Кабала святош ударение. Основная тема «Кабалы святош» Булгакова


Действие первое

Париж времен Людовика XIV. Театр под названием Пале-Рояль. Две уборные разделены занавесом, возле которого стоит большой клавесин. В одной уборной – огромное количество сальных свечей. А в другой – горит только один фонарь с разноцветными стеклами и лампада перед распятием. В уборной сидит молодой, красивый актер по имени Шарль-Варле де Лагранж, а по прозвищу Регистр. Он не задействован в спектакле, задумчив и взволнован.

Из первой уборной, через щель в занавесе подглядывает за происходящим на сцене тушильщик свечей Бутон, который также является слугой знаменитого актера и драматурга Жана Батиста Поклена де Мольера. Из зала доносятся взрывы смеха, спектакль подходит к концу.

Наконец, из-за занавеса показывается Мольер, который загримирован Сганарелем. Но тут же вбегает актер дю Круази, загримированный Полишинелем, и говорит, что аплодирует сам король. Мольеру пришлось вернуться на сцену и прочитать стихи, сочиненные экспромтом, и посвященные королю Франции. Король доволен и остается смотреть следующую интермедию.

Занавес опускается. Мольер входит в уборную и набрасывается на слугу за то, что при самом короле в люстре упала свеча и капает на пол воском. Бутон оправдывается, что Мольер сам зацепил свечу плащом. Появляется актриса Мариэтта Риваль и это подтверждает. Мольер успокаивается и дарит Бутону кафтан со своего плеча, взамен того, который сам ему разорвал.

Мольер пытается узнать секрет фокуса Шарлатана, который играет на клавесине, не притрагиваясь к клавишам.

Шарлатан не раскрывает свой секрет. А Мольеру уже пора возвращаться на сцену и он уходит.

Во вторую уборную входит молодая актриса Арманда Бежар. Ей всего семнадцать лет, она прелестна и очень похожа на свою старшую сестру, тоже актрису, Мадлену Бежар. Лагранж пытается уговорить Арманду не выходить за Мольера замуж, даже угрожает заколоть ее шпагой. Но Арманда говорит, что уже поздно и она состоит в связи с Мольером, а затем шепчет Лагранжу что-то на ухо. Он отвечает, что просто хотел ее спасти и удаляется.

В уборную входит Мольер, он целует и обнимает свою невесту, обещает сделать ее первой и великой актрисой. Арманда клянется ему в вечной любви на распятии.

Кто-то стучит в дверь. Возлюбленные договариваются о свидании после спектакля. Входят Лагранж, Бутон и Маркиз д"Орсиньи - дуэлянт, по кличке "Одноглазый, помолись!", они принесли Мольеру награду от короля – 5000 ливров. Десятую часть он забирает себе, а остальное поровну делит на всех актеров. Затем Мольер идет проводить короля, а когда возвращается, то приказывает позвать к нему Мадлену Бежар. Он сообщает ей о своем намерении жениться на Арманде. Мадлена на коленях умоляет его этого не делать. Но он отвечает, что обязан так поступить, и обещает не рассказывать Арманде, что у них с Мадленой был роман. Мадлена собирается уйти из театра.

Когда она осталась одна, вошел Лагранж. Он знает о ее тайне и обещает, что никому не раскроет ее. Мадлена уходит, попрощавшись. Лагранж записывает в свою особую книгу-регистр все произошедшие за день события. А затем вслух рассуждает, что в театре произошло нечто ужасное: Мольер женился на Арманде, не зная, что она дочь Мадлены Бежар. Взяв фонарь, Лагранж уходит.

Когда наступает тишина, крышка клавесина поднимается, а оттуда выбирается Захария Муаррон, актер-любовник. На вид мальчишке лет пятнадцать, он очень красив, но измучен и оборван. Муаррон не спал два дня, поэтому тут же, упав, засыпает.

Во время ночного свидания Мольер и Арманда случайно наткнулись на мальчишку. Мольер понял, что разгадал тайну Шарлатана, и ему стало очень смешно.

Действие второе

Приемная короля Людовика. Карточный стол. Маркиз де Лессак, известный картежник, играет с Людовиком. Вокруг стоит толпа пышно одетых придворных, которые следят за де Лессаком. За креслом короля стоит Одноглазый, он замечает, что маркиз ведет игру краплеными картами. Людовик спрашивает у Одноглазого, как ему лучше поступить, а затем, послушав совет, зовет придворного шута Справедливого сапожника и приказывает обругать маркиза. Потом Король отдает распоряжение на месяц посадить де Лессака в тюрьму, а через месяц отправить в имение с деньгами вместе. Маркиза уводят.

