История персонажа. Характер базарова, вопрос о прототипе героя Базаров и враждебный социум

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения

Основной сюжет

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Анализ сюжета романа

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

Евгений Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», «русский Гамлет», выразитель новых и весьма сильных убеждений интеллигентской России середины XIX века — нигилист. Он отрицает высокое духовное начало, а вместе с ним — поэзию, музыку, любовь, но проповедует знание и на его основе — переустройство мира. Базаров — разночинец, студент-медик, хотя ему уже около 30 лет. Он т. н. «вечный студент», который годами учится, всё приготовляясь к настоящей деятельности, но никак не приступит к ней.

Евгений приехал на каникулах со своим другом Аркадием Кирсановым к нему в имение. Первая встреча с Евгением происходит на станции, где отец Аркадия встречает юношей. Портрет Базарова в этот момент красноречив и сразу даёт внимательному читателю некое представление о герое: красные руки — он много проводит биологических опытов, усиленно занимается практикой; балахон с кистями — бытовая свобода и небрежение к внешнему, к тому же бедность, увы. Базаров говорит чуть высокомерно («лениво»), на его лице — ироническая улыбка превосходства и снисходительности ко всем.

Первое впечатление не обманывает: Базаров действительно считает всех, кого встречает вместе с нами на страницах романа, ниже себя. Они сентиментальны — он практик и рационалист, они любят красивые слова и высокопарные утверждения, всему придают высокость — он говорит правду и везде видит истинную причину, нередко низкую и «физиологическую».

Всё это особенно проявляется в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым — «русским англичанином», дядей Аркадия. Павел Петрович говорит о высоком духе русского народа, Евгений парирует напоминанием о снохачестве, пьянстве, лени. Для Кирсанова искусство божественно, а для Базарова «Рафаэль гроша медного не стоит», потому что бесполезен в мире, где у одних голод и зараза, у других — белоснежные манжеты и утренний кофе. Его резюме искусству: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Но убеждения героя буквально разваливает сама жизнь. На губернском балу Базаров знакомится с Анной Одинцовой — богатой и красивой вдовой, которую сначала характеризует в своей манере: «На других баб не похожа». Ему кажется (Евгений хочет, чтобы так было), что к Одинцовой у него исключительно плотское влечение, «зов природы». Но выясняется, что умная и красивая женщина стала для Базарова необходимостью: её хочется не только целовать, но разговаривать с ней, смотреть на неё…

Базаров оказывается «заражён» романтизмом — тем, что он яростно отрицал. Увы, для Одинцовой Евгений стал чем-то вроде тех лягушек, которых он сам резал для опытов.

Убегая от чувства, от себя, Базаров уезжает к родителям в деревеньку, где лечит крестьян. Вскрывая тифозный труп, он ранит себя скальпелем, но не прижигает место пореза и заражается. Скоро Базаров умирает.

Характеристика героя

Смерть героя — это смерть его идей, убеждений, смерть всего, что давало ему превосходство над другими, во что он так верил. Жизнь дала Евгению, словно в сказке, три испытания по усилению сложности — дуэль, любовь, смерть… Он — точнее, его убеждения (а это он и есть, ибо он «сам себя сделал») — не выдерживают ни одного.

Что такое дуэль, как не порождение романтизма, а уж никак не здоровой жизни? И всё-таки Базаров соглашается на неё — зачем? Ведь это несусветная глупость. Но что-то мешает Евгению отказаться от вызова Павла Петровича. Наверное, честь, над которой он насмехается так же, как над искусством.

("Базаров и Одинцова", художник Ратников )

Второе поражение — любовь. Она властвует над Базаровым, и ничего химик, биолог и нигилист не может с нею поделать: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней… что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…»

Третье поражение — смерть. Ведь она пришла не по воле старости, случая, а почти намеренно: Базаров прекрасно знал, чем грозит порез у тифозного трупа. Но — не прижёг рану. Почему? Потому что им управляло в этот момент самое низкое из «романтических» желаний — покончить всё разом, сдаться, признать своё поражение. Евгений так страдал от мук именно душевных, что разум и критический расчёт оказались бессильны.

Победа Базарова в том, что у него хватает ума и силы признать крах своих убеждений. В этом и величие героя, трагичность образа.

Образ героя в произведении

В конце романа мы видим всех героев как-то устроенными: Одинцова вышла замуж по расчёту, счастлив по-мещански Аркадий, Павел Петрович уезжает в Дрезден. И только «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова скрылось под холодной землёй, на сельском кладбище, заросшем травой...

