Интерактивная галерея. Cайт художника. Виктор Михайлович Васнецов. Описание картины «Баян» В.Васнецова Когда васнецов написал картину баян

В основе картины Васнецова «Баян» - один из былинных одноименных героев. Он знаменит тем, что был умелым сказителем. Кроме того, этот герой упоминается в «Слове о полку Игореве». Васнецов никак не мог обойти стороной столь яркую личность, чтобы не написать картину. Ведь, как известно, этот художник славится работами, посвященными русским сказкам, былинам.

В центре картины - холм, на котором и расположились с дороги уставшие воины. Они внимательно слушают слепого старика, который им повествует сказание. При этом он играет на гуслях. Воины очень внимательно и сосредоточенно его слушают. Рассказ Баяна их буквально захватил своим интересным сюжетом. К тому же, старец умеет рассказывать интересно, что просто заслушаешься. Некоторые дружинники смотрят куда-то вдаль, представляя героев своей Родины, ее прошлое. Воины буквально видят их наяву, так сосредоточенно они смотрят и представляют героические поступки таких же воинов, как они сами.

В самом центре этой группы сидит князь. Лицо его выглядит суровым. Он, как и все остальные, внимательно слушает слова старика. Рядом с князем сидит его сын, который еще слишком молод для сражений, но слушает он не менее внимательно. Его взгляд также устремлен вдаль. Наверное, он представляет себя храбрым воином. Будто он сам участвует в боях за родную землю, за ее свободу и независимость. За его спиной стоит старый казак. Он слушает старца, подперев голову руками. Видно, он вспоминает времена своей молодости, когда принимал непосредственное участие во многих боях за Русь.

Вокруг этих действующих лиц изображена русская земля. Просторы ее бесконечны. Видны молодые деревья, которые делают картину буквально «живой». Они будто говорят о том, что жизнь все время идет вперед, появляются новые поколения. Художник изобразил над головами слушателей и сказителя серое небо. Кажется, что даже оно слушает Баяна. Его длинные волосы треплет ветер. От этого картина получилась необычайно реалистичной.

Начиная с 1879 года, после возвращения из Парижа и создания цикла картин социально-бытового жанра, художник В. М. Васнецов чувствует, что изображение бытовых сценок ему не интересно более, не воспламеняют его дух, ничего не дают сердцу. Он грезит о прошлом России, он буквально болен Древней Русью, он стремится рассказать о былинных героях, показать красоту и чистоту русской души. К жанровым картинам он более не возвращается и создает огромный цикл картин на былинно-сказочные сюжеты.

Картина художника Васнецова Баян – рассказ о былинных героях

Одной из таких картин, показывающих трудное и героическое прошлое России, является грандиозное полотно – картина художника Васнецова Баян. Написанное в 1910 году, сегодня это эпическое творение мастера хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Великий художник Виктор Васнецов на протяжении многих лет с большой любовью работал над темой русской истории.

Создавая картины в портретном и пейзажном жанре, социально-бытовом направлении, занимаясь религиозной живописью, графикой, архитектурой, русский художник Васнецов неизменно возвращается к воспоминаниям детства, к сказкам, рассказанным при лучине, к удивительно красивым и грустным песням, которые он слышал в родном селе, к творчеству народных мастеров, которое так поражало воображение впечатлительного ребенка. Взявшись за сочинение по картине Васнецова Баян, следует сказать, что, став живописцем, получив в руки выразительные художественные средства, живописец является, прежде всего, певцом родной земли, русской старины, которой восхищался и о которой тосковал.

Описание картины Баян кисти Васнецова Виктора Михайловича

Взгляду зрителя на картине Баян художника Васнецова открывается роскошное русское летнее небо, холм, а за ним – ослепительные дали, от вида которых сладко замирает сердце. На холме, поросшем травой и цветами, разместилась группа русских витязей в боевом облачении – то ли вернулись из боя, то ли скоро в бой… Среди них взрослые мужчины, и совсем еще юные, есть и старцы, убеленные сединами и овеянные боевой славой. Не выпуская оружия из рук, воины внимательно слушают певца. Вместе с ними и князь Игорь, и его сын подросток. Известная картина Баян показывает нам сплоченную дружину, былинных воителей, посвятивших свои жизни ратному подвигу.

