Испытание любовью. "Базаров и Одинцова: испытание любовью". план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему Как проходит герой испытания любовью

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченская специализированная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект урока литературы

в 10 классе

«Испытание любовью в романе И.С.Тургенева

«Отцы и дети»»

Подготовила:

учитель русского языка и

литературы

Ашнина О.Э.

г. Керчь, 2015

Тема: «Испытание любовью в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»»

Цель:

Образовательная : учить сопоставлять разные истории любви героев и делать выводы о том, какова концепция любви в романе, анализировать сцены, где через чувство раскрывается развитие образа главного героя, особенности творческого подхода мастера к теме любви; формировать осознанное отношение к событиям и героям романа Тургенева, умение давать нравственную оценку их поступкам;

Развивающая: развивать познавательные способности учащихся в процессе урока, образное и логическое мышление, критическое мышление, развивать монологическую речь учащихся за счет аргументированных ответов; навыки анализа и комментирования, умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения; развивать индивидуальные способности

Воспитательная : Воспитывать чувство прекрасного, интерес к русской литературе, стремление к самопознанию, любовь и уважение к людям, способность сопереживать; формировать систему нравственных ценностей.

Методы работы на уроке : репродуктивный; частично-поисковый; эвристический.

Используемые технологии : лично-ориентированная технология, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная технология, элементы технологии критического мышления

Эпиграф
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний. Звучит запись сонаты №2 Бетховена

1) Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать и анализировать роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Но сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Учащиеся кратко обобщают тему предыдущего урока, акцентируя внимание на основных проблемах, поднятых в романе

(Примерный ответ:. Большое внимание в романе уделяется философско-художественным раздумьям Тургенева о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. В романе подробно освещается глубоко волновавшая Тургенева нравственная сторона во взаимоотношениях младшего и старшего поколений, говорится о ложной и истинной дружбе и товариществе, много страниц уделяется любовному конфликту.)

    Коллективное составление опорной схемы «Проблематика романа»

1)конфликт поколений 2) отношение к культурному наследию 3) нравственные ценности 4) истинная и ложная дружба

5) любовный конфликт

2) Проверка домашнего задания: обучающиеся анализируют проблему, аргументируя примером из текста.

Слово учителя : Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений. Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно А Евгений Базаров, являясь непримиримым нигилистом, был в центре всех конфликтов романа

*взаимооценивание или самооценивание (по шкале)

    Подведение к теме урока.

Слово учителя : Главный герой всегда умел четко и убедительно аргументировать свои взгляды на все затронутые в романе проблемы. Его слова редко расходились с делом. Он не боялся испытаний, которые посылала ему судьба…Но было одно испытание, которое пошатнуло его непримиримые взгляды….Это…?

( обучающиеся дают ответ) Это испытание любовью.

Итак, мы определили тему урока.

3. Учебный материал

1) Определение темы, работа с высказываниями, постановка задач

* Индивидуальное задание для обучающегося, с низкой познавательно активностью : найти 3-4 высказывания о любви, которые бы подходили к теме урока(работа с компьютером):

Учитель: К теме любви обращались почти все поэты и писатели всех времён и народов. И для каждого из них любовь имеет особое, личное значение.

(работа с цитатами и высказываниями)

* Постановка задач урока:

Какие же вопросы, по вашему мнению, мы будем рассматривать?

Рассуждать, какое место занимает любовь в жизни тургеневских героев

Способны ли они к глубокому и сильному чувству?

Выдержали ли они испытание любовью?

Как изменилась их жизнь? Какими они стали? Какая бывает любовь?

2) Работа с мини-презентацией «И.Тургенев и Полина Виардо»

Слово учителя : Чтобы лучше понять героев Тургенева, нужно понять отношение к любви самого автора.

* Индивидуальное(домашнее) задание для сильных обучающихся: представление и защита презентации«И.Тургенев и Полина Виардо»

    Работа с высказываниями И.Тургенева

- «С той самой минуты, как я увидел её в первый раз, с той самой роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит хозяину. Я…я уже не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной…»

- «Я люблю её больше, чем когда-либо, и больше, чем кого-либо на свете»,- признавался он в письме Л. Н. Толстому в 1857 году (через 13 лет знакомства!).

