Иудушка головлев. Иудушка головлев Порфирия головлева

Салтыков-Щедрин один из выдающихся писателей-сатириков классической русской литературы. Его талант оригинален, своеобразен и интересен, мимо его творчества нельзя пройти. Писатель много и плодотворно работал, от произведения к произведению совершенствуя мастерство, оттачивая сатирой перо, обличая свинцовые мерзости жизни.

Его поздний и самый зрелый роман Господа Головлевы можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжательства, утраты человеческих связей между близкими людьми.

Это особенно касается Порфирия Петровича Головлева Иудушки. Он попадает в паутину собственного пустословия, становясь жертвой и палачом одновременно. Свое безразличие к спившемуся брату Степке-балбесу Иудушка также пытается скрыть за пустыми фразами, уговаривает мать лишить наследства нерадивого сына. Не без участия Иудушки Степан был обречен на полуголодное затворничество. Смерть брата приближает Порфирия Петровича к роковому одиночеству. История умертвий находит продолжение в судьбе другого брата Иудушки Пашки тихони. Сцена свидания Порфирия Петровича с умирающим братом показывает всю внутреннюю пустоту и равнодушие Иудушки. За его религиозными речами кроется лишь меркантильный интерес. Павлу казалось, что Порфирий опутывает его невидимой паутиной, от которой трудно дышать, которая приближает его и без того скорую кончину. Даже на самого близкого человека свою мать Порфирий Петрович смотрит глазами не любящего сына, а богатого помещика, отводя ей роль бессловесной приживалки. Правда, вначале Иудушка льстит матери, заискивает перед нею, стараясь создать видимость любящего и заботливого сына, пытаясь стать ее душеприказчиком. И как только добивается своего, сразу же теряет интерес и уважение к матери; она теперь ему не нужна лишний рот. Так же перешагнет он и через своих детей, Петеньку и Володеньку, отказав им в помощи, заменяя ее пустыми и длинными письмами. Порфирий Петрович прекрасно понимает, что обрекает сыновей на смерть, но нет в его сердце любви и сострадания, милосердия и сочувствия.

Семейные узы, сыновний и отцовский долг все это для него пустые фразы. Лишь стяжательство, жажда наживы имеют для него смысл. Но никакой логики в его действиях нет. Для чего ему богатство, кому он хочет его оставить, кого осчастливитьНикого близких нет рядом. Лишь спившаяся племянница бередит его душу, рассказывая о своей жизни на театральных подмостках и рисуя картину гибели Любиньки… Ради чего он жил, что и кому оставит после себяЗадает ли Порфирий Петрович себе подобные вопросыНет. Он старается спрятаться от жизни за пустословием. Боясь прозрения, он прячется за видимостью жизни.

Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки это постепенная утрата им связи с реальностью, с живыми людьми, а затем мучительный путь прозрения на пороге жизни, когда почти раздетым пойдет он в ночь на могилу матери. А может быть, это лишь горячечный бредАвтор не дает однозначного ответа, оставляя решение за читателями.

Произведения Салтыкова-Щедрина, написанные им на злобу дня, благодаря ярчайшему таланту сатирика пережили десятилетия, но не утеряли своей силы. Они изобличают и смеются, борются с пошлостью и фальшью, пустопорожней болтовней и бездушием, косностью и невежеством.

Блистательная сатира Михаила Евграфовича, к сожалению, актуальна и сегодня, так как отрицательные типы, созданные его бессмертным талантом, удивительно живы и в наши дни. Но рассмотреть их и найти методы борьбы с ними помогает великий писатель.

Галерея сатирических персонажей, созданная талантливым писателем М. Е. Салтыковым Щедриным, удивляет многообразием представленных в ней типов. Это образы и чванливых господ, и капризных помещиков-самодуров, и уверенных в своей безнаказанности представителей власти.

Одним из наиболее ярких образов сатирика стал Иудушка Головлев, герой романа "Господа Головлевы". Семья Головлевых, головлевская усадьба, где разворачиваются события романа - это собирательный образ, обобщивший характерные черты быта, нравов, психологии помещиков, всего уклада их жиз-ни накануне отмены крепостного права.

Порфирий Владимирович Головлев — один из чле-нов многочисленного семейства, один из «извергов» как называла мать - Арина Петровна - своих сыно-вей. «Порфирий Владимирович известен был в семей-стве под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», - эта исчерпывающая ха-рактеристика дана автором уже в первой главе рома-на. Эпизоды, в которых описывается детство Иудуш-ки, показывают нам, как формировался характер это-го лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился «весь послушание и преданность». «Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозритель-ностью относилась к этим сыновним заискиваниям» подсознательно угадывая в них коварный умысел. Но все же, не устояв перед лживым обаянием, искала для Порфиши «лучшего куска на блюде». Притворство, как один из способов достижения желаемого, стало основополагающей чертой характера Иудушки. Если в детстве показная «сыновняя преданность» помогала ему добывать «лучшие куски», то впоследствии он по-лучил за это «лучшую часть» при разделе имения. Иу-душка стал сначала полновластным хозяином поме-стья Головлевых, затем — имения брата Павла. За-владев всеми богатствами матери, он обрек эту ранее грозную и властную женщину на одинокую смерть в заброшенном доме.

Унаследованные от Арины Петровны черты бессер-дечного стяжательства, в Порфирий представлены в высшей степени своего развития. Если его мать не-смотря на всю черствость ее души, иногда все-таки озаряло чувство жалости к сыновьям, внучкам-сиро-там, то сын ее Порфирий был «неспособен не только на привязанность, но и на простое жаленье». Он без всяких угрызений совести обрек на гибель всех своих сыновей — Владимира, Петра и младенца Володьку

Поведение и внешний облик Иудушки могут вве-сти в заблуждение любого: «Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью». Глаза его «источали чарующий яд», а голос, «словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека» Ли-цемерная сущность Кровопивушки, сравниваемого писателем с пауком, распознается далеко не сразу Все его близкие - мать, братья, племянницы, сыно-вья, все, кто с ним соприкасался, чувствовали опас-ность, исходящую от этого человека, скрытую за его добродушным « празднословием ».

