Изображение помещиков в поэме. Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души Как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова

В поэме Гоголя есть ярко видимая сюжетная линия. Это посещение главным персонажем хозяев поместий вокруг губернского города. Изображение помещиков в поэме «Мертвые души» позволяет представить разные, но схожие типы дворянства.

Сладкий романтик

Первый образ помещиков - Манилов. Он пытается привлечь к себе слащавостью, мечтами о лучшем мире. Процветание человечества в голове купца глупо и безжизненно. Погрузившись в сладостные мечтания, хозяин становится ленив и бездушен. Вокруг все приходит в упадок. Дом одиноко стоит на возвышенности, пруд, когда-то красивый и стильный, затягивается зеленой тиной. Хозяйство без Манилова, как дом без крыши. Умирают люди, помещика это не волнует. Ему не интересно, сколько их погибло, от чего, можно ли что-то исправить, сделать жизнь людей легче. Волнует Манилова низкопоклонство, он готов заискивать перед любым высокопоставленным лицом. Подхалим и льстец ищет только выгодные связи.

Богатство в коробочке

Чичиков попадает во владения женщины. Настасья Коробочка ограниченная в мышлении. Она спрятала свой ум глубоко, под замки. Коробочка очерствела и отупела. Внешняя деловитость зарывает собой жадность и истинное желание хозяйки – разбогатеть любой ценой. Помещица знает всех крестьян, помнит их имена, но может любого из них продать, если заметит выгоду в сделке.

Копейки купчиха прячет в комод, никому не дает лишней монеты, прибедняется и жалуется на нищету и бедность. Помещица схожа с кощеем: сидит на мешочках с деньгами, сухая, бездушная и страшная.

Эгоист и кутила

Следующий помещик, встретившийся на пути Чичикову, – Ноздрев. Купец игрок и пьяница. Он не ценит того, что досталось ему, все спускает на свои развлечения. Ноздреву нравится жить в долг. Он становится агрессивным, злым и жестоким в общении с людьми. Речь персонажа - постоянная грубая брань. Ноздрев не любит людей, но очень ценит себя. Эгоист не меняет своего поведения, он был таким в молодости, остается завсегдатаем кабаков и пирушек в 35 лет. Развитие помещика остановилось, душа изжила себя, омертвела. Веселое времяпрепровождения не завершиться для помещика хорошим, драки и пьянки сделают свое дело.

«Чертов кулак»

Чичиков называет чертовым кулаком Собакевича, оказавшись у него в гостях. Сочетание слов сложно для восприятия. Черти - мелкие существа, вредные и опасные. Кулак - крепкая часть руки богатыря. Собакевич такой и есть. Он здоров как русские молодцы, но алчен, как все представители черных сил. Помещик ест как сказочный персонаж, много и без разбора. Еда - для него смысл существования. Другие интересы купец отрицает, нет ничего важнее собственной сытости. В словах и поведении помещика видны корысть, цинизм и алчность. Расчетливость продавца мертвых душ пугает. Его душа давно умерла и вылетела из тела, оставив хозяину только плотские желания.

«Сплющенность» духовного мира

Плюшкин - самый низ деградации помещичьего сословия. Грязный хозяин поместья не похож на купца во внешности и в поведении. Души нет, как нет и жизни вокруг человека. В доме пусто и страшно. Сложно представить, как мог человек дойти до такого состояния. Насколько алчным становится помещик, что отказывает в естественных желаниях даже себе. Жить с кучей мусора, носить рваную одежду, питаться заплесневевшими сухарями - разве это удел хозяев жизни? Классик дает Плюшкину яркую характеристику - «прореха на человечестве». Можно просто осудить героя, но важно понят, куда тянут Россию такие люди.

Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступле-ния — восстания декабристов 1825 го-да. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятеля-ми русской общественной мысли и ли-тературы новые задачи, которые нашли глубокое отражение в творчестве Гого-ля. Обратившись к важнейшим общест-венным проблемам своего времени, пи-сатель пошел дальше по пути реализма, который был открыт Пушкиным и Грибо-едовым. Развивая принципы критичес-кого реализма, Гоголь стал одним из ве-личайших представителей этого на-правления в русской литературе. Как отмечает Белинский, «Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую дей-ствительность».

Одной из основных тем в творчестве Гоголя является жизнь русского поме-щичьего класса, русского дворянства как господствующего сословия, его судьба и роль в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя явля-ется сатира. В образах помещиков от-ражается процесс постепенной дегра-дации этого класса, выявляются все его пороки и недостатки. Сатира Гоголя ок-рашена иронией и «бьет прямо в лоб». Ирония помогла писателю говорить о том, о чем говорить в цензурных усло-виях было невозможно. Смех Гоголя ка-жется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония — ха-рактерный элемент гоголевской сати-ры. Она присутствует не только в автор-ской речи, но и в речи персонажей. Иро-ния — одна из существенных примет поэтики Гоголя — придает повествова-нию больший реализм, став художест-венным средством критического анали-за действительности.

В крупнейшем произведении Гого-ля — поэме «Мертвые души» образы помещиков даны наиболее полно и многогранно. Поэма построена как история похождений Чичикова, чинов-ника, скупающего «мертвые души». Композиция поэмы позволила автору

рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы (пять глав из одиннадцати). Гоголь со-здает пять характеров, пять портре-тов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.

Наше знакомство начинается с Мани-лова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения чело-веческой личности, развертывается все более страшная картина разложе-ния крепостнического общества.

Открывает портретную галерею по-мещиков Манилов. Уже в самой фами-лии проявляется его характер. Описа-ние начинается с картины деревни Маниловки, которая «не многих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, с претензией на «аглицкий сад с заросшим прудом», жиденькими кус-тиками и с бледной надписью: «Храм уединенного размышления». Говоря о Манилове, автор восклицает: «Один Бог разве мог сказать, какой был ха-рактер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это при-няло у него уродливые формы. Мани-лов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идилли-ческими и праздничными. Манилов совершенно не знает жизни, реаль-ность подменяется у него пустой фан-тазией. Он любит поразмышлять и по-мечтать, при этом иногда даже о ве-щах, полезных для крестьян. Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах кре-стьян он не знает и никогда не думает. Манилов мнит себя носителем духов-ной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим челове-ком. Иронично автор высказывается об обстановке дома Манилова, в кото-ром «вечно чего-нибудь недоставало», о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония Го-голя как бы нечаянно вторгается в за-претную область. Сравнение Манило-ва с министром означает, что послед-ний не так уж и отличается от этого по-мещика, а «маниловщина» — типичное явление этого пошлого мира.

Третья глава поэмы посвящена обра-зу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех «небольших помещиц, ко-торые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а меж-ду тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещен-ные по ящикам комода». Эти деньжон-ки получаются от продажи самых раз-нообразных продуктов натурального хозяйства. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров со-глашается продать такой необычный товар, как мертвые души. Ироничен автор в описании диалога Чичикова и Коробочки. «Дубинноголовая» поме-щица долго не может понять, что от нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь «лишь бы не прогадать». Кругозор и интере-сы Коробочки не выходят за пределы ее усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носят патриархальный характер.

Совершенно иную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрева (IV глава). Это ти-пичный человек «на все руки». В его ли-це было что-то открытое, прямое, уда-лое. Для него характерна своеобраз-ная «широта натуры». Как иронично отмечает автор, «Ноздрев был в неко-тором отношении исторический чело-век». Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без историй! Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же «проса-живает» все деньги. Ноздрев — мастер «лить пули», он бесшабашный хвастун и несусветный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрес-сивно. Речь героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстиш-ку «нагадить ближнему». В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе социально-психологичес-кий тип «ноздревщины».

