История создания фильм 17 мгновений весны. «Семнадцать мгновений весны»: как снимали легендарный фильм. Съемки под колпаком

К 70-летию Великой Победы телеканал "ТВ Центр" приготовил для своих зрителей большой подарок! С 5 мая на нашем канале вы сможете посмотреть телесериал "Семнадцать мгновений весны". Эта история о советском разведчике без преувеличения обессмертила имена её создателей и актёров, став классикой мирового кинематографа и любимым фильмом о войне миллионов людей.

В 1973 году многосерийный фильм Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" стал сенсацией. Вся страна прильнула к телеэкранам и с замиранием сердца следила за жизнью и рабочими буднями советского разведчика-нелегала полковника Максима Исаева и штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица. Милицейские сводки зафиксировали даже резкое снижение преступности на момент трансляции двенадцати серий "Мгновений", а о главных героях шпионской истории со временем стали слагать анекдоты - явный признак народной любви. Едва ли найдётся человек, который никогда не слышал об этом фильме и не знает имён персонажей советского "супербоевика". "Семнадцать мгновений весны" вошёл в историю кинематографа и давно не нуждается в представлении и рекомендациях. Как и прежде, его внимательно смотрят зрители, сопереживая главному герою, чья жизненная история возвращает нас в то далёкое время, которое не должно быть забыто...

На момент работы над картиной в начале 70-х годов никто и предположить не мог, что её будут смотреть и в 2000-х, признавая лучшим фильмом о советской разведке. "Семнадцать мгновений весны" снимался как рядовой сериал. Многие актёры параллельно работали на других площадках, поэтому собрать всех вместе было крайне сложно - снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а артисты на второстепенные роли назначались иногда за день до "мотора" (так произошло с Элеонорой Шашковой, которая сыграла жену Штирлица). Но это лишь одна сторона медали. В профессионализме съёмочной группы сомневаться не приходится. Ещё перед началом работы над фильмом режиссёр Татьяна Лиознова заявила, что на площадке хочет видеть только известных и зарекомендовавших себя актёров.

Выбор артиста на главную роль был непростой задачей для режиссёра. Изначально на неё было несколько претендентов. В качестве Штирлица рассматривались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Юрий Соломин и даже Арчил Гомиашвили, будущий Остап Бендер.

Однако, в отличие от остальных, у Вячеслава Тихонова было одно преимущество, и оно заключалось в том, что на момент начала съёмок он был свободен. Помимо этого, его сдержанная манера игры как нельзя лучше подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже невозможно представить себе кого-то другого в этом образе.

Одним из самых запоминающихся и трогательных моментов в картине стала встреча штандартенфюрера со своей женой в кафе "Elefant". Изначально этой сцены не было в киносценарии. Автором идеи выступил Вячеслав Тихонов. Предполагалось даже, что в кадре вместе с женой будет и сын разведчика, который никогда не видел отца. Но в итоге Лиознова отказалась от этих мыслей, усмотрев один недостаток: если в кадре будет ребёнок, зритель не "заметит" женщины. А режиссёр хотела сделать акцент на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния. В свою очередь актриса, сыгравшая жену Штирлица, вспоминала, что не могла справиться с ролью, пока в павильоне не появился Тихонов. Она взглянула в его глаза - дубль был удачным. Под взглядом Штирлица советские женщины краснели, а мужчины застегивали пуговку на вороте. Тихонов признавался: глядя так пронзительно, он просто вспоминал таблицу умножения. Но в актёрской игре, как и на войне, все методы хороши.

Первые съёмки фильма состоялись в ГДР (Восточная Германия). Там предстояло отснять все натурные эпизоды Штирлица в Берлине, а также убийство им гестаповского провокатора Клауса в исполнении Льва Дурова. Однако выехать актёру заграницу не удалось. Его подвело чувство юмора. Во время отборочной комиссии, которая решала, достоин или нет Дуров чести выехать за рубеж, артист неудачно пошутил, отвечая на вопрос - как выглядит флаг СССР. Дуров сымпровизировал: "Он выглядит очень просто: чёрный фон, на нём белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг "весёлый Роджер"… В итоге убийство Клауса снимали в подмосковном лесу. А за Дуровым после этого инцидента прочно закрепилось прозвище "главный бандит республики".