Перед Людовиком появляется обеденный стол. На нем стоит один прибор. У камина возникает маркиз де Шаррон, архиепископ Парижа, он спрашивает позволения представить королю бродячего проповедника, которого зовут Варфоломей. Получив разрешение, входит отец Варфоломей, он поет и приплясывает, подпоясанный веревкой, босой и лохматый. Все удивляются, а брат Верность (член Кабалы Священного Писания) прокрадывается к Шаррону. Тем временем, отец Варфоломей, обращаясь к королю, призывает Людовика сжечь Мольера вместе с богомерзким его творением «Тартюф», как того требует «весь мир верных сынов церкви». Король разозлился из-за слова «требует» и отправил отца Варфоломея в тюрьму на три месяца.

Затем король беседует с архиепископом наедине. Он спрашивает мнение Шаррона о Мольере, и тот тоже просит Людовика наказать актера, посмевшего оскорбить религию. Людовик отвечает, что попробует исправить Мольера, ведь он по-настоящему талантлив, а это может послужить на пользу королю. Отца Варфоломея Людовик разрешает выпустить через три дня.

Мольер приглашен на ужин к королю, с большим волнением он принимает эту высокую честь. Король разъясняет Мольеру, что в дальнейшем его творчество должно идти по правильному пути, а с духовными лицами следует быть осторожнее. Мольер согласен со всем, и ему дарована еще одна честь – право стелить постель королю. Они оба удаляются.

На сцене остаются Шаррон и брат Верность. Они замышляют что-то против Мольера. В этой интриге им обязана помочь женщина, которая должна заманить к ним нужного человека. Оба исчезают. На сцене появляется Одноглазый, шут передает ему послание от женщины в маске. Одноглазый уходит, задумавшись. Шут укладывается спать на карточном столе, закутавшись в портьеру.

Дворец исчез, возникает квартира Мольера. На клавесине играет Муаррон, красивый и пышно одетый молодой человек двадцати двух лет. Арманда и Мольер усыновили его, после того как нашли в клавесине, и он называет их маменькой и отцом. Муаррон считает себя великим актером. Они с Армандой репетируют новую пьесу и он, соблазнив ее, уводит к себе в спальню, запирая дверь на ключ.

Возвращается Мольер, ищет Арманду. Устремляется к двери в комнату Муаррона. Арманда вскрикивает, Мольер в гневе выгоняет Муаррона из дома и из труппы. Муаррон напоминает о Мадлене, находящейся при смерти, и говорит, что владеет тайной Мольера, а затем, схватив пистолет, исчезает. Мольер умоляет Арманду немного потерпеть и не оставлять его умирать в одиночестве, обещает скоро освободить ее навсегда. Арманда клянется, что не оставит его. Мольер понимает, что погорячился и собирается вернуть Муаррона, чтобы избежать скандала.

Действие третье

В каменном подвале, освещенном трехсвечной люстрой, идет заседание членов Кабалы Священного Писания. Все члены сидят за столом в масках, только Шаррон расположился отдельно в кресле без маски. Двое людей в черном приводят Муаррона с повязкой на глазах и связанными руками. Его развязывают и просят повторить при свидетелях свой донос на Мольера. Муаррон рассказывает про тайну Мольера и Мадлены Бежар, о которой он узнал в ту ночь, когда сидел в клавесине и слышал слова Лагранжа.

Муаррона опять связывают и уводят. Незнакомка в маске приводит за руку Одноглазого, у которого тоже повязка на лице. Сняв повязку, Одноглазый думает, что попал в ловушку, но его успокаивают и сообщают, что при дворе над ним все смеются. Ведь Мольер выставил его посмешищем, когда написал с маркиза образ Дон Жуана. Одноглазый в ярости, Незнакомка его уводит, а заседание Кабалы объявляется закрытым.

Огромный собор. В исповедальню архиепископа Арманда и Лагранж приводят под руки Мадлену, которая очень слаба из-за болезни. Шаррон говорит Мадлене, что сам будет ее исповедовать. Под его давлением, Мадлена сознается, что жила во грехе сразу с двумя мужчинами, а когда родила Арманду, то сама не знала, кто отец дочери и жила в душевных терзаниях. Когда Арманда выросла, Мадлена приехала с ней в Париж и выдала за свою сестру. Шаррон, отпустив грехи Мадлене, зовет Арманду. Он страшен и крестит ее обратным крестом (дьявольским), а затем говорит, что прощает ее, но Арманда должна уйти от Мольера в тот же день. Шаррон исчезает, а Арманда падает на пороге исповедальни и остается неподвижной.

