Истероидные личности. Как понять человека с истероидным типом личности

Истероидные личности

Резкая смена настроения – от оглушительного хохота до визгливого крика из-за любого пустяка, демонстративное поведение и вечное недовольство. «Истеричка!» – говорят за спиной такого человека.

Но чего здесь больше: распущенности, невоспитанности, неуважения к окружающим, отсутствия культуры поведения или чего-то иного? Ведь истерия – не просто однократное неуместное поведение человека, осознанное игнорирование чужих прав и интересов.

Это пример сложного и едва уловимого психического расстройства. В современных классификациях истерия представляет собой целую группу психических расстройств: от так называемой акцентуации характера и расстройства личности до соматоформных и диссоциативных расстройств.

Главной особенностью истероидных личностей, по образному выражению К. Ясперса, является стремление казаться бо?льшим, чем они есть на самом деле.

Ядром данного характера является эгоцентризм на фоне дисфункционального инфантилизма. Эгоцентризм характеризуется не всегда осознаваемым стремлением обращать на себя внимание.

Глубокий, талантливый человек, как правило, невольно оказывается в центре внимания, люди сами к нему тянутся в силу значительности личности и высоких творческих достижений. Он же нередко не только не стремится быть в эпицентре, а порой им тяготится; ему часто претит и мешает популярность, связанная с ней шумиха вокруг его персоны. Для таких людей эффективность важнее популярности.

Популярность – это когда вас все любят, обычно немного и недолго. А эффективность подразумевает ваши качества, способности и навыки. По контрасту с этим легче понять истерического человека, который жаждет быть в центре внимания и при этом не слишком разборчив в средствах и методах его достижения. Главное из них – демонстративность, то есть стремление выставлять себя напоказ.

Истерические расстройства представляют собой одну из наиболее аморфных и многоликих форм пограничных нервно-психических расстройств. «Нет более спорного понятия, как по содержанию, так и по объему, чем понятие “истерия”», – писал психиатр Эмиль Крепелин в 1913 году.

Понятие «истерия» имеет долгую историю, охватывающую более чем 4000 лет. Симптомы данного психического расстройства еще в 1700 году до нашей эры были описаны в папирусе Эберса: судорожные припадки, нервозность, чересчур уязвимое самолюбие, обмороки и способность имитировать практически любое заболевание.

Концепция истерии началась с древнеегипетской идеи о том, что если матка не закреплена, она будет блуждать по всему телу и останавливаться в определенном месте, вызывая там истерические симптомы.

Древнегреческие врачи Гален и Гиппократ тоже полагали, что драматические перемены эмоционального состояния таких пациентов и их смутные жалобы на физическое самочувствие вызваны заболеванием, сопровождающимся смещением матки (от греч. hystera – матка).

Лечение заключалось в процедурах, способствовавших возвращению матки в нормальное положение. Основные методики включали окуривание или смазывание влагалища благовониями либо применение дурно пахнущих ядовитых веществ на «пораженном» участке.

Предписания Гиппократа часто включали регулярную половую жизнь, брак и рождение ребенка (рекомендации врачей, чаще всего даваемые истеричным пациенткам и сегодня).

В Средние века истерию воспринимали как одержимость бесами и нередко пытались лечить с помощью экзорцизма. Для этого применяли разные специфические процедуры: от небезызвестных поныне «отчиток», ссылки в монастырь или дом умалишенных до сжигания на кострах в случае дополнительных обвинений в колдовстве и сношениях с дьяволом.

Намного позднее с назначением, подобным гиппократовскому, столкнулся Зигмунд Фрейд . Среди его первых пациенток была Лиза Пуфендорф, болевшая истерией. Оказалось, из-за того, что муж Лизы был импотентом, она, прожив 18 лет в браке, оставалась девственницей.

Фрейд спросил у знакомого гинеколога, как помочь больной, и тот цинично ответил: «Единственное средство, которое можно прописать в данном случае, слишком хорошо нам известно, но его нельзя выписать в рецепте. Оно должно выглядеть так: «Penis normalis dosim repetatur!» («Нормальный пенис в повторных дозах!»)».

Фрейд был шокирован, противился мысли о преимущественно сексуальной природе человека. Однако факты, подтверждающие значение сексуальности, буквально преследовали его, и в итоге он признал влияние либидо на человеческую психику.

Хотя психоаналитическая теория происходит из объяснения Фрейдом симптомов истерии, его первичный интерес фокусировался на конверсионной истерии (телесных проявлениях истерии – истероидных дугах, псевдопараличах и множестве других вариантов), а не на истерических чертах личности.

В ранних психодинамических описаниях он уделял особое внимание нерешенным эдиповым конфликтам как первичной причине расстройства. Подавление рассматривается как наиболее характерный тип защиты.

Основываясь на убеждении, что разрядка подавляемых сексуальных эмоций приведет к излечению, психоаналитическая терапия истерии сначала состояла из суггестивных воздействий и гипноза для отреагирования эмоций и облегчения состояния больной.

Позже Фрейд модифицировал свой метод, включив в него использование свободной ассоциации, интерпретации сопротивления и переноса. Это должно было облегчить достижение так называемого инсайта (прояснения, просветления), который, как ошибочно полагал отец психоанализа, автоматически вызывает катарсис (очищение, освобождение). Хотя лечение истерии считалось основой психоаналитического метода, было опубликовано крайне мало точно описанных контролируемых исследований.

Конверсия в психологии означает защитный механизм психики, проявляющийся в тенденции переводить психоэмоциональный стресс в телесные (соматические) реакции и дисфункции. При этом имеются в виду функциональные расстройства чувствительно-двигательной сферы и деятельности внутренних органов, не обнаруживающие органической основы, характеризующиеся необычностью и причудливостью локализации болезненных расстройств.

Поскольку трансформация происходит неосознанно, пациенты обычно искренне верят в свое тяжелое заболевание. Эта вера создает основу клинической картины, поскольку изнутри задает характер дисфункции, отражающий представления человека о том, как заболевание «должно» себя проявлять.

Обычно «поражения» соответствуют обывательским представлениям об анатомии и функции органов, а не реальным зонам иннервации и механизмам функционирования. Наиболее характерно такое проявление у личностей истероидного склада.

Наглядным примером конверсии на уровне симптома является так называемый глобус истерикус (лат. globus hystericus ), когда человека беспокоит ощущение инородного тела (комка) в горле, чувство давления в области шеи, обычно несколько ослабевающее во время еды. Порой одним комом дело не обходиться, и при высокой силе психоэмоционального напряжения телесные симптомы превращаются в выраженное расстройство, вызывающее серьезные нарушения функционирования.

Одним из примеров такого расстройства является история, произошедшая с Гитлером . 15 октября 1918 года ефрейтор Адольф Гитлер потерял зрение во время газовой атаки противника. Лечение в баварском полевом лазарете в Уде-нарде не дало результата.

Врачи пришли к выводу, что сетчатка, зрительный нерв и зрительный анализатор не были повреждены, однако, несмотря на здоровый орган зрения и сохранные проводниковые пути с исправным анализатором в затылочной коре, пациент продолжал оставаться слепым. Его переправили в психиатрическое отделение прусского тылового лазарета в Пазевальке.

Гитлер не мог передвигаться без помощи медицинской сестры. Его глаза были закрыты повязкой. Он полагал, что ослеп до конца своих дней, и был поглощен постигшей его бедой. В лазарет поступил раздавленный несчастьем инвалид, которому довелось попасть в руки пытливого врача – Эдмунда Форстера, немецкого психиатра, впоследствии ставшего профессором.

Адольф Гитлер не подозревал, что через месяц выйдет из лазарета другим человеком, и не только зрячим. Как неуверенный в себе ефрейтор, которого однополчане считали малопримечательным, во всех характеристиках проходивший как «слабо инициативный и ведомый», вдруг стал ярким оратором, гипнотически действовавшим на толпу, политическим лидером и в 1934 году фюрером, вождем нации?

Британский историк и писатель Дэвид Льюис в своей книге «Человек, который создал Гитлера» утверждает, что на самом деле будущего фюрера пришлось лечить не от физической слепоты, а от нарушения психики, заключавшегося в конверсионном нарушении зрения. Побочным эффектом от необычного лечения, предложенного доктором Форстером, по мнению Льюиса, стала трансформация личности Адольфа Гитлера и его психическая инициация.

