История сибири, бронзовый век. Бронзовый век

15. БРОНЗОВЫ ВЕК СИБИРИ ИРМЕНСКАЯ КУЛЬТУРА

Бронзовый век в Сибири датируется III – I тысячелетием до нашей эры. Климат в этой период был сухой, но теплый, что благоприятствовало росту обильных трав в степях, стимулируя тем самым развитие скотоводства. Основным материалам для изготовления орудий труда и оружия продолжали оставаться камень, кость и дерево. Однако появились и начали все более широко распространяться орудия труда и оружия их бронзы. Еще раньше в качестве материала для изготовления орудий труда использовалась медь. Но медь имеет температуру плавления – 1084 градуса по Цельсию, да и очень мягкий металл. Человек открыл свойство понижать температуру плавления, добавляя в медь олово. Полученный сплав назвали бронзой. Температура плавления бронзы – 700-900 градусов по Цельсию. Медную руду добывали на Алтае; оловянную на территории Казахстана и в других местах. Памятники эпохи ранней бронзы (конец III тысячелетия-первой половины II тысячелетия до нашей эры) обнаружены археологами в Барабинской лесостепи у устья р. Алеус; вблизи с. Крохалевка, Коченевского района. На памятнике Крохалевка-4 обнаружен обломок литейной формы, на памятнике Марково-2 тигель для бронзово-литейного производства. Эти и ряд других фактов говорят о развитом бронзово-литейном производстве. Судя по остаткам костей быка, лошади, можно судить о том, что насельники этих мест вели производящее хозяйство. Кроме того, находки больших каменных грузил говорят о развитии рыболовства. Занимались они и охотой. В период II тысячелетия до нашей эры на территории нашей области существовали кротовская и самусьская культуры. Памятники кротовской культуры представлены поселениями Кротово-7, Венгерово-2 и др. Жили в жилищах, построенных из дерева и слегка заглубленных в землю. Очень много найдено поделок из глины, прежде всего посуда и каменные орудия труда. Судя по остаткам костей животных: косули, медведя, лося, быка, барана, лошади, наряду с охотой большое место в хозяйстве занимало скотоводство. Встреченные в большом количестве кости, и чешуя рыбы говорили о занятиях населения рыболовством.

Ирменская культура.

Ирменская культура. Эпоха поздней бронзы IX - VIII вв. до н.э.. Название получила по наименованию ныне затопленного Обским водохранилищем поселения в Новосибирском Приобье. В Томском Приобье она известна по Еловским могильни-кам, поселениям Еловскому, Басандайскому, Больше-киргизскому (Чекист), Самусь IV, Осинникам, Ирине-кому Борику. В Новосибирском Приобье и Барабинской лесостепи - по могильникам Преображенка -3, Гандический совхоз, Аббрамово-4, Кама-1 поселеним Милованово-1, Ирмень-1,Чингис-1, городищ Каргат-4, Чича. Ирменцы жили, как правило, в больших по площади жидищах, порой свыше 100м. кв. На поселения насчитывается несколько таких жилищ. Рядом с ними удавалось обнаружить огромные зольники. В эпоху поздней бронзы в Западной Сибири наблюдается новая волна миграционных процессов, вызванных дальнейшим ростом производящих форм хозяйства. Движение шло в двух направлениях: в начале I тыс. до н.э.-с юга из районов культур карасукского типа и в пределах первой четверти I тыс.-движение северных племен, носителей крестовой керамики. В этот период растет военная межплеменная напряженность в внешних взаимоотношения, результатом чего является появление первых= укрепленных рвами и валами поселений - городищ.

Хоронили своих сородичей ирменцы под курганными насыпями. Под одной насыпью могло быть сделано несколько (до 17) захоронений совершенны по обряду трупоположе-ния. В этом случае покойников помещали рядами. Могилы сооружали неглубокие, порядка 20 - 25см. Чаще всего погребенных укладывали на уровне дневной поверхности или даже в насыпь кургана. Выделяется две основных разновидности погребального обряда - положение в скорченном положении на правом боку в скорченном положении, головй на Ю, иногда с отклонениями в ориентации к З и В. и, так называемые вторичные захоронения, когда умерший до окончательного погребения какое-то время находился на открытом воздухе, в результате чего погребались уже перемешанные останки. При раскопках курганов отмечено несколько случаев, когда по периметру курган окружался несомкнутым ровиком, иногда четырехугольным с со следами тризны (сосуды, кости животных) в заполнении. ое в них ставили деревянную обкладку из бревен в виде рамы, сверху клали три поперечные плахи. В Томском Приобье преобладающей ориентацией было ЮЗ направление. Кроме положения в скорченной позе на правом боку, здесь встречена и кремация тел. В этом случае умерших сжигали полностью или частично. В погребения ставились курамические сосуды, бронзовые украшения - серьги, пронизки, бусины, изредки ножи, наконечники дротиков.

Посуду ирменцев можно разделить по на бытовую и парадную. Первая группа представлена крупными горшками с прямой или отогнутой шейкой и резким переходом в раздутое тулово. Орнамент резной, геометрический, с бордюрным построением. Шейка украшена решеткой, штрихованными треугольниками, ромбами, зигзагами, заключенными между горизонтальными резными поясами. В нижней части шейки обязательно шел пояс жемчужинка. Тулово украшено треугольными фестонами, зигзагообразными лентами. Вторая группа состоит из небольших, приземистых, резко профилированных горшков, в основном плоскодонных, иногда круглодонных. Орнаментация сосудов значительно ближе карасукской, чем в первой группе. Шейка часто без орнамента, иногда с поясом заштрихованных треугольников или ромбов. Жемчужник почти не встречается. Орнамент на тулове аналогичен первой группе

Историческая значимость освоения человеком бронзовой металлургии на территорииРоссийской Азии состоит в том, что она не только стимулировала подъём производительности труда, но также и обеспечила серийное производство изделий, увеличила возможность выбора наиболее рациональных типологических и технологических стандартов. В бронзовом веке, в отличие от предыдущих историко-археологических периодов, металл стал не просто показателем, а одним из главных условий развития производительных сил, что, в свою очередь, намного повысило темпы роста производства, создало предпосылки для развития ремесла, качественно изменило характер торгово-экономических связей.
В степной и лесостепной зонах Сибири этот подъём выразился в возрастающей популярности пастушеско-земледельческих занятий; на севере лесостепной и на юге таёжной зон — в усилившейся тенденции к становлению многоотраслевого хозяйства, динамично сочетавшего присваивающие промыслы (охоту и рыболовство) и производящие отрасли (пастушество и земледелие); в глубинных таёжных районах и в тундровой зоне — в усовершенствовании традиционных и изобретении новых, более рациональных способов добычи охотничье-рыболовческого продукта.

Особое внимание привлекает уникальный комплекс археологических памятников Южного Зауралья, относимый к синташтинской культуреи известной под именем «Страна Городов». Здесь обнаружено более 20 укреплённых поселений с круглой, овальной или прямоугольной планировкой (наиболее известное из них — Аркаим) и многочисленными следами бронзолитейного производства в жилых помещениях. Особенно интересны встреченные в синташтинских могилах остатки боевых колесниц.
Синташтинская культура по существу не связана с местными культурными традициями и содержит ряд элементов западных и южных культур. По европейским меркам она относится не к раннему, а к среднему этапу бронзового века, однако в Южном Зауралье следует непосредственно за местным энеолитом и эпохально входит в раннебронзовый пласт урало-сибирских культур. Похожая эпохальная асинхронность наблюдается и в других местах Сибири. Так, афанасьевская культура, родственная и одновременная ямной («раннебронзовой») культуре восточноевропейских степей (доживает до рубежа III и II тыс. до н. э.), придя в Алтае-Саянский регион, внедрилась в среду местных неолитических и энеолитических культур.

В Восточном Зауралье и на Западно-Сибирской равнине в 1-ой трети II тыс. до н. э. продолжали сосуществовать три определившиеся ещё в неолите линии этнокультурной преемственности, наиболее выраженные в традиционности орнаментальных комплексов — отступающе-прочерченного, печатно-гребенчатого и гребенчато-ямочного. Среди достаточно изученных «раннебронзовых» культур юга Западно-Сибирской равнины отступающе-прочерченный орнаментальный комплекс занимал главное место в ташковской , гребенчато-ямочный — в одиновской , гребенчатый — в елунинской культурных группах.
Севернее — в низовьях Оби и на восточноуральской стороне Западной Сибири — взаимодействие трёх названных орнаментальных (этнокультурных) традиций шло при повышающемся приоритете печатно-гребенчатого комплекса (сартыньинская культура, полымьятская группа памятников, коптяковская культура); в правобережной части таёжного Обь-Иртышья — при возрастающей роли гребенчато-ямочной орнаментации.
В Прибайкалье продолжает существовать сформировавшаяся ещё в неолите глазковская культура, в погребениях которой (1-я половина I тыс. до н. э.) встречены медные поделки. Западную половину Забайкалья занимает в это время близкаяглазковской фофановская группа памятников, восточную — неолитоидная по облику амогалонская группа. Здесь также известны следы металлообработки.
Около рубежа III и II тысячелетий до н. э., к северу от Байкальского региона Восточной Сибири, сформировалась очень обширная по площади (вся нынешняя Якутия и отчасти прилегающие области) и тоже во многом неолитоидная ымыяхтахская культура, длившаяся почти все II тысячелетие до н. э. (в северной части ареала — ещё дольше, вплоть до эпохи железа), а возможно, до более позднего времени.
В полосе, прилегающей к Тихому океану, продолжалось развитие неолитических культур.

