История и этнология. Факты. События. Вымысел. Куда пропала Александрийская библиотека

1. Тайны Александрийской библиотеки
Город Александрия был основан в 332 году до н.э. Александром Македонским, рассказывали, будто Александр, основывая Александрию, начертал на поданном ему плане пять первых букв алфавита: АБГДЕ. Это значило: «Александрос Василеве Генос Диос Эктисе» — «Александр-царь, порождение Зевса, основал...» Это было предзнаменование, что городу суждено прославиться словесными науками.

Фреска античной Александрии как центра мудрости

Александр Македонский (Великий) (356-323 до н.э.)
Александрия была самым большим городом греческого мира. Она была выстроена по-научному, улицы пересекались под прямыми углами, главная была шириной в 30 метров; обнесенная колоннадой, она тянулась на целый час ходьбы, от Ворот Солнца до Ворот Луны. На центральном перекрестке была площадь, а на площади — исполинский мавзолей с телом Александра Великого. Ближе к морю стоял царский дворец, а при нем — дом, посвященный Музам: Мусей. Мусей не был музеем в нашем смысле слова: хранить обломки древних культур греки не любили. Это было место, где шла работа над живой культурой, нечто вроде академии наук пополам с университетом. Мысль о Мусее подал царю Птолемею Деметрий Фалерский; здесь на царские деньги велась та самая разработка всех наук сразу, о которой мечтал в своем Ликее учитель Деметрия Аристотель.


Птолемей I Сотер (367-283 до н.э.), руководил строительством Александрийской библиотеки.


План Александрийской библиотеки
Царь Птолемей сам приглашал в Александрию лучших ученых и поэтов со всех концов мира. «Курятником Муз» называл Мусей один непочтительный философ.Здесь был двор для прогулок, зал для разговоров, комнаты для занятий с учениками, лаборатории, обсерватории, столовая для общих трапез. А главное, была библиотека.
Здесь получил образование и работал Архимед, многие годы трудился замечательный механик Герон, построивший первые автоматические приспособления (зубчатый домкрат, воздуходувная машина и др.) , создатель геометрии Евклид, пионер хирургии Герофил, знаменитый античный географ Страбон.


Vincenzo Camuccini (1771-1844). Птолемей II изучает свиток папируса.Александрийская библиотека.
Нам странно это представить, но Афины обходились без книг или почти без книг. В маленьких городах, где каждый знал каждого, культура усваивалась с голоса: незнающие спрашивали, знающие отвечали. Кто хотел иметь, предположим, сочинения Платона, тот шел в Академию и сам переписывал их у его учеников. Теперь, после Александра, все переменилось. Мир расширился, люди снялись с насиженных мест, спросить «как жить?» было теперь не у кого — только у умных книг. Люди бросились читать, покупать, собирать книги; в ответ на спрос появились мастерские, где книги переписывались уже на продажу. Самой большой книжной мастерской был Египет: здесь рос папирус, а книги писались на папирусных свитках. И самым большим собранием книг была Александрийская библиотека.

Папирус.
Строчки разлиновывали свинцовым колесиком, писали тростниковым пером, чернила делали из черного сока каракатицы или из «чернильных орешков» — наростов на дубовых листьях. Ошибки смывались губкой или попросту слизывались языком. Заглавия и заглавные буквы писались красным — отсюда выражение «с красной строки». Если книга делалась на продажу, то писец писал аккуратными прописными буквами: буква под буквой, как по клеточкам («по-печатному» —сказали бы мы); если для себя — то скорописью, как попало. Писали не разделяя слов, а чтобы легче было читать, иногда расставляли над строкой знаки ударения. Паузы отмечали вертикальной черточкой. Много веков спустя из этой черточки получилась наша запятая.



Переписчик книг в Александрийской библиотеке.

Александрийские ученые очень старались раздобыть для своей библиотеки самые древние, самые надежные рукописи. Царь Птолемей отдал приказ: на всех кораблях, что заходят в александрийский порт, производить книжный обыск; если у кого из путешественников найдется при себе книга — отбирать, делать копию и отдавать хозяину эту копию, а книгу оставлять для библиотеки. Самые надежные рукописи трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида хранились в Афинах, в архиве при театре Диониса. Птолемей попросил под большой залог эти рукописи, чтобы сверить с ними книги своей библиотеки. Афиняне дали, и, конечно, царь пожертвовал залогом, вернул копии, а рукописи оставил в Александрии. Около 700 тысяч свитков было собрано в Александрийской библиотеке. Здесь хранилось все, что было когда-нибудь написано на греческом языке. Сам список этих книг (со справками об авторах и о содержании) занимал 120 свитков; составил его тот самый Каллимах, который сказал: «Большая книга — большое зло». Кроме главного книгохранилища при Мусее, пришлось выстроить второе, при храме Сераписа. Они простояли шесть с лишним веков.


В Александрийской библиотеке.

Александрия была наиболее космополитическим городом эллинистического Востока. Ее население составляли несколько групп: потомки коренных жителей, переселенцы из Канопа, греки и македоняне, евреи, а со II веке до Р. Х. - римляне и италийцы. Религиозная жизнь города в эллинистическую и раннехристианскую эпохи была очень пестрой: здесь процветали местные культы Сараписа и Исиды, многочисленные египетские языческие боги были отождествлены с греческими. Через Александрию восточные культы стали распространяться по Средиземноморью В первые века по Родждестве Христовом в особую группу выделились принявшие Христианство египтяне - копты. Здесь по преданию проповедовал святой апостол Марк. С первых лет Христианства епископ Александрии пользовался особым уважением, со временем восприняв титулы патриарха и папы и сделавшись главой одного из древних Патриархатов - Александрийской Православной Церкви. На рубеже эр население Александрии быстро росло: если в начале I века до Р. Х. оно составляло 300 тысяч, то уже через 100 лет достигало, по некоторым оценкам, 1 миллиона. И не смотря на все разнообразий культур и верований здесь шесть с лишним веков царил относительный мир. Упадок начался в IV—V веках нашей эры по причине возвышения Константинополя - столицы христианской Византии. То, что некогда считалось прекрасным и достойным, теперь перестраивалось или разрушалось - борьба христианства с язычеством приобрела первые признаки насилия. Страшная кровавая драма привела к завершению эпохи процветания Александрии.

2. Гипатия (Ипатия)

На рубеже V века гордостью Александрии стала первая в истории женщина - ученый, философ, математик, астроном Гипатия (370 - 415 г.) Её отцом был Теон - известный математик, астроном и механик того времени. Недалеко от их дома находилась известная Александрийская библиотека. С самого раннего детства девочка увлечённо слушала своего мудрого отца, который учил её старшего брата, впитывая знания, как губка, и очень скоро блестяще решала те задачи, которые её брату были не под силу. Девочка отличалась удивительной сообразительностью и, что было особенно редкостным, обнаруживала незаурядные способности к механике. Она подолгу смотрела, как работают ремесленники. Подражая Теону, мастерила несложные инструменты, нужные для астрономических наблюдений. Благодаря её выдающимся научным трудам, слава о Гипатии распространилась далеко за пределы Александрии. Её называли умнейшей, скромнейшей и лучшей из философов. За книгами древних философов Гипатия провела многие годы. Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали ей уважение профессоров Мусейона. Она была еще очень молода, когда у нее появились первые ученики. Гипатия отличалась необыкновенной красотой, но вместо обычной одежды молодой девушки она стала носить темный плащ философа.

