История мадонна с младенцем. История одной картины. «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта) Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Гений итальянского интеллектуала и гуманиста Леонардо да Винчи универсален и загадочен. Не менее таинственна и его знаменитая картина «Мадонна Литта». Загадки начинаются с датировки полотна и заканчиваются сомнениями некоторых искусствоведов в факте авторства великого Но обо всем по порядку.

Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом, источник которого расположен как бы перед изображением. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой - держит щегленка.

Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Она заложена и в сюжете, и в композиции картины. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, найденных в римских катакомбах. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Фигурка щегла на картине как бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство - духовное кормление.

Судьба великой картины

До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Отсюда возникло название картины. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность. Художник добивался точности в передаче своего замысла на полотне, поскольку был убежден в том, что результат работы мастера сродни творению Бога. Леонардо да Винчи считал, что в воздухе витают образы и подобия, а задача художника - уловить и воплотить их. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.

Дата и авторство картины

Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото - в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Об этом говорят его записи, свидетельствующие о проработке композиции, неповторимая рука мастера в создании головы Богородицы, некоторых частей тела Иисуса, кропотливая работа Леонардо над светотенью. Специально не прописанные складки одежды и детали фона при тщательной проработке лиц на картине - тоже не является свидетельством того, что произведение было создано не мастером, а его учениками, как предполагалось ранее. Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проступал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью.

Анализ произведения изобразительного искусства

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Выполнил: Бурганиева Л.Ф.

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (1452-1519 гг.)

Леонардо да Винчи - вероятно, самый универсальный гений во всей истории человечества.

Около 1464 года Пьеро да Винчи(отец Леонардо) со своей семьей переселился во Флоренцию, где Леонардо был отдан в обучение подмастерьем художника в мастерскую известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Вероккьо (Верроккио)

С 1462 по 1482 годы длился так называемый первый флорентийский период жизни и творчества Леонардо. В 1469 году во Флоренции к власти пришел Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Он покровительствовал поэтам и философам, сам писал стихи. При нем расцвела «Платоновская академия», в которой культивировалась ставшая модной платоническая и неоплатоническая философия.

В 1472 году Леонардо закончил обучение у Вероккио и был принят в цех флорентийских художников - членом Флорентийской Гильдии живописцев св. Луки. 1473 годом датирована первая работа Леонардо - набросок долины реки, видимой из ущелья. С одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. На рисунке стоит дата 5 августа 1473 и автограф Леонардо да Винчи. С 1475 по 1478 Леонардо пишет "Крещение Христа", "Благовещение", "Поклонение волхвов", "Портрет Жиневры де Бенчи".

В 1478 Леонардо получил первый крупный заказ: написать запрестольный образ в капелле городской ратуши, Палаццо Веккио (алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории). Тогда уже Леонардо, как и позднее, производил подготовительные эксперименты с красками, делал многочисленные эскизы. В результате работа так и не была закончена, и в 1483 г. заказ был передан другому лицу. Сюжет картины неизвестен. С 1478-1482 Леонардо создает ряд шедевров: "Мадонну с цветком" ("Мадонну Бенуа"), "Мадонну Литта", "Святой Иероним", "Святой Себастьян".

В 1482 Взоры Леонардо-изобретателя, Леонардо-техника от медичейской Флоренции с ее культом Платона и утонченной искусственной литературой обратились к Милану. Он написал миланскому правителю Лодовико Моро письмо, в котором предложил ему свои услуги, в основном, в качестве военного инженера.

Первый миланский период жизни и творчества Леонардо относится к 1483-1499.Официально правителем Милана считался малолетний Джан Галеаццо Сфорца, но фактически правил его дядя, Лодовико Сфорца, по прозванию Моро. К его двору, как и ко двору Медичи, стекались поэты, гуманисты, ученые. Но характер ученой среды был несколько иной, чем во Флоренции. Здесь большим весом пользовались математические и естественные науки, в этом сказывалась близость Павийского университета

В 1483 году Леонардо да Винчи был приглашен ко двору Лодовико Сфорца и зачислен в коллегию герцогских инженеров. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником». К этому периоду жизни Леонардо относятся картина "Мадонна в скалах" ("Мадонна в гроте"), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам».

