История: И примешь ты смерть от коня своего…. Как погиб Вещий Олег на самом деле

«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам….» - эти строки прекрасно знакомы каждому еще со школьной скамьи. Однако сегодня мало кто знает, кем же на самом деле был этот замечательный персонаж, когда существовал и что сделал для родного народа и это несмотря на то, что он является одним из самых известных князей древней Руси. Давайте вместе разберемся, кто же такой князь Вещий Олег, каким образом он получил власть, чем он прославился за годы своего правления и как погиб, превратив свою жизнь в настоящую легенду, умело воспетую Александром Пушкиным.

Князь Вещий Олег: биография, происхождение и вокняжение

Существует несколько версий происхождения Вещего Олега. Каждая из них имеет полное право на жизнь. Обычно историки опираются на сохранившиеся документы. В нашем случае речь идет о «Повести временных лет», которая в современной интерпретации, все больше и больше смахивает на художественное произведение и все меньше на исторический источник, а также о Новгородской Первой летописи, которая уже дает более достоверные сведения и факты. Нужно отметить, что согласно новейших исследований, оба документа имеют колоссальное количество неточностей и ошибок в хронологии событий десятого века.

О происхождении Вещего Олега существует много легенд. Одни считают, что он был дальним родственником Рюрика, другие говорят, будто он приходился тот ли родным, то ли двоюродным братом его супруги. К примеру, великий историк и географ Василий Татищев называет ее Ефандой, опираясь на Иоакимовскую летопись. По легенде эта женщина была норвежской королевной, которая бросив все, сбежала от родителей с любимым мужем.

Как бы там ни было, но ничего о происхождении князя Олега в «Повести временных лет» не написано. Видимо, автор не посчитал нужным углубляться в столь несущественные детали, казавшиеся ему очевидными и не требующие пояснений. Потому точно узнать, кем был этот удалой молодец, по легенде имеющий дар предвидения, как прошла его юность и молодость, где он жил и кем воспитывался, едва ли когда-то будет возможно.

Однако об этом легендарном человеке рассказывают не только русские легенды, но и предания иных народов. К примеру, его имя можно встретить в скандинавской «Саге об Одде Стреле» (Ǫrvar Odds saga). Это свидетельствует о том, что человек этот был известен и популярен в Скандинавии. Правда, датируется он только тринадцатым веком, то есть почти через три сотни лет, после интересующих нас событий.

Великий князь киевский Олег Вещий

Когда в 879 году старый Рюрик возлег на смертном одре, его отпрыску малолетнему Игорю не было еще и двенадцати лет. Потому отдавать его новгородский престол было никак невозможно. Пришлось срочно искать выход, и он нашелся, в лице брата жены Олега. Именно ему передал правление умирающий князь. С тех самых пор он поселился в Новгороде, в качестве регента и опекуна для юного князя. С первых лет своего правления он задумывал великие дела и свершения и в основном, все они ему удались, недаром современники называли его человеком чрезвычайно предприимчивым и воинственным.

Цель была одна, захватить для своего государства чем побольше земель, но не бессмысленно воевать просто так, а значительно укрепить свое воздействие на мировой арене, если можно так сказать. Основная идея состояла в том, чтобы прибрать к рукам весь путь от Новгорода в богатую товарами Грецию, захватит все течение полноводного судоходного Днепра. Так можно было получить контроль над торговлей, получая из этого крупные барыши и прибыли. Но для этого пришлось бы покорить племена славян, что проживали там издревле.

Одних дружинников для достижения столь великой цели было явно маловато. Потому в эти годы правления князя Олега Вещего (880-882 гг.) был брошен клич для того чтобы собрать боеспособную армию. Подключены были кривичи, варяги, чудь, словены, веси, мерю и прочие. Они вполне успешно выдвинулись в поход и вскоре захватили Смоленск и Любеч. Осталось только погрузиться в челны и спуститься в Киев, где засели на то время бояре Аскольд и Дир.

«Повесть временных лет» гласит, будто Олег сказался купцом, что везет свои товары в Грецию, чем усыпил подозрительность киевских правителей. Когда же они пришли повидать богача, то он вышел к ним и сказал, что они не княжеского рода, потому и править не могут, а вот он может. После этого мужчины были убиты и тут же преданы земле. Тексты более поздние, второй половины четырнадцатого века, а именно Никоновская летопись рассказывает несколько иную историю. Согласно этим текстам, Олег обманом заманил Дира и Аскольда к себе на ладью, сказавшись больным. Когда же они пришли, убил их.

