Интегрированный спаренный урок по русскому языку и литературе «Анализ эпизода «Проигрыш Ростова в карты» - сочинение -рассуждение в формате ЕГЭ. По тексту Л.Н.Толстого «Война и мир» Проигрыш Николая Ростова (Проблема влияния музыки на человека) (ЕГЭ по ру

Примерно по тому же сценарию, что и с Пьером, развивается «дружба» Долохова с Николаем Ростовым. Первоначальная идеализация и «не разлей вода» сменяется завистью и намеренным желанием разрушить его жизнь .

(на фото - Джей Джей Филд (?) в роли Долохова)

Пока Долохов отлеживается у матушки, его связь с Ростовым крепнет. И Долохов предстает перед ним совсем другим. «Настоящим», как ошибочно думает Ростов .

«Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него.

— Меня считают злым человеком, я знаю, — говаривал он, — и пускай. Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге . У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два-три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины ».

Итак, Николаю внушается, что он - «особенный», «один из очень немногих». Часто нарцисс в фазе идеализации противопоставляет нас «истеричкам и меркантильным сукам, которых сейчас 95%». А как еще он может относиться к «сукам»? Как и Долохов - «обращать внимание, насколько они полезны или вредны».То есть, пользоваться.

«Да, душа моя, — продолжал он, — мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных...»

(перебью Долохова, мне очень хочется спросить: кто они, эти мужчины? Фамилии можно назвать?)

«...но женщин, кроме продажных тварей — графинь или кухарок, все равно, — я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!.. — Он сделал презрительный жест. — И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня ».

Этот период общения Николая и Долохова можно назвать Обольщением. На этом этапе Долохов бессознательно идеализирует Ростова, исподволь завидуя ему как человеку с совсем иным устройством, человеку счастливому . И эта зависть усиливается, когда Николай вводит Долохова в свой дом. Он видит радостных, дружных людей, тепло относящихся друг к другу, естественных в выражении своих чувств. От наблюдательного взгляда психопата не укрываются особые отношения Николая и Сони, которые также становятся предметом его зависти. Он бессознательно стремится «стать Николаем» - чтобы полюбить Соню и стать любимым ею. Но он не Николай...

«Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя никто и не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова. Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах y Иогеля, где всегда бывали Ростовы.

Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд ».

(что это за взгляд, знает каждый, кого идеализировал нарцисс)

«Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой».

И вот Долохов делает Соне предложение. Обратите внимание: нарциссы очень любят соблазнять женщин своих друзей. Сценарий «была тебе любимая, а стала мне жена». Логика такая: идеализируемый друг, которому завидует нарцисс, всяко выбирает «саааамое лучшее». Значит, его женщина становится объектом идеализации и зависти нарцисса. Параллельно здесь действует подспудное или даже вполне осознанное желание разрушить чужой брак, союз, которые вызывают зависть нарцисса.

Но Соня отказывает Долохову. Причем, отказывает, невольно попадая в самое уязвимое место нарцисса. Она говорит, что любит другого. Другого! Значит, кто-то лучше, умнее, красивее, достойнее этого охренительного Долохова. А кто этот «более лучший», Долохов без труда узнает.

В припадке нарциссического стыда он перестает ездить к Ростовым. За эти дни разгорается его ненависть к Николаю, и он решает ему отомстить. За что? Почему? Вряд ли на это ответит даже сам социопат. По большому счету, «ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

«Два дня после этого Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку — приезжай в Английскую гостиницу».

Разумеется, Ростов не ожидает подвоха от человека, которого считает другом. Даже то, что Долохов втайне от него наводил мосты с его девушкой, почему-то не смущает его. Видимо, он рационализирует поведение Долохова , рассуждая примерно так: «А что такого? Это личное, и он не обязан мне докладываться о своих чувствах. Почему он сватается к моей девушке, не поговорив со мной? А, тут тоже все просто! Конечно же, он не знает, что это моя девушка, я же ему ничего про Соню не говорил. Иначе бы он так не поступил. Это все просто недоразумение, над которым мы сегодня же посмеемся за бутылкой-пятой бургундского!»

Пока Николай размышляет примерно в таком духе, Долохов ждет его, чтобы совершенно сознательно разорить. Он даже назначает себе символическую сумму, до которой доведет игру — 43 тысячи. 26 (возраст Долохова) +17 (возраст Сони).

«Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее».