Особенно зримо сибирский бронзовый век проявился во 2-ой трети II тыс. до н. э. — прежде всего на территории Западной Сибири, Алтая и Саян. В это время в лесостепном и южнотаёжном Обь-Иртышье, в ареале культур отступающе-прочерченной (отступающе-накольчатой) керамики (логиновская , самусьская , елунинская , кротовская ), возникают локальные очаги самусьско-сейминской металлургии, продуцирующие разнообразные бронзовые изделия: богато орнаментированные кельты, копья с вильчатым стержнем, ножи с колоритными фигурными навершиями и другие вещи высочайших типологических и технологических достоинств.
Самусьско-сейминские типы бронзовых изделий появились в уже сложившемся виде и почти сразу же распространились на огромной территории — от Северного Китая до Камско-Окского района и ещё дальше.
Не менее интересна другая культура этого времени окуневская (Хакасско-Минусинская котловина, прилегающие районы Горного Алтая и Тывы), знаменитая уникальным изобразительным искусством, отзвуки стиля и сюжетов которого прослеживаются вплоть до позднебронзового и скифского времени.
В северных областях Западной Сибири по-прежнему сосуществуют отступающе-прочерченная, печатно-гребенчатая (сартыньинская ,варпаульская ,ортинская культуры) и гребенчато-ямочная орнаментальные (этнокультурные) традиции. В восточной части таёжного Обь-Иртышья все большую роль играет население с гребенчато-ямочной керамикой. На северо-востоке продолжается ымыяхтахская культура.

В Прибайкалье по-прежнему обитает население глазковской культуры, тоже использующее некоторые бронзовые вещи, скорее всего неместного происхождения. В Западном Забайкалье живут продолжатели фофановской или фофановско-глазковской культурной традиции. В Восточном Забайкалье, в пределах бывшего амогалонского ареала, около середины II тыс. до н. э. начинает складываться дворцовская культура, относимая уже к бронзовому веку.

Около середины II тыс. до н. э. в степной и лесостепной полосе от Урала до Енисея утвердилась андроновская историко-культурная общность, с двумя основными вариантами — алакульским и федоровским. Основная же ее территория уходит в степной Казахстан, а местами вплоть до предгорий Тянь-Шаня.
Около ХIV-ХIII вв. до н. э. начинается массовая миграция федоровского населения на восток — в сторону лесостепного Обь-Иртышья, Алтая и Саян, а затем и на север — в предтаёжные и южнотаёжные районы, что привело к полному исчезновению очагов самусьско-сейминского бронзолитейного производства. Пришельцы-андроновцы принесли на осваиваемые территории совершенно иной бронзолитейный комплекс, иную керамику, иные культы и ритуалы.
В таёжном обь-иртышском и обь-енисейском междуречье почти полностью господствует культура гребенчато - ямочной керамики .
На территории нынешней Якутии продолжается ымыяхтахская культура, а почти весь Российский Дальний Восток, по-прежнему занимают культуры « пережиточного неолита » .

Около начала последней четверти II тыс. до н. э. в Восточном Зауралье и на Западно-Сибирской равнине формируются так называемые андроноидные культуры, динамично сочетавшие в своем облике элементы северных (гребенчато-ямочных) и южных (федоровских) этнокультурных и хозяйственных традиций: черкаскульская ,сузгунская ,еловская ,корчажкинская. Черкаскульская явилась, как предполагается, прямым следствием адаптивной трансформации федоровской культуры в условиях подвижки из лесостепи в сторону лесной зоны. Что касается сузгунской и еловской культур, то они, сформировались в результате взаимодействия северных «гребенчато-ямочников» и федоровцев.

В левобережной части Обского бассейна складываются новые культуры (на местной печатно-гребенчатой основе при участии «гребенчато-ямочников»), из которых наиболее изучены лозьвинская и атлымская, испытавшие определенное «андроноидное» влияние.
В Хакасско-Минусинской котловине с ХIII-ХII вв. до н. э. Утверждается карасукская культура, знаменующая наступление новой (постандроновской) карасукской эпохи.

В Прибайкалье на смену во многом энеолитоидным глазковским древностям приходит генетически связанная с ними шиверская группапамятников, начало существования которой принято синхронизировать с началом карасукской эпохи.
В Западном Забайкалье фофановскую группу населения, близкую по ряду признакам глазковцам, сменяют западные пришельцы, оставившие на своих кладбищах своеобразные надмогильные сооружения — херексуры.
В Восточном Забайкалье в это время дворцовская культура бронзового века перерастает в культуру плиточных могил, длившуюся здесь до (или почти до) хуннского времени.
К северу от Байкальского региона продолжает существовать ымыяхтахская культура. На побережьях Берингова и Охотского морей, по-прежнему локализуются «культуры пережиточного неолита». Только в Приморье около ХIII-ХII вв. до н. э. «пережиточный неолит» сменяется бронзовым веком, известным здесь преимущественно по двум соседним культурам — синегайской и лидовской, существующих тут вплоть до железного века.

В таёжном Обь-Иртышье продолжает господствовать гребенчато-ямочная керамика, осложнённая включением в орнаментальное поле некоторых элементов андроновского (точнее андроноидного) декоративного комплекса, особенно заметных в лозьвинской и атлымской посуде. Печатно-гребенчатая орнаментальная традиция во многих районах западносибирской тайги к этому времени почти полностью растворилась в гребенчато-ямочной линии этнокультурной преемственности. Предполагается существование внутри гребенчато-ямочного ареала «островных» включений отдельных групп населения с керамикой, орнаментированной в архаичной отступающе-накольчатой манере, (например, одна из групп керамики молчановской культурыв Нижнем Причулымье).
В лесостепной полосе и на южнотаёжной окраине Западной Сибири формируются постандроновские культуры — межовская , бархатовская , ирменская. Определённую роль в сложении названных культур сыграли усилившиеся влияния на этнокультурную ситуацию в западносибирской лесостепи степных культур Южной Сибири и Казахстана. Так, ирменская культура в лесостепном Обь-Иртышье сформировалась на еловско-корчажкинской основе при участии весьма существенных карасукских воздействий. Карасукская культура,локализовашаяся в основном в пределах Хакасско-Минусинской котловины, стала в поздний период бронзового века главной законодательницей сибирских культурных «мод», что проявилось, прежде всего, в активном распространении на запад и на восток от Алтае-Саян карасукских бронзовых изделий — ножей, кинжалов, наконечников копий, украшений и т. д. Карасукские бронзы хорошо известны на территории ирменской культуры, в Казахстане, в байкальском регионе и даже на юге Дальнего Востока — в Приморье.
В Байкальском регионе тоже произошли заметные этнокультурные перемены. На территории Прибайкалья глазковские памятники уступили место шиверским , наиболее изученным по материалам Шиверского могильника на Ангаре. Несмотря на ряд отличий шиверских материалов от глазковских, преемственность их представляется вполне реальной.
Фофановскую группу памятников в Западном Забайкалье сменила культура могил-херексуров , ареал которой распространялся и далее на запад — в Алтае-Саянский регион, включая Тыву, Алтай и др. Термин «культура» применительно к могилам-херексурам весьма условен, поскольку учитывает лишь структуру надмогильных сооружений, тогда как вещевой материал в разных местах ареала мог быть далеко не однозначным. В Восточном Забайкалье ранее существовавшая там дворцовская культура перерастает (около ХIII-ХII в. до н. э.) в культуру плиточных могил , уходящую основной частью ареала в сторону Монголии. Любопытно: антропологический тип покойников из плиточных могил принадлежит преимущественно монголоидной расе, тогда как из херексуров — европеоидной.
Южная граница ымыяхтахской культуры отодвинулась к северу, чуть ли не до полярного круга, а большую часть её ареала заняла усть-мильская культура,в пределах которой встречены бронзовые изделия карасукских и раннетагарских форм.
На Дальнем Востоке продолжают существовать синегайская и лидовская культуры бронзового века.

Самая древняя культура эпохи металла в Южной Сибири была афанасьевская, получившая название эт могильника, распо­ложенного под Афанасьевской горой, на берегу Енисея. Известно много афанасьевских могильников III тысячелетия до н. э. в вер­ховьях Енисея и на Алтае.