Вообще съёмки "Семнадцати мгновений весны" проходили и за границей, и в разных частях СССР. Авторам фильма по разным причинам приходилось выдавать одни города и страны за другие. Без географических фальсификаций создание зрелищного кино могло оказаться невыполнимой задачей. Так, например, сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, на самом деле снимали в Грузии. Застенки гестапо обнаружили в Бутырской тюрьме. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде. А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. Помимо натурных съёмок в фильме также использовано большое количество военной документальной хроники.

Историю советского разведчика, который, по сути, является коллегой английского Джеймса Бонда, отличает от подобных то, что "Семнадцать мгновений весны" - это не хронология героических подвигов. Приключения являются лишь фоном. В центре внимания режиссёра - человек, его душевные переживая, так созвучные бессмертным мелодиям Таривердиева. Музыкальные композиции "Песня о далёкой Родине" и "Мгновения" на стихи Роберта Рождественского стали бесспорным украшением картины. Однако подобрать подходящего исполнителя для них оказалось непросто. Для записи песен приглашались: Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Валентина Толкунова. Какие-то кандидатуры "рубило" телевизионное начальство, какие-то не устроили Лиознову. В итоге сошлись на Иосифе Кобзоне. Однако режиссёр потребовала, чтобы он спел так, будто "в фильме и близко нет Кобзона". Певец расстроился, но всё же сделал то, о чём его просили. Вот только в титры его имя не попало, так как они были сделаны раньше, чем утвердили исполнителя.

У картины открытый финал, и многие задавались вопросом - что ждёт разведчика Исаева впереди? В одном из интервью Татьяна Лиознова призналась, что знает о Штирлице всё. И после заключительных титров героя ждут совсем не лучшие дни: "Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый весёлый конец". Помолчав, она добавила: "Я при этом присутствовать не хочу. И не хочу заставлять зрителя это видеть".

В реальной жизни Штирлица как советского агента не существовало - это собирательный образ, выстроенный на историях нескольких шпионов, работавших в разное время в высшем немецком руководстве. Говорят, главному герою "Мгновений" повезло больше, чем настоящим разведчикам, чьи заслуги не были так же щедро отмечены Родиной. Как бы то ни было, Штирлиц - это все те, кто служил на благо своей страны, кого наградили и кого забыли, кто выиграл и кто проиграл в политических баталиях, кто выжил и кто не смог… Уже более 40 лет образ разведчика Исаева, он же штандартенфюрер СС Штирлиц, живёт в народе, став классикой, культом, легендой и историей.

Легендарный 12-серийный художественный телевизионный фильм режиссёра Татьяны Лиозновой был снят по одноименному роману писателя Юлиана Семенова . Когда шёл фильм, улицы были пустыми — народ занимал места перед телевизором заранее, каждую серию ждали, потом обсуждали на кухнях.

Действие военной драмы происходит незадолго до того, как Германия капитулировала во Второй мировой войне — с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой — советский разведчик Максим Максимович Исаев , он же штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц — получает важное задание. Ему нужно выяснить, кто именно из руководителей Рейха ведёт переговоры о перемирии Германии с США и Великобританией.

Режиссёр Татьяна Лиознова посвятила фильму несколько лет своей жизни. И народ это оценил: после «17 мгновений весны» режиссёру Татьяне Лиозновой пришло 12 мешков писем от зрителей и она все прочитала...

«Она большая мастерица, фанатично преданная своей профессии режиссера. — Рассказал „АиФ“ Леонид Куравлёв , сыгравший оберштурмбанфюрера СС Курта Айсмана. — Лиознова многому научила всех тех, кто с ней соприкасался. Татьяна Михайловна любила очень жесткую дисциплину. Это чувствуется на экране, кстати сказать. Ведь картина „17 мгновений весны“ — мужская картина, она не женская. Когда Лиознова входила в павильон, то наступала тишина — тишина не сказать, что мертвая, но тишина творческая. Пришла хозяйка заниматься творчеством и все знали, что она с каждого, от первого члена киногруппы до последнего члена киногруппы, потребует полной отдачи. Дисциплина — один из важных инструментов, который принёс успех картине».

