История средневековья умберто эко. О непрофессионализме некоторых западных историков

«Цивилизация Средневековья» - вторая книга (первая - «История Средневековья», вышла в 2015 г.) совершенно уникального проекта, предпринятого известнейшим медиевистом и популярным писателем, ныне покойным Умберто Эко. Умберто Эко (1932 - 2016 гг.) - знаменитый итальянский литератор, учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, почетный доктор ряда университетов, лауреат многочисленных премий, автор таких романов-бестселлеров, как «Имя розы», «Маятник Фуко» и других.

Задумав максимально полную энциклопедию по самому малоизученному периоду мировой истории - Средневековью, Умберто Эко собрал коллектив профессоров-единомышленников, которые осветили буквально все аспекты темы. Если в первой книге освещались исторические события - становление и развитие государств, военные походы, взаимоотношения с церковью и т. п., то вторая целиком посвящена цивилизационной проблематике: народонаселению, развитию торговли и финансовой системы, достижениям науки и технологий, освоению пространства, организации образования и здравоохранения, повседневной жизни, обычаям, духовным исканиям.

Содержание энциклопедии охватывает солидный временной интервал: от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения. В каждом из разделов (среди которых - Ранее Средневековье, Центральное Средневековье, Зрелое Средневековье, Позднее Средневековье) рассмотрено, как в данный период времени развивались экономика и общество, какие изменения происходили в повседневной жизни и духовных исканиях людей, что было достигнуто в области науки и техники.

В разделе «Наука и техника» отражено, как развивались в каждый период Средневековья математика, астрономия, алхимия и химическое искусство. Отдельное внимание уделяется истории медицинского знания, деятелям данной области, тому, как шла борьба со страшными эпидемиями. Средневековье - это также время таких изобретений и инноваций, как механические часы, очки, огнестрельное оружие, время, когда жили и творили такие выдающиеся деятели науки и искусства, как Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон и многие другие.

Всю средневековую культуру пронизывает магия. Порой ее трудно отличить от философии и медицины, она переплетается с христианскими обрядами, а иногда вступает с христианством в противоречие. Интерес к магии и колдовству и поиск средств для их осуществления с XIII в. бурно развивались. С конца XV в. охота на ведьм вошла в обыденную жизнь многих областей Европы. О ее начале и наиболее громких процессах можно узнать из книги.

Издание включает в себя более 1000 иллюстраций, в том числе фрагменты средневековых манускриптов, портреты ученых, мыслителей, первооткрывателей и т. д., фотографии архитектурных сооружений.

Информацию о том, где приобрести книгу, можно найти в каталоге издательства «Просвещения» .

Я РОДИЛСЯ В АЛЕССАНДРИИ - том самом городишке, что известен шляпами-борсалино.

НЕ СТОИТ ПОЛАГАТЬ, ЧТО ИТАЛИЯ - ЭТО СТРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ. Тот факт, что Рафаэль и Микеланджело родом отсюда, на самом деле не значит ничего.


КАЖДЫЙ ЕВРОПЕЕЦ, выходя на улицу, видит средневековые церкви, поэтому его не интересует Средневековье. Другое дело - Индианаполис. Самые интересные письма я получают из таких мест.

МЕНЯ ЗА УШИ НЕ ОТТАЩИШЬ от Средневековья - примерно так же, как иных людей за уши не оттащишь от кокосов.


ДУМАЮ, ЕСЛИ БЫ Я РОДИЛСЯ в Средние века, я был бы уже мертв.

МОЙ ОТЕЦ БЫЛ БУХГАЛТЕРОМ, а его отец - типографом. Мой отец был самым старшим из тринадцати детей, а я был его первым сыном. Моим первым ребенком также был сын, и аналогичным образом сын был первым ребенком моего сына. К чему я это? Если вдруг выяснится, что семья Эко происходит от византийских императоров, мой внук будет считаться дофином (наследник королевского престола).