Шаррон докладывает королю о преступлении Мольера. Людовик велит привести Муаррона и вызвать господина Мольера. Когда входит Муаррон, король спрашивает его, какое вознаграждение он хотел бы получить за свой донос. Муаррон просит себе место в славном Королевском театре, но Людовик ему отказывает, назвав слабым актером, а дает место в сыскной полиции на королевской службе.

Затем вводят Мольера. После ухода жены у него был сердечный приступ, здоровье сильно пошатнулось и выглядит он плохо. Людовик объявляет, что лишает его своего покровительства, запрещает появляться при дворе и запрещает играть «Тартюфа». После этих слов король удаляется.

Входит Шаррон, он удовлетворен местью. Затем появляется Одноглазый и затевает ссору с Мольером. Мольер вызывает его на дуэль. Входит Лагранж. Они с архиепископом пытаются остановить дуэлянтов. Одноглазый набрасывается на Мольера, тот бросает шпагу и говорит, что уже ничего не понимает из-за болезни. Но Одноглазый угрожает, что все равно убьет Мольера после первого же спектакля. В это время, сорвавшись с места, убегает куда-то шут. Лагранж уводит Мольера.

Шаррон ругается с Одноглазым из-за того, что тот не убил Мольера, хотя имел такую возможность. Они плюют друг в друга. Входит шут, а за ним король, наблюдает за ссорой, а затем, извинившись, уходит.

Действие четвертое

Вечер. Квартира Мольера. Мольер и Бутон сидят в креслах. На столе лежат две шпаги и пистолет. Лагранж ходит по комнате и корит себя за то, что Муаррону стала известна тайна. Мольер не винит его, а наоборот успокаивает. В это время на пороге квартиры появляется полупьяный и потрепанный Муаррон. Лагранж хочет его убить, но Мольер останавливает его руку. Муаррон на коленях просит прощения перед Мольером, а тот его прощает и впускает в свой дом. Лагранж считает этот поступок слишком мягким. Мольер рассказывает Муаррону, что его признали безбожником, и король лишил его своего покровительства. Муаррон готов защищать мэтра. Они с Лагранжем уходят, взяв оружие.

Во время беседы сБутоном, Мольер громко называет Людовика тираном. Бутону страшно, что их услышат и повесят на площади за такие слова. В это время в комнату заглядывает дряхлая нянька Мольера и говорит, что пришла монашка, которая хочет забрать театральные костюмы в стирку. Мольер просит ей передать, чтобы приходила завтра, после представления. Бутон начинает громко прославлять короля Франции, его голос слышен даже на улице.

На следующий день во время спектакля Мольеру сообщают, что привратник убит, а зал заполнен мушкетерами. Бутон умоляет хозяина бежать, не доигрывая спектакль до конца. Но актриса Мариэтта Риваль говорит, что играть надо и обещает помочь Мольеру спрятаться после спектакля, а затем покинуть Париж. Он соглашается.

Занавес поднимается. Актеры играют пьесу «Мнимый больной». Прямо во время спектакля внезапно из ложи появляется Одноглазый и чего-то ждет. Внезапно Мольер падает. Музыка замолкает. На сцене и в зале смятение. Актеры бросаются к Мольеру, но уже поздно. Занавес опускается, тело Мольера уносят. Постепенно замолкает гул в зале. Свет гаснет. Позже Лагранж делает запись в своей книге о том, что причиной смерти Мольера стала королевская немилость и черная Кабала.

Михаил Булгаков

Кабала святош (Мольер)

Драма в четырех действиях

Rien ne manque a sa gloire, II manquait a la notre.

[Для его славы уже ничего не нужно. Но он нужен для нашей славы (фр.). ]


ДЕЙСТВУЮЩИЕ:


Жан-Батист Поклен де Мольер - знаменитый драматург и актер.

Мадлена Бежар - актрисы де Мольера

Арманда Бежар - актрисы де Мольера

Мариэтта Риваль - актрисы де Мольера

Шарль-Варле де Лагранж - актер, по прозвищу "Регистр".

Захария Муаррон - знаменитый актер-любовник.

Филибер дю Круази - актер.

Жан-Жак Бутон - тушильщик свечей и слуга Мольера.

Людовик Великий - король Франции.

Маркиз д"Орсиньи - дуэлянт, по кличке "Одноглазый, помолись!".

