Интересный тест по герою нашего времени. Контрольная работа по повести "Бела", "Максим Максимыч" тест по литературе (9 класс) на тему. В каком ряду названы герои только повести «Бэла»

Тест на знание текста романа Лермонтова «Герой нашего времени». 1. Сколько лет Максиму Максимовичу? Укажите его чин. 2. Куда едут повествователь и Максим Максимович? 3. Какую гору переезжают повествователь и Максим Максимович? 4. «В моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор мне все опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной». Кто и при каких обстоятельствах произносит эти слова? 5. Что случилось с братом и отцом Бэлы после того, как она оказалась в крепости у Печорина? 6. Как звали контрабандиста в «Тамани»? 7. «Тут-то я догадался, какие вещи тащил проклятый слепой». О каких вещах идет речь? 8. Какую фамилию носила княжна Мери? 9. О ком в романе говорится: «Он скептик и матерьялист… а вместе с этим поэт, и не на шутку,- поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов»? 10. Серебряное кольцо с чернью. Кто был его обладателем и что еще об этом кольце вы знаете? 11. При каких обстоятельствах происходит личное знакомство Печорина с княжной Мери? 12. Где происходит действие повести «Княжна Мери»? 13. Назовите секундантов на дуэли Печорина и Грушницкого. 14. В чем состоял заговор Грушницкого и его приятелей против Печорина? 15. Кто и при каких обстоятельствах произносит фразу «Finita la comedia»? 16. В чем суть спора Печорина и Вулича в «Фаталисте»? 17. Кто и о ком говорит: «Да, жаль беднягу…Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!... Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!...» Тест на знание текста романа Лермонтова «Герой нашего времени» 1. Сколько лет Максиму Максимовичу? Укажите его чин. 2. Куда едут повествователь и Максим Максимович? 3. Какую гору переезжают повествователь и Максим Максимович? 4. «В моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор мне все опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной». Кто и при каких обстоятельствах произносит эти слова? 5. Что случилось с братом и отцом Бэлы после того, как она оказалась в крепости у Печорина? 6. Как звали контрабандиста в «Тамани»? 7. «Тут-то я догадался, какие вещи тащил проклятый слепой». О каких вещах идет речь? 8. Какую фамилию носила княжна Мери? 9. О ком в романе говорится: «Он скептик и матерьялист… а вместе с этим поэт, и не на шутку,- поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов»? 10. Серебряное кольцо с чернью. Кто был его обладателем и что еще об этом кольце вы знаете? 11. При каких обстоятельствах происходит личное знакомство Печорина с княжной Мери? 12. Где происходит действие повести «Княжна Мери»? 13. Назовите секундантов на дуэли Печорина и Грушницкого. 14. В чем состоял заговор Грушницкого и его приятелей против Печорина? 15. Кто и при каких обстоятельствах произносит фразу «Finita la comedia»? 16. В чем суть спора Печорина и Вулича в «Фаталисте»? 17. Кто и о ком говорит: «Да, жаль беднягу…Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!... Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!...»

1. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?
а) сам Печорин;
б) повествователь;
в) Максим Максимыч.

2. Действие повести «Бэла» происходит»:
а) в Пятигорске;
б) в Крыму;
в) на Кавказе.

3. Печорина звали:
а) Григорий Александрович;
б) Александр Григорьевич;
в) Григорий Алексеевич.

4. Сколько лет Печорину:
а) 20; б) 25; в) 30.

5. Какого цвета были волосы Печорина?
а) чёрные;
б) белокурые;
в) рыжие.

6. Какая черта характерна для взгляда Печорина?
а) проницательный и тяжелый;
б) гордый и заносчивый;
в) решительный и властвующий.

7. Национальность Бэлы:
а) грузинка;
б) осетинка;
в) черкешенка.

8. Что просил Азамат у Казбича в обмен на младшую сестру:
а) шашку; б) кинжал; в) коня.

9. Как погибла Бэла:
а) застрелил Казбич; б) зарезал кинжалом Казбич;
в) бросилась в реку; г) застрелил Печорин.

10. Куда ехал Печорин, когда в последний раз встретил Максим Максимыча:
а) в Персию;
б) в Турцию;
в) в Россию.

11. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

а) интерьер
б) пейзаж

в) деталь

12. Назовите средство художественной выразительности «бахрома снегов»
а) эпитет;
б) метафора;
в) сравнение.

М.Ю. Лермонтов. «Бэла». «Максим Максимыч».

Эталоны ответов

Тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1. Кто является героем «своего времени» в романе?

а) Казбич б) Максим Максимыч

в) Вернер г) Печорин

Ответ :

2. Как звали Печорина?

а) Максим Григорьевич б) Александр Григорьевич

в) Григорий Александрович г) Максим Максимыч

Ответ :

3. Кто рассказывает историю Бэлы?

в) Печорин г) Максим Максимыч

Ответ :

4. Кого из героев романа критик так охарактеризовал?

«…Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…»

а) Максим Максимыч б) Вулич

в) Казбич г) Печорин

Ответ :

5. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?

«…он из тех людей, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда тем и другим…»

а) Максим Максимыч б) Грушницкий

в) Вернер г) Вулич

Ответ :

6. Определите тему романа «Герой нашего времени»

а) жизнь светского общества

б) жизнь военных на Кавказе

в) тема взаимодействия личности, общества и судьбы

г) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»

Ответ :

7. Роман «Герой нашего времени»

а) романтический

б) сентиментальный

в) нравственно – психологический

г) детективный

Ответ :

8. Зачем Лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа?

а) чтобы разнообразить повествование

б) чтобы выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени

в) чтобы показать развитие героя, его эволюцию

г) всё вышеперечисленное

Ответ :

9.Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе

а) Вулича

б) Грушницкого

в) Максима Максимыча

г) Доктора Вернера

Ответ :

10. Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»

а) проблема положительного героя

б) проблема любви и дружбы

в) проблема современного поколения

г) проблема отцов и детей

Ответ :

11. Кому принадлежат данные слова?

«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была

только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?

а) Печорину б) Грушницкому в) Вернеру

Ответ :

12. Кто из героев романа умер по дороге из Персии?

А) Грушницкий б) Печорин в) Вернер г) Вулич

Ответ :

13. В какой из повестей романа «Герой нашего времени» звучит песня?

Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.


а) «Бэла»
б) «Княжна Мери»
в) «Тамань»
г) «Фаталист»

Ответ :

14. Что понял Печорин после расставания с Верой?

а) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце;
б) что он никогда ее не любил;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

Ответ :

15. Чем является роман «Герой нашего времени» (по авторскому определению)?

а) историей любви;

б) историей жизни;

в) историей души человеческой

Ответ :

Ответы: 13 в

14 а

15 в

Класс делится на 4 команды, каждая из которых имеет на руках текст романа “Герой нашего времени”. Если цитирование происходит по памяти, команде присуждается 2 балла, если по тексту – 1 балл. Оценивается точность и быстрота ответов. О готовности к ответу сигнализирует поднятая вверх красная карточка.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 г.г.)

1. О каком романе Лермонтова Гоголь сказал, что “никто ещё не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой ”, а Лев Толстой отметил, что роман произвел на него “ очень большое впечатление ”?
2. Как определил жанр своего романа “Герой нашего времени” сам автор?
3. Каким было первоначальное заглавие романа?
4. Кого из литературных героев Лермонтова Герцен назвал “младшим братом Онегина”?
5. Какое реальное историческое лицо выведено в “Бэле”?
6. Какие народные песни звучат в “Бэле” и “Тамани” и кто их поёт?
7. Место действия “Княжны Мери”?
8. С чьей исповедью сравнивает Лермонтов “Журнал Печорина”?
9. Кто и где произносит фразу: “История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...”?
10. В каких ролях видит себя Печорин: “Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль... или... ”, “сколько раз я играл роль... в руках судьбы”?
11. “Я ехал на перекладных из Тифлиса...”, “ Я однако ж не позабыл подметить, где поставили наших лошадей, знаете, для непредвидимого случая”, “Раз, – это было за Тереком, – я ездил с абреками отбивать русские табуны...”, “Вчера я приехал в Пятигорск...”. Кто эти “я”?
12. Признавал ли Печорин равенство в дружбе?
13. Что он предсказал Вуличу? Сбылось ли это предсказание?
14. “После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?” После чего? И сделался ли Печорин фаталистом?
15. Кто о ком говорит: “...никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства...”?
16. В романе “Герой нашего времени” часто используется приём подслушивания: “Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова”, “Я тихонько подошёл сзади, чтобы подслушать их разговор”, “Я слез и подкрался к окну: неплотно притворённый ставень позволил мне видеть пирующих и расслышать их слова”, “Судьба вторично доставила мне случай подслушать разговор, который должен был решить его участь”. Кого и что подслушивают герои?
17.Какой офицер в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” напоминает капитана Миронова из “Капитанской дочки” А.С.Пушкина?
18. Назовите лермонтовские сравнения: “Воздух чист и свеж, как... ”, “Как…брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как... едва сам не пошел ко дну”.

