История пилы из фильма. История пилы или всему свое время. Дмитрий белый

Доподлинно известно, что история существования дисковой пилы насчитывает уже более двухсот лет. Поэтому, точных данных кто конкретно создал данный инструмент, не сохранилось. Однако есть три версии о творце этого крайне полезного устройства. Одна из версий приписывает данный факт женщине, две остальных – мужчинам.

Конечно, первые агрегаты сильно отличались от нынешней бытовой дисковой пилы. Они были огромны, несуразны и непрактичны, но прекрасно исполняли свои функции. Ведь основное предназначение инструмента не изменилась, просто способы достижения результата несколько поменялись, да вырос уровень удобства. Интересный факт, что, будучи только созданы, пилы не использовали электричество для запуска и работы. Как правило, они приводились в движение с помощью воды или ветра, или используя педальный привод. Имея огромные размеры, только спустя 150 лет дисковые пилы использовались в бытовых целях.

А теперь опишем поподробнее вероятных создателей этого инструмента.

  1. В далеком 1813 году, в Штате Массачусетс США, проживала женщина по имени Таффита Бэббит. Работала она на ткацком станке с ножным приводом. И вот в один прекрасный день, она, прогуливаясь по улице, увидела мужчину, который распускал бревно на доски ручной пилой. Пришедшая в голову женщины в этот момент идея поразила ее. Она придумала прикрепить к ее прялке оловянный диск с зубцами, и тем самым, с помощью специальной рукоятки для диска, нажимая на педаль станка, пилить небольшие бревна. Сказано – сделано, и недавно созданный деревообрабатывающий станок стал использоваться на лесозаготовке, получив название «дисковая пила».
  2. В 1777 году, некий Самуил Миллер изобрел аналог бытовой дисковой пилы. Описания того, как идея пришла ему на ум, нет, но есть официальный патент №1152. В нем сказано, что указанный ранее господин изобрел машину для быстрого пиления любых видов древесины, камня и металлических пластин. Приводилась данная машина в работу хитроумной системой валов, питаемой энергией ветровой мельницы.
  3. Согласно третьей версии, изобретение дисковой пилы приписывается Уолтеру Тейлору, который промышлял заготовкой материалов для судостроения. Согласно найденным документам, рабочие его предприятия с 1790 года работали на станках с круглыми пилами, которые использовались для черновой проработки древесины.

Все эти разработки объединяет одно – огромные размеры инструмента. И только 1929 году некий изобретатель Эммонс предложил новую идею портативной пилы. Его устройство использовало винтовой привод и электрический двигатель, помещенные в портативный корпус. Дизайн и принцип работы были очень схожи с параметрами современной бытовой дисковой пилы.

Процесс резки и пиления у человека в крови: начиная от батона и колбасы и заканчивая деревьями в три обхвата и глыбами мрамора. Без качественной и надежнойбензопилы, прошедшей свой многовековой и еще неоконченный путь развития, свою жизнь и работу теперь не может представить ни домашних дел мастер, ни профессионал. Техника пиления была освоена первобытными людьми еще восемь тысяч лет назад с пришедшим к ним пониманием, что зазубренный инструмент режет лучше, чем гладкий. Древнейшая, дошедшая до наших времен примитивная пила для распиловки кости и дерева была сделана из цельного куска кремния – для такой работы требовалось значительное применение физической силы.


Для обработки каменных глыб в конце эпохи неолита появилась кремниевая пластина с зубцами, под которые в процессе пиления для лучшего трения сыпали смоченный водой и выполняющий роль абразива песок. Пиление насквозь при таких трудозатратах не являлось таким уж необходимым: мастер делал глубокий пропил, а затем клиновидной колотушкой раскалывал камень на две части. Именно благодаря технике пиления появилась возможность придавать изделиям правильные геометрические формы, что стало эволюционным прорывом в технологических и строительных процессах.

Историческое развитие первой бензопилы

Ключевые элементы, вошедшие в дальнейшем в конструкцию самой первой бензопилы (цепная пила Уолтера С. Шайпа, шина, карбюраторный двигатель внутреннего сгорания) были изобретены в конце XIX века.

Прародитель современной бензопилы появился сравнительно недавно – в начале XX века. В 1926 году известным немецким инженером-механиком и владельцем машиностроительного завода «A. Stihl Ingenieursbüro» по производству стиральных машин и паровых котлов Андреасом Штилем был оформлен патент на механическую цепную пилу, оснащенную электрическим двигателем.

