История канады кратко. Шесть регионов канады степной регион: канадские прерии Деньги и цены в Канаде

Город Саскатун располагается посреди долины Саскачеван, на реке, которая называется Саут-Саскачеван. Раньше Саскатун считался столицей региона, однако в 1980 потерял статус города, превратившись в провинцию.

Поскольку город расположен прямо на семи разных речных перекрёстках, он изобилует мостами. Поэтому многие приезжающие в город туристы в шутку называют Саскатун «Парижем с прериями».

Название данного сказочного городка происходит от сложного слова, которое обозначает вид местных ягод, которые на языке коренных жителей Критак и произносится - «Саскатун».

Многочисленные отзывы, описания и рассказы, дошедшие до наших дней, дают нам право предположить, что данный городок имел множество названий и прозвищ. Среди них наиболее популярное - «Город Центра». Часто название «Саскатун» сильно сокращают до «S’toon». Интересно, что в 1988 году, когда был снят первый мультфильм про кролика Роджера, город Саскатун получил прозвище «Toontown», поскольку так назывался вымышленный город, в котором происходили действия фильма. «Город POW» - ещё одно, но более редкое имя города, которое возникло в результате сокращения аббревиатуры от слов пшеница, поташ и, разумеется, нефть («POW»).

Немножко истории. Первые жители поселились в этом месьте в ещё далёком 1883 году. С этого года начинается история также и оригинального «сухого» братства, которое было образовано с целью избежать стихийной торговли алкогольными напитками в городе. В 1982 году горожане отпраздновали столетие города Саскатун. Да, именно в 1982, а не 1983 году, так как решение о переселении на эту местность граждан и основании города было принято на год раньше его фактического создания. Как видите, Саскатун - достаточной пожилой город, его возраст составляет 131 год.

Наибольший интерес Саскатун представляет для исследователей и биологов, причём это никак не связано с историей города или какими-то необычными условиями и редкими представителями флоры и фауны. Причина такой популярности города у учёных - это знаменитый Институт Изотопа, который проводит значимые исследования с области биотехнологий и сельского хозяйства. Здесь учёные также исследуют экологию и мировой климат и прогнозируют возможные изменения в климате Земли.

Среди достопримечательностей следует также отметить Галерею имени Менделя, которая располагается на самом берегу реки Саут-Саскачеван. Все туристы, посещающие эту галерею, поражаются числу полотен, выставленных здесь, ведь их количество превышает пять тысяч! Ещё одна особенность этой галерее заключается в том, что в ней функционирует самостоятельный музей под названием «Украинский Музей». Да, как ни странно, именно в этом провинциальном американском городке, вы можете познакомиться с культурой и бытом украинского народа, взглянуть на множество разных экспонатов культуры Украины. Здесь представлены и разнообразные наряды, и старинные инструменты, и примеры работ украинской вышивки.

Город Саскатун - действительно удивительное место. Все корни и древние традиции украинского народа можно найти в нём.

Больше узнать о мировых достопримечательностях и отдыхе в разных странах вы сможете на 365tourdays.com. Ведь здесь можно почитать о путешествиях по Европе, Азии, Америке, Саудовской Аравии и по другим странам мира. Также можно найти информацию о предложениях различных туроператоров.

Один из крупнейших городов в провинции Саскачеван. Город Саскатун расположен в центральной части Канады в районе реки Южный Саскачеван. Население города составляет около 250 тысяч человек. Возник он в 1882 году, его основали переселенцы из Торонто, которые не желали осуществлять торговлю алкоголем. Поэтому Саскатун еще называли «сухим городом». Название Саскатун произошло от ягоды Saskatoon Berry . Это вид ирги, который часто встречается в провинции Саскачеван.

Сегодня Саскатун (Канада) является крупным промышленным объектом. Основная экономическая деятельность направлена на добычу и обогащение редких металлов, а также производство удобрений.

Итак, Саскатун (Канада)

Основную часть города занимают различные парки и скверы. Их общая площадь равна 120 гектарам. Наибольшим спросом пользуется Лесной Парк, где имеется также зоопарк с дикими и домашними животными. Каждый, кто приходят в этот парк, может покормить домашнего питомца, живущего здесь.

Из достопримечательностей Саскатуна можно выделить различные музеи. Например, в Музее Развития Запада можно найти экспозиции транспорта (самолеты и автомобили, которые эксплуатировались на протяжении всей истории существования города). В Археологическом заповеднике Ванускевин можно познакомиться с историей коренных жителей провинции Саскачеван (Канада) .

Проехав всего 2 часа в сторону от города, вы окажитесь на курорте минеральных вод Манитоу. Состав воды здесь схож с родниками в Карловых Варах, что делает этот курорт весьма популярным для тех, кто желает поправить здоровье и улучшить общее состояние организма. Воду можно пить или же принимать ванны. На курорте имеется гостиница, которая состоит из 102 номеров. Здесь можно поплавать в лечебных бассейнах, температура которых составляет 33-38 градусов тепла. Также имеются кабинеты массажа, салон красоты, тренажерный зал и современный СПА-центр.

Погода в Саскатуне весьма переменчива. Температура воздуха в разное время года может достигать как?50 °C, так и +41 °C. Большое количество осадков также отмечается в городе. Здесь может выпадать примерно 350 мм, при этом зимой осадки выпадают в виде снега, а в летние месяцы здесь часто наблюдаются дожди. На прериях равнин практически всегда дуют сильные ветра.

В Саскатуне суровая зима, поэтому этот город часто называют «вытрезвитель».


Обсуждение в ЛитО:
То не так и там не то!

Царица Савская – 17.05.1957. Саскатун, Канада

1 Небесный Отец, сегодня вечером мы благодарим Тебя за привилегию придти в Твое Присутствие. Мы благодарим Тебя за Господа Иисуса, Который привел нас сюда, собирая нас здесь ещё раз перед Его великим пришествием. И мы просим, чтобы Ты благословил нас сегодня в наших немощных усилиях, которые мы прилагаем для того, чтобы выполнить Твое поручение – идти по всему миру, научить все народы, и знамения будут сопровождать верующих. Мы молимся, чтобы сегодня Ты явил Свое воскресение и Твое – Твое великое Слово среди нас. Прости нам наши грехи, ведь мы стоим сегодня, Господь, понимая, что мы не достойны даже взывать к Тебе, но по благодати Ты искупил нас, и мы любим Тебя за это.

Было время, когда мы были чужими, далекими от Бога, без надежды, без – без жизни. Но Христос умер, Праведный за неправедных. И через примирение посредством Его смерти мы приблизились к Богу настолько, что называемся сынами и дочерьми Божьими. Непохоже, чтобы мы уже достигли конца, но мы знаем, что у нас будет такое же прославленное тело, как и у Него, ибо мы увидим Его каков Он есть.

И в свете всего этого, Господь, в то время как мы смотрим на Тебя сегодня, благослови наши усилия и помоги нам проявить другим Его любовь. Мы просим это во Имя Иисуса Христа. Аминь. Можете садиться.

2 Это большая честь быть здесь снова сегодня вечером в присутствии этих людей и в Присутствии живого Бога. И это – это всегда великое событие для наших сердец, когда мы говорим о Его благословенном Присутствии, говорим о Его делах, и о том, что Он сделал для нас. И мы очень благодарны Ему.

Итак, это второй вечер нашего собрания, и это… Погода была немного против нас. И мы, не имея какого-либо определенного финансирования, приехали самостоятельно. Мы пришли для общения друг с другом, в то время как Кровь Господа Иисуса, Сына Божьего, омывает нас от всякой неправедности. Мы открыли двери для всех, кто бы ни пожелал. Я думаю, что скоро я поеду за океан, чтобы с миссией снова объехать весь мир, в пятый раз.