Маркиз де Шаррон - архиепископ города Парижа.

Маркиз де Лессак - игрок.

Справедливый сапожник - королевский шут.

Шарлатан с клавесином.

Незнакомка в маске.

Отец Варфоломей - бродячий проповедник.

Брат Сила - члены Кабалы Священного писания

Брат Верность - члены Кабалы Священного писания

Ренэ - дряхлая нянька Мольера.

Члены Кабалы Священного писания в масках и черных плащах.

Придворные Мушкетеры и другие.

Действие в Париже в век Людовика XIV.


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

За занавесом слышен очень глухой раскат смеха тысячи людей. Занавес раскрывается - сцена представляет театр Пале-Рояль. Тяжелые занавесы. Зеленая афиша с гербами и орнаментом. На ней крупно:

"КОМЕДИАНТЫ ГОСПОДИНА…" и мелкие слова. Зеркало. Кресла. Костюмы. На стыке двух уборных, у занавеса, которым они разделены, громадных размеров клавесин. Во второй уборной - довольно больших размеров распятие, перед которым горит лампада. В первой уборной налево дверь, множество сальных свечей (свету, по-видимому, не пожалели). А во второй уборной на столе только фонарь с цветными стеклами. На всем решительно - и на вещах и на людях (кроме Лагранжа) - печать необыкновенного события, тревоги и волнения. Лагранж, не занятый в спектакле, сидит в уборной, погруженный в думу. Он в темном плаще. Он молод, красив и важен. Фонарь на его лицо бросает таинственный свет. В первой уборной Бутон, спиною к нам, припал к щели в занавесе. И даже по спине его видно, что зрелище вызывает в нем чувство жадного любопытства. Рожа Шарлатана торчит в дверях. Шарлатан приложил руку к уху - слушает. Слышны взрывы смеха, затем финальный раскат хохота. Бутон схватывается за какие-то веревки, и звуки исчезают. Через мгновение из разреза занавеса показывается Мольер и по ступенькам сбегает вниз в уборную. Шарлатан скромно исчезает. На Мольере преувеличенный парик и карикатурный шлем. В руках палаш. Мольер загримирован Сганарелем - нос лиловый с бородавкой. Смешон. Левой рукой Мольер держится за грудь, как человек, у которого неладно с сердцем. Грим плывет с его лица.


Мольер (сбрасывая шлем, переводя дух) Воды!

Бутон. Сейчас. (Подает стакан.)

Мольер Фу! (Пьет, прислушивается с испуганными глазами.)


Дверь распахивается, вбегает загримированный Полишинелем дю Круази, глаза опрокинуты.


Дю Круази Король аплодирует! (Исчезает.)

Суфлер (в разрезе занавеса). Король аплодирует!

Мольер (Бутону). Полотенце мне! (Вытирает лоб, волнуется.)

Мадлена (в гриме появляется в разрезе занавеса). Скорее! Король аплодирует!

Мольер (волнуясь). Да, да, слышу. Сейчас (У занавеса крестится.) Пречистая Дева, Пречистая Дева! (Бутону.) Раскрывай всю сцену!


Бутон опускает сначала занавес, отделяющий от нас сцену, а затем громадный главный, отделяющий сцену от зрительного зала. И вот она одна видна нам в профиль. Она приподнята над уборными, пуста. Ярко сияют восковые свечи в люстрах. Зала не видна, видна лишь крайняя золоченая ложа, но она пуста. Чувствуется только таинственная, насторожившаяся синь чуть затемненного зала. Шарлатанское лицо моментально появляется в дверях. Мольер поднимается на сцену так, что мы видим его в профиль. Он идет кошачьей походкой к рампе, как будто подкрадывается, сгибает шею, перьями шляпы метет пол. При его появлении один невидимый человек в зрительном зале начинает аплодировать, а за этим из зала громовые рукоплескания. Потом тишина.


Мольер Ваше… величество… ваше величество… Светлейший государь… (Первые слова он произносит чуть-чуть заикаясь - в жизни он немного заикается, - но потом его речь выравнивается, и с первых же слов становится понятно, что он на сцене первоклассен. Богатство его интонаций, гримас и движений неисчерпаемо. Улыбка его легко заражает.) Актеры труппы Господина, всевернейшие и всеподданнейшие слуги ваши, поручили мне благодарить вас за ту неслыханную честь, которую вы оказали нам, посетив наш театр… И вот, сир… я вам ничего не могу сказать.


В зале порхнул легкий смешок и пропал.


