Индейские трубки. Что курили индейцы

October 10th, 2012

В 2008 году, подземный рудник принял в эксплуатацию комплекс скипового ствола, подъемные машины скипового подъема, два скипа по 7 кубов, а также клеть для перевозки людей и спуска грузов. С февраля по август 2008 года были закончены пуско-наладочные работы на главной вентиляторной установке, которая выполняет важнейшую функцию - обеспечивает проветривание подземных горных выработок. В конце декабря 2008 года участок горно-капитальных работ №8 во главе с А.Величко и бригадиром А.Озолом осуществили проходку конвейерного квершлага, вышли к алмазной трубке. Автор этих строк под толщей земли 650 метров, 150 метров от дна знаменитого карьера «МИР» на горизонте-310 смог дотронуться до заветного рудного тела. В 2009 году шахтостроителями была достигнута серьезная задача - сбойка между -210м и -310м горизонтами, что позволило доставлять грузы во все слоевые заезды первого эксплуатационного блока подземки. Во-вторых, это обеспечивает надежную вентиляцию шахты. К слову надо сказать, что первый эксплуатационной блок своевременно подготовили к добычным работам или на шахтерском термине очистной выемке. В марте 2009 года была закончена важная операция - надвижка надшахтного сооружения для размещения подъемной установки, функция которого - спуск рабочих на подземные горизонты, доставка материалов, техники, а также выдача горной породы. А весной 2009 года начались пусконаладочные работы. Рудник "Мир" сдали в эксплуатацию в эксплуатацию в 2009 году.

21 августа 2009 года запомнится как знаменательная дата в новейшей истории алмазодобычи: Мирный помпезно отметил пуск первой очереди подземного рудника «МИР». Это венец многолетнего труда, значительно укрепляющий позиции АК «АЛРОСА» во всех аспектах. Подземный рудник «МИР» стал мощной производственной единицей АК «АЛРОСА», способной выдать на-гора 1 млн. тонн алмазосодержащей руды. Теперь дело за окончанием строительства закладочного комплекса. От продвижения дел в его строительстве и оснастке оборудованием, будет зависеть многое.

—> Снимки со спутника (Google Maps) <—

источники
http://sakhachudo.narod.ru
http://gorodmirny.ru


Трубка мира - один из культурных символов североамериканских индейцев , ставший общемировым термином. Выражение «раскурить трубку мира » означает «заключить мирные соглашения» и происходит от индейского обряда завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали по кругу курительную трубку . Этот обычай стал общеизвестным во многом благодаря книгам и кинематографу .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Трубка Мира. Как это сделано?

    ✪ Трубка мира (мультфильм)

Субтитры

Общие сведения

Другое часто применяемое название трубки мира - «калумет» . Его использовали французские и норманские поселенцы в Канаде для описания церемониальных трубок коренных народов региона.

Трубка мира была священным предметом не только для данного племени, но и всех окружающих. Головка трубки делалась из священного красного трубочного камня (катлинит ), который добывался в каменоломнях обширного плато Кото-де-Прери , на востоке Южной Дакоты , юго-западе Миннесоты и в Айове . Эти каменоломни традиционно оставались нейтральными территориями среди воюющих племён, и люди разных национальностей путешествовали к карьерам за священным трубочным камнем.

Ритуальное использование

Трубка Мира - устоявшееся, но неверное название для калуметов и других индейских церемониальных трубок, и, по сути, отражает смысл лишь одного типа трубок и одного из ритуалов, где они использовались. В множестве северо-американских коренных культур существовали многочисленные виды ритуальных трубок, стили их изготовления, смеси для курения, да и сами церемонии были уникальными, поскольку относились к исчезнувшим религиям и верованиям тех племён. Существовали трубки для всего: войны и мира, коммерции и торговли, принятия социальных и политических решений.

Во время своего путешествия вниз по реке Миссисипи в 1673 году отец Жак Маркетт задокументировал всеобщее уважение, оказанное «трубке мира» всеми коренными народами, встреченными им на пути, даже теми, кто был в состоянии войны друг с другом. Он утверждал, что появление трубки во время боя смогло бы остановить сражение. Именно по этой причине люди племени Иллинойс дали Маркетту такую трубку в качестве подарка для обеспечения его безопасного путешествия через свои земли.

При использовании в ритуалах дым, согласно верованиям, привлекает внимание Творца и других могущественных духов к молящимся. Традиция племени лакота утверждает, что Женщина Белый Телёнок принесла людям чанунпу (наименование священной трубки на языке сиу), и научила их её символизму и церемониям.

Согласно устной традиции, наглядно подтверждаемой изготовленными до контактов с европейцами трубками, хранящимися в музеях, племенных и частных хранилищах, некоторые церемониальные трубки украшались перьями, мехом, волосами человека и животных, бисером, резьбой и другими предметами, имеющими значение для владельца. А некоторые трубки выглядели очень просто. Многие трубки принадлежали не одному человеку, а целому врачебному или религиозному сообществу.

Разнообразие трубок

Ритуальные трубки использовались несколькими племенами северо-американских индейцев, и материалы для их изготовления отличались в зависимости от племени и места. Вот некоторые типы камней и материалов, использовавшихся для изготовления трубок:

Глина - трубки индейцев чероки и чикасо изготавливались из обожжённой глины и речного тростника.

Красный трубочный камень - катлинит, богатый железом мягкий аргиллит красного оттенка, залегающий между слоями сиукского кварцита . Обычно добывается ниже уровня грунтовых вод, поскольку быстро разрушается под действием ветра и воды. Красный трубочный камень использовался индейцами Вудленда , индейцами Большого Бассейна и индейцами Великих равнин . Камень при этом имеется в Теннесси (к югу от центра штата), Миннесоте (город Пайпстон) и Юте (Дельта, Юинта). Но священный трубочный камень добывался именно в Пайпстоне. Камень из этого месторождения мягче и проще в обработке, чем катлиниты из других мест. Сама каменоломня расположена к северу от города. В наше время добыча камня в этой каменоломне разрешена только коренному населению Америки.

Голубой трубочный камень - ещё один вид катлинита, использовался для изготовления трубок преимущественно племенами Великих равнин. Залежи этого камня находятся в Южной Дакоте. Начало использования голубого трубочного камня совпадает по времени с появлением у индейцев Великих равнин лошадей .

