История фильма пила. История создания "Пила: Игра на выживание". Пила — информация на портале энциклопедия всемирная история

Часто ли каждый из нас пользуется строительными инструментами в быту?! Наверное, во время ремонта всегда, да и просто построить скворечник на даче или починить лопату – дело обычное. А задумывался ли кто-то из нас, какова же история этих самых строительных инструментов? Кто первый взял в руки молоток или придумал пневмоударную дрель? Кто первый создал шуруп и отвертку? Но сегодня мы поговорим с Вами о таком важном и полезном изобретении человечества, как пила.

По статистике, почти у каждого современного строителя есть в своем арсенале такой инструмент, как пила. Если быть точными, то у 97,2% домашних мастеров и почти 99,1% у мастеров, которые работают на производстве. Этот факт говорит о том, что пила достигла пика своей популярности. Многие могут подумать, что полет сего предмета строительства к вершине был прост и возраст его не более полусотни лет. Но первое впечатление оказывается ошибочным. Пила далеко не «молодой» инструмент и изобретён людьми очень давно.

Первые предметы, которые можно считать прародителями современных пил, как утверждают ученые, были произведены более четырех тысяч лет назад. Они представляли собой зазубренные камни, которые использовались древними людьми для создания изображений на кости или другом относительно мягком материале (некоторые породы камня, дерево). Такие пилы делали методом затачивания куска камня об острые углы скалы, либо находили готовыми. Пользовались данными инструментами и самые первые скульпторы, которые изготовляли статуи богов.

Древние египтяне, а потом и римляне, первыми начали использовать сверхточные и прочные пилы, которые изготовлялись из меди, а в качестве зубцов снабжались гранеными алмазами. Именно такими пилами пользовались мастера, которые изготовляли саркофаги для знатных лиц Египта, поскольку точность запила такого инструмента позволяла делать очень качественные изделия. Подобными пилами пользовались и древние римляне при строительстве храмов и других монументальных сооружений.

Первыми научились делать пилы с помощью каменных форм скандинавские ремесленники. Такое изготовление пилы должно было составить конкуренцию уже широко использующимся в то время топорам. Но качество зубьев и их заточка не давали должного эффекта. Коэффициент полезного действия таких пил был ничтожно низок в промышленных масштабах, поэтому им не суждено было выстоять в борьбе с топорами.

Только через столетия в Древней Греции в 50х годах до н.э. появились пилы, сделанные кузнецами. Кованые зубья были значительно острее и правильнее заточены, что и сделало их неоспоримым лидером среди пил того времени.

Период от возникновения христианства до рассвета Киевской Руси ассоциируется с развитием основных ремесел, которые в свою очередь повлекли за собой и развитие пилы. Она распространилась почти по всему миру и уже тогда составляла конкуренции топору. Наиболее широкого применения, конечно же, пила получила, в районах Сибири, в Африке и Азии, где лесная промышленность процветала. Чуть позже, когда была открыта Америка, пила распространилась и там.

Первую улучшенную лесопилку, которая облегчала труд дровосека, попытались изобрести в 1322 году в Германии местные изобретатели. Они смогли сконструировать пилу, приводимую в движение с помощью гидравлических механизмов. Это совершило некоторый переворот в методах вырубки леса в Германии.

Подобные пилы со временем были задействованы в Англии, Шотландии, Португалии. Но дровосеки, которые существовали за заработки от вырубки леса, стали массово лишаться работы. Это повлекло за собой серьезные восстания, в ходе которых подобные «нововведения» уничтожались.

В Соединенных Штатах Америки от подобных восстаний пострадала так же первая в истории паровая лесопилка, которая стала прародительницей таких распространенных сейчас бензопил. Новым этапом в конструировании ленточных пил стала переоборудованная из гидравлической в паровую лесопилка, которая была сконструирована в городе Бас (штат Мэн) в 1821 году.

Первый инструмент подобного типа был стальной лентой с множеством зубьев, расположенных вдоль одного края. Они постоянно вращались на обоих вертикальных шкивах, направление зубьев было в сторону распиливаемой древесины. Первой нацией, которая сумела запатентовать данный вид пил, были англичане. Гражданину именно этой страны в 1808 году был выдан патент на такую пилу.