А ведь он был самым честным из них, самым искренним и сильным. Его «масштаб» во много раз крупнее, возможности — больше, силы — неизмеримы. Но такие люди живут мало. Или много, если скукоживаются до размеров Аркадия.

(В. Перов иллюстрация к роману Тургенева "Отцы и дети" )

Смерть Базарова — это и следствие его ложных убеждений: он был просто не готов к «удару» любовью и романтикой. У него не было сил противостоять тому, что он считал вымыслом.

Тургенев создаёт портрет ещё одного «героя времени», над смертью которого плачет много читателей. Но «герои времени» — Онегин, Печорин, прочие — всегда лишние и герои только потому, что выражают несовершенство этого времени. Базаров, по словам Тургенева, «стоит в преддверии будущего», его время не настало. Но, кажется, оно не настало для таких и сейчас и неизвестно, будет ли…

«Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров - во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демократической интеллигенции. Базаров называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Базарова - не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»» (1869) называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н. Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д. - это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению В.И. Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Базарова - собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Базарова не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.
Авторское отношение к Базарову неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.
Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Базаров начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.
Важное средство создания образа Базарова - речевая характеристика. Базаров говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
Сложный и противоречивый образ Базарова вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Базарова. От имени «Современника» выступил М.А. Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И. Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А. Архипов («К творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»»). Образ Базарова неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.


Случайные ссылки:
Осос - Поросенок, сосущий матку....
Zombi (русcкое Зомби) - видеоигра в жан...
Горячая закуска из свинины с ананасом ...
Квакиютли (самоназвание - квакиутль), и...
Красный Журавль . В повести Дж. Шульца "...

И.С. Тургенев создал свой роман после отмены крепостного права 1861 года, во время хаоса и неразберихи. В своих произведениях он отражал действительность и отражал её достоверно. Все произведения Тургенева - это летопись русской жизни, которая передавала общественную реальность того времени. Он писал свой роман с 6 августа 1860 года по 30 июля 1861 года, главная проблема романа заключена в общественно-политической ситуации в России, а точнее в расколе между либералами и революционерами-демократами. В это время в России появляется модное нигилистическое движение, приверженцем которого и является главный герой Базаров. Хотя сам автор являлся либералом и имел известное дворянское происхождение. Образ Базарова, собирательный, главный его прототип - это провинциальный земский врач, который бесплатно лечил крестьян и пользовался их уважением, Виктор Якушкин. Он был соседом Тургенева, его считали атеистом и смутьяном, однако писатель увидел в нём образ нового человека. В 1872 году Якушкин скончался от туберкулеза, оставив в истории свой след.

Как я уже говорила, в романе заключено противоборство поколений и мнений, главными антагонистами являются Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров. Их противоборство заключено во всём, в том числе и в описании их внешности.

Описание Базарова дано нам сухо, возможно для того, чтобы показать его безразличие к происходящему, автор не использует каких-либо лирических эпитетов, сам Тургенев сказал: «Я хотел сделать из него лицо трагическое, тут было не до нежностей». Тоже мы видим и в описании его внешности: «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями, его обнажённая красная рука, которую он не сразу подал, ленивый, но мужественный голос. Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Тонкие губы, темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

