Как готовиться к ЕГЭ по литературе? Как сдать ЕГЭ по литературе: особенности, требования и рекомендации

Единый государственный экзамен представляет собой стандартизованную форму выпускных испытаний для учеников средних общеобразовательных школ. Ряд таких экзаменов, например, русский язык и математика, являются обязательными, тогда как из других предметов ученик может самостоятельно выбрать для сдачи те, которые знакомы ему лучше других.

Несмотря на в целом стандартную форму проведения экзамена, год от года детали его организации несколько меняются. За пересмотр этих деталей отвечает Рособрнадзор, который анализирует итоги испытаний, проведенных в предыдущие годы, и уточняет порядок их проведения в следующем году с тем, чтобы обеспечить ученикам условия сдачи экзамена, позволяющие максимально проявить приобретенные за годы учебы знания. В каждом конкретном году правила проведения ЕГЭ, включая перечень экзаменационных предметов, время, отведенное на написание экзамена по каждому из них, и другие параметры, утверждаются специальным приказом.

Продолжительность ЕГЭ

Общая продолжительность времени, отведенного на выполнение заданий единого государственного экзамена по конкретному предмету, также определяется Рособрнадзором в зависимости от нескольких факторов, например, сложности экзаменационных заданий, общего объема материала, который необходимо знать ученику для того, чтобы успешно сдать экзамен, и других. При этом продолжительность времени для ЕГЭ включает в себя только время работы над заданиями: предварительный инструктаж, вскрытие конвертов с текстами и прочие подготовительные процедуры не учитываются в общей продолжительности экзамена.

Время, отведенное на написание различных экзаменов, может существенно различаться. Так, в 2014 году наиболее короткий промежуток времени, составляющий всего три часа, то есть 180 минут, был отведен на выполнение заданий ЕГЭ по таким предметам как биология, география, химия и иностранные языки. Таким образом, все предметы, относящиеся к этой категории, представляли собой предметы, сдаваемые учениками по выбору.

На выполнение заданий по одному из обязательных предметов - русскому языку, а также на написание экзаменов по истории и обществознанию в 2014 году было выделено по 3,5 часа, то есть по 210 минут. При этом в категорию самых продолжительных экзаменов, длительность которых составляла по 235 минут, также один из обязательных предметов - математика, а наряду с ней - физика, информатика и литература. При этом стоит отметить, что ранее время, отводимое на выполнение заданий по этим предметам, составляло 240 минут, однако в 2012 году Рособрнадзор принял решение о сокращении этого промежутка времени на 5 минут в связи с санитарными нормами и правилами.

Основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе

Подготовка к ЕГЭ по литературе для одних - занятие более чем простое, для других - настоящая мука. Кто-то занимается литературой в школе должным образом, кому-то достался не совсем требовательный педагог, а кто-то просто лентяй - для всех подготовка к ЕГЭ будет разной. И если не любить литературу, то хорошо к ней подготовиться и сдать практически невозможно. Как сделать процесс подготовки максимально качественным и удобным расскажет эта статья. Кроме того, у многих возникают вопросы: «С чего начать?» или «Смогу ли я подготовиться к литературе за оставшееся время?» Ведь объем материала для изучения довольно велик. Давайте определимся с некоторыми важными моментами в подготовке к экзамену по литературе.

Этапы подготовки к ЕГЭ по литературе :

1. Этап первый (самый важный). Мы смотрим список произведений , который необходимо прочитать, задания составляются из этих произведений, из других на реальном экзамене Вам ничего не попадётся, будьте уверены. Львиная доля текстов должна быть прочитана за последние пять лет, а это значит, что Вам лишь необходимо будет перечитать только то, что было подзабыто. Ах, да, обязательно ознакомьтесь с разделом самые популярные вопросы .

2. Этап второй. Внимательно изучаем требования к экзамену , они даются нам в кодификаторе. Изучаем структуру экзамена, критерии, по которым тебя будут оценивать, нам может показаться, что теории, которую необходимо знать - много, но это не так.

3. Третий этап вытекает из второго. Подходим к теории литературы . На нашем сайте она представлена практически полностью. Там нет ничего сложного, зазубривать сложные формулы, которые есть в математике или физике, нам не нужно. Порой достаточно научиться отличать одно от другого, чтобы решить большую часть заданий из части В.