В 1834 году уже некий Этьено сумел получить патент на это же вид пилы во Франции. Первым американцем, запатентовавшим ленточную пилу, оказался Б. Бейкер, сделавший это только в 1836 году. В силу некоторых обстоятельств ленточная пила стала на путь развития только после 70х годов девятнадцатого века. Точное соединение концов ленточной пилы, которое обеспечивало бы максимальную безопасность, не удавалось создать долгие годы. В те времена одни из лучших ленточных пил изготовляли во Франции. Сейчас эта страна – один из мировых лидеров ленточных пил.

Кроме традиционной и ленточной пил, многие компании заявляют о своем первенстве в создании цепной пилы. Они ссылаются на механизм цепной пилы, который был придумал в 20х годах ХХ столетия. Однако ученые опровергают этот факт и в свою очередь говорят о том, что первая цепная пила была придумана врачом. В 1830 году немецкий врач-протезист Бернард Хайн для оптимального разрезания кости придумал механизм, которых помогал в этом. Таким образом, был изобретен остеоскоп в медицине и цепная пила в лесной промышленности.

Но внедрить изобретение немецкого врача не удавалось, поскольку пилы получались очень тяжелыми и неудобными. Только через столетие человечество сумело все-таки сделать шаг вперед. Немалый вклад в пилостроение сделали два человека, творения которых сейчас известны многим строителям, которые ценят качественный инструмент.

Андреас Штиль, немецкий механик, запатентовал в 1926 году первую электрическую цепную пилу, а в 1929 первую бензопилу под маркой Shtihl. Сейчас этот немецкий производитель имеет несколько десятков разных патентов в области машиностроения, немалую долю рынка среди подобных товаров, а так же признание покупателей, которые ценят марку за точность и надежность.

В свою очередь в послевоенный период в 1947 году Джозеф Бафорд усовершенствовал цепь для цепной пилы, оптимизировав ее работу и повысив КПД инструмента. Наблюдая во время перерыва в работе за личинкой жука-короеда, Джозеф Кокс обратил внимание на легкость, с которой маленькая личинка древесного жука прогрызает себе путь в древесине крепкого пня, двигаясь при этом в любую сторону, какую пожелает, независимо от направления волокон. Повторив из стали С-образные челюсти личинки лесоруб сделал новую цепь. Затем он со своей женой создал компанию Oregon по производству цепей и шин, которые используются сейчас в большинстве цепных пил. Считается, что детали именно этой фирмы говорят об эффективности и относительной простоте инструмента.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что, как и любое изобретение, пила прошла свой тернистый путь, проверяясь на прочность временем и усовершенствуясь благодаря людским усилиям.

Процесс резки и пиления у человека в крови: начиная от батона и колбасы и заканчивая деревьями в три обхвата и глыбами мрамора. Без качественной и надежнойбензопилы, прошедшей свой многовековой и еще неоконченный путь развития, свою жизнь и работу теперь не может представить ни домашних дел мастер, ни профессионал. Техника пиления была освоена первобытными людьми еще восемь тысяч лет назад с пришедшим к ним пониманием, что зазубренный инструмент режет лучше, чем гладкий. Древнейшая, дошедшая до наших времен примитивная пила для распиловки кости и дерева была сделана из цельного куска кремния – для такой работы требовалось значительное применение физической силы.


Для обработки каменных глыб в конце эпохи неолита появилась кремниевая пластина с зубцами, под которые в процессе пиления для лучшего трения сыпали смоченный водой и выполняющий роль абразива песок. Пиление насквозь при таких трудозатратах не являлось таким уж необходимым: мастер делал глубокий пропил, а затем клиновидной колотушкой раскалывал камень на две части. Именно благодаря технике пиления появилась возможность придавать изделиям правильные геометрические формы, что стало эволюционным прорывом в технологических и строительных процессах.

Историческое развитие первой бензопилы

Ключевые элементы, вошедшие в дальнейшем в конструкцию самой первой бензопилы (цепная пила Уолтера С. Шайпа, шина, карбюраторный двигатель внутреннего сгорания) были изобретены в конце XIX века.