Голубой камень (Bluestone ) - твёрдый зелёно-голубой кварцит, добываемый в южных Аппалачах . После обработки он принимает зеленоватый оттенок. Этот камень использовался для изготовления трубок несколькими племенами восточного Вудленда. Чероки, крики и чикасо делали трубки из этой породы. Также найдено несколько древних трубок из голубого камня

Северная Америка

Калюмет - священная трубка североамериканских индейцев, живущих в верховьях Миссисипи. В Европе чаще всего именуется «трубкой мира».

Выражение «раскурить вместе трубку мира» вошло в поговорку как шутливое обозначение прекращения враждебных отношений (в Германии в первой пол. XIX в.).

Ритуальный и символический предмет, условный знак посланника, близкий античному кадуцею. Белые перья на ней означают мир, красные, наоборот, войну. Не всякая индейская курительная трубка может быть названа калюметом в собственном смысле. В своем первоначальном значении калюмет представлял собой парную, дуалистическую систему (небо - мужское начало противостоит земле - женскому началу), причем оба взаимопроникающих принципа могут менять свой смысл (например, у Омаха земля - мужское начало, небо - женское). Вместе оба стержня, чубуковый и перьевой, являлись символическим обозначением орла. Ими размахивали во время молитвенных церемоний над собравшимися членами проживающих в прериях племен. При ритуальном курении «зажигали табак и давали трубку представителю племени, который делал несколько затяжек и после этого пускал дым в небо, к Матери-Земле и во все четыре страны света, причем мундштук священного предмета он протягивал по направлению к пунктам, которые были в зоне его внимания. Затем он передавал трубку дальше; она ходила у присутствующих по кругу, как Солнце с востока на запад… (Эта церемония) предохраняла гостя, который в ней участвовал, от всякой враждебности - по крайней мере до тех пор, пока он находился в лагере» (Г. Гартман, 1973).

Все священные трубки были символическими предметами, исключенными из повседневного употребления; их головка чаще всего была сделана из фигурно вырезанного камня (катлинита).

По-видимому, племена прерий переняли этот обычай у оседлых крестьян восточной части Северной Америки, выращивавших маис.

Табак (кинни-кинник) приготавливался по определенным правилам и смешивался с листьями сумаха, толокнянки и размельченной коры некоторых деревьев. На портретах племенных вождей 19 столетия изображенные часто держат в руках священные трубки.

Трубка с длинным мундштуком, атрибут индейцев Северной Америки, является священным символом Вакан-Танки, хозяина Вселенной. В мистике индейцев сиу она символизирует ось, соединяющую людей со сверхъестественными силами.

Священная трубка заключает в себе все существа Вселенной, участвует во всех событиях их жизни и обеспечивает им надежную защиту.

Трубка является одновременно макро- и микрокосмом. Раскуривая трубку, индеец погружается одновременно в мир собственного Я и в центр Вселенной, растворяясь в том и другом и управляя ими.

Ритуал выкуривания трубки включает три последовательные фазы:

  • очищение дымом ритуальной травы;
  • перемещение мира в курительную трубку и
  • жертвоприношение в огне, воплощающем Бакан-Танку в миру.

Трубка приобретает, таким образом, космические масштабы:

  • Вселенная, представленная жертвоприношением силам Шести Направлений (Небо, Земля, четыре Ветра), сосредоточивается в головке трубки из красного камня, или в ее сердце.
  • Крошки табака символизируют все сущее.
  • В полом мундштуке трубки происходит установление всевозможных контактов. Он символизирует все произрастающее на земле.
  • Двенадцать ниспадающих перьев принадлежат пятнистому Орлу и олицетворяют все крылатые существа, обитающие в небе.

Трубка украшается по-разному в зависимости от обстоятельств:

  • мир - чубук трубки голубой, а перья - от самки орла,
  • война - чубук красный, перья - от самца
  • траур,
  • победа и т. д.

Трубка является также центром культуры, душой индейского народа и символизирует преемственность поколений племени: Покуда трубкой будут пользоваться, народ останется жив, но как только о ней забудут, народ утратит свои корни и погибнет.

Иллюстрации

  • Глиняная головка ирокезской курительной трубки с фигурой медведя. Северо-восточная Северная Америка, 17 в.
  • Калюмет индейца-мандан, украшенный перьями. По Кэтлину, 1839 г.