Работа Лиозновой была проделана невероятная уже на стадии подготовки. Особенно тяжело давался выбор актёра для главной роли. «Штирлицами» могли стать Иннокентий Смоктуновский , Олег Стриженов , Юрий Соломин . Но главным претендентом был Арчил Гомиашвили , с которым, по слухам, у Татьяны Лиозновой тогда был роман. Как потом говорила Лиознова в интервью, в лице Штирлица она хотела видеть нечто антипатичное. Но все претенденты были заняты в других кинопроектах, а Тихонов был свободен. Сейчас уже даже трудно представить кого-то другого в роли Штирлица.

Интересное, что изначально Леониду Броневому предложили роль... Гитлера! (Кстати, на фюрера пробовался и все тот же Куравлев.)

Когда Леонид Броневой идёт по улице, вслед ему всегда разносится: «Смотри, смотри, Мюллер». Как говорит Леонид Сергеевич, ему иногда даже обидно: им сыграно огромное количество ролей в кино (более 120) и в театре, а для народа он навсегда Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». Хотя, рассуждает актёр, с другой стороны, здорово, что у него есть роль — «визитная» карточка.

















Когда Броневой пришёл на фотопробы на роль Гитлера, оказалось, что в гриме он действительно невероятно похож на фюрера. Но супруга артиста категорически была против, чтобы муж играл лидера Третьего рейха и сказала, что согласна только на то, чтобы он сыграл группенфюрера СС Генриха Мюллера. Конечно, как говорит сам артист, не только «протест» жены повлиял на его отказ от роли Адольфа Гитлера. На самом деле личность фюрера по сценарию выписана совсем не так тонко, как Мюллера.

В «17 мгновениях весны» лидер фашистов — вечно орущий персонаж, почти карикатура. А вот роль Мюллера стала интересной актерской задачей. Броневой погрузился с головой в работу. И за полгода до начала съемок «Семнадцати мгновений весны» Леонид Сергеевич выучил не только роль Мюллера, но и роль Штирлица.

Помогла в этом Броневому жена. Виктория Валентиновна читала монолог Тихонова, а Броневой — свой. Учили слова они ночами, т.к. днем жена Броневого была на работе. Поэтому, как рассказывал потом Леонид Сергеевич, супруга его очень вымоталась за время подготовки в фильму. Но, как сказал Леонид Броневой в интервью «АиФ», ему нужно было досконально знать монологи Штирлица, чтобы «точно отреагировать, выбрать правильную интонацию, жест». Кстати, решении актёрской задачи Броневому помог даже... тесный мундир. Именно из-за неудобства костюма появился знаменитый нервный тик Мюллера. Броневому сшили мундир на два размера меньше, чем нужно, и актёру постоянно резало шею.

«Поэтому я постоянно дергался и двигал головой», — говорит Броневой. — В итоге режиссёр Татьяна Лиознова не выдержала: «Что с вами?» — «Мне трёт мундир». — «Я не об этом. А почему бы нам не сделать это краской в тех местах, где Мюллер нервничает?» И Лиознова эти моменты в картине нашла.

Кстати, реальный Генрих Мюллер был высоким худым брюнетом с носом с горбинкой. Как сказал Броневой, если бы он узнал об этом до съёмок, то отказался бы от роли.

А вот Олег Табаков , наоборот, оказался невероятно похож на бригаденфюрера СС Вальтера Шелленберга. После выхода фильма на экраны Олегу Павловичу написала из Германии племянница Шелленберга, она говорила, что они всей семьёй с удовольствием каждый раз пересматривают фильм, т.к. родне приятно ещё раз увидеть «дядю Вальтера».

Легендарный сериал «17 мгновений весны» настолько полюбился зрителям, что персонажи картины стали жить собственной жизнью: народ сочинил огромное количество анекдотов про сладкую парочку «Штирлиц-Мюллер».

« Стой, кто идёт?!

— Дождь, сказал Штирлиц и забарабанил пальцами по стеклу».

«Штирлиц как-то решил разыграть Мюллера на 1 апреля. „Мюллер, а вы знаете, что я — русский разведчик?“ — „Не знаю!“, — в свою очередь, разыграл Мюллер Штирлица».

По признанию Леонида Броневого, его самые любимые анекдоты — тоже именно про Штирлица и Мюллера. Некоторые можно считать даже признанием в народной любви к актёрам, говорит Леонид Сергеевич. Например, «Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. „Броневой“, — подумал Штирлиц».