3 И было очень странно, здесь, на нашей родине, и люди… Я, конечно, очень встревожился, я не говорю о какой-то конкретной группе и так далее, но о людях в целом, наблюдая холодность и равнодушие, в которые скатывается церковь Североамериканского континента – в нашей стране, а также в Канаде.

Несколько лет назад я приехал сюда, в Канаду и проводил служение. Все служения были блестящими, люди собирались по местам, о которых говорили газеты, что туда приезжают люди на такси, за пять тысяч километров, ради того, чтобы побыть в присутствии изливающегося Духа.

И сегодня, после большой рекламы, и попытки сотрудничать со всеми, показывая тот же дух, что был у нас в тот первый раз, и все же так трудно собрать даже маленькую группку людей, чтобы заполнить такую небольшую арену, как эта. И потом вы удивляетесь, что сердца служителей встревожены.

4 В Африке, на нашем первом служении было более чем сто тысяч человек. И только на одном служении тридцать тысяч диких язычников приняли Христа как своего Спасителя.

На служении в Бомбее, в Индии, было примерно пятьсот тысяч человек. Невозможно было собрать их всех в каком-то одном месте. Нам не позволили провести служение за городом, потому что одна женщина была там как раз до меня, женщина-служитель, и у нее было…. Я не критикую эту леди, запомните, поскольку не было ни разу, насколько я знаю, в моем сердце, чтобы я критиковал служителя Божьего. Много раз я мог не согласиться с их поведением, пытался с ними поговорить, или, может быть, если было какое-нибудь учение, которое они проповедовали, и которого я не понимал, тогда я мог с ними поговорить. Они могли быть правы в своем учении.

Лютеране, пресвитериане и так далее… Просто я не понимаю, почему они не принимают Полное Евангелие. Я не говорю о моих братьях. Поскольку и среди церквей Полного Евангелия много учений, с которыми я могу не согласиться, но я – но я никогда не пытался прекратить общение с любым братом, где бы то ни было.

Но эта леди была причиной беспорядков: два человека были убиты – зарезаны ножом в драке. Тогда они заставили меня проводить служение в городе, и у меня было всего два вечера. Была огромная толпа, они начали давить друг друга чуть ли не до смерти, лежа на раскладушках, заполняя улицы, и так далее, пока я не уехал.

5 Так вот, брат Томми Осборн сказал мне, что во время моего служения в Токио этим летом он ожидает, что будет, по крайней мере, от двух до трех миллионов обращенных. Служение, которое дал мне Господь, прошло над головами образованных людей, но в тех краях, где они еще этому не учат, они верят, что Бог реален… Мы принимаем Его как … умственное понятие. Они должны иметь реальность. И когда они видят ее, это решает все. Десятки тысяч ринулись ко Христу при одном призыве к алтарю.

И хотя у нас всё то же послание, мы предпринимаем всё те же усилия, возможно, для двухсот или трехсот человек, сколько будет здесь сегодня вечером, может быть, пять или шесть из них придут ко Христу… Тогда как те же усилия заграницей привели бы сотню тысяч ко Христу. Видите? Вот в чем разница. Понимаете? Пробуждение оставило нашу страну. Мы просто должны признать это.

6 Несколько месяцев назад, я завтракал с Билли Грэмом. Это один из самых известных евангелистов в мире, он замечательный человек, великий муж Божий. Я имел привилегию пожать ему руку. Наши пути пересекались во многих местах. В Цюрихе, в Швейцарии, он проповедовал в субботу вечером. А мое первое служение было в том же месте в воскресенье утром. Я не был на его служении. Я не успел из-за самолета; наконец, после приземления, я смог взять такси и доехать до места, но все же, я смог услышать его по радио.

И много раз наши пути пересекались, и никак не удавалось пожать его руку, пока он не приехал в Луисвилл, штат Кентукки, что неподалеку от моего родного города. Там я пожал ему руку. Для меня всегда большая честь знакомиться с мужами Божьими.

Так что я слушал его в то утро, как он устроил разнос тем служителям, как он бранил их, используя Библию, во Имя Господа. И он сказал: «Я иду в город и упорно тружусь, и стараюсь изо всех сил привести людей ко Христу. И после, они дают им карточку для новообращенных, а вы, служители, пишете им письмо, вместо того, чтобы пойти и крепко пожать им руку». Он сказал: «И когда я приезжаю через год, там, где у меня было десять тысяч обращенных, я не нахожу и десяти. В чем дело?» Он сказал: «Это все из-за вас, служителей».

Я сидел там, и у меня сердце кровью обливалось. Мне было жаль его, в свои сорок с небольшим лет у него появилась седина. И я знаю, как трудно быть вдали от семьи. Я сочувствую ему, слуге Христа.

Но я подумал: «Брат Грэм, если бы только знал, что ты – ты делаешь… Ты же работаешь на износ, ты прочесываешь там, где уже прочесано, по всей стране, от места к месту, идя – имея великое пробуждение, тысячи приходят и принимают Христа. А в следующем году никого из них нет – с трудом наберется небольшая горстка».

7 Помните, призванный Богом есть избранный. Он сказал: «Царство небесное подобно человеку, который пошел и закинул невод в море». И когда он вытащил его на берег, там было полно всего. У него были морские раки, черепахи, окуни. Там были змеи. Там были ящерицы, лягушки. Были рыбы-падальщики, а также у него была обыкновенная рыба. Все, что делает служитель – это ловит рыбу Евангельским неводом. Что бы там ни было, всё попалось в Евангельский невод. Но их сущность… Позвольте им полежать немного. Если это лягушка, она быстренько попрыгает прочь. Если это черепаха, не пройдет и нескольких минут, как она скажет: «Ну, ничего такого здесь нет». И вот она идет прямиком в свою грязную норку. Морской рак скажет: «Ну, я вам так скажу: казалось, все было хорошо, но поверьте, я просто не…» Видите, он был раком с самого начала. Вы не можете сделать из него ничего другого.

Христос не умер просто для того, чтобы люди ему посочувствовали. Христос… Бог не делает Свое дело наугад. Вы бы не делали свое дело наугад. Христос никогда не приходил с небес со словами: «Ну, Я умру, и, возможно, может быть, люди пожалеют Меня и придут». Нет, сэр. Христос умер, чтобы позвать избранных, которых Бог избрал прежде основания мира, и только их. Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. И всякий, кто придет ко Мне, Я дам жизнь вечную и воскрешу его в последний день». Вот вам, пожалуйста. Видите? Христос умер, чтобы спасти тех, кого Бог предузнал, что они будут спасены. Так что когда…

8 Это жалкое зрелище. Но почему же такое происходит, друг? Потому что такое состояние должно придти. Вон там есть атомная бомба, чтобы разделаться с разногласиями. И это правильно. Бог не может излить Свои – Свои суды на праведный народ. И Его милость искала и притягивала, и разного рода евангелисты с проявлениями воскресшего Христа, с чудесами, и также с интеллектуальной стороны. Он звал всеми способами, и Его можно назвать Справедливым, потому что Он дает шанс каждому. Радио, телевидение и прочее, шумиха в газетах, евангелисты повсюду – это разошлось. А мы постепенно, час за часом, становимся всё более испорченными. «И как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого».

Час приближается. Ничто не может этого остановить. Ни мое проповедование, ни явленное воскресение Христа, ничего не может этого остановить, – говорит Библия. Но вот за что мы несем ответственность: возвышать голос против неправды. Верно.