КУРИТЕЛЬНЫЕ ТРУБКИ


Генри Лонгфелло

ТРУБКА МИРА

На горах Большой Равнины,
На вершине Красных Камней,
Там стоял Владыка Жизни,
Гитчи Манито могучий,
И с вершины Красных Камней
Созывал к себе народы,
Созывал людей отвсюду.
От следов его струилась,
Трепетала в блеске утра Речка,
в пропасти срываясь,
Ишкудой, огнем, сверкая.
И перстом Владыка Жизни
Начертал ей по долине
Путь излучистый, сказавши:
«Вот твой путь отныне будет!»
От утеса взявши камень,
Он слепил из камня трубку
И на ней фигуры сделал.
Над рекою, у прибрежья,
На чубук тростинку вырвал,
Всю в зеленых, длинных листьях;
Трубку он набил корою,
Красной ивовой корою,
И дохнул на лес соседний.
От дыханья ветви шумно
Закачались и, столкнувшись,
Ярким пламенем зажглися;
И, на горных высях стоя,
Закурил Владыка Жизни
Трубку Мира, созывая
Все народы к совещанью.
Дым струился тихо, тихо
В блеске солнечного утра:
Прежде - темною полоской,
После - гуще, синим паром,
Забелел в лугах клубами,
Как зимой вершины леса,
Плыл все выше, выше, выше,
- Наконец коснулся неба
И волнами в сводах неба
Раскатился над землею.
Из долины Тавазэнта,
Из долины Вайоминга,
Из лесистой Тоскалузы,
От Скалистых Гор далеких,
От озер Страны Полночной
Все народы увидали
Отдаленный дым Покваны,
Дым призывный Трубки Мира.
И пророки всех народов
Говорили: «То Поквана!
Этим дымом отдаленным,
Что сгибается, как ива,
Как рука, кивает, манит,
Гитчи Манито могучий
Племена людей сзывает,
На совет зовет народы».
Вдоль потоков, по равнинам,
Шли вожди от всех народов,
Шли Чоктосы и Команчи,
Шли Шошоны и Омоги,
Шли Гуроны и Мэндэны,
Делавэры и Могоки,
Черноногие и Попы,
Оджибвеи и Дакоты
- Шли к горам Большой Равнины,
Пред лицо Владыки Жизни.
И в доспехах, в ярких красках,
- Словно осенью деревья,
Словно небо на рассвете,
- Собрались они в долине,
Дико глядя друг на друга.
В их очах - смертельный вызов,
В их сердцах - вражда глухая,
Вековая жажда мщения
- Роковой завет от предков.
Гитчи Манито всесильный,
Сотворивший все народы,
Поглядел на них с участием,
С отчей жалостью, с любовью,
- Поглядел на гнев их лютый,
Как на злобу малолетних,
Как на ссору в детских играх.
Он простер к ним сень десницы,
Чтоб смягчить их нрав упорный,
Чтоб смирить их пыл безумный
Мановением десницы.
И величественный голос,
Голос, шуму вод подобный,
Шуму дальних водопадов,
Прозвучал ко всем народам,
Говоря: «О дети, дети!
Слову мудрости внемлите,
Слову кроткого совета
От того, кто всех вас создал!
Дал я земли для охоты,
Дал для рыбной ловли воды,
Дал медведя и бизона,
Дал оленя и косулю,
Дал бобра вам и казарку;
Я наполнил реки рыбой,
А болота - дикой птицей:
Что ходить вас заставляет
На охоту друг за другом?
Я устал от ваших распрей,
Я устал от ваших споров,
От борьбы кровопролитной,
От молитв о кровной мести.
Ваша сила - лишь в согласие,
А бессилие - в разладе.
Помиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу!
И придет Пророк на землю
И укажет путь к спасенью;
Он наставником вам будет,
Будет жить, трудиться с вами.
Всем его советам мудрым
Вы должны внимать покорно
- И умножатся все роды,
И настанут годы счастья.
Если ж будете вы глухи,
- Вы погибнете в раздорах!
Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови;
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите Трубку Мира
И живите впредь, как братья!»
Так сказал Владыка Жизни.
И все воины на землю
Тотчас кинули доспехи,
Сняли все свои одежды,
Смело бросилися в реку,
Смыли краски боевые.
Светлой, чистою волною
Выше их вода лилася
- От следов Владыки Жизни.
Мутной, красною волною
Ниже их вода лилася,
Словно смешанная с кровью.
Смывши краски боевые,
Вышли воины на берег,
В землю палицы зарыли,
Погребли в земле доспехи.
Гитчи Манито могучий,
Дух Великий и Создатель,
Встретил воинов улыбкой.
И в молчанье все народы
Трубки сделали из камня,
Тростников для них нарвали,
Чубуки убрали в перья
И пустились в путь обратный
- В ту минуту, как завеса
Облаков заколебалась
И в дверях отверстых неба
Гитчи Манито со крылся,
Окружен клубами дыма
От Покваны, Трубки Мира.




История

Самые ранние свидетельства о табаке насчитывают порядка трех тысяч лет. И если судить по сохранившимся древним памятникам цивилизации майя и индейцев Центральной Америки, то вся история табака и курительных трубок пошла именно оттуда.Со временем Америка разбилась на множество областей, где в соответствии с традициями и уровнем развития племен история табака пошла различными путями. Наибольший интерес в этом отношении представляют ацтеки и индейцы Северной Америки, где культура курения табака достигла наивысшего уровня. Трубки же обнаруженные в могильных курганах и не попавшие в государственные музеи, очень высоко ценятся среди частных коллекционеров.


История о трубке мира

Очень много людей знает,что такое трубка мира, и многие даже пробовали курить из нее. Если трубка плохая (дешевая) то после того как она забивается ее можно вешать на стену как сувенир, так как она портится. Один из моих друзей приобретя такую трубку, не знал этого. Он начал всячески ее чистить, и в итоге понаделал в ней незаметных отверстий, она немного потрескалась. Когда мы пришли оценить его труды он сидел и держал уже 2 трубки (которые получились из одной.)


Трубка мира

Как и вся история применения табака, трубки также вышли из истории американского континента, где известные нам народы майя и ацтеков еще более трех тысяч лет тому назад превознесли культ курения трубки на высочайший уровень. Когда не без ее участия проходили разного рода ритуальные события. Всем известное изречение «выкурить трубку мира» также появилось не зря, именно выкуриванием трубки заключались мирные соглашения между враждующими племенами. Трубки производились из глины и камня. Некоторые неплохо сохранились до наших дней и наличествуют в коллекциях частников и музейных хранилищах. Эти трубки представляют высокую художественную ценность, так как имеют детальную проработку и роспись. Сочетание же томагавка и трубки в одном предмете являлось верхом искусства. Европейцы также не упустили шанс внести в свой обиход стильный предмет. В 16-м веке вслед за табаком в Старый свет проникли предметы для курения, в том числе и трубка. В течение столетия трубка "разнеслась" по всей Европе. Хотя в некоторых странах ее с упорством отвергали, считая бесовским предметом, она получила свое признание и заняла свое достойное место среди приборов для курения. Первые мастера по изготовлению трубок появлялись в Англии, а позже в Голландии. Главным материалом в изготовлении была глина. Затем мастера стали экспериментировать с материалами, используя различные виды древесины, а ближе к 20-му веку – металл. Чашечки для табака вначале были небольшими. Обусловлено это было его дороговизной и редкостью, но позже мастера стали увеличивать объем чашечек. Изготовление трубок обернулось доходным производством и распространилось во многих странах. В наше время трубку редко можно увидеть у курильщика. Теперь она является предметом особого вкуса, стиля и глаголет о консерватизме его хозяина.


Мифология индейцев Северной Америки.

В мифологии индейцев северной Америки нет чёткого представления о богах и духах. Широкое распространение получило представление о четырёх сторонах света, четырёх стихиях - земля, огонь, ветер, вода. Всё это соотносится с символикой цвета и различными предметами и явлениями природы. Это символ завершённости и единства мира. Все явления природы наделяются магической силой. Очень много делалось талисманов и реликвий.


Современный трубка мира!

Понятие =Трубка Мира= означает перемирие между противниками. Сегодня это зовется =Дипломатией=. Но Индейская трубка была эффективней! А если взглянуть с юмором, то трубка мира - My New Mobile! А у вас какие трубки? :)


Трубка мира

Один из культурных символов американских индейцев, ставший общемировым термином. Выражение «выкурить трубку мира», - означает заключить мирные соглашения. Выражение пошло от индейского обряда завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали «на круг» курительную трубку. Этот обычай стал нарицательным во многом благодаря книгам и кинематографу. Также широко известны следующие строки из поэмы Генри Уодсворта Лонгфелло

«Песнь о Гайавате»

Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови;
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите Трубку Мира
И живите впредь как братья.