4. Этап четвертый (основной). Мы подходим к части С. Вновь возвращаемся к критериям (С1-С3 , С2-С4 , С5). Начинаем «отогревать застывшие чернила нашего пера». Пишем. Пишем. Критерии понятие не условное, а очень нужное, это то, чему нужно подчиняться в ходе всей работы над сочинением и вашим кратким ответом на задания С1-С4. В ходе этого этапа Вы и повторите все прочитанные произведения, теорию литературы (в критериях отдельным пунктом прописано использование теории в работе), научитесь сравнивать произведения, анализировать их.

Часть В должна прорабатываться самостоятельно . С частью С дела обстоят несколько иначе, здесь вмешивается и субъективный фактор, потому что, читая сами себя, мы невольно можем думать, что то, что нами написано есть хорошо. И нам нужен учитель, который бы трезво оценивал всю вашу писанину, давал советы, разбирал ваши ошибки, говорил Вам над чем нужно поработать и т.д. Настоятельно советую почитать методические рекомендации .

И вновь хочется повторить – чем больше пишем, тем лучше должен стать наш результат. Вы должны наладить связь со своим учителем, если нет возможности обратиться к услугам репетитора (ваш автор не рекомендует пользоваться их услугами). Но тут опять всё зависит от того, кто с Вами будет работать. Решать к кому обращаться – это сугубо личное дело каждого из Вас. А если у Вас есть друг или подруга, разбирающиеся в литературе, то почему бы не обратиться к ним за помощью?

Мы выделили 4 этапа подготовки к экзамену по литературе. Вполне возможно, что у вас стратегия иная; кому как удобнее, тот так и поступает. Грамотно распределив время, можно подойти к экзамену во всё оружие. Дело за Вами, друзья.

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2013 году:

Безусловно, могу сказать, что своим высоким результатом я обязана, в первую очередь, своему преподавателю: ни одно написанное сочинение и ни один подробный пересказ не прошли даром. Но какой бы ни был замечательный педагог, нельзя забывать о самоподготовке.

Во-первых, все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте. Анализы я конспектировала строго по тому же списку, начиная со «Слова…» и заканчивая прозой, поэзией и драматургией второй половины ХХ века. Для анализа выбирала такие ключевые моменты, как год написания, история создания (при наличии), сюжет (у достаточно крупных прозаических произведений), композиция, проблематика, жанр и т.д. Та же процедура со стихотворениями. Стихотворения к экзамену тоже не заучивала, надеялась на багаж, приобретённый за годы обучения. К тому же сказывалась нехватка времени, ведь готовиться я начала только за два месяца до ЕГЭ, поэтому всем, кто собирается сдавать литературу, советую не затягивать, а начинать подготовку хотя бы со второго полугодия, ведь объём информации, которую необходимо знать, очень большой, тем более, если вы чувствуете, что пробелы имеются.
Во-вторых, очень важна теория. Все термины и понятия нужно знать и уметь различать. В повторении теории также помог данный сайт. Даже такие тонкости, как разница между рифмой и рифмовкой или системы стихосложения, были разъяснены доступным языком.
И в-третьих, тренировка с тестами и сочинениями. Здесь же можно найти обширный банк тестовых заданий и заданий уровня С. Так же для подготовки рекомендую книгу «100 дней до экзамена. Экспресс-подготовка».
К репетитору я не ездила и в последние дни перед экзаменом ходила на консультации к своему педагогу. Мы разбирали прозу и поэзию второй половины ХХ века, так как в школьном курсе она почти не даётся.

Главное, не паниковать и верить в свои силы, ведь если вы действительно стремитесь к наилучшему результату и готовы потрудиться, ваша любовь к чтению, а как следствие и к литературе вообще, вместе с качественной систематизированной подготовкой обязательно принесут вам желанные 100 баллов.