Первая серия легендарного телефильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» вышла ровно 43 года назад – 11 августа 1973 года. Лента настолько захватила внимание советских телезрителей, что во время ее трансляции улицы городов пустели – все внимание в это время было приковано к экранам. Мы отыскали 17 интересных фактов о картине и задействованных в ней актерах.

Кто последний на Штирлица?

Представить себе Штирлица в исполнении кого-то кроме Вячеслава Тихонова сейчас просто невозможно, однако поначалу его кандидатура не рассматривалась. Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино (именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны»). Сам же Тихонов попал в фильм случайно – его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой. На пробах, когда Тихонова загримировали и прилепили ему огромные пушистые усы, Лиознова, едва взглянув на него, чуть не отказалась от нового Штирлица, однако после прослушивания изменила свое решение.

Загадочный Брайтенбах

Штирлиц никогда не существовал в реальности – этого персонажа придумал писатель и киносценарист Юлиан Семенов. Однако есть легенда, что прототипом его был заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман (кличка Брайтенбах, кодовый номер - А201). Леман работал на СССР по собственной инициативе, его никто не вербовал. Любопытно, что Леман долгое время числился на хорошем счету у Гитлера, за что был награжден портретом фюрера с автографом. Следы Лемана в истории теряются в 1942 году, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения. Конечно, скорее всего, Вилли Леман погиб, но Татьяна Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны открытым», предоставив зрителю самому решить, что же случилось со Штирлицем.

Жена появилась вдруг

Жена Штирлица появилась в фильме только лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова – сценарий ее появления не предполагал. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма.

Несостоявшаяся роль Светланы Светличной

Пробы на роль жены полковника Исаева проходили певица Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, однако Татьяна Лиознова посчитала их кандидатуры неудачными. И хотя Светличная в конце концов прошла на роль влюбленной в Штирлица немки Габи, она долгое время жалела, что ей не удалось получить именно ту заветную роль. Хотя, к слову, ее исполнение Габи высоко оценили и зрители, для которых ее героиня стала воплощением безусловной и преданной любви, и критики, отмечавшие большой драматический талант актрисы.

Одним только взглядом

Интересная история связана с актрисой Элеонорой Шашковой, которая в итоге сыграла роль жены полковника Исаева. По воспоминаниям Шашковой, ее привели на съемочную площадку за день до начала съемок. Поначалу, сидя один на один с режиссером, она плохо справлялась с ролью. Однако затем Лиознова позвала Вячеслава Тихонова и посадила его перед актрисой, сказав: «А теперь серьезно. Вот твой муж-разведчик». Именно после этих слов, видя перед собой Тихонова-Штирлица, Шашкова исполнила роль так, как нужно – со сдержанной глубиной, одним взглядом показав все горькие, тяжелые, но светлые чувства своей героини. К слову, сам Вячеслав Тихонов рассказывал, что создавать напряженный и сосредоточенный взгляд Штирлица ему помогала таблица умножения: когда ему нужно было «тяжело» смотреть на кого-то, он просто начинал вспоминать примеры и пытался их решить.

Ребенок всех переиграл

Кстати, в эпизоде свидания Исаева с женой должен был быть маленький ребенок – сын полковника, которого он увидел впервые в жизни. Однако прямо во время съемок Лиознова скомандовала убрать ребенка, оставив Штирлица с женой тет-а-тет. Она рассудила, что, если в кадре появится ребенок, это добавит и без того перегруженной эмоциями встрече лишней сентиментальности, к тому же все внимание перейдет со взрослых на ребенка, который своей очаровательностью сведет на нет игру Тихонова и Шашковой.

Съемки под колпаком

Агенты КГБ, консультировавшие съемочную группу, признавались, что хоть им и понравился сильный эпизод встречи Исаева с женой, но отмечали, что в нем мало достоверности. Настоящая жена разведчика прекрасно понимала бы, в каких условиях проходит ее свидание с мужем, что за ним могут следить 24 часа в сутки, и потому никогда бы не позволила себе проявить какие-то «подозрительные» эмоции, чтобы не поставить под угрозу жизнь любимого человека. Кстати, «заказчиком» фильма были Комитет государственной безопасности и лично Юрий Андропов, но об этом в титрах, конечно же, никак не упоминается.