Запатентованная цепная пила весила почти полцентнера и обслуживалась двумя физически крепкими рабочими-операторами. При всей мощной работе инженерной мысли к 1929 году удалось уменьшить ее солидный вес только на пару килограмм. Штиль начал искать другие пути увеличения мощности инструмента при уменьшение его веса и в качестве эксперимента решился на замену электродвигателя бензиновым. В том же году изобретатель представил пробный экземпляр цепной механической пилы с ДВС мощностью 6 л.с. и весом 46 кг, это была самая первая бензопила в мире.
Это инновационное направление и стало основополагающим для дальнейшей эволюции бензопилы – Штиль оформляет патент на созданную им пильную цепь и шины, внедряет в собственное производство центробежную муфту сцепления и систему смазки маслом цепей под давлением.

В 1943 году Штилем по заказу Вермахта для военно-стратегических целей была выпущена двуручная цепная бензопила KS-43 . Особо легкие, из сплава магния, корпуса воздухонагнетателя, топливного бака и поплавкового карбюратора снизили общий вес до 36 кг.

В 1947 году лесоруб и основатель компании «Oregon» Джозеф Буфорд Кокс модернизировал пильную цепь, разработав новую C-образную форму стальных зубьев.

По-прежнему тяжелый вес инструмента ограничивал спрос на него среди рядовых потребителей, и до конца сороковых годов пила оставалась востребована только как профессиональный инструмент лесорубов и строителей. Выпущенная в 1950 году компанией STIHL сверхлегкая пила весом всего 16 килограмм произвела эффект разорвавшейся бомбы, а дальнейшее усовершенствование конструкции позволило в 1954 году вывести на рынок садово-строительного инструмента еще более легкую 11-килограммовую модель с двухтактным ДВС. И, начиная с этого момента, бензопила прочно закрепилась в бытовом арсенале домашних мастеров.

1959 стал годом создания безредукторной, ставшей легендой среди первых бензопил STIHL Contra с мембранным карбюратором, допускающим вращение пилы во всех пространственных плоскостях. Незначительный по сравнению с предыдущими моделями вес 12,2 кг впервые позволил работать с ней одному оператору, увеличивая производительность лесозаготовок в разы. Так началась эпоха компактных бензопил.

В 60-х годах цепные бензопилы продолжают совершенствоваться: разрабатывается антивибрационная система и электронный блок зажигания, компанией Husqvarna предлагается принцип «двух масс» с отделением двигателя от рукоятки.

Разработки 70-х годов направлены на создание максимально комфортных условий для работающего с бензопилой: появился обогрев рукояти, тормоз моментальной остановки цепи QuickStop, активируемый инерционной силой автоматический тормоз, однорычажная система управления, рычаг блокировки газа.

В середине 80-х годов разрабатывается боковое устройство натяжения цепи, система смазки цепи Ematic, экологически чистое адгезионное масло для цепей BioPlus, катализатор двухтактных двигателей.

В 90-х конкуренция между STIHL и Husqvarna дает несколько знаковых патентов: безынструментальное натяжение цепи и центробежную систему очистки воздуха Air Injection.

Двадцать первое столетие

Совершенствование и модификация как самих бензопил, так и их ключевых составляющих продолжается и в наше время. Новые и новейшие технологии позволяют делать бензопилы более мощными, экологически чистыми и экономными.

На рынке достаточно много зарекомендовавших себя производителей современных, надежных и качественных бензопил: это и стоявшие у истоков самого изобретения STIHL и Husqvarna , и другие компании – японская ECHO , итальянская Oleo-Mac , американская Partner , южнокорейская Hyundai .

Выход фильма «Пила: Игра на выживание» (оригинальное название - Saw)

«Пила́: Игра́ на выжива́ние» (англ. Saw ) - американо-австралийский кинофильм 2004 года в жанре фильм ужасов/триллер . Премьера фильма состоялась 19 января 2004 года. В США не рекомендуется для просмотра лицам до 17 лет (Рейтинг от MPAA), в России - до 18 лет. Изначально планировалось выпустить фильм только для продажи на видео , но премьера на кинофестивале «Санденс » изменила это решение. Триллер очень понравился зрителям и 29 октября вышел в широкий прокат. За первые выходные фильм собрал 18 млн $ (при этом бюджет составил 1,2 млн), а общие кассовые сборы составили $103 096 345, из них в США фильм собрал $55 185 045, в остальном мире $47 911 300. По окончании дебютного уикэнда было сразу же принято решение о запуске сиквела , за которым последовала целая серия фильмов .