МОЙ ОТЕЦ В ЮНОСТИ был большим любителем книг. Но у его родителей было 13 детей, семья едва сводила концы с концами, и покупку книг мой отец позволить себе не мог. Тогда он стал читать в уличных киосках. Подходил, брал с прилавка книгу и начинал читать до тех пор, пока хозяин не гнал его прочь. Тогда он переходил к следующему киоску, открывал книгу на той странице, где остановился, и продолжал читать. Я очень дорожу этим воспоминанием - его упорной погоней за книгами.

КОГДА МОЙ ДЕД ВЫШЕЛ НА ПЕНСИЮ, он занялся переплетением книг на заказ. Старинные, прекрасно иллюстрированные издания Готье и Дюма лежали у него дома повсюду. Это были первые книги, которые я увидел. Когда он умер, в 1938-м, многие владельцы книг не стали забирать свои заказы, и книги просто сложили в огромный ящик, который вскоре оказался в родительском подвале. Время от времени меня посылали туда - за углем или за вином, - а я только и ждал этого.


ДА, Я ТОЖЕ ПИСАЛ СТИХИ. Когда-то я сказал: в определенном возрасте поэзия сродни подростковым прыщам. Это этап, без которого нельзя. В пятнадцать или, скажем, в шестнадцать поэзия - это мастурбация. И отличие плохого поэта от хорошего заключается в том, что хороший поэт сжигает все свои ранние попытки, а плохой - публикует.

НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ НАЗАД за пару тысяч долларов я купил себе трубу. Вы ведь знаете: для того чтобы играть на трубе, нужно постоянно тренировать губы, но я не делал этого уже очень и очень давно. Так что сейчас я играю плохо, а вот в двенадцать лет я играл превосходно. Но я купил трубу не для того, чтобы играть на ней. Я купил трубу как свидетельство того, каким я когда-то был.


КАКОГО БЫ ПЕРСОНАЖА ТЫ НИ ВЫДУМАЛ, так или иначе он будет выращен из твоего опыта и твоей памяти.

НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ - ВСЕГДА ГЕРОЙ ПО ОШИБКЕ. На самом деле он мечтает быть честным трусом, как и все вокруг.


ВОЗМОЖНО, вам будет небезынтересно узнать, что однажды я опубликовал структурный анализ типичного сюжета Иена Флеминга (автор серии книг о Джеймсе Бонде).

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА привлекает меня тем, что задается центральным вопросом философии - кто все это сделал?


КОГДА Я ПРИСТУПАЛ К НАПИСАНИЮ «ИМЕНИ РОЗЫ», я, безусловно, не знал, что именно могло содержаться в утерянном томе аристотелевской «Поэтики» (исследование теории драмы в двух книгах, из которых до наших дней дошла только первая, посвященная трагедии) - том самом, что был посвящен комедии. Но в процессе написания книги я, кажется, стал догадываться.

КАЖДЫЙ РАЗ, когда я начинаю писать книгу, я чувствую себя приговоренным к двухлетнему сроку, потому что книга сродни ребенку. Сначала ты должен дать ей жизнь, потом заботиться о ней, и только затем она начинает ходить и, наконец, говорить.


ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ культурного человека - всегда быть готовым переписать энциклопедию.


Я ЛЮБЛЮ ТЕЛЕВИДЕНИЕ и полагаю, что нет на свете ни одного серьезного гуманитария, кто не любил бы смотреть телевизор. Возможно, я просто единственный, кто не боится признаться в этом.

МЕНЯ МАЛО ВОЛНУЕТ количество пользователей, находящихся в данный момент онлайн. Все, что они делают, - разговаривают с призраками.


Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРАВОТА, и хотя бы в этом я прав.

ВОЗМОЖНО, Я НЕ ТАК МУДР, как думаю сам, и уж тем более не так мудр, как полагают люди.


ВСЕ ЭТО МИФЫ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫЕ ИЗДАТЕЛЯМИ, - будто люди хотят читать легкую литературу.

ЛЮДИ ОЧЕНЬ БЫСТРО УСТАЮТ от простых вещей.


