История картины "неравный брак". Картина "Неравный брак" Пукирева: история создания и описание

Существует очень много произведений искусства, которые вызывают вокруг себя немало споров. Как известно, творческие люди особенные, поэтому и творения их неоднозначны.

К таким можно и отнести картину «Неравный брак» Василия Пукирева . Еще во времена ее создания, в 1862 году, ходило немало слухов вокруг этой композиции.

Сюжет был настолько знаком зрителям, что не вызвал никакого удивления. Толки были насчет другого: многие думали, что в образе шафера художник изобразил самого себя. А позже начали появляться слухи, словно картина имеет магическое воздействие на женихов в возрасте: то они теряли сознание, то вовсе отказывались жениться.

Образ шафера получился весьма ярким, что и натолкнуло публику на мысль трактовать происходящее на картине как любовный треугольник, а не просто как обычную свадьбу. Поскольку в образе шафера четко просматривались черты самого Пукирева, то народ решил, что таким образом он изобразил свою драму: якобы его невесту насильно выдали замуж за сановника в летах.

Но самом деле это была история про друга Василия - Сергея Варенцова . Он был влюблен в молодую девушку, на которой планировал жениться. Но родители выдали ее за седовласого фабриканта.

Василий Пукирев решил изобразить эту драму на полотне. И изначально мужчина за невестой был списан с Варенцова. Но когда Сергей увидел эту картину, то даже перестал разговаривать с художником. Позже обида прошла, и он попросил видоизменить шафера. Таким образом шафер уже напоминал самого художника.

Василий Пукирев сделал жениха более старым и угрюмым, так что он превратился в непривлекательного мужчину. Но даже в ХIX столетии в России настолько были распространены неравные браки, что такая подмена не была преувеличением - молодых девушек часто выдавали за пожилых богатых купцов и чиновников. Об этом свидетельствуют картины других живописцев.

Эдмунд Блэр Лейтон. Пока смерть не разлучит нас, 1878

Аким Карнеев. Неравный брак, 1866

Фирс Журавлев. Перед венцом, 1874

Предлагаем твоему вниманию видео, где ты можешь с разных ракурсов посмотреть на картину!

Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что после того, как увидел картину «Неравный брак», передумал жениться на молодой девушке. Магия? Скорее иронический и обличительный смыслы картины были настолько явными, что седовласым женихам просто становилось неловко от этого, и они не хотели повторять ошибку многих своих ровесников.

Хорошо, что картина так отрезвляюще действует на людей. Нет, мы помним, что «Любви все возрасты покорны» , но всё же надо думать дважды перед тем, как вступить в брак, тем более неравный. Сейчас уже сложно кого-то удивить семейной парой с большой разницей в возрасте, но хочется верить, что это по любви, а не по разным меркантильным причинам.

Картину знает каждый из нас, проживающих на Руси. За неё автор Василий Пукирев получил звание профессор Академии. Картина своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинула художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев.

Многие знают, что невесту на картине зовут Софья Николаевна Рыбникова - это возлюбленная художника, внезапно решившая выйти замуж не за Василия, а за богатого фабриканта Андрея Карзинкина. Далеко не первой молодости. «Она мечтает не стать моей женой, а стать моей вдовой» - сказано в одной хорошей пьесе Надежды Птушкиной.

Не все из нас знают, что художник изобразил на картине и себя, несчастного, в образе шафера, в правом углу картины:

Зачем, почему - осталось неведомым, но взгляд его бередит душу…

Несколько лет назад на вечеринке познакомился с работницей Третьяковки, где картина ныне и висит. Она рассказала интересное наблюдение из своего экскурсоводческого прошлого. Когда она вела экскурсию для 5-6-классников, абсолютно все девочки гневно осуждали невесту - как она могла?!! Экскурсия для десятиклассников. Задумчивые глаза девушек, реакция очень скрытная… Группа молодых женщин, лет 20-25. Реакция почти однозначная - это правильный поступок… наверное…

Это было в эпоху СССР, неиспорченное Домом-2 время. Это глубинное в вас, женщины?

Остановлюсь я, пожалуй. Чтоб не огрести… :))

Через 44 года вот такое пронзительное лицо было зарисовано в Мазуринской богадельне. Это - та самая невеста. Это её итог жизни. Жизнь видна в глазах.

И напоследок. В 60-х годах девятнадцатого века император Александр II издал указ о запрете неравных браков. Мужик должен вправлять мозги неразумным…

1 (13) марта 1881, в 3 часа 35 минут пополудни, император скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала (Петербург) около 2 часов 25 минут пополудни в тот же день, — от взрыва бомбы (второй в ходе покушения), брошенной под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким.

Ибо все равны на земле. И браки. Не так ли, господа?

Известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр - это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы.

Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением. «Неравным брак» Василия Пукирева - это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить.

Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили. Здесь нет картинного плача, заломанных рук - всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто. Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте - всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну:

- Не противен ли я вам?
- Нет, - ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить - мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо - я почти ненавижу его» . Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.



Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли.

Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?



И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах ! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.



Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених - на невесту, невеста - в пол, друзья жениха - тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь - Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.


Вокруг картины Василия Пукирева «Неравный брак» ходило множество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был настолько хорошо знаком и так понятен публике, что он удивления не вызвал. Вопросы вызвало другое обстоятельство – в образе шафера художник изобразил самого себя. Это заставило говорить о том, что сюжет был автобиографичен и возник из-за личной драмы Пукирева. А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…



Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму – якобы его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.



Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.



Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением – молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.



Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание – головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».



Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя – и отказывались повторять его ошибку.

Попалась любопытная статья-разбор известной картины Пукирева "Неравный брак", благодаря которой я взглянула на эту картину по-новому, вдобавок разглядев то, чего раньше вообще не видела!

Старик. Невеста. Мертвая жена. «Неравный брак» Василия Пукирева
Автор статьи: Николай Жаринов
Культуролог, филолог, писатель, журналист и экскурсовод.

Василий Пукирев (1832 — 1890) и Константин Флавицкий известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр - это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы. Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением.

«Неравным брак» Василия Пукирева — это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить. Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили.

Здесь нет картинного плача, заломанных рук — всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто.

Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте — всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким.
Генерал Керн спросил Анну:
— Не противен ли я вам?
— Нет, — ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его». Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.

Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то!

Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли. Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?

И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах Караваджо! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.

Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених — на невесту, невеста — в пол, друзья жениха — тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь — Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.
Artifex.ru