Своей подлостью, гнусностью поступков Иудушка не может вызывать ничего, кроме омерзения. Своими речами этот кровопивец, по словам одного крестьяни-на, может «сгноить человека». Каждое из его слов «десять значений имеет».

Непременный атрибут иудушкиного пустосло-вия — разного рода афоризмы, послвицы, религиоз-ные изречения: «все мы под богом ходим», «что бог в премудрости своей устроил, так нам с тобой переделы-вать не приходится», «всякому человеку свой предел от бога положен» и так далее. Эти фразы Порфирий Владимирович призывает на помощь всякий раз, ко-гда хочет совершить нечто гадкое, преступающее нор-мы морали. Так, просившие у Иудушки помощи сы-новья всегда получали вместо нее готовую сентенцию-«бог непокорных детей наказывает», «сам напутал — сам и выпутывайся», которые принимались как «ка-мень, поданный голодному человеку». В итоге — Вла-димир покончил с собой, Петенька, попавший под суд за растрату казенных денег, умер по дороге в ссылку Злодейства, совершаемые Иудушкой «потихонеч-ку, полегонечку», выглядели как самые обычные дела. И всегда он выходил из воды сухим.

Эта ничтожная во всех отношениях личность гос-подствует над окружающими, губит их, опираясь на крепостническую мораль, на закон, на религию, ис-кренне считая себя поборником правды.

Раскрывая образ Иудушки — «кровопивца», за-щищенного догматами религии и законами власти, Щедрин обличал социальные, политические и нрав-ственные принципы крепостнического общества. По-казав в последней главе романа «пробуждение одича-лой совести» Иудушки, Щедрин предупреждает со-временников о том, что иногда это может случиться слишком поздно.

Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Последнее особенно касается Порфирия Владимирыча Головлева. Иудушка попадает в паутину собственного пустословия, порвать которую он не в силах. Перед нами отнюдь не лицемер. Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки - это путь постепенной утраты связи с реальностью, с живыми людьми; это путь мучительного прозрения буквально на пороге смерти.

Детство Иудушки проходит в затхлой атмосфере выморочного семейства. Рано проявляется в Порфирии способность приспосабливаться к обстоятельствам. «Порфирии Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика... С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать». Впрочем, «загадочный взгляд» Порфирия вызывает смутную тревогу властной Арины Петровны. «Так вот и поливает ядом, так и подманивает»,- говорит она.

Во время гражданской службы в Петербурге Иудушка регулярно посылает письма «милому другу маменьке». Даже прозаическая просьба прислать денег выдержана в елейных тонах: «Следует мне еще шесть с полтиной дополучить, в чем и прошу вас мне почтеннейше извинить». Узнав о смерти сестры Анны, Иудушка по-прежнему «вертит языком». Он пишет: «Известие о кончине любимой сестрицы и доброй подруги детства Анны Владимировны поразило мое сердце скорбию, каковая скорбь еще более усилилась при мысли, что вам, милый друг маменька, посылается еще новый крест, в лице двух сирот-малюток».

Свое безразличие к спившемуся Степке-балбесу Иудушка также пытается скрыть за пустословием. Одновременно он добивается от Арины Петровны того, что она лишает нелюбимого сына его доли наследства. Смерть брата Степана незримо приближает Порфирия Владимирыча к роковому одиночеству, зияющей пустоте...

«История умертвии» находит закономерное продолжение в судьбе другого брата Иудушки - Пашки-тихони. Сцена свидания Порфирия Владимирыча с умирающим братом показывает всю внутреннюю пустоту Иудушки. За речами о религиозном смирении кроется меркантильный денежный интерес.

Отношение Порфирия Владимирыча к Арине Петровне также говорит о предельной мелочности богатого головлевского помещика. Завладев фактическими правами на имение, Иудушка отводит матери роль приживалки. Уязвленная гордость заставляет Арину Петровну переселиться в Дубровино.

«История умертвии» Не исчерпывается, разумеется, судьбами Арины Петровны и двух ее сыновей. Она включает в себя подробное описание трагического финала жизненного пути Аннинь-ки и Любиньки, Петеньки и Володеньки. И всякий раз роль Иудушки поистине роковая. На совести Порфирия Владимирыча смерти близких ему людей.

Каков же итог жизни Иудушки? Одиночество! Салтыков-Щедрин населяет головлевскии дом призраками «умертвии», которые возникают в больном сознании спившегося Иудушки. «Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали «умертвия». Куда ни пойдешь, в какую сторону ни повернешься, везде шевелятся серые призраки».

В финале романа «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин рисует «пробуждение одичалой совести» Иудушки. «И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, "пожалело" бы его. Зачем он один?» В мартовскую метель Иудушка идет на могилу Арины Петровны и погибает в пути.

Судьба Порфирия Владимирыча Головлева трагична. Вот что пишет о нем Салтыков-Щедрин: «Не надо думать, что Иудушка был лицемер в смысле, например, Тартюфа или любого современного французского буржуа... Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов... Все это такие отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия». Иудушка - жертва собственного пустословия, собственного пустомыслия. Финал романа вызывает не только осуждение Порфирия Голов-лева, но и жалость к нему. Книга учит читателей ценить подлинные человеческие чувства, преодолевать мелочность и эгоизм.

