Из какого материала памятник минину и пожарскому. Памятник Минину и Пожарскому. Первый московский памятник

Увековечение в бронзе таких деятелей, как Кузьма Захарович Минин (Сухорукий) и Дмитрий Михайлович Пожарский – именно они возглавили Второе народное ополчение в годы Смуты – символизировало два важнейших события в летописи нашего Отечества. Первое – это освобождение Руси от польско-литовских и шведских интервентов в 1612 году, второе – победа в Отечественной войне 1812 года, тоже ставшей «народной войной» за свободу и независимость. Земской староста Минин и князь Пожарский, пожалуй, как никто другой подходили на роль этих символов – очень важных в деле воспитания чувства патриотизма и любви к Родине.

Монумент столь выдающимся личностям заметно выделяется среди достопримечательностей российской столицы. Во-первых, он находится в самом узнаваемом месте Москвы, а имена его персонажей давно стали хрестоматийными. Возле него всегда много туристов, которые с удовольствием фотографируются на его фоне. Во-вторых, у памятника Минину и Пожарскому есть собственная история – интересная, увлекательная и познавательная, о которой нельзя не рассказать…

Из истории памятника Минину и Пожарскому

С идеей построить такой монумент в 1803 году выступили представители интеллигенции, а именно участники одной известной литературно-общественной организации – Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, которое существовало в Петербурге в первой четверти XIX века. О ней сразу же проинформировали императора Александра I Павловича, который к инициативе «снизу» отнесся благожелательно. Тут же огласили конкурс на лучший проект, победитель в котором определился только в 1808 году: им стал известный скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос. После этого императором был издан указ, согласно которому сбор средств на строительство памятника начался по всей стране. К 1811 году денег оказалось достаточно, чтобы работы могли стартовать. При этом Москва как место установки скульптурной группы поначалу вообще не рассматривалась: ее предполагалось поставить в Нижнем Новгороде. Почему? Во-первых, в этом городе Минин родился, во-вторых, именно здесь было сформировано ополчение против иноземных захватчиков.

Скульптору во время работы над памятником Минину и Пожарскому позировали… его собственные сыновья. Сегодня трудно сказать, насколько они были крепкими по своему телосложению, но исторические герои получились напоминающими античных богов. Конечно, такой вид скульптур обусловил и тот факт, что Мартос являлся убежденным последователем классического стиля. Однако при ближайшем рассмотрении убеждаешься, что мастер изобразил все же русских, а никаких не эллинов – об этом говорят отдельные детали фигур. Например, одеяние Минина очень напоминает вышитую рубаху, которая была повседневной одеждой, а волосы пострижены «в скобку», что тоже было традиционно для Руси XVII века.

Стоит отметить, что создание памятника Минину и Пожарскому находилось, говоря современным языком, под общественным контролем. В народе, особенно после победы над Наполеоном в 1812 году, видели в будущей скульптуре символ непоколебимости русского духа перед лицом чужеземных захватчиков и с большим интересом следили за реализацией этого, без преувеличения, проекта национального масштаба. Почему монумент все же решили установить в Москве? Взвесив все за и против, решили, что хотя ополчение было собрано в Нижнем Новгороде, победа над польскими интервентами имеет огромное значение для всей России, поэтому уместнее этому памятнику находиться все же в первопрестольной.

На всю композицию ушло порядка 1100 пудов меди, на плавку которой понадобилось без малого полдня. Гранит для пьедестала привезли из Финляндии, а в белокаменную его доставили из Петербурга по воде. Маршрут был такой: сначала Мариинским каналом направились в Рыбинск, затем путь пролегал по Волге вплоть до Нижнего Новгорода, потом вверх по Оке до Коломны и на завершающем этапе – по Москва-реке. Постамент, который изготовил камнетес Самсон Суханов, состоял из трех цельных кусков.

Памятник Минину и Пожарскому установили в самом сердце Красной площади, прямо напротив Верхних торговых рядов (сейчас в этом здании находится ГУМ) и лицом к Кремлю. За это место высказался сам И. П. Мартос. В церемонии открытия монумента 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1818 года приняли участие Александр I и члены императорской фамилии. По этому случаю собралось очень много людей, состоялся парад гвардии. Кстати, государь хотел, чтобы памятник стоял к кремлевским стенам спиной, как бы заслоняя от интервентов. Мартос же считал, что если Минин и Пожарский будут, наоборот, смотреть на Кремль, то это более точно отразит исторические реалии того времени: он тогда как раз был занят врагами, а предводители ополчения призывали народ идти и освободить его.

