Как изображается место действия на дне. Изображение дна в пьесе горького на дне. Домашнее задание к уроку

Место действия

Место действия

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ - наряду со временем (см.) - обязательная предпосылка сюжетного развертывания событий, изображаемых в литературном произведении. Поскольку литературное произведение всегда отражает в той или иной мере бытие, объективную действительность, а «пространство и время суть основные формы бытия» (Энгельс), постольку никакое действие или событие в литературном произведении не может быть мыслимо вне более или менее определенной пространственной и временной локализации. Пространственная же локализация и есть установление М. д. На протяжении истории художественной литературы понятие М. д. меняется в зависимости как от расширения и уточнения познания человеком «объективно-реальных форм бытия», пространства и времени, и совершенствования техники, так и от стиля, рода, жанра литературного произведения в его конкретно-исторической значимости. Сведение изменений содержания понятия М. д. лишь к одной из этих причин, в частности к причинам техническим, неизбежно приводит к искажению подлинной истории явления.
Наименьшее значение имеет категория М. д. в лирике (см.), к-рая редко придает своим образам сюжетное оформление в действии. Исключение составляют те лирические жанры и произведения, в к-рых лирическая эмоция устремлена на описание явлений внешнего мира в их взаимосвязи с переживаниями или мыслями поэта. Напр. для поэзии сентиментализма характерны лирические пейзажи (см. «Сентиментализм»), в к-рых противоставлялось чувствительное воспевание деревни и природы рассудочности классической поэзии (см. «Классицизм»). Наиболее яркое выражение этих тенденций дает так наз. «описательная поэзия» (см.), возглавляемая Томсоном. Описание имеет здесь не подсобное, объяснительное, а самодовлеющее значение, что и повлекло нападки Лессинга на эту поэзию, подменяющую изображение событий изображением пространственных отношений, каковое является задачей не поэзии, а живописи.
Гораздо большее значение имеет категория М. д. в эпических жанрах, развертывающих повествование о различных событиях человеческой жизни. События эти происходят всегда в определенной конкретной среде, обстановке, к-рая сама в известной степени характеризует действующих лиц, их устремления и поступки. Такой подход к проблеме М. д. характеризует напр. повествовательные жанры ранней буржуазной литературы эпохи товарного хозяйства (средневековые фабльо, итальянская новелла, авантюрный роман XVI-XVII вв.), для к-рых характерна экстенсивная композиция, увлечение действенными коллизиями, внешняя динамика событий без попыток их углубленного, психологического осмысления. Иной подход к М. д. характерен для повествовательной литературы буржуазии, окрепшей и осознавшей свои классовые интересы. Обнаруживая более глубокое понимание действительности в ее связях и опосредствованиях, она использует категорию М. д. для психологической детализации действия, для уяснения внутренних связей между образами людей и породившей их средой. Потому буржуазный реалистический роман XIX в. (Бальзак, Стендаль, Теккерей, Диккенс, Флобер, Золя) заменяет сухое, лаконичное обозначение М. д. детализованным его описанием, к-рое включается в образную ткань романа и объясняет его сюжетные ситуации. Так, описание дома скупца Гранде («Евгения Гранде») у Бальзака и комнаты Плюшкина у Гоголя органически необходимо для характеристики этих образов, дорисовывая их отдельными характерными черточками.
Значительно разработаннее проблема М. д. в драме (см.). Здесь она имеет особенно существенное значение в виду специфической для драматической литературы установки на сценическое овеществление, раскрывающее средствами театрального искусства объективную сущность пьесы. Именно потому, что драма рассчитана на зрительное восприятие в театре, категория М. д. получает в драме физически ощутимую наглядность, объективируясь в оформленной посредством декораций, конструкций и т. п. трехмерной сценической площадке, непосредственно обозначающей то или иное М. д. Если роман лишь рассказывает о М. д., описывая его, то драма показывает его зрителю. Проблема М. д. в драме тесно связана с методом ее сценического овеществления, причем технические условия и возможности театра влияют на драматургическое разрешение этой проблемы. Так, элементарный характер средневековой литургической драмы был в известной мере определен тем, что она давалась в пределах храма, представляя собой деталь богослужения, тогда как несравненно более сложный характер мистерий XV и XVI веков (десятки эпизодов, образующих драму, драматизация событий, подобных всемирному потопу, сотворению мира и пр.) находился в тесной зависимости от прогресса техники, успешно развивавшейся в поднимавшихся городах позднего средневековья и открывшей театру возможность