Немецким психиатрам были хорошо знакомы симптомы истерии. Во время Первой мировой войны она косила ряды немецких солдат, попадавших в психиатрические клиники из обычных госпиталей с псевдопараличами, псевдослепотой, псевдоглухотой, астазией и абазией (потерей способности ходить и стоять без поражений головного мозга), другими вариантами конверсии.

Правительство поставило задачу как можно быстрее возвращать в строй «симулянтов поневоле». Технология их скорейшего излечения в прямом и переносном смысле ковалась энтузиастами врачебного дела на прибывающих фронтовиках.

В чем суть технологии и эффективного налаживания коммуникации с истероидным клиентом? Сегодня мы, скорее всего, назвали бы этот метод эриксоновским гипнозом. Хотя самому Милтону Хайленду Эриксону на тот момент было чуть меньше семнадцати лет, и на следующий год ему предстояло перенести полиомиелит, со временем приковавший ученого к инвалидному креслу.

Свой вариант гипноза, получивший впоследствии его имя, Эриксон создал лишь 20 лет спустя. Однако техники подстройки, раппорта, наведения транса и метафор Эдмунд Форстер использовал гораздо раньше.

Благодаря богатому опыту общения с такими пациентами он прекрасно знал их особенности, «открытые места» и ведущие мотивы. Свой «танец удава» честолюбивый психиатр начал с надежного выстрела: пригласил прямо к себе в кабинет немощного ефрейтора и огорошил словами, что якобы сразу выделил его как весьма необычную и многозначительную личность.

«Случившееся с вами – не обычная слепота, – продолжал Форстер, присматриваясь к малейшим невербальным реакциям Гитлера. – Это знак свыше!»

И амбициозный Адольф, в детстве часами рассматривавший религиозную символику в церкви, а за секунды до этого разговора веривший в свое предназначение менее всего за всю сознательную жизнь, пересохшими губами переспросил, что уважаемый доктор имеет в виду? И доктор объяснил, что раз у высших сил, пославших воину такой знак, есть на него реальные виды, лечение обречено на успех. «Приходите ко мне завтра, и мы раскроем ваши глаза», – пообещал психотерапевт-экспериментатор.

На следующий день Эдмунд Форстер вновь издалека начал беседу с несколько возбужденным Адольфом Гитлером. На столе, за которым восседал психиатр, стояли две горящие свечи, по понятным причинам недоступные взору собеседника. Доктор снова мягко прошелся по всем ключевым фибрам личности ефрейтора, целеустремленно готовя его к апофеозу гипнотической суггестии.

«Небеса, – продолжая вчерашнюю тему, задушевным голосом вещал Форстер, – могут дать настоящий сигнал прямо здесь. Если вам суждено повлиять на судьбы множества людей на этой планете, ваши глаза обязательно откроются именно сейчас».

С учетом специфики личности Гитлера, на такое соблазнительное предложение его неосознанная сфера психики просто не могла не отреагировать. «И тогда вы увидите мой силуэт и белый халат», – уже вовсю используя свой натренированный голос, вещал Форстер, облекая в его тягучие формы ловушек внушения.

О, чудо! Гитлер впервые со времени ранения в бою заметил смутные разводы в глазах, а потом обнаружил, что способен различить контуры собеседника и белое пятно его халата. «Сколько свечей вы видите на моем столе?» – задал контрольный вопрос психиатр. Чуть помедлив и дав глазам привыкнуть к рези вновь вспыхнувшего света спустя долгие недели тьмы, Адольф прошептал: «Две».

Следующие дни, быстро идя на поправку и восстанавливая зрение, Гитлер предавался глубоким раздумьям. Выводы, к которым он тогда пришел, вместе с ним канули в Лету, но их последствия узнал весь мир.

Этот сеанс гипноза и краткосрочная терапия дорого обошлись человечеству и, в том числе, самому врачу, когда его подопечный пришел к власти. Теперь в роли кролика выступал гипнотизер.

Когда в 1933 году Форстер попытался опубликовать информацию о ходе лечения своего пациента, к тому моменту ставшего канцлером Германии, ему начали угрожать. В понедельник 11 сентября 1933 года, в 8 часов утра (наиболее суицидоопасное время – утро понедельника) доктор был найден своей супругой мертвым в ванной.

Эдмунда Форстера застрелили с близкого расстояния, рядом с ним лежал пистолет, о котором в семье никто ничего не знал. Возникло подозрение, что это не суицид, а ликвидация слишком хорошо осведомленного врача.

Ушел Форстер из жизни сам, опасаясь грядущей расплаты, или ему помогли профессионалы, устранявшие личных врагов фюрера, доподлинно не известно. Но очевидно, что финал его жизни был тесно связан с роковой терапией.

Несмотря на то что психоаналитические теории истерической личности были более известны, чем любая другая концепция, они не оказали сильного влияния на официальные классификации .

Долгие годы типовым являлось выделение в американской Классификации психических болезней 1968 года (DSM-II) так называемого истерического невроза (включая конверсионную реакцию и диссоциативную реакцию) и истерической личности.

Термин «истерия» использовался для обозначения таких разнородных явлений, как временная потеря контроля вследствие сильного стресса, конверсионное расстройство, синдром Брике, расстройство личности и черта личности.

Чаще всего он использовался для описания легковозбудимых пациенток, которые с трудом поддавались лечению. К. Шнайдер предлагал называть людей данного типа «требующими признания».

Стремясь уменьшить путаницу (и возможные сексистские коннотации) относительно использования термина «истерия», Американская психиатрическая ассоциация не включила данный термин в классификацию третьего пересмотра (DSM-III) 1980 года. Вместо этого обозначили отдельные категории соматизации, конверсионного расстройства, ипохондрии, диссоциативного и истерического расстройства личности (ИРЛ).

В последней, 10-й попытке пересмотра Международной классификации болезней также обозначены отдельные категории диссоциативных (конверсионных) расстройств, соматоформных расстройств и истерического расстройства личности.

Согласно ей человек, страдающий истерией, характеризуется чрезмерной эмоциональностью, самодраматизацией, театральностью и желанием привлечь к себе внимание. Такие люди постоянно ищут или требуют поддержки, одобрения или похвалы от других.

Истерики активно добиваются внимания других через яркое, привлекающее поведение. Они чрезмерно обеспокоены своим внешним видом, часто привлекательны и чувствуют себя наиболее комфортно, находясь в центре внимания.

Их эмоциональность кажется неадекватно преувеличенной, лабильной и поверхностной. Они склонны к общим высказываниям, имеют импрессивный стиль речи и поведения; чрезмерно, до навязчивости, инициативны, интенсивны и напористы, эмоционально возбудимы и жаждут стимуляции, часто отвечая на незначительные раздражители (как отрицательные, так и положительные) неоправданно сильными эмоциональными вспышками.

Их речь часто энергична, эмоционально насыщенна, театральна, сопровождается драматической жестикуляцией и включает много преувеличений. Истерики склонны делать всеобъемлющие заявления типа: «Это всегда случается именно со мной!» Часто говорят о своих симптомах, мыслях и действиях так, будто это внешние объекты, навязанные им помимо их воли.

Эмоции интенсивно выражены, но воспринимаются преувеличенными или неубедительными, словно пациент играет роль. В одежде таких людей преобладает провокационный стиль, яркие или необычные цветовые гаммы. Они злоупотребляют косметикой, парфюмерией и окраской волос.

Их межличностные отношения нарушены, из-за чего здоровые окружающие люди часто воспринимают их как ограниченных, неискренних, прихотливых и чрезмерно зависимых. Именно из-за зависимости от внимания других личности с истерией склонны к тревоге расставания, могут идти на разные уловки и манипуляции, едва почувствовав угрозу.

В 1984 году американские исследователи К. Стандидж, К. Билсбери, С. Джейн и Д. Смит обнаружили, что у женщин с диагнозом «истерия» нарушена способность чувствовать и оценивать собственное поведение так, как оно воспринимается и оценивается другими в той же самой культуре. Женщина с истерическим расстройством личности определяется скорее как карикатура на то, что принято считать женственностью: тщеславие, поверхностность, демонстративность, незрелость, чрезмерная зависимость и эгоцентризм.

Истерию чаще всего диагностируют у женщин. Когда такое происходит с мужчинами, часто шаблонно кивают на гомосексуальность. Однако эта поло-ролевая специфика в большей мере является следствием наших социальных ожиданий, нежели истинных различий.