(рассказ о великой любви Тургенева и Виардо)

Вывод: Любовь для Ивана Сергеевича Тургенева все: страсть, упоение, страдание …

3). Исследовательская работа

Слово учителя : В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии

*Работа в группах: Задания по группам – охарактеризовать каждую любовную линию

Участники групп, отвечая на вопросы составляют общую характеристику взаимоотношений героев.

Представители групп дают характеристику любовных отношений и делают вывод.

*1 группа . Первая любовная линия: Николай Петрович и Фенечка (презентация)

Вопросы к группе:

1. Когда происходят описываемые события? (весной). Почему весна, а не осень, зима?

2. Кто вспоминает стихи Пушкина о любви?

(Н. П. Кирсанов). Почему? (любит Фенечку)

(Выступление ученика – рассказ об истории любви)

3. Помнит ли он свою первую жену? О чем это говорит?

Как они жили? Сколько лет они прожили? (Десять лет прошло как сон)

4. Что связывает его с Фенечкой? Любит ли ее? (учащиеся находят примеры из текста)

5. Что, на ваш взгляд, значит любовь для Фенечки? Найдите цитаты в тексте.

(Я Николая Петровича одного на свете люблю и век буду любить.

Мне не любить – да после этого мне и жить не надо!)

6. Что общего у этих людей?

7. Боится ли Николай Петрович осуждения сына, брата? Что они ему

советуют? И чем завершаются эти отношения? (найти цитаты в тексте)

Характеристика любви : тихая, семейная, спокойная, естественная

Вывод . Николай Петрович очень любил свою первую жену, хранил верность, но его доброта и чувство любви ко всему ближнему помогли обрести счастье с Фенечкой. Он стал счастливым семьянином.

*2 группа . Вторая любовная линия: Павел Петрович и княгиня Р.(презентация)

1. Счастливый ли человек Кирсанов?

2. Какова история его любви? Как он добивается любви княгини?

3. Взаимны ли их чувства?

4. Что значит для него эта любовь? Повлияла ли любовь к княгине на жизнь Павла Петровича?

5. Кем была для него Фенечка? Почему именно на неё обратил он внимание?

6. Что значила любовь в жизни Павла Петровича Кирсанова?

Характеристика любви: роковая, страстная, трагичная, безответная…

Вывод. Княгиня Р. изменила всю жизнь Павла Петровича Кирсанова. Он бросил все ради нее. Карьеры, родового имения, любви – ничего нет. Есть только память о всепоглощающей любви. После смерти княгини ущла душа. … Любовь, по Тургеневу, - это страшная и трагическая сила.

* 3 группа . Третья любовная линия: Аркадий и Катя.

    Кого ждет счастливое семейное счастье? (Аркадия и Н. П. Кирсанова).

    Чем привлекла Аркадия Одинцова? Почему он не стал добиваться её любви?

    Отношение Аркадия к Кате

    Какими они были вначале? Почему они сблизились? Что их объединяло? (найти цитаты из текста)

    Чем похожа судьба Аркадия на судьбу его отца?

    Что ценят они в женщинах?

    Что значит для Аркадия любовь?

    Будут ли они счастливы? Что об этом говорит автор?

Характеристика любви: взаимная, надежная, простая, земная, ориентированная на создание семьи.

Вывод : Аркадий Кирсанов похож на своего отца: добрый, романтичный, восторженный, чувствующий красоту природы, ценящий искусство. В Кате он нашёл свою любовь. Они близки по духу, их многое объединяет. Их ждет тихое семейное счастье.

    Коллективно : Четвертая любовная линия: Любовь Базарова (презентация учителя)

Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

Ребята приводят цитаты:

Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

Вопрос: Какое отношение Базарова к любви?

(ответы детей)

Базаров и Одинцова: испытание любовью. Тема любви в романе.

Цели: рассмотреть образы Базарова и Одинцовой; совершенствование навыков анализа прозаического произведения; воспитание у студентов активной жизненной позиции.

