Интересный сценарий для детей про виды искусства. Сценарий проведения детского праздника «Путешествие в страну Изобразительного искусства. Играет «Гимн работников культуры Бейского района»

Сценарий досуга для дошкольников «Праздник искусства»

Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7, г. Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный сценарий будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов

Цель: Приобщать детей к миру искусства.
Задачи:
- Учить различать репродукции картин художников по видам живописи
- Закреплять знания детей о разнообразии народных промыслов
- Закреплять представление детей об основных цветах, дополнительных, спектральных
- Развивать фантазию, воображение, творчество
- Воспитывать любовь к прекрасному, к искусству.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказочный город художников. Вы знаете, что это за город?
Ответы детей.
Воспитатель: В этом городе живут сказочные волшебники: по улицам разгуливают нарядные девочки-кисточки и маленькие мальчики-карандаши, бегают непоседы-краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце и все кругом переливается! Жителям сказочного города нравится задавать вопросы и загадывать загадки гостям. Я думаю, вы сможете выполнить все задания жителей сказочного городка и это путешествие будет для вас интересным! Но, чтобы попасть в этот сказочный город нужно превратиться в карандаши или кисточки. Давайте наденем волшебные шапочки и закроем глаза.
Звучит музыка.

Ну вот мы на листе! Посмотрите как здесь светло и ярко! А вот прошла девочка-кисточка, а вот побежал быстрый мальчик-карандаш.

Ребята, а представьте себе, что мы очутились в городе, в котором всё серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди с серыми лицами, в серых одеждах. Что было бы?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, было бы скучно и мрачно кругом.

Если б в поле расцветали
Только белые цветы
Любоваться бы устали
Вскоре ими я и ты
Если б в поле расцветали
Только жёлтые цветы
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты … (Б.Кочетков "Цветы и лето")

Но в сказочном городе есть главные и неглавные краски. Скажите мне какие цвета являются основными?
Дети: красный,жёлтый, синий.


Воспитатель: Верно!

Всего три цвета! А не мало ли это?
А где нам зелёный, оранжевый взять?
А может нам краски по парам смешать?
Из синей и красной вот этой
Получим мы цвет? (фиолетовый)


А синий мы с жёлтой смешаем
Какой мы цвет получаем? (зелёный)


А красный плюс жёлтый
Для всех не секрет
Дадут нам, конечно, (оранжевый цвет)


Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно! Порой во время дождя, если прислушаться к его звукам, то кажется все вещи разговаривают, что у всех вещей есть голоса. И ваши карандаши разговаривают тоже. Хотите послушать, о чем они говорят?

Звучит музыка : шум дождя
Воспитатель: Слышите, говорит красный карандаш:
-Я мак, я огонь, я пламя!
Оранжевый - Я –морковь, я апельсин!
Желтый – Я- цыплёнок, пшеница, солнце!
Зелёный – Я – трава я сады, я леса!
Голубой – Я – небо, я лёд!
Синий – Я – море, я колокольчик!
Фиолетовый – Я – слива, я сирень!

Но дождь смолкает и вместе с ним смолкают голоса карандашей. И над горизонтом встает радуга. Все рады, потому что в радуге и мак, и апельсин, и солнце, и трава, и небо, и море, и сирень! Кто не взглянет на радугу, всяк ею любуется!


А как называются цвета радуги?
Дети: спектральные
Воспитатель: Да, ребята, радуга очень красивое явление. Но посмотрите на лес. В волшебной стране происходят волшебные странности. Лес потерял свои краски. А давайте нарисуем деревья в лесу, чтобы кругом было красиво.
Звучит запись: Ха-ха-ха! Это я злой волшебник украл все краски из леса и спрятал все кисточки и карандаши в сказочном городе художников. Теперь чем хотите, тем и рисуйте!

Воспитатель: Вот досада! Как быть? Может попробуем нарисовать без кисточек и карандашей? А чем можно рисовать?
Дети: пальчиком, мятой бумагой, поролоном.

Дети коллективно рисуют деревья на стене разными способами


Воспитатель: Очень красивые получились деревья! Я думаю, что злому волшебнику не удалось испортить наше путешествие, мы смогли нарисовать и без кисточек и карандашей.
- Ребята, посмотрите, а жители сказочного городка подготовили для нас небольшую выставку картин. А теперь, послушайте задание. Я вам загадаю загадки, а вы должны их отгадать и разделить репродукции картин по видам живописи:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш.
Обязательно картина
Называется (пейзаж)


Дети отбирают и выставляют пейзажи

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или бронзовую вазу,
Или все предметы сразу,
Знай, что это …(натюрморт)


Дети отбирают и выставляют натюрморты

Если видишь на картине,
Смотрит кто-нибудь на нас,
Лётчик или балерина,
Или Колька твой сосед
Обязательно картина называется …(портрет) (А. Кушнер "О картинах")


Дети отбирают и выставляют портреты.