Потрясающе точное наблюдение! Николай интуитивно понимает, что для Долохова, мающегося скукой, наступил момент «адреналинчика». Только он еще не догадывается, кто назначен в жертву.

«— Так ты не боишься со мной играть? — повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: — Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее ».

Психопат почти открытым текстом предупреждает об опасности , но многие ли, не набив шишек, прислушиваются к подобным заявлениям? Наоборот, такие слова подстегивают нас. Как же, как же, разве можно бояться играть с другом? Ведь это ж друууг! Уж он-то не обидит! А если я откажусь, то что он подумает? Что я доверяю не ему, а гнусным слухам? Нет-нет, своим отказом я нанесу ему великую обиду. Да и себя выставлю трусом.

Только в процессе игры до Ростова начинает доходить чудовищный смыл поступка «друга». В голове у него каша, он, точно так же, как и Пьер перед вызовом на дуэль, задает себе вопросы: за что? Что я ему сделал, кроме хорошего?

«И зачем же это он делает со мной?..» — думал и вспоминал Ростов. - «Ведь он знает, — говорил он сам себе, — что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил ... Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие?»

(опять попытка рационализации)

«И я не виноват, — говорил он сам себе. — Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие?»

Николай, не видя логики в поведении Долохова, силится понять, за какие грехи карма, Вселенная, провидение дает ему этот жестокий «урок». Разгадка, меж тем, проста: потому что. Потому что ты столкнулся с психопатом.

«— Послушай, Ростов, — сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, — ты знаешь поговорку. «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.

«О! это ужасно — чувствовать себя так во власти этого человека», — думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.

— Твоя кузина... — хотел сказать Долохов; но Николай перебил его. — Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! — крикнул он с бешенством».

Долохов и его матушка

Как мы помним, после дуэли с Пьером Николай Ростов везет раненого Долохова в Москву. Он впервые видит друга «с восторженно-нежным выражением лица»:

«Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова.
— Ну, что? как ты чувствуешь себя? — спросил Ростов.
— Скверно! но не в том дело. Друг мой, — сказал Долохов прерывающимся голосом, — Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...
— Кто? — спросил Ростов.
— Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать.
И Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее. Ростов поехал вперед исполнять поручение и, к великому удивлению своему, узнал, что Долохов, этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат ».

"Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре" , - пишет в сочинении школьник.

Вот из-за чего не складывается паззл! Да, Долохов жесток, порочен, но как же в эту картину уложить его трепетную нежность к матери и сестре?.. А ведь все просто: любить мать и сестру — не то же самое, что говорить, что любишь мать и сестру.

И вот тут настало время развенчать миф о любви Долохова к матушке, и тем более — к сестре. Достаточно сказать, что сестра вообще существует в виде тени, у нее в романе нет даже имени. Скорее всего, это забитое бесправное существо, "неудавшийся" ребенок (мало того, что девочка, да еще и горбунья), находящийся в полном рабстве у нарциссической мамаши. А свет в окошке Феденька, похоже, растился как кумир семьи и воспитывался в атмосфере дифирамбов, всепрощения и полного потворства любым его прихотям и капризам.

Итак, сестра - тень. Но и матушка всплывает лишь тогда, когда раненый Долохов вынужден отлеживаться у нее. В остальное время судьба этих "обожаемых" женщин мало занимает Долохова . Их в его жизни попросту нет.

Наверно, вам интересно, у какой матери мог вырасти такой сын. Толстой вкладывает в уста Марьи Ивановны Долоховой всего один монолог, но он весьма информативен:

«— Да, граф, он слишком благороден и чист душою , — говаривала она Ростову, — для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну, скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным, там что-то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес!

Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю, таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж, теперь — эта дуэль. Есть ли чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас.

И за что же? Ну, кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив, — я понимаю, — ведь он прежде мог дать почувствовать, а то ведь год продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого-то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа..

Ну просто прелесть что такое. То ли апофигей загазлайченности собственным же сыночкой, то ли кривая перверзная логика нарциссихи. Как добродетелен и высок душой ее Федя — и как бессовестен граф Безухов, имевший наглость не понять шашней Долохова со своей женой! Ачотакова, «а у кого сейчас нет интриги».

А как вот такое может прийти в голову нормальному человеку: «И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость!»?

Мне видится, что очень кривые мозги у старушки Долоховой. Вот она, нарциссическая матушка в трех-пяти ярких мазках.