Оборудование: портреты Базарова и Одинцовой, запись романса Тургенева «Утро туманное» (в исполнении Н. Обуховой)

Ход урока.

Тайны человеческой жизни велики, а любовь -

самая недоступная из этих тайн.

И. С. Тургенев

« Спящее, холодное сердце»

А. Одинцова

«Страстное, грешное, бунтующее сердце»

Е. Базаров

    Оргмомент

    Вступительное слово учителя.

Один из исследователей «Отцов и детей» писал: «Нигилизм нашел свою судьбу там же, гегельянство – у ног женщины». И действительно, у Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Сердца русских женщин у Тургенева – пробные камни интеллигентских настроений. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и демократ-нигилист Е. Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем.

Переход к проблеме.

- Мы уже говорили о взглядах Базарова на искусство, природу, а как смотрит он на любовь (до встречи с А. С. Одинцовой)?

- Вульгарно-материалистически: («любовь – белиберда», «романтическая бредь», «можешь – добейся толку, нет – отвернись»)

Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.

    Работа с текстом.

- Что думает о любви, о женщине Базаров в начале романа? Найдите необходимые цитаты.

- «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?»

Почему Базаров и Аркадий едут в город?

И вот на балу у губернатора Базаров с Аркадием встречают Анну Сергеевну. Какое впечатление произвела на Базарова Одинцова при первом знакомстве?

- « Это что за фигура?»

Что привлекало Базарова в ней?

- Сочетание «герцогини», дворянки с чисто русскими, национальными чертами: достоинством, спокойствием, добротой и силой. Она далека от народной среды, но и на ее долю выпало много невзгод.

Только ли внешне привлекла Базарова Одинцова?

- Интересная собеседница, спорит, не соглашается с Базаровым (примеры: глава 16 спор об антропологической теории). Одинцова заводит Базарова в споре в тупик. Но Базаров и не спорит, он полюбил.

Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

« Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. Вот те раз!- бабы испугался!»- подумал он, заговорил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»

До встречи с Одинцовой Базаров считал: « Нравится тебе женщина - старайся добиться толку; а нельзя- ну, не надо, отвернись- земля не клином сошлась»

Так ли это? Почему Базаров не смог « отвернуться» от Одинцовой?

Проследите за поведением Базарова после встречи с Одинцовой.

- Как ведет себя герой, впервые полюбив?

В нем проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал – романтик (глава 17, прогулка Базарова ночью по росе).

Чтение фрагмента.

Переход к героине.

Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой. Расскажите историю её

-- Чем были для Базарова дни, проведённые в имении Одинцовой?

С приездом в поместье Анны Сергеевны начинается смятенность Базарова. «Какой я смирненький стал», - отмечает Базаров.

- А что же Анна Сергеевна? Прав ли критик Писарев, утверждая, что у Анны Сергеевны был зародыш чувства, она не дала ему развиться?

Ответом на этот вопрос является глава 17. Это кульминация в отношениях героев. Героиня жаждет любви, но спокойной, контролируемой, а не страстной, которая «бог весть до чего доведет». Спокойствие ей дороже. Базаров же в чувстве груб, нетерпелив, он вспугнул ее чувство. Он не умеет тонко чувствовать.

Базаров и Одинцова в сцене объяснения. Сравните поведение, чувства героев.

Базаров : «Страсть в нём билась сильная и тяжёлая».

Одинцова : «Заставила себя дойти до известной черты».

Продолжите ряд сопоставлений

«Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились»

Автор прослеживает внутреннее состояние Базарова («он легко раздражался, говорил нехотя») и в то же время отмечает глубинные психологические различия между главным героем и Одинцовой. Он захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, сродняя злобе».

Одинцова же, привыкшая руководствоваться в жизни больше рассудком, чем чувством, под влиянием уходящей жизни и желания новизны «заставила себя дойти до известной черты» и спокойно отступила.

Базаров после своего признания всю ночь «не спал и не курил» и почти ничего не ел. Автор отмечает: «Сумрачно и резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки».