Прародитель современной бензопилы появился сравнительно недавно – в начале XX века. В 1926 году известным немецким инженером-механиком и владельцем машиностроительного завода «A. Stihl Ingenieursbüro» по производству стиральных машин и паровых котлов Андреасом Штилем был оформлен патент на механическую цепную пилу, оснащенную электрическим двигателем.

Запатентованная цепная пила весила почти полцентнера и обслуживалась двумя физически крепкими рабочими-операторами. При всей мощной работе инженерной мысли к 1929 году удалось уменьшить ее солидный вес только на пару килограмм. Штиль начал искать другие пути увеличения мощности инструмента при уменьшение его веса и в качестве эксперимента решился на замену электродвигателя бензиновым. В том же году изобретатель представил пробный экземпляр цепной механической пилы с ДВС мощностью 6 л.с. и весом 46 кг, это была самая первая бензопила в мире.
Это инновационное направление и стало основополагающим для дальнейшей эволюции бензопилы – Штиль оформляет патент на созданную им пильную цепь и шины, внедряет в собственное производство центробежную муфту сцепления и систему смазки маслом цепей под давлением.

В 1943 году Штилем по заказу Вермахта для военно-стратегических целей была выпущена двуручная цепная бензопила KS-43 . Особо легкие, из сплава магния, корпуса воздухонагнетателя, топливного бака и поплавкового карбюратора снизили общий вес до 36 кг.

В 1947 году лесоруб и основатель компании «Oregon» Джозеф Буфорд Кокс модернизировал пильную цепь, разработав новую C-образную форму стальных зубьев.

По-прежнему тяжелый вес инструмента ограничивал спрос на него среди рядовых потребителей, и до конца сороковых годов пила оставалась востребована только как профессиональный инструмент лесорубов и строителей. Выпущенная в 1950 году компанией STIHL сверхлегкая пила весом всего 16 килограмм произвела эффект разорвавшейся бомбы, а дальнейшее усовершенствование конструкции позволило в 1954 году вывести на рынок садово-строительного инструмента еще более легкую 11-килограммовую модель с двухтактным ДВС. И, начиная с этого момента, бензопила прочно закрепилась в бытовом арсенале домашних мастеров.

1959 стал годом создания безредукторной, ставшей легендой среди первых бензопил STIHL Contra с мембранным карбюратором, допускающим вращение пилы во всех пространственных плоскостях. Незначительный по сравнению с предыдущими моделями вес 12,2 кг впервые позволил работать с ней одному оператору, увеличивая производительность лесозаготовок в разы. Так началась эпоха компактных бензопил.

В 60-х годах цепные бензопилы продолжают совершенствоваться: разрабатывается антивибрационная система и электронный блок зажигания, компанией Husqvarna предлагается принцип «двух масс» с отделением двигателя от рукоятки.

Разработки 70-х годов направлены на создание максимально комфортных условий для работающего с бензопилой: появился обогрев рукояти, тормоз моментальной остановки цепи QuickStop, активируемый инерционной силой автоматический тормоз, однорычажная система управления, рычаг блокировки газа.

В середине 80-х годов разрабатывается боковое устройство натяжения цепи, система смазки цепи Ematic, экологически чистое адгезионное масло для цепей BioPlus, катализатор двухтактных двигателей.

В 90-х конкуренция между STIHL и Husqvarna дает несколько знаковых патентов: безынструментальное натяжение цепи и центробежную систему очистки воздуха Air Injection.

Двадцать первое столетие

Совершенствование и модификация как самих бензопил, так и их ключевых составляющих продолжается и в наше время. Новые и новейшие технологии позволяют делать бензопилы более мощными, экологически чистыми и экономными.

На рынке достаточно много зарекомендовавших себя производителей современных, надежных и качественных бензопил: это и стоявшие у истоков самого изобретения STIHL и Husqvarna , и другие компании – японская ECHO , итальянская Oleo-Mac , американская Partner , южнокорейская Hyundai .

Доподлинно известно, что история существования дисковой пилы насчитывает уже более двухсот лет. Поэтому, точных данных кто конкретно создал данный инструмент, не сохранилось. Однако есть три версии о творце этого крайне полезного устройства. Одна из версий приписывает данный факт женщине, две остальных – мужчинам.