Я никогда бы не смог сделать так, чтобы женщины не носили всякую вульгарную одежду. Это в их характере. Они уже видели это, дьявол показал это, они попали под действие этого. Я никогда бы не смог отвратить мужчин от пьянства. Конечно, нет. Я никогда бы не смог сделать церковь духовной. Со всеми моими проповедями, я никогда не сделаю ее духовной. Но даже сейчас есть кто-то: есть эта рыба. Бог хочет иметь ее в царстве. Я буду возвышать свой голос. Я не знаю, кто это будет, но я буду проповедовать это. И когда я буду проповедовать это, она услышит, ибо «Все, кого Отец дал Мне, придут ко Мне». Верно. Вот почему я здесь. Я прочесываю снова.

Надеюсь, что как только приеду из заграницы, я заново буду тщательно прочесывать Канаду. Я хочу, чтобы в поколении, в котором я вырос, я мог встать и сказать: «Я не упускал возвещать вам всю волю Божию, как я знал это». Тогда кровь людей не будет на мне. И вот, если Бог послал Свое послание, и Он прочесал города и показал чудеса, и знамения, и прочее, а люди всё равно продолжают грешить – тогда для них нет надежды.

9 Я не говорю это о Канаде. Я много раз говорил: если бы я был молод, и они позволили бы мне, я бы поселился жить в Канаде. Я люблю Канаду. Но я считаю, что в нашей милой стране, что рядом с нами [имеется ввиду США – Прим.пер.], даже материнство прекратилось, до тех пор, пока не придет искупление. Не то, чтобы все матери там не являются матерями. Я не имел это в виду. Я не говорю, что нет – нет хороших людей. Но нечестивые берут верх, и если Христос не придет скоро, то не спаслась бы никакая плоть для восхищения. Час близко. Вам многого удалось избежать. Но телевидение и радио впрыснули это в вашу страну, и я вижу, как ваши магазины и прочее загрязнены, и люди становятся такими же. О, духовные люди, встаньте, проснитесь. Час близко.

10 Я никогда не приезжал проповедовать пророчества. Давайте помолимся.
Благословенный Отец, сегодня вечером, когда мы открываем Слово, говори с нами. Да будет известно, Господь, что Ты есть Христос, Сын Божий. И неважно, насколько люди злы – это лишь для того, чтобы исполнилось Твоё благословенное Слово. И пусть праведные увидят, что Имя Господа – крепкая башня, и они убегут в неё, и будут в безопасности. О, благословенный Искупитель, помоги нам сегодня понять в то время как мы погружаемся в Слово. Пусть Дух Святой возьмет от Бога и достигнет каждого сердца, ибо мы нуждаемся. Мы просим это во Имя Христа. Аминь.

11 Сегодня вечером я хотел бы прочитать лишь одну цитату из Писаний. А завтра вечером, если Господь позволит, у меня есть проповедь, которая пришла мне на сердце несколько дней назад по пути сюда, и я верю, что завтра вечером будет возможность, и Господь позволит мне говорить об этом. Я верю, что Он позволит.

Похоже, что сегодня вечером Дух желает, чтобы я поговорил немного о 42-ом стихе 12-ой главы Евангелия от Матфея, для начала.

И сегодня вечером, во время моего служения я сделаю нечто, если позволит Господь, по откровению, которое пришло ко мне в штате Мэн на прошлой неделе. Это будет в первый раз, когда я попытаюсь сделать это так, как я был наставлен, со всей честностью и искренностью, Святым Духом, Который был в моей комнате около трех недель назад, или около того.

12 Теперь почитаем Писание, Матфея 12:42.

Страница 1

Среди культурных и спортивных мероприятий Канады следует отметить Шекспировский фестиваль в Онтарио; фестиваль канадских культур в Оттаве; Шербуркский «Фестиваль де Кантон» в Квебеке, на котором представлена культура и кухня канадских французов; украинский фестиваль в городе Дофин; День открытия в Доусоне, на котором отмечается открытие в 1896 году месторождения золота; в Елоунайф – фестиваль Карибу и гонки на собачьих упряжках; в Калгари проводится широко известное ежегодное родео; в Фин – Флоне – соревнования по ловле форели; в Кемпбелтоне – лососевый фестиваль. В Канаде более 2100 музеев и исторических парков. Наиболее известные: Канадский музей цивилизации в Халле; в Оттаве – Канадский музей природы, национальный музей науки и техники, Национальная галерея Канады, в которой выставлены экспонаты европейского искусства, одна из самых богатых коллекций азиатского искусства. В городе Уайтхорс: Музей Мак-Брейда, в котором выставлены экспонаты времен освоения Канады и музей церкви Олд-Лог. В Ванкувере: морской музей, Музей Ванкувера и художественная галерея, ботанический сад и морской аквариум. В Налаймо: Этнографический музей и парк петроглифов – старинных рисунков на скалах. В Виктории: Музей классических автомобилей, парк Сандерберд – коллекция индейских тотемов, Национальный исторический парк Форт-Родд (старинный форд, в котором расположен музей). В Калгари – зоопарки парк динозавров. В Эдмонтоне: Музей деревянного зодчества. В Саскатуне: Украинский музей Канады, в котором находится большое количество экспонатов, рассказывающих о культуре канадских украинцев. В Регине: Телорама – Музей телекоммуникаций. В Виннипеге: украинский культурно-образовательный центр, Музей человека и природы и зоопарк. В Портаж-ла-Прери: историческая деревня индейцев, Музей освоения Канады в старинном форте. В Лондоне (провинция Онтарио): Музей археологии, Музей канадских королевских вооруженных сил, Детский музей, реконструкция поселения первых освоителей Канады. В Гамильтоне: Королевский ботанический сад. В Торонто: Королевский музей со знаменитой коллекцией китайского искусства, Художественная галерея провинции Онтарио с большой коллекцией работ британского скульптора Генри Мура, зоопарк. В Онтарио: Музей науки с богатой коллекцией экспонатов по истории аэронавтики, Военный музей, музей лыж. Почти в каждом городе страны есть музей искусства индейцев.

Что касается архитектурных достопримечательностей, то среди них необходимо отметить театр Гранд-Палас в Доусоне, сохранившийся со времен «золотой лихорадки»; замок Диндерн в Гамильтоне (1830); телебашня в Торонто, высотой 553 метра; в Квебеке цитадель 19 века, монастырь урсулинок (1641), Церковь Нотр-Дам-де-Виктуар (1688), собор Нотр-Дам-де-Квебек (1650), англиканский собор (1793), здание парламента (19 век); в Монреале: семинария Св. Сульпиции (1685), церковь Нотр-Дамде-Но-Секур (1829), замок Шато-де-Рамзе (1705).

Всем канадцам присуще «северное» мироощущение. Оно характерно и для национального искусства. Оно заметно в полотнах художников знаменитой «Группы семи» (среди них – Лоурен Харрис, Артур Лисмер и другие живописцы, творившие в основном в первой трети 20 века), в прозе таких писателей, как Фарли Моуэт, Эрнест Сетон-Томпсон, в стихах Роберта Сервиса, в песнях франко-канадского барда Жиля Виньо («Моя страна – это зима», - поет он в самой популярной песне). И даже в национальном гимне, воспевающем Канаду как «верный Север, сильный и свободный».