1487-1490 годах Леонардо принял участие в конкурсе на постройку тамбура Миланского собора, но не получил ни одобрения представленной им модели, ни заказа на руководство постройкой. В 1490 г. конкурс был возобновлен, но Леонардо не участвовал в новом конкурсе.
В этот период Леонардо создает рисунки и заметки по строительной механике - по теории арок, куполов и сводов.

В 1487-1495 годах Леонардо проводит широкомасштабные анатомические исследования. В этот же период были написаны картины "Дама с горностаем", "Портрет музыканта", создана глиняная модель конной статуи Франческо Сфорца на городской площади, проект орошения Ломеллины - бесплодной местности около Милана.

В 1495-1498 годах Леонардо работал над фреской "Тайная вечеря". В 1496 году художником были созданы иллюстрации для книги Луки Пачоли «О божественной пропорции». Летом 1499 года французские войска вторглись в Миланскую область, и осенью город был взят, Моро бежал. В конце года Леонардо да Винчи и его друг Лука Пачоли покинули Милан и через Мантую направились в Венецию.

Второй флорентийский период жизни и творчества Леонардо относится к 1500-1506 годам. Во Флоренции за время отсутствия Леонардо произошли большие перемены. Лоренцо Медичи умер 8 апреля 1492 г. В том же году в Риме был избран новый папа, Александр VI Борджа. Два года спустя, в 1494 г., во Флоренции вспыхнуло восстание против тирании Пьеро Медичи, сына Лоренцо. Огромное влияние приобрел доминиканец Джироламо Савонарола . Александр VI отлучил Савонаролу от церкви, но тот отказался подчиниться и 23 мая 1498 г. мятежный монах был повешен, а затем сожжен.
Когда Леонардо вернулся во Флоренцию, у власти находились зажиточные семейства, противники как Медичи, так и Савонаролы. В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини.

Летом 1502 – в марте 1503 годов Леонардо да Винчи в качестве архитектора и военного инженера поступает на службу к Чезаре Борджиа, сыну папы Александра VI, занятому в те годы покорением Романьи и прилегающих земель.

18 августа 1502 года Леонардо было поручено в качестве военного инженера осмотреть крепости и укрепления. В 1502-1503 годах Леонардо занимается исследованием городов Имола, Пьомбино, Сиена, Урбино, Чезаре, Римини, Чезена, Романья, Орвието и др. 18 августа 1503 года умер папа Александр VI и звезда Чезаре Борджиа стала быстро клониться к закату .

Осенью 1503 года Леонардо консультирует работы флорентийцев по отводу реки Арно от Пизы с целью лишить осажденный город воды. Мысли самого Леонардо были направлены на совсем другое: не отвести воду от непокорной Пизы, а урегулировать течение Арно на всем его протяжении.

В 1503-1505 годах Леонардо был занят подготовкой и работой над фреской "Битва в Анджарии (при Ангиари)", занимался изучением полета птиц, исследованием вопросов летательных конструкций, теории летания, парения в воздухе без взмахов крыльями с использованием силы ветра.

Второй миланский период Леонардо приходится на лето 1506- осень 1513. В 1506 году Милан находился в руках французов. Леонардо прибыл в Милан по приглашению французского наместника Шарля д"Амбуаза. В Милане Леонардо работал над проектом сада для Шарля д’Амбуаза. Около 1507 была закончена работа над картиной "Леда". В 1508-1512 годах художник работал над картинами "Святая Анна" и "Иоанн Креститель".

В 1509 году Леонардо занимался гидротехническими проектами. Максимилиан Сфорца, сын Лодовико Моро, с 20 000 швейцарцев взял Милан, изгнав французов. В 1513 году Леонардо уехал из Милана в Рим.

Римский период жизни Леонардо относится к 1513-1516 годам. В Риме в мае 1513 года на папский престол был избран под именем Льва Х сын Лоренцо Медичи, Джованни. Льву Х принадлежит изречение: «Будем наслаждаться папством, если бог его нам дал». Он окружил себя художниками и поэтами. Для него работали Рафаэль и Микеланджело, но к Леонардо папа относился с недоверием. Ближайшим покровителем Леонардо в Риме был брат папы, герцог Джулиано Медичи.