Конечно, первые агрегаты сильно отличались от нынешней бытовой дисковой пилы. Они были огромны, несуразны и непрактичны, но прекрасно исполняли свои функции. Ведь основное предназначение инструмента не изменилась, просто способы достижения результата несколько поменялись, да вырос уровень удобства. Интересный факт, что, будучи только созданы, пилы не использовали электричество для запуска и работы. Как правило, они приводились в движение с помощью воды или ветра, или используя педальный привод. Имея огромные размеры, только спустя 150 лет дисковые пилы использовались в бытовых целях.

А теперь опишем поподробнее вероятных создателей этого инструмента.

  1. В далеком 1813 году, в Штате Массачусетс США, проживала женщина по имени Таффита Бэббит. Работала она на ткацком станке с ножным приводом. И вот в один прекрасный день, она, прогуливаясь по улице, увидела мужчину, который распускал бревно на доски ручной пилой. Пришедшая в голову женщины в этот момент идея поразила ее. Она придумала прикрепить к ее прялке оловянный диск с зубцами, и тем самым, с помощью специальной рукоятки для диска, нажимая на педаль станка, пилить небольшие бревна. Сказано – сделано, и недавно созданный деревообрабатывающий станок стал использоваться на лесозаготовке, получив название «дисковая пила».
  2. В 1777 году, некий Самуил Миллер изобрел аналог бытовой дисковой пилы. Описания того, как идея пришла ему на ум, нет, но есть официальный патент №1152. В нем сказано, что указанный ранее господин изобрел машину для быстрого пиления любых видов древесины, камня и металлических пластин. Приводилась данная машина в работу хитроумной системой валов, питаемой энергией ветровой мельницы.
  3. Согласно третьей версии, изобретение дисковой пилы приписывается Уолтеру Тейлору, который промышлял заготовкой материалов для судостроения. Согласно найденным документам, рабочие его предприятия с 1790 года работали на станках с круглыми пилами, которые использовались для черновой проработки древесины.

Все эти разработки объединяет одно – огромные размеры инструмента. И только 1929 году некий изобретатель Эммонс предложил новую идею портативной пилы. Его устройство использовало винтовой привод и электрический двигатель, помещенные в портативный корпус. Дизайн и принцип работы были очень схожи с параметрами современной бытовой дисковой пилы.

Пила далековато не «молодой» инструмент. 1-ые предметы, которые есть возможность считать прародителями современных пил, были произведены более 4 тыщ годов назад. Это были зазубренные камешки, применявшиеся для сотворения изображений на кости либо другом относительно мягеньком материале (некие породы камня, дерево). Такие пилы делали, затачивая край камня, или находили готовыми.

Древнейшие египтяне, а позже и римляне, стали делать пилы из меди с алмазными зубцами для распиливания камешков. Стальные пилы первыми научились делать скандинавские ремесленники, отливая их в каменных формах. Однако качество зубьев и их заточка не позволяли подобным пилам соперничать с топорами. Только через столетия в Древней Греции в 50-х годах до н.э. появились кованые пилы . Изготовленные кузнецами зубья были существенно острее и вернее заточены, что и сделало их бесспорным фаворитом посреди пил тех пор.

Первую механическую лесопилку изобрели в 1322 году в Германии. Она приводилась в движение гидравлическим механизмом. Это совершило переворот в способах вырубки леса в Германии. Подобные пилы с течением времени были задействованы в Великобритании, Шотландии, Португалии. В итоге дровосеки стали лишаться работы. Это повлекло восстания, в процессе которых подобные «нововведения» уничтожались. Позже в США от схожих протестов пострадала 1-ая в истории паровая лесопилка , которая стала прародительницей подобных всераспространенных на данный момент бензопил.

Новым шагом развития стало возникновение ленточных пил . Это круглая железная лента с обилием зубьев, расположенных повдоль 1-го края. Она натянута на 2-ух вертикальных шкивах, а зубья ориентированы в сторону распиливаемой древесной породы. 1-ый патент на данный вид пил был выдан в Великобритании в 1808 году. В 1834 году некоторый Этьено получил патент на это вид пилы во Франции. Первым американцем, запатентовавшим ленточную пилу, оказался Б. Бейкер, сделавший это исключительно в 1836 году. Но долгие и длительные годы не удавалось достигнуть четкого соединения концов ленточной пилы, из-за чего их обширное распространение начинается только после 70-х годов XIX века. В те периоды одни из наилучших ленточных пил изготовляли во Франции. На данный момент эта страна - один из глобальных фаворитов ленточных пил.