Афанасьевские родовые кладбища состоят из нескольких десятков примыкающих одна к другой могил, заметных на поверх­ности земли по выступающим наружу камням. Под каменными выкладками находятся могильные ямы, заваленные сверху кам­нями. Погребения в большинстве случаев одиночные. Скелеты лежат скорченио, преимущественно на боку или на спине. В мо­гилах рядом с погребенным ставили глиняные сосуды, клали куски мяса домашних или диких животных, орудия труда. Одежда людей была богато украшена нашивками и амулетами из костей и клыков животных.

Инвентарь афанасьевской культуры носит в значительной сте­пени неолитический облик. Встречаются немногочисленные метал­лические предметы - самые ранние на этой территории. Это не­большие медные ножи, проволочные колечки, медные кинжалы и игольники в виде трубочек. Но значительное место в обиходе людей продолжали занимать каменные орудия труда, прежде всего своеобразные массивные каменные колотушки. Они появи­лись в афанасьевскую культуру и применялись для дробления руды. Такие же колотушки были найдены в погребениях ката­комбной культуры и в древних выработках руды на Колбинском хребте в Восточном Казахстане. По-прежнему широко, как и в неолите, употреблялись каменные тёсла и каменные ретуширо­ванные наконечники стрел.

Афанасьевские глиняные сосуды в большинстве своем имеют острое дно и яйцевидную, вытянутую форму. Иногда встречаются сосуды шаровидной формы и низкие курильницы с плоским дном. Сосуды слеплены от руки и покрыты елочным орнаментом, про­черченным по сырой глине, или оттиснуты гребенчатым штампом.

Установлено, что население афанасьевской культуры жило оседло, жилища строились в виде землянок с бревенчатым по­толком.

В хозяйстве населения афанасьевской культуры, по сравнению с неолитом, произошли значительные изменения. Среди них сле­дует отметить два: начало металлургии меди и развитие ското­водства. В афанасьевских могилах найдены кости овцы, домаш­него быка и лошади. Эти животные были приручены эще значи­тельно раньше, в районах Средней Азии, а потом распространи­лись в Южной Сибири. Однако развитие скотоводства в то время еще не вытеснило хозяйственной роли охоты, рыбной ловли и собирательства. Эти старые виды хозяйства не только продолжали существовать, но есть основания полагать, что в афанасьевскую культуру они были еще основными. Сделать такой вывод позво­ляют находки костей диких животных и наличие охотничьего инвентаря: каменных и костяных наконечников стрел и копий, метательных шаров, ножей, сделанных из рога. Немалую роль наряду с охотой играло и рыболовство. Рыбу ловили разными способами; на археологическом материале хорошо прослежи­вается один из них - ловля рыбы сетями, о чем свидетельствуют многочисленные грузила от рыболовных сетей.

Антропологические исследования показали, что афанасьевцы принадлежали к европейской расе; они отличались высоким ростом, крепким телосложением, большеголовостью, широким лицом. В конце существования афанасьевской культуры происхо­дят значительные перемены, складывается новый этап, назван­ный окуневской культурой (Окуневский могильник). Посуда пред­ставлена банками и светильниками с перегородкой внутри. По­верхность их целиком покрыта разнообразным орнаментом: гео­метрические узоры, волнистые линии, штрихи, оттиски зубчатого штампа. Орудия труда и оружие изготавливались из камня, бронзы, кости или рога. Значительное место занимает обработка металла. Интересны бронзовые ножи в виде листовидной кованой пластинки, закреплявшейся в рукоятке. Из металла делали шилья, рыболовные крючки, игольники. Окуневцы любили укра­шать одежду, нашивая на нее мелкий бисер. В могилах часто встречаются ожерелья из зубов соболя и каменные бусы.

В окуневских могилах обнаружены различные культовые пред­меты: небольшие скульптурные женские головки с ниспадающими волосами, черепа птиц, каменные подвески. Уникальны плиты с рисунками из окуневских погребальных склепов. Они раскры­вают перед нами сложную картину мировоззрения древних ското­водов. На плита.х изобрал^ены фантастические стилизованные трехглазые существа с коронами, быки-бизоны, птицы. На одной из них показан огромный полосатый зверь с оскаленной пастью, длинным хвостом, с птичьими ногами. Очевидно, перед нами соби­рательный образ злого существа. Эти весьма загадочные, полные фантазии рисунки носят культовый характер. Смысл их частично был рас­крыт, когда в одном из могильников на черепах удалось проследить остат­ки охры, которой были украшены ли­ца. Эти следы передавали очертания таких же рисунков, что и на плитах.

Андроновская культура

Во II тысячелетии до нашей эры в южной части Западной Сибири ши­роко распространяется андроновская культура. Свое название она получила по первым находкам у деревни Андроно­вой (около Ачинска).

Памятники андроновского типа встречаются к западу от Ачинска и Абакана, в верховьях Оби, в Южном Приуралье, на смежных с Южной Си­бирью и близких с ней по природным условиям просторах Казахстана. Сле­ды андроновской или близкой к ней культуры были обнаружены в глуби­нах Средней Азии, они известны в до­лине р. Чу, в районе Ташкента. На севере андроновские памятники кон­чаются там, где начинается тайга.

Основными памятниками этой куль­туры являются могильники и поселе­ния. Могильников значительно больше, причем онк бывают курган­ные и бескурганные, грунтовые. Могильные ямы обычно прямоу­гольные, стенки их часто укреплены деревом или каменными пли­тами. С андроновской культурой связан подъем металлургии, даль­нейшее развитие скотоводства и распространение мотыжного земледелия.

У андроновцев был достаточно богатый набор металлических изделий. Широкое применение в хозяйстве находили так называе­мые серпы сосново-мазинского типа со слабо обособленной руко­яткой, широким и прямым лезвием. Эти орудия труда применя­лись, видимо, не как серпы, а скорее всего как косаря для рас­чистки поля от сорняков и мелкого кустарника под посев и для заготовки на зиму кормов скоту. В ходу были также и настоящие серпы с отверстием на рукояти и кельты, которые имеют вид клина с полой внутренней частью. Они широко употреблялись в быту в качестве топора, тёсла или мотыги, в зависимости от того, как надевались на ручку. Если ручка шла параллельно лез­вию, то кельт выполнял роль топора; если же ручка приделыва­лась перпендикулярно к лезвию, то в таком случае кельт был прекрасным теслом.

На вооружении у андроновцев находились литые втульчатые наконечники копий сейминского типа с листовидным пером, брон­зовые кинжалы с выемкой около черенка, которые встречаются также и на территории срубной культуры.

Прогрессивные сдвиги андроновцев выразились не только в развитии металлургии и технике обработки металла, но и во всем хозяйстве. На поселениях и в большинстве могильников найдено огромное количество костей домашних животных. Основ­ная масса костей принадлежит крупному рогатому скоту, лошади и мелкому рогатому скоту. Коровы разводились двух пород - малорослой и крупной. Овцы тоже, судя по тканям, сохранив­шимся в Минусинской котловине в могильнике Орак, были двух пород - тонкошерстной и грубошерстной.

Скотоводство имело оседлый характер. Для скота в суровых условиях зимы требовались убежища - загоны. Действительно, в Мало-Красноярском и Алексеевском поселениях в Казахстане археологами обнаружены остатки таких зимников для скота.

Потребность населения в мясе в основном удовлетворялась продуктами животноводства. Крупный рогатый скот давал не только мясо, но и молочную пищу, а мелкий рогатый скот - шерсть, кожи и шкуры, из которых шили обувь и одежду.

Второй основой существования андроновских племен было земледелие, возделывание злаковых растений. Об этом свидетель­ствуют остатки обугленных зерен пшеницы, найденные в жертвен­ных ямах Алексеевского поселения, и отпечатки стеблей злаков на одном из серпов из поселения Мало-Красноярска. Земля обра­батывалась вручную - мотыгами, сделанными из камня, кости или бронзы. Чаще всего встречаются каменные прямоугольные мотыги, которые имели боковые выемки для привязывания к ру­коятке. Урожай собирался бронзовыми серпами. О характере андроновского земледелия в целом можно судить по топографии поселений. Они, как правило, расположены вблизи широких заливных долин, которые использовались под посевы.

Таким образом с развитием скотоводства и мотыжного земле­делия в Сибири был завершен начатый афанасьевцами переход от присвоения продуктов природы к их производству.

С особенностями хозяйства был связан и характер поселений. На большинстве поселений обнаружены остатки жилищ в виде полуземлянок, которые сооружались из дерева, дерна и коры. Следы таких полуземлянок в виде углублений сохранились, на­пример, около села Замараева близ Шадринска. Во время произ­веденных раскопок здесь открыты остатки огромной полуземлянки длиной 26 м и шириной 9-11 м. Несколько аналогичных жилищ было открыто на Алексеевской поселении.