Еврейский взвод СС

Погоня создателей за исторической достоверностью в фильме привела к весьма забавной истории. Когда все кадры с участием немецкой армии были отсняты, некий консультант, пробежавшись взглядом по именам в титрах, заметил, что практически все воины СС – евреи. Второй консультант, действовавший независимо от первого, вынес то же резюме: у всех «немцев» еврейская внешность. Поэтому в срочном порядке из Эстонии приехали пятьдесят белокурых-голубоглазых курсантов-пограничников, которые и стали теми самыми воинами СС, что мы видим в фильме.

Покажите руки

В сцене, где Штирлиц раскладывает на столе спички, мы видим руки не Вячеслава Тихонова, а художника Феликса Ростоцкого. Причина такой странной замены в том, что на тыльной стороне руки Тихонова была внушительная чернильная татуировка «СЛАВА», которую он сделал еще в юности и убрать которую было не под силу никакому гриму. В то же время шифровки за профессора Плейшнера писал все тот же Ростоцкий – не из-за того, что у Евгения Евстигнеева была татуировка «ЖЕНЯ», а из-за почерка актера – писал он, как шутила Лиознова, как курица лапой.

На Кубу с любовью

Поклонником фильма «Семнадцать мгновений весны» был кубинский лидер Фидель Кастро, который познакомился с лентой весьма неожиданным образом. Он стал замечать, что несколько высокопоставленных чиновников раз за разом отпрашиваются с заседаний и сбегают домой. Когда он спросил у них напрямую, в чем же дело, ему объяснили, что все дело в советском телефильме о разведчике, работающем под прикрытием в фашистской Германии: ленту показывают без повтора в определенное время. Тогда Кастро, пользуясь связями, запросил у СССР копию кинофильма о Штирлице и устроил коллективный просмотр «Семнадцать мгновений весны» для всех членов правительства: все 12 серий были показаны за один вечер, в общей сложности это заняло 14 часов.

100 рубашек для разведчика

Все костюмы в картине были сшиты под присмотром консультанта – некоего полковника Брауна, который в свое время служил в разведке. Каждая деталь, от погон до значков и петлиц, была выверена, костюмы шили специализированные «генеральские» ателье, перед которыми поставили задачу одеть актеров безупречно. Весь «платяной» реквизит фильма еле-ее уместился в 60 крупных ящиков, которые заняли три стандартных грузовых вагона поезда. Как рассказывали очевидцы, когда всех статистов одели в немецкую форму «от кутюр-СССР», присутствовавшие на площадке немцы, когда-то видевшие подобное своими глазами, поежились – настолько все было реалистично. Кстати, специально для Штирлица действительно на съемочную площадку в ГДР привезли целых 100 белых рубашек – на всякий случай, чтобы советский разведчик выглядел на экране безупречно.

Эффект присутствия

В 1970-х годах цветное телевидение уже существовало, хотя телевизор с такой цветопередачей был редкостью. Несмотря на это, Татьяна Лиознова решила снимать фильм черно-белым – для максимального сходства с документальной лентой. Такое решение режиссер приняла еще и потому, что в фильме есть много вставок с настоящей документальной хроникой, и Лиознова не хотела, чтобы они «выбивались» из визуального ряда ленты и хоть как-то влияли на «эффект присутствия» зрителя в фильме.

Держи фашиста!

Съемки «Семнадцати мгновений весны» не обошлись без курьезов. Так, Вячеслава Тихонова жители Восточного Берлина чуть не сдали в полицию. Актер, торопясь на съемки, решил одеться в форму СС прямо в номере гостиницы и пойти по улицам в костюме. Но стоило ему показаться на людях, как его стали окружать негодующие люди, принявшие его за фашиста (впрочем, непонятно откуда взявшегося – на дворе 1970-й год). Спасло Тихонова то, что из-за его опоздания за ним выслали ассистентов режиссера, которые с трудом утихомирили общественность и чуть ли не с боем увели несостоявшегося фашиста на съемки.

«Чей же ты, дурашка?»

Знаменитая сцена, где Штирлиц разговаривает с собакой, была импровизацией. Во время съемок парковки машины Вячеслав Тихонов, как было предписано сценарием, неторопливо вышел из автомобиля, и в это же время к нему подбежал пес, с который гулял с хозяином неподалеку. Актер не растерялся, присел, протянул руку собаке и под прицелом камер, в образе Штирлица, спросил: «Чей же ты, дурашка?» Пес ткнулся в ладонь Тихонова и стал ласкаться. Татьяне Лиозновой очень понравилась эта сцена, и она решила включить ее в финальный монтаж фильма.