Давайте выкурим трубку мира..

Трубка мира - это один из самых главных субъектов культуры американских индейцев. В индейских племенах выкурить трубку мира значит заключить мир и дружбу между конкретными членами племя, так и между целыми семьями.. Выражение "выкурить трубку мира" пошло от индейского обряда завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали «на круг» курительную трубку. Этот обычай стал нарицательным во многом благодаря книгам и кинематографу.


Непростая начинка

Есть мнение, что мудрость древних индейцев, в том числе их вселенское спокойствие и хладнокровность, развились в них благодаря тому, что в трубку мира они забивали не простой табак, а некую травку, обладающую неслабым эффектом воздействия на мозг. В результате чего их сознание притормаживало, возникали галлюцинации, и воевать уж никак не хотелось:))


Трубка мира

Индейцы все таки мудрые люди! Ведь именно они придумали эту церемонию курения трубки мира! Она насчитывает уже несколько вековую историю. И до сих пор люди продолжают курить своеобразные трубки мира(кальяны и т.п.)


КАЛУМЕТ (ТРУБКА МИРА)

Священная церемониальная курительная трубка у индейцев Северной Америки, обычно из тростника, украшенная орлиными перьями;символизирует союз природы и духа, неба и земли, человека и бога.Калумет известен также как Трубка Мира, и ее курение могло означать окончание войны, вражды (если она украшена белыми перьями), а также и начало войны (если она украшена красными перьями). В более широком смысле – символ гостеприимства. Часто использовали парные трубки, одна из которых представляла женское начало, другая мужское; раскуривали их обычно в кругу, ритуал начинали курильщики, сидящие друг напротив друга, по оси восток – запад, и затем обе трубки передавались по кругу против часовой стрелки. Дым, символизирующий дыхание жизни, торжественно выпускался сначала в направлении неба, затем земли и четырех сторон света; По существу калумет был инструментом молитвы или медитации.


А у казаков - свои трубки! У украинских казаков тоже были свои трубки - люльки. Хоть они и не использовались напрямую для примирения враждующих сторон, но что-то умиротворяющее в процессе курения люльки всё же было. Трудно представить себе казака-воина, который бы курил люльку на бегу, впопыхах... Нет!.. Ведь это даже не процесс - это целый ритуал. Ритуал созерцания, сосредоточенности и размышлений.

Трубка мира
- это гармония Вся история табака, курительных трубок и курения восходит к древним цивилизациям Майя и других народов Центральной Америки. Именно ко времени их существования, более 3000 лет назад относятся первые свидетельства о табаке. Сильно развита культура курения была у ацтеков и индейцев Северной Америки. Трубки из бриара - это уже европейская традиция. Американские индейцы делали свои трубки мира из глины и камня. Самым популярным материалом был камень катлинит, который называли курительным. Известны также экземпляры трубок, которые объединены с томагавком - рукоятка последнего является чубуком.

От утеса взявши камень,
Он слепил из камня трубку
И на ней фигуры сделал.
Над рекою, у прибрежья,
На чубук тростинку вырвал,
Всю в зеленых, длинных листьях;
Трубку он набил корою,
Красной ивовой корою,
И дохнул на лес соседний,

От дыханья ветви шумно
Закачались и, столкнувшись,
Ярким пламенем зажглися;
И, на горных высях стоя,
Закурил Владыка Жизни
Трубку Мира, созывая
Все народы к совещанью.


Генри Лонгфелло. Песнь о Гайавате

Великая тайна Вакан-Танка

Создавая духов природы, а также духов птиц и животных, Великий Дух каждого из них наделил особой силой. К сотворению человека он приступил в последнюю очередь. При этом он обнаружил, что у него не осталось лишних сил и ему нечего было вселить в это слабое, тщедушное существо. Тогда специально для человека Великий Дух создал особое растение: табак. От одного запаха его у других духов появилось непреодолимое желание завладеть им. Каждый из них поочередно обращался к Творцу с просьбой поменять дарованную ему силу на вновь созданное растение. Однако Великий Дух отказал им всем. Он сказал, что табак – это подарок человеку и только человек вправе распорядиться им как посчитает нужным. Только ему решать – делиться табаком с другими духами или нет. С тех пор люди нередко пользуются этим правом. «Трубка мира» символизирует не только и не столько примирение враждующих племен (как это принято считать), сколько установление гармонии между духами и людьми.Чтобы задобрить духов или заручиться их поддержкой, люди предлагают им в жертву табак, закапывая его листья в землю, раскидывая их по ветру или бросая их в реку и главное – сжигая их в священной трубке...

Табак войны и трубка мира

Табак считался растением «мужских духов», покровителей войны и охоты. Когда канадские гуроны отправлялись на войну или на охоту, они оставляли табак в расщелинах священной скалы и обращались к своим защитникам со словами: «О дух, живущий здесь, возьми этот табак, который мы тебе даем! Помоги нам! Освободи нас от всех бед! Помоги нам вернуться здоровыми и невредимыми!» Племена ирокезов зажигали табак, чтобы умилостивить бога войны. Ацтеки приносили табак в жертву своему военному покровителю – Уицилопочли, а также использовали его как компонент мази для втирания, помогавшей общаться и с остальными богами. Сок табака (вместе с другими составляющими) был необходим, чтобы вызвать ярость и воинское безумие.

Заканчивалась война тоже курением. Заключая мир, индейцы, согласно обряду, садились под деревом, которое называли «деревом мира». Трубка с табаком переходила из рук в руки, и каждый высокий гость, включенный в круг, должен был сделать затяжку. Давали «трубку мира» и просто повздорившим мужчинам.

Стоит отметить, что индейцы курили по любому поводу – даже при совершении сделок и договоров: давший слово во время курения не сможет его нарушить: за этим проследят духи.

Священный табак

Легенд о табаке у индейцев сложено немало. Это свидетельствует о том, что в их жизни он играл не последнюю роль. Как святыню, его почитают до сих пор практически все индейские племена. В Америке он известен с древнейших времен, однако возделывают его только там, где ощущается его недостаток. Аборигенное население каждого отдельного района «священным» считает, как правило, только местный табак, либо его близкие разновидности. Если индейцы онондага таким табаком считали исключительно Nicotiana rustica, то для хидатса, мандан, арикара им был Nicotiana quadrivalvis, а для кроу – Nicotiana multivalvis.