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2012 году:

Я прочитала всю необходимую литературу, большие произведения вроде "Войны и мира" прочитала еще примерно за год-полгода до экзамена, не торопясь, чтобы все в голове хорошо уложилось, а маленькие начала повторять уже незадолго до экзамена, иначе они быстро забываются. Кстати, не стоит пренебрегать стихотворениями и оставлять их на последние дни, иначе будет легко что-нибудь перепутать, например, забыть автора стихотворения. Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким.

К ЕГЭ по литературе я готовилась сама, без репетитора. Ничего сверхъестественного я не делала: перечитывала все программные произведения, которые подзабыла, причём очень внимательно перечитывала, учила цитаты, литературоведческие термины. Вообще к части В я готовилась в основном в конце 10-го класса, в 11-ом я занималась только частью С, поскольку она гораздо сложнее. Тренировалась в написании С1-С5, но не слишком часто, раз в неделю, а то и в две. Главное, не сколько готовиться, а как:) Также я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха.

Нам с Вами, сдавшим и сдающим, литературу очень повезло. Потому что литература – это предмет, который нельзя зазубрить. Даже больше скажу. Это предмет, который ни в коем случае не надо зубрить. Литература призвана развивать нашу мысль, и больше всего ценится в ней новизна, индивидуальность мысли. Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов.

Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась.

Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами.

Литературу, прежде всего, надо любить. Любить всей душой.

Это один из немногих предметов, который действительно есть за что полюбить всем сердцем.

Любовь к книгам мне прививали с детства. Я никогда не читала книги, не вдумываясь. Даже так ненавистные для меня сцены природы.

Первый совет : научитесь правильно читать

Это значит, не просто пробегаться глазами и не терять нить сюжета. Это значит, переваривать каждое предложение, извлекая из него нечто для себя новое. Сопоставлять со своей жизнью, находить аналоги. Думать мыслями героев, жить внутри книги.

Я не читала истерически весь 10-11 класс всю необходимую программу.

Всю программу я и так проходила в школе. И огромное спасибо моим учителям литературы, которые, несомненно, помогли мне. Открывали такие темы, к которым я бы сама не пришла. Например, в конце 11 класса мы бегом проходили «Тихий Дон», и на одном из уроков учитель дала нам тему для сочинения за 10 минут до конца урока на полстранички. Тема была «Роль образа матери в романе-эпопее «Тихий Дон». Я развила довольно неплохо эту тему и получила похвалу.

16 июня в части одна из трех тем была: «Роль женских образов в романе «Тихий Дон». Понятно же что для меня было опорой при написании С части…

Итак, так как всю программу нам разжевывали, даже не так, не разжевывали, а учили разжевывать в школе, то дома я читала уже литературу на свое усмотрение. Зимой на меня нашел необыкновенный жор на зарубежную классику, и я осваивала ее. Повторюсь, никаких современных мастеров, только признанную классику.

Современную литературу я опробовала в 10 классе, после чего написала статью о влиянии современной литературы на молодежь и получила второе место в областном съезде юных журналистов «Серебряное перо губернии».

Кстати, изучение зарубежной классики также мне помогло при написании С части – я сопоставила Наталью и Аксинью со Скарлетт О’Хара из «Унесенные ветром».

Итак,совет второй : не надо пичкать себя всей классикой подряд. Читайте то, что Вам интересно. Произведениями по кодификатору Вас снабдят в школе сполна.

Как я уже говорила, литература учит нас анализировать и в ней ценится индивидуальность нашей мысли.

Но кроме анализа при чтении, необходимо анализировать на бумаге. Для этого мы и пишем сочинения на уроках. Однако надо постоянно тренироваться, чтобы эта способность не атрофировалась у нас. Мне было очень лень писать сочинения. У меня всегда была так называемая «болезнь чистого листа». И я нашла новый для себя способ. Может, и не совсем новый, но действенный.

Совет третий : заведите блог или дневник.

Это я сделала не совсем специально. Мне надо было куда-то выливать свои мысли, рассуждения. И это и стало своеобразной тренировкой. Я рассуждала, анализировала и приходила к новым выводам. Одна моя знакомая и вовсе анализирует произведения, и, поверьте, приходит к весьма интересным выводам. В интернете чувствуешь себя свободнее.

Совет четвертый : не бойтесь высказываться, экспериментировать на уроках.

