Из чего складывается себестоимость грузоперевозки. Понятие о себестоимости транспортной продукции

На самом деле это не сложно. И делать это надо обязательно. Денежки счет любят. Представьте себе перевозчика, который не в состоянии оценить плохой был для него год или хороший. Или экспедитора, который только по взмаху каких-нибудь палочек определяет стоимость перевозки. Вроде абсурд, но на практике такие люди встречаются и это не редкость. Мы такими быть не хотим и будем учиться считать нашу прибыль. Мы будем лучшие!

Наша задача:

  • научиться оценивать маршруты
  • научиться рассчитывать себестоимость грузоперевозок
  • подводить итоги работы за определенный период
  • рассчитать стоимость перевозки из пункта А в пункт Б
  • стать круче и повысить свой профессиональный навык

Теория

В теории я напишу пункты, которые попадают в расчет на больших расстояниях. Например, при оценке стоимости конкретного заказа на цену может повлиять скорость выгрузки или способ оплаты. А мы напишем только основу основ всех подсчетов. А дальше каждый для себя сам посчитает и найдет свои подходящие пункты, необходимы для более точных данных.

Основные (стандартные):
Период – Определенный промежуток времени, за который мы делаем расчет.
Пример: период 1 год. (253 рабочих дня)
Пробег — Общий (холостой пробег включен) средний пробег автотранспорта (1 единица) за период. Кто за какой период делает расчет.
Пример: пробег 150 000 км (Это средний пробег одной единицы транспорта за период).
Валовый доход — заработок за пробег (без учета расходов). Для наглядности выражают валовый доход за 1 км.
Пример: валовый доход 29 рублей за 1 км. (Это заработок за 1 км. пробега, без вычета расходов).

Расход по транспорту:
ДТ (топливо) – Затраты на дизельное топливо за пробег.
Пример: 35 литров на 100 км. 150 000 / 100 х 35 х 31 руб за литр= 1 627 500 рублей.
Резина – средства которые заменят износ резины (При подсчете не забывайте о резине которую скоро надо менять, но время еще не пришло. Ведь она тоже получила износ. Просто ее износ еще не достиг 100%).
Пример: резина 10 шт. х 11 000 рублей = 110 000 рублей. (Это затраты на резину за указанный пробег).
Замена масла – денежки, которые мы отдали на замену масла. (При подсчете помните что в расчет должны входить все затраты на масло, обратите внимание на пример)
Пример: 7.5 раз х (200 руб. х 40 л.) = 60 000 рублей (затраты на замену масла за пробег).
Фильтра топливные = 15 раз х 1000 руб. = 15 000 рублей.
Фильтра масляные = 7.5 раз х 3000 руб. = 22 500 рублей.
Ремонтный фонд – сюда входит ремонт и замена расходников. 30 000 рублей на 10 000 км.
Пример: 150000: 10000 х 30000 = 450 000 руб.
Амортизация – износ основных средств. Износ тягача и полуприцепа.
1: 60 месяцев х 100% = 1.67% — месячная норма амортизации. (60 месяцев это срок полезного использования транспортного средства, Вы можете поставить свой срок.).
(3 600 000 цена сцепки х 1.67: 100) ежемесячные отчисления х 12 = 721440 руб. в год.
Итого: 20 рублей за 1 км.

Расход по работнику (водитель):
Зарплата 3 рубля/км.
Отчисления на зарплату 34 % = 3/100х34 = 1.02 руб/км.
Командировочные 370 рублей в сутки х 253 рабочих дня = 93610 рублей.
Итого: 4.64 рубля за 1 км.

Расход на связь/офис/другое:
Связь — (440 интернет + 1600 мобильные + 3600 факс, стационарный номер) расходы на связь за один месяц х 12 = 67680 рублей.
Офис – 6000 рублей за 1 месяц х 12 = 72 000 рублей
Другое – расходники (принтер, факс, тонер, страховка …), налоги, другие непредвиденные расходы.
Пример: 150 000 / 100 х 12 = 522 000 рублей в год.
Итого: 661680 рублей или 4.41 рубля за 1 км.

Практика?

Вот я тут вроде бы в теории для самых самых маленьких расписал. Но все же давайте подведем итоги наших небольших примеров.

Период: 1 год (253 рабочих дня)
Пробег: 150 000 км.
Валовый доход: 29 руб/км.
29 — Расход по транспорту: 20 руб/км. — Расход по работнику: 4.64 руб/км. — Расход на связь/офис/другое: 4.41 руб/км. = — 0.05 руб/км .