Большинство индейских племен, проживавших на территории современной Калифорнии, собирали дикий табак Nicotiana attenuata или Nicotiana bigelovii, высушивали его и затем курили. Часто табак курили не в чистом виде, а в смеси с другими растительными компонентами. Например, в лесных восточных районах его смешивали с корой и листьями ивы, на северо-западе – с древесным порошком, на Аляске – с корой тополя, березы, ивняка, у алгонкинов наиболее частой добавкой были листья красного кизила. Эти смеси известны под названием kinnikinnik (от алгонкинского слова, означающего «смешанный» ).

Хотя курили табак, вероятно, все племена, не все занимались его разведением. Например, кри и команчи выменивали его у других, считая табак священным растением, которое нельзя срезать. Они полагали, что на тех, кто его срежет, обрушится гнев духов, но курить уже срезанный табак можно и нужно

У североамериканских индейцев курение не было единственной формой использования табака. Вдоль всего тихоокеанского побережья было распространено его жевание, в других районах практиковалось поедание листьев, лизание или употребление приготовленных из них настоек. Каким бы способом индейцы ни использовали табак, с давних времен его употребление всегда было связано у них с определенными религиозными и социальными обрядами. Культ табака и трубки особенно широкое распространение получил в степных районах. Здесь его истоки, несомненно, надо искать в древних земледельческих обрядах, связанных с солнцем.

Важное место он занимал, например, в религиозной жизни индейцев кроу, которые идентифицировали священный табак со звездами, считали его даром божеств, а историю его появления связывали с легендой, которая рассказывала, как много лет назад Творец, прогуливаясь с друзьями в незнакомой пустынной местности, встретил человека, который был звездой, спустившейся с неба. Стоило только спутникам приблизиться к пришельцу, как он превратился в растение (табак). После увиденного чуда Творец повелел индейцам каждую весну сеять табак, исполнять с ним обрядовые танцы, обещая, что при соблюдении всех этих условий табак станет их жизненной опорой и залогом благополучия.

Прошли века, кроу стали коневодами-охотниками, но у них по-прежнему сохранялись следы обряда ритуального посева табака, и существовало специальное общество Табака, членам которого поручалось обрядовое выращивание этой культуры. Вступление в общество было возможным только после специального обряда посвящения. Во время ритуального посева табака обязанности членов общества были строго разграничены. Большая роль отводилась женщинам. Только им, например, доверялось смешивать перед посадкой семена табака с водой, удобрением и цветами некоторых растений. Во время сева они шли впереди и палками делали в земле лунки, а мужчины следовали за ними, опускали в лунки семена и совершали обрядовые песнопения под звуки трещоток и барабанов, имитировавших раскаты грома. В церемонии каждая отдельная группа индейцев выступала со своими песнями и эмблемами. Прополка и снятие урожая также сопровождались обрядовыми действиями. В созревшем растении кроу прежде всего ценили семена, которые сохранялись до следующего ритуального посева, а мелко нарезанные стебли и листья, смешанные с мясом бизона, бросались в ручей в жертву божествам.

Примечательно, что во время посева табака индейцы молитвенно просили не только о хорошем урожае, но и об изобилии бизонов. Считалось, что магические действия, производившиеся в процессе посева табака, должны были способствовать плодородию не только одной этой культуры. В связи с этим естественен вопрос, почему роль символа плодородия отводилась именно табаку? Какие качества данного растения обеспечили ему роль священного?

Курение табака или его жевание дает эйфоризующий эффект (стимулирует центральную нервную систему, вызывает возбуждение). Табак обладает еще одним свойством, благодаря которому он, скорее всего, и стал символом плодородия: это растение повышает эстрагенную активность, иными словами, оно стимулирует половую способность.

Священная трубка калумет

Каменные трубки использовались народами, населявшими Северную Америку, с доисторических времен. Об этом свидетельствуют, в частности, отдельные их образцы, обнаруженные при раскопках так называемых маунд (индейских захоронений) в районе Маунд-Сити на территории современного Огайо. Маунды были церемониальными центрами, о чем свидетельствует даже их символическая форма. Они имеют очертания либо геометрических фигур, либо фигур животных. На юго-востоке маунды строили как храмовые платформы с плоским верхом (миссисипская традиция начала второго тысячелетия). Некоторые из них достигали необычайно больших размеров (высота до 30 м, длина основания до 300 м). Факт обнаружения здесь курительных трубок подтверждает их изначальное церемониальное предназначение.

Первое, что постигали в жизни дети прерий, это:

чубук трубки – хребет народа,
головка трубки – голова народа,
камень, из которого она изготовлена, – кровь народа,
отверстие для дыма – рот народа,
дым – его дыхание,
трубка – символ Космоса, Вселенной,
священная трубка – сердце всех церемоний.

Но не все трубки имели церемониальное предназначение. Большинство из них, напротив, имело чисто утилитарное применение. Любой индеец, пристрастившийся к курению, мог иметь этот курительный артефакт. Собственно, и по виду своему обычные трубки мало чем отличались от «священных». Другое дело, что краснокожие жители Америки привыкали к своим трубкам и очень их ценили. Одарить кого-то трубкой означало связать себя узами дружбы, побрататься. Трубка позволяла скоротать время, помечтать на лоне природы, забыть на время о повседневных проблемах. Для многих трубка стала тем, чем для «бледнолицых» являлись часы – время измеряли количеством выкуренных трубок. Одного индейца спросили, как долго он охотился, и тот ответил: «Я гнал зверя столько времени, сколько нужно, чтобы выкурить одну трубку».

Трепетное отношение индейцев к трубке нашло свое отражение в многообразном фольклоре. Даже многие явления природы они склонны были связывать именно с ней. Вот один только пример этого: «В сентябре–октябре Бог Севера сонливо наблюдает за тем, как люди празднуют окончание сбора урожая. Только первый морозец заставляет его встряхнуться на мгновение ото сна, чтобы предаться ленивому раскуриванию любимой трубки перед тем, как окончательно впасть в зимнюю спячку. На этот период на Земле устанавливается слегка подернутая дымкой, богатая красками погода, которая длится до тех пор, пока Бог окончательно не уснет и Земля окажется окончательно во власти зимы». Это время года в Америке называют «индейским летом», в России же оно известно под романтическим названием «бабье лето» .

Шел ли индеец в военный поход или мирно предавался радостям жизни в родном жилище, он никогда не забывал о трубке – самом почитаемом предмете. Дым от нее считался лучшей жертвой Великой Тайне, и, посылая его небу, земле и четырем сторонам света, индеец молился о благоденствии своем и всех близких.Пока у индейца есть трубка – ему можно рассчитывать на помощь высших сил, и он всегда имеет шанс быть услышанным Великой Тайной. Не случайно у совершившего преступление первым делом отбирали трубку и разбивали ее вдребезги....