Представленные материалы созданы на основе изданий и услуг, предоставленных компанией «Ист Вью». E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. URL: www.eastview.com

ШЕСТЬ РЕГИОНОВ КАНАДЫ. СТЕПНОЙ РЕГИОН: КАНАДСКИЕ ПРЕРИИ

К Степному региону Канады, состоящему из трёх провинций - Манитобы, Саскачевана и Альберты, вполне применимы те поверхностные стереотипы, которые обычно (и не совсем справедливо) используют в отношении Канады в целом. Говорят, что это "ресурсно-сельскохозяйственный придаток" высокоиндустриальной - и даже "постиндустриальной" - Северной Америки (северные штаты США с Центральным регионом Канады), что здесь "преобладают горнодобывающая промышленность и экстенсивное сельское хозяйство", что среди местных жителей "много индейцев и украинцев", что это - "глухая провинция", "провинциальная Америка". Всё это - верно, но только для Степного региона Канады, да и то до начала 1970-х годов.

За последние три-четыре десятилетия экономический и политический вес Степного региона значительно вырос. Это произошло благодаря доходам от добываемых здесь нефти и природного газа, львиная доля которых приходится на внезапно разбогатевшую (от многократного повышения мировых цен на нефть) провинцию Альберта, которую с середины 70-х годов стали называть "Северным Кувейтом". С тех пор Альберта прочно заняла место богатейшей (в расчёте на душу населения) провинции страны.

Впрочем, как и прежде, в Степном регионе выращивается основная часть знаменитой канадской пшеницы. Более 90% её товарного объёма производят единоличные фермеры на своих семейных фермах, не применяющих наёмную рабочую силу, но очень высоко механизированных (так что отец с двумя сыновьями успевают обрабатывать до 400 - 600 га принадлежащей им земли - великолепного степного чернозёма). В последние годы по стоимости продукции на пятки пшенице наступает новая, выведенная здесь, в канадских прериях, масличная культура - канола (усовершенствованный рапс, изначально похожий на распространённый сорняк сурепку), масло из семян которой имеет самый благоприятный для человеческого организма состав среди всех известных растительных масел (кстати, как говорят канадские специалисты, канола подходит и для российского климата). Важно и мясное направление прерийного животноводства - ведь это такой же ковбойский район, как и прилегающие прерии США. Канадские ковбои в широкополых шляпах столь же живописно

* ЧЕРКАСОВ Аркадий Иванович - кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник ИСКР АН . Copyright © 2008.

** Продолжение. Начало см.: "США - Канада", 2008, NN 1, 4, 7.

проводят свои "стампиды" - родео с гонками на повозках и укрощением свирепых быков.

Однако собственно прерии занимают лишь южную треть территории Степных провинций. Их редкозаселённая северная часть покрыта таёжными лесами; здесь развита горнодобывающая промышленность (добыча углеводородов и руд цветных металлов в Манитобе; урана и калийных солей в Саскачеване; каменного угля - там же и в Альберте).

Население Степного района отличается исключительной (даже для Канады) этнической пестротой. Это связано с тем, что в отличие от американских канадские прерии заселялись не столько жителями восточной, староосвоенной части страны, сколько непосредственно иммигрантами (главным образом из стран Центральной и Восточной Европы). Здесь, в частности, велик славянский элемент в населении (украинцы, поляки, русские). Повышена и доля индейцев, а также франко-индейских метисов. Преобладает, впрочем, английский язык, который в качестве средства межэтнического общения успешно вытесняет и ещё сохраняющиеся (в среде коренного населения) индейские языки, а также французский и ряд славянских.

МАНИТОБА

Площадь: 650 тыс. кв. км

Население: 1148 тыс. человек по переписи 2006 г., 1158 тыс. по оценке на 2008 г. 1

Главный город Манитобы Виннипег, где проживает более половины жителей провинции (672 тыс. человек в 2008 г.), сохраняет славу "пшеничной столицы" Канады. Каждый десятый житель Виннипега - украинец; перед зданием провинциального парламента - памятник Тарасу Шевченко. Помимо пшеничной, хозяйство Манитобы имеет и горнорудную ориентацию: в северных районах ведутся разработки руд цветных металлов, в Томпсоне действует один из крупнейших в мире никелевый комбинат.

В ряду канадских провинций Манитоба занимает специфическое положение. Территориально относящаяся к канадскому Западу, она в то же время имеет больше общего с Центральной Канадой, чем любая из остальных западных провинций. Манитоба не была в числе четырёх провинций - основательниц Канадской конфедерации, но оказалась первой, присоединившейся к но-

вому государству (в 1870 г.) и опередившей на этом пути пять других провинций современной Канады. Она же стала первым субъектом Канадской федерации, законами которой тогда же было декларировано равноправие английского и французского языков. Отмена этого закона в 1890 г. (когда единственным официальным языком Манитобы стал английский) была признана неконституционной 89 лет спустя, в 1979 г., и в 1980-х годах Манитоба, как ранее Квебек, стала ареной борьбы франкоканадцев за равноправие французского языка. В университетском коллеже Сен-Бонифаса (единственный на канадском Западе вуз с обучением на французском языке) франкоязычного пригорода Виннипега действует специальный институт, сотрудники которого заняты переводом на французский обширного свода принятых с 1890 г. провинциальных законов: пока они не будут переведены и опубликованы по-французски, они как бы неконституционны.

Название провинции происходит от озера Манитоба, а то, в свою очередь, по одной из версий, - от имени Великого Духа индейцев - Гитчи Маниту (упоминаемого в лонгфелловской "Песне о Гайавате"). Эмблема Манитобы - степной крокус. На гербе - изображение степного бизона, охота на которого составляла основное занятие местного индейского и франкоязычного метисного населения до 1870 г., когда сюда устремились новые переселенцы из Восточной Канады и Европы, распахавшие прерии. Утверждают, что прославленный местный сорт пшеницы "манитобка" был разработан на базе украинской пшеницы, завезённой сюда украинскими переселенцами (главным образом из австро-венгерских Галиции и Буковины), массовое прибытие которых началось в 1891 году.

Сейчас лица "чистого" и "смешанного" английского происхождения составляют (перепись 2001 г. 2) 22% жителей этой провинции, шотландского и немецкого - по 18, украинского - 14, ирландского и французского - по 13, польского - 7%, голландского - 5%. "Смешанным" своё происхождение назвали более 45% населения, что хорошо иллюстрирует темпы консолидации манитобцев (в основном на базе английского языка, который назвали родным 75% жителей). Индейцы составляют 10% населения Манитобы (самый высокий процент среди канадских провинций), индейские метисы - ещё 5%.

Обрабатывающая промышленность сосредоточена в единственном крупном городе - Виннипеге. На севере провинции выделяется один из крупнейших в мире центров добычи и выплавки никеля - г. Томпсон, сопоставимый с нашим Норильском (но с населением всего в 15 тыс. человек). Для энергоснабжения горнодобывающих предприятий на севере провинции построен ряд крупных ГЭС. В Манитобе находится единственный канадский порт на Северном Ледовитом океане - Черчилл на южном берегу Гудзонова залива, к которому подведена с юга железная дорога для вывоза пшеницы и никеля. В настоящее время грузооборот порта (достигавший в середине 1980-х годов почти 1 млн. т) весьма невелик: слишком дорогой оказалась арктическая навигация, продол-

2 Statistics Canada 2001 Census Standard Data Products: Ethnic Origin, Sex and Single and Multiple Responses for Population, for Canada Provinces, Territories, Census Metropolitan Areas and Census Agglomerations (http://wwwl 2statcan.ca/english/census 01/products/standard/themes/Retrie veProduct ).

жающаяся всего 3 месяца в год. Существуют проекты развития порта Черчилл и навигации в Гудзоновом заливе с участием России.