Минус 5 копеек за каждый километр. За год работы мы в минусе 7500 рублей. Не ожидали? А так часто бывает! Сколько я встречал на своем жизненном пути таких горе-перевозчиков. Поэтому очень важно правильно уметь рассчитывать стоимость перевозки. Что бы в конце не получить отрицательный баланс. Конечно, многие скажут, что в примере завышены цифры с амортизацией и вообще транспорт только дорожает. Но видимо Вы, не учитываете ежегодную инфляцию.

На самом деле это не вопрос. Ответ на него уже дан в этой статье. Все точные цифры можно получить только на практике, запуская машину в рейс, но если подумать и напрячь серое вещество можно легко спрогнозировать свои затраты на определенные маршруты. Подсчитайте себестоимость перевозки под свой транспорт и текущие цены на топливо, налоги, ремонт, другие расходники, аренду. Добавьте 30% рентабельности в год и Вы получите оптимальную стоимость оплаты за километр.

Совет(!) : необходимо рассчитывать стоимость услуг так, что бы на длинной дистанции быть в плюсе.

Например: Вам предложили поехать в Урюпинск за 1000 км. Ваш оптимальный валовый доход 35 руб/км. И кажется что все просто, 1000 х 35 = наша стоимость перевозки. Но нет. Это только так может считать житель Урюпинска, который уже бабла заработал и домой возвращается и денег лишь бы на топливо и к дочке на день рождение успеть да цветы купить. Да и то, он себе цену знает и поедет намного дороже.

Ну и как тут быть? За сколько поехать? А вот тут и надо проявить дальновидность. Оцените близ лежащие крупные города и ставки домой. Рассчитайте круг по своему валу. И объявите стоимость заказчику. Ну не дармовозы мы! И он Вас поймет. Конечно бывают крупные заказчики. Которым надо сделать скидку в таких направлениях, что бы выиграть потом в других. Но это уже другая история.

Не ну реально же все уже написано. Вы че еще не научились? Бегом в комментарии и пишем вопросы и спасибо.

Себестоимость перевозок - это стоимостное выражение издержек, возникающих при доставке грузов у транспортных предприятий и организаций.

Различают общую себестоимость, т. е. сумму транспортных издержек на перевозки грузов, а также себестоимость единицы (или 10 единиц) транспортной продукции.

За единицу транспортной продукции на автомобильном транспорте в настоящее время принят тоннокилометр полезной работы грузовых автомобилей, а для пассажирских перевозок - пассажирокилометр.

В себестоимости перевозок на автомобильном транспорте обычно выделяют следующие статьи: заработную плату водителей и кондукторов с начислениями на социальное страхование; затраты на автомобильное топливо; затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы; затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин; затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; амортизационные отчисления на восстановление и капитальный ремонт автомобилей; накладные расходы (административно-хозяйственные, общепарковые и затраты на содержание вышестоящей организации).

В статьях себестоимости перевозок, осуществляемых , имеются изменения, обусловленные прежде всего применением на них других источников энергии по сравнению с автомобилями. Статья «автомобильное топливо» при использовании аккумуляторных электромобилей заменяется на статью «электроэнергия для электромобилей».

В связи с различиями в сроке службы источников тока и электромобиля, а также высокой его ценой отдельно выделяется статья «амортизационные отчисления по батарее аккумуляторов».

Иногда (в целях анализа) отдельной статьей выделяют затраты на техническое обслуживание и ремонт источника тока.

Что же касается остальных статей себестоимости перевозок , то они по своему содержанию совпадают с общепринятыми на автомобильном транспорте. В то же время их величины могут существенно отличаться от статей себестоимости для автомобильных перевозок.

Ниже для сравнения приведена структура себестоимости перевозок в процентах на электромобилях небольшой грузоподъемности (0,3-0,4 т); при этом себестоимость перевозок на автомобилях о ДВС принята за 100 %.

Топливо, электроэнергия 10-12

Эксплуатационные материалы (с учетом материалов на обслуживание аккумуляторной батареи) 400-600

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава 70-90

Амортизационные отчисления на восстановление и капитальный ремонт электромобилей (без аккумуляторной батареи) 60-80

накладные расходы 67-85

Заработная плата водителей 100

Выше не указаны амортизационные отчисления на батарею аккумуляторов , величина которых достигает 30 и более процентов от всех эксплуатационных затрат в себестоимости перевозок.

