История ножовки. Страшные факты о фильмах “Пила”

Нас окружают множество вещей,которые привычны и кажутся, что были в пользовании человека всегда. Конечно, это не касается телефонов, радио, телевизоров, компьютеров и другой электроники, которая появилась в жизни человека в историческом смысле вообще вчера и все мы знаем имена их изобретателей.

Но вот орудия труда, сопровождают человечество гораздо большее количество времени и многими из них человечество пользуется многие тысячелетия. Недаром человеческую историю делят по принципу использования орудий труда. Первые люди использовали вначале деревянные и каменные а затем металлические(медь, железо и бронза) орудия труда.

Любому мужчине пила вещь знакомая и привычная. Но оказывается пила в России, хотя ее история насчитывает тысячелетия появилась не так давно и стала широко использоваться только в 18 веке.

Звучит это странно,так как в стране, где самые большие пространства в мире заняты лесами, и до 9 века практически все постройки были деревянными,да и в последующие века дерево играло основную роль в строительстве, пила получила широкое распространение всего около 300 лет назад.

Первые пилы у человека появились еще в бронзовом веке, когда люди только-только освоили технологии обработки металлов. Первые предметы, которые можно считать прародителями современных пил, были произведены более четырех тысяч лет назад. Это были зазубренные камни, применявшиеся для создания изображений на кости или другом относительно мягком материале (некоторые породы камня, дерево). Такие пилы делали, затачивая край камня, либо находили готовыми. Сначала пилы были одноручными (ножовки), а в начале 1-го тысячелетия до н. э. в Финикии была изобретена двуручная пила для распиливания бревен на брус, что позволило древним мореходам строить легкие и маневренные каркасные корабли, обшитые досками. А вот в Древней Греции изобрели лучковую (или рамную) пилу, конструкция которой с тех пор не изменилась. Древние римляне и египтяне делали свои пилы медными. Таким инструментом они пилили даже камень, подсыпая в место распила абразивные материалы. Пилы из железа впервые появились у скандинавов. Они отливали свои орудия труда в каменных формах. Однако качество этих пил было низким, и они не выдерживали конкуренцию с топорами. И только спустя много столетий древние греки догадались делать пилы методом ковки, что позволило добиться высокой твердости металла и, как следствие, повысить качество изделий. Зубцы этих пил были острее и вследствие более правильной заточки лучше пилили материал.

Самым знаменитым плотником всех времен и народов был Иисус, сын плотника Иосифа. И в Библии земная профессия Христа указана вовсе не случайно. Это сегодня мы полагаем, будто бы плотники в Древней Иудее принадлежали к низшим слоям общества. Но на самом деле в те времена отношение к этой профессии было совсем иным-напротив, ремесло плотника считалось занятием избранных и посвященных в тайные науки. Это и понятно, ведь без знаний основ геометрии трудно сколотить даже обычную табуретку, не говоря уж о вещах куда более сложных-лодках, кораблях или каркасе для крыши дома. Многие цари и верховные жрецы не чурались плотницкой работы, полагая ее достойным сану занятием. Так, например, при раскопках древнего города Ур археологи в гробницах царей обнаружили целый набор инструментов: топорик-тесло, два золотых долота, бронзовые пилу и молоток. В саркофаге царя Мешкаламдуга и царицы Шубад, правивших Месопотамией в начале 3-го тысячелетия до н. э., также были найдены бронзовые пилы, долото и сверло.

Механические пилы впервые появились в Германии в 1322 году. Они были установлены на лесопилке и приводились в движение водой. Данное изобретение перевернуло представление немцев о методах добычи древесины. Впоследствии аналогичные лесопилки появились в Шотландии, Англии и других странах.
На Руси плотницкое ремесло считалось занятием каждого мужчины. Писатель Василий Белов, выросший в маленькой деревеньке близ Вологды, вспоминал, что плотничать должны были все взрослые мужики: «Чувствуешь ты дерево или нет, слушается тебя топор или не слушается-все равно ты будешь плотничать. Потому что стыдно не быть плотником. Уже в первый сезон артельной работы каждый подросток обзаводился собственным инструментом».

Древняя Русь, имевшая в своем распоряжении громадные пространства лесов, не думала об их экономном использовании. Наоборот, с лесом приходилось вести постоянную и напряженную борьбу. С большим трудом отвоевывали у него небольшие участки под пашню, под сенокосы, и стоило только на несколько лет оставить участок без обработки, как он превращался в пустошь, поросшую лесом.
Хоромы знатных и богатых людей и избы простых «мужиков» в городах и деревнях, церкви и крепостные сооружения в громадном большинстве случаев строились прямо из цельных бревен, вырубленных в лесу топором. Кстати сказать, и в самой постройке, как и в заготовке бревен, пила не использовалась.Еще в давние времена было замечено, что пиленая древесина более подвержена увлажнению и загниванию. Бревна, обработанные топором, как бы закупориваются под его ударами и становятся менее гигроскопичными. Поэтому даже бревна предпочитали не пилить, а аккуратно раскалывать на доски.

В 1586 году к только что построенному городу Архангельску на своем судне прибыл французский путешественник и купец Жан де Соваж из города Дьеп. Удивлению заморского гостя не было пределов. «Постройка города превосходна,-записал он в своем дневнике.-В домах нет ни гвоздей, ни крючьев, но так хорошо все отделано, что нечего похулить, хоть у строителей русских все орудия состоят в одних топорах, но никакой архитектор не сделает лучше, как они делают». Что в России умели делать хорошо,-это топоры, молотки да кувалды, то есть самые простые инструменты, где нет сложных сочленений или точной подгонки деталей

Пила, как особое орудие, была известна славянам. По всей вероятности, они усвоили ее от германцев вместе с ее названием еще в общеславянский период жизни. Не только лесоруб и дровосек (показательна уже этимология этих терминов), но и строитель-плотник орудовали топором. Характерно, что для обозначения операций, выполняемых при помощи топора, в русском языке с давних пор существуют самостоятельные глаголы - «рубить», «сечь», «тесать», тогда как действие пилы выражается словом, производным от имени самого орудия, - «пилить», да и этот глагол в известной мере новообразование в языке, и пошел он в ход, видимо, только тогда, когда шире стала употребляться пила. По крайней мере во всех примерах, приводимых усердным собирателем языковых фактов И. Срезневским из памятников XI - XVI вв., с названием этого орудия ни разу не сочетается глагол «пилить», а всегда «тереть» - глагол, имеющий свое более широкое и первоначально совсем не связанное с обработкой дерева значение. Слова «пилить», «пиловать» не были еще общеупотребительными и в петровскую пору. Точно так же и работающие топором носят имена «дровосеков», «лесорубов», «плотников», а специалисты, действующие пилой, назывались и называются «пильники», «пильщики» по-русски, «тертичники» (от «тереть») - по-украински или «тертинщики» - как их именовали в петровскую пору и в пределах Московского государства.