«Веселый Роджер» и Лев Дуров

Гестаповец Клаус, которого в фильме сыграл Лев Дуров, должен был умереть в ГДР, однако актера отказались отпускать за границу. Когда Дуров пришел получать разрешение на выезд, ему стали задавать стандартные вопросы: опишите советский флаг, расскажите о союзных республиках… Дуров, однако, не захотел отвечать на вопросы, и вместо советского флага стал описывать пиратский «Веселый Роджер», а в качестве столиц СССР упомянул Лондон, Париж, Брюссель и еще несколько городов, которые никогда даже близко не были советскими. В итоге Дуров не поехал в ГДР из-за формулировки «плохое поведение», а Клаус умер где-то в подмосковном лесу.

«Семнадцать мгновений весны» и уровень преступности

«Семнадцать мгновений весны» буквально с момента премьеры стали культовым фильмом в СССР. Ленту посмотрели, в общей сложности, более 200 млн зрителей. Причем, по сообщениям Гостелерадио СССР, ровно в то время, когда начинался показ, улицы те или иных городов СССР пустели, снижалось потребление воды и электричества, падал даже уровень преступности – все были прикованы к экранам.

Кобзон, который не Кобзон

Исполнять песни к «Семнадцати мгновениям весны» хотели Муслим Магомаев, Валентина Толкунова, Валерий Ободзинский и еще целый ряд популярных в то время певцов, но Татьяна Лиознова отклонила почти все кандидатуры, за исключением Иосифа Кобзона. Однако при встрече с певцом Лиознова сделала совершенно неожиданное для Кобзона заявление: его манера исполнения фильму не подходит, и если он хочет петь, то должен будет использовать другой тембр. Знаменитую композицию «Не думай о секундах свысока» Кобзон переписывал по меньшей мере десять раз – и каждый раз в разном исполнении.

Искала историю, которая вдохновила бы на новую работу, и ей попалась книга Семенова. После прочтения она связалась с автором и оказалось, к нему уже обратился тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов и попросил написать сценарий для экранизации. Сценарий был уже готов и даже передан в «Ленфильм», но Лиознова не отступила и добилась передачи сценария ей.

Сценарий Татьяне Лиозновой понравился гораздо меньше, чем книга. Она взялась за переделку и попросила Семёнова добавить в сюжет мелодрамы и личной жизни разведчика. У писателя детективов это не было сильной стороной, поэтому романтику пришлось вписывать самой Лиозновой. Она добавила в окружение Штирлица несколько персонажей «без мундиров», например, влюблённую Габи и фрау Заурих… Работа над сценарием на всю жизнь рассорила режиссёра с писателем, который не хотел, чтобы в титрах Лиознова указывала себя как второго сценариста.

Вообще этот фильм стоил Лиозновой многих отношений. На неё был обижен и Иосиф Кобзон, который исполнил знаменитые «Мгновения» и «Песню о далёкой Родине». Лиознова просила певца петь в несвойственной ему манере, так как не хотела, чтобы зритель узнал его по голосу. Кобзона это серьёзно задело, но просьбу он выполнил.


В фильме использовалось много документальной хроники. Для того, чтобы не было заметного перехода от кино к документалистике, Татьяна Лиознова решила делать весь фильм чёрно-белым. Сначала документальных кадров было гораздо меньше, но после показа смонтированного варианта руководству телевидения и чинам разных структур на режиссёра посыпались упрёки от военных. Их обидело ощущение, что войну выиграли преимущественно разведчики. Татьяна Лиознова включила в фильм метры военной хроники, и претензии были сняты.


Главным претендентом на роль Штирлица был . У них с Татьяной Лиозновой был роман, да и Юлиан Семёнов одобрил его кандидатуру. Но худсовет сразу отверг Штирлица с гордым грузинским профилем. Актёр настолько обиделся, что Лиознова не отстояла его кандидатуру, что уехал в Тбилиси и роман вскоре закончился…
На роль главного киноразведчика страны пробовались , и , но никто из них не был готов отдать проекту несколько лет. В отличие от . Актёра пригласили на пробы, загримировали, приделали пышные усы и… режиссёр пришла в ужас. Но её покорило умение Тихонова выразительно молчать и играть взглядом, а пообщавшись она поняла, что лучшего Штирлица не будет.