На величину амортизационных отчислений и, следовательно, себестоимость перевозок аккумуляторных электромобилей в значительной степени влияют технические характеристики источника тока, в том числе удельная стоимость, срок службы, масса и др.

Большинство из параметров источника тока - удельная стоимость, срок службы, КПД и другие являются сравнительно постоянными величинами и одинаково влияют на себестоимость перевозок в каждом цикле эксплуатации. Более сложное влияние оказывает на себестоимость перевозок масса аккумуляторной батареи. Ее увеличение влечет рост амортизационных отчислений. Однако, с другой стороны, увеличивается запас хода и объем транспортной продукции, производимой в единицу времени, что способствует снижению себестоимости перевозок. Очевидно имеет место оптимум запаса хода и массы аккумуляторной батареи. Чтобы его выявить при анализе себестоимости перевозок, будем условно считать, что запас хода электромобилей возрастает за счет увеличения массы аккумуляторной батареи.

Зависимость массы источника тока от требуемой величины запаса хода электромобиля имеет вид

где Gp - расчетная масса электромобиля, т. е. масса груженого электромобиля за вычетом массы источника тока, т; р - отношение удельной энергоемкости источника тока к удельным затратам на перемещение электромобиля, т. е. .

Справедливость данного выражения подтверждается следующими положениями. При требуемом запасе хода L электромобиля с расчетной массой Gp требуется энергия аккумуляторной батареи массой GpL/p, для перемещения которой необходима энергия дополнительной батареи Gp (L/p) 2 . Однако указанное приращение требует дальнейшего увеличения массы аккумуляторной батареи теперь уже на ее перемещение и т. д., т. е. с математической точки зрения имеем бесконечно убывающую прогрессию со свободным членом GpL/p и знаменателем прогрессии L/p. В итоге получаем выражение (4.32).

Эксплуатационные затраты автотранспортных предприятий обычно подразделяют на постоянные (независящие или незначительно зависящие от пробега транспортных средств) и переменные (зависящие в основном от пробега). В этом случае общую сумму эксплуатационных затрат можно определить по формуле

(4.33)

где Спост - постоянные затраты, руб.; Спер - переменные затраты, руб./км; L - пробег транспортных средств, км.

К постоянным затратам относят накладные расходы и условно заработную плату водителей и кондукторов с начислениями на социальное страхование. Все прочие затраты относят к группе переменных.

Себестоимость транспортной продукции– величина эксплуатационных расходов, приходящихся на единицу продукции (перевозки).Себестоимость продукции является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Она служит важнейшим элементом отражения хозяйственной деятельности предприятия. Расходы, связанные с производством, образуют производственную себестоимость, а расходы, учитывающие при этом издержки обращения и реализации – полную себестоимость.

На транспорте различают себестоимость по видам перевозок и по видам деятельности. При этом выделяют индивидуальную и отраслевую себестоимость. Индивидуальную себестоимость формируют на транспортном предприятии и отражают конкретные расходы по осуществлению перевозок или других услуг. Отраслевая себестоимость представляет собой среднюю себестоимость продукции по отрасли, ее определяют делением расходов всех предприятий отрасли на общий объем перевозок.

Себестоимость транспортной продукции рассчитывается как отношение эксплуатационных расходов (расходы по основной эксплуатационной деятельности) транспортного средства к объему транспортной работы, выполненной этим транспортным средством. Себестоимость рассчитывается по следующей формуле:

1 ткм (1 т-мили):

(7.1)

Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ:

(7.2)

где:S пер – себестоимость перевозки, руб/т (руб/ткм);

R- эксплуатационные расходы, руб.;

G - объем перевозки, т;

Gl– грузооборот, ткм

S прр – себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, руб./т;

G прр – объем перегрузочных работ, т;

Себестоимость тонно-километра зависит от особен­ностей каждого вида груза. Так, себестоимость перевозки грузов с небольшим удельным весом значительно выше, чем тяжеловесных грузов. Высокие тарифные ставки устанавливаются на перевозку ско­ропортящихся продуктов, живой рыбы и тому подобных грузов. С учетом этих и некоторых других факторов все конкретные виды грузов объединены в разделы, группы и позиции.

Для расчета себестоимости единицы продукции по отдельным подразделениям конкретных предприятий применяют метод калькуляции затрат.