Муза, муза моя, о лукавая Талия! Всякий вечер, услышав твой крик, При свечах в Пале-Рояле я… Надеваю Сганареля парик. Поклонившись по чину, пониже, Надо! Платит партнер тридцать су! - Я, о сир, для забавы Парижа (пауза) Околесину часто несу.


В зале прошел смех.


Но сегодня, о муза комедии, Ты на помощь ко мне спеши. Ах, легко ли, легко ль в интермедии Солнце Франции мне смешить?..


В зале грянул аплодисмент.


Бутон Ах, голова! Солнце придумал.

Шарлатан (с завистью). Когда он это сочинил?

Бутон (высокомерно). Никогда. Экспромт.

Шарлатан. Мыслимо ли это?

Бутон. Ты не сделаешь.

Мольер(резко меняет интонацию). Вы несете для нас королевское бремя. Я, комедиант, ничтожная роль. Но я славен уж тем, что играл в твое время, Людовик!.. Великий!!. (Повышает голос.) Французский!!! (Кричит.) Король!!! (Бросает шляпу в воздух.)


В зале начинается что-то невообразимое. Рев: "Да здравствует король!" Пламя свечей ложится. Бутон и Шарлатан машут шляпами, кричат, но слов их не слышно; В реве прорываются ломаные сигналы гвардейских труб. Лагранж стоит неподвижно у своего огня, сняв шляпу. Овация кончается, и настает тишина.


Мольер. Всепослушнейшие слуги ваши просят вас посмотреть еще одну смешную интермедию, если только мы вам не надоели.

Мольер (кричит). Занавес!


Главный занавес закрывает зрительный зал, и за занавесом тотчас начинается музыка. Бутон закрывает и тот занавес, который отделяет сцену от нас, и она исчезает. Шарлатанское лицо скрывается.

Михаил Булгаков

Кабала святош

Rien ne manque à sa gloire,

Il manquait à la nôtre .

Действующие:

Жан-Батист Поклен де Мольер – знаменитый драматург и актер.

Мадлена Бежар .

Арманда Бежар де Мольер .

Мариэтта Риваль .

Шарль -Варле де Лагранж – актер, по прозвищу «Регистр».

Захария Муаррон – знаменитый актер-любовник.

Филибер дю Круази – актер.

Жан-Жак Бутон – тушильщик свечей и слуга Мольера.

Людовик Великий – король Франции.

Маркиз д’Орсиньи – дуэлянт, по кличке «Одноглазый, помолись!».

Маркиз де Шаррон – архиепископ города Парижа.

Маркиз де Лессак – игрок.

Справедливый сапожник – королевский шут.

Шарлатан с клавесином .

Незнакомка в маске .

Отец Варфоломей – бродячий проповедник.

Брат Сила .

Брат Верность .

Ренэ – дряхлая нянька Мольера.

Суфлер .

Монашка .

Члены Кабалы Священного Писания в масках и черных плащах.

Придворные . Мушкетеры и другие .

Действие в Париже в век Людовика XIV.

Действие первое

За занавесом слышен очень глухой раскат смеха тысячи людей. Занавес раскрывается – сцена представляет театр Пале-Рояль. Тяжелые занавесы. Зеленая афиша с гербами и орнаментом. На ней крупно: «КОМЕДИАНТЫ ГОСПОДИНА…» и мелкие слова. Зеркало. Кресла. Костюмы. На стыке двух уборных, у занавеса, которым они разделены, громадных размеров клавесин. Во второй уборной – довольно больших размеров распятие, перед которым горит лампада. В первой уборной налево дверь, множество сальных свечей (свету, по-видимому, не пожалели). А во второй уборной на столе только фонарь с цветными стеклами.

На всем решительно – и на вещах, и на людях (кроме Лагранжа) – печать необыкновенного события, тревоги и волнения. Лагранж , не занятый в спектакле, сидит в уборной, погруженный в думу. Он в темном плаще. Он молод, красив и важен. Фонарь на его лицо бросает таинственный свет.

В первой уборной Бутон , спиною к нам, припал к щели в занавесе. И даже по спине его видно, что зрелище вызывает в нем чувство жадного любопытства. Рожа Шарлатана торчит в дверях. Шарлатан приложил руку к уху – слушает.

Слышны взрывы смеха, затем финальный раскат хохота. Бутон схватывается за какие-то веревки, и звуки исчезают. Через мгновенье из разреза занавеса показывается Мольер и по ступенькам сбегает вниз, в уборную. Шарлатан скромно исчезает.