По формам андроновские сосуды делятся на две большие группы. В первую входят баночные сосуды. Стенки их довольно толстые, тесто грубо промешанное, поверхность заглажена небрежно и украшена простым елочным орнаментом. Вторую составляют прекрасно сделанные горшки. Форма их совершенная: они имеют отогнутый наружу венчик, слегка суженную шейку, сильно выпуклые сверху бока. Поверхность их тщательно зало­щенная. Эти сосуды отличаются от баночных более сложным орнаментом, так называемым меандром, состоящим из геометри­чески четких чередова­ний гирлянд из лома­ных линий, заштрихо­ванных треугольников и полос. Этот прямо­линейно - геометриче­ский орнамент впервые появляется в Сибири в андроновскую куль­туру.

С изменением хо­зяйства и сдвигами в общественной жизни, связанными с распро­странением земледе­лия, меняется и идео­логия, появляются но­вые земледельческие культы. Ярко выражен­ный земледельческий характер имело жертвенное место, открытое в Алексеевской посе­лении. Холм, где совершались жертвоприношения, был расположен между могильником и поселением. Во время жертвоприношения в землю зарывался горшок с молочной и растительной пищей. На этом же холме находились две ямы: одна на вершине, другая на склоне. В ямах сжигали растения и мясо. С земледельческой идео­логией связан и орнамент на андроновских сосудах.

Андроновскую культуру оставили люди европейской расы, эаспространившиеся примерно в XVII в. до н. э. по степям Ожной Сибири и Казахстана и принесшие сюда навыки земле­делия.

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР



От: ,  
Ваше имя:
Комментарий:

Середина II-го тысячелетия до н. э. Пылает костер, в горячих тиглях дрожат золотистые лужицы металла, вскоре он окажется в разогретых полостях, оттиснутых в глине или вырезанных в мягком тальке. Остыв, металл сохранит их формы и превратится в отсвечивающие жёлтым предметы, издающие при ударе чудесный звон. 4000 лет прошло с тех пор, как умельцы неолитического поселения Чайеню впервые попробовали плавить самородную медь, и в привычном шуме древних селищ стал ясно слышаться этот мелодичный звон.

Чайеню-тепеси (тепе, тепеси - холм) - поселение докерамического неолита, расположенное в юго-восточной части Малой Азии на территории современной Турции, в верховьях Тигра. Оно выросло близ древнего рудника Аргани Маде, позднее использовавшегося ассирийцами. Здесь впервые встречены самые древние изделия из самородной меди. Выделяется 5 периодов существования посёлка. Начиная со второго периода, его обитатели возводят каменные дома с фундаментам и окрашенными в оранжево-желтый цвет полами. Основные орудия делались из кремневых пластин. Керамика отсутствует. Не имея более точных данных, большинство исследователей считает наиболее достоверной областью возникновения ранней металлургии горные районы у северных и северо-западных границ Месопотамии, где уже с 4-го тыс. до н. э. возникают древнейшие цивилизации.

Для людей той эпохи плавка металлов явилась лишь одним из целого ряда изобретений. Нарастающая лавина последствий, вызванных открытием металлургии, имела огромное значение в истории человечества. Оно вступило в бронзовый век. Это было время победы пастушеского и земледельческого хозяйств, время демографических всплесков и широких миграций, появления колесного транспорта и новых технологий, позволивших быстро и точно копировать самые совершенные орудия труда и оружие, создавать украшения невиданных прежде форм. Ремесленники выделяются в особый «клан», бдительно хранящий от чужих глаз тайны своего мастерства. Изменяется духовная культура - появляются новые божества и их служители. Возрастает значение организационной деятельности предводителя, усложняются общественные отношения, создаются первые государства. В бронзовом веке тесались камни Великих пирамид, возводились стены «священной» Трои, слагались гимны Ригведы, под мостами Вавилона плавно катились воды Евфрата, утреннее солнце освещало ворота Мардука и кровли храмов Эсагилы, царственная Семирамида вступала в прохладу своих висячих садов. А где-то на полях сражений вздымали пыль колесницы древних ариев и свирепых гиксосов, скакали по крепкому насту коренастые лошади, а следом за ними в снежных вихрях пыли скользили, схватившись за упряжь, сибирские лыжники...

Бронзовый век - период в истории человечества, когда бронза стала основным производственным материалом (хронологически, примерно с конца 4-го до начала 1-го тысячелетия до н. э., в отдельных регионах позднее). Бронзой называется сплав металлов, состоящий из 9-ти частей меди и 1-ой части олова. Температура плавления бронзы 700 градусов, а ее твёрдость ближе к железу, чем к меди. Для того чтобы получить в руки этот материал, человеку потребовалась тысяча лет. Это время называется энеолитом (медно-каменный век).

Распространение скотоводства позволило древним коллективам время от времени поправлять свое благосостояние за счёт угона скота, грабежей и военного насилия. Все взрослые мужчины из охотников и пастухов при малейшей необходимости теперь превращаются в воинов - защитников своих и грабителей чужих. Военные походы уже настолько выгодное дело, что общества все чаще организовываются на военный лад, война является непременным условием их существования. Оружие, ещё вчера охотничье, сегодня становится боевым. Изменяются и требования к нему. В боевое оружии, от степени совершенства которого зависит жизнь его владельца, всегда воплощались новейшие технологические достижения эпохи. Так, в век бронзы основное количество металлоёмких изделий - это предметы вооружения, а не средства трудовой деятельности.

Рис. 1. Навершие бронзового ножа. Середина 2-го тыс. до н. э. Могильник Ростовка. Омское Прииртышье. Западная Сибирь. Раскопки В. И. Матющенко. МАЭС ТГУ

Рис. 2. Сверленый каменный топор. Подобные изделия были грозным оружием в руках пастухов афанасьевской культуры (середина 3-го тыс. до н. э.). Исследования механических свойств ударных орудий, проведенные в 1925-31 гг. учеными Института истории материальной культуры АН СССР (ныне Институт археологии РАН), показали неожиданно высокую эффективность удара такими топорами. Коэффициент их полезного действия колебался в пределах 82-90%. Эпоха ранней бронзы. Могильник Пещеркин Лог. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН

Рис. 3. Основные типы «боевых топоров», встречающихся в Южной Сибири

Рис. 4, а-к. Наконечники стрел из камня (а-д) и кости (е-и). Каменные наконечники стрел по-прежнему преобладают в колчанах лучников эпохи бронзы. Имея при малых размерах достаточно большой вес и острые пильчатые края, они обладали высокой пробивной силой. Такие наконечники делались очень тщательно, в отличие от сланцевых дротиков (к), небрежность изготовления которых сразу бросается в глаза. Костяные наконечники стрел немногим уступали по проникающей способности каменным. Они (судя по результатам экспериментальных стрельб) наносили более глубокие травмы, чем бронзовые, и часто были даже опаснее, ибо вызывали заражение раны прогорклым костным жиром. Снабженные небольшим острым жальцем (и), они довольно легко отделялись от древка и оставались в ране, (а-и) - Кротовская культура. Середина 2-го тыс. до н. э. Могильник Сопка-2. Западная Сибирь. Раскопки В. И. Молодина; (к) - Афанасьевская культура. Середина 3-го тыс. до н. э. Окрестности Денисовой Пещеры. Горный Алтай. МА ИАЭТ СО РАН
Рис. 5. Наскальные рисунки эпохи бронзы. Колбак-Таш. Горный Алтай.Ортаа-Саргол. Респ. Тыва

И все же появление металла на полях сражений на первых порах не давало серьезных преимуществ воюющим сторонам. Оружие, сделанное из нового материала, оставалось ещё слишком несовершенным. И долгое время его типы и способы владения им были почти такими же, как и в неолите. По-прежнему арсенал племени состоял из лука, усиленного роговыми накладками; стрел с острыми каменными и костяными наконечниками; лёгких метательных дротиков; копий, тяжелых дубин, палиц, которые вместе со шлифованными топорами, обоюдоострыми кинжалами и костяными ножами помогали сокрушить врага в ближнем бою.

Первые бронзовые ножи и наконечники копий были небольшими, а форма их во многом повторяла листовидные очертания каменных изделий. Крепились металлические острия к несущей части также испытанными способами - зажимались в расщеп древка, забивались в торцы роговых рукояток, вставлялись и вклеивались в полости трубчатых костей. Тонкие расплющенные металлические пластинки, из которых все чаще делались лезвия и наконечники копий, нередко гнулись от сильного удара и довольно быстро тупились. Они не могли составить серьезную конкуренцию каменным остриям, еще долго мелькавшим на полях сражений.