В 1514-1515 годах Леонардо создает свою знаменитую "Джоконду"
и "Автопортрет". Джулиано Медичи покинул Рим в начале 1515 г. В сентябре 1515, после битвы при Мариньяно французские войска вновь заняли Милан. Леонардо остался опять один, без поддержки. 17 марта 1516 г. Джулиано Медичи умер. К концу римского периода относится лаконичная запись, подводившая горестный итог: «li Medici creorono e destrussono - Медичи меня создали и разрушили».

В 1516 году по приглашению французского короля Франциска I Леонардо покинул Италию и переселился во Францию. Последний период жизни с 1516 по 1519 годы Леонардо провел во Франции в г. Амбуаз.

Художественная культура итальянского Ренессанса импонировала Франции того времени. Леонардо жил в Кло-Люсе (замок Сен-Клу), расположенном на южной окраине маленького городка Амбуаз на берегах Луары, неподалеку от королевского замка.

В 1516-1517 годах Леонардо создал проект нового дворца для короля, проект канала, соединяющего реки Луара и Сона. 2 мая 1519 Леонардо да Винчи умер.

Основные произведения: «Тайная вечеря» «Благовещение» «Джоконда», «Дама с горностаем», «Мадонна в скалах», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов», «Автопортрет», «Мадонна Лита».

Зрелый период творчества да Винчи ознаменован написанием картины «Мадонна Литта», которая пронизана человечностью и любовью к живым, подлинным чувствам, благодаря чему даже при беглом взгляде на картину улавливается вся полнота чувств и настроения. Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Лита, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название-«Мадонна с младенцем». Современное название происходит от имени ее владельца –графа Лита, владельца картинной галереи в Милане.

Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив,- это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи.

2. Данные о произведении искусства

Традиционно считается,что картина была начата в 1480 году и переписана в 1495году.Однако некоторые считают, что картина была написана в начале 1500-х годах.Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506г. заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика и от папы Льва, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. Интрига с авторством давно разрешена.

«Мадонна Лита» (1490-1491) дерево, темпера 42х33,формат вертикальный

3.Описание сюжета

Это распространенный богословский сюжет,посвященный богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины - стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны освещена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

4.Описание композиции

Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На ее фоне особенно четко моделирует эти фигуры свет, идущий откуда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо.

Мать любовно и бережно держит,обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней. Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. Одухотворенный взгляд Богоматери сосредоточен на сыне, поскольку для нее он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами». «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Через это кормление он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка. Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Фигурка щегла на картине подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство- духовное кормление. Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проникал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью.

Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Достаточно обратить внимание на то, как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, но в то же время естественно ее голова помещена в простенке между этими окнами. Мягкая лепка ее лица выигрывает от контрастного соседства с голубым небом, видимым в просвете окон. Чувство радости материнства в картине «Мадонна Литта» углубилось благодаря содержательности самого образа Марии - в нем нашел свое зрелое выражение тип леонардовской женской красоты. Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка - кажется, что она улыбается своим грезам. Лицо ее нежное, неуловимое, пленящее своей красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатаком которого является Леонардо.

Младенц повернул к зрителю глаза, выписанные очень выразительно, а на его теле игра светотени достигает своего апогея, нежнейшие оттенки света словно ласкают шелковистую кожу, создавая впечатление почти осязательной ее конкретности.

Разбирая на светлые и темные пятна картину, мы видим, что можно выделить 5 основных светлых пятен. Лицо девушки, фигура младенца, два окна,расположенных по верхним краям картины и синяя накидка на девушке. Все эти пятна создают движение внутри образа, как будто Дева с младенцем оживают и у них там есть жизнь, жизнь за гранью картины, но так же эти пятна делают построение своего рода, напоминающие перевернутый треугольник.

В то время как если смотреть на обычное построение в композиции картины можно заметить, что такого же рода треугольник получается, если строить его по фигуре девушки и ребенка. Это помогает нам зрительно поставить образ на месте, по середине картины. Пересечение треугольников дает прочную, устойчивую фигуру.

