Изображение руси в мертвых душах. Образ России в поэме «Мертвые души» Гоголя - Сочинение


Множество образов, изображенных Гоголем, развиваются на фоне российской действительности. Можно спорить, кто является главным действующим лицом книги: Чичиков или мертвые души помещиков. Но все соглашаются, что образ России в поэме «Мертвые души», центральный и связующий, помогающий понять суть русского характера.

Образ России

Великий классик, получивший идею, хотел показать идеальную русскую жизнь в глубинке. Но замысел расширился. Гоголь не смог раскрасить будни помещиков и чиновников. Идеальные краски ушли на задний план, а серые реалии выплыли наружу. Именно этим можно объяснить настроение Пушкина во время чтения автором поэмы. Грусть и тяжесть наполняла душу поэта. Россия предстала перед читателями галерей пороков: скупости, лени, обжорства. Каждый образ дополнялся следующим персонажем и становился собирательным:

  • Мечтательный Манилов;
  • Скупая Коробочка;
  • Разгульный Ноздрев;
  • Угрюмый Собакевич;
  • Алчный Плюшкин.
Россия породила страшных людей, имеющих власть над другими, но не желающих ничего создавать. Все они выросли их хороших людей, но общество помогло им очерстветь душой и деградировать как личностям.

Добродушный романтизм Манилова становится пустотой ленивого мечтателя, беспечного и глупого. Строить нереальные прожекты, сидя в приходящей в запустение беседке, - все, что он может.

Хозяйственность и практичность Коробочки свели ее разум к тупому исканию выгоды. Она превратилась в глупую старуху, не вдумывающуюся в предмет торговли. Главное, продать.

Смелость Ноздрева заменяется невежеством, пьянкой и транжирством. Он смело врет, хамит и дерется, но трусливо сбегает от решения настоящих проблем.

Богатырская стать Собакевича стала грубостью, крепость характера преобразовалась в черствость души, а прямолинейность стала подозрительностью.
Бережливость Плюшкина переросла в безнравственность. Он не замечает близких себе людей, отказывается от детей и не радуется внукам.
Эти образы составляют основу сатиры на крепостную Русь. Безжизненная Россия ждет изменений, надеется на новые социальные классы, интересные идеи.

Любовь к России

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу»

Слова великого классика сквозят любовью к стране. Писатель как будто специально прерывает рассказы о помещиках лирическими отступлениями. Рассуждения о судьбе России сквозят верой в ее счастливое будущее. Образ птицы – тройки, летящей вдаль, - это символ настоящей России. Она несется впереди всех, ей уступают дорогу и сторонятся, боясь стать преградой.

Автор оттачивает каждое слово, характеризующее Русь: сверкающая, чудная, незнакомая. Красота природы, стремительное буйство красок противопоставляется застою жизни в поместьях бездушных дворян. Трудолюбие крестьян, их талант и свободолюбие описаны с восторгом. Гоголь верит, что русский мужик способен изобрести то, что выведет страну на новый путь.

Русь, куда ж несешься ты?».

Но он не может ответить на вопросы, которые сам ставит. Противоречия жизни приводят писателя в тупик. Он не видит решения в революции, не надеется на просвещение. Есть мысли о доблестном муже и самоотверженной девице, но точно сказать, кто нужен России, автор не может. Возможно, ответы были в продолжении поэмы, тогда зачем ее сжигать? Гоголь оставил право за читателем выбирать путь развития родины. Пусть каждый сам рассуждает и строит жизнь главных персонажей поэмы. Кто-то позволит им возродиться, а кто-то откажет им даже в продолжении выбранного ими способа существования.

В образе России соединяются две души: мертвая и живая. Верх одерживает живой и бойкий ум русского труженика, воина и богатыря. «Умирают» и становятся слабыми и безвольными лентяи, грубияне и транжиры. Пусть сегодня они еще порабощают и властвуют, но светлое будущее близко, оно уже витает в воздухе. Гоголь верит, туман скоро рассеется, откроется широкая дорога к счастью. Русь снова воспрянет и заставит меняться всех своих жителей.

