История персонажа. Девушкин макар алексеевич Макар девушкин характеристика

Одним из первых произведений Ф.М. Достоевского стал роман «Бедные люди». Главным героем романа является Макар Девушкин.

Его образ воплощает в себе образец гуманизма и человечности. Ничем непримечательный своей незаурядной внешностью петербуржец средних лет, работающий уже на протяжении тридцати лет на должности мелкого чиновника титулярным советником. Несмотря на рутинность работы, Макар четко выполнял свою работу, получая гроши.

Жизнь Макара не проста. Постоянные скитания по съемным квартирам, непозволяют ему обрести семью. Он одинок, но все же единственно близким человеком в его жизни является дальняя родственница Варенька Доброселова, с такой же нелегкой судьбой, она сирота.

Эти два человека несчастны, испытывая тяготы судьбы, они постоянно пытаются помочь друг другу. Меж ними заводится переписка, где оба стараются показать обширность души, сопереживания и любовь. Письма и редкие визиты Вареньки становятся для Макара смыслом его дальнейшего существования, который начал потихонечку отчаиваться в жизни, показывая свою слабость. Он обожает ее, восхищается ее начитанностью. Она же старается заниматься его воспитанием, советуя ему ряд книг.

Голодая, Макар отдавал деньги своей любимой воспитаннице, лишь бы она ни в чем не нуждалась. Бедность Макара и экономия на себе сказываются на внешнем виде чиновника, что может грозить ему увольнением со службы.

Скромность Макара показывает его широту души и огромное сердце, переполненного состраданием и любовью. Данное противостояние описано на протяжении всего романа.

Антигероем романа стал помещик Быков с классическим самодурным характером, который домогался Вареньки, и от которого она спасалась у Девушкина.

Здесь происходит столкновение добра и зла, двух образов маленького человека и мелочного человека.

Привыкшая к тяготам жизни Варенька никак не ожидает поддержку другого человека, а доброта и бескорыстие Макара помогает восстановиться ей духовно и физически. Ей очень повезло, что она встретила на своем пути такого человека, который спасает ее в непростой жизненной ситуации.

Несмотря на то, что Варя став смыслом его жизни, и отдавая ей деньги, Макар очень скоро осознает, что не в состоянии прокормить обоих. Здесь проявляется его слабая черта, он начинает пить.

Роман затрагивает тему «маленьких людей», их судьбу, их образ жизни, как среди таких неприметных обывателей можно повстречать светлых людей с огромным сердцем.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Тамара в рассказе Яма Куприна

    Настоящее имя Тамары – Лукерия. Она довольно красива, у неё рыжие волосы и «тёмнозолотые» глаза. Она очень скромна, у неё спокойный характер.

  • Анализ пьесы Бесприданница Островского

    Бесприданница – бедная девушка которая не получила приданного от своих родителей. Так как в те времена женщины не работали и ее должен был обеспечивать муж, бесприданнице очень сложно было найти жениха.

  • Анализ повести Остров Борнгольм Карамзина

    Произведение по жанровой направленности относится к романтическим сочинениям писателя, рассматривающим взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

  • Анализ поести Бальзака Гобсек

    Произведение является составной частью прозаического сборника «Человеческая комедия», названной сценами из частной жизни.

  • Сочинение Чацкий победитель или побежденный? 9 класс

    Чацкий – является ключевым персонажем в произведении, получившего название «Горе от ума». Изначально автор присвоил произведению совершенно другое название, в котором отсутствовал предлог «от»

Сюжет произведения

Мелкий чиновник Макар Алексеевич Девушки берёт на себя заботу о своей дальней родственнице Варе Добросёловой. Титулярный советник, не имея средств к существованию, пытается, тем не менее, помочь несчастной сироте, сняв для неё жильё. Несмотря на то, что Варя и Макар живут рядом, видятся они крайне редко: Девушкин опасается за репутацию Вари. Родственники вынуждены довольствоваться письмами друг к другу.