Не считая классической и ленточной пил, многие компании утверждают о собственном первенстве в разработке цепной пилы. Они ссылаются на механизм цепной пилы, который был выдумал в 20-х годах ХХ столетия. По сути, 1-ая цепная пила была выдумана германским врачом-протезистом Бернардом Хайном для разрезания костей. Однако его изобретение не получило широкого распространения, так как пилы выходили очень томными и неловкими. Только через столетие население земли смогло все-же сделать шаг вперед.

Большой вклад в пилостроение сделали два человека, творения которых на данный момент известны многим строителям, которые ценят высококачественный инструмент. Андреас Штиль, германский механик, запатентовал в 1926 году первую электронную цепную пилу, а в 1929 году первую бензопилу под маркой Shtihl. На данный момент этот германский производитель имеет немного 10-ов различных патентов в области машиностроения, большую долю рынка посреди схожих продуктов, а так же признание покупателей, которые ценят марку за точность и надежность.

В период после войны в 1947 году дровосек Джозеф Бафорд Кокс усовершенствовал цепь для цепной пилы, оптимизировав ее работу и повысив эффективность инструмента. Следя во время перерыва в работе за личинкой жука-короеда, он направил внимание на легкость, с которой она прогрызает для себя путь в древесной породе крепкого пня, двигаясь при всем этом в всякую сторону независимо от направления волокон. Повторив из стали С-образные челюсти личинки дровосек сделал новейшую цепь. Потом он со собственной супругой сделал компанию Oregon по производству цепей и шин, которые употребляются на данный момент в большинстве цепных пил. Считается, что детали конкретно этой компании говорят об эффективности и относительной простоте инструмента.

Источники:

  • Короткая история пилы: от древности до наших дней
  • История заготовок древесной породы
  • От топора... - история машин и оборудования для лесозаготовок
  • Алмазы и пирамиды - о древних алмазных пилах
  • Глядеть также:
  • Как появились ножницы?
  • Какова история катаны?
  • Какова история возникновения весов?
  • Выход фильма «Пила: Игра на выживание» (оригинальное название - Saw)

    «Пила́: Игра́ на выжива́ние» (англ. Saw ) - американо-австралийский кинофильм 2004 года в жанре фильм ужасов/триллер . Премьера фильма состоялась 19 января 2004 года. В США не рекомендуется для просмотра лицам до 17 лет (Рейтинг от MPAA), в России - до 18 лет. Изначально планировалось выпустить фильм только для продажи на видео , но премьера на кинофестивале «Санденс » изменила это решение. Триллер очень понравился зрителям и 29 октября вышел в широкий прокат. За первые выходные фильм собрал 18 млн $ (при этом бюджет составил 1,2 млн), а общие кассовые сборы составили $103 096 345, из них в США фильм собрал $55 185 045, в остальном мире $47 911 300. По окончании дебютного уикэнда было сразу же принято решение о запуске сиквела , за которым последовала целая серия фильмов .

    Слоганы

    • «Каждая часть была загадкой…»
    • «Сколько крови ты прольёшь для неё?»
    • «Сколько крови ты прольёшь, чтобы остаться в живых?»
    • «Будет много крови»

    Сюжет

    Двое мужчин просыпаются в старой грязной ванной комнате. Один из них - молодой фотограф по имени Адам , другой - хирург Лоуренс Гордон . Они прикованы цепями к трубам, а в центре комнаты лежит труп с простреленной головой .

    В своих карманах они находят аудиокассеты с объяснением причин, по которым они здесь оказались: Адам следит за другими людьми, а Гордон, по роду своей профессии, сообщает людям, что они скоро умрут. В сообщении также сказано, что человек, лежащий в центре застрелился потому, что в его крови было большое количество яда и что Гордон до 6:00 должен убить Адама, иначе он потеряет жену Элисон и дочь Даяну . Фотограф находит в бачке унитаза пару ножовок , однако перепилить ими цепи не удаётся. «Он хочет, чтобы мы пилили не цепи. Он хочет, чтобы мы пилили ноги », - догадывается Гордон.

