Index php showtopic иконы третьяковской галереи. Третьяковская галерея: залы и их описание. Казанская икона Божьей Матери

В Брюсовом переулке - одном из уютных уголков Старой Москвы - находится церковь, носящая удивительное название, смысл которого понятен далеко не всем - Воскресение Словущего. Тем не менее объясняется оно весьма просто: именно так на церковно-славянском языке звучит выражение «Славящаяся Воскресной». Посвящена она великому событию в истории христианства - освящению равноапостольными Анной и Константином Иерусалимского храма Воскресения Христова, состоявшемуся в 325 году на месте крестных мук Спасителя. Обратимся мысленно к ее истории.

Деревянная предшественница нынешнего храма

Первое упоминание об этом храме относится к середине XVI века. В то время он представлял собой небольшую деревянную церковку, освященную в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова, и построенную на Успенском Вражке - так назывался овраг, вблизи которого еще с незапамятных времен стоял храм Успения Пресвятой Богородицы. Ее изображение можно увидеть на Петровом плане Москвы, датированном 1596-1598 гг.

Деревянная церковь - предшественница нынешнего храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, - простояла до 1629 года, после чего закончила свою жизнь в огне большого московского пожара - традиционного бедствия тех давних времен. Вместе с ней сгорели и все остальные находившиеся в этом районе постройки, включая дома горожан.

Возведение каменной церкви

Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.

Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».

Церковь, прославляющая великий праздник

По поводу названия церкви, построенной в Брюсовом переулке, о котором уже шла речь выше, добавим одну подробность. Дело в том, что в связи с важностью освящения в 325 году храма, возведенного в Иерусалиме на месте Воскресения Христова, только он получил право именоваться этим событием. Остальные же все (в том числе и наш московский), именуются лишь «Словущими», то есть «прославляющими». Кроме того, важно отметить, что все они посвящены не самому этому важнейшему событию, а лишь празднику, отмечаемому в его честь.

В годы богоборческого режима

Московским старожилам известно, что в течение всех десятилетий тотального атеизма, ставшего за годы советской власти важным аспектом государственной политики, и связанной с ним антирелигиозной борьбы церковь Воскресения Словущего входила в число тех немногих храмов, что не прекращали свою деятельность. Не менялось в Брюсовом переулке и расписание богослужений, поскольку весь их годовой и суточный цикл совершался в соответствии с церковными канонами.

У многих вызывает удивление, что в столице коммунистического государства, буквально в двух шагах от Кремля, где заседало его правительство, все эти годы действовала церковь, которая, в соответствии с пропагандистскими клише того времени, являлась не чем иным, как «очагом мракобесия». Невольно возникает вопрос: что сберегло от разрушения храм в Брюсовом переулке, когда многие московские святыни были варварски взорваны или переоборудованы для хозяйственных нужд?

Чье заступничество спасло храм?

Этому из ряда вон выходящему для тех лет факту едва ли найдется какое-то однозначное объяснение. Чаще всего его связывают с тем, что в Брюсовом переулке традиционно селились многие выдающиеся деятели советской науки, культуры и искусства, большинство которых лояльно относились к религии. Именно их заступничество и помогло сберечь от разрушения этот выдающийся памятник русского храмового зодчества.

Есть основания полагать, что особая заслуга в этом благородном деле принадлежит выдающемуся отечественному режиссеру и актеру - К. С. Станиславскому, который также проживал долгие годы недалеко от храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (портрет приведен выше). Его авторитет в правительственных кругах был столь велик, что нередко влиял на решение самых важных вопросов. Но таково мнение историков города, основная же масса верующих видит в сохранении храма заступничество Небесных Сил.

Умолкшие, и вновь ожившие колокола

Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке. Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы. По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.

Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.

Святыни храма

Как и большинство российских храмов, церковь Воскресения Словущего имеет свои уникальные святыни, слава которых разошлась по всему православному миру. Прежде всего, это чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского, во дни своей земной жизни (270-348) прославившегося благотворительной деятельностью.

После причисления к лику святых, состоявшегося через два века после его блаженной кончины, он традиционно считается покровителем всех бедных и обездоленных. Существует поверье, что адресованные к нему молитвы помогают снискать заступничество Божьей Матери и обрести душевные силы во всех жизненных испытаниях.

Еще одной храмовой святыней является богородичная икона «Взыскание погибших», написанная в XVIII веке и получившая известность многими явленными через нее чудесами. В старинных церковных книгах имеется немало записей, свидетельствующих об исцелениях больных, совершившихся по вознесенным перед ней молитвам. Благодаря этим чудесам храм в Брюсовом переулке на протяжении многих веков являлся местом массового паломничества не только москвичей, но и богомольцев, приезжавших из самых отдаленных районов страны.