С топором в руках ладил плотник (или часто сам домохозяин) простую четырехстенную избу, амбар и дворовые постройки. Тем же топором строились и затейливые терема и столь разнообразные и нередко сложные в плане и перекрытиях церкви Московской Руси, причем уже тогда, при топорной технике, были в ходу очень разнообразные способы скрепления бревен в углах и на стыках. Исключительная роль топора в технике строительства нашла себе выражение и в языке. И до сих пор основа всякого деревянного здания - его стены - называется «срубом».

Там, где бревна и жерди не годились, употреблялись «тесницы» и доски. Первый из этих терминов, живущий и теперь в форме «тес» и имеющий специальное значение одного из видов пиломатериалов, сохранил в звуковой стороне своей ясное указание на старые приемы изготовления. «Тесницы» и доски в ту пору и долго позже-буквально вытесывались топорами или прямо из цельного или из расколотого с помощью клиньев бревна. При этом из бревна получали одну, в лучшем случае две доски, а сколько еще бревен при неправильном расколе шло в брак. Ю. Крижанич. Русское государство во второй половине XVII в., разд. III, стр. 51]. Естественно поэтому, что доски были сравнительно дорогим материалом, продавались почти по одной цене с бревнами равной длины или даже дороже последних.

При значительных богатствах строевых лесов большинство мелких потребителей из крестьян и посадских могло собственными силами исподволь заготовлять тесницы. Привилегированные верхи использовали для заготовки строительных материалов труд своих холопов и особенно крепостных крестьян.В хозяйстве царя Алексея Михайловича заготовка тесниц, лубов, драниц и пр. также проводилась силами приписанных к Тайному приказу крестьян привлекались к этому делу даже стрельцы.Материалы для постройки мирских церквей обычно и заготовляли миром.М. Богословский. Земское самоуправление на русском севере в XVII в., стр. 11, 23-25, 1912 г.. Все материалы, необходимые для строения и ремонта «городов», острогов и других оборонительных сооружений, поставлялись обычно в порядке натуральной повинностиПодробности можно найти в. работе А. Яковлева. Засечная черта Московского государства в XVII в., М., 1916. Очень характерно указание, что собираемые для работы пешие «деловцы» должны были явиться только «с топорами и заступами и с лопатами».Ни о каких пилах в этих указаниях не было сказано ни слова.

Единственный пильщик, зарегистрированный в Москве в 1638 г. на 2 тыс. слишком человек, занятых производственным трудом, - лучший свидетель случайности такой профессии даже для столицы. Точно так же случайным одиночкой выглядит «пильник» в перечне разных специалистов, обслуживавших Покровский девичий монастырь в Суздале в конце 1620-х годов, тогда как в Суздальском же Евфимиевом мужском монастыре совсем не было пильщиков. Даже в таком крупном торговом центре с заметным судостроением как Нижний Новгород, ни писцовая книга 1621-1622 гг., ни переписная 1678 г. не отметили ни одного пильщика. Не менее показательно, что в хозяйстве очень крупного торговца и промышленника М. Строганова, представителя семьи, совсем не чуждавшейся технических новшеств, а, наоборот, охотно их усваивавшей, не оказалось в 1627 г. не только специалистов по распилке, но даже и пил в довольно богатом наборе «всякой железной рухляди.М. Довнар-Запольский. Торговля и промышленность Москвы в XVI-XVII вв. (сб. «Москва в ее прошлом и настоящем», вып. VI, стр. 59-60); о Суздале см. в статье В. Георгиевского. Сузд.-; Ризполож. женск. монастырь («Труды Владим. уч. арх. ком.», II, прилож. 9-10, 1900); о Нижнем - РИБ, XVII; о Строганове - А. Введенский. Торговый дом XVI-XVII вв., стр. 30-51 и др., Л., 1924; см, его же. Служащие и работные люди у Строгановых в XVI- XVII вв. («Труд в России», I, Л., 1924)].

В самом конце XVII в. пильщик еще не стал фигурой, обычной в бытовой обстановке Московской Руси..

В 1630-х годах к югу от Москвы на речке Тулице, притоке Упы, в 15 верстах к северу от Тулы, на Городище был устроен первый на Руси доменный и молотовый «вододействуемый» завод. Затем появились - каширский молотовый завод на Скниге, притоке Оки, недалеко от Каширы, и вепрейский доменный на Вепрейке, также притоке Оки, между Тарусой и Алексиным. Доменные и молотовые заводы требовали для постройки и ремонта мастерских и разных складских помещений, для сооружения плотин, ларей, «труб дощатых», желобов к колесам и довольно сложных механизмов, передающих движущую силу воды мехам, молотам, сверлильным станкам, большого количества строительных материалов, тогда сплошь лесных. Причем расход их был значительным не только в период постройки, но и во время эксплуатации - на текущий, случайный и периодический (в части плотин по веснам) ремонт. Понятно, что удешевление брусьев, досок разных сортов и пр. имело здесь большое экономическое значение. Строителями и эксплуататорами названных заводов были иноземцы-голландцы А. Виниус и П. Марселис. А Голландия была тогда одной из передовых стран, если не самой передовой, по развитию техники и, в частности, лесопильного дела. Руководителям заводов, все равно привозившим из-за границы части оборудования и приглашавшим мастеров для домен и молотовых, легче всего было попутно ввезти инструменты и вызвать инструкторов для нового в Московской Руси лесопильного производства.

Другой сферой, где лесопильное производство - уже на пильных мельницах - более крепко стало на ноги, был экспорт.

Еще в XVI в. англичане, появившиеся в Московском государстве через Белое море, а вскоре за ними и их конкуренты - голландцы - наладили вывоз из России леса, главным образом для постройки кораблей. Закупали его в виде бревен, а распилку проводили уже у себя дома. Легко было сообразить, с одной стороны, самим экспортерам, а с другой, и русским торговым людям или торговавшим на Руси иноземцам поставить распилку в районах заготовки бревен. Тогда первым не нужно было бы перевозить на большие расстояния части древесины, шедшие потом, при распилке, в отбросы. Вторые могли бы получать прибыль не только от заготовки бревен, но и от самой распилки. Поэтому неудивительно, что мы рано встречаем по крайней мере проекты организации производства досок для экспорта.

