Иосиф Райхельгауз: биография, творчество, карьера, личная жизнь. Райхельгауз Иосиф Леонидович: биография и работы — Прописки за что лишили

Иосиф Леонидович Райхельгауз (род. 12 июня 1947, Одесса) - советский и российский театральный режиссёр, педагог; народный артист Российской Федерации (1999), профессор Российского института театрального искусства (ГИТИС), создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы». Член Общественного совета Российского еврейского конгресса. Фото: Wikipedia / Dmitry Rozhkov

Если бы не стал он режиссером, то несомненно сказал бы свое собственное слово в литературе

Матвей ГЕЙЗЕР

ШСП – это недавно возникший, а сегодня весьма знаменитый московский театр – «Школа современной пьесы», объявивший о своем рождении 27 марта 1989 года спектаклем современного драматурга Семена Злотникова «Пришел мужчина к женщине». Постановщиком спектакля был Иосиф Леонидович Райхельгауз, режиссер в ту пору уже знаменитый в московских театральных кругах. Сегодня И. Райхельгауз – Мастер, признанный не только СМИ (как много, увы, от этого зависит), не только сильными мира сего, но, прежде всего, — зрителями. Путь к этому признанию был непростым и нелегким – И. Райхельгауз не взошел на Парнас легкой походкой.

До «Школы современной пьесы» он учился в разных театральных институтах в Харькове, в Ленинграде; и отовсюду был отчислен за профнепригодность. Был студентом факультета журналистики ЛГУ и уже на самом финише, перед защитой диплома, узнал, что Анатолий Васильевич Эфрос ведет набор в свою группу в ГИТИСе. Поступил. Когда учился на четвертом курсе, поставил в Театре Советской армии «И не сказал ни единого слова» по Генриху Белю. Спектакль был замечен. После того, как его увидели Галина Волчек и Олег Табаков, они пригласили начинающего режиссера (было тогда Райхельгаузу 25 лет) штатным режиссером в театр «Современник» – такое не всегда может присниться и в хорошем сне. Но давно известно, что добро уживается рядом со злом. Спектакль в Театре Советской армии был снят.

Очень скоро такая же неудача постигла Райхельгауза и в других театрах. Он поставил спектакль «Автопортрет» по пьесе А. Ремеза в театре Станиславского, но и этот спектакль был запрещен. В театре на Таганке не выпустили подготовленный спектакль «Сцены у фонтана» по пьесе Злотникова», автора, по пьесам которого в «Школе современной пьесы» идут многие спектакли. В театре Станиславского, где совсем недавно вычеркнули из репертуара спектакль «Автопортрет», вскоре, после первого показа, запретили спектакль «Взрослая дочь молодого человека», поставленный Райхельгаузом по пьесе Славкина. Казалось, столько ощутимых ударов в короткий срок могли бы, должны были остановить рвение начинающего режиссера или, по крайней мере, урезонить его – ведь были пьесы с намеком на «вольность» (скажем, «Премия» по пьесе А. Гельмана), которые позволяли ставить.

Здесь уместно задаться вопросом: что есть для Райхельгауза театр? Думается мне, в значительной степени – кафедра, как заметил Н.В. Гоголь, с которой можно много сказать миру добра. Бывая на спектаклях Райхельгауза, я думаю, что он придерживается принципа великого Вольтера:

«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».

Но поучает зрителей Райхельгауз исподволь, умело. Он – истинный педагог. Если уж говорить о том, что есть театр, то мне ближе всего мысль, высказанная Иосифом Райхельгаузом:

«Лучшее, что придумали люди – это театр. Театр – другая жизнь. Но не только. Может быть, это единственное место, которое сохранило свою уникальность. То, что происходит здесь сегодня, уже не повторится. И зрители чувствуют и понимают, что так, как сегодня, не было вчера, и не будет завтра… Поэтому не случайно для большинства театр еще с детства представляется местом, где творится другая, прекрасная, фантастическая жизнь»…

Для Райхельгауза театр начинался в детстве.

ВЕЧНАЯ МУЗЫКА ДЕТСТВА

«Мне очень повезло с городом, где я родился и прожил первую часть жизни. Это город-театр, город-музыка, город-литература. Я говорю об Одессе. Сейчас кажется, что в детстве там было все по-другому, лучше…

Мы жили тогда около Привоза на улице со смешным названием Чижикова, в старом дворе, который сам по себе театр. Посреди двора росла огромная акация… А вокруг этой акации располагались открытые галереи балконов, точно так как в шекспировском «Глобусе». Только, в отличие от шекспировского театра, действия в нашем дворе происходили в основном на зрительских местах…»

Это был обычный одесский двор, где каждый день, а в особенности по вечерам происходили представления. Обитатели двора громко, с энтузиазмом обсуждали события дня прошедшего в Одессе вообще, и во дворе на Чижикова-99 в частности. Говорили, разумеется, и о событиях международной значимости, но это волновало их куда меньше, чем меню на сегодняшний вечер. И вообще обитатели одесских дворов знали друг о друге больше, чем каждый о себе. Вот почему Райхельгауз метко назвал Одессу городом-театром.

Иосиф Райхельгауз родился в послевоенной Одессе, в 1947 году. Вспоминая о раннем детстве, он рассказывает:

«Мы жили очень голодно, в коммунальной квартире, в проходной комнате, посреди которой стояла печка-буржуйка. Мой отец был танкистом, водителем мотогонщиком. Мама работала секретарем-машинисткой в одесской энергосистеме. Мама водила меня в детский сад. Позже она рассказывала мне, что из детского сада я часто приносил ей кусочек хлеба и требовал, чтоб она его съела».

И здесь в который раз снова задамся вопросом: почему в городе этом, познавшем немало бед, еврейских погромов, рождалось так много высоких талантов. Одесса – город парадоксов. Дав миру первых рэкетиров (Беня Крик, Фройм Грач), она преподнесла человечеству куда больше высоких талантов в области искусства и науки. Список таковых оказался бы весьма внушительным: академик Филатов и артист Утесов; Бабель, Олеша, Багрицкий – великие писатели; Ойстрах, Гилельс, Нежданова – выдающиеся музыканты… Одесса растила их, а потом щедро отдавала своих детей всему миру. И в самом деле, все знаменитые одесситы в юности, в молодости покидали родной город, жили и умирали где угодно: в Москве и Петербурге, Нью-Йорке и Тель-Авиве, в Париже и Вене – только не в Одессе. Наверное, они так любили свой город, что не хотят его огорчать своими похоронами. Рассыпанные по всему миру, одесситы, объединенные общей судьбой, происхождением и неистребимой любовью к родному городу, составляют сегодня, на мой взгляд, некий новый, неизвестный даже ученым, но реально существующий некий космополитический этнос.

В этом этносе есть и навсегда останется имя замечательного одессита Иосифа Райхельгауза, внука Мейра Ханоновича Райхельгауза, попавшего в Малороссию еще в XIX веке из Лапландии задолго до революции. Это был человек трудолюбивый и честный, никогда не отказывавшийся от Торы и Талмуда. Он много лет был председателем передового еврейского колхоза в Одесской области, носившего имя видного борца за советскую власть А.Ф. Иванова.

В своей новелле «Яблоки», созданной в 1967 году, Иосиф Райхельгауз пишет:

«Моему деду девяносто три года. Он живет в небольшом селе под Одессой, в голубом доме с красной черепичной крышей.