На Мольере преувеличенный парик и карикатурный шлем. В руках палаш. Мольер загримирован Сганарелем – нос лиловый с бородавкой. Смешон. Левой рукой Мольер держится за грудь, как человек, у которого неладно с сердцем. Грим плывет с его лица.

Мольер (сбрасывая шлем, переводя дух). Воды!

Бутон . Сейчас. (Подает стакан.)

Мольер . Фу! (Пьет, прислушивается с испуганными глазами.)

Дверь распахивается, вбегает загримированный Полишинелем дю Круази , глаза опрокинуты.

Дю Круази . Король аплодирует! (Исчезает.)

Суфлер (в разрезе занавеса). Король аплодирует!

Мольер (Бутону). Полотенце мне! (Вытирает лоб, волнуется.)

Мадлена (в гриме появляется в разрезе занавеса). Скорее! Король аплодирует!

Мольер (волнуясь). Да, да, слышу. Сейчас. (У занавеса крестится.) Пречистая Дева, Пречистая Дева! (Бутону.) Раскрывай всю сцену!

Бутон опускает сначала занавес, отделяющий от нас сцену, а затем громадный главный, отделяющий сцену от зрительного зала. И вот она одна видна нам в профиль. Она приподнята над уборными, пуста. Ярко сияют восковые свечи в люстрах. Зала не видно, видна лишь крайняя золоченая ложа, но она пуста. Чувствуется только таинственная, насторожившаяся синь чуть затемненного зала.

Шарлатанское лицо моментально появляется в дверях. Мольер поднимается на сцену так, что мы видим его в профиль. Он идет кошачьей походкой к рампе, как будто подкрадывается, сгибает шею, перьями шляпы метет пол. При его появлении один невидимый человек в зрительном зале начинает аплодировать, а за этим из зала громовые рукоплескания. Потом тишина.

Мольер . Ваше… величество… ваше величество… Светлейший государь… (Первые слова он произносит чуть-чуть заикаясь – в жизни он немного заикается, но потом его речь выравнивается, и с первых же слов становится понятно, что он на сцене первокласен. Богатство его интонаций, гримас и движений неисчерпаемо. Улыбка его легко заражает.) Актеры труппы Господина, всевернейшие и всеподданнейшие слуги ваши, поручили мне благодарить вас за ту неслыханную честь, которую вы оказали нам, посетив наш театр… И вот, сир… я вам ничего не могу сказать.

В зале порхнул легкий смешок и пропал.

Муза, муза моя, о лукавая Талия!
Всякий вечер, услышав твой крик,
При свечах в Пале-Рояле я…
Надеваю Сганареля парик.
Поклонившись по чину, пониже, -
Надо! Платит партер тридцать су! -
Я, о сир, для забавы Парижа (пауза)
Околесину часто несу.

В зале прошел смех.

Но сегодня, о муза комедии,
Ты на помощь ко мне спеши.
Ах, легко ли, легко ль в интермедии
Солнце Франции мне смешить?..

В зале грянул аплодисмент.

Бутон . Ах, голова! Солнце придумал.

Шарлатан (с завистью). Когда он это сочинил?

Бутон (высокомерно). Никогда. Экспромт.

Шарлатан . Мыслимо ли это?

Бутон . Ты не сделаешь.

Мольер (резко меняет интонацию).

Вы несете для нас королевское бремя.
Я, комедиант, ничтожная роль.
Но я славен уж тем, что играл в твое время,
Людовик!.. Великий!!..
(Повышает голос.) Французский!!!
(Кричит.) Король!!!

(Бросает шляпу в воздух.)В зале начинается что-то невообразимое. Рев: «Да здравствует король!» Пламя свечей ложится. Бутон и Шарлатан машут шляпами, кричат, но слов их не слышно. В реве прорываются ломаные сигналы гвардейских труб. Лагранж стоит неподвижно у своего огня, сняв шляпу. Овация кончается, и настает тишина.

Мольер . Всепослушнейшие слуги ваши просят вас посмотреть еще одну смешную интермедию, если только мы вам не надоели.

Мольер (кричит). Занавес!

Главный занавес закрывает зрительный зал, и за занавесом тотчас начинается музыка. Бутон закрывает и тот занавес, который отделяет сцену от нас, и она исчезает. Шарлатанское лицо скрывается.

Мольер (появившись в уборной, бормочет). Купил!.. Убью его и зарежу!

Бутон . Кого бы он хотел зарезать в час триумфа?

Мольер (схватывает Бутона за глотку). Тебя!