Еще в 1624 г. три амстердамца через хорошо известного московскому правительству Исаака Массу представили просьбу разрешить им в течение 20 или 30 лет на Северной Двине «пилами, которые водяными мельницами трут, и ручными пилами лес тереть на доски и на иное дело» для отправки за море. Соблазняли они тем, что будут платить пошлины, что кроме своих нидерландских людей «человек з десять» они будут «к тому делу наймовать русских людей деловцов», конечно, обучая их новой технике, и что потом и сами русские по их стопам наладят выгодное производство. Предложение это, видимо, не было принято правительством, очень робким на новшества. Во всяком случае об осуществлении этого начинания мы ничего не знаем. Позже, при Алексее Михайловиче, в противоположность отцу очень увлекавшемся всякими хозяйственными (и иными) новинками, шла речь об устройстве, по-видимому, царской лесопильни. В делах Тайного приказа сохранилась коротенькая запись под 25 июня 1666 г. о посылке к Архангельску полковника Г. фон-Канпена (Кампена) для розыска руд, слюды, соляных растворов и, между прочим, «рек, на которых мельницы строить для растирки лесу при лесных местах».. В. Кордта. Очерк сношений Московского государства с республикой Соединенных Нидерландов по 1631 г. («Сб. Русск. Истор. Общ»., CXVI, стр. CCCIV); о 1666 г. - в РИБ, XXI, стр. 1218.
Прошло еще 25 лет, в течение которых ничего не слышно о пильных мельницах. Наиболее старый документ - грамота 1691 г. На челобитную -знакомит нас с построенными уже, но, по всей видимости, недавно, тремя пильными мельницами в районе Архангельска.В1691 пильные мельницы были новинкой для Московского государства. Поэтому устроителям их было естественно обратиться к правительству с челобитьем о пожаловании им возможности постройки. О том, что лесопилки в 1690-х годах были новостью, свидетельствует, по-видимому, и особое внимание к предприятию Бажениных со стороны молодого Петра, специально заехавшего на их мельницу «ради осмотрения» на обратном пути из Архангельска осенью 1693 г «Летопись Двинская», изд. А. Титовым, стр. 71]. А вскоре правительство развернуло широко распилку в связи с нуждами судостроения.

Постройка судов не была, конечно, новостью последних лет XVII в. Русские люди искони пользовались судами и лодками на реках и морях. В XVII в. можно было бы указать ряд пунктов, где регулярно, из года в год, и в более или менее заметных количествах, строились суда. Но никогда и нигде до этого судостроение не развертывалось так широко, как в 1690-х годах в районе Воронежа.

Два обстоятельства толкали к введению здесь распилки. Во-первых, с постройкой судов для Азовского похода нужно было очень спешить. А распилка, даже ручная, была более продуктивной, чем вытесывание досок топорами. Весьма существенно было и то, что ценного строевого материала - корабельного дуба - не могло быть в воронежских лесах в неограниченном количестве. А Петр ведь задумывал не только поход под Азов, но и строение флота, в случае удачи предприятия, для Азовского и даже Черного морей. Экономия древесины и скорость работы при распилке были очевидными.

Однако новое производство налаживалось медленно. В самом начале сильно давали себя чувствовать и недостаток необходимого инструмента - пил - и малое количество знающих рабочих. Так в начале воронежского корабельного строительства инструкция «кумпанствам», давая наказ «зело лесов беречь и бережно колоть в доски и в иные надобья» и потому «тот лес вдоль и поперек тереть пилами», должна была сделать очень существенную оговорку: так как «в скорых числах такое множество пил сыскать негде», то в первое время строить суда и из топорного (т. е. тесаного или колотого топором) леса. Ео кто в будущем году «сделает судно из тесаного, а не из пильного (леса), и таких судов принимать у них не будут и сверх того положена будет пеня». Поэтому предписывалось «в предбудущий год конечно» пилы «везде изготовить». Но так как собственными силами «кумпанства» не смогли бы разрешить этой задачи по недостатку пил в стране, правительство предложило им вносить деньги в адмиралтейство, которое должно было заказать и закупить пилы за границей.

Например, «киевскому жителю мещанину торговому человеку Михаилу Николаеву» давалось поручение купить «к корабельному строению в Шленску и в иных немецких городах... пил разных рук (разных сортов), какими пилами деревья растирают: 28 кран-пилы, что стоючи трут, 28 трен-пилы, что сидючи трут, 100 пил по 2,25 аршина, 100 пил по 2 аршина, всего 256 пил».

Приходилось позаботиться и об обучении искусству распилки. Хотя для строения флота в Воронеже были собраны плотники из разных районов Московского государства, все же среди них, видимо, находилось мало опытных пильщиков и нужно было приглашать их со стороны. Те же материалы о построении воронежского флота показывают нам учителей «пиловального» искусства, например, «черкас-тертинщиков» Стеньку Федорова с товарищами, «которым от ученья русских работных людей 6 человек, что они учат их тертинному делу», давали по деньге с сажени[ 1 С. Елагин. История русского флота, Период Азовский. Прилож. I, стр. 204, 249, 268, 371 и др. В тексте самого исследования дана подробная история судостроения в Воронежском районе по 1711 г..

При той громадной потребности в досках, брусьях и прочих материалах, которая ощущалась в районе судостроения, ручной распилки, конечно, было недостаточно. Однако пильная мельница появилась в Воронеже не сразу. Насколько можно судить, первоначально была оборудована лесопилка на Яузе у села Преображенского, упоминаемая как действующая в начале 1696 г. Интересно, что пиломатериалы посылались и к Воронежу, хотя едва ли ее задачей было обеспечение именно и прежде всего тамошнего судостроения. В том же 1696 году был поставлен вопрос о постройке водяной лесопилки и в районе Воронежа; вследствие разных неудач она вступила в строй только в 1698 г.
Строительство пильных мельниц требовало обеспечения специалистами. Еще до путешествия Петра за границу были приглашены из Голландии мастера по постройке и эксплоатации пильных мельниц, но прилагались заботы и о подготовке собственных кадров. Учить русских должны были и выписанные из-за границы специалисты, причем уже в 1697 г. на запрос о том, держать ли «иноземца-терщика», работавшего на испортившейся тогда яузской мельнице, Петр отвечал: «Есть ли и без нево умеют,-отпустить». С другой стороны, в числе обучавшихся разным мастерствам в Голландии в 1697 г. указывают «Якима-моляра да дьякона», учившихся «всяким водяным мельницам и отъемам»; по всей вероятности, в числе этих «всяких» были столь важные тогда пильные. Таким образом, в конце XVII в. у нас появились собственные специалисты лесопильного дела, прошедшие выучку у иноземцев на Руси или за границей. С. Елагин. Указ. соч., прилозк. I, стр. 43; Описание документов и бумаг Моск. арх. мин. юстиции, XIV, стр. 94-95; Письма и бумаги имп. Петра В., I, стр. 549, 33, 59, 141, 643, 705, 706, 187].