Вокруг дома огромный яблоневый сад…

Упросив деда, я остаюсь с ним спать прямо в саду на сене, а когда становится так темно, что не слышно ни сада, ни дома, когда кажется, что на земле совсем пусто, и ты сейчас один на ней, когда смолкает все, кроме далекого лая собак и шелеста листьев где-то у самого лица, я прижимаюсь к деду и прошу рассказать про войну…»

Здесь уместно рассказать и об отце Иосифа Райхельгауза. Это был человек истинного мужества, полный кавалер орденов Славы, человек, прошедший всю Великую Отечественную войну, отмеченный высокими наградами. Вернувшись с фронта, он работал водителе, автомехаником, мотогонщиком. Чтобы улучшить материальное положение семьи, отец завербовался на дальний Север, а когда вернулся на заработанные деньги купил старую «эмку». «Когда мы всей семьей торжественно выезжали из ворот нашего дома, … папина «эмка», спотыкаясь на тех самых плитах из итальянской вулканической лавы (как известно, Одессу в значительной мере построили итальянцы – М.Г.), издавала звон или громыхание, или еще какой-то звук, который можно сравнить только с выступлением гигантского джаз-банда. Все папины гаечные ключи и диски для колес… пели на разные голоса, и это была музыка – музыка моего детства…»

Я так часто цитирую Иосифа Райхельгауза, ибо уверен, что, если бы не стал он режиссером, то несомненно сказал бы свое собственное слово в литературе. Не раз говорил ему об этом, а, может быть, когда-нибудь мы станем свидетелями появления писателя Иосифа Райхельгауза. Хочется верить…

А пока вернемся к его одесскому детству. Оно напоминало чем-то детство катаевских героев Гаврика и Петю Бачей из книги «Белеет парус одинокий»… Иосиф учился в школе, где особой доблестью считалось сбежать с уроков на пляж. «Море – это всегда соревнование и борьба: кто быстрее проплывет, кто глубже нырнет, кто больше словит рыбы… Мы, конечно, пытались пойманную рыбу сразу жарить или вялить и продавать первым курортникам, и в этом тоже был особый соревновательный дух…» И, конечно же, здесь, в Одессе, мальчик Иосиф Райхельгауз познал первую любовь. Разумеется, влюблен он был в свою одноклассницу. «Писать я стал совсем рано, во втором классе. Я вел дневник, это был даже не дневник, а разрозненные записи о событиях моей жизни: сегодня к нам в класс пришла новая девочка. Она мне очень понравилась, у нее красивые кудрявые волосы и железная проволочка на зубах. Как было бы хорошо сидеть с ней за одной партой!..» Это была первая, но не единственная школьная любовь Иосифа. Была еще девочка с очень красивым именем Жанна. Иосиф вспоминает о ней в своей новелле «Трагифарс в контровом свете»: «У меня был друг, Шурик Ефремов. В один из походов на море Шурик утонул. Помню, как на моих глазах за несколько часов отец Шурика из молодого стал старым..

Когда на похоронах Шурика мы шли за машиной с гробом, мне дали нести венок. С одной стороны его держал я, а с другой – Жанна. Меня душило чувство горя, утраты и непостижимости того, что один из нас вчера еще был, а сегодня его уже нет, и в то же время я испытывал трепет и радость, потому, что шел рядом с девочкой, которая мне нравилась. Я уловил тогда трагическую или комическую совместимость счастья и большой беды…»

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖАНР – ТРАГИФАРС

Сразу хочу предупредить читателей – в моем очерке не будет даже попытки изучить, тем более прокомментировать искусство театра, созданного Иосифом Райхельгаузом. Цель моего повествования иная – я хочу рассказать о том заметном театральном явлении, имя которому «Школа современной пьесы». В сегодняшней Москве, где театров не десятки, а сотни, создать свой театр, не только непохожий на другие, но имеющий свое особое лицо – дано очень немногим режиссерам. У Райхельгауза это безусловно получилось. Чтобы создать такой театр, нужны были не только талант, но и смелость, мужество. Как-то в беседе с Иосифом Леонидовичем, шутя, я заметил, что такой поступок мог совершить только сын полного Кавалера орденов Славы. Поверить в то, что современная драматургия существует, дано далеко не каждому, а, может быть, только одному Иосифу Райхельгаузу.

Я мог бы подтвердить эту гипотезу афишами большинства московских театров. Будем справедливы – до Райхельгауза немногие, очень немногие режиссеры брались за постановку спектаклей по пьесам современных драматургов. Впрочем, наверное, всему свое время – спектакли по пьесам Розова, Шатрова, Гельмана (Вампилов и Володин – особый случай) в конце 80-х годов уже явно «повзрослели». А по пьесам Петрушевской, Славкина, Злотникова никто ставить спектакли не решался. Гришковец появился позже. Однажды у Анатолия Васильевича Эфроса вырвалась фраза: «Дело не в пьесах, дело в нас, поэтому, когда я скажу сам себе: «Все, нет современной драматургии, — это значит, что я кончился…» Но, тем не менее, ни одного спектакля по пьесам молодых драматургов конца 80-х годов Эфрос не поставил.

Райхельгауз же кроме чеховской «Чайки» ставит спектакли только по пьесам современных драматургов. Впрочем, он четко это объяснил в одном из своих интервью: «Художественный театр в период своего рождения тоже был театром современной пьесы. Ведь только потом выяснилось, что Чехов, Ибсен, Метерлинк, Горький – классики…

Я люблю современную пьесу. Можно, конечно, в сотый раз испортить «Чайку», и от нее не убудет. А вот поставить (и испортить или не испортить!) пьесу без истории – это большая ответственность! «Школа современной пьесы» – программа нашего театра».

Когда-то я спросил Иосифа Леонидовича: «Обязательно ли для режиссера оставаться актером?» И в продолжение этого: «Если актер – лицедей, то режиссер – лицедей над лицедеями?»

— Нет, совсем не обязательно. Очень много примеров, когда очень хорошие режиссеры никогда не играли на сцене, либо играли в юности, в ранней молодости. Примеров приводить не буду. Скажу лишь, что если соотносить режиссера с какой-то другой профессией, то это, скорее всего, – композитор. Это дирижер. Это, скорее всего, не актер, а архитектор. Вот из каких слагаемых, на мой взгляд, состоит профессия режиссера.

Пусть не покажется обидным, но, по моему мнению, артист – это исполнитель, а режиссер – сочинитель. Я не раз, даже на репетициях, на занятиях высказывал мысль о том, что артист существует только во времени. Все, что будет после него, превратиться в легенду, байку.

И еще по теме «режиссер – актер». Я всегда считал, что талантливый актер не будет искать причину своих неудач в режиссере, равно как режиссер, любящий свое дело, найдет в актере то, что он сам в себе не всегда или вовсе не видит.

Райхельгауз слывет режиссером-деспотом, этаким свирепым Карабасом-Барабасом. Не скрою, я «подслушал» несколько его репетиций и всего этого не узрел, даже не заподозрил. А, может быть, деспотизм необходим режиссеру? В сегодняшней Москве нет такого «звездного» коллектива, как в «Школе современной пьесы». Не назову в подтверждение этому ни одного имени — боюсь кого-то упустить. И все же о деспотизме режиссера я спросил Иосифа Леонидовича. Он ответил мне:

— Начну с того, что я циник. Уверен, это нужно режиссеру. Когда я работаю с актерами, больше всего думаю об их возможностях, об их таланте, чего можно от них добиться в том или ином спектакле. И все остальное, скажем, красота, возраст, характер меня, если и интересуют, то гораздо меньше. Когда-то Анатолий Васильевич Эфрос давал определение нам, своим ученикам. Так вот обо мне, Вы знаете, как он отозвался? Райхельгауз – это наивный нахал. Думаю, что после сказанного разговор о моем деспотизме уже теряет смысл.

Впрочем, вполне понятно, что создать свой театр, театр со своим репертуаром, со своим лицом; театр, признанный не только в России, но и во всем мире, мог человек, обладающий характером.