прибегать к достаточно сложным сценическим эффектам. В наше время достижения техники сцены дают драматургу возможность включать в композицию пьес такие элементы, как кино, не знающее пространственных ограничений (историческая хроника, приключения на суше и на море и пр.), радио и пр. Но устанавливая при разрешении проблемы М. д. некоторую связь драматургической техники с техникой театральной, не следует истолковывать эту связь в плане механической причинности, утверждая, что технология театральной сцены определяет разрешение проблемы М. д., к-рая, как сказано, является проблемой жанра и стиля и определяется всей конкретной их историей. Не техника сцены определяет стиль драмы, а драматург использует эту технику для оформления своих идеологических положений. Напр. мистерии стали возможны лишь в результате соответствующего развития европейской сценической техники, но самый характер этой техники позднего средневековья определялся заданиями, к-рые драматургия мистерий ставила театру. Из потребности в драматизации Библии, возникшей в среде поднимающейся буржуазии феодального города, вырастает специфическая техника сцены XV-XVI вв. Возникновение богатой бутафории и сложных сценических механизмов, преображающих сцену в сказочные палаццо и фантастические сады в пьесах эпохи Барокко, порождалось потребностью драматурга, идеолога аристократии, в приукрашенном придворно-праздничном показе действительности. Борьба Лопе де Веги с принципом единства места (в своих «комедиях» он постоянно перебрасывает действие с места на место), на к-ром настаивали драматурги итальянского Ренессанса и позднее французские классики XVII в., объяснялась не тем, что условия испанской сцены заставляли драматурга итти в указанном направлении (ср. выступления Сервантеса на защиту традиций Ренессанса в области драмы), но тем, что Лопе в качестве идеолога испанских идальго эпохи широкой колониальной экспансии Испании мир рисовался в состоянии движения, в к-ром сменяются самые удивительные, неожиданные картины. Поскольку же техника сцены не определяет стиль драмы, но является его составным элементом, мы видим, как внешне сходные условия театрального представления порождают в разные эпохи и в различной социальной обстановке полярно противоположные разрешения проблемы М. д. (напр. стремление к концентрации и единству М. д. в античной трагедии и беспрестанные перемены его в средневековой мистерии, хотя внешние условия представления в обоих случаях сходны: большой массовый спектакль на открытом воздухе и т. д.). Равным образом в одних и тех же театрах в одну эпоху замечаем сосуществование различных типов драмы, по-разному подходящих к проблеме ее (напр. классическая трагедия и опера или трагедия с машинами («Андромеда» Корнеля, «Психея» Мольера) во Франции XVII в.). В каждом таком случае проблема М. д., входящего в систему образов драмы, должна быть рассматриваема как отдельное проявление некоего конкретного классового стиля («общее») и жанра («особенное»). Только так мы сможем преодолеть господствующий доселе эмпирический и формалистский подход к проблеме М. д. и приблизиться к подлинно марксистскому ее разрешению.Библиография:
Работ, ставящих проблему о М. д. в общем плане, не существует. Отдельные замечания в плане формалистской поэтики см.: Томашевский Б. В., Теория литературы, Л., 1925 (несколько изданий). Ценные указания заключают работы Фриче В. М., Проблемы искусствоведения, Гиз, М. - Л., 1930; Его же, Очерк развития западных литератур, изд. 5-е, М., 1931. Для ориентации в смежных областях искусства см.: Фриче В. М., Социология искусства, изд. 2-е, Гиз, М. - Л., 1929; Корницкий И. Я., Проблемы теории и истории искусства, «Труды социологической секции Института археологии и искусствознания», РАНИОН, вып. I, М., 1927. Для драмы, кроме библиографии, приложенной к ст. «Единства», см.: «Очерки по истории европейского театра», Под редакцией А. А. Гвоздева и А. А. Смирнова, П., 1923; Мюллер В. К., Драма и театр эпохи Шекспира, Л., 1925; Яковлев М., Теория драмы, Л., 1927; Мокульский С. С., Вещественное оформление спектакля во Франции накануне классицизма, «О театре», Временник Тео ГИИИ, вып. III, Л., 1929. Souriau, De la convention dans la tragedie classique et dans le drame romantique, 1885; Lemaitre J., Corneille et la poetique d’Aristote, 1888; Ebner J., Beitrag zu einer Geschichte der dramatischen Einheiten in Italien, «Munchen. Beitr.», 1898, XV; Ernst P., Die Einheit des Orts und der Zeit, «Die Schaubuhne», 1908, V; Strich F., Klassik und Romantik, 1922; Bray K., La formation de doctrine classique en France, 1927 (здесь же обширная библиография); Hirt E., Das Formgesetz der epischen, dramatischen und lyrischen Dichtung, Lpz., 1923 (вся перечисленная иностранная литература разрабатывает проблему в плане идеалистич. поэтики).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Место действия" в других словарях:

    Жанр мелодрама Режиссёр Анатолий Граник Автор сценария Рудольф Тюрин В главных ролях … Википедия

    Сущ., кол во синонимов: 3 арена (13) место (170) театр (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    - «МЕСТО ДЕЙСТВИЯ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1983, цв., 141 мин. Социальный кинороман. По мотивам одноименного романа Александра Проханова. Действие фильма разворачивается на строительстве нефтехимического комбината в старинном городе Ядринске. Герой фильма … Энциклопедия кино

    МЕСТО ДЕЙСТВИЯ - 1983, 2 серии, 141 мин., цв., тво. жанр: мелодрама. реж. Анатолий Граник, сц. Рудольф Тюрин (по мотивам одноименного романа Александа Проханова), опер. Виктор Карасев, худ. Валерий Юркевич, комп. Надежда Симонян, зв. Ирина Черняховская. В… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

    Место действия Жанр мелодрама Режиссёр Анатолий Граник В главных ролях Кинокомпания … Википедия

    Помещение, простор, пространство, площадь, поприще, полоса, поле, поляна, район, промежуток; местность, край, окраина, область, околица, околоток, округ, сторона, страна, территория, уголок; губерния, уезд; город, столица, крепость, местечко,… … Словарь синонимов

    Место совершения исполнительных действий - если должником является физическое лицо, то исполнительные действия совершаются судебным приставом исполнителем по месту его жительства, месту его работы или месту нахождения его имущества, а если должником является юридическое лицо, то… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Действия при обнаружении взрывоопасного предмета времен ВОВ - Взрывоопасные предметы (ВОП) могут быть обнаружены всюду, где проходили боевые действия: в полях, огородах, в лесах и парках, в реках, озёрах и других водоёмах, в домах и подвалах, а также на территории бывших артиллерийских и авиационных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.

Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет, иллюстрации «На дне».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Беседа по содержанию пьесы «На дне».

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические произведения Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

В 1902 году Горький создает драму «На дне».

Как изображается место действия?

Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это подвал, похожий на пещеру, тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам – нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: грязный ситцевый полог, некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний акт драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер.

Какие люди являются обитателями ночлежки?

Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20 лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45 лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, 30 лет.

У многих ночлежников нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось – «все забыл».

Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы?

Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающая на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на дно жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.

Что привело в ночлежку ее обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

Сатин попал на дно, после того как отсидел в тюрьме за убийство; Барон разорился; Клещ потерял работу; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он ленив, да еще и запойный пьяница; Актер спился; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я – сызмальства – вор … все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (4 действие). Каждый этап жизни 33 Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими переодеваниями ничего не стоит, жизнь прошла как во сне.

В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое, они не становятся основой драматургического конфликта.

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения

Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» - Василиса опрокинула самовар и обварила ноги Наташе. Убийство Костылева Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

В чем своеобразие любовного конфликта?

Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывается, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре – сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитатели ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

  1. Слово учителя.

Конфликт, в котором участвуют все герои, - другого рода. Горький изображает сознание людей дна. Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итог. Жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Д.З.

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.


Как изображается место действия в пьесе? максима горького"на дне" и получил лучший ответ

Ответ от Їудо Чудное[гуру]
“Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Затхлый и душный воздух, убогая обстановка. Место действия, лаконично обозначенное в первой же ремарке, сразу создает образ давящего на людей, невыносимого мира. Люди живут в душной атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно.

Ответ от ???Prophet??? [гуру]
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис.
Псле каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по
стране в поисках заработка.
А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без
крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического
гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на "дно"
жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые
владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных
подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные,
нищие, бродяги, воры и другие "бывшие люди".