Роль Мюллера сначала предложили , но тот отказался «играть фашиста». Тогда утвердили , хотя Лиознова считала, что для шефа гестапо у актёра слишком доброе лицо. пробовался на роль Гитлера, но образ получился неубедительным. Тогда режиссёр завязала ему один глаз и попросила оставшимся «прожечь» присутствующих, с этим Куравлёв справился отлично и его утвердили на роль Айсмана. Радисткой Кэт режиссёр видела Екатерину Градову или , а так как Алфёрова не приехала на пробы — выбор стал очевиден. был утвержден на роль Шеленберга, как оказалось, к большой радости потомков генерала. Они написали актёру, что образ получился один в один, и когда они хотят взглянуть на «дядю Вальтера», то смотрят «Семнадцать мгновений весны».

Когда в кадре крупным планом появляются руки Штирлица — это руки не Вячеслава Тихонова, а работавшего на картине художника. Дело в том, что у актёра на тыльной стороне кисти был привет из молодости — большая чернильная татуировка «Слава». Гримом её скрыть не удавалось, а у разведчика не могло быть никаких татуировок. Если присмотреться, то можно отметить, что вообще на крупных планах у Тихонова чаще всего видна только одна рука. За шифровки в кадре тоже писал художник — у актёра был такой отвратительный почерк, что все буквы и цифры были похожи друг на друга.


Съёмки шли три года, и за это время съёмочная группа объехала массу городов в разных странах. Берлин снимали в настоящем Берлине, эпизоды с пастором Шлагом и швейцарской границей — в Тбилиси и Боржоми, явка разведчика была провалена на улице Яуниела в Риге, Штирлиц ждал Бормана в Ленинградском зоопарке, агента Клауса убили в подмосковном лесу.
Бывало так, что одну короткую сцену снимали в разных городах. Так профессор Плейшнер шел по немецкому городу Майнцу, затем смотрел на медвежат в Тбилиси, доходил до Цветочной улицы и выбрасывался из окна конспиративной квартиры уже в Риге… Сейчас около дома с «конспиративной квартирой» по улице Яуниела открыт отель «Юстас» с прилегающим рестораном «Алекс».


Съёмки убийства Клауса, которого играл , пришлось проводить в Подмосковье не просто так. Актёра не выпустили за границу по результатам собеседования с парткомкомиссией! Лев Дуров отличался вспыльчивым характером и отменным чувством юмора и всё это продемонстрировал комиссии. Вопрос «Опишите советский флаг» показался ему настолько глупым, что он описал пиратский флаг Весёлый Роджер. Комиссия удивилась, но продолжила задавать вопросы. Дуров решил, что хуже уже не будет и в ответ нёс полную ерунду: называл Малаховку и Тамбов союзными республиками и говорил, что не знает ни одного члена Политбюро, так в нём не состоит.
Режиссёру оскорблённый расспросами актёр сказал, что у нее два выхода — брать другого актёра или убивать Клауса в советских лесах, а лично он больше ни на какую выездную комиссию не пойдет…


Сцена встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант» сначала планировалась ещё пронзительней. Вячеслав Тихонов предложил показать разведчику не только жену, но и их ребёнка. Идея была хорошей, но режиссёр боялась, что ребёнок может отвлечь внимание зрителя, а ей хотелось бы показать силу женских чувств. Жену Штирлица рвалась сыграть . Она уже снималась в роли влюблённой Габи, и ей хотелось второй ролью подчеркнуть женский типаж, который нравится разведчику, но Лиознова не захотела снимать с роли .
На самом деле на съёмках этой сцены Тихонов и Шашкова не сидели друг напротив друга — их снимали по отдельности. Актриса была очарована партнёром и ей достаточно было просто видеть его в павильоне, чтобы её глаза выражали всё, что нужно… А Тихонов для того, чтобы сделать взгляд проникновенным, вспоминал таблицу умножения.


Существует легенда, что у Штирлица был реальный прототип — гестаповец Вильгельм Леман, который работал на советскую разведку, и до сих пор никто точно не знает по идейным или меркантильным соображениям. На самом деле Леман никак не мог быть прототипом — данные о нём были рассекречены гораздо позже, чем Юлиан Семёнов написал цикл о разведчике Максиме Исаеве.