ВСЕГДА ОЧЕНЬ ЛЕГКО НАЙТИ параллели между любыми явлениями. Вы дадите мне 50 долларов, и я напишу вам эссе, где обозначу параллели между сегодняшним днем и миром, в котором обитали неандертальцы.

Я НИКОГДА НЕ СЧИТАЛ Средневековье темным временем. Это была плодородная почва, на которой выросло Возрождение.


ВСЯ МИРОВАЯ КУЛЬТУРА ХОЧЕТ ОДНОГО - сделать бесконечность постижимой.

Я АБСОЛЮТНО УВЕРЕН В ТОМ, что любая прочитанная книга заставляет тебя прочитать следующую.


НЕТ НИКАКИХ ПРАВИЛ и нет никакого правильного режима, если ты хочешь написать книгу.

ИНОГДА я переписываю одну страницу по дюжине раз, а если и это не помогает - читаю написанное вслух, пытаясь таким образом понять, что не так.


НАПИСАТЬ КНИГУ не всегда означает наносить слова на бумагу. Ты можешь написать в уме целую главу, пока завтракаешь или гуляешь.

УМЕНИЕ ЛГАТЬ - одна из немногих вещей, которая отличает человека от животных.


ПРЕДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ чрезвычайно скучный и разочаровывающий - смерть.

ЧУЖАЯ ГЛУПОСТЬ никогда не уменьшит твою.


Не так уж много в современном мире найдется людей, к которым я уже довольно давно отношусь с глубоким уважением по причине их профессиональных качеств. К их числу, безусловно, относится итальянскй историк-медиевист и писатель УМБЕРТО ЭКО .

Это имя я прервые услышал более 25 лет назад, прочитав его первый и самый знаменитый роман "Имя Розы". Будучи студентом исторического факультета, работая над темой об особенностях ментальных структур русского Средневековья, я не раз обращался к трудам Умберто Эко (наряду с работами Марка Блока, Жака Ле Гоффа и Жоржа Дюби, поскольку это направление в отечественной исторической науке было новым и методология исследования ментальности в ней была
совершенно недостаточно разработана (только лишь книги и статьи А. Я. Гуревича и Ю. Л. Бессмертного несколько заполняли пустующую нишу в российской историографии 90-х годов).
За годы в моей домашней библиотеке скопились практически все исторические романы и научные труды Умберто Эко, переведенные на русский язык (есть даже одна книга на сербском, приобретенная в Белграде, поскольку она на русский пока ещё не переведена).
Пэтому, узнав о том, что в свет вышла "История Средневековья" - энциклопедия под общей редакцией Умберто Эко , я конечно же не мог её не приобрести.

Ничего не скажешь, книга роскошно издана (хотя и напечатана в Китае), на хорошей бумаге с множеством великолепных цветных иллюстраций. Ее приятно держать в руках, перелистывать ее страницы, рассматривая иллюстрации. Ею удобно пользоваться: статьи в ней расположены не в алфавитном порядке, а в географическо-хронологическом. К тому же в конце большинства статей даются ссылки на другие статьи энциклопедии, связаные с ними тематически.

Привожу краткую аннотацию энциклопедии :

"ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: энциклопедия под редакцией Умберто Эко. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015.
Эта энциклопедия по истории Средних веков создана под руководством Умберто Эко, который написал для нее пространное введение, международным коллективом авторов - известных специалистов, весьма уважаемых в европейской академической среде. Здесь нашлось место глобальным концепциям, широким обобщениям и новым гипотезам, а также множеству интересных фактов, исторических фигур и ярких моментов истории.
Том богато иллюстрирован.
В дальнейшем мы предлагаем вниманию читателей том "Цивилизация Среднекековья", продолжающий серию".

Не правда ли, звучит весьма обнадеживающе?

Поскольку я специализируюсь именно на средневековой истории Руси, свое чтение энциклопедии я начал с тех разделов и статей, которые посвящены истории нашей страны. И очень быстро у меня появилось ощущение, что "известные специалисты, весьма уважаемые в европейской академической среде", не слишком хорошо знают историю России, если умудряются допускать такие фактические ошибки и неточности, о которых речь пойдет ниже.