Широкое распространение имели так называемые «медсин пайпс» – врачующие трубки. Их курили, чтобы прогнать болезнь, и носили во время войны, чтобы побеждать врагов. Самой знаменитой трубкой североамериканских индейцев стала обрядовая трубка «калумет», известная как «трубка мира». Открыл и описал эту трубку в 1673 году путешествующий по Миссисипи миссионер отец Маркет (Marquette). Он и дал этой трубке название "калумет" (от латинского calamus , или норманского (французский диалект) chalumeau , что в переводе означает «тростник» , «камыш» ). Для индейцев калумет была как знамя полка для солдат. Обрядовую трубку североамериканские индейцы курили, когда приносили жертвы богам, она сопутствовала магическим и религиозным обрядам, присутствовала на советах вождей, обрядах усыновления и братания, скрепляла договоры о мире и дружбе.

В ритуале курения табака у индейцев сиу трубка рассматривается в качестве модели Вселенной. Во время ритуала пространство внешнего мира представлено силами шести кардинальных направлений, которым приносятся жертвенные дары. Частицы табака символизирует вещи, которыми наполнено пространство. Поэтому в ритуале курения табака модель мироздания как вместилище всех вещей и явлений природы сужается до масштабов чашечной части трубки, или ее «сердца». В момент ритуала трубка является Вселенной, универсумом. Трубка находится в руках человека, который в процессе ритуала набивает ее, и отождествляется с центром Вселенной и личностью Творца. Актом воскурения табака человек «расширяет» шесть направлений пространства с помощью распространяемого вокруг себя дыма. Сам же он остается в центре. В этом ритуале человек утрачивает свою частичность, фрагментарность и становится целым: он разрушает иллюзию отдельности, обособленности.

Согласно легенде, трубка в качестве подарка была принесена индейцам сиу священной Женщиной – Теленком Бизона. В ритуале воскурения табака трубка связывает сиу не только с миром духов, а мир духов с земным миром, но и индейцев между собой, мужчин и женщин. Трубка в ритуале рассматривается как мост, миротворец, символ родства членов коллектива, а также как эротическую связь, воплощение эроса. Через эротический аспект ритуал курения табака связан с культом плодородия. Вот что рассказывает легенда:

"Однажды во время охоты два индейца племени сиу повстречали незнакомую женщину в белый накидке и со свертком из бизоньей шкуры. Она медленно приближалась к ним, напевая странную песню: «Узри меня! Узри меня! Ибо мой приход свят». Один из индейцев задумал надругаться над незнакомкой и уже было направился к ней. Его напарник попытался преградить ему дорогу, однако тот отшвырнул его в сторону. В этот момент с небес опустилось облако и окутало обезумевшего индейца. Когда оно развеялось, то взору другого индейца предстал обглоданный червями скелет товарища. Весь трясясь, он пал в страхе на колени. Женщина в белом подошла к нему и сказала: «Не бойся меня. Возвращайся к своим людям и оповести их о моем приходе».

Индейский воин сделал так, как просила его женщина. Через некоторое время появилась и сама странница. Она протянула собравшимся индейцам свой узелок и молвила при этом: «Это священный подарок, и вы должны хранить его как святыню. В этом свертке находится священная трубка, которую никогда не увидит ни один нечестивый мужчина или женщина. С этой священной трубкой вы будете обращать свои голоса Великому Духу, Создателю всего сущего на Земле, вашему Отцу и вашему Деду. С этой священной трубкой вы будете ходить по Земле, которая приходится вам Матерью и Бабушкой. Все ваши шаги будут святы.
Чашечка этой трубки сделана из красного камня, который символизирует Землю. Теленок бизона вырезан из камня. Его голова обращена к центру. Он символизирует четвероногих тварей, которые живут рядом с вами. Чубук сделан из дерева, он символизирует все, что растет вокруг вас. Двенадцать перьев Пятнистого Орла свисают с того места, где чубук крепится к головке трубки. Они представляют всех пернатых братьев ваших.

Все эти вещи неразрывно связаны с теми из вас, кто будет курить трубку и возносить свои молитвы Вакан-Танка. Вы будете молиться вместе с ними и за всех их одновременно. Священная трубка свяжет вас неразрывными узами со всеми вашими родственниками, вашим отцом и дедом, вашей матерью и бабушкой.
Красный камень представляет собой Мать Землю, на которой вы живете. Земля красная, и двуногие, которые живут на ней, тоже красные. Вакан-Танка дал вам красную дорогу, хорошую и прямую дорогу, чтобы вы могли мирно шествовать по ней. Вы должны помнить, что все люди, стоящие на этой земле, святы. С этого дня священная трубка будет находиться на Земле, и вы будете возносить с ней молитвы Вакан-Танка. На камне семь кругов, которые означают семь обрядов, во время которых вы будете использовать трубку».

Затем Женщина Бизоньего Теленка распорядилась послать гонцов в различные племена народа сиу, чтобы созвать на общий сбор всех вождей, шаманов и знахарей. Когда все собрались, она рассказала им о сути священных обрядов. Но подробно она описала им только церемонию Сохранения Души, другие же шесть, по ее словам, должны были открыться индейцам в видениях. Напоследок она сказала:
«Помните, что трубка священна, и свято храните ее. Она должна быть с вами всегда. Помните также, что мне даны четыре века. Сейчас я покину вас, но буду обращать свой взор на Землю каждый век, а по окончании этого срока я вновь вернусь к вам». Индейцы сиу умоляли женщину остаться с ними. Они обещали построить для нее прекрасную хижину и предлагали выбрать для себя среди них любого понравившегося ей воина. Однако она отклонила все их предложения:
«Нет. Великий Дух доволен своими внуками. Вы хорошо слушали мои наставления. Теперь я должна вернуться в мир духов».

Отойдя от индейцев на некоторое расстояние, женщина присела, и когда она встала, она была уже белым теленком бизона. Поклонившись на все четыре стороны, она исчезла вдали..."

Священная трубка осталась у людей. С тех пор она передается из поколения в поколение и свято оберегается Хранителями священного свертка. До сих пор эта индейская святыня хранится в одной из резерваций сиу. Следуя заветам Женщины Бизоньего Теленка, индейцы используют ее в своих церемониях, самыми распространенными из которых являются обряд празднества Пляски солнца (The Sun Dance), обряд Очищения (The Sweat Lodge) и ритуал Вызова видения (Vision Quest). К изначальным семи ритуалам, поведанным им посланницей Великого Духа, они добавили множество других.