При описании Собакевича сатира ав-тора приобретает более обличитель-ный характер (V глава поэмы). Он мало похож на предыдущих помещиков это «помещик-кулак», хитрый, прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сума-сбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обла-дает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым уда-лось бы его обмануть. Все у него проч-но и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружаю-щих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его са-мого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич». Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похо-жим «на средней величины медведя». Собакевич — циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от про-свещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе. Характерно, что, кроме Собакевича, никто не понимал сущнос-ти «негодяя» Чичикова, а он прекрасно понял сущность предложения, которое отражает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего следует из-влечь выгоду.

VI глава поэмы посвящена Плюшкину, имя которого стало нарицательным для обозначения скупости и моральной деградации. Этот образ становится по-следней ступенью в вырождении поме-щичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает, как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика. На всех строениях была за-метна «какая-то особенная ветхость». Писатель рисует картину полнейшего разорения когда-то богатого помещи-чьего хозяйства. Причиной этого явля-ется не мотовство и безделье помещи-ка, а болезненная скупость. Это злая сатира на помещика, ставшего «проре-хой на человечестве». Сам хозяин — бесполое существо, напоминающее ключницу. Этот герой не вызывает сме-ха, а только горькое сожаление.

Итак, пять характеров, созданных Гоголем в «Мертвых душах», разно-сторонне рисуют состояние дворянско-крепостнического класса. Мани-лов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин — все это различные формы одного явления — экономического, социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.

Сочинения по литературе: Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.

Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые души" Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму "Мертвые души" по праву называют энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя - зарождающегося предпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора.

Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом "стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть". Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез "с жиденькими вершинами". Да и в самой деревне нигде не было "растущего деревца или какой-нибудь зелени". О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью "соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей", или "горки выбитой из трубки золы", лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере: "...Конечно... если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказало, паренье этакое". Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в воздухе".

Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее "хорошенькая деревенька", двор полон всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем", есть "яблони и другие фруктовые деревья". Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. Коробочка не видит ничего дальше "своего носа". Все "новое и небывалое" пугает ее. Она является типичным представителем мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Но Собакевич значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, "чертов кулак". Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество - денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Представитель еще одного типа помещиков - Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и Коробочке. Ноздрев - непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как "отец родной" среди большого семейства (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам.

Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его "прорехой на человечестве". Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин - "мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его". За "последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что "народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать". Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома. Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: "На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом". Поистине "смех сквозь слезы".

Плюшкин и другие помещики, представленные Гоголем, "списаны с жизни;". являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным, бережливым хозяином; служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные, нормальные жизненные явления.

В этом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и заключалось великое значение поэмы "Мертвые души". "Поэма потрясла всю Россию" (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.

В этой статье мы опишем созданный Гоголем образ помещиков в поэме "Мертвые души". Таблица, составленная нами, поможет запомнить информацию. Мы последовательно расскажем о пяти героях, представленных автором в этом произведении.

Образ помещиков в поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя вкратце охарактеризован в следующей таблице.

Помещик Характеристика Отношение к просьбе о продаже мертвых душ
Манилов Пошлый и пустой.

Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь.

Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него.

Коробочка

Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

Ноздрев

Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, "разбитной малый". Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань.

У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем.

Собакевич

Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды.

Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой для себя.

Плюшкин

Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным.

Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ).

Изображение помещиков Гоголем

В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе в России, а также о господствующем сословии (дворянстве), его роли в жизни общества и его судьбе.

Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей, является сатира. В созданных его пером героях нашел отражение процесс постепенного вырождения помещичьего класса. Николай Васильевич выявляет недостатки и пороки. Гоголевская сатира окрашена иронией, которая помогла этому писателю прямо сказать о том, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя. Присутствует она не только в речи самого автора, но также и в речи героев.

Ирония является одной из существенных черт гоголевской поэтики, придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности.