ОТПУСТИ СУДЬБУ

В детстве Иосиф Райхельгауз мечтал стать актером или писателем. А иногда, как и все одесситы, — моряком. Помните, как точно сказал Бабель: «В Одессе каждый юноша – пока он не женился, хочет быть юнгой на океанском судне… И одна у нас беда, — в Одессе мы женимся с необыкновенным упорством…» Иосифа Райхельгауза судьба эта, слава Богу, миновала – он женился своевременно, однажды и, похоже, навсегда. А вот приключений в его жизни было немало. Ему еще не исполнилось 16-ти, когда он случайно попал в Одесский ТЮЗ – популярный в городе театр. Первой его ролью на сцене была роль петлюровца в пьесе «Как закалялась сталь». Там же он играл лирических героев. За два года до этого, в четырнадцать лет, он громогласно объявил в семье о том, что не хочет больше учиться в школе. «Тогда отец привел меня на свою автобазу и оформил электрогазосварщиком. В жару, лежа на асфальте, я сваривал железяки. Так отец установил систему координат и точку отсчета…»

Потом, после Одесского ТЮЗа, был театральный институт в Харькове, откуда юный Райхельгауз вскоре был отчислен за профнепригодность. Немногим позже уехал в Ленинград, поступил в театральный институт. И отсюда он был исключен с той же формулировкой. Мама приехала в Ленинград, чтобы выполнить указание отца: привести Иосифа в Одессу, пусть возвращается на автобазу. По этому поводу Иосиф Леонидович вспоминает: «Представьте себе, каково было вернуться в Одессу и всем родственникам и знакомым рассказать, что меня выгнали… Мы с мамой сидели в номере гостиницы «Октябрьской», она обдумывала, как поступить, и все время плакала. Как раз тогда я сочинил маленький литературный этюд «Капли дождя»…» И здесь снова хочу продемонстрировать небольшой цитатой большой литературный талант, присущий поэту Райхельгаузу.

«Ночь. Тихо. Стучат капли о жесть окна – в комнату стучатся. Огни в конах напротив. Зачем они, ведь люди должны спать? Где-то далеко-далеко оставшийся в живых паровозик отбивает последние песни свои. Посмеиваясь над ним и не дав на себя взглянуть, пропел самолет.

Ночь. Тихо. Стучат капли о жесть окна – в комнату стучатся. Вдруг звонок. Поднимаю трубку – на том конце ошиблись.

Ночь. Тихо. Плачут капли на жести окна – в комнату просятся… Эй, на том конце! Ошибитесь еще раз! Я вам стихи почитаю».

Строки эти написаны в Ленинграде, в гостинице «Октябрьская» в 1964 году. Из воспоминаний Иосифа Леонидовича:

«Я уговаривал маму оставить меня в Ленинграде, но у нее уже было два билета в Одессу. Представьте себе, как было трудно что-то изменить. Но мама моя, водившая меня в детстве в музыкальную школу, наверное, сердцем поняла, что нельзя, не следует меня забирать из Ленинграда. Если бы не решительность мамы в те дни, я не был бы тем, кем стал сегодня».

В одной из бесед со мной Иосиф Леонидович сказал: «Мой девиз «отпусти судьбу», и тогда повернешь именно туда, куда нужно. Чаще всего я поступаю именно так. Ведь в театре «Современник» я оказался случайно, тоже волею случая, волею судьбы. Галина Волчек и Олег Табаков, посмотрев в театре Советской армии поставленный мною спектакль «И не сказал ни слова», решительно пригласили меня к себе в «Современник» штатным режиссером. В тот день я был самым счастливым человеком на свете…

Но вернемся в нашу Одессу. Я учился на четвертом курсе ГИТИСа, когда режиссер Одесского театра имени Октябрьской революции Владимир Пахомов позволил мне поставить мне в своем театре пьесу Арбузова «Мой бедный Марат». К тому времени она обошла уже едва ли ни все театры СССР, а в Одессе была поставлена впервые и, конечно же, произвела такой фурор, который можно произвести только в Одессе. Среди «комментариев» запомнил один: «Какой-то студент из Москвы с невозможной фамилией Райхельгауз выпустил в нашем Одесском театре имени Октябрьской революции жуткий спектакль «Мой бедный Марат». И был этот комментарий в главной одесской газете «Знамя коммунизма». Поверите или нет, но именно после постановки «Бедного Марата» в Одессе у меня впервые возникла идея о создании театра современной пьесы».

Этот рассказ Иосифа Леонидовича спровоцировал меня на вопрос: не мешает ли ему при его положении фамилия Райхельгауз? Вот что ответил он мне: «Если бы я поменял фамилию, то считал бы это предательством по отношению и к отцу, и деду. Он искренне считал Талмуд не только главной, но и единственной книгой в жизни. То есть, вопрос театрального псевдонима для меня никогда не существовал. Вы не первый, кто меня об этом спрашивает. Когда-то подобный вопрос мне задал Дмитрий Дибров. И знаете, как я ответил? Райхельгауз – это мой всевдоним. Я взял его давно, настоящая моя фамилия – Алесеев (как известно, это фамилия Станиславского). Хохма эта получила распространение, но повторяю: от своей фамилии, от своих предков не отказывался и не откажусь».

Такой ответ побудил задать следующий вопрос: ощущал ли Иосиф Леонидович антисемитизм?

«Покривлю душой, если скажу, что не ощущал. Я не раз в прежние годы, в особенности – в молодости ощущал на себе неприкрытый антисемитизм. До 1989 года я был «невыездным», хотя работы мои шли во всем мире. Я ненавидел и до сих пор ненавижу коммунистов за тот лицемерный режим, который существовал при них, за их игры в дружбу народов. Волнует ли меня еврейская тема? Как Вы уже поняли, от своего народа, от своей фамилии я не отказываюсь, но я – человек русской культуры, русского искусства. И всегда говорю об этом вслух.

Ощущаю ли антисемитизм сегодня? Наверное, да. Но в моем творчестве это мне не мешает. Я даже думаю, что это хорошее противодействие, контрпункт, который дает возможность находиться в форме».

На вопрос, как относится Иосиф Леонидович к тем, кто прежде скрывал свое еврейство, отказывался от собственных фамилий, принимая фамилии жен или псевдонимы, а сегодня сделались «выдающимися» евреями России, активно участвуя в «общественной еврейской жизни», Иосиф Леонидович даже не счел нужным отвечать — ухмыльнулся, и этим было все сказано. Впрочем, зря я задал этот вопрос человеку, который всецело погружен, находится, принадлежит русской культуре, русскому искусству; человеку, который в одном из своих интервью высказал такую мысль:

«В последнее десятилетие стал понимать, что такое мир, что такое моя профессия, осознал место НАШЕГО РУССКОГО ТЕАТРА и НАШЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в мире…

Могу делать то, что считаю нужным, интересным».

ГЕНИИ ЖИВУТ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ

Однажды я пригласил Иосифа Леонидовича встретиться со студентами Педагогического колледжа имени Маршака, директором которого я являюсь. Он охотно согласился. Большой актовый зал оказался переполненным. Конечно, самым интересным эпизодом этой встречи, длившейся почти два часа, было чтение Райхельгаузом стихов Пушкина, Тютчева, Багрицкого, Окуджавы.

И хотя сам Иосиф Леонидович себя актером не считает, в действительности так чувствовать поэзию и читать стихи может только истинный, прирожденный артист. Верю, когда-нибудь будет выпущен диск «Читает Иосиф Райхельгауз». Маэстро ответил на десятки вопросов студентов, и в каждом из ответов звучала мысль о близости профессий педагога и режиссера. Возник вопрос о гении и злодействе. Иосиф Леонидович ответил однозначно:

«К сожалению, я не согласен даже с Пушкиным. По моему мнению, гений и злодейство совместимы. Я бы мог привести вам немало исторических примеров в подтверждение этому. Скажу так: злодейство начинается тогда, когда люди забывают десять заповедей».