Уроки – это подготовка к самому бою. Но это еще не бой. Двойка на уроке – это еще не двойка на экзамене. Пытайтесь думать на уроках и обязательно слушать. Сколько интересного я узнала от своих одноклассников и учителя. Столько точек зрения!

Не бойтесь сами вступать в дискуссии. Ведь, как говорится, только в спорах рождается истина. И не бойтесь развивать свою мысль на бумаге. Использовать шаблонные мысли вы всегда успеете, а собственные, на своей шкуре, так сказать, выстраданные вы можете написать в сочинении. Учитель проверит, и, если мысль дельная, то мы можете смело пользоваться ею на экзамене, как в моем случае. Если нет, то вы это уже не напишете на экзамене.

Могу Вам перечислить те произведения, которые вы должны знать практически во всех подробностях: «Война и Мир», «Мертвые Души», «Горе от ума», «Отцы и дети», «Евгений Онегин», «На дне», «Преступление и наказание».

Менее подробно: «Тихий Дон», «Обломов», «Мастер и Маргарита».

Что касается лирики, то в 11 классе мы все ее переосмыслили: учили уже не то, что покороче, но то, что больше по душе.

Итак,совет номер пять : учите лишь те стихотворения, что больше Вам импонируют.

Их не надо будет специально заучивать перед экзаменами, они сами запечатлеются в Вашей памяти.

Так же на олимпиаде мне попалось задание: сравнить три стихотворения «Памятник»: Пушкина, Державина и Высоцкого. Это мне очень помогло. Сравнение стихотворений по темам у разных поэтов помогает. Опять же. Анализируйте все. Смотрите сквозь строчки и буквы.

Совет шестой : читайте различные публицистические статьи об авторах или сочинения своих одноклассников. Так же во всех сборниках по подготовке к экзаменам есть примеры сочинений разных лет на разные темы. Вы многое откроете для себя, поверьте.

А читая различные публицистические статьи, знаете, предисловия редактора или издателя, обычно печатаются перед самим произведением, Вы уже узнаете одобренную точку зрения на то или иное произведение. Мнение взрослого литературного критика никогда не испортит Ваше мнение.

Вот как раз в этих самых статьях обычно и цитируются важные части произведений, фразы из стихотворений, которые Вы так же можете процитировать в своем сочинении. Так сказать, Вам на тарелочке с голубой каемочкой дается материал, который можно использовать, а, если еще и упомянуть в сочинении «как говорил Писарев», например, то это уже Вам в плюс.

Мне мой учитель дала в январе месяце прочитать книгу «Воскресение Маяковского» до самого изучения Маяковского. И это сразу сделало мое мнение о нем. После этой книги я могла свободно рассказывать факты его биографии и имела уже свое сформировавшееся мнение о нем, что, как я убедилась, очень ценно.

Кстати, фразы из Маяковского легко запоминать и потому их всегда можно использовать в сочинении.

Немаловажную роль играет доля наглости. Как говорила моя знакомая: «делай вид, что ты знаешь все о творчестве и о самом писателе, даже если это не так».

И напоследок, просто любите литературу, бережно работайте над ней. И она, несомненно, ответит Вам взаимностью

У Вас обязательно все получится, раз вы зашли на этот сайт и читаете эту статью.

У Вас все получится! Пусть Ваша муза не покидает Вас!

Необходимую для . Для этого, бесспорно, понадобится количество времени и сил, однако, в таком случае вы можете небезосновательно рассчитывать на большое количество .

Конспектируйте объемные произведения. Краткое содержание, написанное собственноручно, облегчит вам повторение пройденного материала непосредственно перед экзаменом. Прочитав его, вы освежите в памяти основные моменты произведения. Не перегружайте конспект ненужными подробностями, излишними описаниями природы и малозначительными диалогами. Однако подробнее опишите характеры героев и жизненные перипетии, ставшие центральным сюжетом произведения. Конспектируйте материал блоками - например, классифицируйте произведения по жанру. Перед ЕГЭ по просмотрите конспект, акцентируя на них внимание – так писать ответы на вопросы будет гораздо легче.