Тем временем миролюбивое христианство в Александрии боролось с язычеством. Был разрушен и разграблен прекраснейший языческий храм - Серапетум, и "заодно", находившаяся неподалеку Александрийская библиотека. Испуганный Теон запер свою дочь в доме, чтобы она не поспешила на бесполезную защиту обители знаний. Гипатия рыдала несколько дней подряд и долго не могла вернуться к обычной жизни. Она очень долго носила траур, а когда сняла его, ушла в науку так, как другие уходят в монастырь, целиком и полностью посвятив себя математике, астрономии, механике, философии. Кроме научных трудов занималась Гипатия, как и раньше, преподаванием. Послушать её лекции стекались всё новые и новые ученики.
После разгрома Серапеума многие ведущие ученые навсегда покинули Александрию. Но Теон с дочерью остались. Ссылаться на пословицу "Родина там, где хорошо" позволительно меняле, а не учёному. Настоящий учёный не покинет родину в годину испытаний.
Школа Теона и Гипатии продолжала работать. Гипатия достигла совершенства в трудном искусстве наблюдения за звёздами. Она не только развивала идеи великого астронома и математика Клавдия Птолемея, многолетние наблюдения позволили ей внести в его труд ряд поправок. Она составила более точные астрономические таблицы. Дочь превзошла отца в астрономии. Слава Гипатии затмила славу Теона.

Гипатия поражала своей разносторонностью. Её широко прославило преподавание философии и математики. Однако с не меньшим блеском читала она о Гомере или. о греческих трагиках. Превосходно знала Гипатия и книги христианских писателей. Один из её любимых учеников, Синезий, епископ Птолемаиды, не решался выпустить в свет свой богословский труд без одобрения Гипатии.
В школе Гипатии занимались выходцы из разных стран. Рядом с христианами сидели язычники. Бывших её учеников можно было встретить и на епископской кафедре и при дворе в Константинополе. Слушать Гипатию было одно наслаждение. Посещать дом Гипатии вошло в моду. Вокруг неё собирался весь цвет учёной Александрии, Сам префект Александрии Орест (хрнистианин) нередко бывал её гостем.

Новому епископу Александрии, Кириллу, слава мудрейшей не давала покоя. Язычница! Женщина! Гений! Будучи сам человеком не очень умным (хоть и плодотворно пишущим), он предпочёл силой справиться с той, с кем не смог бы справиться словом. Кирилл натравил религиозных фанатиков на "соперницу". Гипатию затащили в христианский храм и там до смерти побили камнями. Останки сожгли на костре. Её ученики покинули город или были убиты. Александрия, как научный и культурный центр перестала существовать. Кирилл же всю оставшуюся жизнь посвятил "изъятию из оборота" научных трудов талантливой женщины. Он в этом преуспел. Практически ни одного сочинения Гипатии не дошло до наших дней. Но её слава, мудрейшей из мудрых, преодолела многовековые барьеры и мы знаем, что она была. Гипатии к моменту гибели, по самым скромным подсчетам, было около пятьдесяти лет.

Слава Гипатии была слишком громкой, и не так-то просто было изобразить эту замечательную женщину исчадием ада. Церковь предпочла иной путь. Гипатию сделали чуть ли не христианской мученицей. В "Житии святого Кирилла Александрийского" все выглядит уже так: "В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу". Убили ее "ненавидевшие мир мятежники"
Столкновение защитницы античного мировоззрения, "жизнерадостного и светлого", с надвигающимся "мраком средневековья" - благодатная тема для романистов, особенно если их не слишком отягощает любовь к исторической достоверности. Леконт де Лиль видел в Гипатии символ погибающей эллинской культуры, последнее воплощение "духа Платона и тела Афродиты". На русский язык переведены два романа, посвященные Гипатии, - Фрица Маутнера и Чарльза Кингсли.
Что в итоге? Знание истории полезно тем, что мы видим в этой истории и хороших христиан — таких, как префект Орест, и греческих философов, таких, как Гипатия. Они противопоставили совесть против насилия — но проиграли. Они проиграли тогда, когда насилие было главным языком. Но история повторяется, недаром новой Александрией теперь считается...интернет - место, где уживаются самые противоречивые мнения и возникают бурные, но миролюбивые дискуссии. Сколько это продлится? Шесть с половиной веков?


Использованы материалы Википедии; bubligum9000; научно-популярные сайты в интернете.

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?

Главные библиотекари

Библиотека содержала бесценные документы.

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры. Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей. До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.

Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них – закон, который ограничивал роскошь погребений. В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.

Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках. В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.

Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом – зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.

Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги . Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество. Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных. Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света. Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.

В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота». Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота». В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.

От всех этих манускриптов не осталось и следа. Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе. До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне. Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.

В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники – тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали. Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю. Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство. В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.

После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.

Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана». В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».

Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов. Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода. Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.

Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

Оренбургский Государственный Университет

Ильина Л. Е., Оренбургский Государственный Университет, преподаватель, кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка, доцент

Аннотация:

Данная статья посвящена анализу роли Александрийской библиотеки в формировании античного научного знания. На первом этапе исследования было описано создание и устройство библиотеки. На втором этапе были выведены принципы и методы Александрийской школы и её последующее влияние на научное лингвистическое знание последующих столетий.

This article is devoted to the analysis of a role of the Alexandria library in formation of scientific knowledge of antiquity. At the first investigation phase creation and the structure of library was described. At the second stage the principles and methods of the Alexandria school and its subsequent influence on scientific linguistic knowledge of the next centuries were output.

Ключевые слова:

лингвистика; александрийская библиотека; античное научное знание; библиотека; древность; античность; исторические факты; Деметрий Фалерский

linguistics; Alexandria library; scientific knowledge of antiquity; library; antiquity; history facts; Demetry Falersky

УДК: 81-119

Александрийская библиотека - самая известная из древних библиотек, построенная в Александрии - столице птолемеевского Египта. Её идеей было сохранение и передача знаний последующим поколениям, преемственности и посвящения. Поэтому не случайным является факт, что библиотеки существовали в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора, раньше выполняли функции библиотек.

В античные времена были очень обширные частные собрания книг, такие как библиотека Еврипида, которую он использовал при написании собственных сочинений. Более известна библиотека Аристотеля, которая была создана во многом благодаря пожертвованиям знаменитого Александра Македонского. Несмотря на этот факт, значение библиотеки многократно превышает значимость собранных Аристотелем книг. И всё же, создание Александрийской библиотеки стало возможным именно благодаря Аристотелю. Ведь последователями и учениками Аристотеля были все те, кто был причастен к созданию Александрийской библиотеки.

Последователем Аристотеля, непосредственным основателем и первым руководителем Александрийской библиотеки являлся Деметрий Фалерский и Стратон, которые были основателями Александрийского Музейона. А воспитанник Стратона Птолемей Филадельф приложил большие усилия, проявляя огромную заботу о развитии и процветании Александрийской библиотеки.

Цель исследования: изучить историю Расцвета и Падения Александрийской библиотеки.

Объект исследования: Александрийские школы.

Предмет исследования: влияние Александрийских школ на развитие научного знания Древнего мира.

Цели исследования реализуются через решение следующих задач:

  1. Изучить возникновение Александрийской библиотеки.
  2. Выявить сохранившиеся работы и документы после последнего пожара Александрийской библиотеки.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы.

Создание Александрийской библиотеки тесным образом связано с Александрийским Музейоном, который был основан около 295 г. до н.э., по инициативе Деметрия Фалерского и Стратона . Деметрий так же являлся ключевой фигурой в разработке планов устройства.

К сожалению, достоверных сведений о внешнем виде и внутреннем устройстве помещений библиотеки не сохранилось. Несколько находок позволяют предположить, что рукописные свитки хранились в специальных ларях, располагающиеся рядами. На каждом свитке имелась глиняная табличка, на которой указывались автор и название .

Библиотека не располагала читальными залами, но зато имела рабочие места переписчиков свитков. Из «Письма Аристея» нам стало известно, что перед Деметрием Фалерским была поставлена задача «собрать, по возможности, все книги мира» . Он выделил направления формирования книжного фонда библиотеки: поэзия (эпическая и сочинения Гомера), трагедия и комедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), история, право, ораторское искусство и философия.

Следует отметить, что с первых же лет существования Александрийская библиотека так же интересовалась книгами других народов, что бы обеспечить эффективное руководство многонациональным государством. Необходимость написания законодательства и установления общего уклада жизни заставляло интересоваться религией, законодательством и историей народов, проживавших на территории Египта .