Калькуляция себестоимости перевозок или других видов транспортных услуг – это определение величины плановых или фактических затрат, приходящихся на единицу транспортной работы (продукции, услуг). Калькуляция производится по всем видам перевозок грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ и других услуг с учетом особенностей их выполнения и порядка расчета с потребителями.

В качестве калькуляционной единицы на транспорте применяются натуральные показатели: одна тонна перегрузки, один тонно-километр, один пассажиро-километр, а также стоимостные – рубли доходов от соответствующих видов деятельности.

Применительно к транспортному производству различают два основных вида калькуляции: отчетную и расчетную.

Расчетная калькуляция относится к параметрической калькуляции и на транспорте представляется в виде проектной и нормативной. В качестве калькуляционной могут выступать не только единицы транспортной работы или доходов от выполненных транспортом услуг, но и единицы мощности транспортного средства, его грузоподъемности и др.

Отчетная калькуляция на видах транспорта традиционно предусматривает определение себестоимости перевозок и отдельных видов вспомогательных работ.

Основой этой калькуляции издержек является бухгалтерская отчетность транспортных предприятий.

Учет затрат ведется по отдельным учетным объектам. В зависимости от содержания затраты либо прямо в полном объеме относятся на соответствующий вид перевозок или вид деятельности, либо по определенной методике распределяются по видам перевозок или деятельности.

В отличие от отчетной расчетная калькуляция имеет своим объектом прогноз деятельности транспортного предприятия, определение эксплуатационных затрат, связанных с вариантами технических или технологических решений. Эти калькуляции предполагают первоначально определение состава операций анализируемого процесса. Например, применительно к процессу доставки массовых грузов это может быть выбор наилучшей схемы их доставки, когда весь процесс разбивается на отдельные технические и технологические операции.

Затраты на их использование могут рассчитываться в зависимости от использования в каждом варианте технических решений.

Выполнение расчетной калькуляции при решении таких задач требует наличия информации о стоимости потребляемых материальных и других ресурсов.

УДК 656.13:658 (075.8)

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

© Н.В.Тарханова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена методика оценки себестоимости транспортных услуг. Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости. Приведен поэтапный анализ себестоимости транспортных услуг на примере транспортного предприятия. Как результат: анализ себестоимости транспортных услуг помогает выяснить, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на величину себестоимости.

Ключевые слова: анализ себестоимости транспортных услуг; анализ общей суммы затрат; перерасход средств; резервы снижения себестоимости; технико-эксплуатационные показатели.

TRANSPORT SERVICE COST ANALYSIS N.V. Tarkhanova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The procedure of transport service cost analysis is considered. The analysis of transport service cost allows to determine the alteration trends in this indicator, as well as to evaluate enterprise performance according to the use of the possibilities to reduce costs. A stage-by-stage analysis of transport service cost is given for the case of a transport enterprise. It is concluded that the analysis of transport service cost facilitates the identification of the items on which cost savings or cost overruns are obtained. It also shows the factors and extent of their influence on the cost amount. Keywords: analysis of transport service cost; analysis of total cost; cost overrun; cost reduction reserves; technical and performance indicators.

Введение

Себестоимость транспортных услуг является основным экономическим показателем, характеризующим эффективность использования всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом). Кроме того, уровень и структура себестоимости представляют собой основу для построения тарифов на перевозки.

В себестоимость транспортных услуг автомобильного транспорта включаются: текущие затраты трудовых и материальных ресурсов; затраты по воспроизводству основных производственных фондов; затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдение необходимых требований по охране окружающей среды, вы-

полнение обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы .

На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозочных услуг применяется следующая группировка по статьям затрат:

1. Затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

Заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;

Отчисления на социальные нужды;

Автомобильное топливо;

Смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

Износ и ремонт автомобильной резины;

Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;

Амортизация подвижного состава.

Тарханова Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (S952) 4051S5, e-mail: [email protected]

Tarkhanova Natalia, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (S952) 4051S5, e-mail: [email protected]

2. Общехозяйственные расходы.

Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости.

Основными задачами учета и калькулирования себестоимости являются:

1. Полное, достоверное и своевременное отражение фактических расходов на транспортные услуги, выполняемые различными видами автомобильного транспорта.