Россия, обратившись за «технической помощью» в Голландию, сразу усваивала передовую технику, в области лесопильного дела.

Очень многие инструменты,кроме топоров,молотков,кувалд и стамесок которые использовались в России на протяжении XVIII-XIX веков, были импортного происхождения. В те годы в России существовала разветвленная дистрибьюторская сеть, благодаря которой в любой город страны мог быть в кратчайшие сроки доставлен требуемый инструмент от ведущих западных фирм. Например, в России активно работала французская фирма Peugeot, которая сегодня известна как производитель автомобилей. Но в начале прошлого века в России самым популярным товаром от «Пежо» были стамески, рубанки, сверла и коловороты. Также в России пользовались спросом американские рубанки от фирмы Stanley, ножовки германской компании R. Boker&Sons и немецкие резцы от фирмы Krupp,. Ну и самые роскошные инструменты выпускали итальянцы из миланской мебельной компании C. Nossotti Carver&Gilder, которая была поставщиком королевского двора Великобритании.

Разумеется, импортные инструменты стоили огромных денег. К примеру, простой рубанок от Peugeot стоил в 1901 году 1 рубль 97 копеек, что было сопоставимо со стоимостью коровы.. Понятно, что дорогие инструменты были не по карману большинству российских плотников, и тогда предприимчивые дельцы налаживали кустарное производство собственного инструмента. Например, рубанки выпускались в Коврове на заводе Первого русского акционерного общества ружейных и пулеметных заводов. На выпуске пил и другого режущего инструмента специализировалась и знаменитая в то время Павловская артель из Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Спросом пользовалась и продукция сталелитейных заводов на Урале.

Как мы видим, широкое распространение пилы получили лишь эпоху Петра Первого в связи с началом массового военного судостроения. Именно с этим были связаны массовые закупки инструментов за границей,а затем и налаживание собственного производства.

Богатые ресурсы России и здесь сыграли свою роль, До Петровской эпохи потребности в досках вполне удовлетворялась топором и никто не задумывался ни об экономии древесины,ни о затраченном на производство времени. Петру построить флот нужно было быстро и количество древесины для Воронежских верфей,где строился флот было ограниченно. Понадобились новые подходы к производству и поэтому появились пилы,позволившие производить доски гораздо быстрее чем топором и экономить древесину.

Это пример показывает что появление чего то в массовом использовании связано массовой потребностью в этом. Когда например по приказу Петра Великого в России появились первые лесопилки-в 1690 году, купец Осип Баженин поставил под Архангельском первую в России «пильную мельницу с немецкого образца», но остальные мастера отнеслись к этой затее более чем скептически.

Когда в современной России слово демократия и демократы стала, почему то ругательным словом, невольно задумываешься почему. Ведь мало кто реально знает, что такое настоящая демократия со всеми ее преимуществами и недостатками.В России реальной демократии не было и две попытки в феврале 1917 и 1991 годах ее установления,были быстро ликвидированы.

Всем известен афоризм Уинстона Черчилля «Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». Но вот мало кто знает, что они прозвучали в его речи 11 ноября 1947 года в Палате общин, когда Черчилль был «всего лишь» лидером оппозиции после неожиданного, но сокрушительного поражения от лейбориста Клемента Эттли на выборах в июле 1945 года.
- Как благородный джентльмен воспринимает демократию? Позвольте мне, господин председатель, объяснить ему это или, хотя бы самые основные моменты. Демократия - это не то, когда получают мандат на основе одних обещаний, а потом делают с ним все, что вздумается. Мы считаем, что между руководством и народом должны быть прочные отношения. «Правительство из народа, созданное народом и для народа» - вот суверенное определение демократии. (…) Едва ли я должен объяснять министру, что демократия не означает: «Мы получили большинство, причем неважно как, и срок на пять лет. Что нам с ним делать?» Это не демократия, а партийная болтовня, которая не касается основной массы жителей нашей страны.

Править должен не парламент, а народ через парламент.

Многие формы правления испытывались и еще будут испытаны в этом мире грехов и страданий. Никто не утверждает, что демократия совершенна или всеведуща. На самом деле, можно сказать, что она худшая форма правления, если не считать всех остальных, что были испытаны с течением времени. Однако существует мнение, и оно широко распространено в нашей стране, что народ должен быть суверенным, причем преемственным образом, и что общественное мнение, выражаемое всеми конституционными средствами, должно формировать, направлять и контролировать действия министров, которые являются служителями, а не хозяевами.

У контролирующей аппарат группы людей и парламентского большинства, без сомнения, есть полномочия, чтобы предлагать все, что им вздумается без оглядки на отношение к этому народа или упоминание этого в предвыборной программе.

Нужно ли позволить противной стороне принимать законы, которые влияют на суть нашей страны, в последние годы этого парламента без обращения к праву голоса народа? Нет, господин, демократия гласит: «Нет, тысячу раз нет. Вы не имеете право проводить на последнем этапе мандата законы, которые не кажутся приемлемыми и желанными народному большинству».

Черчиль был совершенно прав. История показала, что в современном мире высокий уровень жизни наблюдается именно в тех странах, где общество живет по законам демократии. Эмираты и королевства в Персидком заливе исключения из правил, благодаря нефтедолларам и малым размерам государств и населения.

Прекрасный пример Швейцария,одна из самых старых демократий Европы, которая не обладая природными богатствами, сумела на протяжении многих сотен лет сохранять свою демократическую систему правления и даже во время Второй Мировой Войны будучи окруженной со всех сторон, смогла противостоять гитлеровской Германии и фашисткой Италии.

Прекрасные сравнительные примеры ГДР и ФРГ, Северная и Южная Корея. Один и тот же народ,но совершенно разный уровень жизни.