Стоит запомнить

Местоположение города Киев показалось Вещему Олегу очень выгодным, на большой реке, что ведет прямиком в богатые «греки». Потому он прихватил дружину, не подросшего еще Игоря и переехал жить туда. Именно этому легендарному человеку принадлежат слова «Да будет это мать городов русских».

Первые походы и достижения

Получается, что вовсе не Рюрик объединил славян, а скорее Олегу принадлежит основание Древнерусского государства. Интересно, что, став князем Киевским, он назначил Новгороду дань в триста гривен, которые полагалось платить ежегодно.

  • В 883 году были проведены работы по укреплению киевских заградительных сооружений, выстроены мощные частоколы, выкопаны рвы.
  • В том же году были подчинены племена древлян, что жили до этого достаточно бесконтрольно.
  • Спустя год покорить удалось также северян, которые после непродолжительного сопротивления поняли, где их ждет большая выгода и не стали больше «ломаться».
  • К 885 году были захвачены еще и радимичи.
  • В 889 году сами пришли под крыло киевского князя еще и угры (венгры).

Стоит вспомнить, что два последних племени успешно все это время платили дань хазарам. Именно на этом умному Олегу удалось сыграть как нельзя лучше. Он говорил народам, что враг его врага, скорее всего, оказывается другом, потому, подчинившись ему, они избавятся от потребности платить оброки и пошлины.

Византийская война

Знаменитый Царьград (Константинополь) всегда казался лакомым кусочком для всех правителей. Расположенный на стратегическом мысу между Золотым Рогом и Мраморным морем, как раз на границе между старой Европой и молодой и дикой Азией, давал влияние на всю Византию, с ее несметными сокровищами. Считается, что Олег выстроил две тысячи ладей, в которые помещалось не менее сорока человек. То есть, по тем временам армия у него была просто колоссально огромная.

В ратники для похода на Византию брали не всех, только самых смелых, отчаянных, голодных и бедных, к примеру, славян, финнов и варягов. Такой выбор едва ли был случайным, богатые люди воюют неохотно, так как дома их ждут сытые подворья и упитанные дети. В 907 году Олег выступил в поход и вскоре был уже под вратами Царьграда. Но византийский император Лев VI Философ опрометчиво приказала запереть ворота и огородить гавань цепями. Так захватчики могли только грабить и жечь пригороды и окрестные деревни.

Некоторые источники говорят, что это вынудило Олега мыслить нестандартно, чтобы как-то компенсировать невозможность попасть внутрь Константинополя. Он приказал озверевшим от безнаказанности и жажды грабежа варягам, уповающим только на своего умного господина, сделать колеса и прикрутить их к ладьям. Они подняли паруса, а когда подул свежий ветер, корабли пошли к городу, что несказанно напугало глупых греков, хотя количество их могло смутить кого угодно.

Испуганные до смерти греки решили пойти на попятную и предложили киевскому князю дань и дружбу навеки. На это он охотно согласился, однако, цену назначил настолько непомерную, что даже самые богатые византийцы не смогли сразу же собрать всю сумму. Считается, что он взял по 12 гривен за каждую уключину (место, железная петля, куда вставляется весло на ладье). На вратах Царьграда после этого был прибит щит Олега.

Многие считают, что весь этот поход – всего лишь легенда, а сведения о нем скомпилированы из более поздних походов. Но стоит обязательно упомянуть, что договор 911 года, когда в Константинополь было отправлено русское посольство, подтвердил заключение многолетнего мира и выплату дани. Если ничего подобного не было, то что тогда можно было закреплять? В подлинности этого документа историки ничуть не сомневаются.

Новгородская версия правления Вещего Олега

Походы Вещего Олега представлены не только в вышеозначенном варианте. Согласно Новгородской первой летописи, правил такой князь исключительно под начало Игоря Рюриковича. Причем захватить Киев, убив Дира и Аскольда, тоже удается именно ему, в то время как сам Олег в это время возвращается в Ладогу, где и погибает, не то в 911, не то в 922 году при невыясненных обстоятельствах, о которых мы поговорим позже. Нужно признать, что такой вариант развития событий напрямую противоречит тому самому договору 911 года, где он конкретно назван великим российским князем.