    Хирург понимает, кто затащил их сюда: это «конструктор смерти », серийный убийца, который заставляет играть своих жертв в смертельные игры, чтобы дать им возможность понять ценность человеческой жизни. Он не убивает их, а даёт возможность выжить. Гордон узнал о «конструкторе смерти» после того, как последний оставил на месте преступления фонарик, принадлежавший доктору. Детективы Дэвид Тэпп и Стив Синг подозревают, что хирург причастен ко всем этим убийствам. Однако у Гордона есть алиби , которое подтвердилось. Тем не менее, детективы считают, что врач может помочь следствию. Они рассказывают историю маньяка. Первой его жертвой стал человек, пытавшийся совершить самоубийство . Он оказался в лабиринте из колючей проволоки . Другой прикидывался больным. Его конструктор смерти намазал легковоспламеняющимся веществом и заставил со свечкой искать комбинацию из цифр, написанных на стене. Оба не смогли «выиграть» в смертельной игре. Однако один человек выжил - это наркоманка Аманда . Убийца надел на неё устройство, которое через минуту после активации разорвёт её челюсть . Устройство можно было открыть только ключом , находящимся в желудке у сокамерника, которому была введена большая доза опиума .

    Позже Адам и Гордон обнаруживают, что за ними наблюдают через видеокамеру. Ещё через некоторое время Адам находит в бумажнике у Гордона фотографию связанной жены и дочери, позади которой написано, что на стене находится место, отмеченное крестом и, если выключить свет, то его можно будет обнаружить. Адам не показывает хирургу фотографию. Тем временем, детектив Тэпп считает, что «конструктор смерти» - это Гордон. Тэппа уволили из полиции потому, что он был одержим идеей поймать маньяка, который убил его напарника Синга несколькими неделями ранее.

    Адам предлагает Гордону выключить свет. После этого на стене появляется крест. Разбив кусок стены, хирург обнаруживает там коробку, в которой лежат две сигареты и мобильный телефон , который может только принимать звонки. «Конструктор смерти» предлагает Гордону убить Адама, обмакнув сигареты в отравленную кровь, однако хирург предлагает план лучше: фотограф сымитирует смерть. Но эта затея провалилась: конструктор смерти направляет на Адама ток, чтобы проверить, действительно ли тот мёртв.

    Звонит мобильный телефон, и Элисон говорит Гордону, чтобы тот не верил Адаму. Фотограф признаётся, что детектив Тэпп нанял его, чтобы шпионить за Гордоном. Тем временем, дома Элисон и Даяна находятся в заложниках у Зэппа, санитара больницы, в которой работает Гордон.

    Уже 6:00, кончилось время, отведённое доктору. Элисон освобождается от верёвки и вступает в борьбу с Зэппом. Раздаются выстрелы, на них прибегает детектив Тэпп, наблюдавший за этим домом. Тем временем, считая, что жена и дочь всё ещё в опасности, Гордон отпиливает себе ногу, берёт револьвер и стреляет в Адама.

    Тэпп уже догнал Зэппа в том здании, где находятся Адам и Гордон, в борьбе санитар стреляет в детектива. После этого, Зэпп входит в комнату и видит, что хирург убил фотографа и говорит: «Время вышло. Таковы правила», - и направляет пистолет на Гордона. Адам, чудом оставшийся в живых, скидывает Зэппа с ног, берёт крышку от бачка унитаза и избивает санитара до смерти. Доктор говорит, что ему нужна помощь, иначе он умрёт от потери крови, и удаляется.

    Адам, тем не менее, всё ещё прикован к трубе. Он обыскивает Зэппа, но вместо ключа находит аудиоплеер с кассетой. Фотограф узнаёт, что санитар всё это время тоже был в смертельной игре Конструктора смерти. Он должен был взять в заложники жену и дочь Гордона и, если доктор не выполнит условия «игры» - убить их, иначе сам умрёт от яда, находящегося в его крови. Настоящим же "Конструктором» оказался «труп», лежащий в центре комнаты. Это Джон, пациент, который неизлечимо болен и находился на лечении у доктора Гордона. Он говорит, что ключ от цепей был в ванной, но он был спущен в канализацию после первого пробуждения Адама. Конструктор смерти говорит: «Игра окончена». После этого он закрывает дверь. Фильм заканчивается криком Адама, который продолжается до титров.