Ответы на вопросы.

1. Роман “Герой нашего времени”.
2. “Сочинение”, “цепь повестей”.
3. “Один из героев начала века”.
4. Печорина.
5. Казбич – вождь горцев, воевавших против русских.
6. Черкесскую песню “Много красавиц в аулах у нас...” поет Казбич, русскую “Как по вольной волюшке...” – девушка в “Тамани”.
7. Пятигорск.
8. С “Исповедью” Ж.-Ж.Руссо.
9. Автор-повествователь в “Предисловии” к “Журналу Печорина”.
10. “...палача или предателя”, “...топора”.
11. Автор, Максим Максимыч, Казбич, Печорин.
12. Нет. “Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся...”.
13. “Вы нынче умрёте” – и ночью он был зарезан пьяным казаком.
14. После трех испытаний судьбы – пари Вулича, его гибели и захвата убийцы живым. Но “Я люблю сомневаться во всем” – Печорин не стал фаталистом.
15. Вера о Печорине в письме к нему.
16. Максим Максимыч – разговор Казбича и Азамата, Печорин – Грушницкого и княжны Мери, заговор против себя офицеров, хвастовство Грушницкого о ночном приключении с участием Печорина.
17. Штабс – капитан Максим Максимыч.
18. “...поцелуй ребенка”, “...камень” (дважды).

Чей это портрет? (По роману “Герой нашего времени”.)

1. “ … Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре”.
2. “Из-за полуопущенных ресниц они [глаза] сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражения жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный”.
3. “... Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль”.
4. “На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду”.
5. “…был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей”.
6. “У нее такие бархатные глаза – именно бархатные, я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах: нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках …”.
7. “И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”.
8. “Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка…”.

1. Казбич.
2. Григорий Александрович Печорин.
3. Грушницкий.
4. Максим Максимыч.
5. Доктор Вернер.
6. Княжна Мери.
7. Бэла.
8. Вера.

Кто из героев романа “Герой нашего времени”…

1. “…ходил на кабана один на один”, а иной раз ветер “ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет”?
2. “… при встрече с противником “махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза”?
3. “…ужасно падок был на деньги”?
4. “…хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку…”.
5. “…не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей…”.
6. “…трепал рукою по гладкой шее своего скакуна, давая ему разные нежные названья”.
7. “…читает Байрона по-английски и знает алгебру”.
8. “…был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; …страсть к игре”.

1. Печорин.
2. Грушницкий.
3. Азамат.
4. Максим Максимыч.
5. Янко.
6. Казбич.
7. Княжна Мери.
8. Вулич.

Кто сказал о Лермонтове:

1. “… И через всю жизнь пронесем мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого ”.
2. “Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова”.
3. “Вот в ком было это вечное, сильное искание истины”.
4. “Уже недалёко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем”.

1. И.Андроников.
2. А.П.Чехов.
3. Л.Н.Толстой.
4. В.Г.Белинский.

Итоговая контрольная работа

1 .Каждая повесть романа Лермонтова «Герой нашего времени» опиралась на определенную литературную традицию. Соотнесите повесть и литературный жанр , которому она соответствует.

2 . В какой из повестей романа «Герой нашего времени» звучит песня
Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.