Кто-то спросил, может ли художник быть плохим человеком? На что, снова не задумываясь, Иосиф Леонидович ответил: «Да. Но в этом случае словосочетание «плохой человек» требует особого разъяснения. Настоящий художник настолько уходит в себя, углубляется в свое дело, что становится крайне и откровенно нетерпимым ко всему и ко всем, что мешает его работе, и поэтому может показаться плохим, невыносимым человеком».

Наверное, о многом говорят и дарственные надписи, которые сделал Иосиф Райхельгауз на своей книге «Не верю»: «Все зависит от вас», «Отрывки из жизни», «Если не верите – прочтите», «Заходите в наш театр». А одной студентке написал: «Отпустите судьбу!»

Я не раз беседовал с Иосифом Райхельгаузом, часто бываю в его театре, полюбил труппу. Когда смотрю спектакли ШСП, слушаю Иосифа Леонидовича, то чаще всего на память приходят им же сказанные слова: «Гений живет по другому закону. Принимаете вы это или нет – его это не интересует».

Хочу закончить эту публикацию вот какой мыслью: не представляю себе сегодняшнюю Москву без этого театра на углу Неглинки и Трубной; без человека, всем своим существом создающего ту атмосферу в искусстве, имя которой Иосиф Райхельгауз.

Однажды в интервью у Иосифа Леонидовича вырвались такие слова:

«Каждый артист достоин той роли, которую играет, а каждый режиссер достоин того театра, которым руководит. Если бы сейчас я мог начать сначала – а в моей жизни было много всего: когда меня увольняли, закрывали спектакли, — то все равно ничего бы не менял…»

Такие слова мог произнести человек по-настоящему счастливый, человек, который, быть может, сам того не подозревая, перечит самому Мишелю Монтеню: «нельзя судить, счастлив ли кто0нибудь, пока он не умер…» Иосиф Леонидович, слава догу, осознает свое счастье при жизни и щедро дарит свое искусство людям…

Выражаем благодарность дочери Матвея Гейзера Марине за предоставленные нашей редакции архивы известного писателя и журналиста, одного из ведущих специалистов по еврейской истории.

Главный режиссер театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз - человек талантливый и веселый. Недаром родом он из Одессы. Первая служба - электросварщик. Как-то в телепередаче на вопрос: "А вам не трудно жить с такой фамилией?" - он столь же серьезно ответил, что это его псевдоним, а настоящая фамилия - Алексеев (напомню - это подлинная фамилия Станиславского). Пишет стихи и прозу. Ставил в лучших театрах Москвы, по всей России и во многих странах мира. А фамилия ему досталась от отца, фронтовика-танкиста, кавалера двух орденов Славы, оставившего автограф на рейхстаге...

Режиссер актеру друг, товарищ и... начальник

- Как вашему театру удается процветать, а не выживать?

Мы держимся на том, что у нас очень мобильная экономическая модель. Вся дотация Министерства культуры идет людям, среди которых нет лишних. У нас очень высокие цены на билеты и аншлаги. Оплачивается каждый выход на сцену каждого человека, и люди точно знают, ради чего они работают. Всего в театре 150 человек. Труппа - 13. Когда в труппе 100 - это катастрофа, поскольку зритель ходит на десятерых актеров максимум. У нас бывает по два спектакля на разных сценах, каждый месяц гастроли здесь и в среднем каждые два месяца приглашения за рубеж. Плюс репетиции. Два осветителя вместо пятерых, 4 монтировщика вместо 12. Уже в 10 утра команда на местах, и до поздней ночи.

- Работают у вас в театре, как я поняла, много. А как отдыхают?

У нас традиция - летом обязательный двухмесячный отпуск. Потом, по мхатовской традиции, мы обязательно в июле выезжаем к морю, в Сочи, Одессу, Ялту - актеры, цеха, администрация, многие с детьми и родными. Я уверен, что, когда есть выбор между возможностью заработать и поощрить людей, нужно поощрять.

- Ваши актеры много играют "на стороне", в антрепризах...

Для меня сегодняшняя антреприза - синоним пошлости, халтуры, однодневки. Конечно, я огорчаюсь, когда актеры нашей труппы играют в антрепризе, но прекрасно понимаю, что за три дня таких выступлений они получают столько, сколько у нас за месяц. Антрепризный спектакль на трех актеров стоит минимум 3 тыс. долл. Вот они и шарашат по провинции, причем доходы принимающих сторон во много превышают их заработки, и это абсолютно бандитские доходы. И никакой театр на государственной дотации никогда таких заработков нашим звездам, которые ничуть не хуже голливудских или бродвейских, обеспечить не сможет. Так что я с их антрепризными заработками мирюсь, все равно на первом месте у них наш театр, и они вкалывают здесь, как нигде.

Сборная Москвы по театру

- Ваш театр, можно сказать, "имени современной пьесы". Но вот некоторые считают, что их-то как раз и очень мало или даже вовсе нет - имеется в виду достойных.

Я так не считаю. Пьес много, они попадают к нам в театр ежедневно и в большом количестве. Есть, наконец, такое явление, как Гришковец, человек, который смог предложить театру и актерам новые технологические задачи. У нас идут почти все его пьесы. В литчасти читают в среднем две пьесы в день, я - в среднем две пьесы в неделю. Да вот, смотрите, это Эдуард Тополь мне принес две свои пьесы, Анатолий Гребнев написал очень интересную пьесу. Те, кто говорит, что пьес нет, попросту ленивы и нелюбопытны. Русская драматургия в полном порядке. Мы вообще великая театральная страна. Я часто бываю в Америке - и ставлю, и преподаю, бываю и в Европе - в театрах ничего даже близко стоящего к нам нет! На всех фестивалях самое интересное - это русский театр. Если собрать сборные по режиссуре, то возьмем Германию - Петер Штайн, Францию - Мнушкина, Англию - Брук, Доннеланн, а дальше? А мы сегодня можем выставить такую сборную Москвы по режиссуре! Васильев, Фоменко, Любимов, Гинкас, Яновская, Фокин, Арцибашев, молодежь... А Петербург с Додиным?

- Вы хотели бы, чтобы ваши дочери стали актрисами?

Моя старшая дочь художница, студентка. А младшая пока школьница. И я очень не хочу, чтобы то, о чем вы спросили, произошло. Потому что театр - дело безнравственное. Профессия требует постоянной провокации самых разных чувств, как добрых, положительных, так и недобрых, злых. И поскольку "инструмент" (нервы, память, психика) и исполнитель совмещены, то "инструмент" начинает сильно влиять на автора. Причем это как раз сильнее, если ты настоящий актер, талант, профессионал, если ты играешь не текстом, а нервами, страстями. "Мотать" собственные чувства, страсти - это как прививать себе оспу или чуму...

Я преподаю двадцать пять лет, и, если ко мне приходит умный, образованный мальчик или романтическая, наивная девочка, я умоляю их не заниматься актерской профессией, прошу даже позвать родителей или внятно стараюсь объяснить, куда они идут, потому что молодые этого не понимают.

- Как тогда вы берете в театр молодых артистов?

Из своих студентов. Но вот сейчас я ищу героя и героиню, чувственных, поющих, пластичных. Так что если кто-то в этом смысле в себе уверен - жду.

12 июня 1947 года родился режиссер Иосиф Райхельгауз, создатель и худрук московского театра «Школа современной пьесы»

Личное дело

Иосиф Леонидович Райхельгауз (71 год) родился в Одессе в семье выходцев из первого советского еврейского колхоза имени Андрея Иванова, где его дед, в честь которого мальчика и назвали Иосифом, занимал пост председателя. Отец прошел всю войну с первого дня до последнего, был танкистом и свое имя написал на Рейхстаге. После войны работал водителем. Мать Фаина Иосифовна работала машинисткой-стенографисткой. Она хорошо пела, имела прекрасный слух и все детство Иосифа водила его с сестрой в Одесский оперный театр.

