заголовок идеально убеждают аудиторию внять вашим рекомендациям и следовать им в дальнейшем. Главное, чтобы они точно отражали цель вашей речи.

Например, вице-президент по продажам ведущей американской компании в области здравоохранения успешно продаёт программное обеспечение для больниц в очень яркой манере. Он начинает с сухих, но до боли колких цифр: «Врачебные ошибки, приводящие к кончине пациента, стали третьей главной причиной смерти после болезней сердца и раковых заболеваний. Речь идёт о 400 тысячах случаев в год. Это гораздо больше, чем считалось ранее. Мы создаём мир без врачебных ошибок, и нам нужна ваша помощь».

4. Используйте вескую цитату

Приведите мудрые слова известного человека, чьё имя добавит вашей речи привлекательности и социального веса. Но важно понимать, что цитата должна быть уместной: иметь смысл и актуальность именно для вашей аудитории.

Представьте, что вы управляющий конфликтами и убеждаете группу достичь согласия. Открывая переговоры, вы бы могли привести слова Марка Твена, который однажды сказал: «Если два человека согласны во всём, в одном из них нет нужды». Следующее предложение должно добавить нотку единства: «Даже при том, что не все из нас одинаково видят выход из проблемы, усилия каждого из нас крайне важны в достижении соглашения».

5. Покажите эффектную фотографию

Картинка стоит тысячи слов. А может быть, и больше.

Используйте снимки вместо текста, когда это возможно. Качественное фото привносит эстетическую привлекательность, улучшает понимание, заполняет воображение аудитории и делает доклад более запоминающимся.


Matej Kastelic/Shutterstock.com

Например, президент компании по продаже электрооборудования умело вдохновил своих менеджеров на сокращение расходов. Вместо того чтобы показать им обыденные диаграммы, графики и таблицы, он открыл заседание довольно странным вопросом: «Почему затонул „Титаник“?». В унисон прозвучало упоминание о столкновении с айсбергом. Тогда глава компании вывел на общий экран изображение айсберга: его верхушка была видна над водой, но гораздо большая часть скрывалась под поверхностью. «То же самое ждёт и нашу компанию. Скрытые расходы - та самая подводная опасность, которая и потянет нас на дно». Эта визуальная метафора вдохновила управленцев, а их предложения по в итоге спасли миллионы долларов.

6. Добавьте творчества

Тематический реквизит - это верный способ удержать внимание слушателей. Визуальная поддержка подчеркнёт вашу мысль.

Так, будучи заядлым любителем тенниса, руководитель крупной страховой компании начал своё выступление с эффектного удара ракеткой. Таким образом он выразил свою целеустремлённость, «выиграл очко у конкурентов», сплотил команду и конечном счёте «завоевал Большой шлем».

Подумайте о том, как бы вы могли использовать настенные часы, красочную сумку, пучок морковки, жонглирование шарами или манипуляции с картами, чтобы очаровать аудиторию, добавить юмора и донести главный посыл вашего сообщения.

7. Запустите короткое видео

Представьте: вы начинаете выступление перед производственным отделом с ролика, в котором довольные клиенты дают положительную характеристику вашему товару. Или вы открываете мероприятие по сбору средств для вымирающих видов животных мини-фильмом об амурском леопарде и его потомстве.

Видео вызывает эмоциональную реакцию. В отличие от слов и слайдов, короткометражка добавляет драмы и быстрее передаёт суть происходящего.

Как сказал Уолт Дисней:

Я бы скорее развлекал людей и надеялся, что они чему-то научились, чем обучал людей и надеялся, что они развлеклись.

«Кто неправильно застегнул первую пуговицу,

уже не застегнется как следует» И.В. Гёте

Сегодня все говорят о том, что главное при написании статьи – придумать убедительный и «цепляющий» . Могу поспорить, вы без проблем найдете информацию о . И действительно, чем удачнее он будет, тем больше людей перейдет на ваш блог или сайт. Но ведь наша задача еще и удержать человека, добиться, чтобы он прочел статью до конца!

Так почему же вступлению к статье уделяется так мало внимания?

По статистике, примерно 10% посетителей сайта , которые кликнули на заголовок, никогда не прокручивают вниз и не дочитывают до конца. Только вдумайтесь в эту цифру — 10%!

Неужели Вы хотите потерять такое количество потенциальных клиентов?

Уверен, что нет. Тогда Вам просто необходимо научится писать эффективные вовлекающие вступления.

Вот 8 способов написания цепляющих вступлений, читайте и сразу внедряйте:

1. Всё гениальное просто (Й. Геббельс), или о стиле письма.

Вы заметили, как часто Олесь использует в своих письмах и статьях короткие, простые предложения? Он делает это потому, что люди могут их легко понять и усвоить.