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как изображается место действия в пьесе? максима горького"на дне"

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. За год до написания пьесы Горький так сказал о замысле новой пьесы: «Это будет страшно». Тот же акцент подчеркнут и в ее меняющихся названиях: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Художественного театра. Автор выделил не место действия- «ночлежка», не характер условий жизни - «без солнца», «дно», даже не социальное положение - «на дне жизни». Окончательное название объединяет в себе все эти понятия и оставляет место для размышления: на «дне» чего? Только ли жизни, а может быть - и души? Таким образом, пьеса «На дне» содержит как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое, второе - философское.

Тема дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к ней. Сам Горький так писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших» людей, в числе которых я видел не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни».

Уже в экспозиции пьесы, даже в самом начале этой экспозиции, автор убеждает зрителя и читателя - перед ним дно жизни, мир, где должна угаснуть надежда человека на человеческую жизнь. Первое действие разворачивается в ночлежке Костылева. Поднимается занавес, и сразу же поражает удручающая обстановка нищенской жизни: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны... Посреди ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - крашеное, грязное...» В таких страшных, нечеловеческих условиях собрались самые разные люди, выброшенные в силу различных обстоятельств из нормальной, человеческой жизни. Это и рабочий Клещ, и вор Пепел, и бывший Актер, и торговка пельменями Квашня, и девица Настя, и картузник Бубнов, и Сатин - все «бывшие люди». У каждого из них своя драматическая история, но общая участь у всех одна: настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, будущего у них нет. Для большинства ночлежников все лучшее - в прошлом. Вот что говорит Бубнов о своем прошлом: «Я вот - скорняк был... свое заведение имел... Руки у меня были такие желтые - от краски: меха подкрашивал я, - такие, брат, руки были желтые - по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою... так с желтыми руками и помру... А теперь вот они, руки... просто грязные... да!» Актер любит вспоминать свое прошлое, как он играл могильщика в «Гамлете», любит поговорить об искусстве: «Я говорю - талант, вот что нужно герою. А талант - это вера в себя, в свою силу...» Слесарь Клещ говорит о себе: «Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю...» В немногих словах рисуется жизненная судьба Анны: «Не помню - когда сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась., как бы больше другого не съесть...Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...» Ей всего 30 лет, а она неизлечимо больна, умирает от туберкулеза.,

К своему положению ночлежники относятся по-разному. Одни из них смирились со своей участью, так как понимают, что изменить уже ничего нельзя. Например, Актер. Он говорит: «Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем...» Другие, например Клещ, твердо верят в то, что честным трудом он поднимется со «дна», станет человеком: «...Ты думаеш, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу...»

Мрачная обстановка ночлежки, безысходность положения, крайняя степень нищеты - все это накладывает отпечаток на обитателей ночлежки, на их отношение друг к другу. Если мы обратимся к диалогам 1-го действия, то увидим атмосферу недоброжелательства, душевной черствости, взаимной неприязни. Все это создает напряженную обстановку ночлежки, в ней поминутно рождаются споры. Причины этих споров на первый взгляд совершенно случайны, но каждая- свидетельство разобщенности, отсутствия взаимного понимания героев. Так, Квашня продолжает начатый за сценой никчемный спор с Клещом: она отстаивает свое право на «свободу». («Чтобы я, свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала - нет! Да будь он хоть принц американский - не подумаю замуж за него идти».) Сам Клещ постоянно отгораживается от давно и смертельно больной жены Анны. Время от времени бросает в адрес Анны грубые и черствые слова: «Заныла», «Ничего,., может, встанешь - бывает», «Вот погоди... вот умрет жена» Барон привычно насмехается над своей сожительницей Настей, поглощающей очередной бульварный роман о «роковой любви». Его действия по отношению к ней: «...выхватив книгу у Насти, читает название... хохочет... ударяя книгой по голове Настю... отнимает книгу у Насти» свидетельствуют о желании Барона унизить Настю в глазах окружающих. Рычит, никого не пугая, проспавшийся после обычного для него опьянения Сатин. Актер нудно повторяет одну и ту же фразу о том, что его организм отравлен алкоголем. Ночлежники постоянно пререкаются между собой. Использование бранной лексики является нормой общения их между собой: «Молчать, старая собака!» (Клещ), «У, нечистый дух...» (Квашня), «Мерзавцы» (Сатин), «Старый черт!.. Подите вы к чертям!» (Пепел) и др. Анна не выдерживает и просит: «Начался день! Бога ради... не кричите... не ругайтесь вы!»