Воспитатель: А сейчас ещё одно задание. Знаете ли вы название этих картин? Подойдите поближе и рассмотрите их
Дети показывают картины художников и называют авторов

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. На занятиях вы рисовали, знакомились с картинами художников, многое узнали о народных промыслах. Отгадайте загадки и скажите есть ли изделия этих промыслов на выставке у художников сказочного города?

Сине-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла,
И цветами расцвела
Голубыми, синими
Нежными, красивыми … (Гжель)


Воспитатель: А почему гжель называют нежно-голубым чудом?
Дети: Потому что её расписывают синей и голубой краской

Все листочки, как листочки
Здесь же каждый золотой
Красоту такую люди
Называют …(Хохломой)


Воспитатель: А какими цветами расписывают хохломскую посуду?
Дети: Красной, черной, жёлтой

Из липы доски сделаны
И прялки и лошадки
Цветами разукрашены
Как будто полушалки …(Городец)


Дети отгадывают и показывают изделия Городца.

Весёлая белая глина
Кружочки, полоски на ней
Кормилицы и водоноски
Белоснежны, как березки
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор (Дымка)


Дети отгадывают и показывают дымковские игрушки

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями художников из сказочного города и правильно отгадали загадки. Но наше удивительное путешествие по сказочному городу художников заканчивается и нам пора возвращаться в группу. Все присели и закрыли глазки.
Звучит музыка. Дети снимают шапочки

Воспитатель:
И в шесть, и в десять лет, и в пять,
Все дети любят рисовать
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует.
Цветы, рисунки, лес и сказку,
Всё нарисуют, были б краски,
Да лист бумаги на столе
И мир в семье и на земле! (В. Берестов)

Сценарий мероприятия

«В МИРЕ ИСКУССТВА»

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами попадем в сказку. А расскажет нам эту сказку палитра! Поприветствуем ее!

Палитра: Здравствуйте ребята! Я хочу не просто рассказать вам сказку, а попросить вашей помощи. (На сцене происходит инсценировка сказки) Давным-давно в мире Искусства жил-был царь Уголек. И было у него три дочери. Старшая - красная акварелька , средняя - синяя акварелька и самая младшая - желтая акварелька. Жили они, поживали и горя не знали. Царь души не чаял в дочерях. Они резвились по альбомному полю, вызывая вокруг себя смех, радость и создавая веселую красочную палитру. А когда принцессы веселились, на небе появлялась радуга. Но недолго длилась счастливая жизнь в царстве. Проведал злой волшебник, который жил в соседнем государстве о дочерях царя Уголька. Гнев и зависть охватили его. Не мог он простить царю его счастья. И однажды заколдовал его принцесс. И не были они больше такими веселыми. Печаль тоска опустились на государство. Все вокруг стало серым и мрачным. Ничто не могло порадовать царя. С каждым днем он становился все печальнее и печальнее. Но я знаю, как помочь царю, как обрадовать его. Спасти принцесс смогут только храбрые и отважные, которые должны произнести волшебное заклинание, а чтобы узнать это заклинание, нужно пройти все испытания злого волшебника.

Ведущая: Палитра, я думаю, наши ребята смогут помочь вашему королевству! Посмотри, как они умеют отвечать на шуточные вопросы!

ШУТОЧНАЯ ВИКТОРИНА

Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок? (Мороз, Осень, Солнце.)

Назовите единственное на Земле рисующее существо. (Человек.)

Какой материал для рисования заливает лицо от стыда? (Краска.)

Какой русский художник нарисовал картину для фантиков любимых детворой шоколадных конфет «Мишек»? (.)

Как называется особа женского пола, позирующая художникам? (Натурщица.)

Как в повести Н. Носова звали художника, приятеля Незнайки? (Тюбик.)

Автопортрет - это: (Портрет художника, выполненный им самим.)

Палитра: Какие ребята молодцы! Я думаю, они с легкостью справятся со всеми испытаниями злого волшебника!

Ведущая: Храбрые художники, вы хотите помочь Угольку и готовы пройти испытания? Хорошо. После выполнения каждого задания вы будете получать части пазла, сложив которые, увидите слова, которые помогут вернуть принцесс Угольку.

