Как мылись во время войны дамы. Личная гигиена в средневековье

Свернуть

В древней Руси особое внимание уделяли постройке бань, так как содержание тела в чистоте считалось основным фактором, оказывающим влияние на здоровье человека. Для некоторых постройка бани оказывалась слишком дорогим удовольствием, что, однако, не мешало людям искать другие способы очищения — к примеру, мыться в печах.

Мытьё в русской печи кажется современному человеку чем-то совершенно невыполнимым и нереальным. Для некоторых подобная процедура является очередной традицией, переросшей, скорее в легенду, но для представителей старшего поколения подобные рассказы вовсе не вымысел, а вполне очевидные воспоминания детства.

Откуда пошёл обычай?

Ещё в старину русские люди поняли, что чистота является залогом здоровья, и старались соблюдать её проявления во всем: в быту, в одежде и, что самое важное — в заботе о собственном теле. Недаром древнюю Русь не затронули многочисленные болезни, бушевавшие в Европе и вызванные, в первую очередь, полным отсутствием личной гигиены и антисанитарными условиями быта. Посещающие нашу страну путешественники нередко отмечали, что жители русских поселений выглядят совсем иначе: свежая одежда, чистые волосы и умытое лицо. В этом нет ничего удивительного, ведь не мыться на Руси в то время мог только ленивый.

Старинная печь 1890г.

Бани были обязательным атрибутом древнерусских поселений. Если же у семьи не хватало сил или средств на возведение бани, водные процедуры проводили в печках.

Трудно установить, с чего именно пошёл обычай мытья в печке. Разные уголки России сохранили свидетельства о применении данного метода, начиная с 15 века.

Традиция эта распространялась не только на деревенских жителей, но и на горожан, так как печь была единственным средством для отопления помещений. По данным этнографов, обычай мыться в печке сохранился среди некоторых групп населения вплоть до 20 века.

Как раньше мылись?

Внутреннее устройство русской печи предусматривает долгое сохранение тепла внутри её горнила, особенно если после топки закрыть продух заслонкой. Подобная конструкция позволяет не только поддерживать температуру в помещении, но и сохранять нагретую воду и пищу, помещённую в неё, тёплыми. Нюанс сохранения температуры воды очень важен, так как «разводили» печь обычно утром, а мылись уже после всех приготовлений, ближе к вечеру.

Древнерусские печки отличаются массивными размерами, два взрослых человека могли спокойно расположиться внутри печи, занимаясь водными процедурами. Оставалось ещё и пространство для двух корчаг и веника.

После того, как дневные приготовления заканчивались, печку очищали от золы, копоти и сажи. Перед началом мытья поверхность, по которой залезали, устилали соломой или небольшими дощечками, чтобы не испачкаться на обратном пути. После всех действий начинался сам процесс отмывания.

В печке отмывали стариков , маленьких детей или младенцев. Словом тех, кто не мог в силу обстоятельств добраться до бани или был недостаточно крепок здоровьем. Больных членов семьи в баню так же не выводили, особенно зимой — мыли в печке. Маленьких детей «передавали» в печь на специальной лопате, где их принимал кто-то из взрослых, а стариков на небольших липовых досках, в положении лёжа.

Детей клали на специальные лопаты

Молодые незамужние девушки также пользовались печкой, когда необходимо было помыться. Это обусловлено поверьем, что в банях живут сердитые духи — банники и кикиморы, способные сотворить с девушкой всякие злодеяния. Стоит молодой красавице оставить банные принадлежности не на своём месте или нарушить покой духа какими-либо действиями, тот мог разозлиться и подпереть дверь, напуская пару, или опрокинуть таз с кипятком на виновницу.

Так как на Руси были свои правила для походов в баню, незамужние девушки могли мыться только с детьми или молодыми сёстрами, также не имеющими супругов. В некоторых деревнях поход одинокой девушки в баню приравнивался к греху, и кроме мытья в печи выхода у девушек не было.

Свободным женщинам разрешалось мыться только с сестрами

Мыться дома при вышеперечисленных обстоятельствах было куда спокойнее. В каждой избе был красный угол, в котором размещались иконы, и совершать водные процедуры можно было, не боясь нечистой силы.