С детства, по его собственному признанию, Иосиф Райхельгауз был хулиганом и задирой. В четыре года разбил стекло на доске почета в колхозе имени Иванова, не обнаружив своего деда среди передовиков, в пять был отчислен из детского сада за безобразное поведение, а в двенадцать пытался на самодельном судне переплыть на другую сторону Черного моря и увидеть Турцию.

В 14 лет Иосиф заявил, что больше не хочет учиться, а лучше станет «капитаном корабля или дирижером». После этого отец привел его на автобазу и устроил учеником газоэлектро-сварщика.

В 1964 году Иосиф Райхельгауз поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность».

Вернувшись в Одессу, случайно увидел объявление: «ТЮЗу срочно требуется артист. Размер 48». «Я носил 46-й, но в театр отправился тут же. Думал, что меня попросят что-то почитать, но режиссер со словами: «Сейчас проверим», — повела меня прямиком в костюмерный цех. Все костюмы, которые на меня примеряли, оказывались велики. Тем не менее меня приняли в труппу, потому что артист, на которого они шились, неожиданно поступил во ВГИК и уехал в Москву, а сезон надо было доигрывать. Этим артистом был Коля Губенко», — рассказывал Райхельгауз. Таким образом в 1965 году он стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа.

В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факультет ЛГИТМиКа. И вновь был отчислен за профнепригодность - на этот раз через несколько месяцев.

В 1965—1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького. В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета, где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ.

В 1968 году Иосиф Райхельгауз бросил университет и перебрался в Москву, где поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую Марии Кнебель и Андрея Попова. Одновременно она также работал в качестве режиссёра в знаменитом студенческом театре МГУ и руководил концертными студенческими бригадами по обслуживанию строителей сибирских ГЭС.

Свой преддипломный спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова в 1972 году поставил в родной Одессе. После этого Арбузов пригласил его на свои Высшие литературные курсы, где учились тогда еще никому не известные Л.Петрушевская, В.Славкин, А.Казанцев, А.Кучаев и другие. «И мы, режиссеры, окунулись в литературу, стали ее читать, понимать и даже создали свою «Вторую Арбузовскую студию». Мы начали первыми ставить спектакли этих авторов», — вспоминал Райхельгауз.

В 1971 году Райхельгауз проходил режиссёрскую, так называемую «созерцательную» практику в Центральном театре Советской Армии. «Будущим режиссерам следовало просто сидеть и смотреть, как другие ставят спектакли. Мне это показалось страшно скучным. Я пригласил двух хороших артистов, поставил с ними резкий спектакль по роману Генриха Белля «И не сказал ни единого слова» и показал главному режиссеру театра, своему учителю Андрею Алексеевичу Попову», — рассказывал Райхельгауз. Комиссия из политуправления армии ставить спектакль запретила, но об интересной постановке узнала главный режиссер театра «Современник» Галина Вовчек и позвала его в свой театр.

«К своему стыду, к «Современнику» мы в то время относились прохладно, считая его театром без режиссуры: собрались актеры и играют для себя. Тогда все повально увлекались великим Эфросом, Товстоноговым. Возможно, поэтому знакомство с этим театром я тоже принял как-то несерьезно: перед Галиной Волчек и Олегом Табаковым я, 25-летний, предстал без робости.

Они предложили показать им спектакль, что мы с артистами той же ночью и сделали. Сыграли спектакль перед худсоветом, в составе которого был уже тогда знаменитый театральный критик Виталий Вульф. Он мне об этом нередко напоминал: «Помнишь ли, Иосиф, почему ты стал режиссером в «Современнике»? Это я первым сказал: «Галя, нужно брать этого мальчика». За год до описываемых событий из «Современника» ушел Олег Ефремов, и Галина Волчек сделала ставку на молодых. Набрала в труппу никому не известных актеров: Юру Богатырева, Станислава Садальского, Елену Кореневу, Костю Райкина, Марину Неелову, а также двух режиссеров — Валерия Фокина и меня», — рассказывал Райхельгауз.

В итоге в 1973 году он был приглашен в театр «Современник»на должность режиссёра-постановщика.

Первым его успехом в «Современнике» стала постановка спектакля «Погода на завтра», за который режиссер был удостоен премии «Московская театральная весна». Позже им были поставлены в театре спектакли, отмеченные театральными премиями и высоко оцененные критикой и зрителями: «Из записок Лопатина» по К. Симонову, «А поутру они проснулись…» В. Шукшина, «1945» (автор пьесы сам Райхельгауз), «Привидения» Г. Ибсена.

С 1974 года преподавал актёрское мастерство в первой студии Олега Табакова.

С 1975 года Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым руководил Театром на Мытной.

С 1976 года начал преподавать мастерство актёра в ГИТИС им. Луначарского.

В 1977 году был принят в качестве режиссёра-постановщика в Театр им. Станиславского, входил в состав режиссёрской коллегии театра, выпустил спектакль «Автопортрет» А. Ремеза, но на сцене он просуществовал недолго. Второй спектакль - «Взрослую дочь молодого человека» выпустить ему не дали. Он начал его репетировать, но в 1978 году был уволен из-за отсутствия московской прописки. Премьеру спектакля выпускал уже Васильев.

С 1979 года — режиссёр Московского театра им. А. С. Пушкина; с 1980 года работал также в Московском театре Миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»).

В 1980—1982 годах Райхельгауз ставил спектакли в разных городах страны: Липецке, Омске, Минске, Хабаровске и других. В 1983—1985 годах был режиссёром-постановщиком Театра драмы и комедии на Таганке, поставил там спектакль «Сцены у фонтана». В 1985 году вернулся в «Современник», где проработал до 1989 года.

В 1988 году Иосиф Райхельгауз стал инициатором создания Московского театра «Школа современной пьесы», открывшегося 27 марта 1989 года его спектаклем «Пришёл мужчина к женщине» по пьесе Семёна Злотникова. Он стал художественным руководителем театра и занимает этот пост по сей день. На этой сцене поставил более 20 спектаклей.

Одновременно Райхельгауз ставил спектакли в других театрах, в том числе за рубежом: в театрах «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальном театре «Габима» (Израиль). Много работает на телевидении, где поставил, в частности, «Эшелон» М. Рощина и «Картину» В. Славкина.

С 2003 года руководит режиссёрской и актёрской мастерской на кафедре режиссуры в ГИТИСе. С 2004 года — профессор.

В ноябре 2013-го «Школа современной пьесы» пережила пожар, после которого театр временно переехал в Театральный клуб на Тишинке.

Иосиф Райхельгауз регулярно проводит мастер-классы, театральные сессии, читает лекции в ведущих учебных заведениях за рубежом: Ротчестерском университете (США) , Высшей театральной школе г. Лозанны (Швейцарии), Консерватории г. Марселя (Франция), Тегеранском университете (Иран).

Иосиф Райхельгауз

Dmitry Rozhkov/Wikimedia Commons

Чем знаменит

Иосиф Райхельгауз — культовая фигура российского театра, создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы», которым руководит уже более двадцати пяти лет.

Его постановки идут десятилетиями и становятся классикой. Хорошо известны спектакли «Пришел мужчина к женщине», «А чой-то ты во фраке», «Уходил старик от старухи», «Записки русского путешественника», триптих «Чайка» и многие другие.

«Школа современной пьесы» — театр мировых премьер. На его сцене впервые были поставлены пьесы Семена Злотникова, Евгения Гришковца, Бориса Акунина, Людмилы Улицкой, Дмитрия Быкова и других современных авторов. Здесь никогда не ставили пьесу, идущую в другом театре. И даже при обращении к классической драматургии всегда сочиняют свой новый спектакль.