Современный мир – это сумасшедший поток информации, бешеный ритм, и постоянная нехватка времени. Нам просто не под силу «работать» над каждой статьей, попадающей под руки. Согласитесь, мы хотим «пробежаться» глазами, выделив для себя ключевые моменты и двигаться дальше. Особенно это касается начала статьи.

То есть, чем проще и легче Вы пишете, тем удачнее будет вступление.

2. Хочешь быть популярным — научись удивлять (Г. Агацарский), или как повергнуть читателя в шок.

Вы, наверное, не раз слышали выражение «зацепить», «захватить внимание читателя». Но что на самом деле захватывает чьё-то внимание?

Мы можем думать о многих вещах, но вряд ли они подойдут для введения.

Всё сводится к тому, что Вам нужно сказать что-то необычное . Я бы сказал даже неожиданное, шокирующее, провокационное, возможно, даже странное .

Одну из своих презентаций Олесь начал словами «Как Вам идея продать…почку ?», «Что-то подобное я собираюсь сделать для Вас…». Повергло в шок?

И это действует! Увидев такую фразу, нас «распирает» любопытство, а что же будет дальше? Поэтому люди продолжают читать, даже если тема их не очень интересовала.

Но если вы начинаете с чего-то скучного или ожидаемого, золотая рыбка (в виде читателя) может ускользнуть с вашего крючка.

3. Повторение – мать скуки … (В.Бутков), или почему в предисловии нельзя повторять заголовок.

Посетитель сайта уже прочёл , зачем ему ещё раз перечитывать тоже самое? Вместо того, чтобы тратить время читателя зря, воспользуйтесь шансом и «зацепите» его внимание интересной фразой, раскрытием боли или возможной проблемы.

4. Краткость – сестра таланта (А.П. Чехов), или главное о размере вступления.

Нет единого мнения о том, насколько длинным должно быть введение. Некоторым удается раскрыть основную мысль несколькими предложениями, другим потребуется пара абзацев.

В то же время, как показал наш опыт, читатели не могут долго концентрировать внимание. Они очень нетерпеливы, и хотят быстрее добраться до самого «лакомого кусочка», сердца статьи.

Помните, они зашли на Ваш сайт в поиске определенной информации. Не испытывайте их терпение, заставляя долго ждать. Но раскрывать всё и сразу тоже нельзя.

5. О важности обращения напрямую к читателю.

Хотите установить прочную связь с Вашим читателем с самых первых строчек?

Используйте обращение «Вы» , по крайней мере, несколько раз. Это местоимение несет в себе очень мощный посыл. Оно говорит посетителю сайта, что вы пишете свой текст, думая о нём. Таким образом, вы сопереживаете, заботитесь, хотите, чтобы ваша мысль резонировала с ним.

Поверьте, этот трюк очень простой и ценный одновременно.

Вот отличный пример в статье Олеся:

6. Почему нужно посвятить 1-2 предложения описанию статьи.

Используйте тезисы, чтобы рассказать читателю, о чем будет статья. Что нового он узнает после ее прочтения? Ваша задача – помочь посетителю определится с его ожиданиями, и решить, хочет он просмотреть текст полностью, частями, или не читать его вовсе.

Не бойтесь писать дословно: «Эта статья о…», или «В этой статье пойдет речь о…»

Вот несколько вариаций на эту тему:

  • «Мы собираемся выяснить, почему Вы всегда заблуждались, что страусы прячут голову в песок».
  • «Эта статья откроет Вам правду о том, почему страусы прячут голову в песок».
  • «Захватывающие, смешные и шокирующие причины, почему страусы прячут голову в песок».

Кроме того, уделите несколько предложений объяснению, почему эта статья важна для читателя . Ведь то, что для Вас очевидно, для них пока остается загадкой.

7. То, без чего любое предисловие ждет провал, или из каких 3-х частей должно состоять мощное вступление.

Мы уже раскрыли много ценных фишек. Хотите узнать самое главное?

Идеальное решение для введения — условно разделить его на 3 части:

  1. Проблема.
  2. Пути ее решения.
  3. История, либо описание статьи.

О истории мы говорили выше, не будем повторяться. Добавим только, что в начале статьи вы смело можете рассказать историю . Только не стоит сильно вдаваться в подробности, чтобы читатель не успел заскучать. Ваша задача вызвать чувство желания узнать продолжение.

Теперь давайте выясним, что подразумевает под собой понятие «проблема ».

Согласитесь, не было бы проблемы, не было бы и смысла писать статью, как и не было бы смысла ее читать.

Если Вы сможете нащупать болевую точку читателя, главный приз вам гарантирован.

Простые предложения «Пока никто не знает почему…», «Каждый из нас сталкивается с проблемой…», или «Вы уже устали искать выход из сложившейся ситуации и опустили руки…» могут стать для вас настоящей находкой.

Показывая свою осведомленность о проблемах читателей, вы, скорее всего, завоюете их симпатию.