В «Письме Аристея» говорится о способах формирования библиотечного фонда, главными из них оказалась скупка и переписывание книг. Согласно этому письму, книги, которые привозились на кораблях в Александрию, продавались владельцами Александрийской библиотеке или сдавались для копирования. Иногда владельцу возвращалась копия - в то время как оригинал книги оставался в библиотеке. Эта доля библиотечных книг была названа «корабельной библиотекой».

Деятельность Александрийской библиотеки способствовала развитию исследований в области языка, так как для библиотеки приобретались рукописи со всех концов мира.

В условиях многоязычия возникла Александрийская школа, которая вобрала в себя традиции греко-латинской науки и учений древности. Крупнейшими представителями этой школы были: Зенодот из Эфеса, Ликофрон, Александр Этолийский и др. Именно здесь сформировалась грамматика как отрасль филологии.

Принципы описания языка, выработанные в этой школе определяются как «система александрийской грамматики». Она вычленила в грамматике различные ветви — прообразы современной фонетики, морфологии, синтаксиса.

Александрийская школа разработала учение о языке на всех уровнях его строения, начиная с букв. Выделялись акустически и артикуляционно гласные, согласные и полугласные. Изучались также слоги и знаки препинания. Слово являлось наименьшей частью связной речи, которая обладает свойством членораздельности. Александрийский филолог Дионисий Фракийский выделил 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (междометие), местоимение, предлог, наречие, союз. В определении частей речи у языковедов Александрийской школы преобладали грамматические признаки в сочетании с семантическими, к примеру, Дионисий Фракийский определил: «глагол есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание».

Здесь возникла лексикографическая традиция, оказавшая влияние на словарную работу в Европе, особенно глоссарии, этимологические, диалектные и другие словари таких лексикографов как: Зенодот из Эфеса, Аристофан Византийский, Аполлодор Афинский.

Грамматическая терминология, используемая в современных учебниках грамматики и в научных сочинениях по языкознанию, по некоторой своей сути восходит к терминологии Александрийской школы .

Благодаря деятельности первых преемников Деметрия Фалерского, в библиотеке хранилось примерно 700 тыс. книг. Чуть позже, была даже создана «дочерняя» библиотека. Однако, известен случай, когда конкуренция оказалась спасительной для Александрийской библиотеки. Это был дар в 200тыс. томов из собрания Пергамской библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием после пожара в 47 г. до н.э. Это произошло, когда Цезарь во время Александрийской войны, приказал поджечь находящийся в гавани флот. Пламя охватило прибрежные складские помещения библиотеки. Долгое время считалось, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки.

Некоторые части собрания библиотеки существовали до 7 в. н.э. Однако, после захвата Александрии арабами в 640 г. н.э. в городе развернулась масштабная торговля свитками из собрания Музейона. Окончательный приговор библиотеке был вынесен халифом Омаром, который, сказал, что если содержание свитков согласуется с Кораном, то они не нужны, а если не согласуется, то они нежелательны. Следовательно, их следует сжечь в любом случае» .

Таким образом, можно сделать вывод, что Александрийская библиотека сыграла огромную роль в развитии античного научного знания, сборе, сохранении и распространении обобщённых данных, записей исторических фактов, а так же научных изысканий. До настоящего времени история расцвета и гибели библиотеки привлекает внимание лингвистов, филологов, историков, философов и кинематографистов.

Библиографический список:


1. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html
2. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 298-299.
3. Demetrius. Письмо Арестея к Филократу.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/aristeas/text.html , № 9.
4. Штерн М., Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Манефон./М.Штерн – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://jhistory.nfurman.com/code/greki004.htm
5. Бокадорова Н.Ю. Лингвистический энциклопедический словарь. Александрийская школа./Н.Ю. Бокадорова – [электронный ресурс].- Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/027a.html
6. Вегеря И.И., Demetrius. Александрийская библиотека./И.И. Вегеря.- [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/alexandria/library.html

Рецензии:

13.07.2014, 11:50 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия : Предпринятая в статье попытка показать влияние Александрийской библиотеки на научное античное знание представляется, на наш взгляд, не достаточно обоснованной. Требуется доработка материала.

4.08.2014, 19:06 Середа Евгения Витальевна
Рецензия : В представленной нашему вниманию статье предложен интересный историко-культурологический обзор. Это хорошая реферативная работа, отвечающая тем задачам, которые были заявлены в начале исследования. Вместе с тем научной новизны в данной работе нет и интересные наблюдения не привели к особым выводам, которые ранее не обсуждались. Ценность данной работы увеличилась бы, если бы автор свел в табличную форму (или представил в виде схем) соответствия, имеющиеся в разных источниках, или же сузил тему и рассмотрел особенности формирования библиотеки (состав авторов, тематика, принципы отбора и пр.). В данном виде статья не может быть рекомендована к публикации в научном журнале. После доработки рекомендуется ее включение в раздел "Культурология" или "История" (в зависимости от направления работы, выбранного автором для доработки). С уважением, Е.В. Середа

Все, что связано с Александрийской библиотекой, не дает покоя ученым умам по сей день. И если над загадкой ее возникновения завеса хоть чуточку приоткрыта, то история исчезновения зиждется более на слухах и догадках, чем на исторических фактах.

Истоки

Невероятно красивой и величественной была древняя Александрия. Основанная Александром Македонским по разным сведениям где-то в 332-330 г.г. до н.э. и названная в его честь, она была полностью выстроена из камня. Александрия располагалась на побережье Средиземного моря невдалеке от дельты Нила и соединялась перешейком со знаменитым Александрийским (Фаросским) маяком, считавшимся одним из семи чудес древнего мира. По замыслу - это должен был быть город ученых и центр мировой науки. Все в Александрии было необычно и блистательно - и гробница ее основателя - Александра Великого, и дворцы царственной династии Птолемеев, начало которой положил Птолемей Лаг (по прозвищу Сотер), друг и верный соратник Александра Македонского, и храм Посейдона, и театр. Но главной достопримечательностью, которая притягивала сюда все ученые умы, была Александрийская библиотека.

На сегодняшний день нет точных данных ни о дате ее основание (где-то в начале ІІІ-го века до н.э), ни о ее месте расположения, ни о ее размерах, ни об устройстве, ни о фондах, ее составлявших. По разным предположениям в фондах Александрийской библиотеки находилось от 700 000 до 1 000 000 папирусных свитков, исходя из этого, здание библиотеки должно было быть масштабным и грандиозным. Сооружена она была, скорее всего, как часть дворцового комплекса в царском квартале, именовавшемся Брухейоном.

Вдохновителем и создателем Александрийской библиотеки, как можно судить из дошедших до нас сведений, был Деметрий (Деметриос) Фалерский. Особа чрезвычайно умная и знаковая для своего времени. Благодаря уму и харизме, он стал народным трибуном в Афинах, а затем 10 лет (317- 307 гг. до н.э.) правил Афинами в качестве губернатора. Он был выдающимся организатором и законотворцем, издавшем множество законов, но также считался и законодателем моды. Известно, например, что он первым из афинских мужчин в свое время выбелил волосы перекисью водорода. Позже Деметрий Фалерский был смещен с должности и занялся написанием научных и философских трудов.

Деметрий Фалерский был замечен египетским правителем - Птолемеем І Сотером, который уговорил ученого приехать в Александрию в качестве советника и наставника для царского отпрыска. Именно Деметрий и убедил фараона создать Александрийскую библиотеку. Судя по всему, она являлась частью Мусейона (Музейона, так называемого «дворца муз»), такого себе академического городка для писателей, исследователей, ученых и философов того времени, в котором они работали и творили, а кроме того, здесь проходили обучение те, кто желал освоить книжные премудрости. Одним из главных предназначений Мусейона было дать блестящее образование наследникам царского престола и воспитать достойную египетскую элиту. Для потребностей Мусейона специально были построены университет, обсерватория, библиотека и даже ботанический и зоологический сады.