Нет идеальных социальных систем, так же как нет и идеальных людей. То, что демократия и либерализм в России стали восприниматься негативно, к собственно демократии и не имеют никакого отношения, так как сложившаяся система была создана людьми, не имеющих никакого жизненного опыта демократии и понимания ее законов. Они лишь использовали слово демократия для достижения своих, отнюдь не всегда благородных целей.

Читатель может спросить с чего это с рассказа о пиле, автор перешел к демократии? Ответ очень простой. Всему свое время и каждое сообщество или человек должен дорасти до понимания того или иного понятия.

Рецензии

мне кажется, надо дорасти до понятия законов диалектики, которые говорят, что общества, государства в мире развиваются неравномерно, и формы правления, которые существуют в мире, начиная от диктатуры до демократии, устанавливаются в соответствии с потребностью общества. Автор приводит в пример Южную Корею, как пример развития демократии и высокого уровня жизни, забывая, что они были достигнуты только благодаря существовавшей до этого военной диктатуре. Об этом же говорят и примеры диктаторов Франко, Салазара и Пиночета, режим "черных полковников" в Греции. Поэтому, когда надо, и появляются диктаторы и диктатура, которая, когда надо, сменяется демократией, и наоборот. А надо тогда, когда противоречия максимально обостряются и требуется смена формы правления. Поэтому говорить, что демократия всегда лучше диктатуры, неверно. Когда как и где. Ну, хоть например, в армии, в бою некогда принимать решения голосованием, когда обстоятельства всё время меняются.
С уважением А рост в Южной Корее начался еще при военной диктатуре.
С уважением
Майя

Да рост экономики Южной Кореи начался еще при диктатуре.Но рост и проценты которые его показывают зависят от базовых цифр от которых они начинались.После Войны и разделения Корей, Южная Корея была даже более нищая чем Северная,так как основная промышленность осталась в Северной части.То есть рост который мы наблюдали до 80-х годов за счет американских инвестиций и помощи лишь выводил страну из нищеты.А вот ту Корею, которую мы знаем сейчас, которая успешно конкурирует с любыми другими странами в области высоких технологий,автомобилестроении,судостроении и ее бренды среди лучших в мире появилась на горизонте начиная с 80-х.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Процесс резки и пиления у человека в крови: начиная от батона и колбасы и заканчивая деревьями в три обхвата и глыбами мрамора. Без качественной и надежнойбензопилы, прошедшей свой многовековой и еще неоконченный путь развития, свою жизнь и работу теперь не может представить ни домашних дел мастер, ни профессионал. Техника пиления была освоена первобытными людьми еще восемь тысяч лет назад с пришедшим к ним пониманием, что зазубренный инструмент режет лучше, чем гладкий. Древнейшая, дошедшая до наших времен примитивная пила для распиловки кости и дерева была сделана из цельного куска кремния – для такой работы требовалось значительное применение физической силы.


Для обработки каменных глыб в конце эпохи неолита появилась кремниевая пластина с зубцами, под которые в процессе пиления для лучшего трения сыпали смоченный водой и выполняющий роль абразива песок. Пиление насквозь при таких трудозатратах не являлось таким уж необходимым: мастер делал глубокий пропил, а затем клиновидной колотушкой раскалывал камень на две части. Именно благодаря технике пиления появилась возможность придавать изделиям правильные геометрические формы, что стало эволюционным прорывом в технологических и строительных процессах.

Историческое развитие первой бензопилы

Ключевые элементы, вошедшие в дальнейшем в конструкцию самой первой бензопилы (цепная пила Уолтера С. Шайпа, шина, карбюраторный двигатель внутреннего сгорания) были изобретены в конце XIX века.

Прародитель современной бензопилы появился сравнительно недавно – в начале XX века. В 1926 году известным немецким инженером-механиком и владельцем машиностроительного завода «A. Stihl Ingenieursbüro» по производству стиральных машин и паровых котлов Андреасом Штилем был оформлен патент на механическую цепную пилу, оснащенную электрическим двигателем.

Запатентованная цепная пила весила почти полцентнера и обслуживалась двумя физически крепкими рабочими-операторами. При всей мощной работе инженерной мысли к 1929 году удалось уменьшить ее солидный вес только на пару килограмм. Штиль начал искать другие пути увеличения мощности инструмента при уменьшение его веса и в качестве эксперимента решился на замену электродвигателя бензиновым. В том же году изобретатель представил пробный экземпляр цепной механической пилы с ДВС мощностью 6 л.с. и весом 46 кг, это была самая первая бензопила в мире.
Это инновационное направление и стало основополагающим для дальнейшей эволюции бензопилы – Штиль оформляет патент на созданную им пильную цепь и шины, внедряет в собственное производство центробежную муфту сцепления и систему смазки маслом цепей под давлением.

В 1943 году Штилем по заказу Вермахта для военно-стратегических целей была выпущена двуручная цепная бензопила KS-43 . Особо легкие, из сплава магния, корпуса воздухонагнетателя, топливного бака и поплавкового карбюратора снизили общий вес до 36 кг.

В 1947 году лесоруб и основатель компании «Oregon» Джозеф Буфорд Кокс модернизировал пильную цепь, разработав новую C-образную форму стальных зубьев.

По-прежнему тяжелый вес инструмента ограничивал спрос на него среди рядовых потребителей, и до конца сороковых годов пила оставалась востребована только как профессиональный инструмент лесорубов и строителей. Выпущенная в 1950 году компанией STIHL сверхлегкая пила весом всего 16 килограмм произвела эффект разорвавшейся бомбы, а дальнейшее усовершенствование конструкции позволило в 1954 году вывести на рынок садово-строительного инструмента еще более легкую 11-килограммовую модель с двухтактным ДВС. И, начиная с этого момента, бензопила прочно закрепилась в бытовом арсенале домашних мастеров.

1959 стал годом создания безредукторной, ставшей легендой среди первых бензопил STIHL Contra с мембранным карбюратором, допускающим вращение пилы во всех пространственных плоскостях. Незначительный по сравнению с предыдущими моделями вес 12,2 кг впервые позволил работать с ней одному оператору, увеличивая производительность лесозаготовок в разы. Так началась эпоха компактных бензопил.

В 60-х годах цепные бензопилы продолжают совершенствоваться: разрабатывается антивибрационная система и электронный блок зажигания, компанией Husqvarna предлагается принцип «двух масс» с отделением двигателя от рукоятки.