Архитектурные особенности храма

Здание церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в основе конструкции которой лежит безстолпный одноглавый четверик, представляет собой постройку, весьма типичную для храмовой архитектуры XVII века. Характерной особенностью ее стен являются закомары - венчающие их полукруглые декоративные завершения. Общий стиль эпохи дополняют вертикальные выступы стен − угловые пилястры, украшенные полуколоннами.

О том, что возводил здание опытный и незаурядный мастер (имя которого осталось неизвестным), свидетельствуют многие детали архитектурного убранства. Невольно привлекают к себе взгляд скромные, но при этом, весьма искусно выполненные наличники окон, идущий по профилю здания карниз, барабанчик главы и многие другие элементы оформления храма в Брюсовом переулке.

Расписание богослужений

В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.

Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным. Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 - поздняя. В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.

Дата создания: 1688 г. Описание:

История

Известно, что на том месте, где сейчас находится храм Воскресения Словущего на Арбате, во второй половине XVI в. стояла деревянная церковь святого апостола Филиппа. Нынешний каменный храм был освящен в 1688 г.

Церковь сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года, сильно обветшавший храм предполагалось упразднить, однако в 1817 г. принимается решение об открытии при церкви св. ап. Филиппа представительства . Это событие было связано с обращением Патриарха Иерусалимского Поликарпа к императору Александру I с просьбой о даровании Иерусалимскому Патриархату московского подворья, где могли бы останавливаться монахи братства Святого Гроба Господня для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего в 1808 г. храма Воскресения Господня.

После открытия подворья главный престол церкви был переосвящен в честь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения в Иерусалиме), также устроены два придела — в честь св. ап. Филиппа и в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская». Капитальный ремонт, реставрация и восстановление иконостаса были закончены к 1851 г. В 1852 г. храм был торжественно освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским.

В 1918 г. подворье было упразднено; сам храм в советское время не закрывался. Деятельность подворья была возобновлена в 1989 г.

Престолы

Главный престол освящен в честь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения в Иерусалиме), приделы — в честь св. ап. Филиппа и иконы Божией Матери «Иерусалимская», приставной престол в честь свт. Николая Чудотворца.

Святыни

Часть Древа Животворящего Креста, десница вмч. Евстафия Плакиды, ковчег с мощами свв. Вселенской Церкви: св. ап. Иакова, сщмч. Харалампия, вмч. Пантелеимона, вмц. Варвары, вмч. Галактиона, мч. Трифона, вмч. Никиты, вмц. Параскевы Пятницы, св. бессребреника Космы, прп. Алипия Столпника, свт. Иоанна Милостивого.

Чтимые иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Скоропослушница», «Ахтырская».

Богослужение

Божественная литургия совершается ежедневно в 9.00, в дни великих праздников накануне совершается всенощное бдение в 18.00.

По будням Литургию предваряет утреня в 8.00.

Эти иконы защищали Россию веками. Они останавливали армии, исцеляли больных и спасали от пожаров.

1. Владимирская икона Божией Матери

По преданию, Владимирская икона Божьей Матери была написана самим евангелистом Лукой. В Россию она была привезена в начале XII века в качестве подарка князю Мстиславу.

Икону признали чудотворной, после того, как она трижды отводила войска захватчиков от Москвы.

Сейчас икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

2. Икона «Троица»

Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым в XV веке для иконостаса Троицкого Собора. За 600 лет существования икону подновляли пять раз, но после реставрации 1919 года был снова открыт авторский слой.

Сейчас икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

3. Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Божьей Матери была обретена на пепелище в 1579 году после того, как Богородица трижды явилась во сне девочке Матроне. На сегодняшний день Казанская икона Божьей Матери – одна из самых популярных в России. Считается, что именно ее покровительство помогло ополчению Пожарского изгнать поляков из Москвы.

Из трех чудотворных списков до нашего времени сохранился только петербургский, сейчас он хранится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге.

4.Тихвинская икона Божией Матери

Принято считать, что Тихвинская икона Божией Матери была обретена в Тихвине в 1383 году. Икону почитают как чудотворную. По преданию, именно ее заступничество в 1613 году помогло спасти Тихвинский Богородице-Успенский монастырь от нашествия шведов.

Сейчас икона Тихвинской Божией Матери находится в Тихвинском Успенском монастыре.

5. Смоленская икона Пресвятой Богородицы

Смоленская икона Пресвятой Богородицы была привезена в Россию в XI веке. Ей приписывали множество чудес, в том числе спасение Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239 году.