Композиционное построение поэмы

Образы помещиков в поэме крупнейшем произведении этого автора, даны наиболее многогранно и полно. Строится оно как история похождений чиновника Чичикова, который скупает "мертвые души". О разных деревнях и обитающих в них хозяевах позволила рассказать автору композиция поэмы. Почти половина первого тома (пять из одиннадцати глав) посвящена характеристике разных типов помещиков в России. Николай Васильевич создал пять портретов, не похожих друг на друга, однако в каждом из них в то же время находятся черты, являющиеся типичными для русского крепостника. Знакомство с ними начинается с Манилова и завершается Плюшкиным. Такое построение неслучайно. Есть своя логика в данной последовательности: процесс оскудения личности человека углубляется от одного к другому образу, он все более развертывается как страшная картина распада крепостнического общества.

Знакомство с Маниловым

Манилов - представляющий образ помещиков в поэме "Мертвые души". Таблица лишь кратко описывает его. Познакомим вас поближе с этим героем. Характер Манилова, который описан в первой главе, проявляется уже в самой фамилии. Начинается рассказ об этом герое с изображения деревни Маниловки, немногих способной "заманить" местоположением своим. Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание с прудом, кустиками и надписью "Храм уединенного размышления". Внешние детали помогают писателю создать образ помещиков в поэме "Мертвые души".

Манилов: характер героя

Автор, говоря о Манилове, восклицает, что лишь один Бог знает, какой характер был у этого человека. По натуре он добр, обходителен, вежлив, однако это все принимает в его образе уродливые, преувеличенные формы. сентиментален и прекраснодушен до приторности. Праздничными и идиллическими представляются ему отношения между людьми. Различные взаимоотношения, вообще, - это одна из деталей, создающих образ помещиков в поэме "Мертвые души". Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией. Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и даже не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Он считался в армии образованнейшим человеком. Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда "чего-нибудь недоставало", а также о слащавых отношениях его с супругой.

Разговор Чичикова с Маниловым о покупке мертвых душ

Манилов в эпизоде разговора о покупке мертвых душ сравнивается с чересчур умным министром. Гоголевская ирония здесь вторгается как бы нечаянно в запретную область. Такое сравнение означает, что министр отличается не так уж сильно от Манилова, а "маниловщина" представляет собой типичное явление пошлого чиновничьего мира.

Коробочка

Опишем еще один образ помещиков в поэме "Мертвые души". Таблица уже кратко познакомила вас с Коробочкой. О ней мы узнаем в третьей главе поэмы. Гоголь относит данную героиню к числу небольших помещиц, жалующихся на убытки и неурожаи и всегда держащих несколько набок голову, при этом набирая деньжонки понемногу в размещенные в комоде мешочки. Деньги эти добываются путем продажи самых разных продуктов натурального хозяйства. Интересы и кругозор Коробочки полностью сосредоточены на ее усадьбе. Весь ее быт и хозяйство имеют патриархальный характер.

Как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова?

Помещица поняла, что торговля мертвыми душами выгодна, и согласилась после долгих уговоров продать их. Автор, описывая образ помещиков в поэме "Мертвые души" (Коробочка и другие герои), ироничен. Долго не может уяснить "дубинноголовая", что именно требуется от нее, что выводит из себя Чичикова. После этого она долго торгуется с ним, боясь прогадать.

Ноздрев

В образе Ноздрева в пятой главе Гоголь рисует совсем другую форму разложения дворянства. Этот герой - человек, что называется, "на все руки". В самом его лице было нечто удалое, прямое, открытое. Характерна для него также "широта натуры". По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев - "исторический человек", поскольку ни на одном собрании, на котором ему удалось побывать, не обходилось никогда без историй. Он проигрывает с легким сердцем большие деньги в карты, обыгрывает простака на ярмарке и сразу же все "просаживает". Этот герой - несусветный враль и бесшабашный хвастун, настоящий мастер "лить пули". Он ведет себя вызывающе везде, если не сказать агрессивно. Речь этого персонажа изобилует бранными словами, он имеет при этом страсть "нагадить ближнему". Гоголь в создал в отечественной литературе новый социально-психологический тип так называемой ноздревщины. Во многом новаторским является образ помещиков в поэме "Мертвые души". Краткое изображение следующих героев описано ниже.