По рассказам самой Варвары Добросёловой можно судить о том, что детство её было достаточно счастливым. Семья жила в деревне, где отец служил управляющим имением некого князя П-го. Переезд в Петербург был вынужденным: Алексей Добросёлов потерял место управляющего. Нелёгкая столичная жизнь и многочисленные неудачи погубили отца Вари. Вдову Добросёлова взяла к себе в дом дальняя родственница Анна Фёдоровна, которая сразу же начала «попрекать куском» новых жильцов.

Чтобы возместить материальные «убытки», нанесённые Варей и её матерью, Анна Фёдоровна решила выдать сироту замуж за богатого помещика Быкова. К тому времени вдова Добросёлова уже умерла, и за Варю некому было заступиться, кроме Девушкина, который забрал сироту из дома Анны Фёдоровны. Необходимо было скрыть новый адрес Варвары от коварной родственницы.

Несмотря на все старания Макара, Варе Добросёловой пришлось выйти замуж за грубого и циничного Быкова. Девушкин истратил все имевшиеся у него скудные сбережения и уже ничем не мог помочь своей подопечной.

Композиция романа

Роман «Бедные люди» представлен в эпистолярной форме, то есть, в виде переписки между героями. Выбор автора нельзя назвать случайным. Письма – это прямая речь персонажей, полностью исключающая субъективное мнение автора.

Роль читателя

На читателя возложена непростая задача: «подслушав» чужую личную беседу, самому разобраться в происходящем и сделать определённый вывод. Биографию главных героев мы можем узнать от них самих. О характере персонажей вывод придётся делать самостоятельно.

Чтобы помочь читателю, автор проводит параллели, упоминая хорошо известные всем повести «Шинель» и «Станционный смотритель». В Девушкине нетрудно узнать бесправного Акакия Акакиевича Башмачкина. Выбор повести «Станционный смотритель» тоже не случаен. Самсон Вырин был таким же бесправным мелким чиновником, как и Башмачкин. И если у Акакия Акакиевича украли новую шинель, Вырина лишили дочери. По аналогии с двумя предыдущими литературными персонажами, Макар Девушкин должен был потерять единственную радость своей жизни – Варю.

Характеристика персонажей

В центре внимания читателя 2 главных героя: Варя Добросёлова и Макар Девушкин. Безусловно, это положительные герои, а для полного раскрытия образов необходимы также и отрицательные персонажи, представленные Анной Фёдоровной и помещиком Быковым.

Макар Девушкин

Образ «маленького человека» существовал до появления романа «Бедные люди». И сам автор этого не отрицает, проводя параллель между своим произведением, гоголевской «Шинелью» и пушкинским «Станционным смотрителем». Достоевскому достаточно упомянуть эти две повести, указать на то, что Макар узнал в главных героях себя, и читателю уже становится понятно, что представляет собой титулярный советник Девушкин. По словам самого Макара, по служебной лестнице он продвинуться не смог только потому, что был «смирненьким» и «добреньким». Для получения званий необходимо иметь железную хватку.

Не следует обходить вниманием и фамилию главного героя, которую по праву можно считать говорящей. Макар чувствителен и раним, как девушка. В нём полностью отсутствует характерная для мужчины брутальность. В речи Макара нередко можно встретить существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маточка, сапожишки, платьишко, тихонький. Всё в облике Девушкина свидетельствует о слабости его характера.

Варя Добросёлова

Как и Макар Девушкин, Варя Добросёлова – носитель говорящей фамилии, характеризующим элементом в которой является слово «добро». У главных героев «положительного лагеря» одинаковые отчества, и это не совпадение. Одинаковость указывает на сходство характеров Вари и Макара, на, своего рода, общего родителя главных героев, несмотря на то, что они не были детьми одного человека по имени Алексей.