Интересуйтесь смежными науками - историей, философией, культурологией, . Это даст вам возможность развивать гуманитарное мышление и свободно ориентироваться в исторических романах, философских проблемах произведений и нормах права и морали.Написание ЕГЭ по литературе предполагает умение изъяснить свои мысли не только в пределах этого предмета, но и опираясь на , понятия правовой культуры и принципы .

Подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе предполагает также выполнение пробных тестов. Вы сможете ознакомиться с примерным перечнем вопросов и продумать заранее возможные варианты ответов. На полноценном экзамене вы будете чувствовать себя комфортнее, свободно ориентироваться в заданиях. Экзаменационная работа разбита на три части. Первая часть предполагает выполнение 20 заданий, смысл их состоит в выборе одного верного ответа из четырех возможных вариантов. Ответы на второй блок вопросов предполагают высказывание собственного мнения в формате кратких ответов на поставленные вопросы. Третья часть представляет собой - развернутый ответ на поставленный в том или ином произведении вопрос.

Видео по теме

Экзамен по литературе является одним из самых сложных экзаменов, так как при его выполнении вам придется столкнуться со множеством письменных заданий. Чтобы написать сочинения по темам, предложенным экзаменаторами, а также выполнить несколько тестовых заданий, вам необходимо тщательно подготовиться. Вам придется много читать и изучать различные литературные термины. Поэтому перед началом учебы нужно подготовить себя к тому, что придется уделять много внимания данному предмету, а также самостоятельно готовиться к предстоящему экзамену.

1. Посещайте школьные уроки по литературе и дополнительные занятия.

Учитель литературы должен стать вашим помощником в процессе подготовки к экзамену. Заранее скажите ему о том, что вы решили сдавать экзамен по его предмету и попросите оказывать помощь в случае необходимости. Если ваш учитель настроен дружелюбно, вы также можете попросить его о дополнительных занятиях, на которых он даст вам ряд советов по выполнению заданий. Не бойтесь просить о помощи и интересоваться новыми материалами.

Как правило, такой список содержится в документе, который называется "Кодификатор". Вы сможете найти его на сайте ФИПИ. В кодификаторе представлен список литературы, которую вам рекомендуют прочитать экзаменаторы для подготовки к экзамену по литературе. Там будут содержаться произведения отечественной литературы, классика и поэзия. Но не стоит ограничиваться только этими произведениями. Вы также можете читать те книги, которые вас привлекают. Они также могут пригодиться вам при написании сочинений.

3. Запоминайте героев книги, основные события.

В ЕГЭ существует задание на знание персонажей различных произведений. Чтобы к нему подготовиться, вам нужно завести тетрадь, куда вы будете выписывать персонажей и события, с которыми они связаны. Не стоит делать слишком обширных конспектов. Минимизируйте информацию и делайте ее более доступной для запоминания.

4. Сами придумывайте клише для написания сочинений.

При написании сочинений вам будет необходимо пользоваться клише. Например, создавая переходы от одной части к другой, рекомендуется использовать различные связующие фразы. В интернете существует великое множество таких фраз, которые встречаются в работах миллионов школьников и не придают им особой оригинальности. Для того чтобы разнообразить свои письменные работы, разработайте самостоятельно несколько фраз, которыми вы будете пользоваться на экзамене.

5. Пополняйте свой словарный запас.

Экзаменаторы в ходе проверки сочинений учитывают не только соблюдение различных критериев его написания, но и лингвистические навыки, уровень владения речевыми оборотами, интересными фактами. Для того чтобы учесть этот важный фактор, вам необходимо работать со словарем. Запоминайте новые слова и их определения. Они обязательно пригодятся вам в экзаменационной работе.

Первое, что необходимо при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля - это знание текстов. Надо очень много читать.

Литература – предмет накопительный, можно сказать, археологичный. Например, программа для студентов русского отделения журфака МГУ рассчитана так, что они читают по 6-7 часов каждый день, в течение пяти лет. И если ты не накопил этого ресурса в большом количестве, то просто не будешь знать, на что опираться.

На ЕГЭ по литературе, в отличие от математики, нет единственно правильных ответов на вопросы. Тебе может казаться, что твой ответ прекрасен, - а он окажется бессодержательным. Значит, надо не просто читать. Надо знать, на что направить фокус внимания. Надо получать обратную связь любым способом.