2. Выявление фактических расходов: по видам перевозок (грузовым, пассажирским); отдельным предприятиям (структурным единицам) и их частям (цехам, бригадам, арендным коллективам); видам оплаты работ (грузовым автомобилям, работающим по тарифу за тонну перевезенного груза; автобусам, работающим по тарифу за пассажиро-километр, в том числе по автобусам, работающим на городских маршрутах; грузовым автомобилям и автобусам, работающим с оплатой по почасовому тарифу; легковым таксомоторам) .

3. Контроль за рациональным использованием материальных, трудовых затрат и денежных средств, расходуемых в процессе перевозок грузов и пассажиров.

4. Выявление ресурсов сокращения

5. Единообразное определение состава затрат, образующих себестоимость перевозок и других работ (услуг) автомобильного транспорта.

6. Применение единых в своей основе методов учета и калькулирования производственных затрат, обеспечивающих наиболее правильное исчисление себестоимости перевозок, с использованием обоснованных способов распределения затрат между объектами калькуляции.

Данные учета затрат используются для анализа хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений, организации внутреннего хозяйственного расчета, правильного определения величины взимаемого с предприятий налога, а также для

установления фактической эффективности проводимых организационно-технических мероприятий.

Таким образом, анализ себестоимости транспортных услуг должен помочь выяснить, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на величину себестоимости.

Оценка общей суммы затрат

На первом этапе анализа себестоимости транспортных услуг проводится оценка общей суммы затрат с помощью приема выравнивания начальных точек анализа. Сущность приема выравнивания начальных точек анализа заключается в пересчете результирующих показателей, при этом показатели-факторы в расчетной формуле проставляются в отчетном значении, если они не зависят от деятельности предприятия, и - в плановом значении, если они зависят от деятельности предприятия. Для выполнения расчетов необходимо иметь сведения о выполнении плана по статьям калькуляции себестоимости транспортных услуг (табл. 1).

Аналитическая сумма затрат определяется по формулам :

Са = ФЗПав + Сапер + Сапост;

Пер " П1общ. Qa

где Са - аналитическая сумма затрат, руб.; ФЗПав - аналитическая сумма фонда заработной платы водителей, руб.; Сапер - аналитическая сумма переменных затрат, руб.; П/общ - процент выполнения плана по общему пробегу; Сапост - аналитическая сумма постоянных затрат, руб.

В результате расчетов, для анализа используются следующие величины: плановая, аналитическая и отчетная. Исходя из этих величин, определяется абсолютное, относительное и допустимое отклонение (табл. 2).

Абсолютное отклонение (А) определяется как разница между отчетной и плановой величинами.

Таблица 1

Общая сумма затрат по статьям калькуляции себестоимости транспортных услуг

Статьи затрат, тыс. руб.: План Отчет Процент выполнения,%

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 120,200 136,980 113,960

2. Переменные затраты, в т.ч.: топливо смазочные материалы износ и ремонт шин ТО и ТР 101,048 2,695 33,871 127,189 120,472 3,512 41,576 128,389 119,223 130,276 123,281 100,944

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления. 48,995 60,641 123,770

Итого статьи затрат, тыс. руб.: 400,127 491,570 122,853

Таблица 2

Расчет отклонений общей суммы затрат_

Статья затрат Аналитическая величина Отклонение, тыс. руб.

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 83,418 16,780 -36,780 53,562

2. Переменные расходы: - топливо - смазочные материалы - износ и ремонт шин - ТО и ТР 106,71 2,846 35,712 134,315 19,424 0,817 7,885 0,600 5,662 0,151 1,898 7,126 13,762 0,666 5,987 -5,926

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления 48,995 11,646 0 11,646

Всего 411,996 57,152 -21,943 79,695

Относительное отклонение (О) определяется как разница между отчетной величиной и аналитической.

Допустимое отклонение (Д) определяется как разница между аналитической величиной и плановой.

Допустимое отклонение формируется за счет показателей-факторов, не зависящих от деятельности предприятия, а относительное - за счет показателей-факторов, зависящих от деятельности предприятия. Таким образом, абсолютное отклонение от плана анализируемого показателя при помощи приема выравнивания начальных точек анализа разграничивается на две части: одна показывает, насколько

изменился анализируемый показатель за счет причин, зависящих от предприятия, а другая часть - по причинам, не зависящим от него. На данном этапе анализа необходимо определить конкретные причины экономии и перерасхода средств по статьям затрат.