Существует множество списков Смоленской иконы, но первообраз был утерян во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году.

6. Иверская икона Божией Матери

Иверская икона в IX веке хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив ее в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон.

В XVII веке список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре.

7. Донская икона Божией Матери

Донская икона Божьей Матери – двусторонняя, на обороте изображено Успение Богоматери. Авторство иконы приписывают Феофану Греку. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.

На сегодняшний день икона хранится в Третьяковской галерее и покидает ее каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.

8. Икона Знамение Пресвятой Богородицы

Икона Знамение Пресвятой Богородицы датируется XII веком. В 1170 году, когда Андрей Боголюбский осадил Великий Новгород, во время крестного хода по стенам, икону пробила случайная стрела. Икона заплакала, а войска Боголюбского в ужасе бежали.

До сих пор образ хранится в Софийском соборе в Великом Новгороде.

9. Курская-Коренная икона Божией Матери

Икона была найдена в лесу под Курском в день Рождества Пресвятой Богородицы в 1295 году. На месте обретенного образа тут же забил родник.

По преданию, после татаро-монгольского набега икона была разрублена пополам, но как только ее части совместили, она чудесным образом «срослась».

В 1920 году Курская Коренная икона Божьей матери была вывезена из России врангелевской армией. С 1957 года она хранится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

10. Феодоровская икона Божией Матери

Точная дата написания Феодоровской иконы Божьей Матери неизвестна, но первые упоминания датируются XII веком. Икону считают чудотворной, она несколько раз спасалась из огня, а в 1613 году этой иконой инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова при избрании на царство.

Поклониться чудотворной иконе можно в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме.

11. Псково-Печерская икона «Умиление»

Икона «Умиление» является списком 1521 года с Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, Псковско-Печерская икона защитила Псков от осады польского короля Стефана в 1581 году.

Сейчас икона находится в Успенском соборе Псковско-Печерского монастыря.

12.Святой Николай (Угрешская икона)

Угрешская икона явилась Дмитрию Донскому по пути на Куликово поле в 1380 году. Позже на том месте был заложен монастырь, в котором образ и хранился вплоть до закрытия монастыря в 1925 году.

Сейчас чудотворная икона находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.

13. Икона «Спас Елеазаровский»

Явленный образ Спаса Елеазаровского был обретен в ноябре 1352 года. Икону признали чудотворной, а дерево, на котором была найдена икона, было замуровано в свод храма, построенного месте обретения иконы.

С августа 2010 года икона Спас Елеазаровский хранится в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.

14. Икона Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)

Икона была написана в первой половине XVII века со знаменитой резной скульптуры, изображавшей Николая Чудотворца с мечом в руках. В 1993-1995 годах икону отреставрировали, открыв нижние слои краски.

Сейчас образ находится в церкви Сошествия Святого Духа в Можайске.

15. Икона Божией Матери Семистрельной

Явленный образ Иконы Божьей Матери Семистрельной был обретен в колокольне в Вологде. Долгие годы прихожане ходили по ней, принимая ее за доску пола. Образ признали чудотворным во время эпидемии холеры в 1830 году.

На сегодняшний день явленный образ утрачен, но один из знаменитых списков, мироточивая икона «Семистрельная», находится в храме Архангела Михаила в Москве.

16. Икона Святой Матроны Московской

Матрона Московская была канонизирована лишь в 1999 году, но ее икону, написанную в XXI веке, уже признали чудотворной. В списке содержится частица покрова и мощей святой.

Поклониться святыне можно в Покровском монастыре в Москве.

17. Икона блаженной Ксении Петербургской

Блаженную Ксению Петербургскую канонизировали в 1988 году, но почитать блаженную начали еще при жизни.

Самый известный образ находится в Смоленском храме в Санкт-Петербурге, где ему могут поклониться все желающие.

18. Икона Преображение Господне

Икона Преображение Господне была написана в 1403 году. Долгое время ее автором считался Феофан Грек, но последние исследования показали, что икону написал неизвестный иконописец того же периода. Создание образа связывают с восстановлением и переосвящением Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.

С XX века знаменитая икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

19. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского

Один из чудотворных образов Спиридона Тримифунтского находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Внутри иконы заключен ковчег с мощами святого.

20. Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу

Икона была написана в конце XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного.

Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.

21. Спас Нерукотворный Симона Ушакова

Икона Спас Нерукотворный была написана Симоном Ушаковым в 1658 году. Иконописца подвергли критике за нехарактерное изображение лица Христа, но впоследствии именно этот образ стал наиболее популярным в России.

Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.