Как же готовиться к ЕГЭ по литературе с нуля?

Литература базируется на знании текстов. Если готовишься к ЕГЭ по литературе, тебе нужно хотя бы два года. Если хочешь успеть за год, у тебя должны быть “начитаны” все основные тексты.

И при этом важно не просто “ознакомиться с сюжетом”, но и запомнить все детали и структуру произведения.

Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:

Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»?
Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).

Сколько частей в «Обломове»?
Ответ: Четыре! Как времен года.

Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»

Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.

Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала - предисловие к роману. Потом - первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».

Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм - хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” - гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.

Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет. Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.

Дальше, надо помнить и не путать имена персонажей, место действия, детали биографий героев. Давайте проверим себя:

Как звали Базарова?
Ответ: Евгений Васильевич.
Как звали Печорина?
Ответ: Григорий Александрович.
Как звали по отчеству Татьяну Ларину?
Ответ: Татьяна Дмитриевна.
Как называлась крепость, где происходили основные события в «Капитанской дочке»?
Ответ: Крепость называлась Белогорская. Выпускники пишут то “Белгородская”, то “Белозерская” и теряют баллы. Это типичные ошибки на ЕГЭ.
Где живут родители Петруши в той же “Капитанской дочке”?
Ответ: В деревне в Симбирской губернии.
Какой город осаждается?
Ответ: Оренбург.

И это только первый шаг в подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Второе, что необходимо, - аналитический склад ума. У ЕГЭ по литературе есть своя специфика. Нужно понимать, что есть некий алгоритм, или технология.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за год?

Да, за год можно успеть, если у вас очень хороший тайм-менеджмент. Это действительно значит, что надо каждый день хотя бы час уделять этой работе. Буквально ставить таймер. Честно проверять то, что написали, по критериям. Показывать стороннему наблюдателю - например, школьному учителю или репетитору.

На первом этапе мы изучаем тексты. На втором - пишем варианты ЕГЭ и проверяем по всем критериям.

В этом году издательство “Феникс” выпустило мою книгу “Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. В ней я подробно рассказываю о подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Литература является одним из предметов по выбору для сдачи ЕГЭ. Она не пользуется широкой популярностью (сдают её в среднем только 5% всех выпускников), поскольку необходима лишь тем, кто выбрал поступление в вуз на специальность преподавателя русского языка и литературы, лингвиста, либо филолога. Узнать о том, как подготовиться к ЕГЭ по литературе поможет изучение общей информации об экзамене, а также эффективных приёмах, используемых в процессе подготовки.

ЕГЭ 2018 по литературе: чего ждать, к чему готовиться

ЕГЭ по литературе состоит из двух частей.

I часть включает два комплекса заданий :

То есть, ученикам предлагается фрагмент определённого произведения (в данном примере - «Отцы и дети» И. С. Тургенева), который необходимо прочитать, проанализировать и ответить (кратко) на поставленные вопросы, например:

Для развернутого ответа предлагаются вопросы следующего вида:

  • как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения;
  • в каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и как эти произведения можно соотнести с тургеневскими «Отцами и детьми»?

II часть содержит в себе четыре темы сочинений , например:

  • Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (с опорой на анализ произведения);
  • Тема родной природы в лирике С.А. Есенина;
  • Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе (на примере одного-двух произведений 1990–2000-х годов).

Ученику необходимо будет выбрать одну из них и раскрыть её в тексте сочинения, объём которого должен быть не менее двухсот слов.

Как быстро подготовиться к ЕГЭ

Важный этап успешной сдачи ЕГЭ - тщательная подготовка. Безусловно, чем раньше она начнётся - тем больше времени и меньше усилий потребуется ученику, чтобы максимально охватить весь необходимый материал. Готовиться можно с помощью репетитора, в группе, либо же самостоятельно. Тем, кто упустил время, важно сконцентрироваться, самоорганизоваться и, наконец - начать.