(В следующих постах я расскажу о прототипах Долохова. Среди современников, вдохновивших Толстого, выделяют троих таких людей).

Данный эпизод романа описывает момент «мирной жизни» в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай.
Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в кардинально противоположном расположении, состоянии духа. Наташа была полна радости, ощущения полноты жизни. К ней в очередной раз пришел Денисов, который ухаживал за девушкой. Наташа чувствовала, что нравится этому молодцеватому гусару: «Вот она я!» - как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней». Все это добавляло радости, счастья, ощущения прелести жизни героине.
Николай же, наоборот, был в расстроенном состоянии – он проиграл большую сумму денег в карты, и все виделось ему в пессимистическом свете. Толстой показывает, что радостное состояние Наташи раздражает ее брата, он искренне не понимает ее, ему тяжело смотреть на этот молодой восторг: «И чему она радуется! - подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!»
Толстой с большим психологическим мастерством передает внутреннее состояние своего героя. Действительно, когда находишься на одном «полюсе чувств», понять и разделить другие эмоции, тем более, противоположные твоим, просто не под силу.
Такова была обстановка в комнате до главного события – пения Наташи. Основой момент данного эпизода, его кульминацией является воздействие голоса сестры, ее пения на состояние Николая. Сначала он просто рассеянно отметил про себя, что пение его сестры как-то изменилось. Но потом… весь мир сосредоточился для него на пении Наташи. Все заботы, невзгоды, печали отступили назад. Больше того, Николай вдруг осознал всю никчемность, пустоту, суетность своих забот: «Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор... а вот оно настоящее...»
И, что самое интересное и важное, герой вдруг осознал, что он счастлив. И счастье его заключается в том, чтобы правильно взять ноту в такт Наташе, усилить ее пение, чтобы получилось хорошо, чтобы мелодия зазвучала еще более сильно, красиво.
В этом эпизоде писатель показывает нам силу воздействия искусства на человека, его эмоции, мировосприятие. Искусство каким-то тесным, почти мистическим способом связано с человеческой душой. Оно способно моментально сделать человека счастливым. Больше того, искусство может очистить душу человека, его сознание, показать, что ложно, а что истинно, способно направить жизнь человека в нужное русло.
Но все это возможно, конечно, при двух условиях, как мне кажется. Во-первых, произведение искусства должно быть исполнено искренне, по-настоящему, «с душой». Наташа Ростова была способна на это. И ее пение – это характеристика героини, ее внутреннего мира, ее натуры.
Во-вторых, человек, воспринимающий произведение искусства, также должен быть чист душой, искренен, в нем должен быть свет. Не думаю, что если бы Элен или Анатоль Курагины послушали пение Наташи, в их душе что-то шевельнулось или изменилось. А Николая это коснулось.
И еще одну важную мысль доносит до нас Толстой: «Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым...» Неоднозначное суждение, тем более, из уст Л.Н. Толстого, известного своей религиозностью. Думаю, с помощью этого парадокса писатель хотел подчеркнуть роль искусства в жизни человека, его силу и важность, способность затмить все в мире.
Таким образом, данный эпизод дает характеристику Наташе и Николаю Ростовым, их внутреннему миру, раскрывает мастерство Толстого-психолога, а также показывает роль настоящего искусства в жизни человека.

Два дня после этого Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку — приезжай в Английскую гостиницу». Ростов в десятом часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в Английскую гостиницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостиницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся. Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. — Давно не видались, — сказал он, — спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором. — Я к тебе заезжал, — сказал Ростов, краснея. Долохов не отвечал ему. — Можешь поставить, — сказал он. Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. «Играть на счастие могут только дураки», — сказал тогда Долохов. — Или ты боишься со мной играть? — сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее. Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но, прежде чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему: — А помнишь, мы говорили с тобой про игру... дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать. «Попробовать на счастье играть или наверное?» — подумал Ростов. — Да и лучше не играй, — прибавил он и, треснув разорванной колодой, сказал: — Банк, господа! Подвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него. — Что ж не играешь? — сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру. — Со мною денег нет, — сказал Ростов. — Поверю! Ростов поставил пять рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, то есть выиграл десять карт сряду у Ростова. — Господа, — сказал он, прометав несколько времени, — прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах. Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить. — Поверить можно, но боюсь спутаться; прощу класть деньги на карты, — отвечал Долохов. — Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, — прибавил он Ростову. Игра продолжалась; лакей не переставая разносил шампанское. Все карты Ростова бились, и на него было написано до восьмисот рублей. Он надписал было над одной картой восемьсот рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей. — Оставь, — сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, — скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Иль ты меня боишься? — повторил он. Ростов повиновался, оставил написанные восемьсот и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком восемьсот, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова и, с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшие колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну две тысячи рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось тысяча двести рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш тысячи шестисот рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его — шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме — с такой силою, ясностью и прелестью представилась ему, как будто все это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде направо, чем налево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще не испытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он все-таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт и взялись за подаваемый стакан и трубку. — Так ты не боишься со мной играть? — повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: — Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее. — Ну, мечи же! — сказал Ростов. — Ох, московские тетушки! — сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты. — Ааах! — чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первою картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить. — Однако ты не зарывайся, — сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова и продолжая метать.