Разработки 70-х годов направлены на создание максимально комфортных условий для работающего с бензопилой: появился обогрев рукояти, тормоз моментальной остановки цепи QuickStop, активируемый инерционной силой автоматический тормоз, однорычажная система управления, рычаг блокировки газа.

В середине 80-х годов разрабатывается боковое устройство натяжения цепи, система смазки цепи Ematic, экологически чистое адгезионное масло для цепей BioPlus, катализатор двухтактных двигателей.

В 90-х конкуренция между STIHL и Husqvarna дает несколько знаковых патентов: безынструментальное натяжение цепи и центробежную систему очистки воздуха Air Injection.

Двадцать первое столетие

Совершенствование и модификация как самих бензопил, так и их ключевых составляющих продолжается и в наше время. Новые и новейшие технологии позволяют делать бензопилы более мощными, экологически чистыми и экономными.

На рынке достаточно много зарекомендовавших себя производителей современных, надежных и качественных бензопил: это и стоявшие у истоков самого изобретения STIHL и Husqvarna , и другие компании – японская ECHO , итальянская Oleo-Mac , американская Partner , южнокорейская Hyundai .

Сюжет фильма “Пила” – лучший образчик сюжета для идеального триллера, созданный признанными мастерами жанра и на протяжении множества частей, тесно связанных между собой общей сюжетной канвой, держащий в напряжении миллионы зрителей. Но именно вам посчастливится узнать, в чем суть фильма Пила, а главное, чем он закончился.

Подробный спойлер фильма ужасов “Пила” (Saw )

На лице Адама, который лежит в полной ванне воды, отражается отблеск странного предмета, уплывающего чуть позже к его ногам. Вдруг Адам приходит в сознание, открыв глаза. Осознав, где он находится, он испуганно дергается, отчего цепляет ногой цепочку и высвобождает затычку слива. Уровень воды стремительно опускается, увлекая за собой непонятный предмет.

Адам выскальзывает из ванны прямо на пол. Вокруг темно, но он на ощупь определяет, что ногу его удерживает цепь. Схватив цепь рукой, и пытаясь найти начало, Адам упирается в трубу. В панике он начинает кричать, пытаясь найти помощи.

Адаму уже было подумалось, что он мертв, но вдруг с другого конца комнаты отозвался размеренный мужской голос, полный спокойствия. После этого, человек, отозвавшийся на крик – доктор Лоуренс Гордон находит выключатель, и помещение постепенно озаряется светом.

Разглядев друг друга, пленники осознают, что находятся в равных условиях – они за ноги прикованы тяжелыми цепями к трубам. Правда, прежде всего им бросается в глаза труп, находящийся посреди комнаты с лужей крови, окружающей его недвижимое тело. У одной из его рук лежит револьвер, другая же рука держит диктофон или кассетный проигрыватель.

Увиденная картина вызывает у Адама приступ рвоты, Лоуренс же, как доктор, подходит к трупу на максимальное расстояние, соизмеримым с длиной цепи, и внимательно рассматривает мертвеца.

Адам приходит в себя и озирается по сторонам, а затем начинает изучать цепь. Гордон всё ещё примеряется к объекту в центре комнаты, а Адам действуя эмоционально и импульсивно, старается изо всех сил избавиться от оков.

Лоуренс спрашивает Адама, знакомо ли ему лицо их сокамерника-бедолаги, на что не слышит положительного ответа. Пообщавшись с ним ещё немного, доктор Гордон видит новые часы на стене рядом с ними. Это его удивляет и настораживает.

В то время, пока врач пытается взломать дверь, Адам рыскает по своим карманам. Вдруг он находит незнакомый конверт. Открыв его, он видит аудиокассету с надписью “ПОСЛУШАЙ МЕНЯ”. Лоуренс следует примеру сокамерника и находит аналогичную кассету и у себя в кармане. Помимо неё, он находит патрон и небольшой ключик. По очереди, проверив ключ на своих кандалах, узники понимают, что ключ открывает что-то другое.

Тогда мужчины решают заняться кассетами и переключают внимание на устройство в руке трупа. Несколько неудачных попыток дотянуться — и плеер в руках у Адама.

Прослушав обе кассеты, пленники выясняют, что Адама, фотограф, находится здесь из-за того, что устанавливает слежку за другими людьми. Адам обязан что-то предпринять, а Лоуренсу велено убить сокамерника, а не то вся его семья (жена Элисон и дочь Дайана) будет убита. В дополнение таинственный похититель объясняет, что человек в центре комнаты застрелил себя, мучаясь от сильного отравления крови. Также, человек на пленке заверяет, что комната полна различных подсказок, а крестом отмечено сокровище. В конце человек с записи советует Гордону следовать зову сердца.

Пленники начинают внимательно обыскивать комнату, в результате чего Адам находит в бачке унитаза две ножовки, завернутые в мешок. Но не все так легко – полотна у пил плохие, потому они совсем не берут толстые закаленные цепи. Доктор делает вывод, что пилы им дали, чтобы избавить от цепей, отпилив себе ноги. Также Лоуренс, кажется, понимает, кто играет с ними в эту жестокую игру, но на требование Адама дать развернутый ответ, Гордон успокаивает его тем, что лишь понаслышке знаком с человеком на пленке. Последнее, что известно о похитителе – полиция всё ещё ищет его. Гордон объясняет, что знает о нём, лишь потому, что лично подозревался в преступлениях и начинает пересказывать историю, произошедшую с ним около пяти месяцев назад.

Рассказ повествует о серийном убийце, которого журналисты заслуженно прозвали “Конструктор”. Заслуженно потому, что основная его идея – создавать ситуации, при которых люди убивают себя сами.