Автором статей энциклопедии, посвященных русскому Средневековью, является некто Джулио Содано . Возможно он и на самом деле авторитетный специалист, раз уж именно ему было поручено написать о в энциклопедию Умберто Эко все статьи, относящиеся к истории не только Руси, но и других стран (Астурии, Германии, Польши, Венгрии, Богемии и Литве).
Но после прочтения его опусов у меня зародились весьма срьезные сомнения в его профессионализме как историка (кстати, информации об этом "известном специалисте" я не нашел, и если кто-нибудь сможет о нем рассказать, я буду очень признателен).

Впрочем, судите сами.

Небольшое пояснение:
Цифрами я отмечаю цитаты из статей, автором которых является Джулио Содано. Сами цитаты выделены жирным курсивом , а мои комментарии к ним обычным шрифтом.

1. "В конце IX века швед по имени Олег основал в Киеве первое русское княжество, контролировавшее торговлю между Севером и Югом" (с.188).
Уже два с половиной столетия продолжается борьба между так называемыми "норманнистами" и "антинорманнистами", которая так и не окончена. Вопрос этнической принадлежности первых русских князей до сих пор остается открытым. Но это ничуть не мешает итальянскому историку совершенно точно определить, что князь был шведом! Как? На основании каких источников?
Кроме того, почему захват Олегом и новгородским (и не только) ополчением в 882 году Д. Содано считает основанием "первого русского княжества"? Даже если считать новгородского Гостомысла и Аскольда с Диром, правивших в Киеве до того, как они были убиты Олегом, мифическими лицами, то как же быть с Рюриком, власть которого в Новгородских землях была именно княжеской и в реальности существования этого исторического персонажа (в отличие от его этнической принадлежности) нет никаких сомнений?
Впрочем, о Рюрике Д. Содано тоже упоминает. Но в каком контексте!

2. "В конце IX века (около 882 г.) швед Олег, сын купца Рюрика, который уже правил Новгородом, завладел Киевом..." (там же).
Оказывается, Рюрик был всего лишь купцом! А мы то, наивные, думали, что он - конунг... А как Олег оказался сыном Рюрика? Из каких источников такая интересная информация?

3. "В Х в. в Киев вместе с товарами пришло христианство, а также идея империи и вселенской нравственной и политической роли императора" (там же).
Вот оно как! Православие - это оказывается не более чем экспортный товар. Д. Содано, конечно же знает о том, что княгиня Ольга была христианкой, как и о том, что православие еще до 988 года постепенно распространялось среди жителей Руси. Об этом он упонимает чуть ниже. Но почему-то именно товарно-денежные отношения среди причин христианизации Руси у него выходят на первый план.
Очень странная фраза и насчет идеи империи и роли императора. Это на Руси в конце Х века?
Может быть итальянскому историку не известно, что не только языческие князья Олег, Игорь и Святослав постоянно враждовали с констатинопольскими басилевсами, но и вполне себе воспитанный в православной вере Ярослав Владимирович (Мудрый) ходил походом на Византию, не испытывая при этом никакого особенного почтения к "вселенской нравственности" главы империи Ромеев?
Имперская идея, конечно же, является одной из важнейших в мировосприятии русского народа, но только это вряд ли применимо к домонгольским временам. И вряд ли о ней можно говорить, как о существенной составляющей ранее времени Ивана III или даже Ивана IV.

4. "Князь Изяслав Ярославич, который взошел на престол в 1054 г., был изгнан из-за отношений с германским императором..." (с.188 - 189).
А я, наивный, прочему-то всгда считал, что в 1068 году, как об этом повествуют русские летописи, князя Изяслава изгнали из Киева, поскольку он отказался подчиниться решению веча, дать киевлянам коней и оружие, чтобы можно было оказать отпор половцам, требовавшим от киевлян дани.
Возникает вопрос: а знаком ли вообще итальянский историк с русскими летописями (хотя бы с ПВЛ)?