Арабский историк, путешественник и географ Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди говорит о том, что в 912 году крупный флот руссов вошел в Керченский пролив и был пропущен хазарским правителем. По задумке, они должны были пройти по реке Дон до самой Волги, а там уже было рукой подать до Каспийского моря. Таким образом русам удалось разграбить Азербайджан, при этом половину всей добычи они отдали хазарам, как и договорились. Во все века обман, сплетни и предательство зачастую становилось роковым для известных личностей.

Царская гвардия ал-ларисия возмутилась допущенным убийством единоверцев (мусульман), и царь решил оставить армию русов на произвол судьбы, что и привело к плачевным последствиям. Сражение длилось три дня и три ночи, словно в сказке. Отмечается, что погибло более тридцати тысяч воинов, а оставшиеся пять тысяч попытались спастись бегством, отправившись вверх по Волге. Но и там им не повезло, они были добиты булгарами и буртасами.

Третий вариант жизнеописания и походов

Годы правления Вещего Олега овеяны легендами и слухами, причем сведения настолько разрозненны, что многие историки даже не берутся искать в них крупицы истины. Впрочем, есть смысл просто дать информацию читателю, чтобы он сам делал выводы. Существует некий «Кембриджский документ», который назван так по месту хранения. Это своего рода письмо неизвестного иудея, написанное на древнееврейском языке. Вероятнее всего написал его кордовский сановник Хасдай ибн Шапрут, что и собирал в то самое время сведения о Хазарии в Константинополе. Датируется документ 949 годом.

В бумаге есть упоминание имени H-l-g-w (Хелгь, Хелгу), владельца которого зачастую связывают с русским князем Олегом. В документе именно этот загадочный персонаж называют постоянно правителем Русии, однако описанные события более напоминают действия Игоря, да и хронология событий более соответствует более позднему периоду.

Княгиня Ольга и первая письменность на Руси

Стоит рассказать еще одну интересную подробность жизни князя Олега, а именно его непонятные отношения с некой женщиной, которая впоследствии первой приняла крещение на Руси. Ни одна летопись не дает достоверных данных о рождении княгини Ольги, однако «Архангелогородский летописец» гласит, будто на момент вступления в брак с Игорем Рюриковичем, ей было всего десять лет от роду. Потому многие историки, такие как Карамзин и Войтович, склоняются к мысли, что родилась она в 893 или в 894 году.

Некоторые историки также считают, что Ольга была внучкой легендарного старейшины ильменских словен, а ко всему, еще и дочерью Олега. Из Иоакимовской летописи следует, что когда подопечный князя возмужал, тот решил его женить на девушке из знатного рода Гостомысла по имени Прекраса. Для того же, чтобы увековечить собственное имя, он ее переименовал, назвав Ольгой. Однако и тут разобраться досконально получится едва ли, так как все сведения из разрозненных источников зачастую противоречат друг другу.

Занимательно

Многие считают, что свое прозвище Вещий, Олег получил не случайно. В некоторых документах той эпохи говорится о том, что этот статный и воинственный мужчина порой мог наперед предвидеть события и исходы битв, из-за чего его армия редко терпела поражения. Глядя с высоты прошедших лет, ученые считают, что никакими экстрасенсорными способностями он никогда не обладал. Просто, наделенный острым умом и мощной логикой, он мог заранее проанализировать соотношение сил и происходящие события.

Самый приятный сюрприз в годы правления князя Олега Вещего – это возникновение на Руси настоящей письменности. Приблизительно в 860 году на Ладоге братья Кирилл и Мефодий, родом из современных Салоников, которые на те времена звались Солуни. В той самой «Повести временных лет» упоминаются эти легендарные создатели старославянской азбуки.

Олег всячески способствовал развитию данной темы. Он принимал революционные реформы, официально признал азбуку и тот самый алфавит, который мы сегодня используем каждый день. Та же письменность была признана и принята в Болгарии и Сербии, но только спустя четверть тысячелетия. За это стоит сказать огромное спасибо князю Олегу.