Бутон (кричит). Меня душат на королевском спектакле!

Лагранж шевельнулся у огня, но опять застыл. На крик вбегают Мадлена и Риваль , почти совершенно голая, – она переодевалась. Обе актрисы схватывают Мольера за штаны, оттаскивая от Бутона, причем Мольер лягает их ногами. Наконец Мольера отрывают с куском Бутонова кафтана. Мольера удается повалить в кресло.

Мадлена . Вы с ума сошли! В зале слышно.

Мольер . Пустите!

Риваль . Господин Мольер! (Зажимает рот Мольеру.)

Потрясенный Шарлатан заглядывает в дверь.

Бутон (глядя в зеркало, ощупывает разорванный кафтан). Превосходно сделано и проворно. (Мольеру.) В чем дело?

Мольер . Этот негодяй… Я не понимаю, зачем я держу при себе мучителя? Сорок раз играли, все было в порядке, а при короле свеча повалилась в люстре, воском каплет на паркет.

Бутон . Мэтр, вы сами выделывали смешные коленца и палашом повалили свечку.

Мольер . Врешь, бездельник!

Лагранж кладет голову на руки и тихо плачет.

Риваль . Он прав. Вы задели свечку шпагой.

Мольер . В зале смеются. Король удивлен…

Бутон . Король – самый воспитанный человек во Франции и не заметил никакой свечки.

Мольер . Так я повалил? Я? Гм… Почему же в таком случае я на тебя кричал?

Бутон . Затрудняюсь ответить, сударь.

Действие пьесы происходит в Париже в век Людовика XIV.
Действующие лица

* Жан Батист Поклен де Мольер - знаменитый драматург и актёр
* Мадлена Бежар, Мариэтта Риваль, Арманда Бежар де Мольер - актрисы
* Шарль-Варле де Лагранж - актёр, по прозвищу «Регистр»
* Захария Муаррон - знаменитый актёр-любовник
* Филибер дю Круази - актёр
* Жан-Жак Бутон - тушильщик свечей и слуга Мольера
* Людовик Великий - король Франции
* Маркиз д,Орсиньи - дуэлянт, по кличке «Одноглазый, помолись»
* Маркиз де Шаррон - архиепископ Парижа
* Маркиз де Лессак - игрок
* Справедливый сапожник - королевский шут
* Шарлатан с клавесином. Незнакомка в маске
* Отец Варфоломей - бродячий проповедник
* Брат Сила, Брат Верность - члены Кабалы Священного Писания
* Ренэ - дряхлая нянька Мольера
* Суфлёр. Монашка. Члены Кабалы Священного Писания в масках и чёрных плащах. Придворные. Мушкетёры и другие.

Действие первое

Сцена представляет театр Пале-Рояль. На стыке двух уборных, у занавеса, которым они разделены, громадных размеров клавесин. В первой уборной - множество сальных свечей. Во второй уборной на столе только фонарь с цветными стёклами и большое распятие, перед которым горит лампада. На всём печать необыкновенного волнения. Лагранж, не занятый в спектакле, сидит в уборной, погружённый в думу. Он в тёмном плаще, молод, красив и важен.

В первой уборной Бутон припал к щели в занавесе. Рожа Шарлатана торчит в дверях. Слышны взрывы смеха, затем финальный раскат хохота. Из-за занавеса показывается Мольер, загримированный Сганарелем - нос лиловый с бородавкой. Левой рукой Мольер держится за грудь. Дверь распахивается, вбегает загримированный Полишинелем дю Круази и говорит, что король аплодирует. Мольер возвращается на сцену и читает сочинённые экспромтом стихи, посвящённые ЛюдовикуXIV, в которых он называет короля Солнцем Франции. Король благодарит Мольера и остаётся посмотреть ещё одну интермедию.

Бутон опускает занавес. Мольер появляется в уборной и хватает слугу за глотку, обвиняя его в том, что «при короле свеча повалилась в люстре, воском каплет на паркет». Бутон уверяет Мольера, что он сам повалил свечу палашом, Риваль подтверждает это. Мольер остывает и дарит Бутону свой кафтан взамен разорванного. Бутон уходит снимать нагар со свечей.

Мольер спрашивает у Шарлатана, в чём секрет его фокуса. Шарлатан садится в некотором расстоянии от клавесина, делает такие движения в воздухе, как будто играет, и клавиши в клавесине вжимаются, клавесин играет нежно. Шарлатан не соглашается открыть Мольеру свой секрет и уходит. Мольер возвращается на сцену.