Элементы дискуссии: «Но почему они не остались хотя бы друзьями? В чем причина краха их отношений?»

Точки зрения.

    Базаров раздваивается между философской системой демократа и романтической «белибердой»: он и любит Одинцову, и ненавидит одновременно. Материалист Базаров душит Базарова-романтика.

    Любовь Базарова страстное, но тяжелое чувство. Герой нетерпелив, порой глух к настроению, даже бестактен, и огонек любви (в душе Анны Сергеевны) погас.

    Одинцова хочет полюбить, но не может, боясь потерять свободу. Оба героя слишком властны, самостоятельны, привыкли довлеть над другими, а в любви кто-то должен уступать.

Вывод, итог спора . Базаров, полюбив, бежит от любви, потому что считал ее предрассудком, чепухой, но любовь, мстя за себя, поставила героя в драматическое положение – ему отказали, его любовь безответна. Оба героя испугались любви (и потери независимости).

Почему трагедия Базарова дана на фоне любви Аркадия и Кати? Какова их функция в замысле автора?

Аркадий свою страсть к Анне Сергеевне сначала заменил на спокойную дружбу с Катей, которая постепенно переросла в любовь.

Оба (Катя и Аркадий) одинаково ровные/ романтичные натуры. Базаров и Анна Сергеевна на фоне Кати и Аркадия почувствовали себя стариками, рационализм и гордость состарили их до времени.

Каким образом Евгений Базаров пытается подавить в себе любовную тоску?

Финал.

- Зачем же перед смертью Базарову обязательно нужно видеть Анну Сергеевну?

Перед смертью человек не может лгать, сдерживать свои истинные чувства, и Базаров отдает себя во власть романтической любви. Она победила. Прощание с Анной Сергеевной чисто пушкинское: «Вы молоды, прекрасны, и должны жить долго …». (У Пушкина «Я вас любил так искренне, так нежно, как, дай вам Бог, любимой быть …)

- Нужно ли было Базарову умирать?

    Демократ Базаров вторгался в жизнь самоуверенно, его материалистический скальпель отсекал все жизненное (природу, искусство, любовь), пока именно скальпель не поразил его самого.

    Пред лицом смерти отступили и медицина, и физиология, оставив Базарова наедине с собой. Умирающий Базаров прост, человечен. Базаров-атеист свое спасение видит в родительской любви-молитве.

Звучит романс «Утро туманное».

    Итоги

    Домашнее задание:

Отличное сочинение на тему: «Испытание Базарова любовью», написано от первого лица и отлично продемонстрирует ученикам средних и старших классов, один из вариантов написания данного сочинения. Материал подойдет для учеников следующих классов:

  • 9 класс;
  • 10 класс;
  • 11 класс.

Сочинение «Как базаров прошёл испытание любовью»

В том, что Базаров влюбился в Одинцову не остаётся сомнений. Она была умной и красивой женщиной, имеющей опыт и не похожей на остальных. Одинцова понравилась Базарову сразу. С самого первого момента она поразила его богатством своего тела. Он говорит, что хочет лишь очередной интриги, прикрывается цинизмом, но несмотря на это он ведёт себя не как обычно, что видит даже Аркадий.
Базаров вдруг замечает «романтизм» в самом себе. Но он не хочет этого, он не признаёт любовь как чувство и как нечто необходимое. Но он встретил женщину, равную себе, женщину, которую уважал и от которой он не может отвернуться так, как можно отвернуться от любой другой, понимая, что нет шансов на взаимность. Одинцовой он говорит: «вот чего вы добились». Он даже не способен признаться ей в люби, смотря в лицо, а стоит к ней спиной.

Ему легко говорить о любви, отрицая её, пока он сам не сталкивается с ней лицом к лицу. И тогда он трусит, бежит от неё. А что нужно было сделать, чтобы выдержать это испытание? Жениться на Одинцовой? Как-то измениться и заделаться в галки? Может быть.