Правда, само каменное оружие уже было совсем иным, так как отбор сырья и технология его обработки существенно изменились. Почти не встречались теперь копья и дротики с тонко ретушированными изящными наконечниками. На смену твердому и хрупкому кремню пришли мягкие сланцевые и шиферные породы. Ненужной стала ювелирная обработка камня. Достаточно было быстро и довольно грубо несколькими сколами придать подобранной заготовке задуманный контур и обточить неровности острия. Сырьём в виде подходящих сланцевых пластин природа щедро делилась с человеком. Наконечники стрел, как и прежде, изготавливались струйчатой ретушью из кремневых и яшмовых пород камня и вырезались из свежей кости. Проверенные временем неолитические технологии оказались здесь востребованными.

В ближнем бою на полях сражений 3-го - начала 2-го тысячелетия до н. э. господствуют сверленые так называемые «боевые топоры». Встречаются такие изделия на большей части Европы, являясь своеобразным маркером некоторых археологических культур, которые так и называются «культурами боевых топоров». В немалом числе подобные предметы найдены и в Западной Сибири на обширной территории от таежного Васюганья на севере и до гор среднего Алтая на юге. При всех различиях в форме и размерах «боевые топоры» изготовлены по одной технологической схеме, включавшей три последовательные операции - формовку, шлифовку, сверление. С подходящего по форме и размерам камня сильными ударами снимали лишний материал и придавали заготовке вид клина. У топоров сложных форм, с выточенным в виде молоточка обухом и лезвием в форме небольшой лопасти, на этой стадии применялось еще и отпиливание кусков, которые нельзя было удалить серией сколов. Затем вся поверхность изделия подвергалась равномерной шлифовке, окончательно оформлявшей лезвие. И наконец, трубчатой костью с песком сверлилось отверстие.

Впрочем, несмотря на название, далеко не все исследователи считают эти топоры именно оружием. Одни относят их к рабочим орудиям горных выработок (потому что одно из таких изделий было найдено в заброшенной горной выработке Алтая), другие - к ритуальным предметам. Тем не менее столь выразительное название неслучайно, как неслучайно то, что позднейшие металлические боевые топоры похожи на своих далеких каменных предшественников.

Открытые бои - бои на открытой местности с изготовившимся к сражению противником. В то время нападения по-большей части осуществлялись внезапно. Это было залогом удачи и гарантировало меньшие потери. Но ход таких действий партизанско-диверсионного типа во многом зависел от конкретной обстановки и трудно восстановим.

Судя по оружию эпохи ранней бронзы, можно предположить, что открытые бои включали в себя первональную перестрелку из луков на дальней дистанции, затем быстрое сближение с противником и поражение его в непосредственном контакте колющим (копьями, кинжалами) и ударно-дробящим (топор, дубины) оружием ближнего боя. Сражались воины тех лет в основном в рассыпном строю, используя то оружие, которым лучше всего владели. Во всяком случае, предполагать какое либо особое боевое построение оснований пока нет. Очень высока вероятность применения в ближнем бою оружия типа кистеня - оно представляло собой округлый камень, обёрнутый кусочком кожи и привязанным к длинному ремню или веревке. Среди археологически материалов выявить детали такого рода оружия крайне трудно. Кожа в земле не сохраняется, а все камни похожи друг на друга. Столь же тщетно ожидать и находок деревянных дубин в поселенческих или погребальных комплексах. Но и то, и другое оружие можно рассмотреть на наскальных рисунках.

«Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». Автор: Александр Соловьев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СОРАН); научный редактор: академик В.И. Молодин; художник: М.А. Лобырев. Новосибирск, 2003 г.

От Испании до Китая находят не остатки
культур народов, когда-то населявших пространства
от Испании до Китая, а остатки
многообразной и многоликой культуры
одного народа — русского
«Русь и Великий Туран» О.М.Гусев

Предисловие

Настоящую галерею, в которой собраны десятки каменных портретов древних людей, обнаружили археологи на территории Приамурья. Во время экспертизы ученые установили, что все изображения были выполнены художниками, жившими более 5 тысяч лет назад.

"Ведущую роль, интеллектуальную, я бы подчеркнул, в этом объединении, в этой цивилизации играла белая раса", - утверждает ученый секретарь Дальневосточного географического общества Валерий Симаков.

Археология Сибири в 19-ом веке
Еще В.М.Флоринский в 19-ом веке писал /5/:
«К числу археологических знаков, коими отмечались древние пути по рекам в горных местностях, принадлежат, между прочим, так называемые писанные камни. .... Подобные «писанцы» на утесистых берегах большею частию встречаются в таких местностях, где река прерывает горные хребты, или ведет к водоразделу или волоку. Такие писанные камни на вершинах и верхних притоках Енисея, Абакана, Иртыша, Бухтармы; такое же положение они занимают на Урале, по рекам Вишере и Тагилу, в Семиреченской области по р. Караталу и на брегах р. Томи, между Томском и Кузнецком (против устья Писанной речки, близь деревни того же имени). Так как подобные начертания до сего времени были необходимы почти исключительно в глугих, мало населенных и редко посещаемых местах, то описания и даже перечисление их в опубликованных литературных источниках, по всей вероятности, далеко не полно…..».
Приведу только одну из надписей.

Надпись на камне «Соболий» на левом берегу р.Тагил.

Очертания символов очень напоминает х’Арийскую каруну, естественно достаточно упрощенную, но при внимательном рассмотрении смысл понять можно. Итак, слева - направо сверху вниз читаем:
Первый знак напоминает руну Ай - образ Страх;
Второй - С, образ - способ передачи информации, сообщение;
Третий символ - руна К, в начале слова поясняет слово;
Четвертая - напоминает руну У - глухомань, нет скитов и городов.
Можно предположить, что четыре вертикальных черты обозначают количество дней пути до первого жилья. Обобщая, можно сказать, что данная надпись является предупреждением и может быть прочитана как:

«Остерегайся, сообщаю, глухомань, нет скитов и городов на 4 дня пути»

Так письмена нам принесли Кирилл и Мефодий? А ведь этим надписям более 5 000 лет.

Что говорят Веды
В соответствии со Славяно-Арийскими Ведами (САВ) в лето 109 809 до н.э. началось Великое переселение наших предков с материка Дария, находившегося на месте Северного Ледовитого океана. Описание этого материка можно найти у древних греков под названием Гиперборея, а так же в САВ, индийских и зороастрийстких ведах. Но каким то чудом сохранилась карта Дарии и была издана в 1595 году в Мастерской Меркатора.

Откуда появилась эта карта у великого фламандского картографа Герарда Меркатора, жившего в XVI веке, на которой столь подробно нанесены очертания северной части азиатского материка? В то время эта территория была еще совсем не известна никому из европейцев. В САВ говорится, что Дария включала в себя четыре области: Раи, Туле, Свага и х"Арра на которых проживали Рода д’Арийцев, х’Арийцев, Словенов и Святорусов, обладавших высочайшими знаниями и культурой, потомками которых являются представители Белой Расы. В самом центре материка, на острове, возвышалась гора Меру, на которой стоял величественный Храм. К сожалению, вся информация о древней Дарии тщательно скрывают и иллюстрация этого приведена в следующим роликеЯ предвижу резонный вопрос - а где следы этой цивилизации? Где найденные археологами материальное подтверждение этому? Они есть, только широкому кругу населения они не известны, их не афишируют, а зачастую и скрывают.

Сто-тысячелетние пружинки Сев. Урала и Чукотки

Следует так же учитывать, что Земля за последние 120 000 лет пережила две обще-планетарных катастрофы в результате разрушения 2-х Лун планеты. Падение осколков этих Лун привела не только к изменению угла наклона оси вращения Земли почти на 30 градусов, но и к массовой гибели населения.
По оценкам палеогенетиков, численность всего населения Земли после этой катастрофы сократилась до величины порядка 10 000 человек, понадобились тысячелетия для восстановления былой численности. Но следует иметь в виду, что эти данные получены в результате археологических раскопок, а территория современной Сибири почти не затронута археологами и поэтому эти данные можно считать не совсем достоверными.

В «Рамаяне» и «Махабхарате» рассказывается об ужасной войне, разразившейся около 11 тысяч лет до н.э. между Атлантидой и империей Рама. «Махабхарата» так описывает ужасающие картины этой войны:

«...поднимались раскалённые столбы дыма и пламя ярче тысячи солнц...
...Железные молнии, гигантские посланцы смерти,
стёрли в пепел всю расу Вришны и Андхака...
... трупы обгорели до неузнаваемости...
Выпадали ногти и волосы.
Без всякой видимой причины рассыпалась глиняная посуда.
Птицы поседели. Через несколько часов пища стала непригодной».