Театр неоднократно и успешно гастролировал, участвовал в престижных фестивалях в Германии, Франции, Америке, Израиле, Финляндии, Австралии, Канаде, Южной Корее, Венгрии, Болгарии, Индии и других странах ближнего и дальнего зарубежья.

Райхельгауз много лет проводит в своем театре конкурс «Действующие лица». Пьесы победителей конкурса ставят на сцене его театра.

Также театр первым начал проводить различные клубные вечера. В свое время Райхельгауз пригласил Булата Окуджаву и устроил ему юбилей. С тех пор в театре ежегодно проводят вечера в честь Окуджавы. Он придумал отмечать 19 октября — лицейский день: на сцену выходят люди самых разных профессий и читают свои и чужие стихи.

«Бывает, я выпускаю на сцену не артистов. Скажем, телевизионных ведущих Александра Гордона, Феклу Толстую. Играла у нас балерина Людмила Семеняка. Я люблю, когда люди сами по себе объемные, представляющие художественную ценность, которую они доносят до зрителей. Мне очень важно, чтобы артист имел собственное содержание, кроме драматургического и режиссерского», — говорит Райхельгауз.

Более десяти лет режиссер руководил мастерской артистов театра и кино Всероссийской киноакадеимии - ВГИК. На протяжении многих лет и в настоящее время Иосиф Райхельгауз возглавляет режиссерскую и актерскую мастерские на кафедре режиссуры РУТИ-ГИТИС.

О чем надо знать

Иосиф Рейхельгауз написал книги «Не верю», «Мы попали в запендю», «Прогулки по бездорожью», «Одесская книжка».

«Сколько я себя помню, я всегда что-то писал. А потом любой режиссер как обязан знать законы изобразительного искусства, музыки, так и должен уметь писать. Естественно, это не основная моя профессия, но пишу я с удовольствием. И горжусь, что мою книжку «Мы попали в запендю» уже переиздали несколько раз. В ней 150 театральных баек». - говорит Рейхельгауз.

Он также является членом редколлегии журнала «Современная драматургия» и автором множества публикаций по вопросам теории режиссуры, технологии актерского мастерства, проблем театральной педагогики и театрального искусства. В настоящее время готовятся к изданию две новые книги Рейхельгауза.

Прямая речь

О театре: «Разговоры о смерти театра существуют примерно столько же, сколько существует театр. На мой взгляд, бывает живой театр и мертвый театр. И живой будет нужен всегда.

Живой театр имеет непосредственное отношение к жизни сегодняшнего человека. Когда человек не может разобраться в себе, в своих близких, в том, что происходит вокруг, у него возникает потребность к кому-то обратиться. Кто-то обращается к великой литературе, кто-то к религии, кто-то к психологу, а кто-то идет в театр. И вот люди, которые идут в театр за тем, чтобы им помогли понять себя и происходящее в жизни, они и есть наши зрители. Мы и ждем их для того, чтобы вместе с ними узнать друг о друге и времени, в котором мы живем, что-то еще. Поэтому театр как один из инструментов самопознания человека не утрачивает своего значения, несмотря ни на какие достижения прогресса. И те, кто хочет жить не на уровне растений или животных, а все-таки на уровне человека, должны приходить в театр, а театр должен быть достоин тех, кто сюда приходит».

О зрителях: «Когда ставлю спектакль, я смотрю на сцену из зрительного зала и думаю, прежде всего, о том, чтобы было интересно мне и моим близким. Когда я слышу от своих коллег или продюсеров слова, что зритель дурак, ему нужна простенькая антрепризка, мне хочется сказать: сам ты дурак, вот ты такого зрителя и имеешь, каков ты сам. Если режиссер зрителя считает глупее себя, не уважает его, значит, ему просто нечего делать в театре. Мне же кажется, что зритель — это я. Справа от меня сидит моя мама, слева моя дочь, и я делаю спектакль, который должен быть их и меня достоин».

Писатель и телеведущий Андрей Максимов об Иосифе Райхельгаузе: «Ему неинтересно, как принято и положено. Ему интересно, как не бывает.

Поставить спектакль без пьесы. Пригласить играть на сцене известного бизнесмена. Провести вечер, какого никогда не было. Поставить пьесу драматурга, которого никто не знает. Организовать при театре студию, в которой совсем маленькие играют совсем настоящие спектакли».

7 фактов об Иосифе Райхельгаузе

  • В 1993 году получил звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, а в 1999 году — Народного артиста Российской Федерации.
  • Награжден орденом Дружбы и орденом Почета.
  • Был членом партии «Союз правых сил». В 2012 году подписал открытое письмо с призывом к освобождению участниц группы «Pussy Riot».
  • Является членом Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.
  • Более 30 лет женат на своей бывшей студентке, актрисе театра «Современник» Марине Хазовой. В этом браке родились две дочери - Мария и Александра. Мария стала выдающимся сценографом мирового уровня, Александра окончила филологический факультет МГУ.
  • У Райхельгауза есть квартира в Одессе с видом на море. Эту квартиру ему подарил город, а его дети сделали дизайн в виде корабля.
  • Иосиф Райхельгауз - завзятый путешественник. Много лет он занимается гонками по бездорожью, участвует в экстремальных экспедициях на автомототранспорте, снегоходах и гидроциклах в труднодоступные уголки Земли. На его счету путешествия по Южной Америке, Мексике, Новой Зеландии, Узбекистану, зимнему Байкалу, Юго-Восточной Азии, Монголии, Китаю. Результатом каждой экспедиции становятся документальные повести и фильмы из цикла «Прогулки по бездорожью».

Материалы об Иосифе Райхельгаузе

Биография Иосифа Райхельгауза

Иосиф Райхельгауз: «Каждый человек достоин своей жизни».

Иосиф Райхельгауз: «Олег Табаков предлагал мне поменять фамилию»

Иосиф Райхельгауз: «Живой театр будет нужен всегда»

Статья об Иосифе Райхельгаузе в Википедии

Иосифа Райхельгауза по праву можно назвать одной из ключевых фигур современного русского театра. В 1989 году Райхельгауз, к слову, коренной одессит, создал в Москве театр нового типа, получивший название «Школа современной пьесы». «Спектакли, которые идут в нашем театре, - уникальны: здесь только мировые премьеры и спектакли “одноразового использования”», - с гордостью говорит режиссер. О своих увлечениях, о родном городе, об отношении к жизни и к искусству режиссер рассказал в интервью корреспонденту сайт.

- Иосиф Леонидович, интересовались ли вы историей своей семьи? Из каких мест родом ваши предки?

Конечно! Интересовался, что это за странная фамилия такая - Райхельгауз, и откуда она взялась. Мои родители родом из Одесской области, они жили в еврейском колхозе, организованном незадолго до начала войны. Одно время мой дед был там председателем. Я его застал (он дожил до девяноста с лишним лет) и часто спрашивал у него, кто мы и откуда. Он рассказывал, что следы нашей семьи теряются где-то в Финляндии. На территории России мои предки жили в местечке под названием Ефингарь. Я нашел информацию о нем в Интернете и выяснилось, что оттуда происходит много людей по фамилии Райхельгауз. Я никогда не встречал своих однофамильцев - только родственников. Много лет назад, когда я только окончил ГИТИС и начал работать в театре «Современник», к нам пришел молодой человек и на служебном входе показал паспорт, в котором было написано: Леонид Райхельгауз. Он оказался студентом архитектурного факультета Ленинградской академии художеств, но сам был родом из Омска. Тогда я вспомнил, как дед рассказывал, что трех его братьев (всего их было шестеро) за какую-то провинность выслали в Сибирь. Кто-то из них попал в Омск. Таким образом выяснилось, что Леня - мой семиюродный брат. Я бы очень хотел узнать историю семьи подробнее. Моя мама до сих пор жива, ей 84 года, но помнит, к сожалению, не так много.