Слоганы

  • «Каждая часть была загадкой…»
  • «Сколько крови ты прольёшь для неё?»
  • «Сколько крови ты прольёшь, чтобы остаться в живых?»
  • «Будет много крови»

Сюжет

Двое мужчин просыпаются в старой грязной ванной комнате. Один из них - молодой фотограф по имени Адам , другой - хирург Лоуренс Гордон . Они прикованы цепями к трубам, а в центре комнаты лежит труп с простреленной головой .

В своих карманах они находят аудиокассеты с объяснением причин, по которым они здесь оказались: Адам следит за другими людьми, а Гордон, по роду своей профессии, сообщает людям, что они скоро умрут. В сообщении также сказано, что человек, лежащий в центре застрелился потому, что в его крови было большое количество яда и что Гордон до 6:00 должен убить Адама, иначе он потеряет жену Элисон и дочь Даяну . Фотограф находит в бачке унитаза пару ножовок , однако перепилить ими цепи не удаётся. «Он хочет, чтобы мы пилили не цепи. Он хочет, чтобы мы пилили ноги », - догадывается Гордон.

Хирург понимает, кто затащил их сюда: это «конструктор смерти », серийный убийца, который заставляет играть своих жертв в смертельные игры, чтобы дать им возможность понять ценность человеческой жизни. Он не убивает их, а даёт возможность выжить. Гордон узнал о «конструкторе смерти» после того, как последний оставил на месте преступления фонарик, принадлежавший доктору. Детективы Дэвид Тэпп и Стив Синг подозревают, что хирург причастен ко всем этим убийствам. Однако у Гордона есть алиби , которое подтвердилось. Тем не менее, детективы считают, что врач может помочь следствию. Они рассказывают историю маньяка. Первой его жертвой стал человек, пытавшийся совершить самоубийство . Он оказался в лабиринте из колючей проволоки . Другой прикидывался больным. Его конструктор смерти намазал легковоспламеняющимся веществом и заставил со свечкой искать комбинацию из цифр, написанных на стене. Оба не смогли «выиграть» в смертельной игре. Однако один человек выжил - это наркоманка Аманда . Убийца надел на неё устройство, которое через минуту после активации разорвёт её челюсть . Устройство можно было открыть только ключом , находящимся в желудке у сокамерника, которому была введена большая доза опиума .

Позже Адам и Гордон обнаруживают, что за ними наблюдают через видеокамеру. Ещё через некоторое время Адам находит в бумажнике у Гордона фотографию связанной жены и дочери, позади которой написано, что на стене находится место, отмеченное крестом и, если выключить свет, то его можно будет обнаружить. Адам не показывает хирургу фотографию. Тем временем, детектив Тэпп считает, что «конструктор смерти» - это Гордон. Тэппа уволили из полиции потому, что он был одержим идеей поймать маньяка, который убил его напарника Синга несколькими неделями ранее.

Адам предлагает Гордону выключить свет. После этого на стене появляется крест. Разбив кусок стены, хирург обнаруживает там коробку, в которой лежат две сигареты и мобильный телефон , который может только принимать звонки. «Конструктор смерти» предлагает Гордону убить Адама, обмакнув сигареты в отравленную кровь, однако хирург предлагает план лучше: фотограф сымитирует смерть. Но эта затея провалилась: конструктор смерти направляет на Адама ток, чтобы проверить, действительно ли тот мёртв.

Звонит мобильный телефон, и Элисон говорит Гордону, чтобы тот не верил Адаму. Фотограф признаётся, что детектив Тэпп нанял его, чтобы шпионить за Гордоном. Тем временем, дома Элисон и Даяна находятся в заложниках у Зэппа, санитара больницы, в которой работает Гордон.

Уже 6:00, кончилось время, отведённое доктору. Элисон освобождается от верёвки и вступает в борьбу с Зэппом. Раздаются выстрелы, на них прибегает детектив Тэпп, наблюдавший за этим домом. Тем временем, считая, что жена и дочь всё ещё в опасности, Гордон отпиливает себе ногу, берёт револьвер и стреляет в Адама.

Тэпп уже догнал Зэппа в том здании, где находятся Адам и Гордон, в борьбе санитар стреляет в детектива. После этого, Зэпп входит в комнату и видит, что хирург убил фотографа и говорит: «Время вышло. Таковы правила», - и направляет пистолет на Гордона. Адам, чудом оставшийся в живых, скидывает Зэппа с ног, берёт крышку от бачка унитаза и избивает санитара до смерти. Доктор говорит, что ему нужна помощь, иначе он умрёт от потери крови, и удаляется.