Собакевич

Более обличительный характер приобретает сатира автора в образе Собакевича, с которым мы знакомимся в пятой главе. Этот персонаж на предыдущих помещиков похож мало. Это прижимистый хитрый торгаш, "помещик-кулак". Он чужд буйному сумасбродству Ноздрева, мечтательному благодушию Манилова, а также накопительству Коробочки. Собакевич имеет железную хватку, он немногословен, себе на уме. Немного людей найдется, которые смогли бы обмануть его. Все у этого помещика крепко и прочно. Во всех предметах быта, окружающих его, Гоголь находит отражение особенностей характера этого человека. Все удивительным образом напоминает самого героя в его доме. Каждая вещь, как отмечает автор, как будто бы говорила о том, что она - "тоже Собакевич".

Николай Васильевич изображает фигуру, которая поражает грубостью. Этот человек показался Чичикову похожим на медведя. Собакевич является циником, который не стыдится ни в других, ни в себе морального уродства. Он далек от просвещения. Это твердолобый крепостник, который лишь как о заботится о собственных крестьянах. Интересно, что, кроме этого героя, никто не понял истинной сущности "негодяя" Чичикова, а Собакевич понял прекрасно и суть предложения, отражающую дух времени: все можно продать и купить, извлечь выгоду следует максимально. Таков обобщенный образ помещиков в поэме произведения, однако, не сводится к изображению только этих персонажей. Представляем вам следующего помещика.

Плюшкин

Плюшкину посвящена шестая глава. На нем характеристики помещиков в поэме "Мертвые души" завершаются. Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость. Данный образ является последней степенью вырождения помещичьего класса. Гоголь начинает знакомство с персонажем, как обычно, с описания усадьбы и деревни помещика. При этом была заметна на всех строениях "особенная ветхость". Николай Васильевич описывает картину разорения богатого когда-то крепостника. Его причиной является не безделье и мотовство, а болезненная скупость хозяина. Гоголь называет этого помещика "прорехой на человечестве". Сам внешний облик его характерен - это напоминающее ключницу бесполое существо. Персонаж этот смеха уже не вызывает, лишь горькое разочарование.

Вывод

Образ помещиков в поэме "Мертвые души" (таблица представлена выше) раскрыт автором многогранно. Пять характеров, которые создал в произведении Гоголь, рисуют разносторонне состояние данного класса. Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Манилов - разные формы одного явления - духовного, социального и экономического упадка. Характеристики помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души" доказывают это.

Гоголь – великий писатель-реалист, творчество которого вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение помещичье-чиновничьей Руси. В совей поэме «Мёртвые души» Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, крепостнических отношений, положение русского народа. Поэтому поэму «Мёртвые души» по праву можно назвать энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети 19 века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, дан образ нарождающегося предпринимателя, даны образы крестьян, образ Родины и самого автора.

Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечает Гоголь у Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, полностью передоверив его приказчику. Он даже не может сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом «стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть». Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берёз с «жиденькими вершинами». Да и в самой деревне не было видно «растущего деревца или какой-нибудь зелени». О его непрактичности говорит и внутреннее убранство дома, где рядом с великолепной мебелью «соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей», а также «горки выбитой из трубок золы», лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое впечатление производит его речевая манера: «…Конечно… если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь эдакую науку, чтобы этак расшевелить душу, дало бы, так сказать, паренье этакое». Но сам Манилов так и не смог выразить свою мысль.

Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У неё «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем свёклой и прочим хозяйственным овощем». Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор её совершенно ограничен. Она тупа невежественна, суеверна. Всё новое и небывалое пугает её.



Представителем ещё одного типа помещиков является Ноздрёв, полная противоположность Манилову и Коробочке. Он непоседа, героя ярмарок, попоек, карточного стола, кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено В отличном состоянии у него только псарня. Среди собак он как «отец родной». Доходы, полученные с имения, он тут же проматывает.