Узнать о Конструкторе Гордону посчастливилось, когда тот оставил на месте убийства фонарик, принадлежавший врачу. Тогда, проводя осмотр пациента со смертельным заболеванием (его звали Джон, как поведал один чудаковатый санитар, Зеп; по его мнению, Джон – “очень интересный человек”), Лоуренса вызвали на допрос. Двое детективов – Дэвид Тэпп и Стивен Синг обвиняли его в причастности ко всем убийствам, ведь на фонарике были найдены его отпечатки. Гордона спасло лишь подтвердившееся алиби. Но вопреки всему, детективы пытались использовать доктора по максимуму, привлекая его к следствию. Посвящая его в суть дел, детективы рассказали, что одной из жертв Конструктора был зрелый мужчина Пол, который хотел покончить с собой. Его мечта сбылась благодаря Конструктору, засадившему последнего в лабиринт из колючей проволоки. Марк – вторая жертва – притворялся больным. Здесь, Конструктор тоже поработал на славу. Введя Марку медленнодействующий яд и облив зажигательной смесью, он отправил его со свечкой в руках искать комбинацию от сейфа среди огромного массива цифр, заполнявших стены комнаты. Единственная уцелевшая (ко всеобщему удивлению представительница слабого пола и социального звена) – наркоманка Аманда Янг. Ей пришлось действовать крайне быстро. Так, со смертоносным устройством на голове, ей необходимо было отыскать ключ от него в желудке живого сокамерника, которому ввели большую дозу опия.

Адам и Гордон замечают, что за ними все время присматривали через спрятанные видеокамеры под потолком. Адам с упреком напоминает невероятно спокойному доктору о ситуации, в которой тот находится, о том, что его семье грозят неприятности. Гордон уверяет, что ни на секунду не перестает думать о них, после чего кидает Адаму свой кошелек с семейной фотографией внутри (как он думал). Вместо ожидаемой фотки, не подавая признаков удивления, Адам обнаруживает фотографию иного содержания. На ней красуются связанные Дайана и Элисон. С другой стороны написана подсказка, с помощью которой Адам понимает, что сокровище, помеченное крестом можно найти, если отключить свет.

В это время, детектив Тэпп присматривает за домом доктора, всё ещё подозревая его в совершении убийств. Хотя к этому дню, Тэпп официально уже не являлся детективом (он был уволен за непреодолимое желание поймать серийного убийцу, приводящее к сокращению штата сотрудников, и это только ещё больше его подталкивало), одержимость этим делом все равно не давала покоя.

Адам убеждает Лоуренса выключить свет. Вдруг, в темноте на стене проявляется тот самый крест, о котором говорилось в записи. Открыв тайник в стене, доктор достает оттуда шкатулку, содержимое которой представляют зажигалка, пара сигарет и мобильный телефон. У телефона работает только входящая линия. Тем не менее, устройство пробуждает в докторе воспоминания, в которых его похищают. Ему казалось в начале, что это произошло после работы, но теперь он вынужден признать, что его поймали, когда он выходил от своей тайной любовницы Карлы.

Ещё в коробке из тайника находилась записка. В ней Конструктор описывает для доктора ещё один способ убийства сокамерника, для которого нужно обмакнуть сигарету в отравленную кровь. Доктор не желает смерти Адаму, но при этом, пропитав сигарету кровью, хочет, чтобы тот сымитировал смерть. Даже плохая игра Адама не помогла закончить испытание, ведь скрытый от глаз наблюдатель направил ток через цепь на ноге фотографа. Тот затрясся и вскочил от бодрящего разряда. Более того, Адам чудом вспоминает, как здесь очутился.

Около шести вечера звонит мобильный телефон, из которого доносится голос Зепа, держащего в заложниках семью Лоуренса в их собственном доме. Элисон говорит мужу, чтобы тот не верил Адаму. Фотограф в свою очередь признается, что был нанят детективом Тэппом для слежки за Гордоном. Как раз в тот момент, когда он проявлял снимки с доктором, его и схватили таинственные тени.

Пробило ровно шесть. Тем временем Зеп отключает камеру слежения в доме доктора, а Элисон удается освободиться от веревки, пока Зеп находится в другой комнате. Когда Зеп заходит в комнату, вынуждая Элисон снова попробовать поговорить с мужем, развязывается борьба.

Слышны выстрелы, на которые спешно прибегает детектив, находящийся неподалеку. Зепу удается отбиться от бывшего копа и сбежать. В его намерениях стоит убить Лоуренса. Тэпп, немного придя в себя, бросается ему вслед.

Доктор Гордонс слышит в трубке лишь выстрелы и выкрики. В ту же минуту, Конструктор включает ток, подведенный к его ноге, и доктор от удара откидывает телефон. Вскоре телефон начинает звонить опять. Это Элисон хочет предупредить мужа, о том, что убивать никого не надо, что она в безопасности. К сожалению, доктор теперь не может дотянуться до телефона. В итоге доктор начинает действовать. Теряя рассудок, он с истошными воплями отпиливает часть ноги, заряжает своей пулей лежащий на полу револьвер, немного помешкается, после чего стреляет в пытающегося увернуться Адама.

Тепп настигает Зепа в здании, котором содержатся Лоуренс и Адам. Тем не менее, в пылу борьбы Зеп выстреливает в грудь бывшему копу. Зайдя в ванную комнату Зеп обнаруживает, что доктор справился со своей задачей. Осмотрев тело Адама, Зеп наставляет пистолет на Гордона со словами – “Ты опоздал!” На вопрос хирурга – почему, Зеп отвечает: “Таковы правила”. Сию же минуту, Адам, на самом деле оказавшийся живым, потому что доктор стрелял специально в плечо, бросается на Зепа, сбивает его с ног и беспощадно забивает крышкой с унитазного бачка. Лоуренс, обещая Адаму привести помощь, уползает прочь из комнаты. Раненный Адам, всё ещё прикованный к трубе, обыскивает тело Зепа, надеясь найти ключ от кандалов. Вместо ключа же он достает их кармана кассетник, что сразу наталкивает его на мысль, возможно Зеп такой же участник одной большой игры, как и они с Лоуренсом. Это подтверждается после прослушивания записи. Оказывается, согласно условиям, он должен был взять в заложники семью Гордона и, в случае, если хирург не сыграет свою роль – убить их, чтобы выжить самому, получив противоядие от яда, находящегося у него в организме.


В конце фильма “Пила”
мертвое тело, пролежавшее здесь все время, начинает двигаться, а затем постепенно вставать. Адам безмолвно смотрит на то, как Конструктор неторопливо отдирает маску с головы и привыкает к свету. Конструктор поясняет ему, что ключ утонул в ванной, когда Адам просыпаясь зацепил цепочку слива. Здесь становится ясно, что известным Конструктором на самом деле является Джон – смертельно больной пациент хирурга Лоуренса Гордона. Адам неожиданно пытается пристрелить Джона из пистолета Зепа, но Джон снова пускает ток с пульта, отчего тот роняет оружие на пол. Джон двигается к двери, не подавая вида, что прекрасно слышит, как дико кричит корчащийся на полу Адам. Затем выключает свет со словами: «Игра окончена!», хлопает дверью, оставив фотографа в кромешной темноте навсегда.