В первом действии появляется владелец ночлежки Михаил Иванович Костылев. Он приходит, чтобы проверить, не прячет ли Пепел его молодую жену Василису у себя. С первых реплик вырисовывается лицемерный и лживый характер этого персонажа. Он говорит Клещу: «Сколько ты у меня места занимаешь в месяц... А я на тебя полтинку накину,- маслица в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть...» Рассуждая о доброте, напоминает Актеру о долге: «Доброта - ока превыше всех благ. А долг твой мне - это так и есть долг! Значит, должен ты мне его возместить...» Костылев скупает краденое (у Пепла купил часы), но деньги отдает Пеплу не полностью.

Индивидуализируя речь героев, Горький создает колоритные фигуры обитателей «дна». Бубнов вышел из социальных низов, потому понятно его тяготение к пословицам и поговоркам. Например, «А кто пьян да умен - два угодья в нем». Сатин любит словесную игру, употребляет в речи иностранные слова: «Органон... сикамбр, макробиотнка, траясцедентальный...», - порой сам не понимая их смысла. Речь лицемера и стяжателя Костылева насыщена «благочестивыми» словами: «добро», «благо», «грех».

Первое действие пьесы чрезвычайно важно для понимания всей пьесы. Насыщенность действия проявляется в людских столкновениях, Стремление героев вырваться из пут «дна», появление надежды, нарастающее ощущение у каждого из обитателей «дна» невозможности жить так, как жили до сих пор, - все это подготавливает появление странника Луки, сумевшего укрепить эту иллюзорную веру.

В своей пьесе «На дне» М. Горький открыл перед зрителем новый, доселе не известный на русской сцене мир - низов общества.

Она явилась свидетельством неблагополучия современного социального строя. Пьеса вызывала сомнение в праве этого строя на существование и звала к протесту и борьбе с той системой, которая делала возможным существование такого «дна». В этом заключался источник успеха этой пьесы, о котором современники говорили, что никакие эпитеты - колоссальный, грандиозный - не могут измерить подлинного масштаба этого успеха.

Урок по литературе в 11 классе

Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

Цели урока: показать новаторство Горького; определить составляю­щие жанра и конфликта в пьесе; подготовить учащихся к ЕГЭ.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока

I. Беседа по содержанию пьесы «На дне»

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Цент­ральным образом у раннего Горького является гордая и сильная лич­ность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добро­детель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключает­ся в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

После серии романтических произведений 90-х годов, полных бун­тарских идей, Горький создает пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писате­ля - драму «На дне» (1902). Посмотрим, какие герои населяют «дно» и как они живут.

Как изображается место действия?

(Место действия описывается в авторских ремарках. В первом дейст­вии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закоп­ченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей - людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пеп­ла. «Везде по стенам - нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, ук­ромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жиз­ни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «за­соренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обра­тим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, краснова­тый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал - сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре - там удавился Актер.)

Какие люди являются обитателями ночлежки? (Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это по­ следнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пе­ пел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20лет) и нестарые еще люди (самому стар­шему, Бубнову, 45лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умираю­ щая Анна предъявляется нам старухой, а ей, оказывается, 30лет.

У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, вырази­тельно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменя­ ми Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось - «все забыл».)

- Что является предметом изображения в пьесе? Каков конф­ликт драмы?

Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

(Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание лю­дей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном - содержатель ночлежки Кос-тылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом - по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конф­ликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)

Что привело в ночлежку ее обитателей - Сатина, Барона,


Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предысто­рия этих персонажей?

(Сатин попал «на дно» после того как отсидел в тюрьме за убийство: «Убил подлеца в запальчивости и раздражении... из-за родной сестры»; Ба­ рон разорился; Клещ потерял работу: «Я" - рабочий человек... я с малых лет работаю»; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он «ленив» да еще и запойный пьяни­ ца, «пропил бы мастерскую»; Актер спился, «пропил душу,., погиб»; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я- сызмалолетства - вор... все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (действие четвертое): «Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем? Не пони­ маю! Учился - носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную и - зачем? Не понимаю... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пид­ жак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной па­ лате. .. мундир, фуражка с кокардой... растратил казенные деньги, - надели на меня арестантский халат... потом - одел вот это... И все... как во сне... а? Это... смешно?» Каждый этап жизни тридцатитрехлетнего Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими «переодева­ ниями» ничего не стоит, жизнь прошла «как во сне».)