В 1931 году власти решили переместить памятник к собору Василия Блаженного, поскольку на старом месте он мешал парадам и демонстрациям, в советский период проводившимся здесь очень часто. При этом памятник Минину и Пожарскому продолжал оставаться одной из главных достопримечательностей Москвы. Уже в наше время каждую зиму рядом с монументом начали заливать каток. Это стали делать не так давно, возродив тем самым добрую традицию, существовавшую с конца XIX столетия.

Особенности памятника

Скульптурная группа изображает Кузьму Минина, вручающего меч Дмитрию Пожарскому, что символизирует призыв к поднятию народного восстания для освобождения Руси от чужеземцев. Пожарский сидя принимает меч правой рукой, левой опираясь на круглый щит. На постаменте высечена надпись, свидетельствующая о том, что памятник посвящен этим двум выдающимся историческим личностям. И добавлено: «Благодарная Россия, 1818 год».

Кроме того, пьедестал украшен горельефами. Передний изображает простых людей – истинных патриотов, которые жертвовали своим имуществом на благо Родины. На левом изображен сам скульптор Мартос: запечатлен момент, когда скульптор отпускает своих сыновей на защиту родного Отечества. Один из них в 1813 году погиб. На заднем горельефе можно узнать князя Пожарского, изгоняющего из Москвы польских захватчиков.



Если бы в те времена существовала Книга рекордов Гиннесса, тот факт, что скульптурная композиция была отлита целиком, наверняка нашел бы в ней свое отражение, поскольку в Европе до этого за один раз не был отлит еще ни один памятник. Такой результат стал возможен благодаря таланту мастера Академии художеств Василия Екимова, который и занимался отливкой.

А вот надпись на памятнике Минину и Пожарскому подверглась критике со стороны Александра Сергеевича Пушкина. Поэт прямо высказал свое неудовлетворение тем, что данные на «гражданина Минина» упомянуты не полностью и их «не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского». То есть, по его мнению, надо было указать, что он «мещанин Косма Минин по прозвищу Сухорукой» или «Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства».

Внимательный читатель наверняка задался вопросом: если монумент спасителям Отечества установили в Москве, как это восприняли нижегородцы? Не возмущались ли? Ведь памятник, как мы уже сказали, первоначально планировалось установить в их городе, и в последний момент решение было изменено. Каких-либо исторических свидетельств о реакции людей нет, но можно предположить, что они отнеслись к этому с пониманием, поскольку в ту пору делалось всё, чтобы подчеркнуть важную роль Нижнего Новгорода в деле освобождения Руси.

Так, в мае 1817 года, когда отлитый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву, специально запланировали заезд в Нижний Новгород. Это было сделано в знак благодарности нижегородцам и признания их героизма в Смутное время, а также для того, чтобы местные жители смогли воочию увидеть монумент. После этого в городе, которому судьбой было уготовано стать родиной ополчения, установили мраморный обелиск в честь Минина и Пожарского.



Уже в наше время, в 2005 году, в Нижнем Новгороде, у стен местного кремля была поставлена чуть меньшая, всего на 5 см, копия памятника Минину и Пожарскому в Москве. Рядом находится храм Рождества Иоанна Предтечи, с паперти которого Минин призывал своих земляков собрать ополчение, полностью его экипировать и без промедления двинуться на защиту первопрестольной от интервентов. Небольшую модель московского памятника вы можете увидеть и в Таганроге, она выставлена в коллекции местного художественного музея.

Памятник Минину и Пожарскому также воспроизведен – разумеется, в миниатюре – в каминных часах в корпусе из бронзы с позолотой, которые заказал в Париже крупный промышленник и меценат Николай Никитич Демидов. Их в 1820 году изготовил для него французский мастер Пьер-Филипп Томир. Эта модель стала отражением гравюры, на которой был запечатлен один из первоначальных проектов скульптора Мартоса. Существует и несколько реплик памятника, в целом повторяющих московский оригинал, но имеющих отличие в деталях. Один такой экземпляр преподнесли в дар императору, ныне он хранится в Эрмитаже, а второй можно увидеть в Петергофском музее.

Как добраться

Доезжаете до станции метро «Охотный ряд», выходите и направляетесь через Манежную площадь к Красной площади, которую нужно пройти, что называется, насквозь – пока не дойдете до храма Василия Блаженного. У входа в него и находится этот символ освобождения – памятник Минину и Пожарскому.

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их - выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Барельеф на памятнике Минуну и Пожарскому

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.

Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

Символизм памятника Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

Хотя памятник открыли в 1818 году, задумали его еще в 1804. А с предложением начать сбор средств выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и того раньше - в 1803 году. Первоначально памятник Минину и Пожарскому предполагали установить в Нижнем Новгороде, где собралось народное ополчение.

В 1807 году скульптор Мартос опубликовал гравюру с первой моделью памятника, и уже в следующем году начался сбор средств по всей России. При этом Мартос работал над памятником Минину и Пожарскому 14 лет, не прерываясь. А все аллюзии на тему наполеоновских войн появились уже в процессе создания монумента.

Учитывая важность памятника героям 1612 года для русской истории, решили установить его в Москве. А в Нижнем Новгороде готовую статую продемонстрировали, когда ее доставляли по Волге в Москву. Чтобы утешить обделенных нижегородцев там поставили мраморный обелиск в честь героев. Правда, по дороге он раскололся на две части. Но все же склеенный обелиск до сих пор стоит в Нижегородском кремле.

А в 2005 году историческую несправедливость исправили: Нижний Новгород все же получил памятник Минину и Пожарскому. Это была копия скульптуры Мартоса, выполненная Зурабом Церетели. Установили монумент под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи - там, где в 1611 году Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать народное ополчение. Памятник открыли 4 ноября 2005 года, когда Россия впервые отмечала День согласия и примирения. И это не случайно, ведь именно в этот день, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в 1612 году завершились бои с поляками, а Дмитрий Пожарский дал обет построить Казанский храм на .

Работы по созданию памятника Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года, и в начале 1813 модель открыли для публики.

Отлили памятник в Санкт-Петербурге 5 августа 1816 года. Для пьедестала сначала хотели использовать сибирский мрамор, но из-за больших размеров памятника решили использовать гранит из Финляндии. Сам памятник Минину и Пожарскому из Санкт-Петербурга в Москву доставили по воде: через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. Монумент, отправленный из Санкт-Петербурга 21 мая 1817 года, прибыл в Москву 2 сентября.

Памятник героям 1612 года установили почти в центре Красной площади - напротив входа в Верхние торговые ряды.

По первому проекту Мартоса оба героя должны были стоять на постаменте во весь рост. Это вызвало недовольство государственных лиц: как можно, чтобы мужик стоял рядом с князем! Пришлось Мартосу князя усадить. При этом скульптор не погрешил против правды: князь Пожарский получил в бою тяжелые раны, потому на памятнике он сидит, осторожно вытянув больную ногу.

20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому. Публика собралась огромная. А высокая оценка работы властями подтверждалась и тем, что литейщик Екимов получил от императора премию 20 000 рублей и орден Анны II степени, а скульптор Мартос - пожизненную пенсию 4 000 рублей в год.

Памятник украшают 2 барельефа: организация народного ополчения на лицевой стороне, на обратной - изгнание поляков из Москвы. Минин и Пожарский представлены в облике античных героев, но в одеянии присутствуют национальные элементы.

Надпись на памятнике Гражданину Минину и князю Пожарскому - благодарная Россия вызвала много споров.

Надпись гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.

А Николай Станкевич в 1829 году предложил свою «Надпись к памятнику Пожарского и Минина».

Сыны отечества, кем хищный враг попран,
Вы русский трон спасли - вам слава достоянье!
Вам лучший памятник - признательность граждан,
Вам монумент - Руси святой существованье!

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади считается лучшим творением скульптора Мартоса. Возможно, поэтому он в одном из барельефов поместил автопортрет. Это крайняя слева фигура отца, отдающего сыновей в ополчение. Кстати, эта сцена автобиографична, так как сын скульптора добровольцем пошел в армию во время Отечественной войны 1812 года.

Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу. Вот, - думаю я, - вот два вечно сонных исполина веков, обессмертившие имена свои пламенною любовью к милой родине. Они всем жертвовали ей: имением, жизнью, кровью. Когда отечество их находилось на краю пропасти, когда поляки овладели матушкой-Москвой, когда вероломный король их брал города русские, - они одни решились спасти ее, одни вспомнили, что в их жилах текла кровь русская. В сии священные минуты забыли все выгоды честолюбия, все расчеты подлой корысти - и спасли погибающую отчизну. Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности. Поэт сохранит оные в вдохновенных песнях своих, скульптор в произведениях волшебного резца своего. Имена их бессмертны, как дела их. Они всегда будут воспламенять любовь к родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!