Самого рассказчика Баяна художник Васнецов на картине расположил справа. Под аккомпанемент гуслей сказатель повествует о минувших ратных битвах, о подвигах русских богатырей. Привлеченные голосом Баяна, на холм поднимаются и другие богатыри – мы видим их силуэты справа за спиной гусляра. Нелегок ратный путь, но русские воители должны отстоять родную землю. Лица у слушателей напряженные, сосредоточенные, думают они о подвигах отцов и о доме, который оставили. Сильный горячий ветер носится над холмами и вторит он своим заунывным голосом повествованию слепого Баяна. Здесь, в этой картине художника В. Васнецова Баян повествует о сплоченности русского народа, а сам мастер кисти говорит, что в искусстве есть бессмертие, что оно одерживает победу над страданиями и смертью, и дарует людям красоту и душевность.

МСКОУ СКОШ № 36

г. Озёрска Челябинской области

Виктора Михайловича Васнецова

«Баян»

Урок русского языка в 9 классе

подготовила Горохова Лариса Борисовна

учитель русского языка и литературы



Художественное описание картины

Виктора Михайловича Васнецова «Баян»

Цели:
    познакомиться с творчеством и жизнью художника В.М. Васнецова; учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического, прозаического произведения;
    учить «читать» картину, осмысливать ее содержание; способствовать развитию творческого воображения ребят; совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
    способствовать эмоциональному восприятию картины как
произведения искусства.
Эпиграф (слайд 2) Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами - сумрак неминучий, Иль ясность божьего лица. Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты. Твой взгляд - да будет тверд и ясен, Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен.
Александр Блок
Лексическая работа (слайд 3) БРА́ТИНА, братины, ·жен. (·ист. ). Род ковша, употреблявшегося в допетровское время на пирах для вина. (Словарь Д.Ушакова)
Оргмомент Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Итогом нашей работы будет художественное описание картины, созданной Васнецовым под впечатлением прочитанного произведения.
Слово о художнике (слайд 4)

Учился в духовном училище (-), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н.Г.Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. (слайд 5)

Учился живописи в - сначала у в Рисовальной школе общества поощрения художеств (-), затем в (-). (слайд 6)

Чтобы заработать денег на дорогу, В. М. Васнецов пишет небольшие картинки «Молочница» и «Жница» и разыгрывает их в лотерее. Вырученных денег хватает на то, чтобы доехать до Петербурга.

В 1876 году уже после окончания Академии художеств он пишет картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру». В обеих картинах В. М. Васнецов показал себя как художник, глубоко понимающий народную жизнь и умеющий ее изображать. Особенно интересен сюжет картины «С квартиры на квартиру». Художник изобразил бедных, одиноких стариков, бредущих в холодный зимний день по улице вместе со своими жалкими пожитками. Им некуда идти, а окружающим до этого нет никакого дела. Картина наводит на мысли об одиночестве и ненужности человека в этом мире.(слайд 7)

Чтобы заработать на жизнь, В. М. Васнецову приходилось давать частные уроки, рисовать иллюстрации к разным изданиям. Это нисколько не мешало ему учиться. Уже в начале 70-х годов 19 века на выставках Общества поощрения художеств появляются первые картины В. М. Васнецова: «Нищие», «Чаепитие», «Дети разоряют гнезда» и другие.(слайды 8)

В начале 80-х годов В. М. Васнецов знакомится с Саввой Ивановичем Мамонтовым, известным меценатом, собравшим вокруг себя выдающихся деятелей искусства конца 19 века. Лето многие из них проводили в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова под Москвой, ставили там небольшие спектакли, сами же играли в них, делали декорации. Лето 1881 года там провел и В. М. Васнецов. Вместе с другими художниками он создал декорации к сказке «Снегурочка», поставленной на любительской сцене С. И. Мамонтова, сыграл в ней роль Деда Мороза. (слайды 9, 10)

В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, "избушка на курьих ножках". В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.(слайд 11)