Мылись в русской печи и в лечебных целях . Членов семьи, заболевших «перхотой» (кашель, предположительно бронхиальный) помещали в печку, где его ждали кадки со специальными отварами. Перед тем как отправить в печь, аналогичный травяной отвар давали принять внутрь, а тело обмазывали специально приготовленным тестом. Делалось это для того, чтобы максимально прогреть организм как снаружи, так и изнутри. На голову больного надевали платок или шапочку, чтобы предотвратить тепловой удар, называемый «угаром».

Заболевших некоторыми видами кожных недугов также отмывали в печи. В баню таких людей не водили, чтобы с водой болезнь не затронула других членов семьи. После мытья веник вместе с настилом, на котором больной размещался, сжигали. В последующую топку печи болезнь как бы «сжигали», не давая ей выбраться наружу. Этот способ очищения помогал локализовать болезнь, а в последствии вовсе избавиться от неё.

Видео

Средство для мытья и стирки люди искали ещё с древности. Например, в Древней Руси мыло людям заменяла зола и квасная гуща. Золу использовали в разных видах - растворяли в холодной воде, кипятили, распаривали в печи. Полученной субстанцией мыли тело, волосы и стирали бельё и даже мыли пол. Для мытья волос также использовали глину и кислое молоко.

В качестве мыла брали овсяную муку, смешанную с отварами и настоями трав - липы, полыни, розмарина, ромашки и хмеля.

Женщины ополаскивали волосы в воде, в которой распаривали берёзовые или крапивные веники. А лицо умывали отваром пшеничных отрубей.

Использовали в домашнем приготовлении моющих средств и мыльный корень, мыльнянку, орляк, ягоды бузины. Эти пенообразующие растения прекрасно очищали кожу и отстирывали вещи. Древние рецепты не канули в Лету и используются до сих пор при производстве мыла, шампуней и масок для волос серии «рецепты Бабушки Агафьи ».

Производство мыла

Мастера-мыловары появились на Руси в XV веке. В записях того времени значится, что некий Гаврила Ондреев завёл в Твери «поварню мыльную с котлом мыльным и со всей поряднею». В Москве на Великом торге возле Кремля среди других торговых рядов упоминается и мыльный.

Постепенно количество мелких мыловаренных мастерских увеличивалось, мыловарение было налажено и во многих домах. Для производства мыла стали применять поташ - карбонат калия. Главный источник поташа - зола растений. Со временем производство мыла достигло промышленных масштабов, его отправляли даже на экспорт, что привело к массовой вырубке лесов. А это повлекло за собой подорожание дров и мёда.

Петр I, придя к власти, задумался о поиске более дешёвого заменителя поташа. Но проблему эту решили только к концу XVIII века, когда французский химик Николя Ле Ман получил соду из поваренной соли. Этот щелочной материал вскоре окончательно заменил поташ.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Мы это слышали не раз: “У нас мылись, а в Европе пользовались парфюмерией”. Звучит очень здорово, а, главное, патриотично. Вот и понятно откуда всё произрастает, вековые традиции чистоты и гигиены важнее привлекательной «обёртки» из запахов. Но тень сомнения, конечно же, не возникнуть не может - ведь если бы европейцы и вправду веками «не мылись», смогла бы европейская цивилизация нормально развиваться и дарить нам шедевры? Нам понравилась идея поискать подтверждения или опровержения этого мифа в европейских произведениях искусства средних веков.

Баня и мытьё в средневековой Европе

Культура мытья в Европе восходит к древнеримской традиции, материальные свидетельства которой сохранились по сию пору в виде остатков римских терм. Многочисленные описания свидетельствуют, что признаком хорошего тона для римского аристократа было посещение термы, но в качестве традиции не только гигиенической - там же предлагались услуги массажа, там же собиралось избранное общество. В определённые дни термы становились доступны для людей простого положения.