Как это ни грустно, но в «Господах Головлевых» действительно подводятся итоги. Роман - не что иное, как история разрушения, распада одной семьи и проведение «финальной черты».

Собственно, подобного бесславного конца рода и следовало ожидать. Дело в том, что изначально, когда читатель только поверхностно знакомится с членами семейства, становится ясно, что они обречены на гибель. М. Е. Салтыков-Щедрин не выводит в своем произведении ни одного положительного героя, как это характерно для традиционных, несатирических, романов. Правда, иногда в сознании того или иного персонажа «Господ Головлевых» случаются «просветы». Примером может служить Степка-балбес. Когда он возвращается в Головлево, дорога его напоминает путь на каторгу. Может быть, из страха перед беспросветным будущим в мозгу его возникает какое-то светлое пятно, мысль о своей никчемности. Впрочем, мысль эта исчезает так же быстро, как появилась, поскольку Степка - Головлев до мозга костей.

Более-менее светлой личностью на фоне остальных предстает Аннинька. Она далеко не положительная героиня, но все же обладает несвойственными их роду понятиями о чести и порядочности. В голове ее даже теплится мысль о честном зарабатывании денег. Она совестлива и горда. Все это, к сожалению, обращается в прах при соприкосновении с реальностью, с насквозь прогнившим актерским бытом. Но Аннинька вызывает уважение хотя бы тем, что долгое время пыталась бороться с неизбежным.

Таким образом, Салтыков-Щедрин не рисует абсолютно беспросветной картины существования Головлевых. Нет: на темном фоне мелькают иногда солнечные лучи, но и им не под силу осветить ту клоаку, которую представляет собою усадьба Головлево. Вся жизнь семьи - лишь подведение итогов, больше ничего. Дело в том, что в каждом жесте, в каждом поступке героев сквозит их обреченность. Они могут стремиться к накопительству, к богатству (в их приземленном понимании), не зная того, что известно читателю, - конец приближается неумолимо.

Какие же итоги подводят Головлевы? Самые ничтожные. Они не оставляют после себя даже памяти. Их забывают сразу же после смерти не только окружающие, но даже собственные родственники. Понятие «семья», вполне определенное для большинства людей, для Головлевых имеет странное звучание. Скорее всего, это слово является для них пустым звуком. Семейные ценности, естественные для любого человека, для Головлевых не имеют ровно никакого значения. Каждый член семьи проживает собственную жизнь, нимало не заботясь о родных и неизбежно стремясь к собственному концу.

Так, Арина Петровна, всю жизнь стремившаяся что-то сделать для семьи (в своем узком понимании), действует всегда довольно странным образом, еще больше разобщая членов семейства. В конце жизни она остается «у разбитого корыта», вряд ли сознавая, что пришла к этому финалу сама. Ради укрепления материального положения она частенько забывала, что ее дети - люди, что им нужны забота и тепло. «Постылым» детям она «выбрасывала кусок», пребывая в уверенности, что тем самым выполняет родительский долг и может отныне снять с себя всякую ответственность. В результате и выросли «нерадивая» дочь, Степка-балбес, бесхребетный Павел и Иудушка-кровопивец. Да и внуки приносят скорее не радость, а дополнительные проблемы. Смерть Арины Петровны плачевна, но вполне заслуженна с точки зрения критически настроенного читателя.

Точно так же «подводят итоги» дети Арины Петровны. Жизнь их прожита впустую, ничего не достигнуто. Вряд ли можно считать достижениями приобретения Иудушки. Увы, все это - закономерность для рода Головлевых. Пустота - практически синоним их существования. При слове «пустота» в голову в первую очередь приходит образ Иудушки. Это - наиярчайший тип пустозвона, пустослова, пустосвята. По сути дела, этот персонаж представляет собой «гроб, наполненный прахом» (излюбленный эпитет автора по отношению к герою, неустанно повторяемый).

Примечательно в романе то, что «подведение итогов» в большинстве случаев связано с «нехорошей» смертью. Умирают в результате самоубийства, от запоя, от изнурительной болезни и почти никто - от старости. Есть персонажи, которых автор «помиловал», но и у них мало шансов на удачу. Так, читатель не видит смерть Анниньки, но не питает ложных надежд на ее выздоровление. Также не знаем мы и том, что произошло с внебрачным сыном Иудушки, но нетрудно предположить, что жизнь его ожидает нелегкая и вряд ли продолжительная. Таким образом, «оставляя в живых» некоторых героев, автор не дает нам повода надеяться на то, что они избегнут участи всех остальных Головлевых.

Итак, «семейные итоги» весьма плачевны. Никто не остался в живых, никто не оставил по себе доброй памяти, никто ни разу за всю жизнь не совершил сколько-нибудь достойного поступка. Своим романом Салтыков-Щедрин как бы говорит нам: не уподобляйтесь Головлевым, стройте свою семью на ином фундаменте, чтобы не ускорять «подведения итогов» для всего рода.

Написал роман «Господа Головлевы» в 1875-80 годах. Произведение представляет собой хроники, описывающие жизнь одного семейства. Поначалу автор даже хотел дать книге созвучное название, но решил вывести героев на первый план.

История создания

В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа. Увидев напечатанное произведение, откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев. Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики.

Создатель очерка продолжил деятельность, создавая новые образы, и объединил произведения «Семейные итоги», «По-родственному», «Племяннушка» и «Семейные радости» в цикл, связанный сатирическим мотивом. Желание создать полноценный роман пришло к нему в 1880 году. Так было написано произведение «Господа Головлевы».

Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.


Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними. Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники. Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа. Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке.

Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.

«Господа Головлевы»


В романе об истории гибели семейства Головлевых Иудушка играет важную роль, его образ максимально раскрывается на фоне других действующих лиц. Салтыков-Щедрин тщательно проработал библейский сюжет, повествующий об , который предал . Лейтмотив был использован в романе. Поэтому Порфирий ассоциируется с Иудой, и родство персонажей устанавливается на общности черт характера и поступков.

