Истоки этноса: появление древнемордовских племён. Мордовский народ: культура, традиции и обычаи

Мордва – коренные жители центральной части России. Под этим названием объединены 2 финно-угорских народа: эрзя и мокша. Большинство эрзян и мокшан живет на территории республики Мордовия. Значительная часть расселена по Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Московской, Ульяновской и Оренбургской областях, а также республиках Татарстан, Чувашии, Башкортостане. Несмотря на многочисленность (всего на территории РФ живет около 800 000) и богатое культурное прошлое, вопросы происхождения и самоопределения до сих пор вызывают споры.

История

Финно-угорские племена занимали территорию русской равнины уже с середины I тыс. до н.э. Первое письменное упоминание о народе Mordens (от древнеиранского — человек) встречается в записях Иордана, датируемых VI в н.э. К X в. несколько письменных источников упоминают о жившем на континента народе Arisu и стране Arsa. Этноним мокша появляется в XIII в. в записях фламандских путешественников как Moxel, При этом наравне с ним также упоминается еще один народ Merdas (Merdunis) и страна Мордия. Дальнейшие упоминания в документах свидетельствуют, что уже в I тыс. н.э. существовало разделение народов на мокшу и эрзю, а название мордва чаще всего применялось к более северным племенам эрзян.

После X века упоминания о мордовских народах появляются в древнерусских летописях. В XI в. обширные мордовские земли платили дань русским князьям медом. Распространение славян на территории занимаемые мордвой вызывало множество конфликтов и к XII в. их взаимоотношения достигли пика напряженности. Разногласия прекратились лишь во время татаро-монгольского нашествия. Мордва была насильно включена в состав орды. Тяжелый гнет заставил финно-угорские племена объединиться с русскими и дальнейшая борьба с захватчиками была совместной.

Окончательное вхождение мордвы в состав Руси произошло в результате казанского похода Ивана Грозного. Сближение народов повлияло на смешение культур и вызвало ассимиляцию той части мордовского населения, которая больше всего контактировала с русскими и татарами. Начавшееся в XVII – XVIII вв. движение по христианизации мокши и эрзян, а также заселение принадлежавшей им ранее территории, заставило многих представителей этой национальности покинуть родные земли и двинуться на северо-восток.

В ходе территориального деления в начале XX в. часть мордовских земель стала именоваться одноименным округом, затем областью, и лишь в 1934 г. республикой. При этом значительная часть территории, исконно принадлежавшей этносу, а также самих мокшан и эрзян осталась за пределами новой территориальной единицы. По оценкам этнографов лишь 1/3 от общей численности мордвы проживает в республике.

Религия и обычаи

До принятия христианства мордва исповедовала язычество и поклонялась силам природы. Материальное изображение идолов отсутствовало. Выделялся главный бог, ряд второстепенных божеств и духи. Особенно почитались умершие. В пантеоне богов и магических существ важное значение имело женское начало. Так, покровители земли (Мастор-ава), леса (Вирь-ава), воды (Ведь-ава), ветра (Варм-ава), дома (Куд-ава), огня (Толм-ава) уважительно именовались матерью. Несмотря на многие свидетельства существования на ранних этапах многоженства, женщина была равноправна с мужчиной.

Из-за позднего крещения многие языческие обычаи сохранились и смешались с ритуалами новой веры. Это прослеживается в праздновании Рождества, Пасхи и встрече весны. Некоторые элементы традиций выделяются при праздновании свадеб и ритуале похорон и поминок.

Древняя религия предполагала тесное существование мира живых и мертвых. При выборе нового кладбища первого покойника хоронили вертикально, нередко с посохом в руке. С момента похорон он считался старейшиной кладбища. По обычаю в руки покойников вкладывали незаконченное им дело – не допряденную шерсть, не доплетенные лапти и т.д.

Национальная одежда и внешность

При некотором сходстве национальная одежда мокши и эрзи имеет существенные различия. Так, эрзянка носила головной убор с рогообразным выступом и удлиненной полоской расшитой ткани. Одежда состояла из белой рубахи и вышитого кафтана, взрослые женщины носили специальный пояс (пулай), украшенный шерстяной бахромой, вышивкой и бисером. Обязательной была круглая нагрудная застежка (сюлгамо). Мокшанская одежда имело некоторое сходство с тюркским костюмом. Наряду с двурогим головным убором, нередко на голову повязывался платок в виде тюрбана. Пулай отсутствовал. Вместо кафтана было цветное платье. Сюлгамо имело другую форму. Также в наряд входили наколенники из шерсти. Обувью служили сапоги и лапти.

Существенны и внешние различия. Эрзя отличается более узким лицом. Волнистыми светлыми русыми волосами и серо-голубыми глазами. Среди мокши чаще встречаются темноглазые брюнеты с более широкими лицами.