1 ИСПЫТАНИЕ

Нарисуй хвостик.

С каждой команды требуется по 1 игроку. Для этой игры понадобится лист бумаги, фломастер, косынка для завязывания глаз. Сначала ведущий рисует карандашом на листе бумаги какое - то животное. Рисует все, кроме хвоста. Игрокам завязывают глаза. Они должны нарисовать хвостик в слепую. Выигрывает тот, чей рисунок оказался более точным.

2 ИСПЫТАНИЕ

Кружки разных цветов.

Напротив команд лежат кружки разных цветов. У каждой команды свой цвет. По сигналу команды бегут собирать кружки своего цвета. Побеждает самая быстрая команда.

3 ИСПЫТАНИЕ

Угадай героя.

Для этой игры понадобится лист бумаги, фломастеры. Капитаны по жребию вытягивают персонажа, которого им нужно нарисовать. Другие команды должны отгадать этого героя.

4 ИСПЫТАНИЕ

Загадки.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.. (Карандаш)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там, глядишь, - красота! (Цветные карандаши)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Резинка)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

Пишут им ученики,

Отвечая у доски. (Мел)

Я весь мир слепить готов - Дом, машину, двух котов.

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная… (Бумага)

5 ИСПЫТАНИЕ

Загадки Подвижные

Командам нужно выстроиться по цвету волос. От самого светлого к темному, от самого темного к светлому, от самых длинных до самых коротких волос.

Палитра: Наши испытания подходят к концу. Юные художники, соберите пазл из ваших карточек и прочтите слова, которые помогут нам!

Дети все вместе: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан!

Веселые краски просыпаются от злых чар и вместе с Угольком благодарят ребят!

Использован сценарий Л. Жарких «День искусств» для детей начальной школы.

«Кощей Бесцветный и Фея Радуга»

Юшкова С.Г. учитель музыки

Действующие лица.

Взрослые: Ведущий, Фея Радуга.

Дети: Кощей Бесцветный, Краски.

В зал входят дети. На столе стоят семь закрытых шкатулок.

Ведущий: Дети, сегодня у нас большая радость. Нам прислали приглашение на выставку картин. Хотите узнать от кого приглашение? Его прислала Фея Радуга. Она командует всеми красками. Краски любят её и дружны с ней, поэтому в их дворце царят радость и веселье, много музыки и разноцветья. Фея Радуга прислала нам разноцветные пригласительные билеты. (Открывает конверт). Ах! Что же случилось? Я сама держала в руках эти приглашения, и они сверкали всеми цветами радуги. А теперь почему-то все краски исчезли. Где же краски?

Входит Кощей Бесцветный.

1. Краски все, карандаши

Спрячу я, потом – ищи.

Запрещу я детям рисовать.

Только всё это не в счёт,

Что-то требует ещё

Буйная фантазия моя.

Прикажу я белый цвет

Перекрасить в чёрный цвет,

А из вас велю наделать мух.

А что сделаю потом,

Как подумаю о том –

У меня захватывает дух.

Ведущий: Всё понятно. Это Кощей Бесцветный. Это он спрятал все краски.

Кощей: Да! Да! Да! С детства не люблю всякие краски. Запер я их в шкатулках. Пока они там, вам меня никогда не одолеть!

Я в тусклость свято верю,

Рад пасмурному дню.

Любую личность серую

Люблю я и ценю.

Ведущий: А скажите, пожалуйста, Ваша Тусклость, какими ключами открываются ваши шкатулки?

Кощей: Ладно, скажу уж вам, всё равно не сможете открыть. Только правильные ответы на очень трудные вопросы откроют мои шкатулки. Да где вам! Даже я не знаю этих ответов!

Ведущий: А мы попробуем. Дети старательно занимались, многое узнали. Да и очень уж нам хочется вернуть краски.

На каждой шкатулке написан вопрос. Дети отвечают, и из шкатулки достают цветной карандаш. Кощей Бесцветный сначала злится, потом постепенно добреет.

Ведущий: Дети, какую музыку боится и больше всего не любит Кощей? (Весёлую, яркую, солнечную…)

Задания из шкатулок.

1) Послушайте и назовите музыкальное произведение и композитора (Э.Григ. Утро; В пещере горного короля.)