5. "Примерно с 1146 года встречается упоминание нового поселения на Москве-реке" (с.189).
Замечательно! Получается, что Д. Содано не только не знаком с Ипатьевской летописью, где впервые упомянута Москва под 1147, а не под 1146 годом (действительно, как удобно: не знаешь точную дату, напиши "примерно" и никаких проблем!), но и с множеством как научных, так и научно-популярных изданий, в которых указывается 1147 год, как дата "первого упоминания Москвы в летописях".

6. "В 1364 г. московские князья принимают титул Великих князей Владимирских..." (с.318; эта же фраза повторяется на с. 320).
Откуда взялась эта дата, понятно, наверное, только самому Д. Содано. Если он имеет в виду потерю великокняжеского ярлыка при малолетстве Дмитрия Ивановича в 1359 году (ярлык на Владимирское княжение ненадолго удалось получить суздальско-нижегогодским князьям), то благодаря деятельности фатического главы московского правительства митрополита Алексея Бяконта, уже в 1362 (а не в 1364 году) этот ярлык был возвращен Москве. А наследственным владением московских князей Владимирское княжество можно считать только после того, как в 1389 году оно было передано по завещанию Дмитрия Донского его старшему сыну Василию без позволения на это ордынского хана и никак не ранее.
Что же касается самого титула, то первым московским князем, ставшим его обладателем, был Юрий Данилович, получивший ярлык на Владимир в обход лествичного права еще в 1317 году. Имели этот титул и Иван Калита (с 1328 по 1340 г.), и его сыновья Симеон Иванович Гордый (1340 - 1353) и Иван Иванович Красный (1353 - 1359).

7. "В 1241 году, во время татаро-монгольского нашествия, князь Даниил, правивший с 1221 по 1264 г., пытается добиться помощи от Западной Европы. Иконентий IV берет Даниила под свое покровительство, наделяет его титулом Rex Russiae (король Русский) и венчает на царство через своего легата в 1254 г. Но эта политика не принесла Украине серьезных преимуществ..." (с.318).
Опять-таки какие-то хронологические странности. Датировок правления князя Даниила Романовича Галицкого существует несколько в связи со сложными перепетиями истории западных русских земель - Галицкого и Волынского княжеств. Даниил был и князем Галицким, и князем Волынским, и князем Киевским, но нигде в источниках 1221 год не отмечен как дата начала его правления.
Да, Даниил Романович действительно получил от папы Римского титул "короля Русского" ("Daniel Ruthenorium Rex), но при чем здесь "венчание на царство"? Или, может быть, "авторитетный" итальянский историк не видит разницы между королевским и царским титулами?
Про Украину, якобы существовавшую уже в XIII веке, читать просто смешно.

8. "Плодородие московских земль сделало эти территории особенно привлекательными и способствовало их экономическому процветанию (там же).
Вот оно что, оказывается! Зря историки спорят о причинах возвышения Москвы. Итальянский специалист установил главную причину - "плодородие московских почв"!
Это он пишет о характерных для московского региона дерново-подзолистых, суглинистых, глинистых, супесчаных и песчаных почвах, характеризующихся низкой плодородностью? Ну-ну!

9. "Между 1238 и 1241 гг. он покоряет Русь, начав с юго-восточного Рязанского княжества... Новгороду удается избежать разрушения исключительно благодаря очень суровой зиме 1238 г." (с.318 - 319).
Речь, как вы понимаете, идет о Батыевом нашествии. Вот только Д. Содано опять подвела хронология: нападение на Рязань было осуществено монголами в декабре 1237 года.
Суровая зима 1238 года, о которой пишет итальянский историк, почему-то не помешала Батыю захватить большое количество городов Северо-Восточной Руси (Коломну и Москву - в январе, Владимир, Суздаль, Переяславль, Тверь, Кострому, Ростов, Городец, Углич, Ярославль и т. д. - в феврале). А поход на Новгород (монголы не дошли до него всего около 100 верст) начался в марте 1238 года, то есть, весной, и был прерван либо из-за недостатка фуража, что было немаловажно для почти полностью конной армии вторжения монголов, либо из-за начавшейся весенней распутицы, сделавшей северо-западные русские земли малопроходимыми для батыевой конницы. Даже итальянцу должно быть понятно, что "суровая зима" и "весенняя распутица" взаимоисключающие понятия. Дожно было быть... Но, как видим, не понятно.