Деметрий Фалерский руководил Александрийской библиотекой в 295 - 284 г.г. до н.э. В 283 г. до н.э., после смерти Птолемея І, его наследник, Птолемей ІІ, отправил хранителя библиотеки в отставку и он умер от укуса змеи вдалеке от столицы. Деметрию Фалерскому приписывают разработку концепции формирования и пополнения книжных фондов, системы учета и каталогизации папирусных свитков, а также устройство самой библиотеки. Кроме того, он считается основателем научного литературоведения, поскольку именно Деметрий успешно справился с задачей издания критических трудов, посвященных произведениям великого Гомера. Задача перед библиотекой была им поставлена грандиозная - собрать в ее фондах все книги мира!

Процветание

С момента своего основания Александрийская библиотека прочно обрела славу наиболее полного и ценного книжного собрания, соперничая с библиотеками Пергама и Родоса. Считалось, что в мире нет ни одного мало-мальски ценного произведения, копии которого не хранилось бы в этой библиотеке. Полагают, что ее основой стали книги, добытые в качестве трофеев во время военных походов еще Александром Великим.

По совету хранителя Александрийской библиотеки, Деметрия Фалерского, фараоном была приобретена библиотека Аристотеля, знаменитая редчайшими манускриптами и считавшаяся наиболее ценной в то время.

В основной своей массе фонды библиотеки были представлены трудами греческих авторов, но были здесь и рукописи с религиозными, историческими и мифологическими текстами народов, входящих в египетское царство. К примеру, здесь хранились впервые переведенные на греческий язык религиозные тексты из Пятикнижия Ветхого Завета. Собирательство книжного наследия народов, населяющих Египет, не было приоритетом библиотеки, но в то же время позволяло учитывать национальные и религиозные тонкости и нюансы при создании законов египетского государства и организации единого общественного уклада.

Фараоны из рода Птолемеев тратили астрономические суммы на приобретение и копирование ценных рукописей. Желая заполучить редчайшие манускрипты и ценные труды, правители Египта не жалели никаких средств. К примеру, страстный ценитель и собиратель книжных раритетов фараон Птолемей ІІ Филадельф, не торгуясь, скупал все наиболее известные греческие книги. Кроме того, пополнение фондов осуществлялось довольно простым, но действенным способом. Согласно одному из преданий, царский указ предписывал всем мореплавателям, заходившим в порт Александрии, продавать или сдавать для копирования свитки, перевозившиеся на кораблях. Существовала даже специальная таможенная служба, тщательно проверявшая весь корабельный багаж и изымавшая для пополнения библиотечных фондов находимые книжные ценности.

Все, что нельзя было купить, - переписывалось специальным царским штатом писцов. Ценнейшие литературные труды привозились в Александрию для копирования. Но бывали случаи, притом довольно частые, когда владельцам вместо оригиналов возвращались копии. В подтверждение этому существует легенда, согласно которой из Афин в Александрию были привезены оригиналы трагедий знаменитых греческих авторов - Софокла, Эврипида и Эсхила, под залог в огромнейшую для того времени сумму - 15 талантов серебра. Но, ради сохранения у себя оригиналов рукописей, после копирования фараон Птолемей ІІІ возвратил в Грецию их копии, пожертвовав при этом баснословным денежным залогом.

Рукописи не только скупались и копировались, но и обменивались. Значительную часть фондов библиотеки составляли копии (дубликаты) уже имеющихся трудов. Их использовали для замены пришедших в негодность основных фондов, а также обменивали на книги, которые не были представлены в библиотеке.

Папирус, служивший материалом для изготовления рукописей, в изрядном количестве произрастал на берегах Нила. Поэтому львиную долю царской библиотеки составляли папирусные свитки. Но хранились здесь и вощеные дощечки, и письмена, высеченные на камне, и дорогие фолианты из пергамента.

Кроме хранения, собственно, библиотечных фондов, как это практиковалось во многих библиотеках того времени, Александрийская библиотека служила также и царским архивом. Здесь сберегались записи бесед правителя, доклады и отчеты царедворцев, прочие важные государственные документы. При этом все дела были скрупулезно и детально сгруппированы, в результате чего прослеживалась цепочка событий: от замысла или решения фараона по какому бы то ни было вопросу - до окончательного воплощения его в жизнь.

Со временем фонды библиотеки стали настолько обширными, что при фараоне Птолемее III Эвергете, в 235 г. до н.э., было решено основать ее филиал, так называемую «дочернюю» библиотеку. Таким филиалом послужила библиотека при Серапеоне - храме в честь бога Сераписа (Сараписа). Находилась она в александрийском квартале Ракотис. Ее фонд состоял приблизительно из 50 000 свитков, основой которого была религиозная литература, а также дубликаты папирусов, хранящихся в основном библиотечном здании.

Основанная как часть религиозного комплекса, библиотека-филиал сама считалась культовым сооружением, перед ее посещением даже требовалось пройти специальный обряд очищения. Эта храмовая библиотека, кроме прочего, содержала тексты, связанные с формированием нового культа бога Сераписа, который был создан для объединения в одно целое религий Греции и Египта, и послужил прообразом единой мировой религии. Руководил «дочерней» библиотекой верховный жрец бога Сераписа.

Таким образом в Александрии возникло фактически две библиотеки - одна светская, а другая - религиозная.

Упадок

Бытует несколько версий, приведших к упадку и исчезновению Александрийской библиотеки. Но ни одна из них полностью не подтверждена и не опровергнута официально.

Началом конца Александрийской библиотеки считается пожар, возникнувший во время военных действий (48 г. до н.э.) между Юлием Цезарем, поддержавшим юную царицу Клеопатру в ее притязаниях на царский трон, и ее братом и супругом, малолетним Птолемеем ХІІІ Дионисием, а также сестрой Арсиноей. По одной из версий Юлий Цезарь сам приказал поджечь готовые к отплытию римские корабли, чтобы у возглавляемых им римлян не было соблазна бежать, по другой - огонь вспыхнул непреднамеренно в результате ожесточенных уличных боев. Так или иначе, но в результате этого страшного пожара сгорели и корабли, и часть древнего города. Но самой страшной потерей стало уничтожение десятка тысяч бесценных папирусных свитков, большинство которых были погружены на корабли, чтобы быть эвакуированными в Рим, часть находилась в портовых складах, часть - в самой библиотеке. Кто-то высказывает сомнения в гибели самых ценных раритетов из фондов Александрийской книжной сокровищницы во время этого пожара. Существует ряд скептиков, которые уверены, что хитрый и коварный Юлий Цезарь все самое ценное книжное имущество успел отправить на кораблях в известном ему направлении, а чтобы скрыть хищение книжных сокровищ - инсценировал пожар. Огонь ловко скрыл следы преступления, повредив при этом основное здание библиотеки и поглотив незаинтересовавшую Цезаря часть книжных богатств.

Тем не менее, царица Клеопатра, наследница рода Птолемеев, очень сильно переживала постигшую Александрию утрату. Пострадавшее от пожара здание библиотеки было отстроено заново. Позже, безумно увлеченный ею Марк Антоний, преподнес в дар обожаемой им царице 200 000 уникальных папирусных свитков, доставленных из фондов Пергамской библиотеки. Этим даром он значительно восстановил пострадавшие библиотечные фонды.

В результате гражданской войны, всколыхнувшей Римскую империю, Марк Антоний и поддержавшая его Клеопатра потерпели поражение. В 31 г. до н.э. Египет утратил свою независимость, став одной из римских колоний. А Александрийская библиотека перешла в собственность Римской империи.

Следующий удар знаменитая библиотека претерпела во время войны с царицей Пальмиры Зенобией (Ксенобия, Зиновия). Зенобия Септимия, мечтавшая о суверенитете своего царства, в 267 году объявила о независимости Пальмиры, разбила посланные на ее усмирение римские легионы и завоевала Египет. В 273 году войско непокорной Зенобии было разбито Луцием Домицием Аврелианом. Но в результате военных действий египетская столица и главная библиотека египетских фараонов пострадали от разорения и огня. Одни источники винят в этом мятежную царицу, а другие, и их большинство, виновником считают Аврелиана. После этих событий часть уцелевших свитков была перенесена в дочернюю храмовую библиотеку, а часть - вывезена в Константинополь.