Термы Диоклетиана II в Риме

“Эта традиция, которую не смогли разрушить германцы и вошедшие с ними в Рим племена, перекочевала в средневековье, но с некоторыми коррективами. Бани остались - они имели всю атрибутику терм, делились на отделения для аристократии и простолюдинов, продолжали служить местом встреч и интересного времяпрепровождения” - так свидетельствует Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности».

Но мы отвлечёмся от простой констатации факта - существования в средневековой Европе бань. Нам интересно, как изменение образа жизни в Европе с приходом средневековья сказалось на традиции мытья. Кроме того, мы попытаемся проанализировать причины, которые могли препятствовать соблюдению гигиены в том масштабе, что стал привычным для нас сейчас.

Итак, средние века - это давление церкви, это схоластика в науке, костры инквизиции… Это - появление аристократии в том виде, какой не был знаком Древнему Риму. По Европе во множестве строятся замки феодалов, вокруг которых формируются зависимые, вассальные поселения. Города обзаводятся стенами и ремесленными артелями, кварталами мастеров. Вырастают монастыри. Как мылся европеец в течение этого сложного периода?


Вода и дрова - без них нет бани

Что необходимо для бани? Вода и тепло чтобы подогревать воду. Представим себе средневековый город, который, в отличие от Рима, не имеет системы подачи воды по виадукам с гор. Вода берётся из реки, и её нужно много. Дров нужно ещё больше, потому что разогрев воды требует длительного горения древесины, а котлов для нагрева тогда ещё не знали.

Воду и дрова поставляют люди, делающие на этом свой бизнес, аристократ или состоятельный горожанин платит за такие услуги, общественные бани взимают высокую плату за пользование бассейнами, таким образом компенсируя низкие цены в общедоступные «банные дни». Сословный строй общества уже позволяет чётко разграничить посетителей.


Франсуа Клуэ - Дама в ванной, около 1571

О парных не говорим - мраморные термы не позволяют воспользоваться паром, есть бассейны с подогретой водой. Парные - крохотные, обшитые деревом помещения, появились в Северной Европе и на Руси потому, что там холодно и много доступного топлива (древесины). В центре Европы они просто неактуальны. Общественная баня в городе существовала, была доступна, а аристократы могли и пользовались собственными «мыльнями». Но до появления централизованного водопровода мытьё каждый день было невероятной роскошью.

А ведь для подачи воды требуется как минимум виадук, а в равнинной местности - насос и ёмкость-накопитель. До появления паровой машины и электродвигателя о насосе нет и речи, до появления нержавеющей стали нет возможности долго хранить воду, она «протухнет» в ёмкости. Именно поэтому баня была доступна далеко не всякому, но хотя бы по разу в неделю попасть в неё в европейском городе человек мог.

Общественные бани в европейских городах

Франция. На фреске «Публичная баня» (1470 год) изображены люди обоих полов в обширном помещении с ванной и накрытым прямо в ней столом. Интересно, что тут же имеются «нумера» с кроватями… В одной из кроватей - пара, ещё одна пара недвусмысленно направляется к ложу. Сложно сказать, насколько эта обстановка передает атмосферу «помывки», всё это больше похоже на оргию у бассейна… Однако, по свидетельствам и отчётам парижских властей, уже в 1300-м году в городе действовало около тридцати общественных бань.

Джованни Бокаччо описывает посещение неаполитанской бани молодыми людьми из аристократов так:

“В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен”…

Европеец, житель крупного города в средние века мог воспользоваться услугами общественных бань, на которые выделялись средства городской казны. Но оплата этого удовольствия не была низкой. В домашних условиях помывка горячей водой в большой ёмкости была исключена в силу высокой стоимости дров, воды и отсутствия стока.

Художник Мемо ди Филипуччо на фреске «Супружеская ванна» (1320 год) изобразил мужчину и женщину в деревянной кадушке. Судя по обстановке в помещении с драпировками, это не простые горожане.

«Валенсийский кодекс» XIII века предписывает хождение в баню раздельно, по дням, для мужчин и женщин, выделяя ещё субботу для евреев. В документе установлена максимальная плата за посещение, оговорено, что со слуг она не взимается. Обратим внимание: со слуг. Значит, определённый сословный или имущественный ценз уже существует.