Макар и Варя – родственные души. Обоим очень трудно живётся в этом суровом мире большей частью из-за излишней мягкости их характера. Девушкина и Добросёлову объединило отсутствие душевной теплоты, в которой они нуждаются, но которую не получают от окружающих. Два совершенно разных по возрасту и образованию человека находят друг в друге моральную поддержку.

Есть, однако, и некоторые различия в характерах Вари и Макара. Варя, несмотря на свой молодой возраст, более практична, чем её родственник. Она пытается самостоятельно зарабатывать деньги шитьём, не надеясь на своего покровителя. Добросёлова согласилась выйти замуж за неприятного, но богатого человека, способного избавить её от бедности. В отличие от Макара, который не может поступиться своими принципами ради более комфортной жизни, Варя уверена, что жить в нищете намного страшнее, чем с нелюбимым мужем. Автор показывает в своей героине скрытую силу. Эта сила непременно поможет выжить и, возможно, даже преуспеть.

Быков

По фамилии главного героя легко судить о его характере: грубый, упрямый, дерзкий и сильный. Быков – «хозяин жизни». Он привык получать желаемое и не любит, когда ему отказывают. Из писем Вари можно сделать вывод о том, что семья, как таковая, Быкову не нужна. Помещик мечтает о рождение законного наследника. Ведь если он умрёт бездетным, всё его состояние перейдёт ненавистному племяннику. Варя Добросёлова ничего не значит для Быкова. Единственная её миссия – родить наследника «хозяину жизни». Если девушка не согласна выйти замуж, помещик быстро найдёт ей замену в лице богатой московской купчихи.

Быков не замечает вокруг себя живых людей. Жизнь каждого отдельно взятого человека дорога для помещика настолько, насколько данный человек может быть ему, Быкову, полезен. Ещё не успев стать законной женой помещика, Варя уже становится его собственность, его личной вещью. А с вещами Быков не привык церемониться.

Анна Фёдоровна

Дальняя родственница семьи Добросёловых живёт странной и неоднозначной жизнью. Варя видит загадочность в её занятиях. Анна Фёдоровна постоянно суетится, куда-то уезжает несколько раз в день. К своим бедным родственникам женщина пришла сама и сама же предложила переселиться к ней.

Маска христианской добродетели, которой так гордится Анна Фёдоровна, скрывает жестокую и коварную душу. Это признаёт даже Быков. В своё время Анна Фёдоровна помогла помещику «прикрыть грех», выдав замуж беременную от Быкова женщину за чиновника Захара Покровского.

Многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского полагают, что некоторые герои романа «Бедные люди» имели своих прототипов в жизни. На создание образа Вари Добросёловой, например, писателя вдохновила его сестра В. М. Достоевская (по мужу Карепина).

Макар Девушкин, главный герой «Бедных людей », – человек с тонким и своеобразным характером. Похожий персонаж потом не раз будет появляться и в других произведениях Достоевского .

Мелкий чиновник, Девушкин на службе страшится взглядов своих сослуживцев и не смеет оторвать глаз от стола. Предмету своей любви, молодой Варваре Добросёловой, он пишет «Ведь меня что, Варенька, убивает? Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки». И еще: «...По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу... но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?»

Девушкин берет почитать у Вареньки гоголевскую «Шинель» , трогательное повествование о том, как ограбили похожего на него «маленького человека ». Прочтя рассказ, Девушкин чувствует себя так, как если бы был разгадан его секрет – он приходит в сильное волнение: «После этого и жить себе смирно нельзя, в уголочке своем... чтобы и в твою конуру не пробрались, да не подсмотрели... И для чего же такое писать? И для чего оно нужно? Что мне за это шинель кто-нибудь из читателей сделает, что ли? Сапоги, что ли, новые купит? Нет, Варенька, прочтет, да еще продолжения потребует. Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено!»

Достоевский. Бедные люди. Аудиокнига

Девушкин все время боится, что за ним наблюдают и выслеживают, ему всюду мерещатся враги. Он болезненно страшится людей, воображает себя жертвой, а потому не в состоянии общаться с другими на равных.