Но это был не последний пожар, который довелось пережить всемирно известной библиотеке. Времена, когда христиане подвергались гонениям и преследованиям, закончились. Теперь уже пришло их время диктовать свои условия иноверцам. После подписания эдикта императором Феодосием І Великим о запрещении языческих культов, в Александрии в 391 году вспыхнули кровавые стычки между фанатиками-христианами, во главе с александрийским епископом Феофилом (Теофилом), и язычниками. Они обернулись непоправимым ударом для Александрийской библиотеки, фонды которой ломились от чуждых христианской идеологии трудов. Желая истребить все еретические книги, противоречащие христианскому вероучению, библиотека была практически полностью разгромлена, а бесценные рукописи уничтожены и преданы огню. Наибольшему разрушению и уничтожению, вместе с языческим храмом Сераписа, подверглась именно «дочерняя» библиотека в Серапеоне, поскольку в ней содержались священные тексты, преследуемые христианами.

Однако есть источники, которые утверждают, что в этом ловко созданном христианами хаосе некие таинственные личности изъяли и вывезли огромное количество представлявших наибольшую ценность священных свитков. Поговаривают, что некоторые из этих рукописей неоднократно всплывали в разное время в разных местах, чтобы не менее загадочным образом исчезнуть снова. Так ли это на самом деле - никто не знает, но то, что рыбку лучше всего ловить в мутной воде - знает каждый!

Во время этих погромов библиотека понесла непоправимые потери, однако не перестала существовать. Но былую славу и величие ей возродить так и не удалось.

Окончательно гибель когда-то величественной и наиболее обширной в древнем мире библиотеки связывают с арабскими завоевателями. По дошедшим до нас сведениям произошло это в 646 году, когда Александрия была захвачена войсками халифа Омара (Умара) І. Сначала библиотечные фонды были разграблены арабами-завоевателями, а затем - подвержены уничтожению. По легенде, у халифа Омара-победителя спросили, как поступить с великим множеством книг, хранящихся в Александрии. Он, будучи яростным фанатиком-мусульманином, почитавшим одну-единственную книгу - Коран, ответил, что если рукописи подтверждают то же, что написано в Коране, - они бесполезны, а если в них содержится то, что противоречит единственной Божественной Книге, тогда они крайне вредны. В обоих этих случаях они подлежат уничтожению. По одной из версий, исполняя приказ своего повелителя, арабские воины сожгли все содержимое библиотеки в полыхавших не один день гигантских кострах. По другой - рукописи были свернуты в огромнейшие свертки и брошены в горячую воду в городской бане, из-за чего оказались непоправимо испорченными.

По противоположным сведениям, завоеватель Омар отправил домой в качестве трофеев огромное количество редкостных рукописей из фондов египетской царской библиотеки. Позже они появились в личных книжных собраниях ряда уважаемых представителей арабского мира. Те, кто знают благоговение арабов перед наукой и знаниями, даже мысли не допускают, что кто-либо из представителей этого просвещенного народа смог бы уничтожить ценные рукописи.

Однако тайна исчезновения Александрийской библиотеки так и остается неразгаданной. Была ли это чья-то хорошо спланированная акция? Или же религиозный фанатизм и безумные войны развеяли былую славу книжной сокровищницы, служившей Меккой образования и научной мысли древнего мира? Вряд ли когда-либо нам суждено это узнать. И если где-то в укромном месте и хранятся древние раритеты, когда-то составлявшие гордость Александрийской библиотеки, то их владельцы вряд ли откроют нам их секрет. Слишком уж ценными являются хранимые ими сокровища, слишком могущественными могут быть знания, содержащиеся в хрупких свитках.

November 12th, 2015

Труды всех этих и многих других великих учёных древности были собраны в огромной коллекции Александрийской библиотеки. По разным оценкам в её фонде находилось до 700 тысяч папирусных свитков. Александрийская библиотека была основана в 290 году до нашей эры и накапливала в себе все самые прогрессивные знания человечества в течение без малого семи веков.

И это была не просто библиотека. Во времена своего расцвета она представляла собой скорее академию: здесь жили и работали величайшие учёные того времени, которые занимались как исследованиями, так и преподаванием, передачей своих знаний ученикам. В разное время здесь трудились Архимед, Евклид, Зенодот Эфесский, Аполлоний Родосский, Клавдий Птолемей, Каллимах Киренский. Здесь была написана и хранилась Полная История Мира в трёх томах.

Давайте узнаем, что там могло хранится...


1. Эратосфен Киренский.

Греческий математик, астроном, географ, филолог и поэт. Ученик Каллимаха, с 235 г. до н. э. - глава Александрийской библиотеки. Именно Эратосфен ввёл в обращение термин «география». Он отметился обширными трудами во многих научных областях, за что получил от современников прозвище «бета», то есть второй. И то только лишь потому, что первое место должно быть удержано за предками. Эратосфен наиболее известен тем, что задолго до появления машин и спутников установил форму нашей планеты и практически точно высчитал её окружность.

Он написал три книги о истории географических открытий. В своих трактатах «Удвоение куба» и «О среднем» он рассматривал решения геометрических и арифметических задач. Самым знаменитым математическим открытием Эратосфена стало так называемое «решето», с помощью которого находятся простые числа. Эратосфена можно считать также основателем научной хронологии. В своих Хронографиях он пытался установить даты, связанные с политической и литературной историей Древней Греции, составил список победителей Олимпийских игр.

2. Гиппарх Никейский.

Древнегреческий астроном, механик, географ и математик II века до н. э., часто называемый величайшим астрономом античности. Гиппарх внес фундаментальный вклад в астрономию. Его собственные наблюдения продолжались с 161 по 126 до н.э. Гипарх с высокой точностью определил продолжительность тропического года; довольно точно измерил прецессию, которая проявляется в медленном изменении долготы звезд. В составленном им звёздном каталоге указаны положения и относительная яркость около 850 звёзд.

Работа Гиппарха о хордах окружности (по современным понятиям – синусам), составленные им таблицы, предвосхитившие современые таблицы тригонометрических функций, послужили отправной точкой для развития хордовой тригонометрии, игравшей важную роль в греческой и мусульманской астрономии.

В неизменном виде до наших дней дошла только одна авторская работа Гиппарха. Об остальных его трудах известно крайне мало, да и существующие данные во многом разнятся.

3. Евклид.

Древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Известен главным образом как автор фундаментального труда «Начала», в котором в систематическом виде представлено теоретическое ядро всей античной математики, включающее в себя два основных раздела - геометрию и арифметику. В целом Евклид - автор множества работ по астрономии, оптике, музыке и другим дисциплинам. Однако, до нашего времени дошли лишь единицы его трудов, причём многие только частично.

4. Герон Александрийский.

Герона относят к величайшим инженерам за всю историю человечества. Он первым изобрёл автоматические двери, автоматический театр кукол, автомат для продаж, скорострельный самозаряжающийся арбалет, паровую турбину, автоматические декорации, прибор для измерения протяжённости дорог (древний одометр) и др. Первым начал создавать программируемые устройства (вал со штырьками с намотанной на него верёвкой).

Занимался геометрией, механикой, гидростатикой, оптикой. Основные произведения: Метрика, Пневматика, Автоматопоэтика, Механика (произведение сохранилось целиком в арабском переводе), Катоптрика (наука о зеркалах; сохранилась только в латинском переводе) и др. В 1814 году было найдено сочинение Герона «О диоптре», в котором изложены правила земельной съёмки, фактически основанные на использовании прямоугольных координат.

5. Аристарх Самосский.

Древнегреческий астроном, математик и философ. Он первым изобрёл гелиоцентрическую систему мира и разработал научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров. Вопреки общепринятым в его время взглядам Аристарх Самосский уже тогда (середина II века до н. э.) утверждал, что Солнце неподвижно и находится в центре мироздания, а Земля обращается вокруг него и вращается вокруг оси. Полагал, что звезды неподвижны и расположены на сфере очень большого радиуса.

Вследствие выдвижения своей гелиоцентрической системы мира Аристарх Самосский был обвинён в безбожии и был вынужден бежать из Афин. Из всех крайне многочисленных сочинений Аристарха Самосского до нас дошло только одно, «О величинах и расстояниях Солнца и Луны».