Если согласиться, а с этим нельзя не согласиться, что железные молнии - это ракеты, а столбы дыма и пламя ярче тысячи солнц - это ядерные и термоядерные (в том числе нейтронные) взрывы, то станет ясно, что в «Махабхарате» описана ракетно-ядерная война. Когда раскопали Мохенджо-Даро в Индии, то обнаружили не только обгоревшие скелеты, каменные строения древних городов в некоторых местах оплавились до остекленения. Такие остекленевшие остатки каменных строений обнаружены не только в Индии, но и в других местах.
Т.о. можно смело утверждать, что в результате последней катастрофы земляне были отброшены в своем развитии в каменный век.
В САВ говорится, что после переселения на остров Буян (территория западно-сибирской возвышенности) 104 777 лет до н.э. был построен город - Асгард Ирийский на слиянии реки Омь с Иртышем. Город был разрушен джунгарами 1530 году и следы этого города обнаружил С.Р. Ремизов во время своего путешествия по составлению карты Сибири. Так на 21-м листе его «Чертежной карты Сибири» можно увидеть следующую запись:

"Прiстоит внови быти городе кpai самоi степи камыцкам".

Филологи перевели этот древнерусский текст так: "На краю Калмыцкой степи предстоит вновь быть городу" , хотя в самом тексте ни о каких калмыках и степях вообще нет речи. Ну не знают они древнерусского языка.
Дословно с древнерусского языка это переводится так: "Предстоит заново возродить город на правом берегу (реки), рядом со ступенями древних строений, из каменей положенных на каменья" , т.к. вновь в древнерусском языке означает заново; краi - берег, а краi о самоi - правый берег (реки) рядом с чем-либо; степи - ступени храмов и здании, ибо степи в современном значение в древнерусском языке записывалось поустыни, т.е. пустынное место; камы, камык - камень, а камыцкам - камень на камне.

Написанное Семеном Ремезовым подтверждают также и другие данные: в Лето 7136 (1628) воеводы города Тары послали в Москву к царю Михаилу Федоровичу Романову казаков с челобитной, в которой просили разрешения возродить город на слиянии Оми и Иртыша. Они писали: "...Место хороше, yroжe и лесу близко много...". Данное упоминание в челобитной о лесе, полностью перечеркивает трактовку о калмыцкой степи в интерпретации филологов, ибо в степи нет леса. А, как известно, первая Омская крепость была построена из дерева на левом берегу Оми. И лишь после расчистки на правом берегу Оми древнего города, на остатках каменных фундаментов была построена каменная крепость, что и подтверждают раскопки в центре города Омска.

Что показывает археология
К великому сожалению полномасштабных археологических раскопок в Омске не проводилось, но и то, что удалось раскопать, говорит о многом. Так были обнаружены три подземных хода проходящих под Иртышем, раскопаны захоронения курганного типа. При прокладке теплотрассы в районе Старой Омской Крепости, где ныне павильон "Флора", был обнаружен древний некрополь (подземный город), по возрасту старше египетских пирамид (И. Солохин "Где несет воды древний Ирий"). При сносе старой ТЭЦ, в том же районе, обнаружена сеть подземных ходов более древних, чем некрополь (об этом было показано по ТВ6-Москва).
Омский академик Владимир Иванович Матющенко из Омского Государственного Университета за свою жизнь провел множество археологических раскопок городищ, курганов и других древних поселений на территории Омской области. Он обнаружил множество находок, возраст которых датируется от 4-5 до 12-15 тысяч лет. Надо отдать должное академику Матющенко, который верит только своим глазам и чистым фактам и честно заявляет, что ему неизвестно, какой древней культуре и какой народности принадлежат найденные археологические древности. Это понятно, ведь не все археологические находки можно вписать в современную хронологическую модель истории или привязать к истории какого-либо народа, существовавшего в древности. Экспонаты, найденные при раскопках «Омской стоянки», хранятся в Государственном историческом музее, а также в археологической коллекции Омского историко-краеведческого музея. Омская стоянка - это комплекс разновременных памятников, расположенных в городе Омске на левом берегу р. Иртыш, рядом с устьем р. Камышловки (приток Иртыша), почти напротив устья правобережного притока Иртыша - р. Оми.
Исследования краеведов позволяют говорить, что в данном районе с неолитического времени существовал крупный очаг оседлой рыболоведческо-охотничьей цивилизации.
Археологи любят разделять найденные артефакты по различным «культурам»: Трипольская, Андроновская,…… . Основная причина этого по моему мнению определяется кастовостью «историков-мостодонотов», узурпировавших исторические исследования различных стоянок. Я не буду в нижеприведенном тексте отходить от их классификации, но считаю это не правильным, лженаучным.
Окуневская культура — южно-сибирская археологическая культура скотоводов бронзового века (III тыс. до н. э.) названа по местности Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Окуневцам были известны двух- и четырехколесные повозки. Значительное место занимала охота на диких животных и рыболовство. Окуневцы обладали более развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу. Наряду с ковкой применялось и литьё, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Самая яркая археологическая культура эпохи ранней бронзы (энеолита) Северной Евразии, отличающаяся большим количеством выразительных антропоморфных изваяний до 4 м высотой.
В эпоху бронзы здесь проживали легендарные андроновцы — носители славянского этноса, которые сыграли громадную роль в истории народов Западной Сибири и Казахстана. Именно они первыми в Евразии приручили лошадь и собаку, построили колесницы и овладели мечом. Причем впервые в мире колеса повозок и колесниц изготавливались не цельными кругами, а содержали в своей конструкции спицы.
Они достигли высот в бронзолитейном производстве: изготавливали совершенные по тем временам топоры, ножи, наконечники копий. Но Омская земля еще ждет своих первооткрывателей.
Значительно больше археологических раскопок проводилось на территории Южного и Среднего Урала. Только в районах между Магнитогорстком и Троицком были раскопаны более 28 неолических «стоянок», которые археологи крайне неудачно назвали ПРОГОРОДАМИ.
Карта "Страны городов" (8 - Куйсак, 10 - Аркаим, 11 - Синташта)

И это датируется более 5 500 годом до н.э.. Можно сказать, что возникновение городов всюду подчинялось полной формуле: "огораживание - городьба (стены) - город". Обособленное для жизни сакральное пространство отображало на земле, по представлениям древних людей, организованный космос. "Дорога к храму", в языческие времена и позднее, могла вести только внутрь сакрального пространства.
В эпоху перехода от каменного века к бронзовому, мысовские поселения в Западной Сибири с долговременными теплыми полуземляночными жилищами начинают дополнительно укрепляться их обитателями - огораживаться. Сначала путем подрезки склонов оврагов и береговых круч, но вскоре с помощью прокапывания поперек мысов глубоких рвов, а также сооружения вдоль них стен из пластов дерна. Со временем стены, оплывая, принимали вид земляных валов /Фольклор и этнография. Л., 1984. С. 178; Ковалева В.Т. Неолит Среднего Зауралья. Свердловск, 1989. С. 20-52; Кернер В.Ф. Раскопки поселения Исетское правобережное // Археологические открытия Урала и Поволжья. Сыктывкар, 1989./ Среди специалистов, исследующих историю постоянных поселений и первогородов Западной Сибири, получил известность екатеринбуржец В.А. Борзунов. Опираясь на работы Е.М. Берс 50-60-х годов, ему удалось установить «новый, самый северный на земном шаре ареал распространения укрепленных жилищ, который охватывал лесные районы Зауралья и Западной Сибири между 56° и 64° с.ш. и 60° и 76° в.д.» Вероятно, этот ареал был шире и включал Томско-Нарымское Приобье и бассейн Иртыша и Лены с прилегающими к нему таежными территориями. Составляющие его памятники (более 70) датируются в пределах пяти с половиной тысяч лет до н.э. и представлены двумя вариантами. Первый - одиночное жилище (землянка, полуземлянка, наземный дом), окруженное бревенчатыми стенами или частоколом, второй - мощное бревенчатое одно- или двухэтажное жилое сооружение, площадью от 60 до 600 (в среднем около 270) кв. м, окруженное рвом. От больших неукрепленных одиночных домов, распространенных в тайге с неолита и энеолита, их отличает наличие рва и привязка к естественно укрепленным местам - мысам и краям коренных террас" /Борзунов В.А. К вопросу о генезисе и функции урало-сибирских укрепленных жилищ // Актуальные проблемы древней и средневековой истории Сибири. Томск, 1997. С. 224-236./
Благодаря открытиям екатеринбургского археолога В.Т. Ковалевой (Юровской) установлено, что древние жители Западной Сибири применяли при сооружении своих первокрепостей и другой, более рациональный вид архитектурно-строительного и планировочного решения. Оказалось, что ранние первогорода Сибири представляли собой округлые укрепления, огороженные наземными деревянными "жилыми стенами". Это обнаружено раскопками В.Т. Ковалевой на поселении Ташково II на р. Исети, левом притоке Тобола в 1984-1986 гг. Памятник Ковалева отнесла к самому началу бронзового века. /Ковалева В.Т. Ташковская культура раннего бронзового века Нижнего Притоболья // Материальная культура древнего населения Урала и Сибири. Свердловск, 1988. С. 29-47. Ковалева В.Т. Взаимодействие культур и этносов по данным археологии поселение Ташково II. Екатеринбург, 1997./ Однако эта датировка вызывает обоснованные сомнения. Не правомерно относить эти находки к временам расцвета Аркаима. Все гораздо старше.