Работу над "Мертвыми душами" Гоголь начал еще в 1835 году по совету Пушкина и на сюжет, подсказанный им. Сам писатель неоднократно подчеркивал грандиозность и широту своего замысла: “...какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!” - сообщал он Жуковскому в 1836 году.
В “Мертвых душах” Гоголь поставил самые острые и больные вопросы современной жизни. Он показал разложение крепостного строя, историческую обреченность его представителей. Вместе с тем Гоголь дал уничтожающую оценку тем проявлениям новых, буржуазных тенденций, стремлению к обогащению, носителем которых выступает Павел Иванович Чичиков. Уже само название поэмы - “Мертвые души” - имело огромную разоблачающую силу, носило в себе, по словам Герцена, “что-то наводящее ужас”, “иначе он не мог назвать; не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы. Маниловы и все им подобные - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу”
“Уездный сентиментальный мечтатель”, “размазня”, по слову Белинского. Манилов, казалось бы, не только безобиден, но и приятен в своем обращении. Он услужлив, любезен, гостеприимен. Манилов мечтает о “благополучии дружеской жизни”, строит фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер, "небокоптитель", у которого слова расходятся с делом.
Коробочка - жадная накопительница, “дубиноголовая”, как ее назвал Гоголь, лишенная всяких других чувств стяжательница. Крохоборство, скупость, мелочная алчность, подозрительность, полное отсутствие всяких интересов отличает эту провинциальную помещицу, одну “из тех матушек небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”.
Ярким типом, сочетающим в себе наглость, лживость, назойливость, беспринципность и полную неразборчивость в средствах для достижения своих корыстных и низменных целей, является плут и негодяй Ноздрев.
Помещик Собакевич как бы символизирует мрачный и тяжеловесный крепостной уклад. Это - заядлый и убежденный крепостник, цинично обнажающий свою грубую и человеконенавистническую натуру. Он враждебно относится ко всему новому, для него ненавистна сама мысль о “просвещении”.
Замыкает эту галерею Плюшкин - предел человеческого падения, страшная карикатура на собственника. Среди мировых образов скупца, созданных Шекспиром, Мольером, Пушкиным, Бальзаком. Плюшкин занимает особое место, выделяясь утратой всего человеческого. Скупость стала его болезнью, страстью. Это даже не столько комическая, сколько трагическая фигура.
Страшному в своей неподвижности и косности миру помещиков, цепляющихся за старое, живущих в сфере патриархально-крепостнических устоев, противостоит ловкий и предприимчивый аферист Павел Иванович Чичиков, на скупке которым “мертвых душ” - крепостных, еще числившихся в ревизских списках, основан сюжет поэмы.
Чичиков - человек новой формации. Он делец, “приобретатель”, “рыцарь копейки”, в котором уже сказались отрицательные черты проникновения в Россию новых буржуазно-капиталистических веяний, растущего значения денежных отношений. Показное благополучие Чичикова - лишь маска, прикрывающая беспредельный эгоизм и душевную нечистоплотность.
Сатира, “смех” Гоголя в “Мертвых душах” проникнуты горьким раздумьем, напряженным, скорбным чувством автора. Показывая все уродство и духовное убожество своих героев, он все время переживает утрату в них человеческого начала. Это “смех сквозь слезы”, как определил писатель своеобразие своего творческого метода.
Поэму восторженно приветствовал Белинский, увидевший в ней “творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни: творение необъятно художественное...”.

Была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме Николай Васильевич.

Произведение можно воспринимать неоднозначно: на первый взгляд Русь постает перед нами в некотором карикатурном образе на ту действительность, которая была присуща в государственной жизни. Но на самом деле, автор изобразил полноту поэтической насыщенности жизни на Руси.

Описание Живой руси в поэме

Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества.
С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.

Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне - безграмотные и забитые - однако никак не «мертвые».

Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей - трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.

В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта - группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу - это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.

Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя - по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.

Отношение Гоголя к России

В период создания поэмы "Мертвые души" , несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало. Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее. В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.

Образ Руси и крестьян в поэме - это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому, к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

Вершиной творчества Н. В. Гоголя является поэма «Мертвые души», в которой великий русский писатель правдиво изображает жизнь России в 30-х годах XIX века. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Обычно под поэмой подразумевается крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Однако перед нами прозаическое произведение в жанре романа-путешествия.

Дело в том, что замысел писателя не нашел полного воплощения: вторая часть книги сохранилась частично, а третья так и не была написана. Законченное произведение должно было по замыслу автора соотноситься с «Божественной комедией» Данте. Три части «Мертвых душ» должны были соответствовать трем частям поэмы Данте: «Ад», «Чистилище», «Рай». В первой части представлены круги российского ада, а в других частях читатель должен был увидеть нравственное очищение Чичикова и других героев.

Гоголь надеялся, что своей поэмой он реально поможет «воскрешению» русского народа. Такая задача требовала особой формы выражения. И действительно, уже некоторые фрагменты первого тома наделены высоким эпическим содержанием. Так, тройка, в которой Чичиков покидает город NN, незаметно преображается в «птицу тройку», а затем становится метафорой всей Руси. Автор вместе с читателем как бы взлетает высоко над землей и оттуда созерцает все происходящее. После затхлости закостеневшего жизненного уклада в поэме появляется движение, простор, ощущение воздуха.