Адам, тем не менее, всё ещё прикован к трубе. Он обыскивает Зэппа, но вместо ключа находит аудиоплеер с кассетой. Фотограф узнаёт, что санитар всё это время тоже был в смертельной игре Конструктора смерти. Он должен был взять в заложники жену и дочь Гордона и, если доктор не выполнит условия «игры» - убить их, иначе сам умрёт от яда, находящегося в его крови. Настоящим же "Конструктором» оказался «труп», лежащий в центре комнаты. Это Джон, пациент, который неизлечимо болен и находился на лечении у доктора Гордона. Он говорит, что ключ от цепей был в ванной, но он был спущен в канализацию после первого пробуждения Адама. Конструктор смерти говорит: «Игра окончена». После этого он закрывает дверь. Фильм заканчивается криком Адама, который продолжается до титров.

В ролях

  • Ли Уоннелл - Адам Фолкнер
  • Кэри Элвис - доктор Лоуренс Гордон
  • Дэнни Гловер - детектив Дэвид Тэпп
  • Кен Леунг - детектив Стив Синг
  • Дина Мейер - детектив Эллисон Керри
  • Майкл Эмерсон - Зэпп Хиндл
  • Шоуни Смит - Аманда Янг
  • Майк Баттерс - Пол Столлберг
  • Пол Гутрехт - Марк Родригез
  • Моника Поттер - Элисон Гордон
  • Макензи Вега - Даяна Гордон
  • Александра Бокин Чан - Карла
  • Бенито Мартинес - Бретт
  • Нед Беллами - Джефф
  • Орен Коулес - Безымянный человек
  • Тобин Белл - Конструктор смерти

Съёмочная группа

  • Монтаж - Кевин Греутерт

История создания

До начала съёмок

Кастинг

Съёмки

Съёмки длились восемнадцать дней, из них шесть дней снимали сцены в туалете. Поскольку бюджет фильма был ограничен (всего 1,2 млн $), съёмки велись в одном павильоне. Роль Адама исполнил сценарист фильма Ли Уоннелл. В фильме он исполнил не только эту роль: в некоторых сценах ему пришлось замещать отсутствующих актёров. Съёмки велись таким образом, чтобы в кадре не мелькали лица. Уоннелл сыграл детектива Синга, входящего в здание с дробовиком , а также персонажа Шоуни Смит, режущую свою жертву ножом . Чтобы тень на стене была похожа на женскую, Уоннеллу пришлось надевать парик . Нога, которую «отпиливает» Лоуренс - его собственная. Однако актёр так сильно двигал по ней затупленной пилой, что действительно порезался. Тобину Беллу , исполнителю роли «Конструктора смерти», пришлось неподвижно лежать на полу в течение шести дней. Его не стали подменять манекеном, поскольку создатели ленты не могли позволить себе этого по финансовым соображениям ввиду очень высокой стоимости качественного манекена. Мертвого сокамерника Аманды сыграл Орен Коулес, один из продюсеров фильма. Сцена автомобильной погони была снята в гараже склада при выключенном свете с добавлением искусственного дыма; при этом несколько человек раскачивали машины для создания эффекта движения. Основная часть съёмок прошла на заброшенном складе. Нужные комнаты отремонтировали для съёмок тех или иных сцен. Только для туалета сделали отдельные декорации.

Для того чтобы актёр Тобин Белл лежал неподвижно ему вкалывали успокаивающее, причём каждый день в течении шести дней пока снимали сцены с его участием.

Выход фильма

Премьера состоялась на кинофестивале «Санденс », где фильм получил самые лестные отзывы. До премьеры Ли Уоннелл и Джеймс Ван (последний был ещё и режиссёром фильма) рискнули, отказавшись от обычного гонорара в пользу процентов от прибыли. Риск оказался оправданным, поскольку фильм собрал 102 млн $ в мировом прокате, заработав в 85 раз больше своего бюджета. На кинофестивале в Торонто фильм закрывал конкурсную программу.

Киноляпы

Когда Лоуренс в конце фильма отпиливает себе ногу пилой, ни ступня, ни пальцы на ней при этом совершенно не двигаются. Заметны лишь небольшие общие колебания ноги. Вероятно, создатели фильма хотели показать, что Лоренс достиг небывалого психологического состояния и смог зафиксировать свою ногу как деревянную колоду, которая совершенно не реагирует на болевые ощущения .

Особенности фильма

Конструктор смерти

Прозвище «Конструктора смерти», англ. Jigsaw произошло от того, что он иногда на теле своих жертв вырезал кусочек кожи, похожий на элемент мозаики в игре «Пазл » (англ. Jigsaw puzzle ). По сюжету, «Конструктор смерти» всегда как-то связан со своими жертвами. Он встретил наркоманку Аманду, доктора, который известил его о неизлечимой болезни и служащего на фабрике по производству манекенов .