Язык и письменность

Каждая из национальностей имеет свой язык, среди которых выделяются диалекты. Считается, что мокшанский язык имеет большее количество тюркских, а эрзянский — славянских корней.

Сведения о существовавшей своей письменности отсутствуют. Современный мордовский алфавит повторяет кириллицу. Народное творчество в основном носило устный характер и состояло из песен и сказок.

Примечания

  1. В религии мордва не имела посредников между миром людей и богами. Так как жрецы и храмы отсутствовали, общение происходило напрямую. Моления носили массовый характер и происходили на специальных полянах.
  2. Ранее кроме мокши и эрзи, существовали и иные финно-угорские народы, ассимилировавшие с русских населением: мурома, мещера и меря. По одной из теорий былинный богатырь Илья Муромец был по национальности мурома.
  3. Некоторые этнографы и языковеды склонны считать, что слова Москва и москали, произошли из мокшанского языка, так как до распространения славян на восток, живших в этой местности мокшан называли «моксалями».
  4. До XX в. эрзя и мокша не заключали между собой браков.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

На вопрос какие свойства характера присущи мордве заданный автором * * лучший ответ это Обитая в плодородных лесных местностях, изрезанных реками и испещренных озерами, мордва с незапамятных времен (ранее XIII столетия) занималась земледелием, лесными промыслами, звериною охотою и рыбною ловлею. Подобные занятия рисуют миролюбивый характер мордвы. Но мирные ее занятия нередко нарушались опустошительными набегами завистливых сосе-дей - с северо-запада русских, с юго-востока татар. От столь страшных погромов часть мордвы покорилась русским, часть бежала к истокам Мокши (в нынешний Наровчатский уезд) , притаилась в лесах и основала поселение.
Мокшане крепко отстаивали свою независимость и только после сильных поражений уступали силе, покорялись то русским, то татарам, платили дань произведениями земли или звериными шкурами и, усыпляя таким образом врага, снова принимались за свои любимые занятия. Нам кажется, что только миролюбивым характером мордвы и можно объяснить, почему это племя так редко заявляло о своем политическом существовании и почему мы так мало знакомы с ее гражданским бытом. Впрочем, изучение быта нашего простонародья составляет современную задачу, за которую давным бы давно пора было приняться нашим ученым. Как бы то ни было, смотря на теперешнего мордвина, любуясь его кротким, но в то же время мужественным характером, нам невольно приходит в голову, что предки этих добрых людей терпеливо сносили иго своих победителей.
С покорением царства Казанского мордовская страна окончательно подчинилась владычеству русских. Плодородие земли влекло сюда служилых людей для поселения. Русские остроги росли с каждым годом и мало-помалу превращались в много-людные села и города. Словом, русский элемент с помощью колонизации постепенно усиливался, мужал и брал перевес над туземным. Пятивековое соседство русских, разумеется, не осталось без влияния: оно неминуемо должно было отразиться на характере и быте мордвы. Умственная неподвижность, грубые обычаи, суеверие и несознание необходимости улучшения хо-зяйства и домашней жизни, наверное, заимствованы мордвой от русских пришельцев.
Отличительные черты характера мордвы объяснить нетрудно. Наткнувшись на местность плодородную, довольно щедро наде-ленную дарами природы, защищенную густым лесом, богатую водой, мордва, естественно, должна была остановиться на ней. Когда же приложенные силы и уменье к обеспечению существования щедро вознаградились местными климатическими усло-виями, мордва крепко полюбила свою новую страну, и любовь к ней ясно выразила одиннадцативековым постоянным на ней пребыванием.
Обрисованные мною патриархальность мордвы, привязанность ее к родному селению, уважение к лесу, довольство и давно развившееся посильное умение пользоваться дарами окружающей природы - без сомнения, не что иное, как прямые следст-вия глубоко укоренившегося расположения к обитаемой ею стране.
Обычаи, обряды и суеверия. Мордва, говоря о массе, наделена от природы хорошими умственными способностями, имеет ост-рую память и довольно удачно судит о предметах серьезных. Но до сей поры она неграмотна и груба. У большинства ее умст-венные способности находятся еще в младенчестве и сильно подавлены различными заблуждениями и предрассудками.
Причина неграмотности и отсталости та, что мордвин крепко предан старине и недоверчив к нововведениям; по понятию его хорошо только одно старое, дедовское, хотя бы то было совершенная нелепость и бессмыслица. Отсюда ясно, почему мордва от чистого сердца верит домовым, лешим, оборотням, колдунам, ведьмам и богата она старинными обрядами, обычаями, приме-тами и поверьями для различных случаев семейной и общественной жизни. Многие из последних общи с русскими. Укажу более резко выдающиеся из них.