Что ж не играешь? - сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.

Со мной денег нет, - сказал Ростов.

Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.

Господа, - сказал он, прометав несколько времени, - прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.

Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.

Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, - отвечал Долохов. - Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, - прибавил он Ростову.

Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.

Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800-т рублей. Он надписал было над одной картой 800-т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.

Оставь, - сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, - скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? - повторил он.

Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё-таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.

Так ты не боишься со мной играть? - повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать:

Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее.

Ну, мечи же! - сказал Ростов.

Ох, московские тетушки! - сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты.

Ааах! - чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первой картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить.

Однако ты не зарывайся, - сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова, и продолжая метать.

Через полтора часа времени большинство игроков уже шутя смотрели на свою собственную игру.

Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Вместо тысячи шестисот рублей за ним была записана длинная колонна цифр, которую он считал до десятой тысячи, но которая теперь, как он смутно предполагал, возвысилась уже до пятнадцати тысяч. В сущности запись уже превышала двадцать тысяч рублей. Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Он решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти.

«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!.. И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!.. И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.

«Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».

Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.

Запись дошла до рокового числа сорока трех тысяч. Ростов приготовил карту, которая должна была итти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему, когда Долохов, стукнув колодой, отложил ее и, взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова.

Ужинать, ужинать пора! Вот и цыгане! - Действительно с своим цыганским акцентом уж входили с холода и говорили что-то какие-то черные мужчины и женщины. Николай понимал, что всё было кончено; но он равнодушным голосом сказал:

Что же, не будешь еще? А у меня славная карточка приготовлена. - Как будто более всего его интересовало веселье самой игры.

«Всё кончено, я пропал! думал он. Теперь пуля в лоб - одно остается», и вместе с тем он сказал веселым голосом:

Ну, еще одну карточку.

Хорошо, - отвечал Долохов, окончив итог, - хорошо! 21 рубль идет, - сказал он, указывая на цифру 21, рознившую ровный счет 43 тысяч, и взяв колоду, приготовился метать. Ростов покорно отогнул угол и вместо приготовленных 6.000, старательно написал 21.

Это мне всё равно, - сказал он, - мне только интересно знать, убьешь ты, или дашь мне эту десятку.

Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из-под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана.

За вами 43 тысячи, граф, - сказал Долохов и потягиваясь встал из-за стола. - А устаешь однако так долго сидеть, - сказал он.

Да, и я тоже устал, - сказал Ростов.

Долохов, как будто напоминая ему, что ему неприлично было шутить, перебил его: Когда прикажете получить деньги, граф?

Ростов вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату.

Я не могу вдруг заплатить всё, ты возьмешь вексель, - сказал он.

Послушай, Ростов, - сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, - ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.

«О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», - думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.

Твоя кузина… - хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.

Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! - крикнул он с бешенством.

Так когда получить? - спросил Долохов.

Завтра, - сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.

Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой-дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.

Волшебница, скажи, какая сила

Влечет меня к покинутым струнам;

Какой огонь ты в сердце заронила,

Какой восторг разлился по перстам!

Прекрасно! отлично! - кричала Наташа. - Еще другой куплет, - говорила она, не замечая Николая.

«У них всё то же» - подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.

Литературные персонажи, как и реальные люди, постоянно пользуются деньгами. Однако их материальное положение мы чаще всего определяем не по денежным суммам, а по каким-либо иным признакам, ведь, если время действия литературного произведения не совпадает с современностью, то и понять реальную цену денег весьма непросто. И уж совсем легко с этим запутаться, если речь идёт о классической литературе XIX века.