Иудушка согласился предать семью ради собственности. Всю жизнь он стремится к обогащению и наживе, что тоже связано с библейскими историями. Аллюзией на поцелуй Иуды Искариота стало лобзанье Порфирием матушки после того, как та отписала ему Головлево. Сын приказал женщине отправляться в имение к брату, а сам завладел имуществом. Позднее прозрение, настигшее Порфирия в Страстную неделю, ассоциируется с осмыслением грехов, завершающимся Тайной вечерей. Описываемая религиозность героя не была истинной, и понимание проступков пришло к нему внезапно.


Любопытно, что Иудушка умирает в Светлое Воскресение. Прощаясь с распятьем, он иначе смотрит на образ Иисуса. Преданной оказалась не только семья Порфирия, но и все человечество. Герой, неспособный на осуществление весомых и правильных действий, влачит никчемное существование.

С каждой главой романа Порфирий из живого человека превращается в призрак. Представитель вымирающего рода, Порфирий противопоставлялся покойным родным в этом образе.

Автор не раз относит Иудушку к миру тьмы, напоминая о его связи с демоническими силами. Его поступки подтверждают это. Толкнув собственных сыновей на смерть, он не испытывает угрызений совести. Бездушно выносит имущество из Погореловки, отрекается от сына. Салтыков-Щедрин часто сравнивает героя со змеем, губящим окружающих. Словами Иудушка «накидывает петлю» и обезоруживает жертву. В его словесные сети попадаются мать, братья и даже слуги.


Салтыков-Щедрин описал вечный тип, издавна существующий в литературе, и общечеловеческий типаж, с которым каждому из нас доводилось сталкиваться в жизни. Это герой, способный ради собственной наживы идти по головам, невзирая на горе других и забывая о праведности, которую пропагандирует для создания иллюзии внешнего благообразия. Таким описывал Тартюфа . В нем и в Иудушке удивительно соседствуют благое слово и подлое дело.

Цитаты

Роман Салтыкова-Щедрина пропитан философскими цитатами, и некоторые из них принадлежат Иудушке. Под благочинными словами мало кто из окружавших его людей замечал черное сердце героя. Его хитрость заключалась в умелом обхождении, для чего стоило применить изворотливость и лицемерие.

«Птицам ум не нужен… потому что у них соблазнов нет», - говаривал Порфирий. Его главным соблазном было владение имуществом, принадлежавшим семье.

До некоторых пор он жил, руководствуясь тем, что его понимание мира – не последняя инстанция. И избранная маска позволяла герою создавать удобный образ.

«Мы здесь мудрствуем да лукавим, и так прикинем, и этак примерим, а Бог разом, в один момент, все наши планы-соображения в прах обратит», - говорил он.

И сам стал жертвой обстоятельств, точнее, собственного понимания. Получивший желаемое Порфирий не обрел счастья и, поняв свою ошибку, не мог продолжать благостное существование.


Иллюстрация к книге "Господа Головлевы"

Иудушке принадлежат слова:

«Тело-то мы, маменька, микстурками да припарочками подправить можем, а для души лекарства поосновательнее нужны».

Ему не удалось найти лекарство, способное исцелить душу от самостоятельно чинимых укоров.

Экранизации

В 1933 году режиссер Александр Ивановский снял фильм по мотивам романа «Господа Головлевы». Роль Порфирия Головлева сыграл Владимир Гардин. Первая экранизация произведения представляла собой черно-белое кино и сегодня не имеет особой популярности.


Произведение актуально на театральных подмостках, где в роли Иудушки выступали знаменитые драматические артисты. Роль Порфирия Головлева на сцене МХАТ в 1987 году исполнил . В 2005 году его успех в этом образе повторил .

Образ Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"

"Где нет равенства, там неизбежно должно быть лицемерие" (Уильям Мейкпис Теккерей).

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Последнее особенно касается Порфирия Владимирыча Головлева. Иудушка попадает в паутину собственного пустословия, порвать которую он не в силах. Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки - это путь постепенной утраты связи с реальностью, с живыми людьми; это путь мучительного прозрения буквально на пороге смерти.

Порфирий Владимирыч Головлев - один из членов многочисленного семейства, один из "извергов" как называла мать - Арина Петровна - своих сыновей. Детство Иудушки проходит в затхлой атмосфере выморочного семейства. Рано проявляется в Порфирии способность приспосабливаться к обстоятельствам. "Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика", - эта исчерпывающая характеристика дана автором уже в первой главе романа. Эпизоды, в которых описывается детство Иудушки, показывают нам, как формировался характер этого лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился "весь послушание и преданность". "Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваниям" подсознательно угадывая в них коварный умысел. Но все же, не устояв перед лживым обаянием, искала для Порфиши "лучшего куска на блюде". Притворство, как один из способов достижения желаемого, стало основополагающей чертой характера Иудушки. Если в детстве показная "сыновняя преданность" помогала ему добывать "лучшие куски", то впоследствии он получил за это "лучшую часть" при разделе имения. Иудушка стал сначала полновластным хозяином поместья Головлевых, затем - имения брата Павла. Завладев всеми богатствами матери, он обрек эту ранее грозную и властную женщину на одинокую смерть в заброшенном доме.

Во время гражданской службы в Петербурге Иудушка регулярно посылает письма "милому другу маменьке". Даже прозаическая просьба прислать денег выдержана в елейных тонах: "Следует мне еще шесть с полтиной дополучить, в чем и прошу вас мне почтеннейше извинить". Узнав о смерти сестры Анны, Иудушка по-прежнему "вертит языком". Он пишет: "Известие о кончине любимой сестрицы и доброй подруги детства Анны Владимировны поразило мое сердце скорбию, каковая скорбь еще более усилилась при мысли, что вам, милый друг маменька, посылается еще новый крест, в лице двух сирот-малюток".