Снедаемый внутренним жаром, весь в плену своих фантазий, Девушкин сторонится действительности и весь уходит в письма. Они дают ему возможность избежать общения с реальными людьми. Только в переписке он может отдаться прихотям своего сердца.

«Вы мне очень полезны, Варенька. Вы эдакое влияние имеете благотворное... Вот я об вас думаю теперь, и мне весело... Я вам иной раз письмо напишу и все чувства в нем изложу, на что подробный ответ от вас получаю». Варенька Добросёлова нужна Макару Девушкину вовсе не для того, чтобы жить с ней, а лишь как слушательница его душевных излияний.

Варенька изнемогает под тяжестью его признаний и отвечает: «Какой у вас странный характер, Макар Алексеевич! Вы уж слишком сильно всё принимаете к сердцу; от этого вы всегда будете несчастнейшим человеком».

Вот какого странного человека вывел Достоевский в своем первом произведении. Критик В. Г. Белинский , живший тогда в Петербурге, прочел рукопись «Бедных людей», похвалил автора и дал ему путевку в литературный мир. Белинскому принадлежит огромная заслуга в том, что он признал в никому не известном юноше литературный талант.

Вместе с тем Белинский заронил семена неверного толкования всего последующего творчества Достоевского. Относительно Девушкина он пишет: «Чем ограниченнее его ум, чем теснее и грубее его понятия, тем, кажется, шире и деликатнее его сердце; можно сказать, что у него все умственные способности из головы перешли в сердце».

Данное толкование Белинского на протяжении многих последующих лет стало для читателей основным: «Бедные люди» – это роман, исполненный сочувствия к беднякам, которые обладают прекрасной душой. Такое понимание стало непреложным.

Однако, если попробовать прочесть «Бедных людей» непредвзято, то выясняется: герой Достоевского – это далеко не глупый, а просто странный человек с комплексом неполноценности. В характере Девушкина чувствительность развита сверх всякой меры. Он способен погружаться с головой в «пьесу» своих переживаний, но деликатность вкупе с чрезмерностью делают его бессильным в реальной жизни, а страх и нелюбовь к действительности образуют причудливый, почти смешной типаж.

В «Бедных людях» Достоевский открыл очень необычный, даже фантастический типаж.

Советский историк литературы Б. М. Эйхенбаум говорил о персонажах Достоевского как об «образах реалистической фантастики» (см. его работу «О Чехове»). Юный Достоевский поначалу был увлечен историческими драмами Шиллера и Пушкина , он пробовал подражать им, но, открыв «странного человека», ощутил к нему глубокое сочувствие и интерес и написал роман – тем самым осознав свое истинное литературное предназначение и особенности таланта. Этот реалистический и, одновременно, фантастический персонаж отчасти жил в нем самом. Макара Девушкина Достоевский отчасти писал самого себя.

У Достоевского не было таланта исторического писателя, обладающим полем видения, которое способно запечатлевать широкую панораму событий. Не было у него и природной жилки чувствовать и описывать людей, которые совершают великие дела. Большинство его персонажей – это слабые, приниженные и больные люди. Общественное мнение чаще всего оценивает таких болезненных, неудачливых, бессильных людей отрицательно, но Достоевский открывал в их образах кипящие чувства, драматизм, сложность, эмоциональное богатство. Поскольку в этих персонажах был и он сам.

В герое «Бедных людей» – мелком чиновнике Макаре Девушкине – Достоевский открыл тайный душевный мир приниженного и больного «маленького человека». Этот роман предвосхищает все последующие его произведения.