Определение влияния отклонений на общую сумму затрат

На следующем этапе анализа определяется влияние отклонений на общую сумму затрат. Определив влияние отклонений на общую сумму затрат, следует рассчитать перерасход средств по статьям затрат по причинам, зависящим от деятельности предприятия (табл. 3).

Таблица 3

Влияние отклонений на общую сумму затрат_

Влияние отклонений на общую сумму

Статья затрат зат рат, %

А Д О Перерасход

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 3,81 -8,35 12,16 36,306

2. Переменные расходы: - топливо 4,41 1,29 3,12 3,153

Смазочные материалы - износ и ремонт шин - ТО и ТР 0,19 1,79 0,14 0,03 0,43 1,62 0,15 1,36 -1,34 0,004 0,461

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, 2,64 0 2,64 1,290

амортизационные отчисления.

Всего 12,97 -4,98 18,09 41,214

Для расчета перерасхода используется следующая формула:

перерасх

О. с. ci " 100 г

где О/ - влияние относительного отклонения на /-ю статью затрат, %; С/ - затраты по /-ой статье затрат, руб.

Таким образом, анализ себестоимости транспортных услуг показал, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие статьи затрат и в какой степени повлияли на величину общей себестоимости. В данном примере в целом по предприятию наблюдается перерасход средств (отчетная сумма затрат больше плановой на 57,152 тыс. руб.). По причинам, зависящим от предприятия, наблюдается перерасход на 79,695 тыс. руб. за счет превышения затрат на ФЗПв и другие переменные и постоянные расходы, а по причинам, не зависящим от предприятия, - экономия на 21,943 тыс. руб. за счет снижения численности работников. Перерасход по статье «топливо» -13,762 тыс. руб., 3,12% - происходит по причине отсутствия контроля за расходованием топлива в бригадах, увеличения общего пробега автомобилей, несоблюдения нормативов при планировании. Отсутствие контроля за расходованием материалов привело к перерасходу по статье

«смазочные материалы» - 0,666 тыс. руб., 0,15%. Перерасход по статье «износ и ремонт шин» - 5,987 тыс. руб., 1,36%. Основные причины: снабжение предприятия некачественными шинами, недостаточное количество оборудования для ремонта шин. Причиной экономии по ТО и Р на 5,926 тыс. руб., -1,34%, является снижение заявок на текущий ремонт, что говорит о наличии автомобилей с малым сроком службы и о соблюдении нормативов. Общехозяйственные расходы возросли на 11,646 тыс. руб., что свидетельствует о необходимости улучшения методов планирования, экономии материальных и денежных средств, совершенствовании системы управления предприятия, а также об уменьшении доли общехозяйственных расходов, приходящихся на единицу транспортной работы.

Изменение затрат и объема выполненной работы

На следующем этапе анализа определяется влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы.

Выражение (100) учитывает обратно пропорциональную зависимость между величиной себестоимости и процентом выполнения плана по тонно-километрам.

Выражение (100 * О) отражает

влияние на себестоимость относительного отклонения по сумме затрат (Ос) и грузооборота (пассажирооборота, платных километров) и определяет величину относительных отклонений в себестоимости (Об).

Выражение (100 *Дс) отражает

влияние допустимых отклонений по смете затрат (Дс) и грузооборота (пассажирообо-рота, платных километров) .

Выражение

* 100 характе-

ризует влияние только выполнения плана по грузообороту (пассажирообороту, платным километрам).

Таким образом, влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы рассчитывается по следующей формуле :

где Пр - процент выполнения плана по объему выполненной транспортной работы, ткм (пасскм); Л Sp - влияние на себестоимость изменения объема выполненной работы; Л Sс - влияние на себестоимость изменения затрат; Дs - допустимое отклонение по себестоимости, %.

Используя результаты расчетов (табл. 3), определим влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы, при этом Пр = 39,747 тыс. ткм.

1) 400 = 45,51 -12,53 +

151,59 = 184,57%.

Влияние общей суммы затрат на изменение себестоимости:

(-4,98) = 32,98%.

Относительное отклонение по себестоимости:

О, = 18"09-10° = 45,51%.

Допустимое отклонение по себесто-

1) -100 = 139,06%.

Влияние объема выполненной работы на изменение себестоимости:

1)-100 = 151,59%.

Общую картину влияния факторов на себестоимость перевозок можно проиллюстрировать (рис. 1).