План поселения Ташково II

Первогород или, точнее, "зародыш" города, Ташково II состоял из одиннадцати бревенчатых жилых домов подквадратной формы площадью от 28 до 47,5 кв.м каждый. Все срубы были опущены в котлованы глубиной до 0,4-0,5 м. Крыши домов были, скорее всего, двускатными. Все жилища стояли, приткнувшись друг к другу, образуя овал, вытянувшийся с юга на север. Простенки между постройками, как указывает автор раскопок, дополнительно укреплялись завалом из коротких бревен. "Тогда поселение превращалось в своеобразную деревянную крепость с жилыми стенами, что технически было вполне возможно, хотя для сооружения такого поселения и требовались усилия большого коллектива"
Существенно, что в замкнутом "зародыше города" Ташково II внутри крепостцы, близко от входа, находилось еще одно, двенадцатое (по авторскому счету № 4) деревянное "жилище". С точки зрения ученых, единственная постройка, расположенная внутри сакрального пространства, должна быть храмом. Вход в первогород расположен с северо-западной стороны, указывающий на свою прародину - Дарию. Культовое здание отличалось от остальных жилищ внутренним устройством. Если в каждом из одиннадцати жилищ находился один очаг, то в святилище их обнаружено сразу три. Следует также принять во внимание, что в предшествующее энеолитическое время в долине Тобола уже существовали святилища округлой формы, замкнутые кольцевыми рвами, по дну и бортам которых располагались деревянные столбы-колонны и кострища. В 1980-1990-х гг. в лесостепном Зауралье были выявлены энеолитические памятники с круговой планировкой. В 1982 г. открыто святилище Савин 1 и начаты его раскопки, которые проводились в течение пяти лет. В настоящее время это святилище является одним из наиболее хорошо изученных, общая площадь заложенных на нем трех раскопов превышает 1 000 кв. м. Уже в ходе первых раскопок, которые были организованы Курганским краеведческим музеем и Курганским пединститутом совместно с Институтом археологии РАН в 1982 - 1985 гг., стало понятно, что в этом месте располагалось культовое сооружение, святилище. Сооружения святилища представляло собой два соприкасающихся круга 14 и 16 метров, очерченных рвами шириной до 1,5 метров в плане напоминающую восьмёрку. Во рвах, вокруг кругов и в центре находилось более 100 ям, в которых, как предположили учёные, когда-то стояли столбы. В таком же порядке располагались кострища и ямы, заполненные костями животных вперемешку с черепками и каменными орудиями. Были проведены масштабные археологические работы, а потом и астрономические расчёты. Выяснилось, что столбы и скопления находок привязаны к конкретным солнечным и лунным ориентирам, и тогда возникли весомые основания утверждать, что Савин - древняя обсерватория, подобная Стоунхенджу и относящаяся к тому же времени. Но российские археологические круги отнюдь не спешат признать эту новость, выглядевшую совершенно нетрадиционно и можно сказать, сенсационною. Принцип «этого не может быть, потому что этого не может быть» укоренился в сознании наших «ученых».
Становится очевидным, что в Сибири на протяжении свыше 5 500 лет, соединяя собой эпохи бронзового, раннего и позднего железного веков, сосуществовали параллельно три основных вида фортификационных сооружений, которые иногда перерастали в города. Это мысовские крепости с дополнительными сооружениями из валов, рвов и деревянных палисадов, во-первых; сильно укрепленные семейные форты охотников, во-вторых; и деревянные, округлые первогорода с жилыми стенами, в-третьих. Последние, из-за почти полного исчезновения со временем деревянных конструкций нелегко обнаруживаются археологами, но их существования в прошлом нельзя недооценивать, как нельзя и забывать эту категорию памятников. Их следует разыскивать и изучать.
В последние годы новые открытия археологов все более убеждают многих исследователей во мнении, что Южное Зауралье и Западную Сибирь можно отнести к числу вероятных центров, где на самом пороге бронзового века процветала такая крупная религиозная система Древнего мира, как Ведизм. Это возвращает сибирскую археологию и ее историю к проблеме происхождения ариев и их древней культуры. /Стеблин-Каменский И.М. Арийско-уральские связи мифа об Йиме // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. V. Кн. 1. Культуры древних народов степной Евразии и феномен протогородской цивилизации Южного Урала. Челябинск, 1995. С. 166-168; Малютина Т.С., ЗдановичГ.Б. Куйсак - укрепленное поселение протогородской цивилизации Южного Зауралья // Там же. С. 100-106; Ковалева В.Л. Проблема этнической идентификации населения ташковской культуры // Там же, С. 69-72. /
Думаю что дальнейшие раскопки окончательно приведут ученых мужей к этой мысли.
В наиболее ранних городах железного века в Зауралье, относящихся к VII-V вв. до н.э., исследованы остатки производственных сооружений, свидетельствующих об интенсивно развивающемся ремесле и базовом металлургическом производстве. Например, на городищах Иртяш и Большая Нанога обнаружены сыродутные горны - памятники древней металлургии железа /Бельтикова Г.В. Иткульское I городище - место древнего металлургического производства // Проблемы Урало-Сибирской археологии. ВАУ. № 18. Свердловск, 1986. С. 63-79; Сальников К.В. Древнейшие памятники истории Урала. Свердловск, 1952. С. 105, 124, 126./.
Лучше изучены городища, раскопанные на оз. Иткуль. К востоку-северо-востоку от наземных жилищ на Иткульском I городище вскрыты остатки металлургического комплекса - "фабрики", состоявшей из 22 плавильных и кузнечных горнов с обвалившимися глинобитными стенами и сводами, значительным числом разбитых сопел, тиглей, кусков медной (малахита) и железной (бурый железняк) руды, шлаков, обломков каменных молотов, кирок, пестов, литейных форм, брака и т.п. / Белыпикова Г.В. О зауральской металлургии VII-III вв. до н.э. // ВАУ. № 15. Свердловск, 1981; Она же. Литейные формы иткульского очага металлургии (VII-III вв. до н.э.) // Знания и навыки уральского населения в древности и средневековье. Екатеринбург, 1993./.
На городище Красный Камень также обнаружен древний заводик с глинобитной печью-домницей /Борзунов В.А. Иткульско-гамаюнское городище Красный Камень // ВАУ №15. С. 112-115./.
Центром металлургического производства являлось и городище Думная Гора, где раскопано 7 медеплавильных печей /Белыпикова Г.В., Стоянов В.Е. Городище Думной горы - место специализированного металлургического производства. Древние поселения Урала и Западной Сибири. ВАУ. № 17. Свердловск, 1984./.
Еще научный дед современных уральских археологов К.В. Сальников обнаружил в жилищах андроновского Кипельского селища "небольшие печи с полусферическим сводом, сделанные из отлично обожженных кирпичиков… Можно уверенно говорить о том, что изобретателями этих древнейших кирпичей были женщины - на поверхности кирпичей хорошо видны углубления, сделанные пальцами небольших размеров" / Сальников K.D. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967. С. 247, 248./. В других случаях форма ранних кирпичиков невыработанная - преимущественно четырехгранная, но встречаются трех- и пятигранные кирпичи.
Вероятно, такие строительные детали, как кирпичи, были изобретены андроновцами не только для сооружения печей и очагов, хотя сами по себе отопительные приборы и приспособления чрезвычайно важны в сибирском климате. Городская цивилизация с ее прогрессивным влиянием на окружающие племена сельской округи в эпоху сибирско-уральского бронзового века должна была находиться в непосредственной близости.
И действительно, она была обнаружена в 1970-1980 гг. в междуречье рек Урала и Тобола, текущих в разные стороны к югу и северу вдоль сибирского фаса Уральского хребта.
Речь идет о ярких и неожиданных памятниках так называемой петровско-синташтинской культуры (XVII-XVI вв. до н.э.), исследуемых с конца 60-х годов в междуречье Тобола и Ишима. С этой культурой связано появление настоящих городов, обнесенных замкнутой линией укреплений из глиняных валов, с деревянными палисадами и рвами, проходящими между внешним и внутренним валами. Глубина рвов от 1,5 до 2,5 м при ширине до 3,5 м. Второй вид - укрепленные поселения на естественно укрепленных речных мысах. Но и мысовые городки прикрывались прямыми или слегка изогнутыми в плане отрезками валов и рвов. Их жилая площадь составляла от 10 до 30 тыс. кв. м.
Наземные добротные жилища (площадью 130-150 кв. м), со стенами из бревен, обожженных глиняных блоков и сырцовых кирпичей нередко имели вторые этажи. Такие здания образовывали застроенные кварталы. Центральные улицы осушались при помощи сточных канав, сооружались хорошие спуски - пандусы, ведущие к воде / Зданович Г.Б. Основные характеристики петровских комплексов Урало-Казахстанских степей // Бронзовый век степной полосы Урало-Иртышского междуречья. Челябинск, 1983; Кызласов Л.Р. Проблемы археологии Сибири эпохи металла // Материалы конференции "Археология и социальный прогресс". М., 1991. Вып. 2./.
Из деталей планов "городков" отмечаются: наличие контрфорсов, округлых выступов - "башен", ответвлений рвов близ проходов, глиняная обмазка дна рвов, очагов или их имитаций.
Необычным оказалось полу - размытое рекой округлое глинобитно-деревянное концентрическое укрепление Синташта.