Само движение при этом называется «Божьим чудом», а мчащаяся Русь именуется как «вдохновенная Богом». Сила движения все нарастает, и писатель восклицает: «Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?..» Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Теперь становится ясно, почему именно Чичиков выступает в роли «любителя быстрой езды». Именно он по замыслу Гоголя должен был в следующей книге духовно возродиться, слиться душой с Россией. Вообще замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» дал возможность писателю выстроить по-особенному композицию поэмы. Гоголь показывает все социальные слои России: чиновников, крепостников и простой русский народ.

Образ простого русского народа неразрывно связан в поэме с образом Родины. Русские крестьяне находятся на положении рабов. Господа могут продать, обменять их; как простой товар оценивается русский мужик. Помещики не видят в крепостных людей. Коробочка говорит Чичикову: «Пожалуй, я тебе дам девчонку, она у меня знает дорогу, только ты смотри! не завези ее, у меня уже одну завезли купцы». Хозяйка боится потерять часть своего хозяйства, совершенно не думая о человеческой душе. Даже мертвый крестьянин становится предметом купли-продажи, средством наживы. Русский народ умирает от голода, эпидемий, произвола помещиков.

Писатель образно говорит о забитости народа: «Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства».

Смекалка и оборотистость подчеркивается в образе Еремея Сорокоплехина, который «в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей». Работоспособность простых крестьян признают и сами господа: «Пошли его хоть в Камчатку, дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу». Любовь к народу-труженику, мужику-кормильцу слышится в каждом авторском слове. Гоголь с огромной нежностью пишет о «расторопном ярославском мужике», собравшем русскую тройку, о «бойком народе», «бойком русском уме».

Особого внимания требует, так называемый, центральный мир. Он незаметно вливается в повествование в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не часто соприкасается с ним. Сначала он почти не заметен, но затем вместе с развитием сюжета раскрывается и описание этого мира. В конце первого тома описание превращается в гимн всей Руси. Гоголь образно сравнивает Русь «с бойкой и необгонимой тройкой», несущейся вперед.

Русский человек замечательно умеет использовать богатство народного языка. «Выражается сильно российский народ!» - восклицает Гоголь, говоря о том, что нет слова в других языках, «которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

Однако, все таланты и достоинства простого русского народа очень сильно оттеняют его тяжелое положение. «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» - рассуждает Чичиков, просматривая бесконечные списки умерших крестьян. Правдивое и безрадостное настоящее русских крестьян нарисовал Гоголь в своей незабываемой поэме.

Но великий писатель-реалист был всегда уверен в том, что жизнь в России изменится. Станет светлее и радостнее. Н. А. Некрасов высказывался о Гоголе: «Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья».

Как истинный патриот своей страны, Николай Васильевич Гоголь страстно желал увидеть счастливым русский народ, уничтожающим смехом бичевал современную ему Россию в своем замечательном произведении. Он отрицал крепостническую Русь с ее «мертвыми душами» и выражал надежду, что будущее любимой Родины не за помещиками или «рыцарями копейки», а за хранителем небывалых возможностей - великим русским народом.

"Мертвые души" - вершина в творчестве Н.В.Гоголя. В поэме автор сделал глубокие художественные открытия и обобщения. В основу идейного замысла произведения положены мысли писателя о народе и о будущем России. Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. В произведении создан коллективный собирательный образ народа.

Заезжая вместе с Чичиковым в помещичьи усадьбы, читатель может сделать определенные выводы о положении крестьян. У Манилова перед взором героя промелькнули "серенькие бревенчатые избы" и оживляющие вид фигуры двух баб, тащивших "изорванный бредень". В еще более ужасной нищете живут крестьяне у Плюшкина: "… бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном…" У того, кто "плохо кормит людей", они и "мрут, как мухи", многие спиваются или находятся в бегах. У кулака Собакевича и прижимистой Коробочки крестьянам тоже живется нелегко. Деревенька помещицы – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот "уступила" третьего года протопопу "двух девок по сто рублей каждую". Еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает, где право, где лево. Этот ребенок растет, как сорная трава. Коробочка проявляет беспокойство о девчонке, но не более чем о вещи: "… только ты смотри: не завези ее, у меня уже одну завезли купцы".

Помещики, изображенные в поэме, - не злодеи, а обычные, типичные для данной среды люди, но они владеют душами. Для них крепостной не человек, а раб. Гоголь показывает беззащитность крестьянина перед помещичьим произволом. Крепостник распоряжается судьбой человека, может продать или купить его: живого или даже мертвого. Таким образом, Гоголь создает обобщенный образ русского народа, показывая, сколько бед стережет его: неурожаи, болезни, пожары, власть помещиков, хозяйственных и бесхозяйственных, скупых и рачительных.