МАКАР ДЕВУШКИН

МАКАР ДЕВУШКИН - герой романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди» (1845), титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал в «капитальный» дом возле Фонтанки, где ютится за перегородкой в общей кухне с «гнилым, остро-услащенным запахом», в котором «чижики так и мрут». В том же дворе М.Д. снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Вареньки, 17-летней сироты, за которую больше некому заступиться. Живя рядом, они редко видятся, дабы не вызывать сплетни. Душевное тепло и сочувствие они черпают из почти ежедневной переписки друг с другом.

М.Д. счастлив, обретя сердечную привязанность. Отказывая себе в еде и платье, выгадывает на цветы и конфеты для своего «ан-гельчика». «Смирненький», «тихонький» и «добренький», М.Д. - предмет постоянных насмешек окружающих. Единственная радость - Варенька: «точно домком и семейством меня благословил господь!» Она посылает М.Д. повести Пушкина и Гоголя; «Станционный смотритель» возвышает его в собственных глазах, «Шинель» - обижает обнародованием жалких подробностей его собственной жизни.

Наконец, М.Д. улыбается удача: вызванный за ошибку в бумаге на «распеканцию» к генералу, он удостоился сочувствия «его превосходительства» и получил лично от него 100 рублей. Это спасение: уплачено за квартиру, стол, одежду. М.Д. подавлен великодушием начальника и корит себя за недавние «либеральные» мысли.

Понимая всю непосильность для М.Д. материальных забот о себе, Варя соглашается на замужество с грубым и жестоким Быковым и уезжает к нему в поместье. В последнем письме М.Д. к ней - крик отчаяния: «Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял... все оттого, что вы... здесь, напротив, поблизости жили».

В других произведениях 1840-х гг. Достоевский рисует «маленького человека» несколько по-иному, акцентируя его нравственную неполноценность (Гоаядкин, Прохарчин и др.), а в 1850-е гг.- даже уродство (Опискин). С 1860-х гг. этот тип становится для писателя второстепенным, уступив центральное место незаурядному герою-интеллектуалу.

С романом «Бедные люди» связано первое артистическое исполнение Достоевского: в апреле 1846 г. на литературном концерте в доме известных славянофилов Самариных М.С.Щепкин прочитал одно из «писем» М.Д.

Лит.: Белинский В.Г. «Петербургский сборник»

//Белинский В.Г. Полн.собр.соч. М., 1953-1959. Т.9; Григорьев А.А. «Бедные люди»

//Финский вестник, 1846. №9. Отд.У; Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году

//Майков В.Н. Литературная критика. Л., 1885; Цейтлин А.Г. Повести о бедном чиновнике Достоевского (К истории одного сюжета). М., 1923; Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Л., 1929; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979; Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому

//Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

О.А.Богданова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "МАКАР ДЕВУШКИН" в других словарях:

    I Достоевский Михаил Михайлович , русский писатель. Старший брат Ф. М. Достоевского (См. Достоевский). В большинстве повестей Д., написанных в традициях натуральной школы (См. Натуральная… … Большая советская энциклопедия

    Жанр: р … Википедия

    ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович - Федор Михайлович (30.10.1821, Москва 28.01.1881, С. Петербург), писатель. Отец Д., Михаил Андреевич, происходил из многодетной семьи священника Подольской губ., учился в ДС при Шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца мон ре, затем в… … Православная энциклопедия

    Писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

    Каждое министерство разделялось на департаменты, отделения, столы. ДЕПАРТАМЕНТЫ ведали важнейшими направлениями деятельности министерств. Должность ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА, как и министра, была слишком высока, чтобы прямо… …

    Что такое ЧИНОВНИК? До революции так назывался государственный служащий, обладающий чином, то есть определенным, строго установленным званием. Начало этой иерархии полоз Петр I, утвердивший в 1722 году «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ» по трем видам –… … Энциклопедия русского быта XIX века

    Этот чин IX класса нам более других известен по литературе и искусству. Благодаря популярному романсу Даргомыжского на слова Вейнберга, начинающемуся словами: «Он был титулярный советник, она – генеральская дочь », чин этот многим кажется … Энциклопедия русского быта XIX века