- В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?
(Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прош­ лое, они не становятся основой драматургического конфликта. Мы на­ блюдаем лишь результат внесценических конфликтов.)

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

(В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфлик­ та -разговор ночлежников, из которого ясно, что Костъшев ищет в ноч­ лежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта - появление в ночлежке Наташи, ради кото­рой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хо­ чет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесе­ на за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» - Василиса опрокинула самовар и обвари­ ла Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает ве­ рить Пеплу: «Они - заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба...»)

В чем своеобразие любовного конфликта?

(Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице На­таше, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становит­ся единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, ко­торые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.)

П. Слово учителя

Конфликт, в котором участвуют все герои, - другого рода. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии - в обыденной жизни, сколько в диалогах геро­ев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматурги­ческого конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.
III Проверь себя

Прочитайте приведенный ниже фрагмент пьесы М, Горького «На дне» и выполните задания А11 -А15; В9 - В12.

Актер (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, при держиваясь руками за косяки, кричит)- Старик, эй! Ты где? Я вспомнил... слушай.

(Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.)

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Наташа является сзади Актера в двери.-

Актер. Старик!..

Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь...

Наташа (смеется) Чучело! Нализался…

Актер (оборачиваясь к ней) А-а, это ты? А где старичокмилый старикашка? Здесь, по-видимому, - никою нет… Hаташа, прощай! Прощай..- Да!

Наташа (входя). Не здоровался, а прощаешься...

Актер (загораживает ей дорогу). Я - уезжаю, ухожу. Настанет весна - и меня больше нет...

Наташа. Пусти-ка... куда это ты?

Актер. Искать город... лечиться... Ты - тоже уходи... Офелия иди в монастырь..- Понимаешь - есть лечебница для организмов для пьяниц... Превосходная лечебница... Мрамор... мраморный пол! Свет... чистота, пища... все - даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и... снова буду... Я на пути к возрожденью... как сказал... король... Лир! Наташа... по сцене мое имя Сверчков- Заволжский... никтo этого не знает, никто! Нет у меня здесь им. ни Понимаешь ли ты!» как это обидно - потерять имя? Даже собаки имеют клички...

Наташа осторожно обходит Актера, останавливается у кровати Анны, смотрит.

Актер. Без имени - нет человека...

При выполнении заданий All - A 15 в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « х »в кле­ точку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А11 . Каков жанр пьесы М. Горького «На дне»?


  1. политическая сатира

  2. комедия нравов

  3. социально-философская драма
    4)водевиль
А12. Данная сцена происходит

  1. после того, как Лука рассказал Актеру о лечебнице

  2. непосредственно перед уходом Луки из ночлежки

  3. после монолога Сатина «Человек - это звучит... гордо»

  4. после убийства Костылева
А13. Что повлияло на изменение Актера?

  1. угрозы Костылева и Василисы

  2. «голая правда» Бубнова

  3. рассказы Луки о лучшей жизни

  4. публицистические речи Сатина
А14 . В данной сцене главной является проблема

  1. богатых и бедных

  2. человеческого достоинства

  3. роли искусства в жизни человека

  4. настоящего и прошлого России
А15 . Главным средством создания характеров героев является?

  1. портреты героев

  2. речь героев

  3. внутренние монологи

  4. открытая авторская оценка
При выполнении заданий В9-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего зада­ния, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, словосочетания или цифр. Каждое слово или цифру пи­шите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без про­белов, знаков препинания и кавычек, между цифрами в отдель­ной клеточке ставьте запятую.

В9. Речь Актера является развернутым высказыванием. Kaк называется этот тип высказывания в драматическом произведении?

В10. Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Укажите термин, который используют дли обозначения авторских комментариев в драматическом произведе­нии.

В11. Актер произносит яркую, емкую, лаконичную фразу: « Без имени - нет человека». Как называется такой вид изречений?

В12. В речи Актера много скрытых цитат из классических траге­дий (фрагмент со слов «Искать город...»). Укажите фамилию вели­кого драматурга, чьи произведения вспоминает Актер.

IVДомашнее задание

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

С.Новоромановского, Арзгирского района

Учитель русского языка и литературы

Вардашева Татьяна Николаевна

МОУ СОШ №5

с.Новоромановского, Арзгирского р-на