Поведение и внешний облик Иудушки могут ввести в заблуждение любого: "Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью". Глаза его "источали чарующий яд", а голос, "словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека". Лицемерная сущность Кровопивушки, сравниваемого писателем с пауком, распознается далеко не сразу. Все его близкие - мать, братья, племянницы, сыновья, все, кто с ним соприкасался, чувствовали опасность, исходящую от этого человека, скрытую за его добродушным " празднословием".

Иудушка - пустозвон, изображенный с обличительной ясностью. Создавая роман "Господа Головлевы", Щедрин ставил целью показать, как рушатся семья и семейные устои. В произведении этому процессу способствовал Иудушка. Порфирий Головлев меняется на протяжении всего романа, т.е. это образ динамичный.

Прозвище "Иудушка" дается Порфирию в начале романа и остается с ним до конца. Это прозвищ прекрасно отражает внутреннюю суть героя. Есть в звучании этого имени что-то подлое и скользком что соответствует образу персонажа. "Иудушка" стало именем нарицательным и значит то же, что и лицемер. Прозвище это пошло от имени апостола Иуды Искариота, который предал Христа. Оно обозначает человека, который скрывает какой-то грех или порок. И прозвище, данное Щедриным своему герою, вполне оправданно. Иудушка Головлев - это открытие писателя, ранее в литературе ничего подобного не было. Конечно, в произведениях Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя были персонажи, напоминающие Иудушку, но образ, созданный Щедриным, не повторялся, ни до, ни после него.

"В Иудушке, в его духовном облике, в его характере и поведении Салтыков стремился образно обобщить свои раздумья, свои наблюдения над жизнью господствующих классов современного ему общества. Острый и глубокий ум сатирика отметил как одну из самых ярких черт господствующей идеологии эпохи - тщательно маскируемое разительное противоречие между благонамеренным словом и резко расходившимся с ним грязным, циничным делом. Все это плодило и узаконивало в нравах, в понятиях, в поведении людей ложь, двоедушие, пустословие". "Лицемерные лгуны, - писал Салтыков, - суть истинные дельцы современности. Они лгут, как говорилось когда-то, при крепостном праве, "пур ле жанс", нимало не отрицая ненужности принципа обуздания в отношении к себе и людям своего круга".

Постепенно изводит Иудушка своими речами домочадцев. Не обладая ни знаниями, ни желанием, увидеть что-то дальше собственного носа, Иудушка любит поговорить о семье и хозяйстве. "Если вы позвоните мне, милый друг маменька, выразить мое мнение, - сказал он, - то вот оно в двух словах: дети обязаны повиноваться родителям, слепо следовать указаниям их, покоить их в старости - вот и все. Что такое дети, милая маменька? Дети - это любящие существа, в которых начиная от них самих и кончая, последней тряпкой, которую они на себе имеют, - все принадлежит родителям. Поэтому родители могут судить детей; дети же родителей - никогда. Обязанность детей - чтить, а не судить. Вы говорите: судите меня с ним! Это великодушно, милая маменька, великолепно! Но можем ли мы без страха даже подумать об этом, мы, от первого дня рождения облагодетельствованные вами с головы до ног? Воля ваша, но это будет святотатство, а не суд! Это будет такое святотатство, такое святотатство.".

"Салтыков воссоздает духовную атмосферу, в которой живет и дышит его герой. По глубокому убеждению революционного просветителя, слово - это могучее средство общения и взаимопонимания людей, содержательный знак умственного человеческого опыта, орудие культуры и созидания. Со словом надо обращаться честно. Первый признак, заявляет сатирик, по которому мы сознаем себя живущими в обществе, есть живое слово, живая человеческая речь. Автор головлевской хроники должен был подать слово в совершенно им свойственной ему функции разобщения людей, тиранического истязания их. Сатирик обнаружил великое умение образно раскрыть диалектику пустого, обманного слова. Он создал классический тип пустослова. Читатель знакомится с Порфирием Головлевым как пустословом уже с начальных страниц хроники. Упоминание об "откровенном мальчике", с детства умевшем "приласкаться" и "слегка понаушничать", кладет первый выразительный штрих на складывающийся портрет Иудушки. И дальше, развертывая повествование, шаг за шагом, сатирик приковывает внимание читателей к Иудушке - самому речистому персонажу романа. Скудость содержания и однообразие речей Иудушки - этим прежде всего разоблачается духовный мирок героя. Излюбленными мотивами словесных упражнений Иудушки являются три предмета. Во-первых, бог и "божья милость", во-вторых, семья и родственные отношения, в-третьих, хозяйственная рачительность и усадебный уют, помещичье изобилие. Писатель реалистически верен правде жизни, ограничив этими понятиями, этими верованиями и интересами кругозор своего героя. Они плоть от плоти, кость от кости фамильных преданий, казенного воспитания, дворянской службы, поместного быта и вообще жизненного положения Порфирия Головлева - в недавнем прошлом чиновника, и теперь помещика. "