Истерию более адекватно рассматривать как карикатуру на сексуальные роли вообще, относя к ней не только крайне выраженную женственность, но и такую же мужественность, как, например, образ «мачо», который ищет острых ощущений, поверхностен, тщеславен и эгоцентричен. У мужчин характерными масками истероидности часто выступают антисоциальные тенденции, а у женщин истерия в наше время часто прячется за психосоматическими реакциями и болезнями.

Одна из основных идей пациента с истерией: «Я неадекватен и не способен жить самостоятельно». Такое допущение и ложная мыслительная схема характерны и для других расстройств личности.

Истерик отличается от других тем, как пытается справляться с проблемой. Например, депрессивные люди с таким убеждением будут фиксировать свое внимание на негативных аспектах собственной личности, чувствуя себя никчемными и безнадежными. Истероидные же личности придерживаются более прагматичного подхода, ничего не оставляя на волю случая.

Они приходят к выводу, что поскольку не способны заботиться о себе, должны найти способ устроиться так, чтобы другие заботились о них. Затем они начинают активно искать внимания и одобрения, чтобы убедиться, что окружающие достаточно удовлетворяют их потребности. Убеждение, что для их выживания все должны их любить, приводит к сильному страху быть отверженными.

Необходимость искать одобрения часто выражается в чрезмерном проявлении своей сексуальной роли. Истероидные женщины с раннего возраста вознаграждались за изящность, физическую привлекательность и обаяние, а не за компетентность или любые усилия, требующие систематического мышления, планирования, терпения.

Истероидные мужчины научились играть крайне маскулинную роль, получая вознаграждение за мужество, крутость нрава и силу, а не за фактическую компетентность или способность решать проблемы.

Со времен Э. Кречмера представления о демонстративности (невольной наигранности, эпитимности) поведения рассматриваются в свете учения об истерии. Женская истероидность – преимущественно экстравертирована и болезненно адресована внешнему миру, окружающим свидетелям. Мужская истероидность чаще интровертирована и обращена на самого себя: «Без вас обойдусь!» (укрытие в демонстративной пассивности). Или характеризуется внутренней бравадой: «Я вас всех!..» (выход в представление о своей активности). Это уже героизирующая истероидность.

Стремление нравиться само по себе не обязательно патологично. Однако истероидные личности настолько увлечены этой стратегией, что используют ее неэффективно. Увлеченные своей ролью и привлечением внимания, они теряют из вида реальную цель, начинают искать возбуждения и драматизации ради них самих: путь от идеи понравиться до привычки демонстрировать себя.

Истероиды считают себя личностями общительными, дружелюбными и приятными. Они действительно легко сходятся с людьми, умеют прекрасно подстраиваться и находить общий язык на первых порах. В начале отношений их часто воспринимают как очень обаятельных. Но затем большинству собеседников становится заметно, что действия истероидных личностей картинны, эмоции яркие и преувеличенные, но поверхностные.

Когда окружающие обнаруживают их негативные черты, они легко разрывают связи и уходят искать новые. А тех, от кого ушли, обвиняют в непонимании, несоответствии и в том, что это были «неподходящие» или даже неадекватные люди. Обаяние постепенно теряется, истериков начинают считать чрезмерно требовательными и нуждающимися в поддержке.

В стремлении к принятию и одобрению они склонны прибегать к хитростям, часто используют манипуляции. В ход могут идти слезы, обмороки, падения, различные болезни, скандалы, интриги, ложь, хвастовство, наряды, необычные увлечения и т. п. А если более тонкие методы терпят неудачу, прибегают к принуждению, шантажу, вспышкам раздражения и угрозам самоубийства.

Характерный стиль мышления истероида ведет к нескольким внутренним психологическим искажениям, которые выделил Аарон Бек. Поскольку эти люди довольно впечатлительны, не склонны к размышлениям и анализу, они подвержены дихотомическому («черно-белому») мышлению, реагируют интенсивно и спонтанно, поспешно делая крайне негативные или позитивные выводы.

В силу того, что эти личности уделяют недостаточное внимание деталям и логике, они также склонны к чрезмерному обобщению. Из-за обеспокоенности внешними событиями люди данного типа привыкают ценить внешние события больше, чем свои внутренние переживания. Это приводит к избеганию самопознания, что является серьезной помехой для адекватного восприятия себя и качественного взаимодействия с окружающими. Что, в свою очередь, влечет разные проблемы в общении, как для их собеседников, так и для них самих.

В отечественной врачебной среде бытуют выражения (тропы), выделяющие в качестве неформального, негласного и паранаучного деления хомо истерикус на два типа: «истероза мимоза» и «истероза стервоза».

«Мимоза» представляется слабой и беспомощной, тонкой и ранимой, подчиняющейся и отдающейся, а «стервоза» – сильной и властной, агрессивной и коварной, соблазняющей и наказывающей. «Мимоза» соблазняет желанием защищать, «стервоза» – желанием добиться. В целом это феноменологически точное, хотя и не совсем корректное обозначение подгрупп.

Два главных урока, которые можно усвоить как мастер-класс от «истерозы мимозы». Первый: если ничего не знаешь о своем партнере, будь молчалив и любезен, дай ему возможность говорить и создай «экран для проекций». Второй: если оппонент сильнее тебя или обладает большими ресурсами любого порядка, помоги ему поверить в глобальное превосходство над тобой и твою беспомощность. В результате этих двух действий истерик сам расскажет обо всех своих слабостях и уязвимостях, с доверием отдаст в пользование все ключи доступа.

Сегодня понятие «стерва» стало чуть ли не синонимом женской успешности и ассертивного (уверенного) поведения. «Хотите стать такой же – уверенной, сильной, самодостаточной? Сегодня мы даем уроки Настоящей Стервы!» – пестрят заголовки сайтов и рекламных объявлений.

Десятки популярных книг, сотни семинаров, тренингов и советчиц, «как стать настоящей стервой», управлять «мужиками и миром» несколько перевернули обычную трактовку этого термина и понятия.

В переносном смысле стерва традиционно воспринимается как скандальная, сварливая и своенравная женщина. Но буквально, по словарю Даля, стерва – это труп околевшего животного, падаль, мертвечина. Что весьма символично и даже метафорично, поскольку, вольно или нет, отражает неживую, искусственную игру в сильную личность глубоко неуверенного в себе человека, огромными усилиями пытающегося создать привлекательный виртуальный образ.

Сейчас в нашем социуме в качестве «стервы» пытаются позиционировать сильную, самодостаточную, умную, красивую и любящую себя женщину, искусного манипулятора и мастерицу соблазна. Особенностям и преимуществам «стерв» приписывают сочетание безупречной женской внешности с холодным расчетливым умом и мужским логичным, циничным взглядом на мир и отношением к людям.

Она точно знает, чего хочет, и как ей этого добиться. У нее есть четкий план и нужен мужчина, который в него идеально впишется, поможет его реализовать. Таким женщинам есть что показать, и они этим умело пользуются, превращая каждый свой шаг в перформанс и акт соблазнения.

В качестве инструмента для управления отношениями стерва обычно использует свою внешнюю сексуальность и инициативу. Однако истерики становятся заложниками старательно и собственными руками создаваемого имиджа успешности и независимости: несвойственная роль на длинной дистанции для них слишком тяжела. По ходу формирования реальных отношений удерживать имидж становится все труднее – прямо пропорционально их плотности и длительности.

Из книги Манипулирование личностью автора Грачев Георгий

ЧАСТЬ II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 1 Психологические операции как комплексные организационные технологии тайного принуждения личности 1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных

Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

Личности Чем отличается личность от серой массы? Прежде всего, нонконформизмом. Но там есть баланс. Серая масса - это масса конформистов, т.е. людей, которые со всем соглашаются и всех слушают, и если их не тряхнёт, они из колеи не выберутся. Но и жёсткие нонконформисты тоже

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Передача психических состояний от личности к личности В процессе взаимодействия родители и подростки неразрывно связаны друг с другом. Они проявляют себя в совместном общем эмоциональном поле, в котором прежде всего видны их психические состояния. К ним относятся

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Направленность личности. субъективные отношения личности. Б. Ф. Ломов Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

52. Тип личности В настоящее время принято выделять четыре основных типа темперамента:1) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;2) сильный, уравновешенный, малоподвижный – флегматик;3) сильный, неуравновешенный – холерик;4) слабый, неуравновешенный – меланхолик.