Гибель и связанные с ней легенды

Истинных обстоятельств смерти или гибели князя Олега, прозванного современниками Вещим, наверное, не узнает никто. Сведения, приводимые историческими источниками, настолько разрозненны и противоречивы, что найти истину непросто. В «Повести…» можно найти отрывок, где говорится, что этому трагическому событию предшествовало падение крупного метеорита. Это воспринималось в те времена, как настоящее знамение. Дословно летописец говорит о появлении «звезды великой на западе копейным образом».

Есть два предания, из первой летописи и «Повести временных лет», которые рассказывают одну и ту же загадочную историю. Будто бы волхвы задолго до смерти Олега предсказали ее. Они считали, что погибнет от собственного боевого коня, которого князь очень любил. Тогда он удалил лошадь, приказал кормить ее и ухаживать за нею, но сам никогда больше к ней не приближался.

Однажды, спустя четыре года, он вдруг вспомнил об этой истории, но конь к тому времени уже благополучно умер. Олег отправился посмотреть на его кости, чтобы утвердиться в мысли, будто волхвы соврали или просто ошиблись. Когда же наступил он на череп ногой, попирая его, оттуда выползла змея и укусила его. Князь после этого заболел, слег и вскоре умер, так как противоядия не нашлось.

Непонятно и где похоронен Вещий Олег, так и насчет этого имеется у двух исторических источников разное мнение. «Повесть…» говорит о могиле, что располагается в Киеве на горе Щекавице. Другой источник гласит, будто похоронен был князь вовсе не там, а в селе Ладоге. Однако в то же время первая летопись свидетельствует, будто он «ушел за море, где и сгинул».

Нужно знать

История о черепе коня нашла свое отражение в еще одном эпосе, на первый взгляд, не имеющем никакого отношения к истории Олега. Речь идет об исландской саге о славном викинге, по имени Орвар Одд. Однако стоит вспомнить и о том, что если князь действительно был настоящей исторической личностью, а вот скандинавский воин – вымышленным персонажем.

Интересные факты, вымысел и след в истории

Жизнедеятельность и смерть Олега покрыта тайнами и мистикой, спорить с этим не станет никто. Польский историк Генрик Ловмянский считал, что новгородское правление князя вообще стоит поставить под сомнение. Он утверждал, что он был смоленским князем, а вся история его связи с Рюриком позже сфабрикована летописцами. Главным доказательством этого, с чем согласился и А. Лебедев, предъявляется факт обложения новгородцев данью. Едва ли он поступил бы так, после княжения в этом городе.

С датой смерти Олега тоже связано множество всяческих недоразумений. К примеру, 912 год является также временем гибели главного врага князя, византийского правителя Льва VI. Удивительно, но получается, что оба они правили ровно по тридцать три года, как и князь Игорь и его антагонист Роман Первый. Это наводит на определенные мысли.

Жизнеописание, а главным образом красивая легенда о его гибели, отражена в самых разнообразных литературных произведений. Это стало основой для сочинений Пушкина, Высоцкого, Васильева, Рылеева, Пануса. Было снято несколько художественных фильмов и даже открыты памятники. В 2007 году открыт монумент на горке в Переяславе-Хмельницком. Также имеется памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге.

Князь Олег Киевский, Олег Вещий, князь Новгородский и так далее. У Олега – одного из первых известных русских князей было много прозвищ. И каждое из них давали ему обоснованно.

Самое интересное в изучении биографии людей, живших так давно, это то, что нам так и не дано узнать, как все было на самом деле. И это касается абсолютно любых фактов, даже имен и прозвищ.

Тем не менее, в истории нашей страны есть определенное количество документов, летописей и других бумаг, написанному на которых многие историки, почему-то, верят.

Предлагаю долго не раздумывать на тему того, так ли было все на самом деле, а просто окунуться с головой в самые далекие уголки истории России. Начнем мы с самого начала. С происхождения князя Олега.

Происхождение Олега

Самое интересное, что на просторах интернета я нашел несколько версий происхождения князя Олега Вещего. Основные – две. Первая опирается на всем известную летопись «Повесть временных лет», а вторая– на Новгородскую Первую летопись. Новгородская летопись описывает более ранние события Древней Руси, потому сохранила фрагменты более раннего периода жизни Олега. Тем не менее, она содержит неточности в хронологии по событиям X века. Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, согласно «Повести Временных Лет», Олег был соплеменником Рюрика. Некоторые историки считают его братом жены Рюрика. Более точное происхождение Олега в «Повести Временных Лет» не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег имеет скандинавские корни и носит имя героя нескольких норвежско-исландских саг.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика (по некоторым источникам — истинного создателя Древнерусского государства) в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Походы князя Олега

Объединение Киева и Новгорода

Опять же, если следить за историей и далее по «Повести Временных Лет», то в 882 году князь Олег, взяв с собой большое войско, состоящее из варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей и представителей других племен взял города Смоленск и Любеч, где посадил наместниками своих людей. Далее по Днепру он спустился к Киеву, где правили два боярина не племени Рюрика, но были варягами: Аскольд и Дир. Олег не хотел с ними воевать, потому отправил к ним посла со словами:

Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.