Непременный атрибут иудушкиного пустословия - разного рода афоризмы, пословицы, религиозные изречения: "все мы под богом ходим", "что бог в премудрости своей устроил, так нам с тобой переделывать не приходится", "всякому человеку свой предел от бога положен". Слова "бог", "божья милость" не сходят с языка Иудушки. О чем бы ни зашел разговор, он уснащается хвалебными обращениями к "создателю", "Христу", "царю небесному", "господу богу", "ангелам-хранителям", "божьим заступникам" "угодникам". И это выражается не только в бесчисленных рассуждениях Иудушки о "панихидках", "лампадках", "сорокоустах", "молебнах", угодных и неугодных богу "молитвах", "иконах" и прочей церковно-обрядной мишуре. С тонкой психологической проникновенностью Салтыков показывает, что в представлениях Иудушки бог чаще всего выступает в роли богатого родственника, благоволящего к нему, Порфирию Головлеву, либо в роля грозного небесного начальства - вроде исправника или мирового, - ограждающего интересы примерного христианина, сурово расправляющегося со всеми недругами его ("Не любил меня брат. Я всем добра желаю! и ненавидящим, и обидящим - всем! Несправедлив он был ко мне - вот бог болезнь ему и послал, не я, а бог!"). Другой распространенной темой пустословных излияний Порфирия Головлева была тема семьи. В этой сфере взгляды Иудушки весьма элементарны. Домостроевская доктрина - "не ропщи", "повинуйся" старшим, не выходи из "родительской воли" утверждается и здесь. Иудушка переносит усвоенное им упрощенно иерархическое представление о мире, о жизни и на семью. Но, пожалуй, ярче всего духовное ничтожество Иудушки выявляется в разглагольствованиях на хозяйственно-гастрономические сюжеты. Предел головлевских мечтаний - круглый "капиталец", который надо умножать, а не транжирить, "хорошенькое именьице", обильные "запасы" ("Сколько одних погребов было и нигде ни одного местечка пустого!"), да чтобы в доме было "светлехонько", "теплехонько", "уютненько". Утробно-плотоядные вожделения Иудушки выражены в его пристрастии к разговорам о еде, о плодах земных. Любое высказывание приправлено смакующими толками о "карасях в сметане", "говядинке" и "телятинке" о "дубровских рыжичках", "вишенках" головлевских. "И поесть, и чайку попить, и вареньицем полакомиться - всего вдоволь есть! А ежели кушанье какое не понравится - другого спроси!. Щец не захочется - супцу подать вели! Котлеточек, уточки, поросеночка." Такого рода соблазны бесконечно варьируются в речах Иудушки, налагая на них печать откровенного дворянского тунеядства. Изредка щедринский герой принимается "калякать" на темы, выходящие за пределы религиозно-семейственных и усадебно-хозяйственных предметов. И в этом случае его рассуждения все так же необыкновенно плоски, невежественны, реакционны. Представления об отечестве исчерпываются фразой: "Вот тетерев, например. В России их множество". Государство, его политика ассоциируются у Иудушки с верноподданническими понятиями о "начальстве", "законе", которые охраняют собственность господ. "Бога чтить, это - первое, потом - старших, которые от самих царей отличие получили, помещиков например". Сведения о новых веяниях в жизни доходят до Иудушки в виде сплетен и слухов. Театральное искусство для него "скоморошничество" и бесовское, греховное дело. Анниньке он советует: "Ну, все-таки. актриса. обеденку бы тебе отстоять, очиститься бы!" К просвещению и наукам Иудушка относится резко отрицательно. "У меня вот нагловские (крестьяне - Е. П.): есть нечего, а намеднись приговор написали, училище открывать хотят. ученые!" Ни одного свежего понятия, ни одного живого слова и речах Иудушки не встречается. Запас его понятий скуден, он определен затхлыми, застойными началами усадебного быта. Слова Порфирия несут запах кухни, погреба, непроветренной барской спальни, запах лампадного масла из господской молельни.

Ни одной смягчающей или примиряющей ноты - таков расчет Салтыкова-Щедрина с головлевщиной. Не только конкретным содержанием, но и всей своей художественной тональностью, порождающей ощущение гнетущего мрака, роман "Господа Головлевы" вызывает у читателя чувство глубокого нравственного и физического отвращения к владельцам "дворянских гнезд".

Речи Иудушки даже на физическом уровне заставляют почувствовать угнетенность и бессилие. Сцена, где Порфирий "подбадривает" умирающего Павла, дает об этом четкое представление: "Ну, брат вставай! Бог милости прислал! - сказал он, садясь в кресло, таким радостным тоном, словно и в самом деле "милость" у него в кармане была. Павел Владимирыч наконец понял, что перед ним не тень, а сам кровопивец во плоти. Он как-то вдруг съежился, как будто знобить его начало. Глаза Иудушки смотрели светло, по-родственному, но больной очень хорошо видел, что в этих глазах скрывается "петля", которая вот-вот сейчас выскочит и захлестнет ему горло. - Ах, брат, брат! какая ты бяка сделался! - продолжал подшучивать по-родственному Иудушка. - А ты возьми да и прибодрись! Встань да и побеги! Труском-труском - пусть-ка, мол, маменька полюбуется, какими мы молодцам стали! Фу-ты! Ну-ты!" Иудушка, как паук, плетет паутину, в которую попадаются его жертвы, а потом он медленно, так же по-паучьи, высасывает все силы из них. Его племянница Аннинька, пытаясь вырваться из дома дяди, напоминает муху, попавшую в паутину.

Салтыков пишет о Порфирии Головлеве: "Для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви. Весь мир, в его глазах, есть гроб, могущий служить лишь поводом для бесконечного пустословия". Обездоливая окружающих, лишаясь родственных, деловых и вообще человеческих связей, Иудушка все глубже погружался в тину праздного покоя. Себялюбец, эгоист, живущий особняком, он привычным говорением отгораживается от жизни, ее беспокойств, реальных ее требований и тревог. Он с головы до ног запутался в сеть словесных пустяков, насквозь прогнивших афоризмов и поучений, которые защищают его от любых толчков жизни, от любых ее притязаний. Особенно ярко эта корыстная защитительная функция головлевского пустословия раскрывается в двух эпизодах хроники: встрече Порфирия с Петенькой и рождении внебрачного сына. В свое время Иудушка без особых раздумий отказал в помощи сыну Владимиру, безучастно встретил известие о его самоубийстве. Порфирий чувствует, что приезд Петеньки необычен, с ним случилось что-то недоброе. Но единственным результатом ночных "переживаний" Иудушки было то, что в его голове выстроился частокол пословиц, которыми наутро он собирался прочно защитить себя от беспокойных требований сына.