Оно было окружено рвом шириной 4,5-5,5 м. С внутренней стороны рва - остатки глинобитной стены шириной до 4 м. Стена составлена из соединенных вместе бревенчатых срубов-клетей 3 х 4 м, забитых глиной. Верх стены укреплен бревенчатым частоколом. Внешнее кольцо оборонительных сооружений окружало территорию поселка площадью до 15 тыс. кв. м. Дальнейшие раскопки выявили, что в Синташте жилые помещения заключены в круговое кольцо шириной 16-18 м, образованное двумя глинобитными стенами, сложенными с использованием дерева и обожженных глиняных блоков. Аналогичные, но идущие в радиальном направлении стены разбивали кольцо на стандартные отсеки-жилища. Большинство жилищ имело два этажа или легкие постройки на кровле.
Кварталы крепостей петровско-синташтинской культуры составляли наземные прямоугольные жилища со входным тамбуром посредине торцовой стены. Их бревенчатые стены обмазывались глиной, как и полы. Печи и камины, по-видимому, были сложены из камня и глины - расчищено много обломков прокаленной обмазки.
На соседних с городищами кладбищах обнаружены подземные глинобитно-сырцовые склепы (толосы), дополнительно облицованные досками. Иногда внутри сырцовой облицовки усыпальницы размещались низкие срубы из бревен. Перекрытие, очевидно, имело вид уступчатого свода, образованного постепенным напуском блоков пахсы (утрамбованной глины) или сырца вдоль верхних краев стен погребальной камеры. Полы склепов обмазаны глиной с песком, а между гробницами, на горизонте, размещались глинобитные площадки.

Выделяются захоронения жрецов и мужчин-воинов. В их могилы устанавливались двухколесные боевые колесницы, а по бортам могильных ям укладывались по две убитые упряжные лошади. Погребенных сопровождают богатые наборы медных и бронзовых орудий труда, оружия, конского снаряжения и у крашений / Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта. 1. Челябинск, 1992./
На Синташтинском кладбище обнаружены остатки величественного сооружения храма, представлявшего собой девятиярусную ступенчатую пирамиду, первоначально составленную из бревенчатых срубов-клетей в 23 венца..

Синташта. "Храм"

В синташтинско-аркаимских первогородах в основе сложных строительных конструкций всюду просматривается устойчивая система составленных вместе бревенчатых клетей (заполняемых глинобетоном или балластом), неразрушаемых крепостных стен, восходящих к действительным "жилым стенам" овальных ташковских крепостиц. В хронологической перспективе от них же происходят бревенчатые системы, радиально сужающихся к центру клетей круглого сакского каменного кургана Аржан (VII в. до н.э.) / Грязное М.П. Аржан - царский курган раннескифского времени. Л., 1980. Рис. 3, 4, 19; Кызласов Л.Р. Уюкский курган Аржан и вопрос о происхождении самкой культуры // СА. 1977. № 2./. Ведь Аржан - это "город мертвых" - крепость, созданная для охраны вечного покоя умершего владыки и спутников его в загробном мире (диаметр Аркаима 145 м, а Аржана - 126 м).

Все же можно заключить, что синташтинско-аркаимским первогородам присущи все характерные элементы формирующегося города. Их отличает развитая система фортификации, наличие монументальных построек. Создавались поселения по заранее продуманному плану при наличии какого-то макета. Ярко выражена система коммуникаций - улицы и переходы обеспечивали связь между отдельными блоками, ограниченными оборонительными стенами, между центральной площадью и четырьмя входами. Поселение, несомненно, имело сельскохозяйственную (скотоводческо-земледельческую) округу. Сама планировка памятника свидетельствует о его выдающейся идеологической и культурной роли.
Основу плана Аркаима (общая площадь 20 000 кв. м) составляли два кольца оборонительных сооружений, вписанных друг в друга, два круга жилищ - внешний и внутренний - и подпрямоугольная центральная площадь (около 30 х 40 м). Обводная стена имела диаметр 160 м и ширину по основанию - около 4 м, стена была сложена из плотного, специально приготовленного грунта с примесью извести, забитого в деревянные клети 3 х 4 м. С наружной стороны она была облицована сырцовыми блоками, которые укладывались, начиная со дна рва, на всю высоту стены (глубина рва 1,5-2 м, высота земляной стены, по предварительным расчетам, 2,5-Зм).

План Аркаима

Верх стены был усилен двумя параллельными частоколами бревен, промежуток между которыми заполнялся дерновыми пластами. С внутренней стороны к оборонительной стене вплотную примыкали торцы жилищ, составляя с ней одно целое, т.е. настоящие "жилые стены".
Длинные стороны жилищ располагались строго радиально по отношению к дуге оборонительных укреплений. Выходы жилищ были обращены к единственной круговой улице, проходившей через все поселение параллельно внутреннему рву и стене цитадели.
Облицованный деревом ров, проходящий по центру главной круговой улицы, оказался продуманной системой водостока и канализации с отстойниками и очистными сооружениями.
Стена цитадели той же конструкции, что и стена, окружающая город, но она менее массивна. Со стеной цитадели сливаются торцы жилищ второго, внутреннего жилого кольца. Жилища все трапециевидные, расположены радиально, с выходом на центральную площадь, отличавшуюся сильным прокалом почвы. В радиусе 5-6 км от Аркаима расположены три небольших поселения, относящихся к сельскохозяйственной округе города. Можно полагать, что здесь применялось лиманное орошение с помощью небольших плотин или водоподъемников.
Как заметил Зданович Г.Б. / Феномен протоцивилизации бронзового века Урало-Казахстанских степей // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989./ "Время существования петровско-синташтинских комплексов определяется по характерному набору металлических изделий и костяным псалиям XVII-XVI вв. до н.э. Оно соответствует Трое VI северо-западной части Малой Азии, концу среднеэлладского-раннемикенского периода материковой Греции, последним этапам средней бронзы Фракии, ранним горизонтам культур типа Дашлы и Сапалли Северного Афганистана и Южного Туркменистана", или если учесть целый ряд письменных источников (труды М.В.Ломоносова, М.Орбени,…) то следует однозначный вывод - великая Ведическая арийская цивилизация простирала свой границы от берегов Тихого океана до Египта и от заполярья до Индии. Именно это и подтверждают средневековые карты Тартарии, карты расселения народа - детей Бога Тарха и Богини Тары, одноименный город которой находится на берегах Иртыша. Город Тара был основан в Лето 3502 (2006 г. до н.э.) перед вторым Дравидским (Индийским) походом на слиянии рек Ирий и Тара. В древнеиндийском эпосе "Махабхарата":
"Над злом возвышается та страна, где вкушается блаженство; Вознесена она силой (Духа), а потому Вознесенной зовется... Это - вознесенного Золотого Ковша дорога; Считается, что она посредине между Востоком и Западом... В этом обширном Северном Крае... Не живет человек жестокий, безчувственный и беззаконный... Здесь находится созвездие Свати, здесь помнят о его величии; Здесь, нисходя к жертве, Тару укрепил Великий Предок" (Так в Святой Махабхарате, в Книге "Усилий", в Книге "Путешествие Бхагавана" гласит 110 глава).

Подтверждение этому мы находим в архитектуре древних городов, имевших колце-радиальную планировку, свойственную в основном только славяно-арийским народам.

Планы городов, аналогичных Аркаиму. 1 - Аркаим, 2 - Демирчиуйюк (Анатолия, Турция), 3 - Роджем Хири (Сирия), 4 - Дашлы-3 (Афганистан)

Литература
1. Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1999. № 3
2. О.М.Гусев «Древняя Русь и Великий Туран» СПб.: Потаённое, 2008. — 304 с
3. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Новосибирск: “Инфолио-пресс”,-С.18.
4. Русский след на Оби. В проекте Н.С. Новгородова «Томское Лукоморье» http://hyperbor.narod.ru/www/lukomor.htm
5. В.М.Флоринский. Первобытные славяне по памятникамъ ихъ доисторической жизни. Опыт славянской археологии. Томскъ. 1894.