Аскольд и Дир пришли… Олег спрятал некоторых воинов в ладьях, а других оставил за собой. Сам же пошёл вперёд, держа на руках юного княжича Игоря. Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он - сын Рюрика». И убил Аскольда и Дира.

Другая же летопись, состоящая из информации различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате.

Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег убил Аскольда и Дира.

Князь Олег оценил удобное расположение Киева и перебрался туда с дружиной, объявив Киев «матерью городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Следующие 25 лет князь Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву племена древлян (в 883 году), северян (в 884 году), радимичей (в 885 году). А древляне и северяне платили дать хазарам. «Повесть Временных Лет» оставила текст обращения Олега к северянам:

«Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань.» К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «Козарам». И говорит Олег: «Не давайте Козаром, но мне давайте». «И владел Олег древлянами, полянами, радимичами, уличами и тиверцами».

Поход князя Олега на Царьград

В 907 году, снарядив 2000 ладей (это такие лодки) по 40 воинов в каждой (согласно «Повести Временных Лет»), Олег выступил в поход на Царьград (ныне – Константинополь). Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом врагам возможность грабить и разорять только пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл другим путем.

Князь приказал своим воинам сделать большие колеса, на которые они поставили свои ладьи. И как только подул попутный ветер, паруса поднялись и наполнились воздухом, который погнал лодки к городу.

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен на каждого воина и приказал Византии платить дань «на русские города». В довесок к этому, князь Олег распорядился принимать в Царьграде русских купцов и торговцев так славно, как никто и никогда не принимал. Оказывать им все почести и обеспечивать им лучшие условия, словно ему самому. Ну а если эти купцы и торговцы начнут нагло себя вести, то Олег приказал выгнать их из города.

В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход вымыслом. О нём нет ни единого упоминания в византийских летописях тех времен, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941 годах. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословное повторение договоров 911 и 944 годов.

Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. «Повесть Временных Лет» в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году князь Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Смерть князя Олега

В 912 году, как сообщает все та же «Повесть временных лет», князь Олег погиб от укуса змеи, которая выползла из черепа его мертвого коня. О смерти Олега уже много написано, поэтому долго останавливаться на этом мы не будем. Что уж там говорить… Каждый из нас изучал произведение великого классика А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и, хотя бы раз в своей жизни видел эту картину.

Смерть князя Олега

В Новгородской первой летописи, о которой мы говорили ранее, Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре (том самом малолетнем сыне Рюрика, с которым он входил в Киев согласно «Повести Временных Лет»). Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что перед смертью Олега было небесное знамение. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила князя находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю Олегу, что он умрёт именно от своего любимого коня. После этого Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Князь Олег: годы правления

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историки отметили, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI - антагониста князя Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение - 945 - и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Если же дату смерти принять по Новгородской летописи, то годы его правления – 879-922. Что уже составляет не 33, а 43 года.

Как я уже говорил в самом начале статьи, нам пока что не дано узнать точные даты настолько далеких событий. Конечно, двух правильных дат быть не может, особенно когда мы говорим о разнице в 10 лет. Но пока что можно условно принять обе даты за истину.

P.S. Я прекрасно помню историю России в 6-м классе, когда мы проходили эту тему. Должен сказать, что изучая все нюансы жизни князя Олега я открыл для себя много новых «фактов» (надеюсь, что Вы понимаете, почему я взял это слово в кавычки).

Уверен, что этот материал станет полезен для тех, кто готовится выступить перед классом/группой с докладом на тему правления князя Олега Вещего. Если же у Вас есть, чем его дополнить, жду Ваших комментариев ниже.

А если Вы просто интересуетесь историей нашей страны, то советую посетить рубрику «Великие полководцы России» и ознакомиться со статьями в этом разделе сайта.