Он не выдерживает испытание любовью. Да, он едет к ней вновь, с надеждой на то, что она ответит ему взаимностью. Но он и сам не признаёт свою надежду. Он забыл продумать план действий и понять, что делать и что менять в себе. Когда Базаров встречается с Одинцовой вновь, он уже никак не показывает своей любви, говорит, что это чувство напускное. Тургенев пишет: «Была ли правда, полная правда, в их (именно «их», а не «его») словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно». Из этих слов становиться ясно, что правды не было, и они любили друг друга. Почему тогда расстались?

Умирая Базаров хочет видеть Одинцову. В нём вдруг появляется старательно скрываемый «романтизм» и он говорит абсолютно искренне, любя Одинцову, и можно даже сказать, что он выдерживает это испытание, но уже слишком поздно. «Прощайте…» - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.

И. С. Тургенев в каждом произведении испытывает героев любовью. Евгений Базаров не явился исключением. Любовная история помогает раскрыть образ главного героя наиболее полно.

Базаров знакомится с Анной Одинцовой на губернаторском балу, куда приезжает вместе с другом Аркадием. Видя ее, он говорит, что она «на остальных баб не похожа». Базарова отличает упрощенный, «анатомический» взгляд на женщин. Для героя они – всего лишь биологические объекты.

После того, как Одинцова зовет Базарова к себе в имение, он заинтересовывается ею и старается проводить с ней все свое время. Интерес к Одинцовой становится переломным в судьбе Базарова. Нигилизм, отрицающий любовь, сталкивается с реальной жизнью, в которой герой влюбляется, но все же пытается отрицать это чувство и подавить в себе. Однако реальность побеждает теорию, и Базаров влюбляется бесповоротно.

Одинцова же увлечена Базаровым, он ей любопытен. Однако, холодная и рассудительная, героиня пугается потерять ту спокойную и комфортную жизнь, которую так ценила. Ведь страстная любовь Базарова однозначно привела бы в диссонанс размеренную жизнь Одинцовой. Испуг и нежелание менять свою жизнь становится причиной несостоявшейся любви героев.

Когда Базаров объясняется с Анной и признается ей в своих чувствах, она отказывает ему. Это сильно влияет на душевное состояние героя. Испытание любовью становится для Базарова роковым. Все его убеждения ломаются, он постоянно думает об Одинцовой. И вот, переживая внутренние терзания, герой принимает решение лечить мужика от тифа. Это приводит его к заражению. Чувствуя приближающуюся смерть, Базаров хочет проститься со своей возлюбленной. Автор описывают этот эпизод не как встречу возлюбленных, а как встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой понимает, что сейчас ею движет только жалость к нему, а не любовь. В этом весь трагизм героя: он ломает все свои принципы ради женщины, которая не отвечает ему взаимностью.

Одинцова не способна на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.

Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма.

Тургенев дает возможность читателю поразмышлять над вопросом, что было бы, если бы любовь оказалась взаимной. Возможно, Евгений Базаров бы полностью отступил от теории нигилизма и полюбил бы жизнь такой, какой она есть. Но есть вариант, что он, разочаровавшись в любви, укрепил бы свои взгляды на жизнь.

Таким образом, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что нигилист Базаров нуждается в любви. Его встреча с Анной Одинцовой показала, что он может искренне любить. Но его отношения с Одинцовой с самого начала были обречены. Они вспыхнули ярко, но завершились, даже не начав свое развитие.

Вариант 2

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.

Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.

Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.

Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.

Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь - это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений - выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.

История любви Базарова и Одинцовой

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время. Однако одним из важнейших аспектов произведения является тема испытание любовью героев, которая обнажает самые далёкие уголки человеческой души и попросту открывает глаза на наш мир – прекрасный, сложный и удивительный.

Один из главных героев произведения «Отцы и дети», Евгений Васильевич Базаров, славился своим рациональным отношением к жизни. Он был нигилистом, на первостепенное место возводил разум, а не чувства, буквально «жил» любимым делом – изучением медицины, и неоднократно скептически отзывался и о поэзии, и о романах, и вообще о чувственном аспекте человеческой жизни. Превыше всего Базаров оценивал разум, самодостаточность и целеустремлённость - всё то, из чего состояла его жизнь до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна, обеспеченная вдова, притягивала внимание Базарова с самых первых минут знакомства. Красивая, статная, уверенная в себе женщина попросту не могла не заинтересовать Евгения Васильевича. Базаров влюбился. Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался.