    В ролях

    • Ли Уоннелл - Адам Фолкнер
    • Кэри Элвис - доктор Лоуренс Гордон
    • Дэнни Гловер - детектив Дэвид Тэпп
    • Кен Леунг - детектив Стив Синг
    • Дина Мейер - детектив Эллисон Керри
    • Майкл Эмерсон - Зэпп Хиндл
    • Шоуни Смит - Аманда Янг
    • Майк Баттерс - Пол Столлберг
    • Пол Гутрехт - Марк Родригез
    • Моника Поттер - Элисон Гордон
    • Макензи Вега - Даяна Гордон
    • Александра Бокин Чан - Карла
    • Бенито Мартинес - Бретт
    • Нед Беллами - Джефф
    • Орен Коулес - Безымянный человек
    • Тобин Белл - Конструктор смерти

    Съёмочная группа

    • Монтаж - Кевин Греутерт

    История создания

    До начала съёмок

    Кастинг

    Съёмки

    Съёмки длились восемнадцать дней, из них шесть дней снимали сцены в туалете. Поскольку бюджет фильма был ограничен (всего 1,2 млн $), съёмки велись в одном павильоне. Роль Адама исполнил сценарист фильма Ли Уоннелл. В фильме он исполнил не только эту роль: в некоторых сценах ему пришлось замещать отсутствующих актёров. Съёмки велись таким образом, чтобы в кадре не мелькали лица. Уоннелл сыграл детектива Синга, входящего в здание с дробовиком , а также персонажа Шоуни Смит, режущую свою жертву ножом . Чтобы тень на стене была похожа на женскую, Уоннеллу пришлось надевать парик . Нога, которую «отпиливает» Лоуренс - его собственная. Однако актёр так сильно двигал по ней затупленной пилой, что действительно порезался. Тобину Беллу , исполнителю роли «Конструктора смерти», пришлось неподвижно лежать на полу в течение шести дней. Его не стали подменять манекеном, поскольку создатели ленты не могли позволить себе этого по финансовым соображениям ввиду очень высокой стоимости качественного манекена. Мертвого сокамерника Аманды сыграл Орен Коулес, один из продюсеров фильма. Сцена автомобильной погони была снята в гараже склада при выключенном свете с добавлением искусственного дыма; при этом несколько человек раскачивали машины для создания эффекта движения. Основная часть съёмок прошла на заброшенном складе. Нужные комнаты отремонтировали для съёмок тех или иных сцен. Только для туалета сделали отдельные декорации.

    Для того чтобы актёр Тобин Белл лежал неподвижно ему вкалывали успокаивающее, причём каждый день в течении шести дней пока снимали сцены с его участием.

    Выход фильма

    Премьера состоялась на кинофестивале «Санденс », где фильм получил самые лестные отзывы. До премьеры Ли Уоннелл и Джеймс Ван (последний был ещё и режиссёром фильма) рискнули, отказавшись от обычного гонорара в пользу процентов от прибыли. Риск оказался оправданным, поскольку фильм собрал 102 млн $ в мировом прокате, заработав в 85 раз больше своего бюджета. На кинофестивале в Торонто фильм закрывал конкурсную программу.

    Киноляпы

    Когда Лоуренс в конце фильма отпиливает себе ногу пилой, ни ступня, ни пальцы на ней при этом совершенно не двигаются. Заметны лишь небольшие общие колебания ноги. Вероятно, создатели фильма хотели показать, что Лоренс достиг небывалого психологического состояния и смог зафиксировать свою ногу как деревянную колоду, которая совершенно не реагирует на болевые ощущения .

    Особенности фильма

    Конструктор смерти

    Прозвище «Конструктора смерти», англ. Jigsaw произошло от того, что он иногда на теле своих жертв вырезал кусочек кожи, похожий на элемент мозаики в игре «Пазл » (англ. Jigsaw puzzle ). По сюжету, «Конструктор смерти» всегда как-то связан со своими жертвами. Он встретил наркоманку Аманду, доктора, который известил его о неизлечимой болезни и служащего на фабрике по производству манекенов .