О том, что «труп» в центре комнаты на самом деле есть живой человек (именно он, как выяснится впоследствии, является конструктором смерти), Лоуренс и Адам могли догадаться по нескольким фактам. Во-первых, когда Лоуренс взял из рук «трупа» револьвер, чтобы вставить в него патрон и убить Адама, в барабане не было использованных гильз. Значит лежащий на полу человек не мог сам себя убить. Во-вторых, в аудиоплеере у лежащего человека не было кассеты.

Название фильма

Оригинальное название фильма - «Saw», в кинопрокате на русский язык название перевели: «Пила: игра на выживание». На английском языке слово «saw», помимо существительного («пила»), также является омонимом второй формы глагола «to see», что значит «видеть». То есть, если принять во внимание философию «Конструктора смерти» (в фильме упоминалось, что он подглядывал за своими жертвами), название фильма можно перевести как «Видел». Очевидна также игра слов на английском языке: «Saw» (название фильма), «Jigsaw» (прозвище «Конструктора смерти»): во всех словах есть сочетание «saw».

Иные особенности

Изначально фильм содержал множество длиннот, и по результатам чернового монтажа создатели решили заполнить их фотографиями. Полная режиссёрская версия «Пилы» была выпущена практически в то же время, что и «Пила 2 ». Пробная сцена, представленная на суд Голливудских продюсеров, была отснята с применением медвежьего капкана . Единственным отличием от фильма было то, что на месте Шоуни Смит был представлен Ли Уоннелл. Самое интересное, что это устройство возможно настроить таким образом, что оно будет способно на самом деле сломать челюсть человеку.

Связи

С другими фильмами

В фильме содержится множество ссылок на картины Дарио Ардженто . Кэри Элвис и Моника Поттер играли вместе «злодеев» в фильмах Алекса Кросса «И пришёл паук» и «Целуя девушек». Ли Уоннелл сообщил, что сцена, в которой его персонаж окунает руку в унитаз, была придумана под впечатлением от похожей сцены в картине «На игле ».

С другими частями серии

Даты премьерных показов

  • Премьера фильма состоялась 19 января 2004 года на кинофестивале Санденс .
  • В США фильм вышел в широкий прокат 29 октября 2004 года. Вторую часть выпустили 28 октября , а премьерный показ третьей состоялся 27 октября 2006 года . Что касается четвёртой части фильма , то её премьера состоялась 26 октября 2007 года . А фильм Пила 5 был выпущен 24 октября 2008 года . Шестой фильм появится на экранах 23 октября 2009 года .
  • В России в широкий прокат фильм вышел 20 января 2005 года
  • В России фильм издался на 24 февраля 2005 года (издатель - Централ Партнершип).

Ограничения и запреты на просмотр

Ограничения

  • в США - до 17 года
  • в Канаде - до 18 лет
  • во Франции - до 16 лет
  • в Японии - до 15 лет
  • в Сингапуре - до 18 лет на оригинальную версию и до 16 лет на урезанную версию
  • в России - до 18 лет

Запреты

Фильм включён в список запрещённых к распространению в Республике Беларусь .

Награды и номинации

Год Результат Награда или фестиваль Номинация Примечания
Победа Фестиваль фантастических фильмов и фильмов ужасов в Сан-Себастьяне Лучший фильм
Победа Международный фестиваль фантастических фильмов в Брюсселе Лучший триллер
Победа Gérardmer Film Festival Специальный приз жюри Разделил награду вместе с фильмом Calvaire
Победа Gérardmer Film Festival Гран-при фестиваля
Номинация Teen Choice Awards Лучший крик в фильме Крик Адама перед финальными титрами
Номинация Teen Choice Awards Лучший фильм
Номинация Satellite Awards Лучшие дополнения на DVD
Номинация MTV Movie Awards Лучшая роль в фильме ужасов/триллере Кэри Элвис в роли доктора Гордона
Номинация Golden Trailer Awards Лучший фильм ужасов
Номинация Fantasporto Лучший фильм
Номинация Сатурн Лучший фильм ужасов
Номинация Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) Лучшее коллекционное издание DVD

О.БУЛАНОВА

Пила – инструмент-то простой, да вот история ее уходит вглубь веков. Однако пила все-таки “моложе” топора.

Прообраз современной пилы был создан человеком чуть более четырех тысяч лет назад. Естественно, ни о каком металлическом полотнище с зубцами речь тогда не шла, “прабабушки” современной пилы представляли собой камни, имеющие зазубрины с одного края.