2) Послушайте и назовите любимый танец феи Радуги

(«Вальс цветов» - из балета «Щелкунчик» композитора П.И. Чайковского)

3) Послушайте музыку и назовите композитора и музыкальный инструмент. (Звучит органная фуга соль минор. Ответ: И.С. Бах. Орган)

4) Назовите инструменты, которые изображают героев симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк» (Флейта, гобой, кларнет, фагот (птичка, утка, кошка, дедушка);

Петя – скрипка, альт, виолончель, контрабас; волк – валторны, охотники – барабаны, литавры)

5) Назовите состав оркестра русских народных инструментов

6) Какие композиторы писали музыку к сказкам. Послушайте и назовите произведения. (Н.А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Пётр Ильич Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»)

7) Помогите закончить стихи.

Пять линеек, нотный стан – это дом,

Звуки поселились в нём,

И становятся они……

Нотный стан тут на замке,

Ключ у ноты СОЛЬ в руке.

От замков ключи различны,

У неё же ключ ….

скрипичный

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ли,

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трёхэтажный дом. <…>

Только знай: у них давно

Есть название одно,

Не забудь - ………. произносится оно

Фортепиано.

Ведущий: Всё, Ваша Блёклость, загадки дети отгадали, задания выполнили. Краски теперь свободны!

Кощей: Молодцы! Я злым был и вредничал, потому что не знал названий всех красок. Теперь я подобрею. Но мне обидно быть Бесцветным. Может быть, вы мне поможете?

Ведущий: Дети, давайте поможем Кощею Бесцветному стать Разноцветным.

Мастер-класс учителя технологии.

Изготовление розочек из салфеток учащимися 3,4,5 классов. Учащиеся 1 и 2 классов раскрашивают пригласительные билеты.

Дети украшают плащ Кощея бумажными розами.

Звучит музыка. Выходят Фея Радуга и Краски. В руках у детей репродукции картин.

Ведущий: Дети, вы согласны, что музыка и изобразительное искусство делают нашу жизнь красивой и радостной?

Исполняется песня «Дети любят рисовать»

Был Кощей Бесцветный, стал – Разноцветный!

Фея Радуга – учитель ИЗО проводит экскурсию.

Фея Радуга – учитель ИЗО проводит экскурсию по выставке картин.

Мастер-класс учителя технологии

В системе профессиональной подготовки учителей начальных классов важную роль играет просветительская деятельность.

Видеолекторий “Искусство” обладает широкими возможностями не только приобщения студентов к шедеврам мировой художественной культуры, но и закладывает практические умения и навыки в проведении внеклассной работы в школе. В интересной увлекательной форме происходит развитие студентов средствами художественной культуры и осознание ими значения художественной деятельности в развитии и воспитании младших школьников. К сожалению, нельзя пройти мимо такого факта, что у нашей молодежи нет особой тяги к художественной культуре, искусству. Из-за этого их духовный мир скудеет, а пустоту в нем заполняет пошлость, безнравственность. Возникают проблемы наркомании, алкоголизма и т.д. Именно поэтому учитель начальных классов как никто другой должен осознать важность той работы, начатой в семье, детском саду по развитию духовности детей через приобщение их к миру художественной культуры и искусству.

Что такое искусство, какова его роль в жизни человека, будущего учителя. Именно с этих вопросов мы начинаем введение в художественную культуру.

Цель мероприятия – учебно-просветительская. В увлекательной форме познакомить с историей создания коллекций одного из величайших музеев мира – Эрмитажа. В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть сущность искусства как средства воспитания и духовного обогащения личности будущих учителей.
  2. Систематизировать знания студентов по истории создания и значения Эрмитажа для мировой культуры.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к просветительской работе в единстве с эстетической потребностью личности.

Развивающие:

  • развивать практические умения и навыки в проведении просветительской работы, способности к осуществлению эстетического воспитания в школе.

План подготовки заседания видеолектория “Искусство”

  1. Подготовить презентацию.
  2. Подготовить материал по истории создания Эрмитажа.
  3. Подобрать поэтический материал, цитаты по искусству.
  4. Подготовить выставку литературы по истории Эрмитажа.

Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
от наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже, что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
О.Тарутин

Очередное заседание видеолектория “Искусство” посвящено 245-летию со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

В этом учебном году работа видеолектория связана с юбилейными датами величайших музеев мира: Лондонской национальной галерее исполняется 185 лет, национальный музей живописи и скульптуры “Прадо” в Испании отметил свое 190-летие со времени создания, старейший и крупнейший в России театральный музей им. А.А. Бахрушина в Москве перешагнул свой 115-летний рубеж, и, наконец, 245 лет со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

Искусство – одно из самых удивительных созданий человечества. Оно отражает действительность как некую жизненную целостность. Так же целостно оно воздействует на человека, захватывая одновременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостного отражения мира и целостного воздействия на человека не обладает никакое другое его творение.