Опираясь на недавнюю публикацию в, сконвертируем тот рубль, которым пользовались герои известных произведений, в его современную стоимость.

Своеобразное достижение в символической номинации «Презрение к деньгам» принадлежит Настасье Филипповне , которая в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» бросила в огонь пачку денег, когда Рогожин хотел на них купить её любовь. Примечательно, что раньше эта героиня романа вполне покупалась, но тут вдруг решила покончить со своей продажностью и… поехала с ним просто так, а деньги гордо предала огню! О глубоком смысле этого эпизода написано немало - мол, развратное общество привело девушку к падению, а положительный герой князь Мышкин помог ей духовно возродиться, и деньги, горящие в огне - это символ её очищения. Только вот о сумме, брошенной в камин, литературоведы как-то не очень распространяются. А жаль! 100 тысяч рублей 1868 года - это 8 миллиардов 2015 года! И чтобы вы знали - в 2015 г. регионам России, вместе взятым, на модернизацию профессионального образования из федерального бюджета было выделено чуть больше одного миллиарда . Деньги, отвергнутые Настасьей Филипповной, сегодня очень даже пригодились бы российскому профобразованию!

Кстати, приблизительно в 1830 г. пушкинский Германн из «Пиковой дамы» сошёл с ума и от меньшей суммы. Сорвавшийся у него выигрыш 396 тыс. руб. эквивалентен современным 2,5 миллиардам рублей . И - ещё раз кстати - Германн и до своей карточной авантюры был не таким уж бедненьким, как мы привыкли считать со слов Пушкина, ведь его первая ставка была 47 тыс. (300 млн. руб. на современные деньги).

Однако вернёмся к Достоевскому, который, похоже, был склонен приуменьшать роль денег в нашей жизни. Другой его персонаж, Родион Раскольников, в 1865 г. убил пожилую процентщицу ради «каких-то» трёхсот семнадцати рублей! В романе «Преступление и наказание» несколько раз подчёркивается, сколь ничтожная сумма досталась «убивцу», что он и пошёл-то на убийство не ради денег, а «просто так», чтобы проверить, сможет ли он убить человека. Преступников с такой мотивацией сегодня называют отмороженными. Однако если пересчитать 317 руб. по курсу 2015 года, то получается 320 тыс. - большинству современных отморозков такое и не снилось.

Помните, сколько в 1806 году Николай Ростов проиграл в карты Долохову? Прося деньги у отца, он изо всех сил делал вид, что сумма пустяковая - «всего-то» 43 тысячи . Отец же от его просьбы просто оторопел, да и мы вместе с ним, ведь сегодня это целых 70 миллионов !

Хлестаков из гоголевского «Ревизора» в 1831 г. только от городничего получил 400 руб. (400 тыс. по курсу 2015 г.) , а всего набрал денежных подношений более чем на тысячу - свыше миллиона, если перевести в нынешнюю стоимость рубля. По сравнению с современными должностными лицами, погоревшими на взятках, это, может, и мелочь. Но Хлестаков-то получил такую сумму мимоходом, к тому же он не только не был должностным лицом, он до конца так и не понял, за кого именно его приняли! (Тряпичкину он пишет, что его приняли за генерал-губернатора, хотя в действительности его принимали за ревизора.)

Во всех предыдущих примерах образ денег не несёт в себе позитива: азартные игры, сумасшествие, продажная любовь, взятки должностному лицу и три погибших старушки (двойное убийство совершил Раскольников, ещё одна смерть на совести Германна). Однако есть в русской литературе и такие эпизоды, где деньги не связаны со злом.

Так, заячий тулупчик из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , по словам Савельича, в 1773 г. можно было продать за 15 рублей , что сегодня бы составляло 140 тыс. руб. Прижимистый Савельич простой тулуп оценил как хорошую норковую шубу! А Петя Гринёв просто взял да и подарил его незнакомцу. Неудивительно, что незнакомец, оказавшийся знаменитым бунтовщиком Емельяном Пугачёвым, впоследствии не раз выручал молодого офицера, проявившего такую щедрость.

Ну, и вряд ли кто-нибудь из мастеров-умельцев отказался бы от современного эквивалента тех ста рублей, что получил в 1826 году тульский косой , подковавший блоху. Сегодня это 800 тысяч .