    Наиболее удобным, дорогим и комфортабельным экипажем была КАРЕТА, отличавшаяся полностью закрытым кузовом, с обязательными рессорами. Кучер располагался на передке – КОЗЛАХ, подвергаясь, в отличие от ездоков, всем воздействиям непогоды. В … Энциклопедия русского быта XIX века

    Кажется, с прошлого века театр как зрелищное учреждение ничем не изменился. Даже театральные помещения полуторавековой давности используются, как прежде. Да, сцена (если не считать вертящийся круг), зрительный зал, фойе остались… … Энциклопедия русского быта XIX века

    Герой «петербургской поэмы» Ф.М.Достоевского «Двойник» (1846), титулярный советник средних лет, неказистой наружности, служащий в одном из петербургских ведомств. Душевное одиночество, полная зависимость от вышестоящих, страх перед жизнью такова… … Литературные герои

Макар Девушкин - скромный и очень добрый герой, от которого «рождались» некоторые персонажи других произведений Достоевского. отождествляющий роль ни чем не выдающегося человека в огромном светском Петербурге.

Макар сам понимает кто он, знает себе место и выражает своё состояние открыто, но с должной гордостью. Он часто указывает на то, что одет в обноски, что не может себе позволить не только излишества, да и обычные ежедневные нужды.

Характеристика персонажа

Макар всю жизнь существует по съёмным квартирам. Ненавидит оказываться под малейшим вниманием. Ему даже кажется, что за ним следят, мерещатся обсуждения за спиной, часто не отрывает глаз от пола. Никаких чинов и наград он не имеет, но и без этого знает что такое честь и совесть. Беспрекословно горд, что умеет жить, не делая подлости другим. Варенька симпатизирует Макару, но и она считает, что его доброта чрезмерна, и, нельзя так жить: принимая слишком близко к сердцу всё, что происходит ежедневно вокруг человека. Именно Варенька показывает ему литературный мир, который становится причиной переворота в душе Девушкина. Ранее Макар только благосклонно интересовался письменными работами поэтов и писателей, но не находил в себе дара отличать шедевры и углубляться в истинную суть прочтённого произведения.

Образ героя в произведении

(Макар Девушкин читает повесть Гоголя "Шинель" . Иллюстрация Н. Верещагин )

Судьбоносная «Шинель» Гоголя, предложенная для прочтения Девушкину, Варварой, ударила по душевному состоянию «маленького человека». Макар обнаружил феноменальные сходства главного героя с самим собой. Началась эпоха перерождения, переосмысливания всей его жизни и дальнейших действий. Конечно, Макар был в действительном шоковом состоянии и его переживания довели человека до бутылки. Изначально он стал ругать и отрицать всю возможную литературу. Казалось, что он отвергает с обиды и злости, поняв критику своей же жизни. Однако, вместе с этим, пришло понимание, что не стоит так относится к происходящему - сложа руки и покорившись судьбе. Макар начинает говорить о том, что слишком долго он жил для кого угодно, но не для себя. В то время, когда вокруг всем было, ровным счётом, всё равно до чужих проблем и жизни в целом.

(Сцена из спектакля "Бедные люди" Театр Юных Зрителей имени А.А. Брянцева, Санкт-Петербург )

Вместе с всплеском эмоций проявляется и истинное его отношение к Варваре Добросёловой. Если изначально читатель мог думать о влюблённости тихого Макара в душевную Вареньку, то к концу произведения становится отчетливо понятно, что Девушкин от своей замкнутости переходит к энергетическому вампиризму. Варя для него - свободные уши и тот островок в океане одиночества, с которого всегда приходит ответ. Сможет ли войти в нормальное социальное русло такой человек, как Макар - увы, не ясно. Но комплекс "маленького человека", не приспособленного к стремлениям принятия двух сторон одной медали, раскрыт автором в герое потрясающе точно.