Князь Олег, который будучи то ли родственником Рюрика (точнее, братом его жены Ефанды), то ли его воеводой, во время своего правления сделал для образования Древнерусского государства намного больше, нежели его легендарный основатель. При малолетстве Игоря (сына Рюрика) он захватил Смоленск и Любеч, обманом выманил и убил киевских князей Аскольда и Дира, узурпировавшими там власть. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусского государства. Суверенитет Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить государственное управление молодой страной.

Немалыми были его успехи и во внешней политике. Воюя с хазарами, Олег заставил последних позабыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с восточнославянских земель. Перед его воинством склонил голову великий Царьград (Константинополь), а русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Учитывая все вышеперечисленные заслуги, некоторые историки склонны видеть основателя Древнерусского государства именно в Олеге, а не в его предшественнике и родоначальника княжеской династии - Рюрике. Условной датой основания, в данном случае, считается 882 год, а точнее объединение «Славии» (Новгорода) и «Куябы» (Киева).

Поход, которого не было

Отдельного упоминания заслуживает знаменитый поход Олега на Константинополь, после которого он получил свое историческое прозвище - «Вещий». Согласно «Повести временных лет», князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ, в страхе перед многочисленным врагом приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда.

Однако Олег пошел на хитрость: «он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». После этого якобы до смерти перепуганные греки предложили завоевателям мир и дань. Согласно мирному договору от 907 года, русские купцы получили право беспошлинной торговли и прочие привилегии.

Несмотря на то, что упоминание об этом походе можно встретить в любом пособии по истории средневековой Руси, многие историки считают его легендой. О нем не встречается ни одного упоминания у византийских авторов, которые подробно описывали похожие набеги в 860-м и 941-м годах. Сомнения вызывает и сам договор от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир.

Более того, описание возвращения русов с богатой добычей: даже паруса на их ладьях были из золотого шелка, сравнивают с возвращением из Царьграда воеводы Владимира, а после норвежского короля - Олафа Трюггвасона, описанным в норвежской саге XII века: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды (Русь); они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

А была ли змея?

По преданию, описанному в «Повести временных лет», князю была предсказана смерть от любимого коня. Олег приказал увести его и вспомнил о зловещем пророчестве лишь через несколько лет, когда тот давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и, встав одной ногой на череп, произнес: «Его ли мне бояться?». В тот же миг, из черепа выползла змея, смертельно ужалившая князя.

Разумеется, это всего лишь легенда, записанная спустя несколько веков после смерти Олега. Легендарному князю-воеводе - легендарная смерть. Подобный прием, который частенько применялся и в других странах средневековой Европы, придавал исторической фигуре еще большее значение в глазах потомков. Причем, зачастую разные авторы использовали одну и ту же историю. Так, в одной исландской саге рассказывается о викинге Орварде Одде, которому еще в молодые годы была предсказана смерть от его коня. Чтобы не дать судьбе свершиться, Одд убил животное, бросил в яму, а труп завалил камнями. В результате, смерть в лице ядовитой змеи настигла его, как и Олега, на могиле убитой лошади: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро».

На сегодняшний день не установлено, кто у кого позаимствовал оригинальную идею. Точную дату истории смерти Олега в «Повести временных лет» установить достаточно сложно, поскольку летописный свод не раз переписывался. Известно лишь то, что Орвард Одд, в отличие от Олега - вымышленный герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий позднее XIII века. Возможно, печальная кончина в лице змеи - изначально скандинавский сюжет, попавший на Русь вместе с варягами и получивший свое новое воплощение в местных преданиях об Олеге. Хотя, некоторые исследователи полагают, что герой скандинавских саг Орвард Одд и Олег - одно и то же лицо.

Персидская эпопея

«Повесть временных лет» является не единственным источником по его биографии. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, еще более древняя, нежели произведение Нестора, называет Олега воеводой при молодом князе Игоре, который сопровождал его в походах. При этом именно князь Игорь расправился с Аскольдом в Киеве, а потом предпринял поход на Царьград. Но самое интересное - конец истории. Помимо общепринятой версии с укусом змеи, летопись упоминает еще один вариант гибели Олега - «за морем».