22. Икона Спас в силах Андрея Рублева

Икона Спас в силах был написан Андреем Рублевым и его подмастерьями для иконостаса Успенского собора во Владимире в 1408 году.

Икону можно увидеть в Третьяковской Галерее в Москве.

23. Икона Серафима Саровского

Одна из наиболее почитаемых икон Серафима Саровского хранится в Даниловом Монастыре в Москве. Образ является точным списком с келейной иконы схиигумении Фамари и содержит в себе четки, часть мантии святого и часть камня, на котором он молился тысячу дней.

6 июля Церковь чтит Владимирскую икону Божией Матери. Как известно, одна из величайших святынь Руси уже давно передана Церкви, перед ней совершаются молебны и зажигаются свечи. Как может быть организована жизнь древней святыни в храме и когда можно перед ней помолиться, узнала корреспондент "НС".


В храме-музее свт.Николая в Толмачах, в особом пуленепробиваемом киоте, хранится Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Внутри киота поддерживается необходимая температура

Напомним, что святыня была перенесена в храм свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в 1999 году, на праздник Сретения Владимирской иконы. Тогда же храму был официально присвоен статус храма-музея, со своим особым музейным режимом. С тех пор войти в церковь можно только через двери Третьяковской галереи со стороны Малого Толмачевского переулка, рядом с колокольней. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено оставить в гардеробе верхнюю одежду и одеть бахилы.

Оборудованный как музейный зал с искусственно созданным климатом, температурным режимом и сигнализацией, он в то же время остается самостоятельным храмом, где по праздникам и выходным дням проходят богослужения и даже горят свечи (правда, разрешается использовать только свечи из натурального воска). В рабочие дни с 10 до 12 утра -- это храм, а с 12 до 16 -- музей.


В помещении храма поддерживается постоянный температурный режим, за ним следят приборы установленные по всему периметру храма. Прибор, который следит за влажностью в храме

Специально для Владимирской иконы на заводе Минатома РФ изготовили особый пуленепробиваемый киот. Внутри киота поддерживается температура +18 градусов и относительная влажность около 60 процентов. Это климатические стандарты, признанные оптимальными для сохранения произведений темперной живописи, написанных на деревянной основе. Сохранность иконы, работоспособность климатической установки внутри киота и систем безопасности ежедневно проверяют инженеры -- сотрудники Третьяковской Галереи.


Крепление иконы. Впереди оно украшено декоративной облицовкой


Деревянный, резной киот Владимирской иконы с тыльной стороны больше похож на холодильник - каждый день инженеры, сотрудники музея приходят проверять температурный режим внутри капсулы, где хранится икона и активность системы сигнализации


Пуленепробиваемое стекло установлено и с тыльной стороны иконы, где изображены Орудия Страстей Господних. Киот стоит таким образом, что можно обойти икону сзади и посмотреть на изображение с обеих сторон

Второй точно такой же киот находится у правого придела храма. Он приготовлен для иконы «Троица», созданной преподобным Андреем Рублевым. На праздник Троицы, на несколько дней, икону выставляют в этом киоте для поклонения верующим. Все остальное время там хранится ее копия. Но настоятель храма прот.Николай Соколов надеется, что когда-нибудь и эта святыня будет доступна для верующих в домовом храме галереи, тем более что для этого уже созданы все необходимые условия.


Справа от входа в центральный придел находится второй пуленепробиваемый киот, с возможностью поддержания особых климатических улсловий - он приготовлен для иконы прп.Андрея Рублева - Троица. Сейчас, пока вопрос о переносе этой иконы еще не решен, в киоте хранится ее копия. Но на Праздник Троицы, летом, в этот киот на время устанавливают оригинальную икону
История иконы:
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование), где она хранилась в Успенском соборе. Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. Икона стояла в Успенском соборе Московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас она в Оружейной палате). В 1918 году икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

Дни памяти Владимирской иконы Пресвятой Богородицы:
Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (8 сентября) в память чудесного спасения Москвы в 1395 году, 23 июня (6 июля) в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480-м году и 21 мая (3 июня) в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521-м году.

Когда можно помолиться перед иконой:
Каждую пятницу в 17 часов совершается пение акафиста.
По средам в 10 часов утра совершается водосвятный молебен.
Каждый день с 10 до 12.00 перед иконой можно помолиться и зажечь свечу. В «музейном режиме» -- с 12.00 до 16.00, когда храм работает, как один из музейных залов Третьяковской галереи, вход в храм осуществляется только через центральный подъезд Третьяковской галереи. Перед иконой тож еможно помолиться и оставить свечу, которую зажгут сотрудники храма во время богослужения.