В творчестве Васнецова появляются новые темы, которые в будущем выделятся в особое направление модернизма – так называемый «русский стиль». Это сюжеты русских народных сказок, былин и отечественной истории.(слайды 12, 13) «Аленушка» - одно из самых проникновенных творений мастера. Васнецов никогда не придерживался в картине точного содержания той или иной сказки. Картина стала первым произведением отечественной живописи, в котором поэзия народных преданий неразрывно слилась с поэзией родной природы. Вершиной мастерства Васнецова стала картина «Богатыри», воспевающая силу и величие защитников родной земли. Васнецову удалось передать в образах героев народные представления о силе и справедливости, олицетворениями которых были для простого народа былинные богатыри.
Семья Васнецова. Автор портретов – Виктор Михайлович Васнецов.(слайд 14)

В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы. (слайд 15)

Особая страница творчества В.М.Васнецова - его фресковые работы. В 1885г. он приступил к росписи Владимирского собора в Киеве Это подлинный шедевр храмовой живописи. (слайд 16)

Он работает одновременно над несколькими картинами:"Спящая царевна", "Царевна-лягушка" (1918), "Кащей Бессмертный" (1917--1926), "Царевна Несмеяна" (1914-- 1926)--и рядом других больших композиций. (слайд 17)

Поэтическое сказание привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы.(слайды 18, 19)
Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Первая историческая картина "После побоища с " (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи.(слайд 20)
Памятник произведению «Слово о полку Игореве» (слайд 21)

БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве» («соловей старого времени», «вещий» певец); в «Задонщине» назван «в Киеве гораздым гудцом». Имя стало нарицательным для обозначения поэта .

У А.С. Пушкина в «Руслане и Людмиле» имя Баяна употреблено в собственном и в нарицательном значениях.. «(слайд 22)

Картина «Баян» считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.(слайд 23)

Работа над описанием картины (учебник упражнение №19) (слайды 24-27)

    Что изображено на первом плане картины В.М. Васнецова «Баян»?

На переднем плане картины мы видим высокий холм, на котором изображена группа людей.

    Выделите и опишите основные группы героев картины.

Это воины, расположившиеся на отдыхе. Они слушают сказание, исполняемое слепым старцем. В центре группы дружинников сидит князь. Он так же, как и его воины, внимает словам старца. Рядом с князем мальчик, его сын. Князя Игоря на картине "Баян" легко узнать по головному убору: на его голове шапка, отороченная мехом, а не доспехи. Князь задумчив, в его глазах читается грусть, он серьёзен. Лица слушателей сосредоточенны. Воины захвачены героическим рассказом Баяна.

    Опишите главного героя картины (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица).

Обратите внимание на лица слушающих Баяна людей.

Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки большие гусли. Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. Его фигура резко выделяется среди остальных.
Баян - худощавый старец в белоснежном одеянии, расшитом узорами. Образ певца динамичен: рот его открыт, рука поднята вверх, чтобы взять очередной аккорд. Зрителю кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы развеваются на ветру . Слушатели, собравшиеся вокруг него, заворожены его исполнением. Музыкальный инструмент у него старый и потёртый, ясно, что Баян с ним никогда не расстаётся. В данный момент он развлекает князя и его воинов во время их недолгого отдыха. За свою длинную жизнь Баян собрал немало легенд и преданий, он умеет увлечь слушателей своей мудростью и неподражаемой манерой исполнения.

В «Слове о полку Игореве» о Баяне вспоминается не раз:
Боян же вещий,
Если хотел кому песнь воспеть,
То растекался мыслию по древу,
Серым волком по земле
Сизым орлом под облаками.

Глаза дружинников устремлены вдаль, как будто там они воочию видят героическое прошлое своей страны, ратные подвиги таких же воинов, как и они сами.

    Какой фон у картины? Опишите небо и землю. Каков цвет плащей дружинников и певца? Какие тона преобладают в картине?