Ну и, конечно, пути решения. Вы должны стать «светом в конце тоннеля», который поможет найти ответ на давно волнующий вопрос вашей аудитории .

Только будьте уверены, что предлагаете уникальный и ценный материал. В сети сотни текстов на данную тему, и ваша цель – выделится среди остальных .

Заключение

В следующий раз, прежде чем начать писать статью, задайте себе вопрос: «Каким должно быть введение, чтобы мне хотелось прочесть ее до конца»?

Длинное, запутанное, перенасыщенное терминами первое предложение вызовет у вас такое желание? А проблема или история, которая не имеет к вам никакого отношения? Скорее всего, нет, согласны?

Вы хотите узнать что-то новое, уникальное, свежее, интересное. Хотите услышать о себе и своих проблемах. Вы жаждете изменить свою жизнь с помощью полученной информации. Точно так же и ваша аудитория.

Теперь вы знаете как написать вступление к статье для своих читателей. Даже если с первого раза у вас не получится мощно, не отчаивайтесь. Теперь вам будет легче анализировать свои ошибки и внедрять что-то новое.

Было полезно? Ставьте лайк и читайте прямо сейчас следующую порцию полезной информации:

Давно было подмечено, что белый лист вызывает определенные трудности, хотя мыслей в голове много после прочтения романа, повести или рассказа. Возникают вопрос: "Как начинать сочинения, ведь от первых строчек зависит первое впечатление и дальнейшее желание его прочитать?" Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно понять, что же такое вступление и почему оно так важно.

Для чего нужно вступление?

Классическая композиция сочинения состоит из трех блоков: вступление, основная часть и заключение. Вступление - это вводная часть, и именно в ней задается тема, которая в основной части будет раскрыта. Как начинать сочинения?

Начать можно с нескольких коротких, но емких вопросов, либо необходимо сформулировать простые предложения, которые содержат основную смысловую нагрузку, которая будет исследована в следующей части.

Необязательно придумывать самому, как начать сочинение по литературе, можно взять за основу шаблон и по нему создать первую часть, используя следующие приемы:

  • историческая справка;
  • цитата;
  • сравнение;
  • лирическое вступление;
  • биографическая справка.

Историческое вступление

Исторические события часто поднимаются в романах. Хорошим примером могут служить «Война и мир» или «Тихий дон». Именно здесь уместно данное вступление, где поднимаются социальные темы или политические вопросы. Однако выбранное вступление необязательно должно быть связано с политикой, это может быть либо противостояние сословий, либо изменения в культурной или религиозной жизни страны. Например, описание совершения ряда преступлений после отмены крепостного права в романе «Преступление и наказание».

Если взять за основу данное направление для вступления, то вопрос о том, как начинать сочинения, отпадает. Но стоит быть осторожным, чтобы историческая справка не заняла все место в первой части, которая будет состоять из избитых фраз, о которых все знают.

Истории можно уделить первые три предложения, далее перейти к писателю и его творчеству и закончить вступление, перейдя к теме сочинения и перефразированной проблеме или вопросу.

Начало сочинения по литературе, или Прием лирического вступления

Использовать данный прием, с одной стороны, просто, с другой - сложно. Суть его сводится к тому, что автор сочинения упоминает личный или чужой опыт и связывает его с темой работы.

Трудоемкость этого метода заключается в том, что не всегда удается создать лирическое вступление, не хватает фраз и предложений, получается слишком сухо и неинтересно. Либо бывает наоборот, автор затягивает с объяснениями, слишком подробно расписывает обстоятельства, связанные с ним лично, и ситуация не всегда проецируется на события, которые происходили в произведении, или не получается связь с главным героем.

Еще несколько приемов для вступления

Существует еще несколько способов, как начинать сочинения, которые помогут раскрыть тему и задать определенное направление.

Практически всегда уместно биографическое вступление, нужно посвятить два-три предложения творчеству писателя. Например, тему Родины в произведениях Лермонтова можно начать с того, что поэт родился в богатой семье, но за свою жизнь он побывал в ссылке, его травили и не считали гениальным поэтом, и, казалось бы, что о Родине он не мог сказать ничего хорошего. Однако в своих произведениях поэт много касался данной темы, потому что был настоящим патриотом.

А вот как начать сочинение на тему «Отцы и дети», связанное с одноименным романом Тургенева? Тут можно использовать такой прием, как цитата или афоризм, это очень эффективный и распространенный метод. Важно подобрать правильное высказывание, которое точно отразит содержание сочинения.

Отметить стоит и прием «сравнение», начав с описания исторического события, когда создавалось произведение. Далее, оттолкнувшись от него, упомянуть, насколько актуально было создание данного произведения и насколько актуально оно сейчас, даже если было написано в 19 или 20 веке.

Но сложность данного приема заключается в том, что автор сочинения должен хорошо знать культурные традиции, общественные устои тех времен и положение вещей в настоящем времени, чтобы применить такой прием, как сравнение.