Мордва – один из самых уникальных народов России. Уникальность его заключается в бинарности, т.е.двойственности составляющих его частей – народов мокша и эрзя. Впрочем, пока нет окончательного ответа на вопрос «Являются ли мокша и эрзя одним, мордовским народом, или двумя разными?». Сторонники и противники есть у обеих версий.

В пользу того, что мокша и эрзя – разные народы, лишь по случайности объединённые в один мордовский народ, говорит факт отсутствия в их языке этнонима «мордва» и наличие у мокшан и эрзян своего языка. Сами себя они мордвой изначально не называли, а называли мокшей и эрзей.

Против признания мокши и эрзи разными народами говорит то, что уже сформировалась многочисленная прослойка представителей этих народов, которые считают себя мордвой, а за пределами Мордовии мокша и эрзя практически 100% воспринимают себя единым мордовским народом.

Мокшанский и эрзянский языки имеют много общего, но и много отличий. Как правило, сторонники законодательного разделения мордвы на мокшу и эрзю утверждают, что мокша и эрзя не понимают язык друг друга. Сторонники единого мордовского народа утверждают обратное.

Есть мнение, что раздел на мокшу и эрзя произошёл в I тыс. Со временем это отразилось на языке и менталитете. Тут мордва повторяет судьбу сербов, часть которых в древности ушла из Центральной Европы на Балканы, а часть осталась там, где сейчас находится Лужица – регион в составе Германии, где проживают лужицкие сербы (немцы называют их «сорбы»), самый малочисленный славянский народ (60 тыс.).

Сегодня балканские сербы и лужицкие считают друг друга «двоюродными братьями». Первые – православные, преимущественно пользуются кириллицей; вторые – германизированные лютеране, пользуются латиницей.

Мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России. И, как в случае и с другими финно-угорскими народами (марийцы, удмурты, ханты, манси и проч.), их история содержит много белых пятен. На память сразу приходят баски – народ в Испании, в языковом и культурном отношении оторванный от испанцев. Происхождение басков, их языка и как они оказались в Пиренеях – загадка для учёных. Известно только о наличии общих черт у баскского языка с некоторыми кавказскими. Разделение на мокшу и эрзю для учёных тоже, своего рода, загадка.

В Мордовии три государственных языка – русский, мокшанский и эрзянский. Чтобы никому не было обидно. При этом стоит проблема сужения ареала употребления последних двух. Мордовские языки (автор позволит себе это обобщающее название для краткости изложения) нуждаются в поддержке, и центральные власти обязаны эту поддержку оказать, ибо этническое разнообразие России – как пестрая картина, и исчезновение даже одного её оттенка сделает её беднее.

В старину ареал расселения мордвы был значительно шире, чем сегодня. Есть мнение, что мордва заселяла современные Тамбовскую, Нижегородскую, Ульяновскую, Рязанскую, Пензенскую области. Но мордва настолько близко сошлась с русскими, что достаточно быстро ассимилировалась.

Действительно, внешне мордвина отличить от русского сложно, а счёт русских с мордовскими кровями идёт, наверное, на многие десятки тысяч. В первой половине ХХ в.мордва массово переселялась в Сибирь, спасаясь от безземелья. Основывали свои мордовские деревни, где даже дети русских переселенцев переходили постепенно на мордовский язык. Даже в 1950-х в сибирские школы ещё приходили мордовские первоклашки, путавшие русские падежи и лица (в мордовских языках отсутсвует склонение по лицам). Но потом ассимиляция брала своё, мордовский язык они почти забывали.

Все слышали о подвиге лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева, который продолжал громить гитлеровцев даже после ампутации двух ног. Борис Полевой посвятил его подвигу книгу «Повесть о настоящем человеке». А кто знает, что Маресьев по национальности – мордвин? Немногие.

Любители бокса знают профессионала Олега Маскаева, не раз удивлявшего болельщиков напряжёнными поединками на ринге. Кто знает, что Маскаев тоже мордвин? Немногие. И таких случаев достаточно.

К сожалению, постепенно отошла в прошлое традиция называть детей мордовскими именами: Пичай, Виряс, Кежай, Парут. Сегодня по ФИО не отличить мордвина от русского, как можно отличить, например, ингуша, татарина или балкарца. Хочется верить, что традиция давать новорождённым мордовские имена возродится.

Отличительные черты мордовского национального характера – стойкость, выдержка, решительность. Упрямый как мордвин - красноречивая поговорка. Подтверждение: патриарх Никон, при котором произошёл церковный раскол, был мордвином недюжинной энергии. В годы Великой Отечественной войны среди мордвы не было предателей. Мордовский легион в составе вермахта – это невозможный сценарий.