Доподлинно известно, что история существования дисковой пилы насчитывает уже более двухсот лет. Поэтому, точных данных кто конкретно создал данный инструмент, не сохранилось. Однако есть три версии о творце этого крайне полезного устройства. Одна из версий приписывает данный факт женщине, две остальных – мужчинам.

Конечно, первые агрегаты сильно отличались от нынешней бытовой дисковой пилы. Они были огромны, несуразны и непрактичны, но прекрасно исполняли свои функции. Ведь основное предназначение инструмента не изменилась, просто способы достижения результата несколько поменялись, да вырос уровень удобства. Интересный факт, что, будучи только созданы, пилы не использовали электричество для запуска и работы. Как правило, они приводились в движение с помощью воды или ветра, или используя педальный привод. Имея огромные размеры, только спустя 150 лет дисковые пилы использовались в бытовых целях.

А теперь опишем поподробнее вероятных создателей этого инструмента.

  1. В далеком 1813 году, в Штате Массачусетс США, проживала женщина по имени Таффита Бэббит. Работала она на ткацком станке с ножным приводом. И вот в один прекрасный день, она, прогуливаясь по улице, увидела мужчину, который распускал бревно на доски ручной пилой. Пришедшая в голову женщины в этот момент идея поразила ее. Она придумала прикрепить к ее прялке оловянный диск с зубцами, и тем самым, с помощью специальной рукоятки для диска, нажимая на педаль станка, пилить небольшие бревна. Сказано – сделано, и недавно созданный деревообрабатывающий станок стал использоваться на лесозаготовке, получив название «дисковая пила».
  2. В 1777 году, некий Самуил Миллер изобрел аналог бытовой дисковой пилы. Описания того, как идея пришла ему на ум, нет, но есть официальный патент №1152. В нем сказано, что указанный ранее господин изобрел машину для быстрого пиления любых видов древесины, камня и металлических пластин. Приводилась данная машина в работу хитроумной системой валов, питаемой энергией ветровой мельницы.
  3. Согласно третьей версии, изобретение дисковой пилы приписывается Уолтеру Тейлору, который промышлял заготовкой материалов для судостроения. Согласно найденным документам, рабочие его предприятия с 1790 года работали на станках с круглыми пилами, которые использовались для черновой проработки древесины.

Все эти разработки объединяет одно – огромные размеры инструмента. И только 1929 году некий изобретатель Эммонс предложил новую идею портативной пилы. Его устройство использовало винтовой привод и электрический двигатель, помещенные в портативный корпус. Дизайн и принцип работы были очень схожи с параметрами современной бытовой дисковой пилы.

«Пила: игра на выживание» – американо-австралийский триллер, придуманный Ли Уоннеллом и Джеймсом Ванном . В фильме снялись Дэнни Гловер , Тобин Белл, Кен Люн, Кэрри Элвис, Ли Уоннелл и другие.

В разных странах фильм «Пила: игра на выживание» выходил под разными слоганами:
«Каждая часть была загадкой…»
«Сколько крови ты прольёшь для неё?»
«Сколько крови ты прольёшь, чтобы остаться в живых?»
«Будет много крови»
«Живи или умри»

По сюжету фильма двое не знакомых собой мужчин просыпаются в каком-то заброшенном туалете, прикованные цепями к трубам. Одного из них зовут Адам (Ли Уоннелл) , он – фотограф. Другой мужчина по имени Лоуренс Гордон (Кэрри Элвис) работает онкологом. Помимо них посреди туалета в луже крови лежит труп. В карманах они находят аудиокассеты с записанным голосом, объясняющим причины их нынешнего состояния. Адаму инкриминируется то, что по роду своей службы он вынужден следить за людьми, нарушая их права. Лоуренс же постоянно говорит людям, что они умрут, а значит, понятие смерти для него обесценилось.

    Лоуренс понимает, что их похитил Джигсо (Тобин Белл) – маньяк, заставляющий своих жертв пройти через страшные испытания, чтобы они снова начали ценить свою жизнь. К примеру, одной из жертв Джигсо был Марк . Он постоянно прикидывался больным, хотя сам был здоров. Джигсо ввёл ему в кровь медленнодействующий яд, нанёс на его тело легковоспламеняющееся вещество, поместил в тёмную комнату, единственным источником света в котором была свечка. Противоядие находилось в сейфе, код от которого был написан на стене. Когда Марк пытался найти его, то от одного неосторожного движения сгорел заживо, но тем не менее шанс выжить у него был.

    В послании узникам было также сказано, что Гордон должен убить Адама до 18:00, иначе его дочь и жена умрут. Фотограф находит в унитазе пару ножовок, но цепи перерезать ими не получается. Остается одно – отпилить ноги, прикованные цепью…

    Авторы идеи фильма Ли Уоннелл и Джеймс Ван познакомились ещё в киношколе Мельбурна. Сценарий «Пилы» они придумали как зачётную работу и даже сняли одну из сцен. Идея так понравилась их преподавателю, что он отослал заготовки в Голливуд. Спустя некоторое время на самородков вышли продюсеры и предложили им снять низкобюджетный (1,2 миллиона долларов) триллер.

    Изначально планировалось выпустить фильм исключительно на видео, но после премьерного показа на кинофестивале в Санденсе фильм «Пила: игра на выживание» получил столько хвалебных отзывов от критиков, что продюсеры решили выпустить его на киноэкраны.

    Ли Уоннелл и Джеймс Ван отказались от гонораров за фильм в пользу процента от сборов.

Фильм «Пила: игра на выживание», как и последующие части, вышел на киноэкраны в канун Хэллоуина, 29 октября 2004 года.

При бюджете в 1,2 миллиона долларов лента только в первый уик-энд собрала 18 миллионов. Общий же размер сборов превысил 103 миллиона долларов, а картина попала в десятку самых прибыльных фильмов всех времён и народов.

Критики также высоко оценили задумку молодых австралийцев, помимо положительных рецензий фильм собрал практически все жанровые награды 2004-2005 годов, в том числе и премию «Сатурн» за лучший фильм.

Изначально фильма получил рейтинг NC-17 (до 17 лет не допускаются), что практически приравнивало фильм к порнографии со всеми вытекающими. После того как создатели вырезали несколько особо кровавых сцен, то на повторном рассмотрении было решено присвоить фильму рейтинг R (до 17 лет только в сопровождении родителей).