Перед днём экзамена нужно как следует выспаться - если посвятить ночь на зубрёжку, то к утру можно не только проспать, но и не суметь собрать мысли в кучу

За несколько месяцев

В подготовке к экзамену ключевым моментом является правильное распределение времени. Чтобы не тратить его в пустую, нужно чётко представлять «объём работы». Три-четыре месяца - приличный период времени, за который вполне реально хорошо подготовиться к предстоящему ЕГЭ. Для этого нужно:

  1. Составить список всех необходимых произведений . Каждое из них - выделить определенным цветом (зелёным - прочитанные, жёлтым - подзабытые, красным - неизвестные). Основная задача - прочитать сначала «красные», а затем - и «жёлтые» произведения;
  2. Ежедневно повторять теорию при помощи тестов (онлайн, скачанных), обязательно прорабатывая ошибки;
  3. Учить хотя бы по одному-двум стихотворениям каждого автора ;
  4. Тренироваться в написании сочинений . Для этого стоит завести тетрадь, и ежедневно, минимум полчаса излагать в ней мысли по поводу прочитанного произведения. Отлично, если удастся написать порядка десяти сочинений по предлагаемым темам.

Чтобы грамотно распределить время, не выбиваясь при этом из сил, стоит выработать для себя определённый график занятий: три дня учим, четвёртый - отдыхаем. При этом на занятия должно уходить не менее двух часов в сутки.

За 1 месяц

Чтобы по максимуму использовать оставшееся время, нелишним будет обратиться к репетитору, который сможет определить не только общий уровень подготовки, но и найти «проплешины», которые необходимо заполнить знаниями за этот период. Разумеется, что сделать это со стопроцентным результатом не удастся, поэтому, необходимо сконцентрироваться на главном. Прочитать произведения можно в сокращении, стараясь понять их содержание и проблемы. Определившись с тем, что необходимо проработать, следует составить план занятий на каждый день (с обязательными однодневным перерывами), и стараться от него не отступать.

За 1–2 недели

Пара недель до ЕГЭ - время, за которое можно повторить необходимый материал, но никак не выучить его. Именно поэтому не стоит затягивать с подготовкой к экзамену, начиная её как можно раньше.

Как правильно писать сочинение

Основным условием успешного написания сочинения на ЕГЭ по литературе является продуманная и чёткая композиция, которая обязательно должна содержать следующие элементы:

  • Вступление, позволяющее получить общее представление о теме и проблеме сочинения . Оно может быть в виде:
  1. ответа на сформулированный в теме вопрос;
  2. личного мнения ученика относительно темы;
  3. значимого для последующего раскрытия темы факта биографии автора или периода истории;
  4. понимания учеником терминов, использованных в названии темы («образ героини…», «тема судьбы…»);

Чтобы хорошо написать сочинение, стоит запомнить несколько важных нюансов:

  • запишите на черновике всё, что приходит в голову по теме сочинения: основные моменты, главные герои произведения, проблематику и т. д.;
  • постарайтесь логически упорядочить написанное в соответствии с композицией. Это и будет планом сочинения, который поможет максимально полно раскрыть заданную тему;
  • соотнесите объёмы всех элементов композиции: основная часть должно быть самой большой, вступление - почти вдвое меньше, заключение - самое маленькое.

Памятка ученику: как грамотно распределить своё время на экзамене

  1. Сосредоточиться . На время полностью «отключиться» от окружающего мира, погрузившись в вопросы и задания;
  2. Начать с лёгкого . Быстро одолев вопросы, ответы которых известны, можно выиграть время для размышления над более сложными заданиями;
  3. Не бояться пропускать непонятные и трудные задания . Потратив массу времени на них, можно попросту не добраться до легких вопросов;
  4. Внимательно и до конца читать задание . Это избавит от досадных ошибок, допущенных в спешке;
  5. Сконцентрироваться на текущем задании, забыв о предыдущем и не думая о следующем ;
  6. Проверить написанное . Нужно постараться оставить время для прочтения сочинения, чтобы обнаружить и исправить возможные ошибки. То же самое касается и других заданий.

Залогом успешной сдачи ЕГЭ является не только тщательная подготовка, но еще и позитивный настрой на успех. Полноценный отдых и сон, правильное питание и прогулки на свежем воздухе, совмещенные с грамотным распределением времени на учёбу позволят сдать экзамен без особой нагрузки и лишней нервотрепки.