Приведем цитаты об искусстве, выбранные студентами. Каждый студент выбрал из множества цитат одну, созвучную его мыслям об искусстве.

  1. Прямое назначение искусства –быть фактором эволюции интеллекта.
    (Павел Филонов).
  2. Искусство – не роскошь. Это великая радость жизни, ее вода, ее краски, ее аромат…
    (Александр Бенуа).
  3. Искусство – не забава и не развлечение, а способ высшей беседы с природой”
    (Кузьма Петров-Водкин).
  4. Искусство обладает изумительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Но сколько бы искусство не раскрывало прошлое и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени”.
    (Александр Дайнека)
  5. В том-то признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно. Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью”.
    (Ф. Достоевский).
  6. Только искусство делает человека человеком”.
    (К.Коровин).
  7. Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание”.
    (Огюст Роден)
  8. Красота спасет мир”.
    (Ф. Достоевский).
  9. Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
    (М.Горький).
  10. Искусство есть одно из средств единения людей.
    (Л.Толстой).

Звучит стих Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка”.

Искусство отражает действительность, а т.к. действительность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражающее ее, сложно. Сложность проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музыка, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, дизайн.

Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, “раскрывать истину в чувственной форме”.

Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.

В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.

Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.

Пространственные, или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся в реальном пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала. Пространственные, или пластические” искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).

Но кроме искусств, пространственных и временных существуют искусства, которые опираются на синтез искусств (слова, звука и изображения). Их называют пространственно-временными, или смешанными, или синтетическими. К ним относятся: зрелищно-игровые искусства (театр, балет, эстрада, цирк, кино) и технические искусства (фотография, цветомузыка, TV, дизайн).

Важными в искусстве являются понятия “художник”, “творчество”, “произведения искусства”.

Роль художника в искусстве огромна. Слово “художник” имеет два значения. В более узком смысле имеется в виду мастер, работающий в области пластических искусств. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину.

В широком смысле художник – это творческая личность, мастер своего дела, искусник. Это человек (будь то писатель, поэт, музыкант, танцор, архитектор, режиссер), который творит искусство.

Произведения искусства создаются в мастерских, а живут они в музеях. Какие же бывают музеи?

Музеи бывают разные: художественные, литературные, музыкальные, исторические, политехнические… Но мы будем знакомиться с художественными музеями, т.е. с музеями, где хранятся, выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного и архитектуры.

В нашей стране и за границей много художественных музеев. У нас в городе несколько музеев: Национальный музей, музей Востока, литературный музей. В любой музейной композиции экспонаты – предметы, выставленные для обозрения, – систематизированы по хронологии и национальным школам. Такая тематическая подборка и систематизация экспонатов называется экспозицией . В музеях устраиваются и вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений.

(Идет демонстрация презентации).

Коллекции художественных музеев тоже различны. В одних музеях собрано искусство своего народа , или национальное искусство прошлого и настоящего . Например, таковыми являются коллекции Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге . Другие музеи хранят искусство разных стран мира, т.е. зарубежное искусство . Это Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

(Идет демонстрация презентации).

Музеи различаются не только по составу, но и по размеру своих коллекций. Одни размещаются в небольших залах, другие занимают несколько дворцов. Но каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и истории человеческого общества. Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного.

Музей – это своеобразная “машина времени” . Ведь попадая в храм муз и знакомясь с произведениями всех времен и народов, мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Как и когда возникли музеи? Слово “музей” произошло от греческого слова museion. Так называли священную рощу, посещаемую девятью древнегреческими музами – богинями-покровительницами искусств и науки. Музей – это храм муз.

В древности произведения искусства находились в храмах, общественных зданиях и дворцах правителей.

В средние века – в церквах и монастырях. Первые собрания с систематическим коллекционированием художественных произведений появились в ХV веке в эпоху Возрождения (например, коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи). Часто для лучшей сохранности коллекции помещались в застекленных лоджиях – галереях.

Так, в ХVI веке в Италии, а позже и в странах Западной Европы возникли художественные галереи – специальные помещения для хранения картин. Но это были частные коллекции.

Первым государственным музеем (т.е. музеем, взятым на попечительство и под охрану государства) стал Британский музей в Лондоне. В 1791 г. Королевское художественное собрание в Лувре стало достоянием широкой публики. Позже и в городах Европы (Мадрид, Будапешт, Прага, Мюнхен, Стокгольм) были основаны национальные музеи и галереи.