10. "Батый останавливается на средней Волге и делает своей столицей Сарай (современная Астрахань)" (с.319).
Оказывается, у Д. Содано плохо не только с знанием истории, но и с географией, если для него Астрахань расположена на средней Волге. Однако, любому российскому школьнику, не прогуливающему уроков истории, хорошо известно, что Сарай-Бату был основан не у нынешней Астрахани, а неподалеку от современного Волгограда, действительно находящегогося в среднем Поволжье.

11. "Между Волгой и Доном поселились азиатские народы, которые стали родоначальниками современных татар" (там же).
Это высказывание итальянского "специалиста", несомненно должно являтся как минимум новым вкладом в изучение этногенеза татар! Оказывается, их прародина находится между Волгой и Доном! А они-то всегда считали себя наследниками волжских булгар. Интересно, слышал ли Д. Содано о них? Как видно, нет.

12. "Иван I Калита, ок. 1284 - 1341, правил с 1301 г.), собирая дань для татар, накопил огромные богатства... Между 1380 и 1382 гг. князь Дмитрий Донской (1350 - 1389, Великий князь Московский с 1362 г.) решил, что настало время открыто выступить против татаро-монголов... В 1328 г. митрополит Петр (? - 1336) перенес свою резиденцию в Москву. Он был похоронен в Кремле в 1336 г., а впоследствии провозглашен святым покровителем города" (с. 319 - 320).
И снова у Джулио Содано явные нелады с хронологией. Здесь уже по порядку:
- во-первых, Иван Данилович Калита никак не мог началь править Москвой в 1301 году, поскольку в это время ею правил его отец Даниил Александрович, умерший в 1303 году. Да и после смерти первого московского князя, не Иван, а его старший брат Юрий получил титул Московского князя, каковым являлся до своей смерти в 1324 году. Умер же Иван Калита в марте 1340 года, а не в 1341 году;
- во-вторых, Дмитрий Иванович Донской стал московским князем не в 1362 году, а в 1359. А в 1362 году он получил титул Великого князя Владимирского, а не Московского (впрочем, об этом я уже писал в рамках данного поста);
- в-третьих, открытое выступление московского князя Дмитрия Ивановича против ордынцев (я вообще не считаю термин "моноголо-татары" исторически корректным, но это уже другой вопрос), состоялось не "между 1380 и 1382 годами", а несколько раньше - в 1377 и 1378 годах (но, видимо, о битвах на Пьяне и Воже итальянскому историку ничего не известно);
- в-четвертых, митрополит Петр никак не мог перенести свою резиденцию в Москву в 1328 году, поскольку к этому времени он уже два года покоился в сооруженном им собственноручно каменном гробу в московском храме Успения Пресвятой Богородицы. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву состоялся в 1325 г. В 1326, а не в 1336 году святитель Петр скончался. Но для итальянского "специалиста" подобные "мелочи", как видно, не являются важными.

Я теперь с ужасом думаю, какие еще "открытия" готовит мне энциклопедия "История Средневековья", если среди ее авторов числятся "специалисты" подобные Джулио Содано! Ведь я только начал её читать...
Надеюсь, подобные косяки не касаются истории других стран. Ведь я довольно неплохо разбираюсь только в нашей средневековой истории, а когда речь заходит об истории западноевропейских стран, могу довериться написанному. Впрочем, теперь буду осторожнее и стану проверять любые факты из этой энциклопедии, чтобы не выглядеть так же смешно, как "авторитетный" итальянский историк.

Хотя книга, конечно, еще раз повторюсь, роскошная. Одни только иллюстрации чего стоят!