Столица провинции Манитоба, этот восьмой по величине город Канады, 700-тысячный Виннипег занимает "наиболее центральное" географическое положение в стране: точно в середине "ойкумены" ("обитаемой зоны") Канады, простирающейся с востока на запад неширокой лентой вдоль американской границы. Он находится в 100 км от американского штата Миннесота близ естественной границы Восточной и Западной Канады - там, где леса и гранитные скалы Северного Онтарио сменяются плоскими, обширными и плодородными равнинами. За своё географическое положение Виннипег получил прозвище "Ворота на Запад" (Gateway to the West): через него проходят все трансканадские железнодорожные и автомобильные магистрали 3 . Прочие поселения Манитобы невелики по размерам и носят отчётливую "этническую" окраску: "украинский" городок Дофин, "немецко-меннонитский" Штайнбах, "исландский" Гимли, уже упомянутый франкоязычный пригород Виннипега Сен-Бонифас... Кроме Виннипега и Сен-Бонифаса, небольшой университет (менее 2 тыс. студентов) имеется во втором по численности жителей (42 тыс. в 2008 г.) городе провинции - Брэндоне.

3 Подробнее о Виннипеге см.: Черкасов А. И. Виннипег - канадский перекрёсток (опыт культурно-географического очерка). - "США - Канада", 2006, N 8.

САСКАЧЕВАН

Площадь: 652 тыс. кв. км

Население: 968 тыс. человек по переписи 2006 г., 963 тыс. по оценке на 2008 г.

По природным условиям (плоская распаханная степь на юге, леса на севере), составу населения и структуре хозяйства Саскачеван во многом схож с Манитобой. Сходна и их история: когда-то большинство населения здесь составляли индейцы и франкоязычные метисы, поднявшие сначала в Манитобе (1869 г.), а потом в Саскачеване (1885 г.) восстания против захвата их земель англоканадскими переселенцами (украинцы и другие прибыли сюда позже, в конце XIX - начале XX века). Во главе обоих восстаний стоял метис Луи Риэль 4 , мечтавший о создании на всем американском континенте, от Аляски до Огненной Земли, единого государства метисов.

Саскачеван издавна называют "хлебной корзиной Канады". Сегодня помимо зернового хозяйства в Саскачеване развиты нефтяная промышленность, добыча каменного угля и две отрасли мирового значения: добыча урана и калийных солей (по-английски potash, но это не "поташ" в русском значении) - ценнейшего сельскохозяйственного удобрения, удачно найденного посреди необъятных пшеничных полей. Интенсивно осваивается таёжный север провинции, где действуют урановые рудники, в том числе крупнейший в мире - Ки-Лейк.

Саскачеван получил своё название от местной реки; это слово на языке индейцев кри означает "быстроводный". Эмблема провинции - степная лилия; на гербе - три снопа пшеницы.

Столица провинции - город Реджайна (около 200 тыс. жителей), знаменит своей ежегодно проводимой сельскохозяйственной выставкой "Агрибишн" (Agribition), а также тем, что здесь размещается штаб-квартира Канадской королевской конной полиции (которая до 1920 г. называлась Северо-Западной конной полицией - той самой, что воспета в популярной оперетте "Розмари"). Как промышленный и культурный центр с Реджайной успешно соперничает город Саскатун (220 тыс. человек), где расположен крупнейший университет провинции. В Саскатуне же с его многолюдной украинской общиной открыт Украинский музей Канады, действует фольклорный ансамбль украинской песни и танца. Здесь же расположены музей развития Канадского Запада, художественная галерея, несколько театров.

4 Подробнее см.: Данилов С. Ю., Черкасов А. И. Луи Риэль - борец за права канадских метисов. - "США - ЭПИ", 1986, N 1.

В городах живёт чуть менее двух третей населения Саскачевана. Здесь - самая низкая доля городского населения среди всех провинций Канады, не считая совсем уж маленьких и промышленно мало развитых Приморских (Атлантических) провинций. Причина этого - в преимущественно сельскохозяйственной специализации. Это - та самая степная, пшеничная, ковбойско-индейско-украинская Канада, какой её обычно и представляют.

Итак, две трети всех горожан Саскачевана проживают в двух не очень больших городах: столице Реджайне - степном городе ковбоев, индейцев и... чиновников, и в его "северном сопернике" - промышленном и университетском Саскатуне. Кроме них, есть два небольших города: степной "спутник" Реджайны - г. Мус-Джо и "ворота таёжного Севера" - г. Принс-Альберт в 140 км от Саскатуна. Остальные городские поселения ещё меньше; многие из них носят "этническую" окраску - например, "немецкий" Гумбольдт, "венгерский" Эстергази, "русские" (духоборческие) Камсак, Веригин и др. В северной части - немало франкоязычных метисских и индейских поселений - Батош, Ла-Ронж, Иль-а-ла-Кросс и т.д. (кстати, франкоязычные саскачеванцы называют себя не франкоканадцами, а "франсаскуа" - Fransaskois. неологизм, созданный по модели "кебекуа" - квебекцы).

Заселение плодородных чернозёмных степей южной трети Саскачевана шло в таком порядке: не менее 10 тысяч лет назад здесь появились охотники - индейцы; с конца XVII века с юга стали проникать франкоканадские "вояжёры"-мехоторговцы, возникло метисное население (часть метисов перебралась сюда из Манитобы после подавления там восстания в 1870 г.); следующими прибыли... полицейские Северо-Западной конной полиции (образованной в 1873 г.), и лишь после этого начался массовый приток настоящих сельскохозяйственных переселенцев, фермеров-хлеборобов, причём не столько из освоенных районов Канады, сколько непосредственно из стран Центральной и Восточной Европы. В 1874 - 1880 гг. в Саскачеван прибыло 8 тыс. российских немцев - членов религиозной секты меннонитов, решившей вновь "сменить родину". В 1891 г. началась массовая иммиграция украинцев из австро-венгерской тогда Буковины, а также из Галиции (из Восточной же, тогда "российской" Украины сюда иммиграции не было: в местных телефонных книгах вы вряд ли найдете привычные для россиян фамилии типа Коваленко или Гнатенко - здесь преобладают Ковальчуки, Гнатюки или Гнатышины).

В 1899 г. в Саскачеван переселились 7,5 тыс. русских духоборов (или "духоборцев") - крестьянской протестантской секты коллективистов, пацифистов, трезвенников и, вдобавок, вегетарианцев, преследовавшихся официальным православием и властями царской России. Деньги на переезд духоборам дал близкий им по духу Лев Толстой (на что пошёл специально запрошенный им гонорар за роман "Воскресение"); их сопровождал один из сыновей писателя - Михаил. Впрочем, не все духоборы нашли общий язык с местными властями и в Саскачеване (некоторые сочли за грех давать "клятву верности", положенную при получении предоставляемой им земли и переселились, ведомые своим духовным лидером Петром Васильевичем Веригиным, в Британскую Колумбию).

дать еврейские сельскохозяйственные поселения. В тех же целях сюда переселялись группы американских негров, бежавшие от дискриминации и безземелья с Юга США. До сих пор среди степей можно натолкнуться на изолированные, замкнутые "колхозы" одетых в чёрное (и в чёрных шляпах, как ортодоксальные евреи-харидим) представителей другой секты российских немцев - гуттеритов, до сих пор не забывших русский язык. Всех их привлекали не города, а сельская местность Саскачевана, её благодатные чернозёмы. Города провинции стали расти не в результате прямой иммиграции, как большинство крупных городов Канады, а в результате урбанизации местного сельского населения.