На Руси богатейшие собрания произведений искусства хранились в церквах, соборах и монастырях. С ХVII века появляются частные коллекции, принадлежавшие царям и боярам.

Первым русским публичным музеем была Кунсткамера (от немецкого слова kunsthammetr) в Петербурге, созданная Петром I в 1714 году. Кроме произведений искусства, здесь были представлены естественные диковинные предметы, собранные Петром. Это были зоологические коллекции, гербарии, минералы (295 лет со дня основания).

Богатейшие коллекции произведений искусства были собраны в царских дворцах (Зимнем дворце, Петергофе, Царском селе, Павловске) и в усадьбах и дворцах знатных дворян (Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, Шереметьевых, Голицыных).

С ХIХ века в России излюбленным расположением музейных залов был анфиладный (от французского слова enfiler – нанизывать на нить). Анфилада последовательно сменяющих друг друга залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, создавая сквозную перспективу в интерьере особняка или дворца.

(Идет демонстрация презентации).

Итак, наше знакомство с одним из крупнейших и наиболее посещаемых музеем мира Эрмитаж начинается. Государственный Эрмитаж является музеем мировой культуры и хранит около 3млн. памятников различных эпох, цивилизаций, народов. В Эрмитаже 6 отделов: первобытной культуры, культуры искусства античности, культуры искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Эрмитаж занимает 5 дворцовых зданий, образующих великолепный архитектурный ансамбль Дворцовой набережной Невы. Экспонаты Эрмитажа занимают 400 залов . Коллекцию Эрмитажа можно сравнить с айсбергом, вершина которого – залы экспозиции, а более мощная. Подводная часть айсберга – его запасники, куда посетителей не пускают и где хранятся богатейшие коллекции живописи, пластики, нумизматики. Начало формирования фондов музея относится к ХVIII веку, когда русская императрица Елизавета Петровна повелела возвести Зимний дворец. Грандиозные двухсотметровые здания в стиле барокко (елизаветинское барокко) с белоснежными колоннами было воздвигнуто архитектором Растрелли всего за 8 лет (1754–1762 г). В 1762 году Екатерина II отвела несколько комнат Зимнего дворца под собственный “ермитаж” – уединение в 1764 году. (Эта дата считается временем основания Эрмитажа). Императрица приобрела 225 картин западноевропейских мастеров. Среди них – Франса Хальса, Джорджоне. Большим увлечением Екатерины II была глиптика – искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням – и книги. Основанная ею библиотека – 38000 томов.

(Идет демонстрация презентации).

Императорское собрание росло очень быстро и вскоре для коллекции было построено специальное здание – Малый Эрмитаж или “Ломотов павильон” – по имени архитектора Ж-Б. Валлен-Даламота (1764–1767). С дальнейшим ростом коллекции к малому Эрмитажу примкнул Старый Эрмитаж (второй Эрмитаж) архитектора Ю.М. Фельтена (1771–1787). В каждом из трех зданий воплотились стили ХVIIIв. – барокко (Зимний дворец), классицизм (Малый Эрмитаж) и ампир (Старый Эрмитаж). Ансамбль из 3-х дворцовых построек, расположенных вдоль берега Невы, был завершен зданием театра (архитектор Кваренги ) (1783–1787). Повторяя архитектуру апартаментов Папы римского в Ватикане, Кваренги возвел и корпус Лоджий Рафаэля . Здесь были размещены копии с фресок Рафаэля, выполненные русскими мастерами в технике масляной живописи на холсте.

Последнее (пятое) здание было построено уже в ХIХ веке по проекту баварского архитектора Лео Кленце . Это новый Эрмитаж (1839–1852 г). В 1852 году в нем открылся для всеобщего обозрения “императорский Музеум”. Подъезд нового Эрмитажа украсили десять статуй атлантов, державших на своих плечах кровлю портика. Эти замечательные статуи из монолитного гранита выполнил русский скульптор Иван Теребнев .

Императорский музей занимал лишь помещения Нового Эрмитажа. Современная же экспозиция размещается в залах Малого, Старого и Нового Эрмитажа, а также Зимнего дворца , составляющих вместе с Эрмитажным театром единый комплекс музейных зданий.

(Сопровождается демонстрацией презентации).