Необходимо отметить, что все священные трубки были символическими предметами, исключенными из повседневного употребления. Поэтому, вопреки обычному словоупотреблению, не всякая индейская курительная трубка может быть названа калуметом. Это касается и овеянного романтикой словосочетания «трубка мира». Оно стало популярным и вошло в широкий оборот с 1645 года, когда губернатор Канады выкурил священную трубку (трубку мира) с вождями алгонкинов, монтеквезов, ирокезов и гуронов. Этот обряд должен был скрепить нерушимость заключенного договора о мире. Церемониал представлял поочередное затягивание раскуренной трубкой и передачу ее соседу, сидевшему с левой стороны. Каждый затягивался дымом только один раз. Когда трубка завершала таким образом целый круг, ее вновь заворачивали в ткань и помещали на хранение до следующей церемонии в специально приспособленный для этих целей типи (индейскую хижину).

Самые ранние документально зафиксированные наблюдения такой церемонии относятся к первой половине XVII века, когда через ритуал калумета в 1634 году прошли у степных апачей члены торговой экспедиции Д. Ромеро. В 1660 году участником подобной церемонии оказался сын Ромеро. Исследователи полагают, однако, что церемония возникла гораздо ранее 1634 года, и к апачам она пришла от других племен. А один из исследователей, Дональд Блэксли, даже высказал предположение, что корни ее следует искать в доисторической эпохе, с чем не так уж трудно согласиться, если принять во внимание время появления первых ритуальных трубок у индейцев.

Расцвет и широкое распространение церемонии «трубки мира» приходятся на время развития индейского национального движения послеконтактного периода. В XIX веке трубка калумет стала символом ответной реакции индейцев на колонизацию. Культ калумета также был связан с ответным движением на запреты и попытки миссионеров искоренить язык и старую веру коренных жителей Америки. Индейцы, приверженцы традиционного образа жизни, использовали церемонию трубки, чтобы удержать в памяти поколений хотя бы некоторые прежние традиции. Поэтому понятно, что миссионеры, в частности иезуиты миссии St. Francis близ Монреаля, с особенным ожесточением сопротивлялись распространению культа и церемонии калумета, запрещая пляски и ритуальные съезды.

Трагизм этой эпохи нашел свое отражение в книгах американского писателя Джеймса Уилларда Шульца (1859–1947), который долгие годы провел среди индейцев племени сик-сиков (черноногие). Их жизни он посвятил несколько десятков повестей и рассказов, которые некоторыми критиками считаются непревзойденными по своей правдивости и знанию индейских обычаев и нравов. В его повести «Ловец орлов», записанной (что особенно важно) со слов индейца Старое Солнце, содержится следующее описание одной из церемоний «Священной трубки», сопровожденное горестными размышлениями об утере коренными жителями Америки своей самобытности:

«На следующий день, когда солнце стояло на небе высоко, меня позвали в вигвам Красных Крыльев. Я вошел и сел на ложе из шкур по правую руку старика. Слева от него сидела старшая его жена, носительница священной трубки. Дальше разместились мужчины, которые должны были принимать участие в церемонии; многие захватили с собой барабаны, чтобы аккомпанировать пению. Справа от меня, у входа, сидели младшие жены Красных Крыльев со своими подругами.
В вигваме было очень тихо; никто не курил. Все сидели серьезные, сосредоточенные, не спуская глаз с маленького костра; думали они о священной трубке. Затем все повернулись к Красным Крыльям. Ивовыми щипцами он вытащил из костра несколько раскаленных углей и положил их перед собой на землю. Из кожаного мешочка он достал пучок душистой травы и бросил его на угли. Поднялся ароматный дымок. Старик и его жена простерли руки и, набрав пригоршни дыма, стали тереть ладонями лицо, волосы, одежду; они очищались раньше, чем прикоснуться к Трубке Грома. Старуха встала, сняла с шеста сверток с трубкой и, положив его на ложе из шкур, стала развязывать четыре кожаных шнурка. Снова Красные Крылья бросил пучок душистой травы на угли, окуривая дымом сверток, и затянул первую из четырех священных песен, какие поются при разворачивании трубки. Все присутствующие стали ему подтягивать. Это была песня Древнего Бизона.

Тяжело у меня на сердце. Давно умерли те, кто пели священные песни в то далекое утро. Тени их ушли в страну Песчаных Холмов, а трубка зарыта в землю вместе с останками Красных Крыльев. А те, кто остались... кто они? Называют они себя пикуни, но не такими были настоящие пикуни. Счастливы ушедшие в страну Песчаных Холмов! Они не видят, как белые истребляют нашу дичь, завладевают нашей великой страной, обрекают нас на голодную смерть, отнимают у нас наших детей и учат их своему языку, своим обычаям. Белые заставляют наших детей поклоняться тому, кого они называют создателем, и говорят им, что все наши обычаи нелепы и смешны.

Что же видим мы теперь? Наши дети забыли все, чему учили их отцы, но не приняли и учения белых. Они отреклись от родного племени и стали людьми жестокими и лживыми. Они воруют; они обманывают не только белых, но и друг друга. Не имея ни силы, ни знаний, чтобы идти путем белых, они влачат жалкое существование, голодают, болеют, умирают. И хорошо, что умирают! На земле не осталось места для пикуни. Белые отняли у нас все: нашу землю, стада, дичь, даже наши верования и обычаи! Довольно! Вернемся к дням моей юности! Рассказывая о счастливой чистой жизни, какую вели некогда пикуни, я хоть на время забуду о всех наших невзгодах и лишениях.

Как печально звучала эта песня Древнего Бизона! Я слушал ее с волнением. Смолкли голоса, и жена Красных Крыльев сняла первый покров со священной трубки. Тогда все запели песню Антилопы, и под эту песню снят был второй покров. Затем запели песню Волка и, наконец, песню Птицы Грома. Старуха сняла последний, четвертый покров, и все мы увидели трубку, украшенную перьями и кусками меха. Раздались ликующие возгласы, громкие и протяжные. Долго не смолкали они. Звонкие голоса женщин сливались с низкими глухими голосами мужчин.