Благодаря этому можно выделить две основные фигуры, фигуры младенца и мадонны, а также две второстепенные, окна на заднем плане. Две первые фигуры довольно глубоко пересекаются, что несомненно дает ощущение единства, единство образа, неразделимость целого. Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка. Кажется, что их ничто не разделит. Два других образа, два окна, только подтверждают это, так как она как будто подпирают образ матери с двух сторон, давая ему еще больше устойчивости надежности, что еще более помогает в этих ощущениях помимо выше указанных треугольников.

Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»

5.Схемы композиции

Тоновое решение

Тепло-холодное решение

Геометрический центр композиции

Линии «золотого сечения»

Линейная организация картины

6. Картина находится в Эрмитаже в г.Санккт-Петербурге

В живописи Возрождения создавалось много картин по заказам церкви и частных лиц. Мадонна с младенцем на руках была излюбленной темой у художников. Ей поклонялись как иконе, а позже воспринимали как произведение искусства. Ниже представлена деталь произведения живописца Раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».

Христианские традиции

Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Первоначально Мадонна с младенцем писалась по канонам, которые определил Второй Никейский Собор 787 года. Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы.

На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Законы перспективы не соблюдены с безупречностью, Богородица изображена как простая грустная женщина, которая крепко прижимает к себе младенца. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.

Ренессанс

В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Великолепна его "Мадонна Брера", в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно.

Рафалю Санти основную популярность принесли небольшие полотна, которые он создавал во Флоренции - Мадонны с пухлыми младенцами. Одну из его Мадонн вы видите выше. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.

«Мадонна с младенцем на троне со святыми»

Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.

Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона. Трон также окружают святые Петр, Екатерина, Павел и еще одна святая, чье имя вызывает споры. Над Мадонной в изящном люнете в форме полумесяца живописец расположил Бога-Отца, который держит одной рукой весь земной шар, а другая поднята в благословляющем жесте. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты.

Картины Леонардо

Это был удивительно разносторонний гений. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».

Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Картина "Мадонна с младенцем" Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего.

Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо совершенно невозмутимо. Лик слегка затемнен. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок - вверх - между их глазами нет контакта.

В противоположность Марии младенец олицетворяет движение. Статика в сочетании с динамикой - так выглядит картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, описание которой представлено выше, демонстрирует спокойствие молодой женщины, а также игривость ребенка: он неутомимо тянется к гвоздике - символу исцеления, покрытому тенью.

Миланский период

В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах», или «Мадонна в гроте». На картине присутствует Мадонна с младенцем. Подлинный холст находится в Лувре. Лондонский вариант дописывали по его наброскам ученики.

В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур, их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены. Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению совершенно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. Ангел же придерживает младенца Иисуса, который благословляет Иоанна и делает направляющий жест, в какую сторону надо послать благословение. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах. Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери. Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.

В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.

Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Все покрывает легкий флер сфумато.

Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.

Шедевр да Винчи из Петербурга

В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон. Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого. Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.

На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.

Заключение

Мы надеемся, что образы Мадонны с младенцем дали нашему читателю представление о картинах эпохи раннего и позднего Ренессанса. Мы выбирали в основном те произведения, которые отсутствуют в отечественных музеях, за исключением одной работы из Эрмитажа.

Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Леонардо избирает чисто человеческие ситуации; детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы, используя высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем.

Так называемую Мадонну Литта, хранящуюся так же как и Мадонна Бенуа, в Петербургском Эрмитаже, историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре. До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль.

Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры. Подвергается сомнению авторство Леонардо, и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро(по крайней мере того, что касается одежды и интерьера; все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Хотя картину принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи, но существуют и более поздние датировки, ко времени, когда Леонардо жил в Риме - на этот счет имеются свою гипотезы. Одну из них стоит рассказать.

Не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог О.Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме. Это место известно из древних источников как «госпожа катакомб», потому что там захоронено 7 первых римских пап, в том числе священномученик папа Марцеллин и его преемник папа Марцелл. По новейшим археологическим данным оно датируется II веком нашей эры.

Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя.