Общество сосредотачивает в музеях мудрость красоты, ибо она связывает живых и давно ушедших, оставивших в произведениях свои размышления о жизни, свое понимание самого главного в жизни, свое понимание красоты. Образуется общая память. Общие мысли, общая красота. Без искусства нет памяти, а без памяти нет человека, значит, нет народа. Вот почему государство, общество, отдельные люди или их сообщества собирают произведения искусства, передавая его на вечную жизнь в художественный музей.

Вопросы и задания

  1. Какие музеи вы знаете?
  2. Объясните происхождение слова “музей”.
  3. Где в древности и в средние века хранились произведения искусства?
  4. Чем отличается музей от галереи?
  5. Какие отечественные художественные музеи вы знаете?
  6. Какие крупные зарубежные художественные музеи вы можете назвать?
  7. Скажите, в каких музеях вы были?
  8. Что в переводе с французского означает слово “эрмитаж”?
  9. Кто спроектировал здание Зимнего дворца?
  10. Назови первый русский публичный музей.
  11. Как назывался излюбленный тип расположения музейных залов в России?
  12. Проверьте себя, знаете ли вы значения новых слов: “экспонаты”, “экспозиция”, “вернисаж”, “коллекция”, “анфилада”?

Литература

  1. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. Вариации прекрасного/ А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 224 с.
  2. Веснин С. Эрмитаж. Прогулка по залам и галереям/ С. Веснин, С. Кудрявцева, Пашкова Т. – СПб., Издательство П-2, 2006. – 143 с.
  3. Суслов В.А. и др. Государственный Эрмитаж и история его коллекций/ В.А Суслов, Щукин М.Б., Ходза Е.Н., Линник И.В. – М.: Советский художник, 1991. – 371 с.
  4. Шварц В. Ленинград. Художественные памятники/ В. Шварц. – Ленинград, Искусство, 1966. – 398 с.

Внеклассное мероприятие на тему: «Искусство рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия : решить проблему досуга учащихся; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения.

Подготовка внеклассного мероприятия

1. Класс делится на четыре команды, каждая из которых готовит рассказ о своем виде искусства: цирке, кино, театра, живописи.

2. Готовятся видео-, кино-, фотоматериалы (по возможности).

Действующие лица

Ведущий 1.

Ведущий 2.

Выступающие.

Ход мероприятия

Ведущий 1 . Добрый вечер, ребята!

Ведущий 2 . Здравствуйте, мои дорогие!

Ведущий 1 . Чем себя развлечь в выходные? Куда сходить и что посмотреть? Каждый из нас задавался когда-нибудь таким вопросом.

Ведущий 2 . И сегодня мы поговорим о многих интересных вещах, заглянем в далекое прошлое и узнаем, что такое цирк, кино и театр.

На сцене появляется первая команда. Переодетый в костюм шута или скомороха участник представления начинает повествование.

Цирк: как все начиналось

За что люди любят цирк? Прежде всего за то, что цирк - всегда праздник. Здесь играет музыка, сверкают огни, артисты делают то, что в обычной жизни никогда не встретишь. Здесь человек ходит на руках, скачет на лошади, стоя во весь рост в седле, или запросто кладет голову в пасть хищнику. Цирк любят за искренность, за полную открытость и смелость.

Но как все начиналось, спросите вы?

Слово «цирк» происходит от латинского circus - круг. Точная дата его появления не установлена. Но, может быть, это и здорово, ибо искусство, включающее акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных, несмотря на свой солидный возраст, всегда молодо. Давайте совершим небольшое путешествие в глубь веков, к тем истокам, откуда берет начало цирк.

В далекие времена в странах Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного ими каната, натягивали его между козел (подставка для бревен у пильщиков), ходили, бегали и даже прыгали на нем. В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестности, взбирался на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от одного дерева к другому. При воспитании воинов в Африке большое значение придавалось акробатическим движениям (перевороты в воздухе, кувыркание на земле и в воздухе), из них впоследствии развились акробатические прыжки.

Выступления профессиональных цирковых артистов были известны уже в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древнем Риме в цирках происходили бега на колесницах, а между заездами выступали акробаты, жонглеры, дрессировщики. В начале нашей эры цирковые представления устраивались в Древней Армении и Грузии. На фресках собора Святой Софии в Киеве (1037 год) изображен амфитеатр, где идет представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, а также соревнования лошадей и травля диких зверей.