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Миф личности Очень важный момент – это миф вашей личности.Вы знаете, что вы лучше всех, но почему? Да, у вас трудности, но и у других – трудности. Ваша жизнь полна опасностей, но у и других, может быть, опасностей не меньше. Вы живете по регламенту, но и многие другие тоже

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

2.7. Смысловая регуляция как конституирующая функция личности. Смысл в структуре личности Будучи личностью, человек выступает как автономный носитель и субъект общественно выработанных форм деятельностного отношения к миру (подробнее см. Леонтьев Д.А., 1989 а). Это качество

Из книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! автора Ковпак Дмитрий

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Из книги Мне нужна твоя любовь – а так ли это? автора Кейти Байрон

Истероидные личности Резкая смена настроения - от оглушительного хохота до визгливого крика по любому пустяку, демонстративное поведение и вечное недовольство. «Истеричка» - говорят за спиной такого человека. Но чего здесь больше: распущенности, невоспитанности,

Из книги автора

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

Из книги автора

5 Личности не любят - личности чего-то хотят Когда маски сброшены, люди часто чувствуют обиду и разочарование, - но многие пары выдерживают такое испытание, не распадаются. Партнеры все еще чего-то хотят друг от друга и думают, что могут получить желаемое. Многие

Истерия - несколько старомодное понятие, в современном обиходе несущее негативную окраску. Люди говорят: "прекрати истерику", "истерить по поводу и без", когда речь идет о неуправляемых переживаниях. В науке используется термин – гистрионный характер, встречающийся у людей без бросающихся в глаза истерических симптомов.

У ярких талантливых людей, состоявшихся в публичной профессии может быть нормальный гистрионный или истероидный тип личности, а у больных людей, страдающих эпилептическими судорогами без эпилепсии, слепотой без болезней глаз, и прочими психогенными симптомами без органических поражений – истерический невроз.

Истероидный тип личности: внутренний мир и формирование

Ребенок-истероид по темпераменту восприимчив и чувствителен - дерется и плачет, когда больно, и вопит от восторга, когда весело. Ребенок ищет новых ощущений, и переполняется ими, иногда не в силах справиться с объемом переживаний. Истероид обладает врожденной чувствительностью, как у шизоида, но в отличие от него, ребенок-истероид тянется к людям.

Ребенок страстно вовлечен в игру, его не отвлечь, чтобы накормить. Только когда голод становится интенсивным, он вдруг понимает, что "ужасно" хочет есть, прямо сейчас и "очень-очень сильно"

Из беседы с мамой шестилетнего мальчика.


В детском опыте женщин истероидного типа личности можно обнаружить события и установки, которые приписывали власть и ценность мужскому полу. Типичны ситуации, когда девочка болезненно осознает, что взрослые отдают предпочтение мальчикам, и мужчины обладают значительно большей властью, чем мама или женщины.

Дедушка выгнал беременную мною маму со словами: "Принесла в подоле, вали на все четыре стороны"

Из терапевтической беседы.


Когда ребенку-девочке достается положительное внимание, оно связано с внешностью, либо с миловидностью или наивностью. Подрастая, девочка замечает, что люди ее пола менее ценны, а мальчиков даже ругают, используя сравнение с девочками – "ты как девчонка!"

Отец гистрионной женщины часто эмоциональный и взрывной, что восприимчивой девочке внушает ужас. Он притягивает к себе, и, одновременно, пугает. Если отца в семье нет, то его отсутствие делает мужчин в глазах девочки волнующими, неизвестными и подходящими для идеализации.

Усвоив патриархальный стереотип "у мужчин власть, доступ к ресурсам, они сильные и опасные, а женщины мягкие и добрые, но слабые и беззащитные", женщина - истероидный тип личности - ищет опору и основу собственной самооценки в отношениях с мужчинами, которых она воспринимает как властных и обладающих весом.

Я люблю задавать группам один провокационный вопрос о правах женщин. С невинным лицом я спрашиваю: "Скажите, в какой стране и в каком году женщины получили право голосовать?" После этого присутствующие напрягают ту часть памяти, которая ответственна за знание истории, и долго предлагают варианты… Попадают редко, так как первой такой страной была Новая Зеландия в 1893 году. И когда мы, наконец, заканчиваем угадывание и называем факты, я задаю второй из заготовленных вопросов: "А скажите, от кого они получили это право?" Обычно в аудитории воцаряется мертвая тишина .

Отрывок из книги "Я – феминистка. Вы хотите об этом поговорить?"
Мария Сабунаева


Мальчики-истероиды, воспитываемые мамой с отсутствующим физически или психологически отцом, развиваются в истерическом направлении в результате презрительного сравнения со стереотипными "настоящими мужчинами". Идеализированные "настоящие" мужчины – сильные, великодушные герои, до которых "этому очкарику как до луны".


Если мужественность принижается матерью - "хлюпик, куда ты пыжишься", либо принижается сексуальность - "трусы поменял, колокольчики свои помыл?", то у мальчика возникает чувство мужской несостоятельности, которое будет сопровождать его во взрослом возрасте. Бессознательный смысл привлечения внимания к себе у гистрионных людей – это попытка доказать, что они сами и их пол заслуживает уважения, в противоположность детским переживаниям.

Глубоко внутри истерической личности находится маленький, испуганный, несовершенный ребенок, который справляется, как может в мире, где доминируют властные другие люди. Поэтому для гистрионной личности важно учиться опираться на себя, поверить с то, что без сексизма личность интересна сама по себе. Что мужчина, например, может интересоваться содержанием мыслей и чувств гистрионной женщины, и противостоять ее соблазняющим сексуальным импульсам.

Таким образом, часто источником истероидного типа личности становится ощущение, что собственная гендерная принадлежность связана с проблемами на фоне врожденной чувствительности и восприимчивости.

У мужчин-истероидов - болезненное осознание недосягаемости идеала настоящего мужчины – сильного мачо, который все может и всех победит. Врожденная эмоциональность принижалась взрослыми в семье, либо в школе, так как считалась девчоночьим проявлением. Восприимчивые мужчины-истероиды привлекают внимание окружающих, бессознательно доказывая, что мужчина может быть разным, оставаясь при этом мужчиной.

У женщин-истероидов – осмысление патриархального уклада - дискриминации женщин мужчинами, слабости и беззащитности женщины и силы и власти мужчин. Эмоциональность и чувствительность развивается в сексуальность, с помощью которой предпринимаются попытки устранить дисбаланс и сравняться с мужчинами. Женщина-истероид бессознательно доказывает себе и другим, что она ценна, имеет значение сама по себе.

Истероид: отношения с другими

Истероидный тип личности организован вокруг тем сексуальности и сексуальной власти. Нормальные желания близости с другими усиливаются, наполняясь сексуальной энергией. Истероиды, особенно женщины, обольстительны, не осознавая в своем поведении неявных сексуальных приглашений. И бывают шокированы, когда окружающие воспринимают их поведение, как инициирующее сексуальную связь.

Ты говоришь "нет", а всем телом как будто "да".

Из пересказа беседы молодого человека с девушкой


Самооценка гистрионных людей зависит от ощущения, что они обладают той же властью, что и человек, которого они боятся, либо авторитетный человек другого пола – "этот могущественный человек является частью меня". Такая идея присутствует в психологии поклонниц, которые идеализируют кумира, артиста или певца.

Молодая привлекательная студентка, увлеклась мужественным и брутальным преподавателем. Она подходила ко всем мужчинам как благоговеющая последовательница, и им нелегко было игнорировать ее соблазнительность. Когда она получила сигнал, что и преподавателя влечет к ней, она испытала чувство собственной власти, возбуждения, значимости, и, одновременно, страх и вину за то, что получила внимание женатого мужчины.

Важно вернуть себе право быть вне властного другого, отдельной и интересной личностью. Гистрионному человеку трудно поверить в собственную значимость. Его эмоциональные высказывания только кажутся театральными или преувеличенными: "Я такоооое видела!" Имея опыт обесценивания, они не ожидают уважительного внимания к чувствам, усиливают их, чтобы убедить себя и окружающих в собственном праве на самовыражение.

Когда у истероида появляется опыт того, что его услышали, у него появляется возможность описывать свои чувства правдоподобно без усиления.