Более подробные сведения о неизвестном, «заморском» походе Олега, где он, возможно, и встретил свою кончину, стоит искать в сочинениях арабского автора Аль-Масуди, который сообщал о флоте русов из 500 кораблей, вторгшемся в Керченский пролив приблизительно после 912 года. Аль-Масуди упоминает двух великих правителей русов во главе - Ал-дира и некоего Олванга. Последнего принято ассоциировать с Аскольдом, но это имя с равным успехом может иметь сходство с Олегом, победителем Аскольда и Дира.

Хазарский царь, которому пообещали половину добычи за лояльность, якобы позволил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. Конечной целью русов была Персия. Итогом похода стало разорение персидского Азербайджана. Часть добычи, как и было положено по договору, доставили в Хазарию. Но гвардия хазарского царя, состоявшая в основном из наемников мусульман, взбунтовалась и потребовала мести за гибель единоверцев. Правитель не стал им перечить, равно, как и не предупредил русов об опасности. Они вступили в неравный бой, в результате которого погибло около 30 тысяч славян, а остальные отступили вверх по Волге, где были перебиты булгарами.

Вместе с войском погиб и их предводитель. Некоторые историки считают, что «гибель за морем», упоминаемая в Новгородском версии - смутное, но верное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, а не на территории городища Ладоги от «от коня своего».

Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе? Жанр летописи - вид повествовательной литературы в России XI-XVII веков. Это были погодные (по годам) записи или сбор­ник различных произведений как общерус­ских, так и местных. Слово лето (год) оп­ределяло следование записей. Записав со­бытия одного года, летописец обозначал этот год и переходил к следующему. Так в руках потомков оказывалась последова­тельная картина событий жизни. «Повесть временных лет» - общерусская летопись. Как создавалась летопись? Монах-летописец записывал день за днем важнейшие события, обозначая, ког­да они свершились. Так в монастырских кельях оставляла след история с ее беда­ми и радостями. Безымянные летописцы помогают нам представить прошлое: в летописи включе­ны и жизнеописания святых, и тексты до­говоров, и поучения. Летописный свод пре­вращался в своеобразный учебник муд­рости. Особое место в русских летописях зани­мает «Повесть временных лет», созданная в 10-е годы XII века монахом Киево-Пе­черского монастыря Нестором. О чем рассказывает «Повесть временных лет»? Нестор так определил свои задачи: «…откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как воз­никла Русская земля». В «Повести…» ос­новная тема - тема Родины. Именно она диктует летописцу оценку событий: ут­верждается необходимость согласия меж­ду князьями, осуждаются распри между ними, звучит призыв к единению в борьбе с внешними врагами. События истории следуют друг за другом. История княже­ния всех властителей содержит и описа­ние событий, и оценку их поступков. Перескажите отрывок из летописи от лица князя Олега. В учебнике-хрестоматии есть рассказ о смерти князя Олега от своего коня. Пере­сказать его целиком от лица князя нель­зя, но до того места, где он погибает от укуса змеи - можно. «Я долгие годы жил в мире со своими соседями, и долгие годы любимый конь носил меня по дорогам моей Родины. Но однажды волхвы предсказали мне смерть от этого коня, и я решил с ним расстаться. Я сожалел, что больше никогда не сяду на него и даже не увижу его больше. Когда после долгого похода я вернулся домой и узнал, что конь мой давно умер, то посме­ялся над словами кудесника. Затем я ре­шил увидеть кости коня». На этом можно закончить свой рассказ, поскольку от ли­ца Олега его дальше продолжать нель­зя - мы знаем, что князь погиб от укуса змеи, которая выползла из черепа его коня. Что может привлечь современного читателя в летописном повествовании? Летопись привлекает читателей совер­шенством своей формы, которая доносит до нас манеру повествования далекой эпо­хи, но еще в большей степени тем, что со­общает нам о событиях далекого времени, о людях и их

СМЕРТЬ ОЛЕГА ОТ СВОЕГО КОНЯ

В год 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами, й пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов{58} и кудесников{59}: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе умереть!» Запали слова эти в душу Олега, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше!» И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошёл на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же досмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Не право говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все...