а) «Бэла»
б) «Княжна Мери»
в) «Тамань»
г) «Фаталист»

3 . Что больше всего поражает Максима Максимыча в характере Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
а) Легкомыслие и безответственность.

б) Противоречивость и странность.
в) Смелость и бесшабашность.
г) Равнодушие и душевная чёрствость.

4. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа»?
а) Грушницкого;
б) Печорина;
в) Вулича.

5. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
а) Грушницкий;
б) Печорин;
в) Вернер.

6. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит:

«…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

а) Грушницкого;
б) Вулича;
в) Вернера.

7. Кто такой Вернер?

а) муж Веры; б) приятель Печорина; в) друг Грушницкого.

8. Действие в повести «Княжна Мери» происходит...

а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.

9. Что говорит Печорин Мери при расставании?
а) «я вас не любил»; б) «мне с вами скучно»; в) «я над вами смеялся».

10. Что понял Печорин после расставания с Верой?

а) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце;
б) что он никогда ее не любил;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

11. С кем сравнивает себя Печорин?

а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига;

б) с птицей, парящей в вышине;

в) с героем романа.


12. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
а) он никого не любил;
б) он ничем не жертвовал ради любимых;
в) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.

13. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?

а) жизнь ему надоела, жизнь скучна.

б) по малодушию;

в) он понял, что не нашел и не найдёт своего предназначения в жизни.

14. Печорин – герой:

а) положительный;

б) отрицательный;

в) нельзя сказать однозначно.

15. Кому принадлежат слова:

«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?

а) Печорину,

б) Грушницкому,

в) Вернеру.

16. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя:

а) осуждает; б) анализирует; в) защищает.

17. Укажите проблему, которой нет а романе:

а) проблема отцов и детей;

б) проблема положительного героя;

в) проблема дружбы и любви;

г) проблема смысла жизни.

18. Чем является роман «Герой нашего времени» по авторскому определению:

а) историей любви;

б) историей жизни;

в) историей души человеческой.

19. Соотнесите героя и обстоятельства, при которых персонаж умирает.

20. Соотнесите портрет и героя, которому он соответствует.

1. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

А) Печорин

2. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

Б) Максим Максимыч

3. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

В) Грушницкий

4. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

Г) Вернер

5. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

Д) Вулич

21. Соотнесите портрет и героиню, которой он соответствует.

1. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

А) Бела

2.«…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»

Б) Мери

3. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»

В) Вера

4. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

Г) ундина

22. Соотнесите характеристику и героя, которому она соответствует.

1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

А) Бела

2.Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая

Б) Мери

3. Материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Скептик и пессимист, честный и прямой.

В) Грушницкий

4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый.

Г) Максим Максимыч

5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и золотое сердце», мужественный и верноподданный.

Д) доктор Вернер

23 . Дайте развёрнутый ответ:

Эталоны ответов. Итоговая контрольная работа

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1 балл

1 – В 2 – Г

3 – Б 4 - А

1 балл

1 – Б 2 – В

3 – Г 4 - А

1 балл

1 – Д 2 – В

3 – Г 4 – Б

5 - А

1 балл

1 – Г 2 – В

3 – А 4 - Б

1 балл

1 – Б 2 – А

3 – Д 4 – В

5 - Г

Критерии оценки: всего 22 балла

«5» - 0- 3 ошибки

«4» - 4 – 7 ошибки

«3» - 8 – 11 ошибки

«2» - 12 и более ошибок

23. Оценивается дополнительно

"В чём трагичность судьбы Печорина?"

Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он трагически одинок. Трагизм судьбы Печорина связан с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, бремя равнодушие и сомненья, расчётливость, некая внутренняя «раздвоенность» приводят героя к утрате простоты, естественности. Бессмысленно сменяющие друга дни, череда заранее предсказуемых событий делает жизнь Печорина скучной, в ней нет любви, нет дружбы. Печорин не способен любить людей, он приносит им одни несчастья.

Трагичность личности Печорина - в разочарованности жизни, неверии, сомнении во всём, в бессмысленности жизни, в разрыве между разумом и чувством. Он не жертвовал для тех, кого любил: любил для себя, для собственного удовольствия"