По описанию его одежды сразу становиться понятно, что перед нами человек безразличный к своему внешнему виду, его гораздо больше волнует состояние души и разума, а не излишнее щёгольство. Это описание внешности Базарова даётся нам в самом начале, во второй главе, и мы, не зная этого героя, можем составить первое впечатление о нём по его портрету. Он спокоен, умён, самоуверен, ему безразлично мнение других людей, если бы я жила во время написания этого романа, то без труда узнала бы в нём представителя в то время модного, нигилистического движения. И хотя многие считают, что Базарову не важна его внешность, с этим можно поспорить. Он говорил, что нигилисты отрицают всё, но существует стереотип того, как должен выглядеть сам нигилист, и внешность Базарова этот стереотип подтверждает! Его просторный череп говорит о наличии высокого интеллекта, и действительно он учится на медицинском факультете, занимается естественными науками и собирается стать доктором, кроме этого он является и всесторонне развитым человеком. Отдельное внимание я бы хотела уделить описанию его руки, обнажённая и красная, она говорит о большой любви к работе, которая была свойственна Базарову, описание рук играет немало значимую роль в этом романе и ещё не раз нам встретится. Портрет Базарова-портрет типичного нигилиста того времени, но вместе с тем мы сразу замечаем в нём духовную искру, которая раскрывается нам лишь по мере приближения его смерти.Теперь поговорим о его антагонисте, Павле Петровиче. Полная противоположность Базарову, во всём: «Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское рукопожатие, он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: «Добро пожаловать»». «У него были прекрасные белые зубы, гибкий стан».На мой взгляд, это довольно странно так следить за собой живя в деревне у брата, но мы узнаем, что большая часть его жизни прошла в городе, по этому поводу высказался Базаров:– «Щегольство, какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!»В отличие от Базарова Павел Петрович ставит внешность на первое место и считает её главным критерием состоятельности человека. Автор даёт нам подробнейшее описание его одежды, но не упоминает о его внутреннем мире, о состоянии его души. Это сразу наталкивает на мысль о том, что он показной человек, который не развит духовно, и ставит внешние качества выше внутренних.Когда он впервые увидел Базарова, то при знакомстве не подал ему руки, вероятно решив, что внешний облик Базарова слишком скуден для такой чести. Он очень любил модную Англию и одевался подобно англичанам, так и в романе он поддерживал либерально настроенных англичан и часто вступал в споры с Базаровым. Его рука с длинными ногтями говорит о том, что в отличие от Базарова труд он не любил, но за собой следил и ухаживал.Следующий наш герой это Аркадий, друг Базарова, сын Николая Петровича и племянник Павла Петровича. Интересно то, что в отличие от остальных героев, точное описание его внешности в романе не встречается, хотя о его характере упоминается немало. Возможно, автор хотел показать, что внешность Аркадия не имеет большого смысла, и как бы он не выглядел, он останется сыном своего отца, приехавшим в своё родное имение и отчасти повторившим судьбу Николая Петровича.А теперь вспомним о Николае Петровиче Кирсанове. О его внешности тоже много не говорится, сказано только, «Мы видим его в мае 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного. Но это типичный портрет мужчины в его возрасте. Я считаю, что в этом случае автор не стал приводить никаких особенностей по двум причинам: 1) Николай Петрович был человеком честным и открытым, который ничего не скрывал и всё делал по совести; 2) его судьба действительно типична, он имеет двух детей, жену, женил старшего сына и следит за хозяйством. Он был добрым, романтичным, душевным человеком.Пародия на Базарова – это Ситников, но его мы тоже будем рассматривать, как героя этого произведения, чтобы лучше понять характер Базарова: «Человек невысокий, в славянофильской венгерке. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных, чертах его прилизанного лица; небольшие, словно выдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким деревянным смехом».Его глупость в портрете, проявляется в глазах. Автор описывает Ситникова с иронией, со смехом, это человек небольшого ума, который был учеником Базарова.Кукшина - также является образом-пародией на нигилистов. «Молодая, белокурая, растрёпанная, в шёлковом не совсем опрятном платье, выражение её лица неприятно действовало на зрителя».Самый подходящий для её характеристики термин растрёпанная, даже неуклюжая. Её грязное платье говорит о том, что она не следит за собой, что неприемлемо для молодой девушки. Ситников и Кукшина являются именно пародиями на нигилистов, потому что им никогда не достигнуть уровня Базарова и они никогда не смогут отречься от авторитетов, даже Базарову они пытались подражать и восхвалять его, это ли ни авторитет!Следующий образ это Анна Одинцова: «Герцогиня, владетельная особа. Женщина высокого роста в чёрном платье, она поразила его достоинством осанки. Обнажённые руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из под нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметной улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица!».Несомненно, это очень красивая девушка, гордая и свободная, это находит отражение в её осанке, которую она всегда держит прямо. Успев многое повидать в жизни, Одинцова в своём избраннике хотела найти защиту и спокойствие, чему Базаров не соответствовал, поэтому они и не были вместе. Базаров сказал: «Вишь, как себя заморозила!»Весь роман она находится в этом состоянии, даже при описании её красоты автор не украсил этот отрывок красивыми эпитетами, он оставил его холодным, как и её саму.Теперь вспомним о Фенечке. «Рука белеющая, как молоко. Она сидела на скамейке, накинув белый платок на голову, подле неё лежал пук ещё мокрых от росы красных и белых роз. Молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детскими пухлявыми руками. На ней было опрятное ситцевое платье».Портрет Фенечки естественен, описывая её автор попутно описывал природу вокруг, не вступая в разлад с портретом, из – за её натуральности и бесхитростности. Её руки похожи на детские, это говорит о чистоте её мыслей, о неиспорченности. Она всегда одевалась опрятно, это говорит о её хозяйственности и честолюбии. Автор очень симпатизирует Фенечке, простой русской девушке!А сейчас нужно вспомнить Катю, сестру Одинцовой: «Она глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях».Автор хорошо относится к Кате, она любит природу, и помогает людям, а это очень ценное качество. Когда он её описывает, то старается добавлять, что-то о природе, животных, часто говорит о собаке Фифи, для того чтобы показать, как ей это всё близко!В романе уделяется место рассказу о двух слугах: Пётр и Прокофьич, они являются пародиями на своих хозяев: Павла Петровича и Николая Петровича.Пётр: «слуга, в котором всё и бирюзовая серёжка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, всё изобличало человека новейшего». Это пародия на Павла Петровича, в его описании также выделяется внешность, но ничего не сказано о его характере.Прокофьич: «человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке. Он осклабился, увидев Аркадия, но тотчас, же нахмурил свои густые брови». Это пародия на Николая Петровича, это тоже седой человек в возрасте, который тоже любит Аркадия, и тоже по нему скучал.Выводы: с помощью портрета мы можем узнать заранее основные черты героев, можем узнать то, как относится к ним автор, над кем он смеётся, а кого уважает. Можем узнать больше характеристик главного героя, можем понять отношения героев друг к другу и сформировать своё отношение к ним! Поэтому в текстах должны присутствовать портреты героев, как в великом романе великого писателя – «Отцы и дети».