Теперь подробнее о самой библиотеке.

Идея библиотеки.

Александрийская Библиотека – пожалуй, самая известная из древних, но не самая древняя из известных нам библиотек. Идея библиотеки – это идея сохранения и передачи знаний от прошлых к грядущим поколениям, идея преемственности и посвящения. Совершенно не случайным поэтому представляется существование библиотек в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Некоторые функции библиотек выполняли собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора.

В античное время имелись также и достаточно обширные частные собрания книг. Например, библиотека Еврипида, которую тот, по словам Аристофана, использовал при написании собственных произведений. Более известна библиотека Аристотеля, которая создавала во многом благодаря пожертвованиям знаменитого ученика Аристотеля Александра Великого. Однако, значение библиотеки Аристотеля многократно превышает суммарную значимость собранных Аристотелем книг. Ибо с абсолютной уверенностью можно говорить о том, что создание Александрийской Библиотеки стало возможно во многом именно благодаря Аристотелю. И дело здесь даже не том, что книжное собрание Аристотеля составляло основу библиотеки Ликея, которая и стала прообразом библиотеки в Александрии. Гораздо важнее, что последователями или учениками Аристотеля являлись все, кто в большей или меньшей степени был причастен к созданию Александрийской Библиотеки.

Первым в их числе, конечно, следует назвать самого Александра, который воплощая в жизнь теорию философского деяния своего учителя, раздвинул границы эллинистического мира настолько, что непосредственная передача знания от учителя к ученику сделалась во многих случаях попросту невозможной - создав тем самым предпосылки основания библиотеки, в которой были бы собраны книги всего эллинистического мира. Кроме того, Александр и сам имел небольшую походную библиотеку, главной книгой которой являлась «Илиада» Гомера – наиболее известного и загадочного греческого автора, изучением творчества которого занимались все первые библиотекари Александрийской Библиотеки. Не следует забывать и том, что Александром был основан и сам город, на плане которого он начертал пять первых букв алфавита, которые означали: «Александрос Василеве Генос Диос Эктисе» - «Александр-царь, порождение Зевса, основал...», - знаменуя то, что город будет весьма прославлен в том числе и словесными науками.

К косвенным ученикам Аристотеля следует отнести и основателя династии египетских царей Птолемея Лага, который, будучи другом детства Александра Македонского, а затем одним из его полководцев и телохранителей, конечно, разделял основные идеи Александра и Аристотеля.

Последователем Аристотеля являлся и непосредственный основатель и первый руководитель Александрийской Библиотеки ученик Феофраста Деметрий Фалерский. Пожалуй, то же самое можно сказать и о Стратоне, который совместно с Деметрием Фалерским являлся одним из основателей Александрийского Музейона. А его воспитанник Птолемей Филадельф после восшествия на египетский престол, прилагал огромные усилия для продолжения дела своего отца, не только выделял значительные материальные средства, но и проявляя личную заботу о развитии и процветании Музейона и Библиотеки.

Основание Александрийской Библиотеки.

Создание Александрийской Библиотеки самым тесным образом связано с Александрийским Музейоном, основанном около 295 г. до н.э. по инициативе двух афинских философов Деметрия Фалерского и Стратона-физика, прибывших в Александрию по приглашению Птолемея I в самом начале III в. до н. э. Поскольку оба из названных мужей являлись также наставниками царский сыновей, то одной из важнейших функций, а возможно, и первейшей задачей вновь созданного Музейона являлось обеспечение самого высокого уровня образования наследникам престола, а также подрастающей элите Египта. В дальнейшем это вполне сочеталось с полноценной научно-исследовательской работой в самых различных отраслях знаний. Однако, оба направления деятельности Музейона, конечно, были невозможны без существования научной и учебной библиотек. Поэтому есть все основания полагать, что Библиотека как часть нового научно-образовательного комплекса была основана в тот же год, что и сам Музейон, или спустя весьма непродолжительное время после начала работы последнего. В пользу версии одновременного основания Музейона и Библиотеки может свидетельствовать также и то, что библиотека являлась обязательной и неотъемлемой частью Афинского Ликея, который, вне всяких сомнений, и послужил прообразом при создании Александрийского Музейона.

Самое первое упоминание о Библиотеке мы находим в знаменитом «Письме к Филократу», автор которого, приближенный Птолемея II Филадельфа, сообщает в связи с событиями перевода священных книг иудеев на греческий следующее: «Димитрий Фалирей, заведующий царской библиотекой, получил крупные суммы на то, чтобы собрать, по возможности, все книги мира. Скупая и снимая копии, он, по мере сил, довел до конца желание царя. Однажды в нашем присутствии он был спрошен, сколько у него тысяч книг, и ответил: «свыше двухсот тысяч, царь, а в непродолжительном времени я позабочусь об остальных, чтобы довести до пятисот тысяч. Но мне сообщают, что и законы иудеев заслуживают того, чтобы их переписать и иметь в твоей библиотеке». (Письмо Аристея, 9 – 10).

Устройство Библиотеки.

Фигура Деметрия Фалерского являлась ключевой не только в вопросе инициации открытия Александрийской библиотеки, но и в разработке планов устройства, а также важнейших принципов ее функционирования. Вне всякий сомнений, прообразом Александрийского Музейона и Библиотеки послужило устройство афинского Ликея. Но и здесь чрезвычайно важным представляется богатейший личный опыт Деметрия Фалерского, который, пройдя путь от рядового ученика до ближайшего друга руководителя Ликея Феофраста, мог оценить все преимущества и недостатки библиотеки Ликея, основой которого служило книжное собрание Аристотеля.

Не менее ценен был и опыт успешного десятилетнего управления Афинами, во время которого Деметрий Фалерский проводил большие строительные работы, а также сделал возможным приобретение сада и самого строения Ликея в собственность Феофрастом. Поэтому мнение Деметрия Фалерского представлялось не менее важным и при разработке строительных планов и архитектурных решений Александрийской библиотеки.

К сожалению, каких-либо достоверных сведений о внешнем виде и внутреннем устройстве помещений Александрийской Библиотеки не сохранилось. Однако, некоторые находки позволяют предположить, что книжные рукописные свитки хранились на полках или в специальных ларях, которые располагалась рядами; проходы между рядами обеспечивали доступ к любой единице хранения. Каждый свиток имел некое подобие современной каталожной карточки в виде прикрепленной к нему таблички, на которой указывались авторы (или автор), а также наименования (наименование) их сочинений.

Здание библиотеки имело несколько боковых пристроек и крытых галерей с рядами книжных полок. По-видимому, в библиотеке отсутствовали читальные залы – однако, имелись рабочие места переписчиков свитков, которыми также могли воспользоваться для своей работы сотрудники Библиотеки и Музейона. Учет и каталогизация приобретенных книг велись, вероятно, со дня основания библиотеки, что совершенно отвечает порядкам при дворе Птолемеев, согласно которому во дворце велись записи всех дел и бесед от момента замышления царем какого-либо дела до полного его исполнения. Именно благодаря этому библиотекарь в любой момент мог ответить на вопрос царя о количестве уже имевшихся в хранилищах книг и планах по увеличению единиц хранения.

Формирование книжного фонда.

Первоначальные принципы формирования книжного фонда также были разработаны Деметрием Фалерским. Из «Письма Аристея» известно, что перед Деметрием Фалерским была поставлена задача собрать, по возможности, все книги мира. Однако, в пору, когда еще не существовало каталогов литературных произведений и отсутствовало само понимание мировой литературы как единого процесса, определять конкретные приоритеты мог только библиотекарь, опирающийся на собственные знания и кругозор. В этом смысле фигура Деметрия Фалерского была уникальна. Воспитанник Ликея и друг Феофраста, оратор и законодатель, правитель Афин, преобразовавший состязания рапсодов в состязания гомеристов, товарищ Менандра, имевший полное представление о современной ему и древней трагедии и комедии, а также доступ к рукописям трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида в хранилище при театре Диониса в Афинах, Деметрий естественным для него образом выделил следующие направления формирования книжного фонда новой библиотеки:

1. Поэзия, прежде всего эпическая, прежде всего Гомер;

2. Трагедия и комедия, прежде всего – древняя: Эсхил, Софокл, Еврипид;

3. История, право, ораторское искусство;

4. Философия, которая включала в себя не только философские сочинения в современном понимании – но и труды по всем известным отраслям науки: физика, математика, ботаника, астрономия, медицина и т.д. и т.п.