Портьера, ведущая во вторую уборную, отодвигается и возникает Арманда. Черты лица её прелестны, она похожа на свою старшую сестру Мадлену. Арманде лет семнадцать. Лагранж останавливает Арманду и умоляет её не выходить замуж за Мольера. Арманда делает попытку отстранить Лагранжа и пройти. Лагранж вынимает шпагу и угрожает заколоть девушку, если она не откажется от замужества.

Первое вступление

Сюжет разворачивается в Париже, во времена Людовика четырнадцатого в театре Пале-Рояль. Актёр театра Мольер, в спешке и волнении придумывает хвалебные слова посетившему спектакль королю. После чего актёр отправляется в гримёрную, там ругается с тушильщиком свечей, обвиняя его в том, что он неправильно закрепил свечу и воск с неё капает на паркет. Однако всё улаживается, и артист выходит на сцену. В то же мгновение рядом появляется молоденькая актриса Арманда, которая находиться в связи с Мольером и на любые угрозы Лагранж, не за что, не уходит с места.

Влюблённые встречаются и признаются друг другу в чувствах, но их беседу прерывает стук в дверь. В комнату входят Лагранж и Бутон, и «Одноглазый». Они отдают переданные королём деньги, но Мольер указывает поделить их поровну между всеми актёрами и часть оставляет себе. После чего Мольер вызывает к себе Мадлену Бежар и ставит её в факт известности о скорой свадьбе на Арманде. Мадлена Бежар умоляет не делать этого, но уже слишком поздно и ей приходиться попусту уйти с театра. Но внезапно выясняется ужасная тайна Мадлены Бежар, о том, что Арманда вовсе не является её сестрой, а приходиться ей дочерью.

Действие второе

По пришествию лет к королю приходят представители церкви и пытаются уговорить его посадить Мольера, за постановку «Тартюфом», которая полностью противоречит религии и Богу. Но король желает предоставить актёру возможность исправиться и идёт на некоторые уступки. Мольер же усыновляет бездомного мальчишку Муаррона. И в тот момент, когда актёр был на приёме тот пытается соблазнить Арманду, на что та отвечает согласием. Однако их утехи прерывает Мольер и выгоняет сына из дома.

Действие третье

Вся религиозная знать крайне недовольна, что Мольер всё же ставит «Тартюфом» и готовя против актёра заговор. Арманда же узнаёт страшную тайну своей матери, от которой падает в обморок. Интриги доносятся до короля, и тот решает запретить актёру ставить свою не богоугодную пьесу. Сам же Мольер находиться в глубоком переживании, за театр и пропавшею жену.

Действие четвёртое

Все сложившиеся обстоятельства очень негативно повлияли на Мольера и ввели его в глубокую депрессию. Его сын на коленях вымолил прощение и заявил, что до конца жизни будет ему верен. Тут же в комнату вбегает Бутон и заявляет, что в театре мушкетёры. Мольер же желает доиграть спектакль и не сцене начинает звать свою пропавшую жену, сердце актёра не выдерживает и тот замертво падает на сцену.
Сутью данного произведения является то, что в различные времена талантливые люди подвергались тирании и жестокости по отношению к своему искусству.

Картинка или рисунок Кабала святош

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бианки Неслышимка

    Однажды старый ученый проводил лето с внучкой в деревне. Во время отдыха они ходили в лес, на луг и изучали птиц, это нужно было для очередной научной работы. Да и дед с малолетства приобщал внучку к науке

  • Краткое содержание Чехов Беглец

    В этом рассказе Чехов повествует с присущим ему юмором и со сжатостью о ребенке. Пашку, у которого нарыв на локте, мама привезла к доктору. Тот потребовал оставить ребенка в больнице на небольшую операцию

  • Краткое содержание Не хлебом единым Дудинцева

    С первых страниц романа перед нами предстает Надежда Дроздова, работающая педагогом в небольшом рабочем сибирском поселке, которая с интересом слушает историю о странном изобретателе Лопаткине

  • Краткое содержание Бианки Красная горка

    Произведение повествует нам о двух птицах – Чирике и Чике, которые являются супругами. Не имея собственного дома, они отправляются на поиск своего нового гнёздышка. В своём путешествии они отправляются в разные места, встречая других птиц

  • Краткое содержание Встреча Зощенко

    В рассказе Зощенко Встреча повествование ведётся от первого лица. Главный герой рассказывает случай из своей жизни. Он очень любит людей. Некоторые холят и лелеют собачек, а ему милее люди, но вот совсем бескорыстных он не встречал.