Вокруг воинов простирается родная русская земля. Неяркая желто-зелёная трава. На переднем плане несколько молодых деревьев и ромашки. В небе застыли хмурые облака, они тоже заслушались Баяна. Погода хмурая, предвещает будущие битвы. Пасмурное небо занимает почти половину полотна. В левой части картины "Баян" мы видим фрагмент ускользающего за горизонт исконно русского пейзажа. Васнецов умело изображает широту и размах родных просторов.

    Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?

Из уроков истории всем известно о феодальной раздробленности, царившей в то время на Руси. Небольшое войско князя Игоря не сумело оказать достойного сопротивления половцам. Очень скоро князья поймут, что их сила в единении. Вовсе не случайно в центре слушателей мы видим братину, наполненную вином. Знать использовала золотые и серебряные братины, в быту простолюдинов были медные и деревянные. Подавали в них: пиво, квас и другие напитки. Название посуды и её назначение напоминали о единстве, о братстве. Главная тема картины - единение певца и дружины, их духовная связь. Картина оставляет неизгладимое впечатление огромной любви к родной земле, гордости за ее великие победы. Картина "Баян" напоминает нам, что все мы – потомки великого народа. Из глубины веков седовласый Баян поет свою хвалебную песню во имя славы и процветания России.
Составление плана сочинения (слайд 28)
    В.М. Васнецов - родоначальник нового, "национального" направления в русском искусстве. Описание картины «Баян»:
1. передний план картины; 2. основные группы героев; 3. главный герой картины; 4. цветовая гамма. III. Впечатление, вызываемое картиной у зрителя.Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал огромный успех и резкую критику своих работ. Его называли "истинным богатырем русской живописи". Это определение родилось не только благодаря образной связи с "богатырской" темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве. (слайд 29)
Максим Горький восторженно писал о художнике: "Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта... А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия". Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова, Васнецов скончался.(слайды 30, 31)
В честь художника установлены памятники, в частности, памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием (1992 год). (слайд 32)
Написание сочинения

Виктор Михайлович Васнецов, один из выдающихся русских художников XIX века, прожив долгую и плодотворную жизнь, познал и восторженное преклонение, и холодную неприязнь, граничащую со злобными нападками. Он был первым из отечественных живописцев, посвятивших свой талант былинно-сказочному жанру - новому, не сразу понятому современниками. Впоследствии его назовут «истинным богатырём русской живописи».

Одна из поздних работ художника

Наверное, многим приходилось в школьные годы писать Васнецова «Баян». Все мы её знаем и любим. Это одна из поздних работ художника, созданная на основе ряда памятников древнерусской письменности, в частности «Слова о полку Игореве». Трудиться над ней автор закончил в 1910 году, но известно, что мысли о создании картины появились у Васнецова ещё за тридцать лет до этой даты, однако осуществить задуманное он не смог.

Когда же работа была завершена, картину представили широкой публике. Мнения разделились. Не все смогли сразу понять и оценить глубину произведения. Даже такой знаток живописи, как Нестеров, выступил с критикой. Он предрёк скорый упадок в творчестве автора. Другая же часть интеллигенции во главе с Брюсовым горячо приветствовала картину. Известный в то время критик Семенович опубликовал целое восторженное сочинение по картине Васнецова «Баян».

Кто это такой

Баян ─ слепой певец, который под звуки гуслей ведёт поэтические повествования о днях минувших. Его пение ─ это не развлекательное действие, а своего рода устная летопись, положенная на музыкальную основу. Но баян не только повествует о прошедшем. В его песнях заложены скрытые пророчества о том, что ждёт впереди. Баян ─ это ещё и предсказатель будущего, пророк, или, как говорили в старину, «вещун». Его почитали и боялись, как и всякого, кто общается с потусторонними силами. А он явно был с ними в ладу, иначе откуда эти тайные знания?

Картина Васнецова «Баян» представляет народного персонажа дохристианской, языческой Руси. Свою песнь он поёт, взывая к прося у них помощи и заступничества. Это не молитва, а заговор волхва-кудесника. Тяжела и опасна жизнь среди бесчисленных полчищ степных кочевников, взирающих на Русь своими жадными глазами. Одна надежда ─ на князя с его дружиной. Вот и благодарит в своих песнях баян народного защитника и его верных товарищей.