Поэтому, хотя по этническому составу население городов Саскачевана не менее пестро, чем в городах Онтарио, эта пестрота здесь другого свойства и связана вовсе не с притоком "свежих" иммигрантов. Местное культурное многообразие отражает разношёрстность окружающего сельского населения - причём, несмотря на различия в этническом происхождении, подавляющее большинство жителей Саскачевана - канадцы как минимум в третьем поколении, родным языком для 85% которых является английский.

Другая особенность саскачеванцев - самый высокий в Канаде процент этнически смешанного населения. Ещё в 1996 г. он составлял 49,7%, против 35,8% в среднем по стране. В ходе переписи 2001 г. своё полностью или частично немецкое происхождение указали 275 тыс. саскачеванцев, в том числе "чисто-немецкое" - только 84 тыс.; английское - 236 тыс. (в том числе "чистое" -42 тыс.), шотландское - 172 (17), ирландское - 139 (11), украинское - 122 (41), аборигенное индейское - 102 (70), метисское - 40, французское - 110 (15), польское - 51 (7), венгерское - 24 (6), русское - 28 (4). Вездесущих китайцев в Саскачеване почти нет (всего 9 тысяч), не считая владельцев дешёвых китайских ресторанчиков на центральных улицах местных городов.

Столица провинции Реджайна - один из самых молодых городов Степных провинций. Первоначально город был известен под названием Уоскана, что в переводе с языка индейцев кри значит "груда костей". Это связано с тем, что на его месте была древняя стоянка индейцев - охотников на бизонов, поэтому здесь и скапливались кости этих животных. В 1882 г. город был переименован в Реджайну (английское произношение латинского Regina - королева) в честь английской королевы Виктории, в 1883 г. стал столицей Северо-Западных Территорий, занимавших тогда более половины площади современной Канады - включая территории нынешних провинций Альберта и Саскачеван. В 1905 г., когда была создана провинция Саскачеван, Реджайна была провозглашена её столицей.

По своему внешнему облику Реджайна - типичный город канадского Запада, лежащий на плоской равнине, с шахматной планировкой прямых улиц и двух-трёхэтажными домами. В центре города растут высотные дома. Реджайна - основной транспортный, промышленный, торговый, финансовый и культурный центр южной части провинции. В городе имеются небольшой университет {University of Regina, с 1974 г., с 4 тыс. студентов), где впервые в стране был введен курс украинского языка, литературы и истории; Центр искусств, построенный по последнему слову архитектуры; драматический театр "Гло-

бус". С историей завоевания и освоения канадского Северо-Запада знакомит экспозиция реджайнского музея Королевской канадской конной полиции.

Реджайна относится к числу тех канадских городов, которым пришлось развиваться в неблагоприятных естественных условиях. Она была основана на гладкой безлесной равнине, открытой всем ветрам и не имевшей достаточных водных ресурсов. На преодоление этих трудностей усилиями тысяч оседавших здесь поселенцев ушли десятки лет. Постепенно были озеленены улицы города. Соорудив дамбу на речке Уоскане, реджайнцы не только урегулировали проблему водоснабжения, но и создали почти в центре города хорошее место для отдыха и занятий спортом. Разбитый на берегу созданного здесь искусственного озера парк стал гордостью Реджайны. Часть его отдана в распоряжение водоплавающих птиц, которых привлекает незамерзающий водоём, который в зимнее время специально подогревается. Неподалеку, среди зелени, видны представительные здания Законодательного собрания (парламента) провинции, Музея естественной истории.

В центре города - там, где в 1885 г. приняли смерть вожди Второго Северо-Западного восстания, - стоит памятник казнённому лидеру восставших метисов и индейцев - Луи Риэлю. На открытой площадке у здания Законодательной ассамблеи с июня до августа трижды в неделю исполняется документальная драма "Процесс Луи Риэля", которая захватывает зрителей не меньше, чем подлинный судебный процесс более ста лет назад.

"Северный соперник" Реджайны - не уступающий ей в людности, живописный, быстро развивающийся как промышленная и транспортная база освоения северных районов провинции г. Саскатун является одним из важнейших культурных центров Степного района. Здесь расположен крупнейший и старейший в провинции (основан в 1907 г.) Саскачеванский университет с 15 тыс. студентов, в котором, помимо других научных дисциплин, ведутся разносторонние исследования Канадского Севера.

Основанный в 1883 г. Саскатун (получивший своё название в честь обильной здесь дикорастущей красной сладкой ягоды saskatoon berry) раскинулся на берегах быстрой и многоводной реки Саут-Саскачеван. Та часть города, что расположена на правом, крутом и высоком берегу, получила прозвище "университетская сторона", а та, что на левом, низком берегу - "украинская сторона"; оба берега связаны семью мостами. На "университетской стороне" среди прекрасного парка на горе живописно возвышаются здания факультетов и научных центров. Основная часть города - на противоположном, "украинском" берегу. Здесь, недалеко от центра города, можно увидеть уникальный для Канады памятник - поставленную на средства украинской общины прижизненную (!) статую Рамона (Романа) Гнатышина - и ныне здравствующего местного уроженца, первым из украинских канадцев занимавшего пост генерал-губернатора Канады (в 1990 - 1995 гг.; его предшественницей на этом почётнейшем посту официального представителя британской королевы - номинального главы канадского государства в 1984 - 1990 гг. была также уроженка Саскачевана франко-индейская метиска Жанна Совэ). Привлекают внимание похожее на замок здание роскошного отеля "Бессборо" (того же типа, что "Шато-Фронтенак" в г. Квебеке или "Форт-Гэрри" в Виннипеге; такие отели были

построены более века назад компанией "Канейдиан Пасифик" в больших городах вдоль принадлежащей ей трансканадской Тихоокеанской железной дороги - в них часто устраиваются крупные международные конференции), а также невдалеке три церкви подряд: англиканская Св. Иоанна, католическая Св. Павла и Объединенная церковь Нокса; в их помещениях часто даются концерты классической музыки.

Реджайна и Саскатун располагают собственными симфоническими оркестрами. Во многих городах провинции ежегодно проводятся костюмированные праздники, посвященные открытию и освоению канадских прерий, в том числе индейский "Пау-вау" (Powwow) в Реджайне и Фестиваль украинского танца в Бэттлфорде в апреле, Фестиваль французского молодежного театра в Саскатуне в мае, фольклорный фестиваль в Реджайне в июне и т.д.

АЛЬБЕРТА

Площадь: 661 тыс. кв. км

Население: 3 290 тыс. человек (перепись 2006 г.), 3 416 тыс. человек (оценка 2008 г.)

Экономически самая быстроразвивающаяся провинция, один из богатейших и политически могущественных членов Канадской федерации. Благодаря развитию нефтедобывающей промышленности и резкому повышению цен на нефть в 70-х годах прошлого века Альберта, где добывается более 85% канадской нефти и природного газа, из числа бедных провинций перешла в разряд самых богатых. Альбертская нефть направляется в основном в США, тогда как восточные провинции Канады закупают нефть за рубежом. Стремление федерального правительства Канады переориентировать нефть Альберты на отечественный рынок вызвало резкое обострение канадо-американских отношений в 1970-е годы, и власти Альберты заняли в этом конфликте отчётливо проамериканскую позицию. Сохраняет своё значение зерновое хозяйство; быстро развиваются нефтехимия и другие отрасли обрабатывающей промышленности.