Применялись такие пилы для обработки древесины, кости, мягких пород камней. Затачивали каменные пилы об углы скал или подбирали уже готовые куски. Аналогичные инструменты использовали и древние скульпторы при создании статуй богов из кости или другого относительно мягкого материала (некоторые породы камня, дерево).

Античные греки и римляне считали, что первыми изготовили пилу из челюстей и позвоночников крупных рыб могущественные боги. Сами они лишь повторяли “придумку” богов.

Древние египтяне, а потом и римляне, создавали пилы из бронзы для распиливания камней. Таким инструментом они пилили даже камень, но т.к. бронза намного мягче камня, место распила следовало подсыпать абразивными материалами типа песка. Позже зубьями у них служили алмазы и другие драгоценные камни. Зубья египетских пил имели наклон в сторону рукояти, что позволяло совершать рез “на тягу”.

Затем пилы начали делать из железа, причем их снабдили сравнительно удобной рукояткой типа “лисий хвост”. Пилы из железа, как считают историки, впервые появились у скандинавов, отливавших свои орудия труда в каменных формах. Однако качество этих пил было низким, и они не выдерживали конкуренцию с топорами.

И только спустя много столетий – в 50-х гг. I в. до н.э. древние греки догадались делать пилы методом ковки, что позволило добиться высокой твердости металла и, как следствие, повысить качество изделий. Зубцы этих пил были острее и вследствие более правильной заточки лучше пилили материал.

Однако пилы распространялись медленно, т.к. пользоваться применяемыми на делянке двуручными пилами приходилось втроем: двое пилили, а третий, помощник, смотрел и подталкивал шестом готовое упасть дерево в нужную сторону. Между тем, свалить такое же дерево за такое же время мог и один лесоруб, вооруженный топором. Правда, пильщики не раз пытались навязать роль помощника самому инструменту, зачастую находя простые и остроумные решения. Например, делали одноручные пилы, изготовленные из согнутого ствола тонкой березки, к концам которого крепилось пильное полотно.

Механические пилы впервые появились в Германии в 1322 г. Они были установлены на лесопилке и приводились в движение водой. Данное изобретение перевернуло представление немцев о методах добычи древесины. Впоследствии аналогичные лесопилки появились в Шотландии, Англии и других странах.

Но имелась и обратная сторона в механизации процесса вырубки леса. Лесорубы не могли конкурировать с механизированными лесопилками и разорялись. В результате, лишившись работы, они начинали мстить виновникам, уничтожая своих механических конкурентов. Так, в США именно по вышеуказанным причинам была ликвидирована первая паровая лесопилка, прообраз будущих бензопил.

Следующим этапом в истории создания пилы стало изобретение ленточных экземпляров. Они представляли собой замкнутые стальные ленты с зубьями, расположенными с одного края. Натягивалась такая лента на двух вертикальных шкивах, а зубцы направлялись в сторону распиливаемой древесины. В 1808 г. в Англии впервые была запатентована такая конструкция пилы. Интересно, что спустя 26 лет на такую же пилу был получен патент во Франции человеком по фамилии Этьено, а еще через два года – неким Б.Бейкером из США.

Но широкое распространение ленточные пилы получили лишь к концу XIX в. Такая задержка была вызвана тем, что производители не могли добиться точного соединения концов ленточной пилы. Лучшие инструменты этого класса в те времена изготавливали во Франции.

В середине ХIХ в. происходит интенсивное развитие техники, что отражается и на технологии лесозаготовок, где появляются первые лесоповалочные механизмы. Так, в устройстве, придуманном американским инженером Гамильтоном в 1861 г., двое рабочих рукоятками вращали колесо-маховик с зубчатым венцом, тем самым приводя в возвратно-поступательное движение пильное полотно.

Примерно в те же годы русский изобретатель Д.И. Журавский первым предложил пилу, в которой роль режущего органа выполнял диск с зубьями. Вращался он от ручного привода, через коническую передачу, а крепился на раме, передвигавшейся по двум пазам в горизонтальном направлении.

В ХIХ в. широко применялись и “американки”, представлявшие комбинацию ножовки и двуручной пилы. Таким инструментом спилить небольшие деревья можно в одиночку. Куда сложнее была пила, оснащенная поддерживающими опорами, подпружиненными роликами и винтами, регулирующими прижим полотна к стволу. Видимо, из-за этой самой сложности она и не пользовалась популярностью у лесозаготовителей.

Создатели разнообразных пил старались применять прежде всего стандартные узлы и детали, уже опробованные в технике. Тогда самой распространенной была паровая машина. Ее-то и включил в свой передвижной агрегат английский инженер Рансоме в 1860 г. От ее силовой установки пар поступал по длинным шлангам к цилиндрам нескольких рабочих машин, к штокам которых крепились собственно пилы. Такие агрегаты можно было кое-где встретить в начале ХХ в.