Что касается водопровода, то российский журналист Гиляровский описывает московских водовозов уже в конце XIX - начале ХХ века, черпающих воду в свои бочки из «фантала» (фонтана) на Театральной площади, чтобы доставить её в дома. И такая же картина наблюдалась и раньше во многих европейских городах. Проблема вторая - стоки. Вывоз огромного количества отработанной воды из бань требовал определённых усилий или вложений. Поэтому общественная баня была удовольствием не на каждый день. Но люди мылись, говорить о «немытой Европе», в отличие от «чистой» Руси, конечно же, нет оснований . Русский крестьянин топил баню раз в неделю, а характер застройки русских городов позволял иметь баньку прямо во дворе.


Альбрехт Дюрер - Женская баня, 1505-10


Альбрехт Дюрер - Мужская баня баня, 1496-97

На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, а на гравюре «Женская баня» - моющиеся женщины. Обе гравюры относятся к тому самому времени, в которое по заверениям некоторых наших сограждан «Европа не мылась».

На картине Ганса Бока (1587 год) изображены общественные бани на территории Швейцарии - множество людей, причём, и мужчин, и женщин, проводят время в огороженном бассейне, посреди которого плавает большой деревянный стол с напитками. Судя по фону картины, бассейн открытый… Позади - местность. Можно предположить, что здесь изображена баня, получающая воду с гор, возможно, с горячих источников.

Не менее интересно историческое сооружение «Баньо Виньоле» в Тоскане (Италия) - там по сию пору можно купаться в горячей, насыщенной сероводородом воде естественного нагрева.

Баня в замке и дворце - огромная роскошь

Аристократ мог позволить себе собственную мыльню, подобно Карлу Смелому, который возил за собой ванну из серебра. Именно из серебра, так как считалось, что этот металл обеззараживает воду. В замке средневекового аристократа мыльня была, но далеко не общедоступная, кроме того, дорогая в использовании.


Альбрехт Альтдорфер - Купание Сусанны (фрагмент), 1526

Главная башня замка - донжон - господствовала над стенами. Источники воды в таком комплексе были настоящим стратегическим ресурсом, потому что при осаде противник травил колодцы и перекрывал каналы. Замок строился на господствующей высоте, а это означает, что вода либо поднималась воротом из реки, либо бралась из собственного колодца во дворе. Доставка топлива в такой замок была дорогим удовольствием, нагрев воды при отоплении каминами представлял собой огромную проблему, ведь в прямом дымоходе камина до 80 процентов тепла просто «вылетает в трубу». Аристократ в замке мог позволить себе ванну не чаще раза в неделю, да и то при благоприятных обстоятельствах.

Не лучше обстояло дело и во дворцах, которые по сути своей были теми же замками, только с большим количеством людей - от придворных до прислуги. Перемыть такую массу народа доступной водой и топливом было весьма затруднительно. Во дворце не могли постоянно топиться огромные печи для подогрева воды.

Определённую роскошь могли позволить себе аристократы, выезжавшие на горные курорты с термальными водами - в Баден, на гербе которого изображена купающаяся в деревянной, довольно тесной ванне, пара. Герб городу даровал император Священной Империи Фридрих III в 1480 году. Но заметим, что ванна на изображении деревянная, это просто кадушка, и вот почему - каменная ёмкость очень быстро остужала воду. В 1417 году, по свидетельству Поджо Браччоли, сопровождавшего Папу Иоанна XXIII, Баден располагал тремя десятками общественных бань. Город, расположенный в районе термальных источников, откуда вода поступала по системе простейших глиняных труб, мог позволить себе такую роскошь.

Карл Великий, по свидетельству Эйнгарда, любил проводить время на горячих источниках Ахена, где специально построил себе для этого дворец.

Помыться всегда стоило денег...

Определённую роль в угнетении «мыльного дела» в Европе сыграла церковь, которая весьма негативно воспринимала собрание обнажённых людей в любых обстоятельствах. А после очередного нашествия чумы банное дело сильно пострадало, так как общественные бани стали местами распространения инфекции, о чём свидетельствует Эразм Роттердамский (1526 год): “Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет - чума научила нас обходиться без них”.