Альберта живописнее других Степных провинций, по крайней мере в своей западной части, где плоские степи подступают к предгорьям Скалистых гор (Кордильер). Она получила статус провинции в 1905 г. - до этого существовал округ Альберта, названный так в честь дочери английской королевы Виктории. Эмблема - цветок шиповника (дикой розы); на гербе - колосья пшеницы. По этническому составу населения сходна с другими Степными провинциями, лишь несколько снижены французская, индейская и украинская составляющие (доля этих групп, но не их абсолютная величина!). Близость Тихого океана объясняет наличие китайских кварталов в крупнейших городах. Немало здесь и выходцев из США, привлечённых развитием нефтегазовой промышленности.

Кроме нефти и газа, в Альберте ведётся крупномасштабная добыча каменного угля (половина общеканадской добычи), преимущественно на экспорт в Японию и другие страны АТР через тихоокеанские порты соседней Британской Колумбии. Созданный провинциальными властями за счёт отчислений от нефтедобычи "Фонд наследия" позволяет стимулировать развитие местной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности.

Альберта - самая урбанизированная из Степных провинций. Здесь выделяются два крупных города-соперника - столица провинции Эдмонтон (950 тыс. жителей) и "нефтяная столица" всей Канады - Калгари (970 тысяч). Оба великолепно обустроены, с ультрасовременными небоскрёбами в центральной части (американские кинематографисты нередко приезжают в Калгари снимать фантастические "фильмы о будущем"). Богатство здесь бьёт в глаза повсеместно. Массу зрителей из Канады и США привлекают летние ковбойские состязания ("стампид") в Калгари, проводимые ежегодно с 1912 года.

По своим размерам, климату, структуре хозяйства, "рисунку" системы городов провинция Альберта очень похожа на соседний Саскачеван - с той только разницей, что здесь соответствующие демографические показатели приходится умножать более чем втрое, а экономические - как и данные о размерах её городов - даже вчетверо.

В последние 30 - 40 лет крупнейшие города Альберты росли, как на дрожжах, - роль "закваски" играло бурное развитие нефтегазовой промышленности, "тянущее" за собой отрасли вторичной обработки, обслуживающего сектора, финансов, инфраструктуры и т.п. Их рост привлекает сюда как мигрантов из большинства других провинций Канады, так и иммигрантов из-за рубежа, даже из соседних штатов США (особенно много американцев в Калгари). Из 12 тыс. иммигрантов, въехавших в Альберту, например, в 1999 г. (6,4% всех поселившихся в Канаде в том году), 6,7 тысяч направились в Калгари и 3,8 тысяч - в Эдмонтон. Между тем, ещё 100 лет назад это был самый малоосвоенный район степной Западной Канады с редким и воинственным индейским населением, которое постепенно оттесняли ковбои-скотоводы - нечто вроде "канадского Техаса". Открытые здесь крупные месторождения нефти, газа и каменного угля (более 70% общеканадских запасов) долгое время оставались малоосвоенными: слишком далеко они находились от основных потребителей, слишком дорого стоила транспортировка.

Этнокультурный состав населения такой же, как в других Степных провинциях. По переписи 2001 г., из тогдашних 2,9 млн. жителей провинции только 146 тысяч указали на свое "чисто-английское" происхождение (753 тысяч - на английское, "смешанное" с другими); соответственно на немецкое - 153 тыс. (576 тыс.), украинское - 88 тыс. (286 тыс.), шотландское - 66 тыс. (557 тысяч "смешанных"), индейское - 65 тыс. (144 тыс.), метисское - 64 тыс., ирландское - 45 тыс. (461 тыс.), французское - 43 тыс. (334 тыс.), польское - 29 (138), венгерское - 11 тыс. (42), русское - 8 тыс. (63 тыс.) и т.д. Так называемые "видимые меньшинства" (неевропеоидные и неаборигенные) составляют в Калгари более 16%, а в Эдмонтоне 14% всего населения; эти города уступают в Канаде по данному показателю только Торонто и Ванкуверу. В основном в данном случае речь идёт о канадцах китайского (около 110 тыс.) и южноазиатского (70 тыс. человек) происхождения. При самой высокой в Канаде доле лиц "смешанного" происхождения (а так себя определили более 48% альбертцев - при том, что ещё 30%, или 387 тыс. человек, здесь назвали себя просто чистокровными... канадцами), можно сказать, что в Альберте сложилось наиболее гомогенное (для Канады, конечно), наиболее "усреднённое" англоканадское общество - почти аналог американского "плавильного котла" - но на канад-

ский лад, с "собственной гордостью" (и побогаче соседствующих американских штатов!). 98% жителей как Эдмонтона, так и Калгари, говорят по-английски; по 7% и 5% свободно владеют (как родным или вторым) французским языком.

Столица Альберты - Эдмонтон находится почти в самом центре провинции. Многое роднит этот город с Виннипегом: оба стоят на перекрёстках важных транспортных магистралей, ведущих из обжитых районов континента в молодые, развивающиеся. Но если Виннипег прозван "воротами на Запад", то Эдмонтон, расположенный на пути в Северо-Западные Территории, в Юкон и далее на Аляску, - это, бесспорно, "ворота на Север". События на Севере сыграли в своё время большую роль в его судьбе. Пункт скупки мехов у индейцев, посёлок Форт-Эдмонтон, своим преобразованием в столицу Альберты был обязан известной "золотой лихорадке" на Клондайке, вспыхнувшей на рубеже XIX и XX столетий. Сейчас это внушительный город, который по своему экономическому и культурному потенциалу конкурирует с Виннипегом и Ванкувером.

Эдмонтон имеет музей истории провинции, консерваторию, художественную галерею. На его территории также созданы музеи под открытым небом - "Виллидж-оф-Эдмонтон", где сохранена в нетронутом виде целая улица 80-х годов XIX века, и "Форт-Эдмонтон", в котором воссоздана деревянная фактория Компании Гудзонова залива. В городе работает ряд хорошо известных во всей Канаде книжных издательств, выпускающих литературу по актуальным общественным проблемам, краеведческие издания о Степных провинциях и художественную литературу местных альбертских авторов.

В Эдмонтоне открыт новый общественный центр, многоярусное здание которого, повторяющее изгибы протекающей рядом реки, уступами спускается в её долину. С 33-го этажа штаб-квартиры компании "Альберта телефон" открывается красивый вид на город и окрестные поля, усеянные нефтяными вышками. Эдмонтон - один из религиозных центров Канады; в нём находятся резиденции католического, англиканского и православного архиепископов, построена первая в Канаде мусульманская мечеть.

Соперник Эдмонтона - Калгари вырос на месте поста Северо-Западной конной полиции. Ныне за ним утвердилась репутация "нефтяной столицы" Канады. В городе обосновалось свыше 400 национальных и иностранных нефтегазовых фирм, и почти треть населения Калгари так или иначе причастна к этой отрасли экономики. По своему укладу жизни и архитектурному облику, а также по доле выходцев из США Калгари - один из наиболее американизированных канадских городов. В центре города много небоскрёбов и мало зелени. Однако урбанистический ландшафт скрашивается обилием солнца. Да и воздух здесь не настолько загрязнён, как где-нибудь в Детройте или Питтсбурге. Среди достопримечательностей - музей "Гленбоу", рассказывающий об истории Альберты и имеющий также коллекцию оружия от средних веков до Второй мировой войны, 190-метровая телебашня с видом на Скалистые горы. В последние годы в Калгари открылось несколько художественных галерей, основанных на деньги нефтяных магнатов и прозванных поэтому "нефтегалереями". В преддверии проходивших здесь в 1986 г. Зимних Олимпийских игр город украсился новым спортивным комплексом "Олимпик сэддлдоум", архитектурный силуэт которого напоминает ковбойское седло.