Возможно, если бы эта любовь оказалась взаимной, всё было бы иначе. Евгений Базаров полюбил бы жизнь такой, какой она является – без условностей, без вечного отрицания буквально всего на свете. А возможно, Базаров бы разочаровался и в любви, со временем вновь лишь сильнее укрепившись в нигилизме. Этого мы уже не узнаем.

Я полагаю, что испытание любовью, выпавшее на долю Евгения Васильевича Базарова, стало одним из наиболее значимых моментов в его жизни. Человек, всю жизнь уделявший внимание лишь разуму, его развитию и постижению, впервые открыл для себя другой, совершенно иррациональный мир – мир чувств, эмоций и душевных терзаний. Пожалуй, встреча с Анной Сергеевной и стала тем переломным моментом в жизни героя, после которого она словно разделилась на две части – часть «до» и часть «после». К сожалению, нам не удастся проследить за дальнейшим развитием Базарова, понаблюдать, какой жизненный путь ему бы предстояло пройти, если бы не скоропостижная смерть. В этом и заключается драма произведения, как и драма самой человеческой жизни – внезапное, такое несправедливое завершение.

Тема: Испытание любовью

(по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Цели урока:

образовательные

    выявить понимание обучающимися внутреннего мира главного героя и особенностей его отношения к любви;

развивающие

    продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

аргументировано доказывать собственное суждение;

воспитательные

    формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).

Методы работы на уроке:

    репродуктивный;

    частично-поисковый;

    эвристический.

Материально-техническое оснащение:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    презентация «Испытание любовью»

    фрагмент видеофильма “Отцы и дети”(1958)

    тетради по литературе;

Тип урока: урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Педагогическая технология: технология проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

    фронтальная;

    парная;

    индивидуальная.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать и анализировать роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду: Это сильнее смерти и страха смерти . Только этим держится и движется жизнь (И.С. Тургенев). Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока – «Испытание любовью». Записываем. Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев). Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

II . Актуализация знаний

Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем небольшой тест.

Тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1.Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?

А. Фенечка

Б. Катя

В.Одинцова

Г. княгиня Р.

2.Основой конфликта романа Тургенева является:

А. Ссора между Базаровым и Кирсановым П. П.

Б. Конфликт между Базаровым и Николаем Петровичем.

В. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

Г. Борьба между монархистами и народом.

3. Кого из героев романа называют «нигилистом»?

А. Е. Базарова. В. Николая Петровича.

Б. Аркадия Кирсанова. Г. Другого персонажа.

4. Какова будущая специальность Е. Базарова?

А. Революционер. В. Дипломат.

Б. Врач. Г. Банкир.

5. Кто был главным оппонентом в спорах Е. Базарова?

А. Кукшина. В. Одинцова.

Б. Павел Петрович. Г. Аркадий.

6. Кому принадлежат слова: «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет»?

А. Аркадию Кирсанову. В. Е. Базарову.

Б. Н. П. Кирсанову. Г. П. П. Кирсанову.

7. Какой момент в биографии Базарова был переломным в осознании им своей личности?

А. Знакомство с Фенечкой. В. Разрыв Аркадием.

Б. Спор с П. Кирсановым. Г. Любовь к Одинцовой.

III . Введение проблемной ситуации

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”.

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

Сегодня мы поговорим о том, как любовь воздействует на человека. Нам предстоит раскрыть отношения героев друг к другу, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит испытание любовью.

Проблемный вопрос

IV . Выдвижение гипотезы

Ответы обучающихся:

1) В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает п роверку любовью. Базаров пожертвовал всем ради любви, не убежал от своего страстного чувства и не отверг даже на смертном одре.

2) Выдержал ли Базаров испытание любовью? И да, и нет. Любовь в нем победила отрицание, но, победив, сломала , покачнула уверенность, лишила желания жить.

Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему? Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

Обращение к информационным листам с цитатами из текста.

Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

Мы с тобой те же лягушки… Разве у лягушек есть любовь? И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

Аналитическая беседа по вопросам.

Вопросы:

1) Как относится Базаров к чувству любви между мужчиной и женщиной?

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила.

2) С каким из утверждений Базарова вы бы согласились и почему?

На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

3) Что это за встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

4) Где Базаров впервые видит Одинцову?

Впервые она появляется на балу у губернатора.

5) Давайте обратимся к портрету героини и попытаемся выделить главные черты её облика.

Работа по тексту

(Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе, гордости и даже высокомерия):

Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

Одинцовой пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии Аркадий чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница лет между ними была гораздо значительнее. Нос у неё был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины. Звук ее голоса не выходил у него из ушей, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время. Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, но спокойствие Одинцовой сообщилось и ему. Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер. Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось в ее словах; по иным ее замечаниям Аркадий заключил, что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое...

V . Проверка гипотезы

Задание группе. Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Сообщение обучающегося

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

6) Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, ведет себя цинично. Меняется ли его отношение к ней впоследствии?

Тургеневский герой, отвергающий отношения мужчины и женщины, попадает в сети любви.

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Вспомните. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр» Так оценил Базаров прекрасный экземпляр той же лягушки: Одинцову

Цинизм – конфуз – испуг – стремление понравиться - интерес – мучительное чувство.

Цинизм – конфуз – интерес – стремление понравиться – испуг - мучительное чувство (правильно)

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

С приезда в поместье Одинцовой начинается смятённость Базарова. Про себя он замечает: “Какой я смирненький стал”. За это время, проведённое в имении Одинцовой, Базаров изменился: “…что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…”

Обращение к информационным листам. Работа по тексту:

Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

Сердце у него действительно так и рвалось”.

Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

8) Как вы думаете, что же поселилось в душе, в сердце Базарова? (Евгений не может уехать, он полюбил. Трудно бороться с самим собой, но он таит свою любовь, мечтает о нежности)

Не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

9) Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви? ( Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой)

Задание группе:

Обратимся к сцене признания (глава 16). Просмотр эпизода (проектор)

10) Как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием? ( С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать)

11) Почему Одинцова решила “не шутить”? (Анна Сергеевна испугалась. Она уже всё испытала в жизни. Грубость, необузданность Базарова её страшили. Одинцова привыкла к спокойной размеренной жизни. Даже заметила, что боится Евгения. Одинцова выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: то равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

12) Кто виноват в том, что любовь не состоялась? (Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.)

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.

13) Скажите, когда происходит последняя встреча с Одинцовой? Как прошло испытание? Как ведет себя Базаров? (Он решителен, мужествен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться. Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй.)

Обращение к тексту. Зачитывание эпизода «Одинцова у постели умирающего Базарова):

Сколько страдания испытывает Базаров при последнем визите Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему.

VI . Систематизация знаний и умений

Напоминание проблемного вопроса:

Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как заканчивается для Базарова это испытание?

Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью?

(Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение.

Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам.

Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.

Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце»)

Вывод

Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Любовь помогла пересмотреть Базарову свои взгляды. В любовном конфликте он выглядит крупной личностью. Автор отражает его глубокие психологические переживания. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоизмом женщины, но его чувства к ней и разрыв трагичны для него. Одинцова помогла герою открыть в самом себе тайники, о которых он даже не подозревал. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким: не боящимся, умеющим любить.

VII . Домашнее задание

-Написать сочинение-миниатюру Базаров умирает нигилистом, преодолевшим кризис «веры» или романтиком?

-Доскажите судьбы героев романа

VIII . Рефлексия

Подводя итоги, необходимо выбрать слова, которыми мы можем оценить наш урок. Пусть каждый из вас в листе-тесте под №8 напишет цифру, название которого отражает ваше сегодняшнее отношение к занятию:

    интересно, познавательно;

    жизненно, полезно;

    скучно, посредственно;

    трудно, утомительно.