Истеричные люди могут действовать собственным страхам назло, кажутся бесстрашными, авантюрными и яркими. Соблазняют, когда боятся, выставляют себя напоказ, когда стыдятся своего тела, выдвигаются в центр внимания, когда бессознательно считают себя ниже окружающих, рвутся совершать подвиги, когда боятся агрессии, провоцируют авторитетные фигуры, когда чувствуют угрозу с их стороны.

Таким образом, они пытаются справиться с внутренней тревогой и страхами.

Иногда гистрионный человек в состоянии стресса "убегает" в физические симптомы – просыпает, забывает, болеет. Важно не обесценивать симптом, обвиняя истериода в симуляции заболевания.

Известный "перчаточный паралич" описан Фрейдом, суть его в том, что теряется двигательная активность в кисти руки. Расстройство не может иметь физиологические неврологические причины, так как повреждение нервов, приводящее к параличу кисти, вызовет паралич всей руки. Такой симптом разрешал внутренний конфликт между желанием сексуальной самостимуляции и запретом на это.

Симптомы заболеваний без физиологических причин – сердечные боли без диагностируемых заболеваний сердца, проблемы с кишечником при здоровом кишечнике и другие болезни при отсутствии физиологических проблем – яркие проявления человека, у которого истероидный тип личности. Симптомы болезни можно предъявить как что-то объективное, как то, что не принято игнорировать.

С помощью симптомов гистрионный человек пытается ярче показать то, что на самом деле чувствует. Однако, с точки зрения окружающих он "переигрывает", а результате его не воспринимают всерьез, обесценивают чувства и страдание - травма повторяется.

Ей сорок лет, а всё - в красных колготках и мини-юбочках…

Из сплетен среди женщин


Истероид притворяется тем, кем является на самом деле. В отличие от нарцисса, который нуждается в восхищении других, чтобы заполнить внутреннюю пустоту, истероид переполнен переживаниями и выражает их слишком ярко, слишком театрально, либо через психосоматические симптомы, стараясь быть воспринятым всерьез.

"Когда вы говорите со мной как со взрослой, я вам не верю. Когда вы говорите, что я сильная, указываете на мои же достижения, я не могу поверить, я боюсь поверить, я не верю. Я чувствую себя слабой, малоценной, поэтому я должна быть хотя бы ухоженной. Но когда я смотрюсь в зеркало - чувствую себя ужасно жуткой уродиной!" Монолог прекрасной женщины, у которой истероидный тип личности, можно воспринять как кокетство, но драма в том, что интенсивность переживаний настолько высока, что ей и самой сложно с ними справляться. При этом, из-за уровня тревоги и внутренних конфликтов, от которых она страдает, ее эмоциональность выглядит для окружающих как преувеличенная или поверхностная, а чувства – слишком быстро сменяющими друг друга.

Истероид усиливает эмоцию, чтобы убедить окружающих в том, что испытывает ее на самом деле. Вместе с тем, он сохраняет возможность отказаться от своих слов, если окружающие отвергнут его.

"Я была в такооооооой панике!" - расширяя глаза, рассказывает женщина-истероид, приглашая собеседников рассматривать панику как на самом деле отсутствующую или тривиальную. Но паника там была, а истероиду трудно сказать об этом прямо и спокойно. Вдруг отвергнут? Если примут всерьез – то хорошо, так и было, а если отвергнут или будут насмехаться – то паники и не было, "я преувеличила специально для смеха".

Если гистрионному человеку удается объединить свою восприимчивость и чувствительность с логическим подходом появляются поразительные творческие способности. Поэтому необходимо уделять внимание не только осознанию чувств и признанию их значимости, но и интеграции мышления и чувствования.

Итак, мы выделили следующие особенности человека, у которого гистрионный или истероидный тип личности, и предложили способы их интеграции в жизнь:

  • Усвоение патриархального стереотипа "мужчины обладают властью, доступом к ресурсам, сильные и опасные, а женщины мягкие и добрые, но слабые и беззащитные", приводит к тому, что женщина-истероид ищет опору и основу собственной самооценки в привязанности к мужчинам, которых она воспринимает властными. Но важно искать опору внутри личности, воспринимая себя также вне контекста пола, как человека.
  • Мужчинам-истероидам важно принять себя "не таким", не похожим на стереотип "мачо, который не плачет".
  • Самооценка гистрионных людей зависит от ощущения, что они обладают той же властью, что и человек, которого они боятся, либо авторитетный человек другого пола – "этот могущественный человек является частью меня". Также важно вернуть себе право быть вне властного другого, отдельной и интересной личностью.
  • Усиление чувств, театральность. Когда истероид чувствует себя услышанным, у него появляется возможность описывать свои чувства правдоподобно без усиления.
  • В состоянии стресса "убегает" в физические симптомы – просыпает, забывает, болеет. Важно не обесценивать симптом, обвиняя истериода в симуляции заболевания, но прислушаться к тому, что хочет "сообщить" тело, и проверить наличие органического заболевания.
  • Если удается объединить свою восприимчивость и чувствительность с логическим подходом появляются поразительные творческие способности.

Истероидный тип личности

Основа

Открытое привлечение внимания к себе, своим внешним проявлениям и переживаниям всеми возможными способами (одобряемыми, неодобряемыми). Громкое, яркое проявление себя, свободное выражение своих переживаний. Беспокойство в ситуации незамеченности, отсутствия зрителей. Характерная фраза: «Почему ты меня игнорируешь, не замечаешь?» (беспокоит). Поиск гипер-обеспеченности не только вниманием, но во всех остальных сферах, например финансовой.

Дисгармоничные, конфликтные черты

2.Безбашенность (поведение по типу «блондинка за рулем»)

3.Алогичность, трудности с логикой, причинно-следственными связями

4.Повышенная громкость и яркость, при трудности быть тихим, незаметным, когда это необходимо

5.Хвастовство (а у меня больше, лучше, круче, у вас – нет)

6.Надменность, «высший свеет»

7.Импульсивность, поверхностность

8.Общаясь, с трудом говорят о ком-то/чем-то, кроме себя и своих интересов -> предъявляют себя, а не взаимодействуют.

10. Относятся к своему телу как к «пластилину», к тому, что можно легко переделать -> частые клиенты пластических хирургов.

Гармоничные черты

1. Яркость, привлекательность, очаровательность, умение быть на переднем плане (перед камерой, зрителями), умение подать себя.

2. Энергичность, легкость на подъем, Сексапильность

3. Широкий круг общения, общительность, тусовочность

4. Творческость, одаренность.

5. Внимательное отношение к внешнему виду, модность, молодость, свежесть.

6. Легкость в выражении своих переживаний, доверие своим переживаниям.

7. Вдохновляют, наполняют своими переживаниями (чувствами) окружающих.

Страхи, Неудовольствие от …

1. Внешней некрасивости, непривлекательности, старости, дефектной внешности

2. Сирости, стандартности, обыкновенности во внешних проявлениях, выглядеть как все

3. Остаться без зрителей, изоляции, безызвестности

4. Скрытности эмоций, чувств, невыразительности

Удовольствие от …

1. Быть в центре внимания (я красив, привлекателен, молод, моден, известен, крут)

2. Большого количества поклонников, обожателей

3. Богатства – у меня много денег, я могу все купить

4. Дорогих игрушек (машин, яхт, дизайнерской одежды, пр.)

5. Хвастовства своими «игрушками» (а у меня круче)

6. Я самый-самый (участие в конкурсах красоты и пр.)