Крепостное право губительно действует на трудовой народ. У крестьян появляется тупая покорность, безразличие к собственной судьбе. В поэме показаны забитые мужики дядя Митяй и дядя Миняй, загнанный Плюшкиным Прошка в огромных сапогах, глупая девчонка Пелагея, пьяницы и лентяи Петрушка и Селифан. Автор сочувствует тяжелому положению крестьян. Он не умолчал о народных бунтах. Чиновники и Плюшкин вспомнили, как недавно за пристрастие заседателя Добряжкина к деревенским бабам и девкам казенные крестьяне селений Вшивая спесь и Задирайлово стерли земскую полицию с лица земли. Губернское общество сильно тревожится при мысли о возможности бунта беспокойных крестьян Чичикова при их переселении в Херсонскую область.

В обобщенном образе народа автор выделяет колоритные фигуры и яркие или трагичные судьбы. В уста Чичикова вложены раздумья автора о не живущих уже на земле крестьянах. Впервые в поэме показаны действительно живые люди, но жестокая ирония судьбы заключается в том, что они-то уже закопаны в землю. Мертвые поменялись местами с живыми. В списке Собакевича обстоятельно отмечены достоинства, перечислены профессии; у каждого крестьянина – свой характер, своя судьба. Пробка Степан, плотник, "всю губернию исходил стопором за поясом и сапогами на плечах". Максим Телятников, сапожник, "учился у немца… был бы чудо, а не сапожник", а из гнилой кожи сшил сапоги – и лавка запустела, и пошел он "попивать да валяться по улицам". Каретник Михеев – народный умелец. Он делал прочные экипажи, которые славились на всю округу.

В воображении Чичикова воскресают молодые, здоровые, работящие, одаренные люди, ушедшие из жизни в цвете лет. С горьким сожалением звучит авторское обобщение: "Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!" Не могут не вызывать сочувствия изломанные судьбы беглых крестьян Плюшкина. Кто-то из них по тюрьмам мается, кто-то подался к бурлакам и тащит лямку "под одну бесконечную, как Русь, песню".

Таким образом, Гоголь среди живых и мертвых находит воплощение различных качеств русского характера. Его Родина – Русь народная, а не поместно-чиновничья. В лирической части "Мертвых душ" автор создает абстрактно-символические образы и мотивы, которые отражают его размышления о настоящем и будущем Руси, - "меткое русское слово", "чудо-дорога", "Русь моя", "птица-тройка". Автор восхищается меткостью русского слова: "Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство…" Меткость выражений отражает бойкий, живой ум русского мужика, который способен одной чертой обрисовать явление или человека. Этот удивительный дар народа отражается в созданных им пословицах и поговорках. В своем лирическом отступлении Гоголь перефразирует одну из таких пословиц: "Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором". Автор убежден, что по творческой силе русскому народу нет равных. В его фольклоре отражается одно из главных качеств русского человека – душевность. Меткое, бойкое слово у мужика вырывается "из-под самого сердца".

Образ Руси в авторских отступлениях пронизан лирическим пафосом. Автор создает образ идеальный, возвышенный, притягивающий "тайной силой". Он не даром говорит о "чудном, прекрасном далёке", из которого смотрит на Россию. Это эпическая даль, даль "могучего пространства": "у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!.." Яркие эпитеты передают мысль об удивительной, неповторимой красоте России. Автор поражен и далью исторического времени. Риторические вопросы содержат утверждения об уникальности русского мира: "Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?" Герои, изображенные в повествовании о похождениях Чичикова, лишены эпических качеств, это не богатыри, а обычные люди с их слабостями и пороками. В эпическом образе России, созданном автором, для них не находится места: они исчезают, подобно тому, "как точки, значки, неприметно торчат среди равнин невысокие города".

В финале поэмы Гоголь создает гимн дороге, гимн движению – источнику "чудных замыслов, поэтических грез", "дивных впечатлений". "Русь-тройка" - емкий символический образ. Автор убежден, что у России великое будущее. Риторический вопрос, обращенный к Руси, пронизан верой в то, что дорога страны – дорога к свету, чуду, перерождению: "Русь, куда же несешься ты?" Русь-тройка возносится в другое измерение: "кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг" "и мчится вся вдохновенная Богом". Автор верит, что Русь-тройка летит по пути духовного преображения, что в будущем появятся настоящие, "добродетельные" люди, живые души, способные спасти страну.