Катакомбы, случайно открытые в конце 15 века, стали излюбленным местом прогулок художников и мыслителей, живших в Риме. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. Безусловно, он, интересующийся всем, тем более всем необычным, просто не мог не спуститься в катакомбы, где увидел древнюю фреску, которая настолько его впечатлила, что он повторил ее в своей картине. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Впрочем, в этой гипотезе интересна не новая датировка, а сама возможность того духовного импульса, который передался от безвестного живописца II века к гению Возрождения.

Однако в отличие от более ранней «Мадонны Бенуа» в этом произведении перед зрителем - задумчивая и серьезная молодая женщина. У нее излюбленный художником тип красоты: высокий, чистый, почти безбровый по меде того времени лоб, чуть удлиненный нос, рот с приподнятыми леонардовской улыбкой уголками губ и рыжеватые волосы. Это образ идеально прекрасной женщины.

Отметим эмоциональную позу Марии, выражения нежности и удовольствия от созерцания ее младенца, сосущего грудь матери, обратив одновременно взгляд в сторону зрителя. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив,- это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи. Как всегда у Леонардо, он не бесстрастен, но все чувства спрятаны так глубоко, что не мешают ясной гармоничности образа. Они скрываются лишь в затаенной грусти выражения лица и в не то горькой, не то таинственной скользящей полуулыбке. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен.

На мадонне костюм флорентийской дамы. Платье с широким вырезом, плащ на цветной подкладке, сложно скрученный прозрачный шарф, прикрывающий прическу. От церковной традиционности в этом костюме сохранились только цвета: еще в ранних византийских иконах мадонна изображалась в пурпурной тунике, синем плаще-мафории. Голова ее обязательно была прикрыта. Леонардо не нарушает этих традиций, но обращается с ними с удивительной свободой и непосредственностью.

Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. Основное освещение идет не сзади, как было бы логичнее, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя тела и лица. Мадонна изображена таки образом, что вся ее фигура четко вырисовывается на темном фоне стены. Это делает фигуру особенно рельефной. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо.

На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. Лицо ее, нежное и несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуулыбка, которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художников, постепенно становясь все более подчеркнутой и горькой. Младенец, как и в «Мадонне Бенуа» несколько крупный, повернул к зрителю глаза, выписанные необычайно выразительно, а на его пухлом детском теле игра светотени как бы достигает своего апогея, нежнейшие оттенки света словно ласкают шелковистую кожу, создавая впечатление почти осязательной ее конкретности. винчи мадонна фреска литта

Голубой, мечтательный горный пейзаж виден за окнами, из которых льется свет, открывая далекие горизонты прекрасного, но едва видного мира.

В доказательство того, что картина написана не самим Леонардо, а кем-то из его школы, часто ставят тот факт, что фон слишком прост и практически не содержит деталей, что не похоже на стиль самого Леонардо. Однако в противовес приводится довод, что такая простота фона сделана умышленно, дабы не отвлекать внимания от главной части картины: самой Мадонны и младенца, лишний раз подчёркивая тем самым всю глубину и одновременно красоту взаимоотношений мать-дитя.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 31.10.2016 14:13 Просмотров: 4085

Леонардо да Винчи – один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом.
Полное его имя – Leonardo di ser Piero da Vinci , в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В современном смысле Леонардо не имел фамилии – «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Известны 19 живописных картин кисти Леонардо.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи
Искусствоведы не могут утверждать с уверенностью, что знаменитый портрет старика является автопортретом. Возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери».
Из огромного художественного и научного наследия Леонардо да Винчи (1452-1519) мы в данной статье рассмотрим только живописные изображения мадонн.

«Мадонна с гвоздикой» (1478)

Дерево, масло. 42х67 см. Старая пинакотека (Мюнхен)
Считается, что эта картина написана молодым Леонардо да Винчи в бытность его учеником в мастерской итальянского скульптора и живописца Верроккьо, одного из учителей Леонардо.