Несмотря на внешнее проявление добродетельности, не случайно брат Павел "ненавидел Иудушку и в то же время боялся его. Он знал, … что голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека". Итак, Порфирий Головлев сравнивается также со змеем, символизирующим его осторожную хитрость и омерзительное коварство. Это сравнение возникает и в другом эпизоде, когда Иудушка приезжает к умирающей матери: "Порфирий Владимирович, … словно змей, проскользнул к постели матери…"

Салтыков-Щедрин определяет главную и самую страшную черту своего героя как "пустоутробие", "пустомыслие", то есть душевный вакуум, неспособность приносить пользу людям. Это слезно-лицемерное пустословие, "в котором звучала какая-то сухая, почти отвлеченная злоба ко всему живому, не подчиняющемуся кодексу, созданному преданием лицемерия".

Вся жизнь Порфирия Владимировича укладывается в смысл поговорки "переливать из пустого в порожнее". Если проследить деятельность этого героя романа - от его работы в департаменте до последних дней жалкого существования в Головлеве, то мы увидим лишь видимость деятельности, за которой сквозит особая форма безделия, прикрываемого прекраснодушными фразами.

Вывод автора в конце романа звучит жестким и справедливым приговором не только Иудушке, но и всему роду Головлевых. Щедрин выделяет три характерные особенности, присущие этому семейству: "праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой". Особенности эти, переходившие из поколения в поколение, и воплотились наконец в образе Иудушки-кровопийца, соединившего в себе все самые неприглядные, отвратительные свойства головлевского рода. Не случайно поэтому сравнение Порфирия Владимировича не только с пауком, но и со змеем как олицетворением главных человеческих пороков.

Пожалуй, к этому герою романа вполне применимо гоголевское определение "прореха на человечестве" (характеристика Плюшкина их поэмы "Мертвые души"). Никчемное, жалкое, бесполезное существование Иудушки - своеобразная "дыра", куда утекли истинные добродетели, положительные человеческие качества, место которых заняли злоба, ложь и ханжество.

Однако было бы неправильно относиться к щедринскому герою как к посмешищу рода человеческого, олицетворению вырождающегося сословия, каким изображается Плюшкин у Гоголя.

Во-первых, отнюдь не все представители поместного дворянства были подобны Порфирию Владимировичу и разделяли его жизненную позицию. Например, противоположные образы помещиков, деятельных, энергичных, прогрессивных, исповедовавших принципы гуманизма, можно найти в произведениях А.И. Гончарова, И.С. Тургенева и других русских писателей XIX века. Во-вторых, не следует недооценивать значение таких "иудушек" в российской истории и в жизни вообще. Ведь духовный примитивизм обладает своеобразной, особой сложностью, как и внутреннее богатство.

"История умертвии" Не исчерпывается, разумеется, судьбами Арины Петровны и двух ее сыновей. Она включает в себя подробное описание трагического финала жизненного пути Аннинь-ки и Любиньки, Петеньки и Володеньки. И всякий раз роль Иудушки поистине роковая. На совести Порфирия Владимирыча смерти близких ему людей.

Каков же итог жизни Иудушки? Одиночество! Салтыков-Щедрин населяет головлевский дом призраками "умертвии", которые возникают в больном сознании спившегося Иудушки. "Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали "умертвия". Куда ни пойдешь, в какую сторону ни повернешься, везде шевелятся серые призраки".

В финале романа "Господа Головлевы" Салтыков-Щедрин рисует "пробуждение одичалой совести" Иудушки. "И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, "пожалело" бы его. Зачем он один?" В мартовскую метель Иудушка идет на могилу Арины Петровны и погибает в пути.

Судьба Порфирия Владимирыча Головлева трагична. Вот что пишет о нем Салтыков-Щедрин: "Не надо думать, что Иудушка был лицемер в смысле, например, Тартюфа или любого современного французского буржуа… Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов… Все это такие отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия". Иудушка - жертва собственного пустословия, собственного пустомыслия. Финал романа вызывает не только осуждение Порфирия Головлева, но и жалость к нему. Книга учит читателей ценить подлинные человеческие чувства, преодолевать мелочность и эгоизм.

Как это ни грустно, но в "Господах Головлевых" действительно подводятся итоги. Роман - не что иное, как история разрушения, распада одной семьи и проведение "финальной черты".

Собственно, подобного бесславного конца рода и следовало ожидать. Дело в том, что изначально, когда читатель только поверхностно знакомится с членами семейства, становится ясно, что они обречены на гибель. М.Е. Салтыков-Щедрин не выводит в своем произведении ни одного положительного героя, как это характерно для традиционных, несатирических, романов. Правда, иногда в сознании того или иного персонажа "Господ Головлевых" случаются "просветы". Примером может служить Степка-балбес. Когда он возвращается в Головлево, дорога его напоминает путь на каторгу. Может быть, из страха перед беспросветным будущим в мозгу его возникает какое-то светлое пятно, мысль о своей никчемности. Впрочем, мысль эта исчезает так же быстро, как появилась, поскольку Степка - Головлев до мозга костей.