Появление мыла, похожего на современное - спорный вопрос, но существует свидетельство о Крескансе Давине Сабонериусе, который в 1371-м году начал производство этого продукта на основе оливкового масла. Впоследствии, мыло было доступно состоятельным людям, а простолюдины обходились уксусом и золой.

согласно описаниям ученых, в Европе до 19 века выливали помои из окон, а мылись
2 раза в месяц.
Для славян же
слово «баня» было святым. Вашему вниманию предлагаются статьи
познавательно-развлекательного характера. В них нет обилия дат и понятий.
Однако, забавные факты полезны для развития мировоззрения с разных сторон.
Итак,
продолжим путешествие по истории древних славян, подчеркивая прикольные
интересные моменты. По упоминаниям византийских историков, древние славяне
считали, что великим воинам не нужны доспехи, что в бою настоящее мастерство
брони не требует. В минуты особой опасности, славяне раздевались по пояс и шли
в бой на страх врагам. О внешнем виде большой заботы не проявляли. В боевых
походах чистая одежда была не у многих. Но дома, на Руси, огромное значение
имели бани. Чистоте уделялось важнейшее место. Иностранцы удивлялись, как славяне
хлещут себя вениками, какую жару могут вытерпеть! Ничего подобного в
средневековой Европе не было. В древности баня топилась «по-черному». Трубы у
банной избы не имелось. Весь дым из печки оседал на стены. Копоть была толщиной
в половину ладони. Сидеть надо было осторожно – такая сажа отмывалась с трудом.
Славяне считали, что здесь живет злой дух «Банник», который может человека
уморить. Возможно, едким дымом ослаблялись его злые чары. Бояться духов люди
перестали, но баня «по-черному» сохранилась в некоторых регионах России и в XXI
веке. Случалось, что между племенами славян велись войны. Причины были разные:
то невест юных украдут, то землю не поделят. Известен факт, когда проигравшие
должны были привезти победителям 40 возов березовых и дубовых веников! То есть
веники являлись элементом государственного налогообложения. Банные веники были
в Древней Руси своеобразной конвертируемой валютой! Вот какое место в
мировоззрении славян занимала чистота. В следующей статье поговорим об
особенностях военной подготовки с детства.
На
Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и
опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица,
рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана,
сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук,
делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем
трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из
окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и
косметические свойства которых им были известны
Свойства
растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических
целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные
свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни
растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.
Например,
для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На
чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая
краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски
волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в
коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из
барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука,
листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д.
Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью
которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.
В
Древней Руси каждому цвету, при нанесении макияжа, придавалось свое, магическое
значение - люди верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью
другого, наоборот, отвадить.
Особенно
тщательно русские женщины заботились о том, как выглядит лицо. Для придания
коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин,
не жалели ни молока, ни сметаны, ни яичных желтков. Матери делились со своими
дочерями секретами красоты, например о том, что отвар петрушки и огуречный сок
отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной, пористой коже. Крапива и
корни лопуха служили лечебным средством для борьбы с перхотью и выпадением
волос.
Для
освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли
так называемый «холодец» - настой из мяты.
Бытовая
косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного
происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных
жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для
ухода за волосами использовалось репейное масло.
В
Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому
косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены
были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для излечения от
кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни
настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба. Для
смягчения и питания кожи хорошо наносить на нее мед.
В
банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали
ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем
проделывали эту процедуру без боли.
В
России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было,
мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной
системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.

Действительно ли у дам в париках заводились крысы? А в Лувре не было туалетов, и обитатели дворца опорожнялись прямо на лестницах? И даже благородные рыцари справляли нужду прямо в латы? Что ж, давайте посмотрим, насколько страшна была средневековая Европа.

Бани и купальни

Миф : В Европе не было бань. Большинство европейцев, даже знатных, мылись один раз в жизни: при крещении. Церковь запрещала купаться, чтобы не смыть «святую воду». Во дворцах царило зловоние от немытых тел, которое пытались глушить духами и благовониями. Считалось, что из-за водных процедур люди болеют. Туалетов тоже не было: все справляли нужду там, где придётся.