Особую роль в развитии цирка сыграли народные бродячие артисты: во Франции - жонглеры, в Германии - шпильманы, в России - скоморохи, в Польше - франты, в Средней Азии - дорбозы и масхарабозы. Они исполняли комические сценки, показывали кукольные представления, в их программе были выступления звукоподражателей, акробатов и жонглеров, дрессировщиков животных, в том числе и лошадей. В 1619 году царя Михаила Федоровича развлекал рязанец Григорий Иванов, приручивший льва. В 1625 году царю и его приближенным показывали «слоновую потеху».

В Италии (а затем и в других странах Европы) в XII веке стали создаваться школы верховой езды. Здесь воспитывалось первое поколение цирковых артистов, широкое распространение получил вольтиж, высшая школа верховой езды. Берейторы проводили показательные уроки, демонстрируя дрессировку и наездническое искусство. Наездникам был необходим специальный манеж - около 13 метров в диаметре (таким он остается и сегодня), поэтому появились первые полустационарные цирки. Первый в мире стационарный цирк был создан в Лондоне в 1780 году и назывался он амфитеатр, а в 1807 году братья Франкони построили в Париже новое здание, назвав его Олимпийским цирком. В России первый стационарный цирк был открыт в Петербурге 11 декабря 1827 года.

Каждый желающий поучаствовать в викторине и выиграть приз отвечает на вопросы ведущего.

Вопросы зрительному залу

1. Трюк, поражение зрителя загадочностью. Мастерство - в ловкости и быстроте рук, движений исполнителя, а также в обмане зрения. Человека, демонстрирующего нам чудеса, называют манипулятором. (Фокус.)

2. Цирковой жанр, основанный на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов. (Жонглирование.)

3. Эта птица весьма сообразительна, приучить ее «считать» на счетах проще простого. Всего-навсего нужно поставить на клетку счеты и положить на них и под них корм. Птице будут мешать костяшки, а избавиться от препятствия можно только передвинув их, что и сделает наша птичка. (Ворона.)

4. Одна из поз классического танца. В цирке часто можно видеть, как танцовщица, стоя на скачущей лошади, отводит одну ногу с вытянутым носком назад, а всю тяжесть тела переносит на другую. (Арабеск.)

5. Условный сигнал, который один из исполнителей подает своему партнеру, когда надо уточнить момент вступления в трюк или момент перехода от одной части пассажа к следующей. («An!»)

Ведущий 1 . Молодцы!

Ведущий 2. Ох, этот цирк! Развеселит любого! А что же делать, когда душа просит драмы, неутихающих эмоций, чувств...

Ведущий 1 . Тогда, мой милый друг, тебе необходимо посетить театр.

На сцену приглашается вторая команда. Выходит участник в маске.

Театр: как все начиналось

Театр, как мы знаем, прошел долгую историю развития. Сама идея драмы получила начало в религии.

У китайцев первые представления выглядели как танцы в их храмах. Позднее стали использоваться специальные площадки. Это были простые сцены без занавеса и освещения, они только имели крышу, украшенную как крыша храма.

Японский театр начинает историю с VIII века. Первыми появились жанры кабуки, но. Представления также проходили на площадках с крышей в виде храма.

В Древней Индии драматические представления давались на специально построенных приподнятых площадках с тканями на заднем фоне.

Театр таким, как мы его знаем, зародился в Древней Греции как часть религиозного обряда. Сценой был круг, покрытый дерном, на котором верующие танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих.

Это положило начало традиционному устройству греческих театров - полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово «театр» греческого происхождения и обозначает место для обозрения.

Театр, построенный в Афинах около 500 года до н, э., был круглым. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие величественно. Это было прообразом нынешней сцены. А эти помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действий пьесы. Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время.

В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н. э. Римские театры очень походили на греческие, но строились на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сиденья, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран. После того как римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились. Первым современным театром стал театр Фарнезе в Парме, Италия. Он был построен в 1618 или в 1619 году. Его сцена не выдвигалась далеко в зал, в партер, а располагалась вдоль одной из стен. Чтобы отделить зрительный зал от сцены, использовался занавес, и изменение декораций могло совершаться не на виду У зрителей.

Таким образом зародилось высокое искусство современного те- этра, но история его развития и совершенствования не закончена.

Вопросы зрительному залу

1. На время чьего правления пришелся расцвет английского театра? (Елизаветы I.)

2. Существует три вида театральных постановок с участием кукольных персонажей. Назовите хотя бы два. (Куклы-марионетки, куклы-«перчатки», куклы на тростях.)

3. Театр, в репертуаре которого лежат главным образом небольшие пьесы для одного актера или некоторые другие виды так называемых малых форм искусства, например монолог, куплеты, эстрадный танец, цирковой номер. (Театр миниатюр.)