    О том, что «труп» в центре комнаты на самом деле есть живой человек (именно он, как выяснится впоследствии, является конструктором смерти), Лоуренс и Адам могли догадаться по нескольким фактам. Во-первых, когда Лоуренс взял из рук «трупа» револьвер, чтобы вставить в него патрон и убить Адама, в барабане не было использованных гильз. Значит лежащий на полу человек не мог сам себя убить. Во-вторых, в аудиоплеере у лежащего человека не было кассеты.

    Название фильма

    Оригинальное название фильма - «Saw», в кинопрокате на русский язык название перевели: «Пила: игра на выживание». На английском языке слово «saw», помимо существительного («пила»), также является омонимом второй формы глагола «to see», что значит «видеть». То есть, если принять во внимание философию «Конструктора смерти» (в фильме упоминалось, что он подглядывал за своими жертвами), название фильма можно перевести как «Видел». Очевидна также игра слов на английском языке: «Saw» (название фильма), «Jigsaw» (прозвище «Конструктора смерти»): во всех словах есть сочетание «saw».

    Иные особенности

    Изначально фильм содержал множество длиннот, и по результатам чернового монтажа создатели решили заполнить их фотографиями. Полная режиссёрская версия «Пилы» была выпущена практически в то же время, что и «Пила 2 ». Пробная сцена, представленная на суд Голливудских продюсеров, была отснята с применением медвежьего капкана . Единственным отличием от фильма было то, что на месте Шоуни Смит был представлен Ли Уоннелл. Самое интересное, что это устройство возможно настроить таким образом, что оно будет способно на самом деле сломать челюсть человеку.

    Связи

    С другими фильмами

    В фильме содержится множество ссылок на картины Дарио Ардженто . Кэри Элвис и Моника Поттер играли вместе «злодеев» в фильмах Алекса Кросса «И пришёл паук» и «Целуя девушек». Ли Уоннелл сообщил, что сцена, в которой его персонаж окунает руку в унитаз, была придумана под впечатлением от похожей сцены в картине «На игле ».

    С другими частями серии

    Даты премьерных показов

    • Премьера фильма состоялась 19 января 2004 года на кинофестивале Санденс .
    • В США фильм вышел в широкий прокат 29 октября 2004 года. Вторую часть выпустили 28 октября , а премьерный показ третьей состоялся 27 октября 2006 года . Что касается четвёртой части фильма , то её премьера состоялась 26 октября 2007 года . А фильм Пила 5 был выпущен 24 октября 2008 года . Шестой фильм появится на экранах 23 октября 2009 года .
    • В России в широкий прокат фильм вышел 20 января 2005 года
    • В России фильм издался на 24 февраля 2005 года (издатель - Централ Партнершип).

    Ограничения и запреты на просмотр

    Ограничения

    • в США - до 17 года
    • в Канаде - до 18 лет
    • во Франции - до 16 лет
    • в Японии - до 15 лет
    • в Сингапуре - до 18 лет на оригинальную версию и до 16 лет на урезанную версию
    • в России - до 18 лет

    Запреты

    Фильм включён в список запрещённых к распространению в Республике Беларусь .

    Награды и номинации

    Год Результат Награда или фестиваль Номинация Примечания
    Победа Фестиваль фантастических фильмов и фильмов ужасов в Сан-Себастьяне Лучший фильм
    Победа Международный фестиваль фантастических фильмов в Брюсселе Лучший триллер
    Победа Gérardmer Film Festival Специальный приз жюри Разделил награду вместе с фильмом Calvaire
    Победа Gérardmer Film Festival Гран-при фестиваля
    Номинация Teen Choice Awards Лучший крик в фильме Крик Адама перед финальными титрами
    Номинация Teen Choice Awards Лучший фильм
    Номинация Satellite Awards Лучшие дополнения на DVD
    Номинация MTV Movie Awards Лучшая роль в фильме ужасов/триллере Кэри Элвис в роли доктора Гордона
    Номинация Golden Trailer Awards Лучший фильм ужасов
    Номинация Fantasporto Лучший фильм
    Номинация Сатурн Лучший фильм ужасов
    Номинация Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) Лучшее коллекционное издание DVD