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» - уникальный для русской литературы. Он рисует типаж русского образованного разночинца, и этим объясняется феноменальная популярность произведения среди молодежи конца XIX века. Иван Сергеевич Тургенев продолжил пушкинскую литературную традицию изображения «героя нашего времени».

Современный аспект

Классик был прозорлив, создав актуальный и в наше время образ. Российское общество после отмены крепостного права стремительно менялось.
На арену общественной жизни вышли принципиально другие, отличные от дворян образованные люди - разночинцы. Происходила демократизация государства, исковерканного непозволительно затянувшимся во времени узаконенным рабством. Удивительно ли, что новые люди XIX века - разночинцы, находясь посреди снобистского, ханжеского окружения, зачастую выбирали радикальный путь отрицания опостылевшей морали вельмож и аристократов? Как это похоже на современных ребят-неформалов!

Базаров - человек будущего?

Тургенев, несомненно, выступает новатором, введя образ Базарова в романе «Отцы и дети». Для более полного, глубокого восприятия этого персонажа предложим литературную аналогию. Например, роман братьев Стругацких «Отягощенные злом». В нем боги - творцы мира - убеждаются в своем бессилии: начатое с благой целью любое дело приносит зло. Поэтому они превращают в нового Христа учителя Носова Георгия Анатольевича. Чем он подобен Базарову? Тем, что оба они - носители и проводники будущего, присланные в настоящее, непонятые, безвременно погибшие. Однако, образно говоря, их следы на песке не затеряны, они остались, они видимы другим.

Характеристика персонажа

Как появился образ Базарова в романе «Отцы и дети»? Прототипы его уже были в классической русской литературе. Например, трагический в личной жизни критик Добролюбов, выражавший «совесть народную». Однако реальный прототип Евгения Базарова, к сожалению, остался неизвестен. По воспоминаниям самого Тургенева, им был земской врач - попутчик в поездке по железной дороге, разговор с которым буквально потряс писателя.

Происхождение

Достаточно подробно раскрывает роман «Отцы и дети» образ Базарова. Это врач во втором поколении, его отец - полковой лекарь Василий Базаров, мать, Арина Власьевна, вышла из обедневших дворян, во владении которых осталось около двадцати душ (фактически - хутор). Выбрав отцовскую жизненную стезю, Евгений получает университетское образование. Во время учебы этот харизматичный лидер, увлеченный теорией нигилизма, подружился со своим сверстником, дворянином Аркадием Николаевичем Кирсановым. В XIX веке приятельские отношения выражались во взаимных визитах. Принцип «мой дом - моя крепость» на Руси тогда был не в чести, преобладало хлебосольство. Поэтому вполне естественным шагом для дружбы молодых людей стало приглашение Аркадия погостить в имении отца. Таким образом и происходит завязка сюжета романа «Отцы и дети».

Образ Базарова раскрывается во время пребывания героя в имении Кирсановых. У Евгения происходит мировоззренческий конфликт с отставным офицером, достаточно гордым аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

Студент морально выше аристократа

Эгоистичный и вспыльчивый брат хозяина имения Марьино ненавидит молодого лекаря, и когда возникает формальный повод (Базаров невинно целует Фенечку, гражданскую жену Николая Петровича), вызывает молодого человека на дуэль. Причем вполне искренно желает убить его. В отличии от своего оппонента Евгений проявляет великодушие. Он, очевидно, стреляя метко, с точностью медика всаживает пулю в ляжку промазавшего Павла Петровича. Цель этого выстрела - не принести вред, а оставить «метку на память».