Собакевич, «чёртов кулак», по выражению Гоголя, одержим страстью к обогащению, изыскивает самые разнообразные способы наживы.

Но самое страшное впечатление производит Плюшкин. Автор по праву назвал его «прорехой на человечестве». Плюшкин - «мошенник, всех людей переморил голодом». «В тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его». За последние три года у него умерло 80 крестьян. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что «народ-то больно прожорлив у него, от праздности завёл привычку трескать». Около 70 крестьян сбежало, не выдержав голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босиком, так как скупой Плюшкин имеет только одни сапоги на всех. И это хозяин, у которого около 1000 душ крепостных!....

Грибоедов А.С.

1.. Начало работы – 1820 г. Закончена в 1824 г. Напечатать и поставить на сцене было нельзя из-за политического свободомыслия и направленности против существующих порядков. Разошлась по спискам. Первое издание – 1831 г., уже после смерти автора. !862 год – первое неискажённое издание. Причина – общественно-политическая обстановка в России первой трети 19 века. На грани столетий сложнее. Богаче стал духовный мир людей. Лучших представителей объединяло стремление к прекрасному, мечте, героическому. Но воины, прошедшие войну и победившие Наполеона, особенно остро воспринимали несправедливость сословного общества, где приоритетными были богатство, чины, близость к власти, где ценилось умение выслужиться и любыми средствами обогатиться. Простой же народ оставался закрепощённым. Прогрессивное молодое поколение, столкнувшись с гнётом, несправедливостью, злоупотреблениями чиновников, смело выражало свой протест в обличительных сатирических и романтических произведениях, наивно мечтало исправить недостатки русского общества. Старое же поколение ничего не хотело менять в своей сытой, удобной, но безнравственной жизни, в традициях и принципах «века минувшего». Конфликт поколений был неизбежен, и трагическое столкновение двух эпох нашло своё отражение и в театре, и в литературе. К числу произведений, отразивших конфликт старого и нового, относится комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Оценить художественное своеобразие комедии можно словами А.С. Пушкина о комедии Мольера: « «Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и… нередко близко подходит к трагедии». Отмечая новаторство комедии, Пушкин сказал: «Цель его – характеры и резкая картина нравов». С этой оценкой согласен и Ф.М. Достоевский: «Горе от ума» сильно своими яркими художественными типами и характерами». В это кроется и глубокое внутреннее содержание комедии. Отличительные особенности высокой комедии В.Г. Белинский увидел в бурном негодовании автора и его героя «при виде гнилого общества ничтожных людей, в души которых не проникал луч Божьего света, которые живут по обветшалым преданиям старины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие и низкие стремления направлены только к призракам жизни – чинам, деньгам, сплетням, унижению человеческого достоинства».



Борьба консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы – обстановка всей страны. Это зеркало феодально-крепостнической России с её социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить. Отражены взгляды декабристов.

Первоначальное название – «Горе уму». Произошло и изменение идей. Первое название – «ум» пассивен, изменить он ничего не может, отсюда – драматический конфликт. Второе - активен ум, сам навлекает на себя горе и поэтому смешон Фамусовы, Молчалиным.

Соответствие жанру только в одном – герой противостоит обществу и смешон, потому что не находит поддержки «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека», говорил сам автор. . Грустно и горько.

Стихотворная форма , яркий, образный язык. Многое стало афоризмами. Сохранил и передал живой язык эпохи. Язык комедии позволяет представить и характерные особенности русских летописей, и высокий стиль проповедей, од, делающих монологи Чацкого богатыми и выразительными. «Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь», - писал И.А. Гончаров. «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу», - отмечал А.С. Пушкин. Образец вольной разговорной речи, со всеми её неправильностями, намёками, интонациями, поговорками. В ней отражён острый, меткий русский ум, великолепный юмор, сделавший многие фразы крылатыми: «Счастливые часов не наблюдают», «нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», «А судьи кто?», «Подписано, так с плеч долой». «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» и т.д..