Васнецов, «Баян». Описание

Эта работа заслуживает пристального внимания. Картина Васнецова «Баян» величественна и монументальна. Грандиозности замысла соответствует масштаб исполнения. Дело не только в размерах полотна, но и в композиционном решении, и в цветовом. Оно притягивает взгляд и завораживает.

Пейзаж, на фоне которого Васнецов помещает своих героев, воплощает собирательный образ России с её бескрайними просторами. Центральная часть картины, холм, воспринимается как скульптурный постамент для фигур, расположенных на нём.

Каждый, кто берёт на себя труд писать сочинение по картине Васнецова «Баян», прежде всего останавливается на фигуре седовласого старца, вдохновенно вещающего под звуки гуслей. Пальцами одной руки он перебирает струны, а вторая вскинута вверх. Жестом подчёркивается грандиозность описываемых событий.

Выражение в картине

Расположившиеся полукругом воины внимают его пению. Лица их задумчивы, полны осознания сакральности момента. В кругу воинов выделяется величественная фигура князя, гордо смотрящего вдаль. В картине выражена преемственность поколений, защитников отечества. Перед нами предстают и старец, и молодые воины, и мальчик, задумчиво слушающий пение. Бегущие по небу облака придают картине ощущение напряжения и скрытого драматизма.

Языческому периоду истории Руси посвящено не одно научное сочинение. По картине Васнецова «Баян» можно судить, насколько высок в обществе интерес к этой теме. Он объясняется желанием заглянуть в истоки нашей национальной самобытности. Без этого невозможно понять законы развития культуры.

1. Что изображено на первом плане?

На первом плане картины В.М. Васнецова изображены русские воины, расположившиеся на холме. Во главе рати сидит князь с сыном и старым воином. Все они внимательно слушают певца, которого художник изобразил справа чуть в стороне от остальных героев картины. В центре стоит на камне чаша.

2. Выделите и опишите основные группы героев картины.

Впереди можно выделить двух молодых воинов. Они сидят спиной к зрителям. На одном из них надета кольчуга, на другом темный плащ. Все их внимание поглощено сказителем. За ними влево расположились еще четыре молодых воина. Они все в кольчугах. Все воины держат в руках кто меч, опершись на него, кто щит, кто топорик. Они или только после битвы, или готовятся к ней. Чуть выше художник нарисовал группу из трех человек. Это старый казак, князь и его сын, юный княжич. На казаке надет белый кафтан. Волосы казака и усы совсем седые. На княжиче голубой кафтан и желтые сапоги. Князь опирается на меч в ножнах. На его плечи накинут коричневый расписной плащ. Выделяются красные сапоги князя. За этой группой сидят три воина разных возрастов. А перед ними отдельно сам Баян. И еще одна группа видна за спиной Баяна на правом склоне холма.

3. Опишите главного героя картины. Обратите внимание на выражение лиц слушающих его людей.

Главным героем картины является сказитель Баян. Он нарисован отдельно от других героев произведения. Одет он в белоснежную длинную рубаху. Свой рассказ Баян сопровождает игрой на гуслях. Он, возможно, рассказывает о былых битвах, о героических сражениях. Его лицо сурово. Седые волосы разметал ветер. Одну руку сказитель поднял вверх, как бы призывая воинов храбро сражаться за русскую землю. И слушатели задумались. Кто опустил голову, кто задумчиво смотрит вдаль. Но мысли, наверное, у всех бродят в голове одинаковые.

4. Какой фон у картины? Опишите небо, землю. Обратите внимание на цвет плащей дружинников и одежды певца. Какие тона преобладают в картине?

Фон у картины серый. Серое небо. По нему бегут тучи. Серые доспехи у воинов. Темная вода у холма. Темный плащ у одного из воинов. У другого плащ яркий, красный. Малиновыми пятнами выделяются щиты у двух воинов. Преобладают темные тона. Они контрастируют с белым одеянием певца.

5. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?

Картина посвящена периоду становления Русского государства, когда князьям приходилось много сражаться с половцами и другими захватчиками. Баян упоминается в «Слове о полку Игореве».