Тургенев, раскрывая образ Базарова, подводит читателя к парадоксальной ситуации. Разночинец-нигилист оказывается выше и духовнее увлекающегося искусствами дворянина. Вместе с тем именно во время пребывания в имении Кирсановых проявляется трагизм образа Базарова.

Базаров и враждебный социум

Тургенев обнажает противоречие российской действительности: большинство хозяйственно активного населения страны составляют крестьяне, а общественно активного - дворяне.
Молодой нигилист в большей мере, чем аристократы, понимает крестьян и сочувствует им. Ведь он генетически связан с людьми, обрабатывающими землю.

Такие люди, как Базаров, кажутся аристократам смутьянами, потому что несут в себе мощный заряд потребности служения всему обществу. Дворяне же предпочитают односторонний процесс: чтобы чернь (большинство людей) служила им. Это - мировоззренческий конфликт, и пребывающий в нем Базаров не может себя чувствовать комфортно.

Трагизм образа Базарова раскрывается и в истории любви героя к вдове Одинцовой Анне Сергеевне. Образованная поместная дворянка проживает в своем имении Никольское, куда и приезжают медики Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Ее красота и ум потрясли нигилиста, он начинает понимать, что любовь выше всякого отрицания действительности.

Анна Одинцова

Анну Базаров как мужчина заинтересовал, однако женщина опасается за свой дальнейший душевный комфорт. Читатель видит, как в глазах Анны некрасивый, бесцветный на первый взгляд облик Евгения с неправильными чертами преображался и наполнялся внутренней силой, убежденностью, уверенностью в себе. Образ Евгения Базарова - пример нового поколения, желающего изменить Россию. По мнению классика, только любовь действительно служит и жизни, и развитию.

Анна Одинцова, откровенно говоря, боится одержимой направленности на «службу обществу» молодого человека. Она - женщина дворянского менталитета, неспособная стать женой-соратником. А именно в такой спутнице (подобной Ольге Ильинской из романа «Обломов») нуждается главный герой произведения.

В то же время Аркадий в Никольском знакомится со своей будущей женой, сестрой Анны, Катей. Им сойтись проще, они люди одного круга.

Базаровым по силам изменить Россию!

Образ Евгения Базарова отличен от всех предыдущих «героев времени» в русской литературе. Нигилист компетентен в сельском и приусадебном хозяйстве, он знает, как сделать жизнь краше. Едва прибыв в Марьино, имение Кирсановых, Базаров со знанием дела подсказывает, что и где следует посадить, как лучше организовать быт. Причем вчерашний студент - не просто советчик. У него самого золотые руки - Базаров мастеровит.

Евгений, не заигрывая с дворовыми, общается с ними в грубоватой народной манере. Он говорит мало, но по существу. За это и приобретает среди слуг авторитет знающего и дельного человека. Это - не мягкий Николай Петрович, которого любят, но над которым втайне посмеиваются. Это - не Павел Петрович, которого боятся и не приемлют (не случайно после дуэли он уезжает из России). Ему дано совладать с людьми.

Тургенев подводит к мысли о том, что базаровы способны изменить Россию! Хотя по житейской логике настоящее место Евгения - за операционным столом.

Россия, освободившаяся от крепостного права

На то, что Россия в XIX веке двигалась в грядущее параллельными курсами с Европой, указывает нижеприведенное сравнение. В конце XIX века огромная страна, потенциально обладающая огромными творческими силами, бросилась вдогонку за прогрессирующим обществом западных стран. Оковы рабства более не сдерживали ее.

Настало время людей - проводников прогресса. При этом характерно, что образ Базарова в романе «Отцы и дети» перекликается с персонажами классической европейской литературы.

Евгений Базаров и Джен Эйр

Знаменитый роман Шарлотты Бронте вышел в свет за 14 лет до тургеневского. Примечательна общая направленность произведений, особенно если абстрагироваться от различий пола главных героев. Оба автора выносят на всеобщее обозрение не только носителей новых общественных отношений и новой морали, но людей одухотворенных, образованных, деятельных. Вокруг них ощущается мощная жизнеутверждающая аура, которая притягивает здоровые силы общества.

Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» подобен образу Джен Эйр. Базаров гибнет, заразившись во время практической врачебной деятельности. Джен Эйр же становится единственным утешением для обнищавшего, ослепшего, покалеченного дворянина, мистера Рочестера. Однако, несмотря на трагизм, у читателя напрашивается вывод: эти образованные бунтари своим интеллектом в перспективе все-таки искоренят те родовые привилегии феодалов, которые несут другим людям дискриминацию.