Говорят, что... ...когда памятник стоял напротив Кремлевских стен, Минин рукой указывал на , призывая князя освободить его от интервентов.
А после смерти В.И. Ленина во время борьбы за власть с главным докладом на съезде «Политическим отчетом ЦК РКП(б)» выступил Григорий Зиновьев. По негласному правилу, с таким докладом должен был выступать первый человек партии. Появились слухи, что Зиновьеву каким-то образом удалось захватить власть, и ему уже дали прозвище «новый Гришка Отрепьев». А на памятнике Минину и Пожарскому появилась надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в сегодня завелась». Возможно, это стало поводом к переносу монумента.
После этого Минин стал показывать на место перед ГУМом, как бы говоря: «Вот, где мы стояли раньше». А острословы, намекая на , шепотом декламировали: «Смотри-ка, князь, какая мразь у стен Кремлевских разлеглась» .
...когда памятник стоял возле Верхних Торговых рядов, вокруг него заливали каток. Ходили туда люди разных сословий и, за отсутствием навыков катания, сталкивались друг с другом. Чтобы избежать скандалов, городские власти выделили несколько статных конных жандармов. Естественно, дамы на них засматривались, и столкновений на катке стало только больше.
...Англичанка Марта Вильмот, гостившая в России в 1807 году, записала в дневнике: «Ходят слухи, которым решительно все верят, что несколько дней назад, ночью, сторож Большого собора в Кремле был сильно напуган доносящимся из церкви топотом лошадей. Он бросился к служителю, чтобы позвать его на помощь и вместе посмотреть, что там. Сторож стал открывать ключами двери, но они вдруг распахнулись сами, церковь внезапно осветилась, и мужичку предстали два воина в полном вооружении, крестящиеся и кланяющиеся перед образом Казанской Богоматери. После молитвы они вскочили на коней и умчались, но на прощание объявили во всеуслышание, что намереваются поддержать земляков в битве против французов, и что Буонапарте непременно падет». Разумеется, народ сразу же догадался, что всадники - это Минин и Пожарский, помогающие русским в борьбе с Наполеоном.

Памятник Минину и Пожарскому (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В самом сердце Москвы - на Красной площади - расположен памятник Минину и Пожарскому. Если быть точнее, скульптурная группа установлена перед Собором Василия Блаженного. Она посвящена Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции, и победе над Польшей в 1612 году.

История скульптуры началась в 1803 году, когда с идеей о постройке памятника выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Императору Александру идея понравилась, и он ее поддержал. Интересно, что памятник Минину и Пожарскому стал первым памятником в Москве, который установили не в честь царя, а в честь народных героев. В 1808 году скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России.

Стоит отметить, что при создании скульптур Минина и Пожарского Ивану Мартосу позировали его собственные сыновья. Мартос был сторонником классицизма, и именно поэтому герои его творения немного напоминают античных богов. Однако детали их внешности и одежды указывают на то, что Минин и Пожарский - русские. Так, например, волосы Минина пострижены в скобку, а одеяние напоминает русскую вышитую рубаху.

Создание памятника Минину и Пожарскому вызывало у людей большой интерес. После победы в войне 1812 года россияне еще больше поддержали эту идею, поскольку видели в скульптуре символ победы.

Первоначально предлагалось установить памятник в Нижнем Новгороде, где и было собрано ополчение. Но позже решили, что победа над Польшей имеет огромное значение для всей России и логичнее установить скульптуру в столице. Новгороду же был подарен мраморный обелиск.

Стоит отметить, что впервые в европейской истории памятник был отлит целиком за один раз. Для его изготовления подготовили 1100 пудов меди, которую затем плавили в течение 10 часов. Гранит для пьедестала был доставлен в Санкт-Петербург из Финляндии, а уже оттуда по воде его перевезли в Москву. В 1818 году состоялось торжественное открытие памятника при участии императора Александра и всей его семьи.

Мартос сам определил место для памятника - в центре Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (современный ГУМ).

История, однако, внесла свои коррективы - в 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного , поскольку на прежнем месте он мешал проведению демонстраций и парадов.

Сегодня памятник Минину и Пожарскому - это одна из главных достопримечательностей столицы России. Кстати, не так давно в Москве возродили традицию, идущую с конца 19 века, и в зимнее время снова стали заливать каток на Красной площади, рядом с памятником спасителям Отечества.

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому - один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Средства на памятник собирались по всей России по всенародной подписке, и его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.

Скульптор Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо и подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

Барельефы на постаменте отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.


Передний барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.


Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного - мешал парадам.

Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).


P.S. А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

Подготовил К. Морозов