На самом деле : до нас дошло огромное количество артефактов, которые доказывают обратное: ванны и раковины разных форм и размеров, помещения для водных процедур. У самых знатных европейцев были даже портативные приспособления для купания – чтобы в поездках.

Сохранились и документы: ещё в 9 веке Ахенский собор постановил, что монахи должны сами мыться и стирать свою одежду. Однако обитатели монастыря считали купание чувственным удовольствием, и поэтому его ограничивали: обычно они мылись в холодной воде раз в неделю. Полностью отказаться от купаний монах могли только после принятия обета. Впрочем, у простых людей никаких ограничений не было, и количество водных процедур они устанавливали сами. Единственное, что запрещала Церковь – это совместное купание мужчин и женщин.

Сохранились также кодексы банщиков и прачек; законы, регулирующие постройку туалетов в городах, записи о расходах на купальни и т.д. Судя по документам, в одном только Париже в 1300-х насчитывалось около 30 общественных бань – поэтому никаких проблем с тем, чтобы помыться, у горожан не было.


Хотя во время эпидемии чумы бани и купальни действительно закрывали: тогда верили, что люди заболевают из-за греховного поведения. Ну а общественные бани порой выполняли функции публичных домов. К тому же, в то время в Европе почти не осталось лесов – а для того, чтобы топить баню, нужны дрова. Но, по меркам истории, это довольно короткий период. И преувеличивать не стоит: да, мылись реже, но мылись. Совсем уж антисанитарии в Европе никогда не было.

Нечистоты на улицах города

Миф : улицы больших городов не чистили десятилетиями. Содержимое ночных горшков выливали прямо из окон, на головы прохожим. Там же мясники потрошили туши и разбрасывали кишки животных. Улицы утопали в фекалиях, а дождливую погоду по улицам Лондона и Парижа неслись реки из нечистот.

На самом деле : до конца XIX века крупные города действительно были неприятным местом. Население резко росло, земли на всех не хватало, а с водопроводом и канализацией как-то не складывалось – поэтому улицы быстро загрязнялись. Но поддержать чистоту старались – до нас дошли записи городских властей, в которых подсчитывались расходы на уборку. А в деревнях и сёлах и вовсе никогда такой проблемы не было.

Мыльные страсти



Миф :
до XV века мыла вообще не было – вместо него с запахом грязного тела справлялись благовония. А потом ещё несколько веков им мыли только и лицо.

На самом деле : мыло упоминается в средневековых документах как совершенно обычная вещь. Сохранилось и множество рецептов: от самых примитивных до «премиум-класса». А в XVI веке в Испании вышел сборник полезных рецептов для домохозяек: судя по нему, уважающие себя женщины использовали… разные вида очищающих средств для рук и лица. Конечно, средневековом мылу до современного туалетного далеко: оно, скорее, напоминает хозяйственное. Но всё же это было мыло, и пользовались им все слои общества.

Гнилые зубы – вовсе не символ аристократии



Миф :
здоровые были признаком низкого происхождения. Знать считала белозубую улыбку позором.

На самом деле : Археологические раскопки показывают, что это абсурд. А в медицинских трактатах и всевозможных наставлениях того времени можно найти советы о том, как вернуть зубам , и как их не растерять. Ещё в середине XII веке немецкая монахиня Хильдегарда Бингенская советовала по утрам полоскать рот. Хильдегарда считала, что свежая холодная вода укрепляет зубы, а тёплая делает их хрупкими – эти рекомендации сохранились в её сочинениях. Вместо зубной пасты в Европе использовали травы, золу, толчёный мел, соль и т.д. Средства, конечно, спорные, но всё же они были призваны сохранить улыбку белоснежной, а не нарочно её испортить.

А вот у низших классов зубы как раз выпадали из-за недоедания и скудного рациона.

А вот с чем в Средневековье действительно были проблемы – так это с медициной. Радиоактивная вода, мази из ртути и табачные клизмы – о самых «прогрессивных» методах лечения того времени рассказываем в статье .