Красные Крылья уже развел на блюдце священную краску. Краска эта была красновато-бурая; мы добывали ее из красноватой земли, которую «старик», создавший мир, разбросал по оврагам и лощинам. Мы знали, что Солнце любит больше всех других цветов красновато-бурый цвет.
Когда старый жрец Солнца взял блюдце, я ближе придвинулся к нему, и он помазал мне священной краской волосы, лицо и руки. Затем, приподняв концы своего кожаного одеяла, он стал обвевать меня ими, словно крыльями. Громко молил он Солнце и все живые существа, населяющие воздух, землю и воду, защищать меня и помогать мне во всех моих начинаниях.

Церемония близилась к концу. Красные Крылья поднял священную трубку, и все запели песню Птицы Грома. Не выпуская из рук трубки, старик стал плясать передо мной и вокруг костра. Наконец он опустился на ложе и воскликнул:

«Я сделал для тебя все, что мог. Теперь ступай!»

На протяжении веков сложилось несколько характерных типов священных трубок. Речь идет, конечно, о тех из них, которые наиболее часто встречаются, и которые сравнительно легко поддаются классификации по времени изготовления, использованным материалам, а также по месту распространения. Такие трубки являются довольно популярным предметом коллекционирования. Среди них можно отметить такие, например, как Мик-Мак (Mic-Mac) или дисковые трубки, имеющие только им присущие, легко различаемые особенности. Впрочем, трубки хотя и представляют собой с точки зрения потребительских свойств единый класс артефактов, в реальности обладают огромным разнообразием стилей, а некоторые из них и просто остаются единственными в своем роде. Именно за это их и любят коллекционеры. В каждой из них есть своя тайна, и никогда не знаешь заранее, какой сюрприз может преподнести тебе тот или иной экземпляр.

В принципе, все разнообразие индейских трубок можно было бы свести всего лишь к двум наиболее распространенным формам: к прямым цилиндрическим и изогнутым коленчатым трубкам, составляющим с небольшими вариациями добрую половину всех трубок. Прямую трубчатую форму, например, имеют большое количество каменных трубок (из стеатита или хлорита) с атлантического побережья. Чашечка для табака у них расположена под углом к чубуку. Но главная их особенность состоит в том, что они необычайно тонкие. Толщина отдельных экземпляров не превышает 1/16 дюйма. Примером коленчатых трубок могут быть, например, т-образные трубки индейцев копена (Copena) штата Алабама и Теннеси. Кстати, большинство трубок, изготовленных из кэтлинита, имеют форму именно перевернутой буквы «т». Один из индейских вождей назвал как-то курительную чашечку такой трубки женщиной (Winyan), а чубук – мужчиной (Wicasa). В союзе этих двух начал, воплощенных в священной трубке, заключается Великая Тайна (Taku Wakan), которой поклоняются индейцы.

У каждого типа индейских трубок есть немало разновидностей. Весьма необычную форму имеют, например, отдельные трубки Мик-Мак. Чашечка у них такая же, как и других (круг с сужением в середине), а вот основание выполнено в виде конуса. Такая необыкновенная форма дала основание некоторым коллекционерам назвать этот вид трубок «бутылочной пробкой» (bottle stopper). Трубки могут различаться существенно и по размерам. Так, одна из самых крупных переносных дисковых трубок имела в длину 9 дюймов, а диск ее имел в диаметре 4 2/5 дюйма! Она была сделана из кэтлинита, добытого в Миннесоте, а нашли ее в округе Ла Кросс (La Crosse). Кстати, необходимо иметь в виду, что трубки чаще, чем другие предметы, обменивались между различными племенами. Поэтому нередко трубки, характерные для севера, можно найти на юге, а восточные – на западе, и наоборот. Это только подтверждает их действительную ценность.

Церемониальные трубки различных племен, естественно, могли сильно различаться, но всех их объединяла одна общая характерная особенность: все они тщательно декорировались. Ствол трубок, который, кстати, являлся главной символической частью священных трубок, украшался иглами дикобраза, щетиной кабана, кусочками меха и кожи, бисером, бусами, перьями, пучками волос и резьбой. Формы декора варьировали: одни племена украшали ствол священной трубки перьями орла, другие – перьями журавля, третьи – колосьями маиса.

Перья часто группировались в форме крыльев так, что когда трубку использовали в ритуальном танце, они расправлялись и создавали иллюзию полета птиц. У индейцев прерий был распространен обычай украшать стволы церемониальных трубок перьями дятлов, так как, по их представлениям, дятлы были связаны с громовой птицей. Племена восточных районов иногда прикрепляли к стволу трубки скальпы. Сиу украшали черенки трубок путаными узорами в форме спиралей, у других племен практиковался простой обжиг черенка.

Черный Лось, "святой муж из племени оглала сиу" , так объяснял значение украшений на трубке: «Четыре ленты, свисающие с мундштука, обозначают четыре стороны света. Черная лента - это запад, где обитают духи грома, посылающие дожди. Белая лента - север, откуда приходит белый очистительный ветер. Красная означает восток, откуда зарождается свет, где живет утренняя звезда, дающая людям мудрость. Желтая лента - юг, откуда приходят лето и животворные силы роста.

Но духи четырех сторон света на самом деле лишь один Дух, и вот это орлиное перо обозначает его. Этот большой Дух словно их отец; перо означает еще людей, которым должно парить высоко, вместе с орлами. Разве небо - не отец, а земля - не мать нам, и все живущее - кто летает, ходит, прорастает корнями, - не их дети? А этот кусок бизоньей шкуры, которым обернут чубук, символизирует землю. Ведь от нее произошли мы все. От ее груди питаемся мы, словно дети, всю свою жизнь вместе со всеми животными, птицами, травами и деревьями. Вот из-за того, что трубка обозначает все эти вещи, и еще то, чего не дано человеку постигнуть умом своим - из-за этого она священна.» .

Каждое племя свою священную трубку содержало определенным образом. Обычно ее хранили в специальном типи, разрисованном символическими фигурами, тщательно
завернутой и непременно в подвешенном виде. Ее владелец был обязан соблюдать множество запретов, от него требовалось безукоризненное знание ортодоксальной легенды о трубке, и он был обязан при любом подходящем случае распространять эту легенду. Священной трубке делались подношения. Любой член племени мог принести свою жертву и взывать к трубке, чтобы она помогла ему в его делах и гарантировала долгую и счастливую жизнь. Все это обеспечивало хранителю особое место в племени, он, как правило, считался его почетным членом. Неудивительно поэтому, что именно хранитель священной трубки чаще всего назначался главным распорядителем различных индейских церемоний.