Более-менее светлой личностью на фоне остальных предстает Аннинька. Она далеко не положительная героиня, но все же обладает несвойственными их роду понятиями о чести и порядочности. В голове ее даже теплится мысль о честном зарабатывании денег. Она совестлива и горда. Все это, к сожалению, обращается в прах при соприкосновении с реальностью, с насквозь прогнившим актерским бытом. Но Аннинька вызывает уважение хотя бы тем, что долгое время пыталась бороться с неизбежным.

Таким образом, Салтыков-Щедрин не рисует абсолютно беспросветной картины существования Головлевых.

Нет, на темном фоне мелькают иногда солнечные лучи, но и им не под силу осветить ту клоаку, которую представляет собою усадьба Головлево. Вся жизнь семьи - лишь подведение итогов, больше ничего. Дело в том, что в каждом жесте, в каждом поступке героев сквозит их обреченность. Они могут стремиться к накопительству, к богатству (в их приземленном понимании), не зная того, что известно читателю, - конец приближается неумолимо.

Какие же итоги подводят Головлевы? Самые ничтожные. Они не оставляют после себя даже памяти. Их забывают сразу же после смерти не только окружающие, но даже собственные родственники. Понятие "семья", вполне определенное для большинства людей, для Головлевых имеет странное звучание. Скорее всего, это слово является для них пустым звуком. Семейные ценности, естественные для любого человека, для Головлевых не имеют ровно никакого значения. Каждый член семьи проживает собственную жизнь, нимало не заботясь о родных и неизбежно стремясь к собственному концу.

Так, Арина Петровна, всю жизнь стремившаяся что-то сделать для семьи (в своем узком понимании), действует всегда довольно странным образом, еще больше разобщая членов семейства. В конце жизни она остается "у разбитого корыта", вряд ли сознавая, что пришла к этому финалу сама. Ради укрепления материального положения она частенько забывала, что ее дети - люди, что им нужны забота и тепло. "Постылым" детям она "выбрасывала кусок", пребывая в уверенности, что тем самым выполняет родительский долг и может отныне снять с себя всякую ответственность. В результате и выросли "нерадивая" дочь, Степка-балбес, бесхребетный Павел и Иудушка-кровопивец. Да и внуки приносят скорее не радость, а дополнительные проблемы. Смерть Арины Петровны плачевна, но вполне заслуженна с точки зрения критически настроенного читателя.

Точно так же "подводят итоги" дети Арины Петровны. Жизнь их прожита впустую, ничего не достигнуто. Вряд ли можно считать достижениями приобретения Иудушки. Увы, все это - закономерность для рода Головлевых. Пустота - практически синоним их существования. При слове "пустота" в голову в первую очередь приходит образ Иудушки. Это - наиярчайший тип пустозвона, пустослова, пустосвята. По сути дела, этот персонаж представляет собой "гроб, наполненный прахом" (излюбленный эпитет автора по отношению к герою, неустанно повторяемый).

Примечательно в романе то, что "подведение итогов" в большинстве случаев связано с "нехорошей" смертью. Умирают в результате самоубийства, от запоя, от изнурительной болезни и почти никто - от старости. Есть персонажи, которых автор "помиловал", но и у них мало шансов на удачу. Так, читатель не видит смерть Анниньки, но не питает ложных надежд на ее выздоровление. Также не знаем мы и том, что произошло с внебрачным сыном Иудушки, но нетрудно предположить, что жизнь его ожидает нелегкая и вряд ли продолжительная. Таким образом, "оставляя в живых" некоторых героев, автор не дает нам повода надеяться на то, что они избегнут участи всех остальных Головлевых.

Гениальный мастер речевых характеристик, Салтыков-Щедрин так соткал речь Иудушки, что она вызывает физическое ощущение липкой словесной паутины, "точащегося гноя" и "зудения", выматывающего душу.

Иудушка, как и все Головлёвы, - социальный и нравственный урод, и речь его - средство маскировки подлых мыслей и поступков, она прикрывает жестокие и низменные расчёты и желания. Грабя, притесняя и обездоливая, он не забывает при этом употреблять слова: голубчик, дружок, побожески, милый друг маменька, душенька, по-родственному, родная. Однако как ни ловко хищничает и предательствует Иудушка, и он не может уйти от рокового "расчёта", отделаться от вопроса: зачем он всю жизнь лгал, пустословил, притеснял, скопидомствовал? Его поражает страх перед действительностью, "какая-то смута, почти граничащая с отчаянием", овладевает им, он постепенно опускается и дичает, в его облике появляется что-то жуткое. "Запой праздномыслия" влечёт за собой подлинный запой: печать вырождения всё яснее проступает в его облике.

В образе Иудушки Щедрин собрал и с огромной художественной силой обобщил те черты, с которыми великий сатирик вёл непримиримую борьбу всю жизнь: предательство, жестокость, лицемерие, пустомыслие и пустоутробие. Образ Иудушки-лицемера и предателя - крайнее выражение пошлости и низости, до каких может скатиться человек. С огромной художественной силой вылеплен этот образ великим сатириком. В образе Иудушки нашли своё выражение безмерное презрение и ненависть писателя к предательству, двоедушию, хищничеству и лганью.

Итак, "семейные итоги" весьма плачевны. Никто не остался в живых, никто не оставил по себе доброй памяти, никто ни разу за всю жизнь не совершил сколько-нибудь достойного поступка. Своим романом Салтыков-Щедрин как бы говорит нам: не уподобляйтесь Головлевым, стройте свою семью на ином фундаменте, чтобы не ускорять "подведения итогов" для всего рода.

салтыков щедрин головлев иудушка

Список литературы

  • 1. М.Е. Салтыков-Щедрин "господа Головлевы". Собрание сочинений в 20-и томах. Т.13. М.: Художественная литература, 1972;
  • 2. Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. - М. - Л., 1959;
  • 3. Покусаев Е.И. "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова - Щедрина М., 1875;