11 августа 1973 года на телеэкраны вышел многосерийный фильм, который приковал к экранам миллионы жителей разных из разных уголков необъятного В честь 45-летия культовой картины «Семнадцать мгновений весны» сайт расскажет интересные факты о ее съемках.

«Семнадцать мгновений весны» отмечает 45-летний юбилей

Для того, чтобы кинолента «Семнадцать мгновений весны» стала культовой и легендарной, хватило всего нескольких дней. Фильм был снят по сюжету романа Юлиана Семёнова и впервые транслировался в СССР с 11 августа 1973 года.

В основу сюжета романа положены реальные события Второй мировой войны, когда немецкие представители пытались договориться с представителями западных разведок о заключении сепаратного мира. Операция получила название «Санрайз».

Интересные факты о фильме режиссера Татьяны Лиозновой

У Штирлица могло бы быть другое лицо

Роль Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны» сыграл всем известный советский актер Вячеслав Тихонов. Но, оказывается, роль главного героя картины мог исполнить совсем другой актер.

Автор сценария, например, видел в этой роли Арчила Гомиашвили, а другие члены съемочной команды предлагали кандидатуру Олега Стриженова. Свободным от работы в тот момент оказался именно Тихонов. После первых же проб легендарного актера утвердили, и съёмочный процесс начался.

Штирлиц - выдумка автора романа

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица

На самом деле такого персонажа в реальной жизни никогда не существовало. Поговаривают, что характер главного героя взят из жизни немца, который в годы Второй мировой войны работал на советскую разведку. Судьба Вилли Лемана, который добровольно работал с советскими спецслужбами, сложилась очень трагично, но режиссер картины Татьяна Лиознова не стала «убивать» своего героя, предоставив возможность придумать концовку каждому телезрителю.

Жена Штирлица была придумана в последний момент

Как это часто бывает, сюжет фильма, судьбы главных героев и другие моменты придумывались уже в процессе съемок. Так было и с женой Штирлица. Супругу Исаева предложил добавить в сценарий Вячеслав Тихонов. Эту роль сыграла актриса Элеонора Шашкова.

Элеонора Шашкова в роли супруги Исаева

Мюллер тоже долго был «без лица»

Шефа гестапо изначально должен был сыграть известный на то время актер Всеволод Санаев. Однако, он отказался от предложения из-за своих убеждений.

«Я секретарь парторганизации «Мосфильма», фашистов не играю!» - заявил звезда режиссеру фильма «Семнадцать мгновений весны».

Так на съемочную площадку попал начинающий киноактер Леонид Броневой. Образ Мюллера у него получился запоминающимся и очень колоритным.

Леонид Броневой в роли Мюллера

Авторы фильма обидели Иосифа Кобзона

Музыкальное сопровождение играет в любом фильме очень важную роль. «Семнадцать мгновений весны» - не стал исключением. Музыку для картины написал советский и российский композитор Микаэл Таривердиев. Всего было создано 12 песен, но пригодились только две.

Легендарную «Не думай о минутах свысока» исполнил певец Иосиф Кобзон. Но режиссер фильма не только просила артиста максимально изменить свой голос, чтобы он стал неузнаваемым, так еще и фамилию Иосифа Давыдовича в титрах не указали. Естественно, Кобзона это обидело.

Почему фильм был черно-белым?

Многих поклонников картины «Семнадцать мгновений весны» этот вопрос очень интересовал, ведь в 1970-е уже полным ходом снимались цветные фильмы. Все дело в том, что такова была задумка режиссера.

Татьяна Лиознова намеренно добивалась сходства с документальной лентой, поэтому в фильме использовано немало материалов с военными хрониками, которые никак не могли быть цветными.

Настоящий шедевр!

По данным Гостелерадио, премьеру «Семнадцати мгновений весны» посмотрели более 200 миллионов зрителей. На протяжении двенадцати вечеров улицы городов СССР резко пустели, снижалось потребление воды, падал даже уровень преступности - все люди были прикованы к экранам.

И, несмотря на присутствие неточностей и киноляпов в фильме (как же без них!), «Семнадцать мгновений весны» всегда был и продолжает считаться бессмертным шедевром советского кинематографа.

Возможно, вам также будет интересно узнать, что на данный момент идут съемки продолжения еще одной культовой киносаги О том, когда состоится премьера, и кто сыграет в новом фильме главные роли, рассказала в своем Инстаграме актриса Светлана Дружинина.