Описание картины

Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Больше никакое чувство не отражено на её лице.
Её одеяние сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане. Мадонна изображена приёмом сфумато . Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Заключается он в том, что очертания фигур и предметов смягчаются окутывающим их воздухом (сфума́то (итал. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»).
Младенец Иисус, наоборот, изображён в энергичном движении. Своими неуклюжими ещё ручками он пытается схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его Мать. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Ему так хочется дотянуться до цветка!
Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен.

«Мадонна Бенуа» (или «Мадонна с цветком»), 1478-1480

Холст (переведена с дерева), масло. 48х31,5 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Эта картина также относится к ранним работам Леонардо. Её считают незавершённой. Название картины – не авторское. В 1914 г. Эрмитаж приобрёл её у Марии Александровны Бенуа, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, русского архитектора и педагога. Картину Леонардо да Винчи ему подарил его тесть, состоятельный астраханский купец-рыботорговец.

Описание картины

Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Именно свет из этого окна высвечивает фигуры на картине и оживляет её игрой светотени.
Художник изображает Мадонну как обычную молодую женщину, мать, с любовью смотрящей на своего ребёнка, который делает первые попытки освоения мира, рассматривая цветок. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. И причёсана она по моде тех лет.
На символичность картины указывает цветок крестоцвет . Это символ распятия. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка.
«Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Под её влиянием выполнены другие работы известных художников, в том числе Рафаэля.
Но затем в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.

«Мадонна Литта» (1490-1491)

Холст, темпера. 42х33 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Литта – миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий – отсюда её название. Первоначальное название картины – «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г.
Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г.
Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

Рисунок в Лувре

Описание картины

Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность.
Композиция картины проста и гармонична. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания.
Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла.

«Мадонна в скалах»

Леонардо да Винчи создал две картины, схожие по композиции. Одна написана раньше, в настоящее время выставлена в Лувре (Париж). Другая (написана до 1508 г) экспонируется в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна в скалах» (1483-1486)

Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)
Эта версия была создана для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. В XVIII в. её купил английский художник Гэвин Гамильтон и привёз в Англию. Далее она находилась в различных частных коллекциях, пока в 1880 г. её не купила Национальная галерея.
В 2005 г. при помощи инфракрасного исследования под этой картиной была обнаружена другая картина, поэтому некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу.

«Мадонна в скалах». Лондонская Национальная галерея

Описание картин

На обеих полотнах изображена стоящая на коленях Дева Мария, держащая руку на голове маленького Иоанна Крестителя. Справа изображён младенец Иисус, которого придерживает ангел. Иисус поднял руку для благословения. Сцена взаимоотношения изображённых персонажей и пейзажный фон контрастируют: с одной стороны покой и нежность, с другой – тревожное чувство сурового пейзажа. Художник использует свой излюбленный приём (сфумато) для смягчения очертания лиц и предметов.

«Мадонна с веретеном» (около 1501)

Подлинник этой картины утерян. Но существуют три копии, две из которых в 1501 г. создал Леонардо да Винчи (или ученики его школы). Другая копия создана в 1510 г.

Национальная галерея Шотландии
Одна копия в настоящее время находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, другая – в частной коллекции в Нью-Йорке.
Эта маленькая картина с изображением очень юной Мадонны с ребенком понравилась современникам Леонардо. Поэтому были созданы копии.

«Мадонна с веретеном» (1501)
Деревo, масло. 48,3 x 36,9 cм. Частная коллекция
Но вполне возможно, что это не копия, а новая версия, созданная в том же 1501 г., что и оригинал.

«Мадонна с веретеном» (1510)
Масло, холст на дереве, 50,2x36,4 cм. Частная коллекция (Нью-Йорк)
Высокое качество картины доказывает, что она исполнена в мастерской Леонардо да Винчи, возможно, под его наблюдением.

Описание картины

На картине изображена юная Дева Мария и младенец Христос, держащий веретено в виде распятия – символ одновременно домашнего очага и креста. В классической мифологии веретено символизировало человеческую судьбу.
Вся фигура Марии выражает любовь к ребенку. Кажется, что она хочет отвлечь ребенка от веретена. Но даже Мать не может предотвратить Распятие на кресте, которое Христу предназначено.
А ребенок всецело обращён к символу Его будущей Страсти и отворачивается от любящего взгляда Матери.