автора

4. Смерть князя Олега - ещё одно отражение истории Христа на страницах русских летописей 4.1. Романовская версия гибели князя Олега Рассказав об Аскольде и Дире, русские летописи переходят к правлению князя Олега якобы 879–912 годов , т. 2, с. 14–21. Сразу скажем, что

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

4.8. Казнь Христа на Лобном месте и смерть Олега, ступившего ногой на лоб Христос был распят на горе Голгофе. В Евангелиях и других церковных источниках Голгофа названа также Лобным местом. «И привели Его на место Голгофу, что значит Лобное место» (Марк 15:22). Старинное

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

автора Носовский Глеб Владимирович

4. Смерть князя Олега - еще одно отражение истории Христа на страницах русских Летописей 4.1. Романовская версия гибели князя Олега Рассказав об Аскольде и Дире, русские летописи переходят к правлению князя Олега, якобы 879–912 годы , т. 2, с. 14–21. Сразу скажем, что

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.8. Казнь Христа на лобном месте и смерть Олега, ступившего ногой на лоб Христос был распят на горе Голгофе. В Евангелиях и других церковных источниках Голгофа названа также Лобным местом. «И привели Его на место Голгофу, что значит Лобное место» (Марк 15:22). Старинное

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.10. Смерть Клеопатры от укуса змеи и смерть Олега Смерть от укуса змеи на страницах летописей - событие довольно редкое. Из особо знаменитых героев истории так умирали только русский князь Олег и «античная» египетская царица Клеопатра. Историю Олега мы подробно обсудили

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Кто принял смерть от коня своего? В поисках первоисточников, давших основания для написания «Начальной» Несторово-Сильвестровой летописи мы прежде всего с удивлением обнаруживаем скандинавскую сагу.Сага о норвежском витязе Олдуре повествует: «Воротившись в Норвегию,

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

Глава XXV Управление и смерть Иовиана. - Избрание Валентиниана, который берет в соправители своего брата Валента и окончательно отделяет Восточную империю от Западной. - Восстание Прокопия. - Светское и церковное управление. - Германия. - Британия. - Африка.- Восток.-

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Кто принял смерть от коня своего? В поисках первоисточников, давших основания для написания «Начальной» Несторово-Сильвестровой летописи мы прежде всего с удивлением обнаруживаем скандинавскую сагу.Сага о норвежском витязе Олдуре повествует: «Воротившись в Норвегию,

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Смерть Олега Конец княжения Олега описан в знаменитой летописной новелле, помеченной 912 г.: «И жил Олег в мире со всеми странами, княжа в Киеве. И приспела осень, и вспомнил Олег о своем коне, которого когда-то поставил кормить, решив никогда не садиться на него. Ведь

автора

907, 912 Походы Олега на Константинополь. Заключение договоров с греками. Смерть Олега Согласно летописям, Олег подошел к стенам столицы Византии с флотом в две тысячи судов и осадил ее. Воины Олега поставили свои суда на колеса и, подняв паруса, двинулись к укреплениям

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1115 Смерть Олега Гориславича Одним из постоянных претендентов на киевское княжение считался знаменитый Олег Святославич. Этот сын великого князя Святослава Ярославича сыграл печальную роль в истории усобиц и распрей на Руси. Он прожил полную приключений и авантюр жизнь,

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Смерть Олега Далекі походи і підбої Олега дали йому славу й імя незвичайної людини, казкового героя, чудодія. «І прозвали Олега Віщим, - бо були погани й невчені», каже літописець-чернець. І про смерть Олега переказували незвичайну історію.Питався Олег віщунів і знахорів,

Из книги Аналітична історія України автора Боргардт Олександр

Доповнення 1 Смерть Олега Смерть Ольгова-коганя так само оповита леґендою, як і його походження та походи. Кажуть, що колись князь, по черговій перемозі, запитав старого волхва – вайделота («всезнаючого»), – якою смертю він помре? А той, обмежився коротким: «від улюбленого

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Посадка на коня и слезание с коня Как садиться на коня, разбирать поводья и слезать – большая наука. Многие казаки умеют это делать, но немногие делают сие красиво.Поэтому, перед тем, как сесть на коня (лошадь), следует поставить ее и самому встать рядом.Садиться на лошадь

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

17.5. Обезумевшие кони, протащившие повозку через труп Сервия Туллия, и «обезумевшие» Комнины, убившие Андроника А также смерть русского князя Олега «из-за коня» Тит Ливий сообщает еще одну интересную подробность гибели царя Сервия Туллия. Его жестокая дочь Туллия ПОГНАЛА