Профессии (комфортные, реализующие)

1. Средства Массовой Информации (передний план)

2. Шоу, кино, театр, музыка

3. Стриптиз, профессиональная сексуальность

4. Модельный бизнес

5. Красивые жены богатых Мужей, Альфонсы

6. Культуризм

Игры-Роли-Манипуляции

2. Супер звезда — модель – актриса, сама Известность

3. Богемность, «ближний круг» самых известных и богатых людей

Внешний вид

Яркий, заметный, модный, с выраженной сексуальностью

Двигательная активность

Размашистая, яркая, сексапильная

Развитие личности (направления)

1. Спокойствие о своей внешности, возможной некрасивости

2. Развитие способности уходить от привлечения явного внимания в саму роль, деятельность

3. Способность легко переходить от яркости и заметности, к тишине и незаметности, умения побыть наедине с самим собой, своим внутренним миром, переживаниями (без обязательного выставления их на показ)

4. Логика, рассудительность, последовательность, видение причинно-следственных связей

Данный тип описан во многих монографиях и руководствах и включен в самые разнообразные систематики психопатий. Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие — только не перспектива остаться незамеченным («жаждущие повышенной оценки» по К- Schneider, 1923). Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Внушаемость, которую нередко выдвигают на первый план, отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не «льют воду на мельницу эгоцентризма». Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству. Истероидные черты нередко проявляются с ранних лет. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других, когда другим уделяют больше внимания. Игрушки им быстро надоедают. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью. Они охотно перед зрителями читают стихи, танцуют, поют, и многие из них действительно обнаруживают неплохие артистические способности. Успехи в учебе в первых классах во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим. С наступлением пубертатного периода обычно наблюдается заострение истероидных черт. Как известно, в последние десятилетия картина истерии у взрослых существенно изменилась. Почти исчезли истерические припадки, параличи и т. п. На смену им пришли менее грубые неврастеноподобные симптомы [Карвасарский Б. Д., Тупицын Ю. Я., 1974; Карвасарский Б. Д., 1980]. Это всецело относится также к подростковому возрасту. Однако в этот период истерические черты характера проявляются прежде всего в особенностях поведения, в подростковых поведенческих реакциях. К тому же акселерация физического развития существенно изменила прежнее представление об инфантильной грацильности, хрупкости, детскости истероидных подростков. Лишь при одном из описанных нами вариантов («лабильные истероиды» — см. стр. 113) нередко приходится встречать грацильную внешность. В прочих случаях от нее может не оставаться и следа. Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков, которые служат причиной обращения к психиатру, на первое место следует поставить суицидальные демонстрации — они послужили причиной направления в подростковую психиатрическую клинику в 80 % случаев истероидных психопатий и акцентуаций характера. Первые суицидальные демонстрации, по нашим наблюдениям, у акселерированных подростков чаще падают на возраст 15—16 лет. Способы «суицида» при этом избираются лишь безопасные (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки) либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т. п.). Обильная суицидальная «сигнализация» нередко предшествует демонстрации или сопровождает ее: пишутся прощальные записки, делаются «тайные» признания приятелям, записываются на магнитофон «последние слова» и пр. В качестве причины, толкнувшей истероидного подростка на «суицид», им самим чаще всего называется «неудачная любовь». Однако обычно удается выяснить, что это — только лишь романтическая завеса или просто выдумка, направленная на то, чтобы «облагородить» свою личность, создать вокруг себя ореол исключительности. Действительной причиной обычно служат уязвленное самолюбие, утрата ценного для данного подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников, лишиться ореола «избранника». Конечно, отвергнутая любовь, разрыв, а особенно появление соперника или соперницы наносит чувствительный удар по эгоцентризму истероидного подростка, если к тому же все события развертываются на глазах приятелей и подруг (см. Михаил Б., стр. 18). Другой причиной суицидальной демонстрации может служить необходимость выпутаться из опасной ситуации, избежать серьезных наказаний, вызвав сочувствие, жалость, сострадание. Сама же суицидальная демонстрация с переживаниями окружающих, суетой, скорой помощью, любопытством случайных свидетелей дает немалое удовлетворение истероидному эгоцентризму. В поисках действительных причин суицидальной демонстрации важно заметить, где она совершается, кому адресуется, кого она должна разжалобить, чье утраченное внимание вернуть, кого заставить пойти на уступки или очернить в глазах окружающих. Если, например, причиной объявляется разлад с возлюбленной, а демонстрация совершается так, что та не только увидеть, но и узнать о ней не может, но зато ее первым свидетелем становится мать (Никита Б., стр. 17), можно не сомневаться, что именно в отношениях с матерью кроется конфликт. Если в качестве причины приводится отвергнутая любовь девушки, которая живет в другом городе и здесь ее никто не знает, а демонстрация (попытка броситься с набережной в канал на глазах у прохожих) совершается перед дверьми своего учебного заведения, весьма престижного, то вскоре выясняется неминуемо грозящее исключение за неуспеваемость. Родители, правда, нередко играют у истероидных подростков роль «козла отпущения» за те «разочарования», которые их постигают в среде сверстников. В случаях истероидных психопатий суицидальные демонстрации могут осуществляться повторно, особенно если предыдущие имели успех, могут превращаться в своего рода поведенческий штамп, к которому прибегают при разного рода конфликтах [Александров А. А., 1973]. К суицидальным демонстрациям примыкает бравада «игрой со смертью» с претензией заполучить репутацию исключительной личности. Кроме суицидальных демонстраций, при истероидном типе психопатий и акцентуаций приходится также встречать острые аффективные суицидные реакции, более частые у лабильных истероидов. Подобные аффективные реакции также чаще всего бывают вызваны ударами по самолюбию, унижением в глазах окружающих, утратой надежд на особую роль, перспективы возвыситься в чьих-то глазах. Аффективные суицидные попытки обычно бывают насыщены элементами демонстративности, нацелены на то, чтобы привлечь всеобщее внимание. Однако они не являются только спектаклем — на фоне сильного аффекта на какой-то момент может промелькнуть истинная суицидная цель или желание вручить свою судьбу делу случая («будь что будет»). На фоне аффекта даже при отсутствии истинного намерения умереть грань безопасного в действиях легко может быть перейдена, и демонстративное по замыслу действие может закончиться завершенным суицидом — такая сила аффектов особенно присуща смешанному истеро-эпилептоидному типу. Свойственное истероидным натурам «бегство в болезнь» при трудных ситуациях, изображение таинственных неизвестных заболеваний приобретает иногда в среде некоторых подростковых компаний, например подражающих западным «хиппи», новую форму, выражаясь стремлением попасть в психиатрическую больницу и тем заполучить в подобной среде репутацию необычности. Для достижений этой цели используются не только суицидальные угрозы, но и разыгрывание роли наркомана и, наконец, жалобы, почерпнутые из книг по психиатрии, причем разного рода деперсонализационно-дереализационные симптомы, идеи воздействия и циклические колебания настроения пользуются особой популярностью. Алкоголизация также может носить чисто демонстративный характер. Сформировавшийся алкоголизм у истероидных подростков встречается довольно редко, причем обычно в этих ситуациях имеет место сочетание истероидности с чертами другого типа. Как правило, выпивают истероидные подростки немного, предпочитают легкие степени опьянения, однако не прочь прихвастнуть огромным количеством выпитого, способностью пить, не пьянея, или изысканным выбором алкогольных напитков («Я пью только коньяк и шампанское»,— заявил 14-летний истероидный подросток). Впрочем, по данным нашего сотрудника Ю. А. Строгонова, в асоциальных компаниях, где умение выпить много вызывает «уважение», истероидные подростки, желая произвести впечатление, что могут «всех перепить», становятся жертвой своих претензий и действительно могут пристраститься к алкоголю. Однако они не склонны изображать алкоголика, так как эта роль не сулит им ни ореола необычности, ни жадно-любопытных взоров. Делинквентность истероидных подростков обычно носит несерьезный характер. Речь идет о прогулах, нежелании учиться и работать, так как «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять видное место в учебе или труде, которое тешило бы их самолюбие, не хватает ни способности, ни настойчивости. Столкновения бывают также по поводу вызывающего поведения в общественных местах, приставания к иностранным туристам, шумных скандалов. В более серьезных случаях приходится сталкиваться с мошенничеством, подделкой чеков или документов, обманом и обворовыванием лиц, к которым вкрались в доверие. Истероиды избегают всего, что связано с грубым насилием, грабежом, взломом, риском, и, по-видимому, сравнительно редко встречаются среди криминальных подростков [Озерецкий Н. И., 1932; Михайлова Л. О., 1976] Побеги из дому могут начинаться еще с первых классов школы и даже в дошкольном возрасте. Обычно они вызваны наказаниями, имевшими место или ожидаемыми, или обусловлены одной из детских поведенческих реакций — реакцией оппозиции. Эта реакция у детей и подростков чаще связана с утратой прежнего внимания со стороны близких. Убежав из дому, они стараются держаться там, где их будут искать, или обратить на себя внимание милиции, чтобы их привели домой или вызвали родителей, или, наконец, каким-либо косвенным образом сигнализируют родителям о своем местопребывании. С возрастом побеги могут становиться более продолжительными и приобретать романтическую окраску. Причины их нередко бывают те же, что толкают на суицидальную демонстрацию,— утрата внимания, крах надежд на возвышенное положение, необходимость выпутаться из истории, которая грозит неизбежностью быть осмеянным и низринутым с почетного пьедестала. Например, уверив своих знакомых в том, что его родители занимают высокое положение, и нарассказав о «роскошном» образе жизни их семьи, 16-летний юноша убежал в дальние края, когда требования приятелей пригласить к себе домой стали слишком настойчивыми. У истероидных подростков сохраняются черты детских реакций оппозиции, имитации и др. Чаще всего приходится видеть реакцию оппозиции на утрату или уменьшение привычного внимания со стороны родных, на потерю роли семейного кумира. Проявления реакции оппозиции могут быть теми же, что и в детстве,— «бегство в болезнь» или попытки избавиться от того, на кого внимание переключилось (например, заставить мать разойтись с появившимся отчимом), но чаще эта детская реакция оппозиции проявляется нарушениями поведения — вдруг начавшиеся выпивки, воровство, прогулы, асоциальные компании предназначаются для того, чтобы просигнализировать близким: «Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я пропаду!» Реакция имитации может многое определять в поведении подростка истероидного типа. Истероиды вообще малооригинальны, и весь их жизненный путь — это подражание кому-нибудь, хотя делается это по возможности незаметно и всегда выдается за «свое». Модель, избранная для подражания истероидным подростком, прежде всего не должна заслонять саму подражающую персону. Поэтому для имитации избирается образ абстрактный или (чаще) лицо, пользующееся популярностью в подростковой среде, но не имеющее непосредственного контакта с данной подростковой группой («кумир моды»). Иногда же подражание зиждется на образе собирательном: в потугах за оригинальностью воспроизводятся сногсшибательные высказывания одних, необычная одежда других, вызывающая манера вести себя третьих и т. п. Реакция гиперкомпенсации менее свойственна истероидам, так как сопряжена с настойчивостью и упорством в достижении цели, которых истероидной натуре как раз не хватает. Зато реакция компенсации бывает достаточно выраженной. Можно думать, что именно эта реакция играет существенную роль в свойственной истероидам «косметической лжи», в фантазиях, которым они заставляют верить других и если не верят сами, то во всяком случае наслаждаются ими. Выдумки подростков-истероидов резко отличаются от фантазий шизоидов. Истероидные фантазии всегда предназначены для определенных слушателей и зрителей, поэтому они изменчивы, учитывая их интересы, вкусы, ситуацию. Истероидные подростки легко вживаются в выдуманную роль и ведут себя соответственно ей. Геннадий У. (стр. 13) был доставлен в подростковую психиатрическую клинику после того, как явился в органы государственной безопасности с заявлением, что его завербовала иностранная разведка, поручает ему устроить взрыв на заводе, указал на определенных лиц как на агентов этой разведки и т. п., что, конечно, было чистейшим вымыслом. Истероидов, склонных к подобному мифотворчеству, со времен Е. Kraepelin (1915), часто выделяют в особую группу психопатов-псевдологов или мифоманов. С нашей точки зрения, для подросткового возраста вряд ли оправдано выделение этой особой группы, так как украшающие собственную личность фантазии и ложь свойственны почти всем истероидным подросткам. И даже когда выдумки составляют главное в поведении, заслоняя, казалось бы, все прочие Истероидные черты, все эти россказни всегда питаются основой истероидного характера — ненасытным эгоцентризмом. Подростковые поведенческие реакции также бывают окрашены этой главной истероидной чертой. Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления — побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. Она может ярко проявляться при обследовании с помощью ПДО. Ею же может быть обусловлен демонстративный нонконформизм — напоказ выставляемое отрицание общепринятых норм поведения, распространенных идеалов, взглядов, вкусов. Однако по сути дела настоящая потребность свободы и самостоятельности вовсе не свойственна подросткам этого типа — от внимания и забот близких они вовсе не жаждут избавиться. В итоге эмансипационные устремления часто сползают на рельсы детской реакции оппозиции. Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство или, во всяком случае, на исключительное положение в группе. Не обладая ни достаточной стеничностью, ни бестрепетной готовностью в любой момент силой утвердить свою командную роль, подчинить себе других, истероидный подросток рвется к лидерству доступными для него путями. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, еще назревающих в ней и порою еще неосознанных желаний и стремлений, истероиды могут быть их первыми выразителями, выступать в роли зачинщиков и зажигателен. В порыве, в экстазе, воодушевленные обращенными на них взглядами, они могут повести за собой других, даже проявить безрассудную смелость. Но они всегда оказываются вожаками на час — перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь задор. Главное, приятели вскоре распознают за внешними эффектами их внутреннюю пустоту. Это осуществляется особенно быстро, когда лидерская позиция достигается другим и более доступным для истероидного подростка путем — пуская «пыль в глаза» историями о своих былых удачах и приключениях. Все это ведет к тому, что истероидные подростки не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же подростковой группе и охотно устремляются в другую, чтобы начать все сначала. Если от истероидного подростка слышишь, что он разочаровался в своих друзьях, можно не сомневаться, что именно те уже раскусили его. В условиях замкнутых подростковых групп, например, в закрытых подростковых учреждениях с регламентированным режимом, где произвольная смена компании затруднена, для того чтобы занять исключительное положение, иногда избирается другой путь. Истероидные подростки охотно принимают из рук взрослых лидерские функции — должности старост, организаторов всякого рода мероприятий — с тем, чтобы занять позицию посредника между старшими и другими подростками и тем упрочить свое особое положение. Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби. Увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими. Если есть способности, то художественная самодеятельность открывает здесь наибольшие возможности. Всегда предпочитаются те виды искусства, которые в данное время наиболее модны среди подростков своего круга (в наш период — эстрадные ансамбли) или могут поразить своей необычностью (например, театр мимов). Нельзя было не заметить среди подростков в 60—70-х годах малую популярность драматических кружков и падающую — танцевальных ансамблей. Порою избранные увлечения, на первый взгляд, не относятся к эгоцентрическим хобби. Однако на самом деле оказывается, что увлеченное занятие иностранным языком, сводящееся обычно к усвоению самых ходовых диалогов, предпринимается для того, чтобы блеснуть перед приятелями беседой с иностранными туристами, а увлечение философией ограничивается самым поверхностным знакомством с модными философскими течениями и предназначено опять же, чтобы своими познаниями произвести впечатление на соответствующее окружение. Подражание йогам и хиппи представляет в этом отношении особенно благоприятную почву. Даже собираемые коллекции могут служить все той же цели — блеснуть ими (и собой!) перед приятелями (Александр Ф., стр. 16). Спорт и другие мануально-телесные хобби избираются гораздо реже, так как требуют большого упорства для достижения престижного положения. В противовес этому лидерские хобби (роль разного рода организаторов и руководителей) более предпочтительны, так как позволяют быть всегда на виду. Однако они вскоре начинают тяготить сопряженными с ними формальными обязанностями. Сексуальное влечение истероидов не отличается ни силой, ни напряжением. В их сексуальном поведении много театральной игры. Подростки мужского пола предпочитают таить свои сексуальные переживания, уходить от бесед на эту тему, так как чувствуют, что здесь им поразить нечем, боятся оказаться «не на высоте». Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные связи и придумывать несуществующие, способны на оговоры и самооговоры, могут разыгрывать роль распутниц, наслаждаясь ошеломляющим впечатлением на собеседника. Следует подчеркнуть, что слабым звеном истероидного типа, удар по которому может выявить истероидные черты при скрытой акцентуации или обусловить яркую истерическую реакцию при акцентуации явной, чаще всего бывают ущемленное самолюбие, утрата внимания окружения или особо значимых лиц, крах надежд на престижное положение, развенчанная исключительность. Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Выставляются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление. При истероидных психопатиях утяжеление черт характера идет как по пути усиления и учащения острых аффективных реакций демонстративного типа с многократными спектаклями, изображающими желание покончить с собой, так и по пути иных демонстративных нарушений поведения. При тяжелых истероидных психопатиях под влиянием психических травм могут развиваться реактивные истерические психозы — истерические сумеречные состояния, псевдодеменция и т. п. Однако в наше время у подростков с истерическими психозами приходится сталкиваться редко и преимущественно в ситуации судебно-психиатрической экспертизы. Истероидные психопатии могут быть как конституциональными, так и следствием психопатического развития, чаще на основе истероидной же, а также лабильной или гипертимной акцентуаций характера при воспитании в условиях потворствующей гиперпротекции. В подростковой популяции истероидная акцентуация установлена у 2—3 % подростков мужского пола и несколько чаще у подростков женского пола [Иванов Н. Я., 1976]. Три варианта истероидного типа в подростковом возрасте встречаются чаще всего. «Чистый» астероидный тип особого описания не требует; примеры различных степеней психопатии и акцентуации характера этого типа даны в гл. I. Лабильный истероид представлен в разделе о лабильном типе (стр. 113). Истероидно-неустойчивый тип довольно распространен, хотя исследован еще недостаточно [Александров А. А., 1978]. Истероидно-неустойчивый тип. Данный тип распространен среди подростков мужского пола. У большинства из них отсутствуют свойственные по классическим описаниям истероидам инфантильность и грацильность телосложения. Наоборот, акселерация физического развития обычно бывает достаточно выражена. Внешне при первом знакомстве такие подростки могут производить впечатление неустойчивых. Асоциальные компании сверстников, выпивки, праздность и тяга к «веселой жизни», пренебрежение своими обязанностями, уклонение от учебы и труда — все это действительно имеет место. Однако за всем этим стоит не бездумность, не почти инстинктивная тяга к постоянным развлечениям и удовольствию, а все тот же эгоцентризм. Все проявления асоциального поведения: алкоголизация, делинквентность и т. п.— служат для бравады перед старшими и сверстниками, для того, чтобы хоть этим путем заработать репутацию исключительности. В самих асоциальных компаниях обнаруживается претензия на лидерство и необычность. Безделие, иждивенчество сопряжено с высокими, фактически невыполнимыми претензиями в отношении будущей профессии. Лживость бывает не только защитной, как у неустойчивых, но она почти всегда служит цели приукрасить себя. В делинквентном поведении умело используются артистические способности (умение втереться в доверие, искусный обман и т. п.). Алексей Д., 17 лет. Отец с матерью много лет в разводе, хотя живут в одной квартире. С отцом не общается. Развивался нормально, до 13 лет учился удовлетворительно, нарушений поведения не было. В 6-м классе учеба показалась трудной, занятия забросил, связался с асоциальной компанией подростков. Стал заниматься «фарцовкой» — перекупал и перепродавал вещи иностранных туристов. Выручал на этом немало денег — стал одеваться по последней моде. Матери объявил, что у него появился друг-моряк, который все привозит из-за рубежа. В 14 лет с двумя приятелями уехал в Таллинн и Киев — с вокзала позвонил матери, чтобы «не волновалась». Заявил, что хочет посмотреть красивые города, но там был задержан милицией в связи со спекуляцией. С трудом окончил 8 классов. По настоянию матери поступил в ПТУ, но там постоянно прогуливал занятия. В 16 лет был осужден за участие в групповой драке. Утверждает, что попал в эту компанию случайно и его «оговорили». Из колонии был вскоре освобожден в связи с амнистией Там, по его словам, с товарищами легко установил контакт, но угнетал суровый режим. После освобождения сперва вернулся в ПТУ, но вскоре занятия бросил. Все дни проводил в каких-то компаниях. По словам матери — медицинской сестры — стал возвращаться домой в необычном состоянии, каким-то возбужденным. Мать заподозрила употребление дурманящих средств. Был направлен на обследование в подростковую психиатрическую клинику. В клинике держится претенциозно. Горд тем, что у него «иностранная фамилия». Во время беседы рисуется, кокетливо заводит глаза. Рассказал, что выпивок избегает, водки не пьет совсем, в компаниях старается выпить не более одного стакана некрепкого вина. В 13 лет с товарищами нюхал пятновыводитель, но вскоре бросил — «надоело». По его словам, выйдя из колонии, в своих компаниях охотно употреблял различные таблетки (седуксен, пенталгин и др.), желая вызвать «кайф». При поступлении в клинику никаких явлений абстиненции не обнаружил. Среди подростков претендует на лидерство, старается произвести впечатление рассказами о своем асоциальном прошлом. Учиться в ПТУ отказывается. Сказал, что согласился бы пойти на «курсы поваров для заграничного плавания», но тут же демонстративно заявил, что «пятно колонии» испортило ему жизнь — никуда в «приличное место» его не возьмут. Обучение в ПТУ специальности радиотехника считает недостойным для себя. Говорит, что увлекается современной поп-музыкой, быстро называет несколько модных вещей и ансамблей, но знания и здесь поверхностные: видимо, больше был занят спекуляцией магнитофонными записями, чем самой музыкой. При осмотре — выраженная акселерация физического развития. Рост 184 см при массе тела 64 кг. Половое развитие завершено. На теле татуировка с криминальной символикой (знаки судимости, пребывания в тюрьме, символ стремления к «свободе»). При неврологическом и соматическом обследовании — без отклонений. Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки, несмотря на установленную склонность к диссимуляции характера, диагностирован выраженный истероидный тип. Видимо, в связи с диссимуляцией черты неустойчивого типа не диагностированы. Признаков, указывающих на формирование психопатии, не установлено. В связи с диссимуляцией определение других показателей может быть неверным (конформность средняя; реакция эмансипации не выражена, склонности к делинквентности не выявлено). К алкоголизации отношение отрицательное. По шкале субъективной оценки самооценка отражает диссимуляцию и установочное поведение: выступают черты конформного и паранойяльного типа, достоверно отвергаются только сенситивные черты (т. е. обнаруживается стремление показать себя «правильным» и «сильной личностью»). Диагноз. Психически здоров. Нарушения поведения на фоне акцентуации по истероидно-неустойчивому типу. Катамнез через два года. Повторно осужден за спекуляцию. Диагностика истероидного типа у подростков должна осуществляться с осторожностью. Не следует обманываться кажущейся легкостью. Истероидные черты могут быть поверхностным наслоением на характерологическую основу другого типа — лабильного, гипертимного, эпилептоидного и даже шизоидного. Эти же черты могут включаться в картину органической психопатии. Демонстративно суицидальное поведение у эпилептоидных подростков также может навести на ложную мысль об истероидности. К сказанному следует добавить еще необходимость дифференцировать между истероидностью и выраженным психическим инфантилизмом в подростковом возрасте, когда также можно встретить необузданное фантазирование, выдумки, детскую эмоциональную выразительность, внушаемость и многие другие сходные с истероидными черты. Однако отсутствие выраженного эгоцентризма позволяет отличить таких подростков от истероидов.