- Ваш отец воевал?

Да, мой отец (его уже нет в живых) прошел всю войну, он был танкистом. Его пиджак, который я естественно храню как главную реликвию семьи, увешан огромным количеством орденов и медалей. Папа часто рассказывал мне о том, как расписался на Рейхстаге. Сколько раз я там бывал - ничего не находил, но в мае этого года мы с сестрой зашли в зал заседаний Бундестага, и оказалось, что в коридорах зала сохранились, как в Германии это называют, «граффити русских солдат». Среди них мы нашли фамилию отца - узнали его почерк. Он был не просто фронтовиком - он был настоящим героем - с наградами за взятие Варшавы, Праги, Берлина и других столиц. Более того, он был прекрасным мотоциклистом, мастером спорта, а также чемпионом Вооруженных Сил СССР. Мамины родители погибли в годы войны в эшелоне. Эта история легла в основу моего фильма «Эшелон». Мама, студентка медицинского училища, и ее 12-летняя сестра остались сиротами. Мама до конца войны работала санитаркой в госпитале. Классическая и до банальности знаковая биография...

- Ваши родители не имели никакого отношения к искусству. Когда вы решили связать свою жизнь с театром?

Все очень просто - я довольно рано стал понимать, что мне хочется что-то делать: сочинять, строить дом, быть капитаном корабля, играть на музыкальных инструментах, а еще лучше - дирижировать. В первом классе я вообще хотел стать писателем! У меня счастливейшая и замечательная жизнь. Я атеист, хоть и понимаю, что существуют величайшие законы бытия, познать которые невозможно ни с помощью Талмуда, ни с помощью Библии или Корана. Б-г внутри меня, и я несу ответственность за самого себя. Естественно, я не сумасшедший и понимаю, что в любой момент могу попасть под машину или провалиться в пропасть... Более того, со мной это бывало, ведь я занимаюсь гонками и пару раз оказывался на краю гибели. Тем не менее, в том, что зависит от меня, виновен только я.

- По-вашему, каждый человек - кузнец своего счастья?

Совершенно верно! Я убежден, что каждый человек достоин своей работы, своих детей, как ни странно - своих родителей, творчества, долголетия и так далее. Каждый раз, когда я начинаю жаловаться, я говорю себе: «Как тебе не стыдно, ведь все это - ты». Если ты руководишь хорошим театром - это твоя заслуга, если плохим - это твой провал. Надо сказать, все, что я нафантазировал себе в детстве - все материализовалось. Как-то раз в Париже я увидел один потрясающий театр и подумал, как было бы хорошо приехать туда на гастроли. Это был театр Пьера Кардена, с которым я никогда не был знаком и даже не знал, жив ли он. Что вы думаете - через два года мы приехали туда с гастролями! Таких примеров у меня очень много. Когда мне было 16 лет, я написал своему другу-артисту расписку, в которой говорилось, что лет через десять, когда я буду режиссером одного из известных московских театров, я приглашу его на работу. Через десять лет так и произошло: я, будучи режиссером «Современника», пригласил его работать к нам в театр. Я рассказываю об этом не потому, что я такой талантливый и замечательный, просто профессия накладывает на человека большой отпечаток. Общаясь с человеком, я начинаю воспринимать его как персонаж, пытаюсь разобраться, в чем его интерес и чего он хочет, в чем его страх, удовольствие.

- Значит вы психолог?

Режиссура - это и есть практическая психология!

- Иосиф Леонидович, я знаю, что вы еще и преподаете. Как вам работается со студентами? Вы строгий педагог?

Я занимаюсь этим уже много лет и думаю, что я - квалифицированный преподаватель. Я преподавал в ВГИКЕ, РГГУ, вел курс по теории драмы и мастерству актера в Рочестерском университете в США. Веду мастер-классы, летние школы во многих зарубежных учебных заведениях.

- Когда же вы все успеваете?

Успеваю много, но, во-первых, я пользуюсь техникой, а, во-вторых, мало сплю. К тому же, у меня квалифицированные помощники, которым я очень доверяю. В ГИТИСе я веду две мастерские - актерскую и режиссерскую. В этом мне помогают очень сильные педагоги. В театре у меня есть ассистенты по всем направлениям: по труппе, по зарубежной деятельности, по постановочной части, по СМИ и так далее.

- Вы эмоциональный человек?

К сожалению, я ужасно эмоциональный... Бывает такое, что вдруг мне кажется, что меня все бросили, никто не любит. Здесь, как говорится, меня можно брать голыми руками.

- Иосиф Леонидович, есть ли что-то такое, чем вам бы непременно хотелось заняться?

А чем хочется - тем и занимаюсь! Я очень люблю фотографировать и увлекаюсь этим всю жизнь. Недавно мне сообщили, что мои фотографии войдут в альбом работ лучших фотографов России, чем я был совершенно потрясен. Я всегда хотел писать книги - я пишу, хотел преподавать - преподаю, хотел ставить спектакли - поставил уже больше ста. Сейчас у меня новое увлечение - мне нравится снимать документальные фильмы о путешествиях. Я делаю все, что хочется! Хочу строить дома - и строю. Раньше я делал это своими руками: клал кирпичи, строгал доски. Сейчас больше выступаю в роли соавтора проекта, участвую в обсуждении каких-то инженерных решений. Я многим бы хотел заняться и много чего люблю делать. У меня есть замечательный зимний сад. Часто привожу из разных уголков мира какие-нибудь удивительные растения. С тех пор как меня стали выпускать из страны, а произошло это в 90-х годах, куда бы я ни поехал, везде ищу барахолки. Не антикварные магазины, а именно блошиные рынки. Привожу оттуда огромное количество всякой «дряни»: что-то отдаю, что-то меняю, привожу в порядок, реставрирую. Дома это все уже не помещается.

- Вы родились и выросли в Одессе. Как часто удается выбираться на родину?

В Одессе я бываю часто. Несколько лет назад власти города подарили мне квартиру. Предыдущий мэр Одессы, которого я очень уважаю, Эдуард Иосифович Гурвиц, очень много сделал для города: перенес памятник Потемкину, восстановил памятник Екатерине, привел в порядок весь центр. Он и решил собирать в городе всех разъехавшихся одесситов путем выдачи квартир и приглашений на всевозможные фестивали. Кстати, этим летом под эгидой городских властей произошло событие, которого мы ждали 20 лет - наш театр сыграл в Одессе грандиозные гастроли. Более того, власти города предложили мне стать художественным руководителем театра, на что я им ответил своим предложением - сделать лучший в мире театр. На это нужны деньги, энергия, огромное желание, а получилось так, что предыдущая администрация выступила с предложением, на которое я откликнулся, а новая - молчит. Одесса - город, который дал миру огромное количество замечательных писателей, композиторов, режиссеров, актеров, художников - а себе не взял ничего. На сегодняшний день одесское театральное искусство находится в жутком упадке. Мне очень обидно, и я бы хотел сделать все, что от меня зависит, чтобы эту ситуацию изменить. Я даже придумал проект уникального, который играл бы только одесскую программу. Дело в желании - деньги найдутся.

- Используете ли вы в своих постановках одесские мотивы?

В «Школе современной пьесы» я ставлю только то, что написано здесь и сейчас. У меня в Одессе есть товарищ - замечательный драматург Александр Мардань. Лет семь назад я первым поставил его пьесу в Одесском русском театре. Сегодня он - один из самых репертуарных драматургов Украины и России, лауреат бесконечных премий. Даже в драматургии я все равно связан с Одессой. Если говорить о каких-то буквальных проявлениях, то в спектаклях проявляюсь я сам, а я - порождение своих родителей и своего города. Если бы я вырос не в Одессе, я бы по другому видел мир, разговаривал, относился к событиям своей и чужой жизни. Одесса меня, конечно же, сформировала.