Много лет, и небезуспешно, для валки деревьев применяли лучковые пилы. Их тонкие, из легированной стали полотна имели особенность – толщина спинки была больше, чем режущей части со сложным профилем зубьев. В конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. шведская фирма “Сандвикен” выпускала подпружиненные пилы “Компис”. Принцип был простой: сначала в ствол дерева упирали штангу, к ней крепилась возвратная пружина. Другой ее конец соединялся с одноручной пилой-ножовкой, которую в одну сторону тянул лесоруб, а в другую – пружина.

Но вот на смену пару пришло электричество. И уже в первые годы ХХ в. в Германии изобрели способ валки деревьев с его помощью. Ствол обтягивали внизу стальной проволокой, затем включали электромотор и проволока начинала быстро, словно лента транспортера, вращаться. Нагреваемая током, а также от трения она обугливала древесину и легко перепиливала ствол. При этом опасность лесного пожара исключалась, поскольку проволока нагревалась не докрасна.

Появление электродвигателей открыло возможность создавать разнообразные варианты электропил. Самый простой из них – механизм, разработанный в 1936 г. архангельским механиком Н.Ф. Харламовым. На раме крепился электромотор, на его удлиненном валу устанавливался конический фрикционный каток, соприкасавшийся с пильным диском и приводивший последний во вращение. Пилой Харламова, недостаток которой заключался в том, что она была тяжела, обычно управляли моторист с помощником.

Стремление объединить достоинства лучковой пилы с возможностями электрифицированного привода способствовало возникновению довольно любопытных конструкций.

Еще перед Второй мировой войной в Архангельске испытывалось необычное устройство. Из небольшого переносного контейнера, в котором располагались мотор, редуктор и цепная передача, выходили два длинных троса. Они соединялись с концами лучкового полотна. Происходило попеременное натяжение каждого троса и перемещение пильного полотна вперед- назад.

И все-таки ни диск, ни ленточное, ни даже кольцеобразное полотно не стали основой современных переносных механических пил. Ею стала режущая цепь, впервые предложенная еще в 1858 г. американцем Брауном.

Его современники не оценили изобретения. Первые серийные образцы подобных пил появились лишь спустя несколько десятилетий. Они были громоздкими, орудовать ими в одиночку было невозможно. Пример тому – мотопила “Сектор”, разработанная в 20-30-х гг. ХХ в. шведским инженером Вестфельтом. На ней режущая цепь, натянутая по треугольному контуру через звездочки (одна ведущая), приводилась во вращение от бензинового двигателя через коническую передачу и длинный вал.

Прорывом в истории создания пил стали запатентованные изобретения Андреаса Штиля: электрическая цепная пила (1926 г.) и бензопилы марки “Shtihl” (1929 г.).

В эти же годы предельно тяжелые условия лесозаготовительного труда и низкая его производительность подталкивали вперед и инженерную мысль в СССР. В конце 1927 г. была учреждена Северная опытная станция по механизации и рационализации лесозаготовок. С целью изучения зарубежной техники в 1927 г. в СССР завезли для испытания появившиеся за границей моторные пилы “Сектор”, “Рапид” и др. С этого, собственно, и начиналась история моторных пил в СССР.

Время показало, что электропилы хороши на раскряжевке, но малопригодны для валки. В 1931 г. Бюро приспособлений Машинотреста проектирует и изготавливает первые опытные образцы бензомоторной пилы “Пионер”, а Главное военно-инженерное Управление РККА организует изготовление бензомоторных пил МП- 300 и серии электропил “Большевик”.

Период 30-40-х гг. характерен исключительной интенсивностью опытных работ по созданию переносных механических цепных пил, и результатом этой работы явилось создание вскоре после Великой Отечественной войны новой модели электропилы ЦНИИМЭ – ВАКОПП. Будучи почти вдвое легче своих предшественниц, пила ВАКОПП с 1946 года находит широкое применение в лесной промышленности. Одновременно в лес поступают передвижные электростанции ПЭС-12-50 нормальной частоты тока (50 Гц), мощностью 12 кВт.

После Второй мировой войны, в 1947 г., эффективность цепной пилы была существенно повышена путем усовершенствования цепи инструмента и оптимизации его работы. Это сделал лесоруб Джозеф Бафорд Кокс. Однажды во время отдыха он наблюдал за личинкой жука-короеда, которая с необычайной легкостью прогрызала себе путь в твердом дереве, при этом направление ее движения и скорость никак не зависели от направления волокон дерева.