Рис. 1. Влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы, %

За счет изменения общей суммы затрат себестоимость выросла на 32,98%. Перерасход средств повлек за собой увеличение себестоимости на 45,51%, однако снижению этого значения способствовало допустимое отклонение -12,53%. Объем выполненной работы способствовал росту себестоимости на 151,59%, так как план по грузообороту был выполнен только на 39,747%. Таким образом, общее увеличение себестоимости составляет 184,57%.

Детализация себестоимости по статьям затрат, то есть влияние затрат, скорректированное на влияние грузооборота, представлено на рис. 2.

Рис. 2. Формирование

Таким образом, повышение себестоимости за счет изменения общей суммы затрат составило 32,98%. При этом за счет превышения затрат по ФЗПв, на топливо, смазочные материалы, износ шин, ТО и Р, а также за счет превышения запланированных постоянных расходов себестоимость возросла соответственно на 9,58, 11,10, 0,46, 4,50, 0,70 и 6,64%. Повышение себестоимости за счет превышения общей суммы затрат - отрицательный момент в работе транспортного предприятия.

На заключительном этапе анализа себестоимости транспортных услуг для аналитика целесообразным является: определить основные резервы снижения себестоимости, предложить комплекс мероприятий по снижению этого показателя .

Бсизн (4.50%) величины А Эс, %

В данном случае для снижения себестоимости необходимо пересмотреть организацию транспортного процесса, повысить уровень технико-эксплуатационных показателей. Основными резервами снижения себестоимости перевозок могут являться: рационализация маршрутов перевозок - увеличение; увеличение коэффициента выпуска автомобилей на линию; сокращение простоев под погрузкой и разгрузкой - механизация погрузо-разгрузочных работ; повышение роли моральной и материальной заинтересованности работников; рациональное, эффективное использование материальных и финансовых ресурсов; совершенствование структуры управления транспортного предприятия.

Статья поступила 30.11.2015 г.

Библиографический список

1. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта (утв. Минтрансом РФ 29.08.1995) [Электронный ресурс]. URL: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_24867/ (25.09.2015).

2. Малеева А.В., Томаревская О.Г., Симакова Н.В. Анализ производственно-финансовой деятельности АТП. М.: Транспорт, 1990. 319 с.

3. Тарханова Н.В., Яценко С.А., Колганов С.В. Анализ хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий: учеб. Пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 106 с.

4. Яценко С.А. Качество логистики с позиций обслуживания клиентуры в транспортно-логистических компаниях // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. № 19 (146). Вып. 9. С. 88-91.

Текущие издержки предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме, представляют себестоимость транспортной продукции. Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её

ПО производство и реализацию. Поскольку в процессе производства затрачивается как живой, так и овеществленный труд, в состав себестоимости помимо заработной платы как денежного эквивалента затраченного живого труда, включается стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии, амортизационные отчисления, предназначенные для возмещения износа основных фондов, т.е. ранее созданные элементы, в которых заключен овеществлённый (прошлый) труд. Себестоимость можно рассматривать в виде общей суммы всех текущих издержек (общая себестоимость) и в виде издержек, отнесённых на единицу произведённой продукции (удельная себестоимость). На транспорте показатель удельной себестоимости получил наибольшее распространение и нередко именуется «себестоимость», поскольку даёт возможность проводить сопоставление между разными видами транспорта в проектных и плановых расчетах.

Продукцией транспорта является перевозка, а видами продукции, например, железнодорожного транспорта - грузовые и пассажирские перевозки, перевозки по видам тяги, сообщений, категориям поездов, по типам вагонов, родам грузов и т.д. Себестоимость этих видов продукции различна рассчитывается делением расходов, относящихся к определённому виду продукции на количество единиц этого вида продукции (коп./10 единиц продукции). Средняя себестоимость железнодорожных перевозок определяется на 10 приведенных тонно-километров. Приведенные тонно-километры - это сумма тонно- километров и пассажиро-километров. Состав затрат, включаемых в себестоимость железнодорожных перевозок, определён Номенклатурой расходов по основной деятельности железных дорог Российской Федерации, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), и Положением о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли и др.