Небольшой, но очень благоустроенный городок Медисин-Хэт (47 тыс. жителей) часто служит местом съездов различных научных, деловых и профессиональных ассоциаций провинциального, общеканадского и международного масштаба (это забавное название, означающее "докторская шляпа", связано с индейской легендой о том, что на этом месте шаман племени кри (он же знахарь-"доктор") потерял свой головной убор из перьев (а не "шляпу") во время битвы его соплеменников с племенем черноногих. Кри приняли это за дурное предзнаменование, пали духом и были разбиты). Не менее популярны в Канаде такие центры проведения встреч, съездов и конференций, как города Ред-Дир (60 тыс. жителей) и особенно Банф (6 тысяч) - горный курорт при национальном парке в Скалистых горах на границе с Британской Колумбией - пожалуй, красивейшее место во всей стране, которое ежегодно посещает более 3 млн. человек.

В провинции - три крупных университета: действующий с 1906 г. Альбертский университет (25 тыс. студентов) и основанные в 1966 - 1967 гг. университеты Калгари (18 тысяч) и Летбриджа (4 тысячи). В 1976 г. из Макгиллского университета (Монреаль) в Университет Калгари переехал существующий с 1945 г. и авторитетный в научном мире Арктический институт Северной Америки.

Большая часть Северной Америки – это Канада, история возникновения которой фактически основывается только на археологических находках и письменно почти нигде не зафиксирована. До начала колонизации этой территории европейцами, Канада была населена индейскими племенами, которые сильно отличались друг от друга обычаями и наречиями. Обитали они на этих землях еще задолго до начала нашей эры и занимали в основном территории близ озер Юкон и Онтарио.

История Канады кратко описывается несколькими значимыми событиями: возникновение первых поселений, война Англии и Франции за господство над новыми территориями, война США и Англии за канадские земли и развитие независимой Канады в 20 веке.

Возникновение поселений

На основании археологических исследований считается, что еще в самом начале 1000 года Канаду посещали древние викинги, однако, эти племена использовали территории прибрежных островов лишь для охоты и рыбной ловли. Они не предпринимали никаких попыток завоевать и заселить их. В это же время здесь побывал исландец Лейф Эриксон. С этого времени начинается история Канады нашей эры.

Позже, в начале пятнадцатого века ирландские и французские моряки прибывали в залив Святого Лаврентия на острова Ньюфаундленд и Лабрадор с целью рыбной ловли. Они же производили и первые попытки картографировать эти зоны. Для ловли многочисленной трески к берегам Канады приплывали также и португальские моряки, в честь одного из которых позже был назван остров Лабрадор.

К концу 1490-х г. Английское правительство снаряжало экспедиции для поиска морских путей в Азию. Так, итальянский исследователь Джованни Кабот, путешествующий с этой целью, впервые высадился в Бонависте. Остров некоторое время считался Азией. Именно эта экспедиция и положила начало образованию английских колоний в Канаде и последующему освоению этой земли Англией. Примерно до 1600 года англичанами уже были исследованы такие канадские территории, как острова Баффина, пролив Девисона, Ванкувер, залив Джеймса и Гудзонов залив.

Немногим позднее англичан канадские земли привлекли и внимание французов, которые в 1520-х г. также начали изучать районы Северной Америки. За одно десятилетие Французы посетили и открыли для себя Ньюфаундленд и весь залив Святого Лаврентия, острова Мадлен. А после экспедиций по реке Святого Лаврентия Жак Картье объявил эти земли территорией Франции. Этот путешественник впервые назвал новые места Канадой, что в переводе с одного местного диалекта означает «поселение».

Его последователь Шамплайн основал в долине реки первую французскую колонию-поселение, названную Квебеком. На побережье и близлежащих островах также была создана французская колония – Акадия. Поселенцы занимались охотой на пушных зверей, рыбной ловлей, а несколько позднее, когда король Франции посчитал эту прибыль незначительной, Акадия перешла на деревенское самоуправление.

Англичане, в свою очередь, обосновались в районе Гудзонова залива, где также активно занимались промыслом и торговлей. Обе страны пытались наладить связи с индейцами, что не всегда заканчивалось успехом. С приходом европейцев в страну были занесены многочисленные болезни, которые не были знакомы местным жителям. Люди все чаще умирали – это вызывало всплески негодования, которые еще больше усугублялись тем, что европейцы активно отстреливали дичь и отлавливали огромное количество рыбы. Таким образом, попытки договорится с индейцами о мирном сосуществовании часто были обречены на провал и заканчивались кровопролитными схватками.

Война Английских и Французских колонизаторов

Постоянное соперничество двух европейских стран привело к началу между ними войны, которая продолжалась с 1745 по 1763 год. Она охватила не только территорию Канады, но и происходила между этими государствами в Европе, начавшись там в 1756 году. Первыми были сражения на территории страны при захвате англичанами Новой Шотландии (Акадии), а решающей стала схватка в Квебеке в 1759 году, которая также была выиграна английскими колонизаторами. В течение последующих четырех лет страны подписали мирное соглашение, в результате которого вся территория Новой Франции перешла во владение Англии и стала называться Британской провинцией Квебек.

В связи с военными действиями многие основатели и жители Акадии были изгнаны с этих мест и бежали либо во Францию, либо переселились в небольшие участки Новой Франции, которые стране удалось оставить за собой. Через несколько лет англичане разрешили некоторым из них вернуться, однако, все же французам было запрещено селиться на прежние территории крупными группами.

Война Англии и США

После этих событий в Америке произошла революция, в результате которой более 50 тысяч американцев перебрались в Канаду. С исходом войны, наконец, определились и четкие границы между этими странами.

С наступлением 19 века началась двухгодичная война между Америкой и Англией, каждая из этих стран претендовала на господство над Канадой. В итоге победа осталась за Английским государством, но находясь под властью Великобритании, Канада получила право на формирование внутреннего правительства. После, уже в семидесятых годах к территории страны присоединились некоторые острова, ранее не входящие в ее состав, завершилось строительство канадской железной дороги, соединяющей страну с востока до запада. К концу 19 века фактически приобрела независимость.

Развитие Канады в 20 веке

После окончания Второй мировой войны, где Канада воевала против Германии, в стране начался подъем экономики. Сюда прибывало большое количество эмигрантов из самых различных государств: Азии, Европы, Индии. В это же время впервые правительством был принят и поднят флаг страны, действующий до сих пор. В начале 1980-х г. управление страной было официально передано от Великобритании к Канаде. Однако в Квебеке жители добиваются суверенитета провинции, так как большая часть ее граждан, в отличие от всех остальных канадцев, говорит на французском языке. И, хотя производилось множество попыток решить этот вопрос, он до сих пор остается открытым и спорным.

Такова краткая история Канады, которая может быть прослежена и по некоторым значимым датам ниже.

История Канады в датах:
1000–1100 н.э. – первые посещения викингами канадских островов.
Конец 14 века – появление первых английских владений на территории Канады.
1535–1540 годы – открытие земель у реки Святого Лаврентия и объявление их собственностью Франции. Возникновение первого поселения европейцев в Канаде – Акадии.
1608 год – основание французской колонии-поселения внутри страны – провинции Квебек.
1640 год – ознаменован огромным количеством смертей среди местного населения, так как индейцы были не в состоянии переносить болезни, завезенные колонизаторами из Европы.
1763 год – практически все земли Франции в Канаде переходят к Великобритании.
1783 год – появление четко обозначенных границ между Америкой и Канадой.
1812–1814 годы – война США и Англии за территорию Канады.
1857 год – появление у Канады столицы – Оттавы.
1965 год – принятие государственного флага Канады.