Классицизм . Но Грибоедов расширил число действующих лиц, ввёл внесценических персонажей: ловкого вельможу Максима Петровича, Фому Фомича, важную барыню Татьяну Юрьевну, могущественную княгиню Марью Алексеевну, двоюродного брата Скалозуба и др. Все они, мастерски обрисованные автором, обогащают действие, оттеняют действующих персонажей и помогают создать коллективный образ общественной среды. Характеры всех персонажей глубоко реалистичны. Яркая особенность комедии – персонажи являются не толпой, не одновременно, а подчиняются сюжету и замыслу автора. Это позволило автору не только расширить границы комедии, но и придать комедии и её конфликту общественный характер.

Обилие монологов, которые раскрывают характеры героев.

Герои – конкретные люди --- знаковые фигуры.

Фамусов – символ устойчивости, материальной основы бытия.

Чацкий – символ борьбы против безнравственности, символ романтического протеста

Молчалин – символ посредственности и молчаливого согласия с большинством.

Сюжет и композиция

Экспозиция – 1-6 явления: знакомство с хозяином, дочерью его, со слугами, с Молчалиным. Обстановка, нравственные устои, первоначальная характеристика персонажей.

Завязка – с 7 явления. Приезд Чацкого, расстановка сил, зарождение конфликта: личного и общественного.Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии - любовная и социальная. Любовная построена на банальном треугольнике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна герои­ня, Софья. Вторая сюжетная линия - социальная - обусловлена иде­ологическим противостоянием Чацкого и косной общественной сре­ды. Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего». Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца» встречает его холодно, Фамусов говорит о Скалозубе как о предполагаемом женихе, Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги. Её поведение настораживает Чацкого:

Развитие действия: личный конфликт

– 2-3 действия (2 действие – Чацкий пытается узнать, нет ли жениха; 3 действие – хочет добиться признания Софьи). Общественный конфликт -2-3 действия (2 действие – обличение фамусовского общества; 3 действие - бал в доме Фамусова, сплетня)

Кульминация. Комедия строится на двух конфликтах: столкновении Чацкого с московским обществом и его слепой вере в любовь Софьи. Личный конфликт – 4 действие – прозрение Чацкого; общественный конфликт – объявляют сумасшедшим, Чацкий одинок Оба сценических конфликта объединяет Софья, распустившая сплетню о безумии Чацкого, в единый сюжетный узел, получивший разъяснение в финале комедии. Кульминация любовной сюжетной линии - это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина. Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В первом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, ко­торый умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, кото­рое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключитель­но по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты». Но всё-таки сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью раз­вернуться любовной сюжетной линии. После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчалина. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала - наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третье­го действия.

Развязка– наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Софьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское общество. В письме к П.А.Катенину Грибоедов писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем увлекательнее пьеса». Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего, кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий изгоняется из фамусовского общества и оказывается при этом победителем, так как нарушил безмятежно-праздную жизнь «века минувшего» и показал его нравственную несостоятельность Прозревший Чацкий стремится уехать из Москвы. В полной мере развязки нет, т.к. нет конца борьбе «века нынешнего» и «века минувшего». Три человека начинают рано утром действие комедии и завершают в финальной сцене всеобщих открытий, прозрений, сетований.

Приёмы изображения : несоответствие (черты комедии) в изображении героев: Фамусов: управляющий, но отношение к обязанностям халатное; говорит о своём монашеском поведении – волочится за служанкой. Скалозуб – уважение оказывается недостойному человеку: Молчалин – несоответствие мыслей и поведения; Чацкий – несоответствие ума и ситуации, в которую он попал; комические ситуации, приём гротеска (спор гостей). (черты драмы) драматический конфликт главного героя и общества; трагедийность любви Чацкого и Софьи.