На внутреннем водном транспорте себестоимость рассчитывается по основной деятельности - перевозкам и погрузочно-разгрузочным работам по следующим формулам:

На перевозках

На погрузочно-разгрузочных работа


где ХЫ пер, ХЯпрр - общая сумма текущих издержек соответственно по перевозкам и погрузочно-разгрузочным работам (руб.);

ЕЭпер, 2Рпрр - доходы, полученные соответственно от перевозок и погрузочно-разгрузочных работ (руб.);

67, ?(7 - соответственно объём перевозок (ткм) и погрузочно- разгрузочных работ (т).

Порядок учета расходов по основной деятельности определён Инструкцией по учёту доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте и другими финансовыми документами.

В соответствии с данной инструкцией Расходы по основной деятельности внутреннего водного транспорта группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам затрат, приведенным в табл.8.1.

В составе материальных расходов предприятий внутреннего водного транспорта отражается стоимость:

  • а) материалов (смазочных, обтирочных, окрасочных, изоляционных, набивочных, прокладочных и других);
  • б) инструментов, приспособлений, судового и хозяйственного инвентаря, запасных частей, спецодежды и др.;
  • в) топлива (дизельного, мазута и др.), расходуемого судами, перегрузочными механизмами и т.п.;
  • г) потребляемой энергии (электрической, тепловой и др.);
  • д) карт, лоций, специальной и технической литературы.

Как уже отмечалось, расходы на топливо и смазочные материалы составляют основную часть расходов по данной статье.

В расходы на оплату труда включаются начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие и компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии. К данной группе расходов относится заработная плата плавающего состава, обслуживающего суда. Начисления стимулирующего и (или) компенсационного характера связаны с режимом работы и условиями труда. Они включают надбавки к тарифным ставкам и окладам, например, за работу в ночное время, за работу в тяжелых и вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни. Ряд надбавок обусловлены районным регулированием оплаты труда и предусматривают установление районных коэффициентов и коэффициентов за работу в тяжелых природно-климатических условиях. Кроме того, работникам оплачивается время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей, обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации, а также время отпуска и временной утраты трудоспособности и др.

Отчисления на социальные нужды включают расходы, связанные с пенсионным страхованием, обязательным медицинским страхованием, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В расходы по амортизации включаются суммы амортизационных отчислений по таким объектам основных средств, как суда и перегрузочная техника. По тем видам основных средств, которые используются только в навигационный период, годовая сумма амортизации начисляется равномерно в течение навигационного периода.

Значительную долю расходов по основной деятельности внутреннего водного транспорта составляют прочие расходы. Они включают: расходы на проведение всех видов ремонта; расходы по техническому и пожарному надзору за судами, оплате осмотров судов представителями Регистров, оплате услуг органов санитарно-эпидемиологического надзора по выпуску судов в эксплуатацию; суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана, оплату услуг администраций речных бассейнов и др.; оплату услуг гидрометеослужбы по предоставлению сводок о погоде; расходы на рацион бесплатного питания экипажей судов; оплату налогов, лицензий, сертификацию продукции, работ и услуг и многие другие виды общехозяйственных расходов.

Учет расходов по основной деятельности организуется по объектам - судам, участкам, подразделениям в разрезе калькуляционных статей затрат. Общехозяйственные расходы, а также расходы, связанные с управлением, учитываются в целом по организации и затем распределяются по утвержденной методике по видам деятельности, работ и услуг в составе основной эксплуатационной деятельности. Так, расходы на перевозки принято рассматривать отдельно по транспортному, рейдовому и служебно-вспомогательному флоту. Расходы по содержанию транспортного флота занимают основную долю в общих расходах на перевозки, поэтому снижение расходов по данной группе положительно сказывается на итоговой величине себестоимости перевозок внутренним водным транспортом.

Расходы по содержанию путей и путевого хозяйства не включаются в себестоимость перевозок внутреннего водного, а также и автомобильного транспорта и финансируются из бюджета. На железнодорожном транспорте расходы хозяйства пути включены в себестоимость перевозок, т.е. возмещаются получаемыми доходами и занимают довольно высокую долю - около четверти всех расходов . Это связано с особенностями функционирования разных видов транспорта: инфраструктура магистрального железнодорожного транспорта эксплуатируется только операторами железнодорожных перевозок, а внутренние водные пути, помимо транспортных компаний общего пользования, ещё и многочисленными предприятиями - владельцами речных судов таких отраслей, как нефтяная и газовая промышленности, лесное хозяйство и других. Кроме того, реки используются не только исключительно для судоходства, но также и для целей энергетики, мелиорации, рыбного хозяйства, водоснабжения, рекреации и др.