Первоочередной задачей являлось и составление полного канона греческой литературы того времени. Но поскольку тексты Гомера, Эсхила, Софокла и других авторов ходили во множестве списков, прежде требовалось прийти к согласию относительно единого варианта наиболее важных для греческой культуры текстов. Именно поэтому приобретались все доступные варианты наиболее авторитетных произведений, которые хранились во множестве экземпляров в Александрийской библиотеке.

При этом именно Деметрием Фалерским была начата работа по идентификации и текстуальной критике гомеровских поэм. Именно на основании собранных Деметрием Фалерским гомеровских текстов, а также его критических работ «Об Илиаде» , «Об Одиссее», «Знаток Гомера», Зенодот Эфесский, следующий за Деметрием руководитель Александрийской Библиотеки, предпринял первую попытку критического издания текстов Гомера. Именно Деметрия Фалерского следует считать поэтому родоначальником научного литературоведения.

Особо следует отметить, что с первых же лет своего существования Александрийская Библиотека проявляла интерес не только к греческой литературе – но и к некоторым книгам других народов. Правда, интерес этот существовал в достаточно узкой области и диктовался сугубо практическими интересами обеспечения эффективного руководства многонациональным государством, народы которого поклонялись различным богами и руководствовались собственными законами и традициями. Именно необходимость написания универсального законодательства и установления, по возможности, общего уклада жизни, и диктовало интерес к религии, законодательству и истории народов, проживающих на территории Египта. Именно поэтому уже в первое десятилетие существование Библиотеки в Александрии был переведен на греческий Закон иудеев, который стал, по-видимому, первой книгой, переведенной на язык иного народа. Приблизительно в те же годы советник Птолемея Сотера египетский жрец Манефон пишет по-гречески «Историю Египта».

Совершенно определенно «Письмо Аристея» говорит и о способах формирования библиотечного фонда, главными из них называя скупку и копирование книг. Впрочем, во многих случаях владельцы попросту не имели другого выхода, кроме продажи или сдачи книг для копирования. Дело в том, что согласно одному из указов, книги которые имелись на кораблях, прибывших в Александрию, в обязательном порядке продавались их владельцами Александрийской Библиотеке или (видимо, в случаях недостижения согласия в этом вопросе) сдавались для обязательного копирования. При этом достаточно часто хозяева книг, не дождавшись окончания их копирования, покидали Александрию. В некоторых случаях (вероятно для особо ценных свитков) владельцу книги возвращалась ее копия – тогда как оригинал оставался в фондах Библиотеки. По видимому, доля книг, которые попадали в фонды библиотеки с кораблей была достаточно велика – поскольку книги такого происхождения именовались в дальнейшем книгами «корабельной библиотеки».

Известно также, что Птолемей II Филадельф лично писал царям, со многими из которых состоял в родстве, чтобы ему присылали все, что имеется из произведений поэтов, историков, ораторов, врачей. В некоторых случаях хозяева Александрийской Библиотеки жертвовали довольно существенными суммами залога – дабы оставить в Александрии оригиналы особо ценных книг, взятых для копирования. Во всяком случае, именно такая история вышла с трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида, списки которых хранились в архиве театра Диониса в Афинах. Афинам достался залог в пятнадцать талантов серебра и копии древних трагедий, Александрийской Библиотеке – оригиналы бесценных книг.

Впрочем, в некоторых случаях убытки приходилось нести и Библиотеке – поскольку со временем участились случаи приобретения достаточно искусных подделок древних книг, и Библиотека вынуждена была держать дополнительный штат сотрудников, занимавшихся определением подлинности того или иного свитка.

Однако, попытка собрать все книги мира не оказалась абсолютно успешной. Наиболее существенным и досадным пробелом для Александрийской Библиотеки являлось отсутствие в ее хранилищах подлинников книг Аристотеля; Библиотеке не удалось приобрести их у наследников Нелея, которому книги Аристотеля достались по завещанию Феофраста.

Отдельной частью фонда Библиотеки, по-видимому, являлся царский архив, состоявший из записей ежедневных дворцовых бесед, многочисленных отчетов и докладов царских чиновников, послов и иного служивого люда.

Расцвет Александрийской Библиотеки.

Благодаря кипучей и многогранной деятельности первых преемников Деметрия Фалерского, а также наследников Птолемея I Сотера достаточно быстро сбылся прогноз первого библиотекаря относительно количества книг, которые будут собраны в царской библиотеке. Уже к концу правления Птолемея Филадельфа, в хранилищах Библиотеке содержалось от 400 до 500 тысяч книг со всего мира, а к I в. н.э. собрание библиотеки насчитывало около 700 тысяч свитков. Дабы вместить все эти книги помещения Библиотеки постоянно расширялись, а в 235 г. до н.э. при Птолемее III Эвергете в дополнение к основной библиотеке, располагавшейся вместе с Музейоном в царском квартале Брухейон, была создана «дочерняя» библиотека в квартале Ракотис при храме Сераписа – Серапейоне.

Дочерняя библиотека имела собственный фонд из 42800 свитков в основном учебных книг, в числе которых было огромное количество дублетов сочинений, находившихся в большой библиотеке. Впрочем, главная библиотека также имела огромное количество копий одних и тех же произведений, что обуславливалось несколькими причинами.

Во-первых, библиотекой совершенно сознательно приобреталось огромное количество рукописных копий наиболее известных произведений греческой литературы для выделения наиболее древних и достоверных списков. В наибольшей степени это касалось произведений Гомера, Гесиода, древних трагических и комических авторов.

Во-вторых, сама технология хранения папирусных свитков предполагала периодическую замену приходивших в негодность книг. В связи с этим Библиотека, помимо исследователей и хранителей текстов, имела многочисленный штат профессиональных переписчиков текста.

В-третьих, значительную часть библиотечных фондов составляли книги сотрудников Музейона, занимавшихся изучением и классификацией древних и современных им текстов. В некоторых случаях работы по комментированию текстов, а затем и комментированию комментариев принимали поистине гипертрофированные формы. Известен, например, случай Дидима Халкентера, «медноутробного», который составил три тысячи пятьсот томов комментариев.

Указанные обстоятельства, а также отсутствие верного понимания многих античных терминов (например, в различении «смешанных» и «несмешанных» свитков) не позволяет хотя бы приблизительно оценить количество оригинальных текстов, хранившихся в фондах Александрийской Библиотеки. Очевидно лишь то, что до нашего времени дошли только доли процентов тех литературных богатств, которыми располагал древний мир.

Но если в некоторых своих проявлениях желание собрать все книги мира и могло показаться болезненной страстью – все же Птолемеи имели совершенно четкое представление о том, какие преимущества дает монопольное владение знанием. Именно создание Библиотеки, которая привлекала в Египет лучшие умы своего времени, превратило Александрию на несколько веков в центр эллинистической цивилизации. Именно поэтому Александрийская Библиотека испытывала жесткую конкуренцию со стороны библиотек Родоса и Пергама. Дабы не допустить возрастающего влияния этих новых центров был даже введен запрет на вывоз из Египта папируса, который долгое время оставался единственным материалом для производства книг. Даже изобретение нового материала – пергамента не смогло сколько-нибудь существенно поколебать лидирующих позиций Александрийской Библиотеки.

Впрочем, известен как минимум один случай, когда конкуренция со стороны Пергама оказалась спасительной для Александрийской Библиотеки. Под этим событием мы разумеем дар в 200000 томов из собрания Пергамской Библиотеки, преподнесенный Клеопатре Марком Антонием вскоре после пожара 47 г. до н.э., когда Цезарь во время Александрийской войны, дабы не допустить захвата города со стороны моря, приказал поджечь находящийся в гавани флот, и пламя, как утверждают, охватило в том числе и прибрежные складские помещения с книгами.