Я каждый день читаю пьесы и выбираю те, которые имеют отношение к моей жизни, и мне есть, что по этому поводу сочинить. Я должен понимать, зачем человек купит билет, придет в зрительный зал и сядет на то место, где я сижу и говорю артистам, что нужно оставить, а что - исправить. Я формирую для него некое зрелище, структуру и опыт, в котором он будет участвовать. Читаю, например, очередную пьесу Жени Гришковца, рассказывающую о том, как человек хочет купить себе дом. Все просто - он хочет купить себе дом, ходит и одалживает по друзьям деньги. Я понимаю, что зал будет откликаться, и не ошибаюсь - этот спектакль с интересом смотрят люди богатые и не очень, те, кто купил себе уже не один дом, и те, кто никогда не смогут купить себе жилье.

В сентябре этого года в «Школе современной пьесы» начались репетиции пьесы по произведению журналиста Дмитрия Быкова. Расскажите, что это будет за спектакль?

Дмитрий Быков - не просто журналист, а крупный российский писатель! Пьеса называется «Медведь», это политический памфлет о российской национальной идее (медведь - символ правящей партии). Это история о том, как у одного человека в ванной самозародился медведь. Он сначала хочет от него избавиться, но приходят государственные люди и поздравляют его, начинают осыпать всякими благами - ведь у него дома зародилась национальная идея в виде медведя.

- Спектакли по произведениям каких современных авторов можно увидеть в «Школе современной пьесы»?

Семена Злотникова, Людмилы Улицкой, Евгения Гришковца, Бориса Акунина и многих других. Есть пьесы как совсем молодых авторов, так и признанных классиков. Спектакли, которые идут в нашем театре, - уникальны. В нашем репертуаре только мировые премьеры и спектакли «одноразового использования». Недавно я выпустил премьеру спектакля, который мне самому очень нравится. Он называется «Русское горе» и поставлен по пьесе Грибоедова «Горе от ума». Сергей Никитин написал к нему замечательную музыку, Вадим Жук - комментарии к Грибоедову. Играют в основном молодые артисты - выпускники моей мастерской, а также нынешние студенты. Я решил, что если есть спектакль «Русское горе», то должно быть и «Еврейское счастье»: ведь это, по сути, - одно и то же. После «Медведя» я начну его репетировать. Это будет некая фантазия, игра на тему еврейских анекдотов. Я никогда не занимался еврейской темой, а сейчас захотелось, ведь еврейские анекдоты - это трагифарс, смесь трагического и смешного.

Режиссер, народный артист России, профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС), автор более ста спектаклей, телевизионных художественных и документальных фильмов, теле- и радиопрограмм, книг, статей, инсценировок. Лауреат многих престижных российский и зарубежных театральных премий. Создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы».

Заслуженный деятель искусств РФ Народный артист РФ Лауреат премии г. Москвы в области культуры и искусства Награжден орденами и медалями за вклад в развитие российской культуры.

Творческий путь

В 1965 г. уехал в Ленинград: работал в БДТ имени Горького рабочим сцены, учился в ЛГИТМИКе, институте культуры, Ленинградском университете. Руководил студенческим театром ЛГУ. В 1968 г. поступил в ГИТИС на режиссерский факультет.

По окончании ГИТИСа был приглашен на работу режиссером-постановщиком в театр «Современник», где выпустил ряд спектаклей, отмеченных театральными премиями и высоко оцененных критикой и зрителями. Среди них: «Из записок Лопатина» по К.Симонову, «А по утру они проснулись…» В.Шукшина, «1945» И.Райхельгауза, «Привидения» Г. Ибсена и другие.

Ставил спектакли в театре драмы и комедии на Таганке, Центральном академическом театре Советской Армии, театре им. Пушкина, театре им. Станиславского, театре «Эрмитаж», а также в театрах Омска, Липецка, Минска, Одессы, Хабаровска, Элисты ….

Среди постановок этого периода особой популярностью пользовались «Автопортрет» А.Ремеза, «Сцены у фонтана» С.Злотникова, « И не сказал ни единого слова» Г. Белля, «Предложение» А.Чехова, «Свадьба» М.Зощенко, «Любовь» Л.Петрушевской.

ШСП

В 1989 г . Иосиф Райхельгауз стал инициатором создания и одним из основателей московского театра «Школа современной пьесы», которым руководит уже более двадцати пяти лет. В разные годы здесь играли Любовь Полищук и Людмила Гурченко, Михаил Глузский, Мария Миронова, Евгений Дворжецкий, сегодня в труппе работают звезды русской сцены Ирина Алферова, Альберт Филозов, Татьяна Васильева, Сергей Юрский, Лев Дуров, Александр Гордон, Татьяна Веденеева, Юрий Чернов и многие другие. Хорошо известны спектакли театра: «Пришел мужчина к женщине», «А чой-то ты во фраке», «Уходил старик от старухи», «Записки русского путешественника», триптих «Чайка» и многие другие.

«Школа современной пьесы» — театр мировых премьер. На его сцене впервые были сыграны драматургические произведения Семена Злотникова, Евгения Гришковца, Бориса Акунина, Людмилы Улицкой, Дмитрия Быкова и многих современных авторов. Театр неоднократно и успешно гастролировал, участвовал в престижных фестивалях в Германии, Франции, Америке, Израиле, Финляндии, Австралии, Канаде, Южной Корее, Венгрии, Болгарии, Индии и прочих странах ближнего и дальнего зарубежья.

Иосиф Райхельгаузставит спектакли в крупнейших театрах мира, в том числе: «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальный театр «Габима» (Израиль) и других. Регулярно проводит мастер-классы, театральные сессии, читает лекции в ведущих учебных заведениях за рубежом: Ротчестерском университете (США) , Высшей театральной школе г. Лозанны (Швейцарии), Консерватории г. Марселя (Франция), Тегеранском университете (Иран) ….

ГИТИС

Более десяти лет руководил мастерской артистов театра и кино Всероссийской киноакадеимии – ВГИК. На протяжении многих лет и в настоящее время Иосиф Райхельгауз возглавляет режиссерскую и актерскую мастерские на кафедре режиссуры РУТИ-ГИТИС .

Телевиденье

Иосиф Райхельгауз много работает на телевидении. В разное время на экраны вышли более десяти телевизионных художественных фильмов, отмеченных российскими и международными премиями, среди которых, многократно показанный по центральным каналам фильм «Из записок Лопатина» (К. Симонов), «Эшелон» (М. Рощин), «Картина» (В. Славкин), «Пришел мужчина к женщине» (С. Злотников) …. Иосиф Райхельгауз — автор, режиссер и ведущий телевизионного цикла «Театральная лавочка».

Автор

В разные годы в центральных российских изданиях вышли книги И.Райхельгауза «Не верю»; «Мы попали в запендю»; «Прогулки по бездорожью», «Одесская книжка». Райхельгауз — член редколлегии журнала «Современная драматургия» , автор многочисленных публикаций по вопросам теории режиссуры, технологии актерского мастерства, проблем театральной педагогики и театрального искусства. В настоящее время готовятся к изданию две его новые книги.

Политическая позиция

Иосиф Райхельгауз занимает активную общественно-политическую позицию. Он регулярно выступает в СМИ, участвует в дискуссиях и телевизионных программах. Является членом Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.

Путешественник

Иосиф Райхельгауз – путешественник. Много лет он участвует в экстремальных экспедициях на автомототранспорте, снегоходах, и гидроциклах в трудно проходимые районы Земли. На его счету путешествия по Южной Америке, Мексике, Новой Зеландии, Узбекистану, зимнему Байкалу, Юго-Восточной Азии, Монголии, Китаю…. Результатом каждой экспедиции становятся документальные повести и фильмы из цикла «Прогулки по бездорожью».