Не было среди мордвы перебежчиков в афганскую кампанию и во все прочие войны, в которых мордва участвовала наравне с другими народами России. Взаимодействуя с русскими с XI в. (мордва упоминается также в «Повести временных лет»), войдя официально в состав русского государства в XVI в., мордва внесла существенный вклад в становление России.

Столица Мордовии Саранск принимал в этом году серию игр Чемпионата мира по футболу. Десятки тысяч иностранных болельщиков получили возможность познакомиться с мордовской культурой. Их ждали экскурсии по этнокультурным объектам – этноподворье «Мир мордовской деревни», Музей мордовской народной культуры, выставка «Быт мордовского народа», проект «Примерь мордовский костюм» и т.д.

И это очень верный подход. Практически каждая туристическая страна включает в турпрограмму этнический элемент. В Тунисе туристов знакомят с берберской культурой, в Китае – с культурой народов ли и мяо, во Вьетнаме – с культурой хмонгов. Мордовская культура тоже может стать туристическим активом для республики. Чемпионат мира по футболу это доказал. Теперь о мордве услышат на многих континентах.

Мой отец, корни которого тянутся из Нижегородской области, по паспорту мордвин, в то время, как его родные братья по паспорту русские) В роду у него были, как очень высокие и очень светлые, так и невысокие темноглазые брюнеты. Так что однозначно сказать, какими были первопредки и от каких племен они пошли весьма сложно, хотя понятно, что в разные исторические периоды с мордовским племенами роднились различные племена Европы и Азии, даже из тех, кто принес каплю африканской крови, разделивших моего отца черными кудрявыми волосами при его то серо-голубых глазах.

Моя русская по паспорту и официальной родословной мать – родившись сероглазый блондинкой, к зрелости стала темной каштановой и зеленоглазой, легко загорает и долго держит загар, а уж нос стал почти как у Жерара Депардье. Я как и полагается по законам генетики стала тёмно-русой, с прямыми тонкими волосами и серо-голубыми глазами, унаследовав преимущественно папины родинки, но зубы и кисти рук от маминой сестры, да и плечи бывшие с детства покатыми и узкими – с годами раздались, как у спортсменки. В общем во мне проявились признаки многих родственников, вплоть до того, что на некоторых фото и видео мне было трудно себя узнавать.

Питание, настроение и образ жизни сильно влияют на мой внешний вид, делая меня похожей то на одних родственников, то на других! Я прям почти какой-то хамелеон, понимающий, что настроение сильно влияет на мой фенотип. Однажды у меня на макушке вырос длинный и очень толстый седой волос, как у моей мамы, но я его вырвала с особой ненавистью к седине, которой у меня никогда не было и этот волос не появляется уже несколько лет. Как-то перезвонила на солнце, да так что обгорела и у меня на лице появилась парочка выпуклых родинок, причем одна из них была как у соседки, старой девы, которая живёт подо мной и пожертвовала своей личной квартирой и т.п ради своей племянницы! В общем я вытравливала эти противные родинки уксусной кислотой, настойкой чистотела и жидким азотом. Если на носу мелкая отвалилась быстро, то на щеке сопротивлялась долго, но тоже погибла вместе с корнем. Позже, когда мне пришло осознание, что многие люди, являясь соседями и родственниками по крови – ничего толком не знают о своих родословных и родстве, да и чувствовать, догадываться не хотят, если нет прямой выгоды. Да и чему удивляться, если даже близкие и двоюродные бывают такими, что ведут себя по отношению друг к другу, как скрытые и опасные враги?! Насмотрелась я тут в Москве, как люди живут и выживают одной выгодой, что на чисто человеческие чувства и социальную ответственность сил у большинства не остаётся, да и все упирается в деньги, перспективность и связи. Была бы чуть помоложе – уехала бы в хутор к бабушке, а может нашла бы мужика, который детей любит и если бы не нарожали бы, то хоть за вдовца с детьми бы замуж вышла или бы удочерили и усыновили, но жили бы большой дружной семьей в большом доме с печкой, чтобы было где детям дружить и играть, учиться и развиваться! С московским алкоголиком разве жизнь, если родного ребенка игнорирует, а на мне зло срывал и в пример мне ставил гулящих и пьющих, а ещё тех, кому мамы с папами все проплатили и обустроили?! Жаль, что только ко второй половине жизни приходит осознание, что настоящие ценности вечные и древние, как сама жизнь, а те кто при родителях и родне кровной сам как сирота, тем и уезжать надо из города грехов, да тоже сирот поднимать, ведь честно своих нарожать и выплатить ни зарплаты, ни условия, ни законы не позволят. Кто я по нации? Суржик, мешанина кровей, россиянка, которую за свою здесь никто не примет, потому что невыгодно!