Долгое время считалось, впрочем, что этот пожар уничтожил все собрание главной библиотеки. Однако в настоящее время преобладает иная точка зрения, согласно которой Библиотека сгорела значительно позднее, а именно в 273 г. н.э. вместе с Музейоном и Брухейоном, в царствование императора Аврелия, который вел войну против царицы Пальмиры Зиновии.

Но до сих пор нам неизвестна достоверная судьба книжного фонда Александрийской библиотеки.

Гибель Александрийской Библиотеки.

Существуют три версии ее гибели, но ни одна из них не подтверждена достоверными фактами.

Согласно первой версии , библиотека сгорела в 47 году до н.э., во время так называемой Александрийской войны, и к ее гибели историки считают причастным Юлия Цезаря.

Данные события действительно имели место на территории Александрии, во время династической борьбы между Клеопатрой Седьмой и ее малолетним братом и супругом, Птолемеем Тринадцатым Дионисием.

Клеопатра являлась старшей дочерью Птолемея Двенадцатого Авлета, и по его завещанию, в 17 лет была назначена соправительницей своего несовершеннолетнего супруга, но в 48 году до н.э. в результате мятежа и дворцового переворота потеряла власть.

Мятеж поднял египетский военачальник Ахилла, в результате чего к власти пришла младшая сестра Клеопатры - Арсиноя.

Однако вскоре после этого, Клеопатра, поддержанная находящимся в Александрии немногочисленным войском Юлия Цезаря, выступившего против мятежного Ахилла, сумела вернуть себе власть.

Юлий Цезарь

Согласно существующей легенды, Юлий Цезарь, вынужденный сражаться на улицах Александрии против значительно превосходящих сил противника, чтобы придать стойкость своим войскам, приказал сжечь римский флот, на который уже грузились, готовые к эвакуации в Рим, ценности и рукописи Александрийской библиотеки.

С пристани пожар перекинулся на город, при этом часть книжного фонда, находящаяся на кораблях, сгорела.

Срочно прибывшие на помощь Юлию Цезарю римские войска из Сирии, помогли подавить мятеж.

В 47 году до н.э. благодарная Клеопатра родила от Юлия Цезаря сына, который официально был признан им и назван Цезарионом.

Чтобы узаконить свою власть, она выходит замуж за своего младшего брата, известного под именем Птолемея Четырнадцатого.

В 46 году до н.э. Клеопатра торжественно прибывает в Рим, где официально провозглашается союзником Римской империи. После смерти Юлия Цезаря и начавшейся в необъятной Римской империи Гражданской войны, она становится на сторону триумвирата созданного Антонием, Октавианом и Лепидом.

При разделе провинций между триумвирами, Марк Антоний получил восточные области Римской империи и связал свою судьбу с Клеопатрой, попав под ее полное влияние, чем восстановил против себя весь Рим.

И уже в 31 году до н.э. египетский флот потерпел сокрушительное поражение от римлян у мыса Акций, после чего Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, а Египет был превращен в римскую провинцию, и полностью потерял свою независимость.

С этого времени Александрийская библиотека официально становится собственностью Римской империи.

Известно, что фонды Александрийской библиотеки, сгоревшие по вине Юлия Цезаря, попытался восстановить в полном объеме (и кажется, восстановил) Марк Антоний, который после смерти Юлия Цезаря, став наместником Египта, скупил все книги библиотеки Пергама, в которой находились практически все копии книг из Александрии.

Он сделал воистину царский подарок Клеопатре, преподнеся ей 200 000 томов уникальных книг, вывезенных из Пергамской библиотеки, многие из которых являлись автографами и стоили целые состояния. Позже их разместили в фондах дочерней библиотеки Александрии.

Повторно Александрийская библиотека сильно пострадала во время захвата Египта Зенобией (Зиновией) Пальмирой.

Исповедовавшая иудаизм Зенобия Септимия, ставшая августой Пальмиры в 267 году, объявила Пальмиру независимым от Рима царством, и, разбив посланные на ее подавление легионы римского императора Публия Лициния Игнация Галлиена, завоевала Египет.

Попутно отметим, что именно Галлиен предоставил свободу вероисповедания христианам.

Это было самое кризисное для Римской империи время.


Зенобия

Посланный на усмирение мятежной Зенобии,«восстановитель империи» Луций Домиций Аврелиан, в 273 году разбил семидесятитысячное войско Пальмиры и пленил царицу Зенобию, присоединив к Римской империи почти все утраченные ранее области.

Во время этой войны, часть Александрийской библиотеки была сожжена и разграблена сторонниками Зенобии, но после ее пленения, снова почти полностью восстановлена.

Любопытно, что после победы над Зенобией, Аврелиан начинает утверждать в Римской империи неограниченную власть императора, и официально стал именовать себя «господином и богом».

При этом повсеместно в Римской империи вводится культ Непобедимого Солнца, т.е. Аврелиан также пытался восстановить в Римской империи уже подзабытую к этому времени религию фараона Эхнатона.

Однако это был не последний пожар Александрийской библиотеки.

Еще одно, самое жестокое и бессмысленное уничтожение фондов Александрийской библиотеки, произошло в 391 году, во время правления (375-395 гг.) императора Феодосия Великого.

В этот трагический год, толпы христианских фанатиков, подогреваемыми проповедями епископа Александрии Феофила, чтобы утвердить главенствующую роль христианской религии, буквально разгромили Александрийскую библиотеку, имея целью уничтожить все языческие и еретические книги.

Погром завершился пожаром, в котором погибло большинство рукописей, некоторые из которых стоили целые состояния.

Такова официальная версия.

Но есть и другая версия: существует информация о надгробной надписи в склепе богатого купца, относящейся приблизительно к 380 году, в которой утверждается, что в течение года, двадцать его кораблей перевозили священные тексты из Египта на остров Родос и в Рим, за что он получил благодарность и благословение от самого Папы Римского.

Она опубликована не в академическом издании, но достоверно известно, что позже, «сгоревшие и уничтоженные» книги Александрийской библиотеки таинственным образом стали появляться в других коллекциях, библиотеках и собраниях, чтобы по прошествие времени, опять бесследно исчезнуть.

Но если бесценные книги, стоящие целые состояния, «бесследно» исчезают, значит, это тоже было кому-то нужно.

И именно в папской библиотеке, Алонсо Пинсон, один из капитанов легендарной эскадры Колумба, обнаружил координаты таинственного острова Сипанго, поисками которого Колумб занимался всю свою жизнь.

Между тем, несмотря на беспощадный погром и пожар, устроенный бесноватым Феофилом, основные фонды Александрийской библиотеки все-таки сохранились, и библиотека продолжала существовать.

Окончательную ее гибель историки опять-таки необоснованно связывают с нашествием на Египет арабов под предводительством халифа Омара Первого, и даже сообщают точную дату этого события - 641 год, когда после четырнадцатимесячной осады войска халифа Омара захватили Александрию.

В своих предыдущих книгах я уже сообщал о красивой легенде, связанной с этим событием, которая родилась благодаря книге «История династий» сирийского писателя тринадцатого века Абуль Фараджа. Легенда гласит, что когда войска халифа стали сжигать книги на площади, служители Александрийской библиотеки на коленях умоляли его, сжечь лучше их, но пощадить книги. Однако халиф им ответил: «Если в них хранится то, что написано в Коране, они бесполезны, а если противоречат слову Аллаха – вредны» .

Александрийская библиотека действительно сильно пострадала во время узаконенных грабежей войск победителя, на разграбление которым, по традициям того времени, на три дня отдавались все ожесточенно сопротивляющиеся города после их захвата.

Однако основная часть книжного фонда опять уцелела и стала наиболее ценным военным трофеем халифа Омара, а ее бесценные книжные фонды чуть позже стали украшением и гордостью наиболее выдающихся библиотек, коллекций и собраний арабского Востока.