Рассмотрев поближе челюсти этого жука, Кокс повторил их форму в стальных зубьях-резцах цепной пилы. Эффект не заставил себя ждать. Форма оказалась настолько удачной, что его инструменты стали активно покупаться. В дальнейшем Кокс вместе с женой создал фирму “Oregon”, специализирующуюся на производстве шин и цепей.

В 1949 г. в СССР началось серийное производство бензомоторных пил, которые оказались значительно эффективнее на лесосеках, удобнее в управлении, чем электропилы. Десятилетиями царствовала на делянках многих стран бензопила “Дружба”, названная так создателями в честь 300-летней годовщины воссоединения Украины с Россией. На смену “Дружбе” впоследствии пришли более совершенные пилы “Урал”, “Тайга” и др.

Прообраз современной пилы был создан человеком более 4 тысяч лет назад. Эти предметы представляли собой камни, имеющие зазубрины с одного края. Применялись такие пилы для обработки древесины, кости, мягких пород камней. Затачивали каменные пилы об углы скал или подбирали уже готовые куски. Аналогичные инструменты использовали и древние скульпторы при создании статуй богов.

Древние римляне и египтяне делали свои пилы медными. Таким инструментом они пилили даже камень, подсыпая в место распила абразивные мателиалы. Пилы из железа впервые появились у скандинавов. Они отливали свои орудия труда в каменных формах. Однако качество этих пил было низким, и они не выдерживали конкуренцию с топорами . И только спустя много столетий древние греки догадались делать пилы методом ковки, что позволило добиться высокой твердости металла и, как следствие, повысить качество изделий. Зубцы этих пил были острее и вследствие более правильной заточки лучше пилили материал.

Механические пилы впервые появились в Германии в 1322 году. Они были установлены на лесопилке и приводились в движение водой. Данное изобретение перевернуло представление немцев о методах добычи древесины. Впоследствии аналогичные лесопилки появились в Шотландии, Англии и других странах. Но была и обратная сторона в механизации процесса вырубки леса. Лесорубы не могли конкурировать с механизированными лесопилками и разорялись. В результате, лишившись работы, они начинали мстить виновникам, уничтожая своих механических конкурентов. Так, в США именно по вышеуказанным причинам была ликвидирована первая паровая лесопилка, прообраз будущих бензопил.

Следующим этапом в истории создания пилы стало изобретение ленточных экземпляров. Они представляли собой замкнутые стальные ленты с зубьями, расположенными с одного края. Натягивалась такая лента на двух вертикальных шкивах. В 1808 году в Англии впервые была запатентована такая конструкция пилы. Интересно, что спустя 26 лет на такую же пилу был получен патент во Франции человеком по фамилии Этьено, а еще через 2 года - Б. Бейкером в США. Но широкое распространение ленточные пилы получили лишь к концу XIX века. Такая задержка была вызвана тем, что производители не могли добиться точного соединения концов ленточной пилы. Лучшие инструменты этого класса в те времена изготавливали во Франции, которая сохранила свое лидерство в производстве этого товара до наших дней.

Цепная пила была придумана в первой трети XX века. Однако за сто лет до этого немецкий доктор Бернард Хайн применял цепную пилу для распиливания костей. Но распространения его изобретение не получило ввиду большого веса изделия и сомнительного удобства при эксплуатации. Данный вид пил получил признание только в XX веке.

Прорывом в истории создания пил стали запатентованные изобретения Андреаса Штиля - электрическая цепная пила (1926 год) и бензопилы марки «Shtihl» (1929 год). Имя «Shtihl» у профессионалов ассоциируется с качеством и надежностью инструмента. В настоящее время компания «Shtihl» обладает большим количеством патентов в сфере машиностроения, ее товары занимают значительную нишу рынка инструментов и пользуются огромной популярностью благодаря отличной точности и исключительной надежности.

После войны, в середине XX века, эффективность цепной пилы была существенно повышена путем усовершенствования цепи инструмента и оптимизации его работы. Это сделал лесоруб Джозеф Бафорд Кокс. Однажды во время отдыха он наблюдал за личинкой жука-короеда, которая с необычайной легкостью прогрызала себе путь в твердом дереве, при этом направление ее движения и скорость никак не зависели от направления волокон дерева. Рассмотрев поближе челюсти этого жука, Кокс повторил их форму в стальных зубьях-резцах цепной пилы. Эффект не заставил себя ждать. Форма оказалась настолько удачной, что его инструменты стали активно покупаться. В дальнейшем Кокс вместе с женой создал фирму «Oregon», специализирующуюся на производстве шин и цепей, использующихся в большинстве инструментов до настоящего времени.