Истероидный тип личности – это гистрионный характер человека, который проявляется в виде истерических проявлений, замечаемых окружающими людьми. Этот тип бывает разным. У талантливых людей, которые состоялись в публичной профессии, встречается истероидный тип личности. У тех, кто страдает судорогами, но не болеет эпилепсией, появляется слепота без патологии глаз, а также проявляются другие патологические симптомы, проявляется истерический невроз.

Истероиды активны, всегда со страстью вовлекаются в игру и не могут отвлечься, даже чтобы поесть. Это будет продолжаться до тех пор, пока голод не станет интенсивным. Тогда они могут ненадолго забежать на кухню и быстренько что-то перекусить.

Женщины истероидного типа личности болезненно воспринимают превосходство мужчин. С взрослением они понимают, что власть, ценность отдается мужчинам. Это сложно осознается и отрицается женщинами с таким типом личности.

В детском возрасте девочкам достается больше внимание, так как они милые, наивны. Подрастая, они начинают замечать, что люди становятся уделять ей меньше внимания.

Если в семье, где растет исероидный ребенок нет отца, то это создает в ее понимании образ неизвестного, волнующего, который подходит для идеализации. В полной семье, девочки с ужасом и любовью относятся к отцу, так как у истероидных детей чаще всего отцы имеют взрывной, эмоциональный характер.

Черты характера

Для истероидов характерны следующие черты характера:

  • капризность;
  • хваставство;
  • громкие, яркие, им сложно быть незаметными и тихими;
  • импульсивность;
  • во время общения редко говорят о ком-то, кроме себя;
  • к своему телу относятся как к глине, из которой можно вылепить любую фигуру.

Положительными чертами считаются:

  • одаренность;
  • большой круг общения;
  • легкость на подъем, энергичность;
  • яркость, привлекательность.

Истероиды внимательно относятся к своему внешнему виду. Они никогда не покажутся на людях без маникюра, прически, макияжа, в простой, не модной одежде. Такие люди выбирают профессии, связанные с шоу-бизнесом, СМИ, модельный бизнес или просто становятся женами богатых мужей.